АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Магические оградки и культ предков

Читайте также:
  1. I. степень согласованности во взаимодействии политических субкультур
  2. I. ЭТЮД НА РЕЖИССЕРСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
  3. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  4. III ДЕНЬ-ідентифікація чистої культури.
  5. III Русская художественная культура
  6. IV Зимний краевой физкультурно-спортивный фестиваль
  7. IV курс, факультет английского языка
  8. V. Фізкультхвилинка
  9. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  10. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  11. Адміністративні правопорушення в галузі охорони природи, використання природних ресурсів, охорони пам'яток історії та культури. Ведення адвокатом таких справ.
  12. Адукацыя і культура.

Писании типа той, которую открыл Иван Романович Рязанцев, в Забайкалье известно очень мало. Зато похожие писаницы с изображением животных и охотничьих сцен в большом количестве есть в Прибайкалье и Якутии. Это писаницы таежных охотничьих племен неолита и бронзового века.

А у степных скотоводческих племен писаницы другого стиля. Нередко в тех же местах, где встречаются плиточные могилы, где-нибудь на гладких плоскостях скал, под навесом и козырьками, несколько предохраняющими их от отвесно падающих дождевых струй, можно увидеть выцветшие красные пятна охры. Неопытный человек не всегда может понять, что они изображают: точки, короткие палочки, очень схематически изображенные фигуры людей. Иногда несколько человечков, точно взявшихся за руки, иногда изображены четырехугольные или округлой формы оградки и внутри те же точки, палочки (рис. 24). Часто встречаются изображения птиц в полете и других животных: оленей, лошадей. Животные тоже изображены очень условно не так, как на Верх-Хилинской писанице. Подчас лишь с трудом можно угадать, кого хотел изобразить древний художник.

Судя по толщине пятен и линий, нетрудно сообразить, что они нанесены попросту пальцем, обмакнутым в краску.

Гораздо сложнее определить, что означали эти рисунки, какой смысл вкладывали в них те, кто их нанес на скалы. Но во многих случаях ученым и это удалось сделать. И опять-таки оказалось, что эти рисунки связаны с религиозными представлениями древних забайкальцев.

Жизнь древнего таежного охотника зависела в основном от удачи или неудачи в охоте, от того, попадется ли ему зверь и попадет ли он стрелой в зверя. И понятно, что все его помыслы, и интересы, и религиозные воззрения тоже были тесно связаны с охотой.

Но для племен степного Забайкалья, как мы уже видели, главную роль играло скотоводство. И общественное устройство у них было другое, более развитое, чем у лесных племен. Мы знаем, что у них уже большое значение приобрели меновая торговля и ремесла и появились зачатки имущественного неравенства и даже рабства. Наконец, у них выросла роль вождей, племенной знати. И все эти изменения должны были так или иначе отразиться и в религиозных представлениях, и в искусстве.

Сопоставляя рисунки на писаниц степного Забайкалья с писаницами из других областей, а также с этнографическими данными, ученые установили, что человекообразные фигурки на писаницах представляют на самом деле не людей, а духов предков. Духи предков, в особенности вождей или шаманов, считались сверхъестественными покровителями племени или рода, нанося на скалу ряды пятен и окружая их замкнутой линией - оградкой, древний забайкалец совершал своего рода колдовской обряд. Пятна должны были изображать членов рода или семьи. Человек обводил их замкнутой линией – маг оградкой, конечно, произнося при этом соответствующее заклинание, и он верил, что это должно предохранить родных и близких ему людей от влияния злых духов. А в некоторых случаях пятна в магических оградках, по-видимому, изображали скот. Ведь, скот теперь стал основой благосостояния степняка. И очень важно было уберечь и сохранить домашних животных от всякой «порчи». И вот нередко рядом с этими оградками изображались ряды человекообразных фигурок. Духи – покровители данного рода должны были помочь сохранить скот и людей. Кстати говоря, похожие изображения духов предков – покровителей родов были и у позднейших забайкальских племен – бурят и эвенков (так называемые «онгоны»).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)