АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вспоминая ХХ съезд

Читайте также:
  1. VII. СЪЕЗД КПРФ
  2. XX съезд КПСС и Украина. Проведение реабилитации.
  3. А не съездить ли в Осло на выходные?
  4. Вспоминая Каспера
  5. Вспоминая мисс Мерфи
  6. Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
  7. Вспоминая Шерлока Холмса.
  8. Г.: Начало новой фазы холодной воины. XX съезд КПСС, его внешнеполитическая программа и ее претворение в «эру Хрущева».
  9. Заключительная речь 17 ноября 1935 г. на третьем Имперском крестьянском съезде в Госларе.
  10. Из речи на Имперском крестьянском съезде в Госларе 29 ноября 1936 г.
  11. КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ФРАКЦИИ СЪЕЗДА

 

ХХ съезд коммунистической партии[149] стал советским вариантом Нюрнбергского процесса, который, несмотря на свою мягкость и половинчатость, разрушил краеугольный камень из фундамента тоталитаризма.

Сегодня все громче раздаются голоса критиков самого факта разоблачения культа личности, преступлений сталинизма, резкости, с какой это было сделано Н.С. Хрущевым на ХХ съезде. Много говорится о том, что надо бы было действовать мягче, говорить правду не сразу, а по частям, дабы сохранить в долгосрочной перспективе приобретенные по итогам Второй мировой войны геополитические преимущества и не отпугнуть левую интеллигенцию по всему миру.

Но при всех возможных симпатиях к обилию подконтрольных территорий и левым политическим идеям надо помнить о том, что на постепенные действия по демонтажу сталинизма просто не было времени. Когда войска союзников входили в немецкие лагеря уничтожения – это тоже был шок для европейцев и американцев, шок, обнаживший запредельные ужасы, которые несла с собой практика национал-социализма. Командующий войсками союзников американский генерал Джордж Паттон организовывал ознакомительные выезды в лагеря смерти журналистов и политиков, которые воочию убедились в том[150], что это была не просто война.

Для лучшего понимания реальности, идейного выздоровления европейским интеллектуалам левой ориентации нужно было не только осознание ужасов повседневной практики национал-социализма, но и сталинского варианта социализма. Нужно было вывести их из юношеского опьянения коммунистической утопией, им всем надо было взрослеть и отказываться от иллюзий. Еще больше правда о преступлениях сталинизма нужна была советскому обществу, нужна не только тогда, но и теперь, в постсоветской России.

Войска союзников по понятным причинам не входили в сталинские лагеря смерти – двери лагерей открыл Н.С. Хрущев, освобождение для выживших узников принесло изменение партийно-государственной политики, идеологически закрепленное на ХХ съезде КПСС. Съезд вскрыл гигантский нарыв сталинизма, с него начался процесс освобождения от тоталитаризма, процесс, приведший потом к августу 1991 года.

Часто сравнивают резкость и единовременность выступления Н.С. Хрущева и поступательную, пошаговую политику демократизации в годы «перестройки». Но после смерти Сталина тоталитарная система сумела измениться изнутри, эволюционируя в систему авторитарную. К середине 80-х годов ХХ века СССР не был уже той «империей абсолютного зла», которой он был при Сталине. В стране не морили голодом миллионы крестьян, миллионами не расстреливали потенциальных и реальных политических оппонентов, закрылись огромные лагеря ГУЛАГа, масштаб политических репрессий стал несопоставимо меньшим. Иными словами, это уже была не тоталитарная система сталинского типа; меняя ее можно было позволить себе не так спешить. В 1956 году не спешить было нельзя – в лагерях умирали люди. Их уже стали понемногу выпускать, но обществу надо было объяснить, что происходило в стране в сталинские десятилетия.

Нужно помнить и о том, что у международного коммунистического движения, коммунистических партий по всему миру, за плечами преступления красного террора и сталинизма, красные кхмеры и «культурная революция» в Китае, самобытно обустроенные собственные варианты Треблинки, Дахау и Освенцима. Строя здание «прекрасного нового мира» на таком фундаменте, нельзя рассчитывать на сохранение долговременных политических и геополитических выгод, сохранение мирового коммунистического движения, устойчивость Варшавского договора, рассчитывать на победу мировой экспансии коммунизма. За все в истории приходится платить.

В конце 80-х – 90-х годах прошлого века о преступлениях сталинского режима сказали всё, или почти всё. Эта правда неисчерпаема, она без срока давности, ее нельзя списать и забыть. Но и сегодня значительная часть российского общества её не знает или не желает знать, полагая, что гарантированная государством похлебка важнее свободы, а Сталин значительно лучше Горбачева и Ельцина. Английский футбольный клуб «Челси» в собственности у Романа Абрамовича возмущает многих наших соотечественников куда больше, чем сталинский геноцид. Значит, излечения не произошло, прививки против этого зла нет и сегодня, потому и тема о нашем Нюрнберге – ХХ съезде – принадлежит не только прошлому, но и настоящему.

 

 

Литература

1. Ицхокин А.А. Реставрируя смысл. Чего не досказал Заратустра. М.: Огни, 2003. 539 с.

2. Кантор В.К. «…Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М.: РОССПЭН, 1997. 479 с.

3. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: КАНОН – пресс-Ц, 2001. С. 256–271.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Эстетика. Философия культуры / Пер. с исп. А.М. Гелескула. М.: Искусство, 1991. С. 309–349.

5. Зиновьев А.А. Запад. М.: Центрполиграф, 2000. 509 с.

6. Каган М.С. О времени, о людях, о себе. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2005.

7. Ахиезер А.С. Специфика российской истории// Труды. М: Новый хронограф, 2006. С. 23–156.

8. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. Взгляд из России // Труды. М: Новый хронограф, 2006. С. 157–332.

9. Ахиезер А.С. Катастрофы в обществе и природа как нравственная проблема (на историческом опыте России)// Труды. М: Новый хронограф, 2006. С. 333–479.

10. «SEX в большой политике. Самоучитель self-made woman». Москва: АНО “РИД “Новая газета”, 2006.

11. Чернышевский Н.Г. Губернские очерки Щедрина // Критические статьи. Пушкин. Гоголь. Тургенев. Островский. Лев Толстой. Щедрин и др. (Современник 1854–1861) / Издание Н.М. Чернышевского. СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1895.

12. Трегубова Е. Байки кремлевского диггера. М.: Ад Маргинем, 2003.

13. Ильин И.А. Предпосылки творческой демократии // О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993.

14. Карпухин О.И, Макаревич Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик рилейшнз": Опыт историко-социолог. исследования. Калининград: ФГУИПП Янтар. сказ, 2001.

15. Соловьёв В. Второе нашествие: «Идущие вместе» вышли на уровень министров, губернаторов, и телеведущих // Коммерсант 16 апреля 2005, № 68. С. 1.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)