АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. - Почему вы так интересуетесь книгами с историями?

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

Краткий обзор

 

- Почему вы так интересуетесь книгами с историями?

Маг внимательно посмотрел на своего Ученика и спросил:

- Что такое магия?

- Искусство трансформации и изменения.

- Хорошо. А какова роль мага?

- Роль мага заключается в том, чтобы

помочь людям сделать изменения в своей жизни полезными и приятными.

- И как это достигается?

- Развитием осознания того, что все вещи имеют структуру, что изменения все­гда возможны, что существует более чем одна перспектива и что сущность благоприятных изменений состоит в развитии большей креативности и открытии доступа к большему количеству выборов.

- Какова ответственность просвещенного мага?

Ученик на секунду задумался, вспоминая то, чему его учили.

- Ответственность мага заключается в том, чтобы использовать свою силу мудро, этично и с наибольшей человечностью.

- А каковы ключевые принципы?

Молодой Маг задумался, прежде чем ответил:

- Существует пять основных принципов:

 

1. Маг должен думать систематично и видеть те связи между вещами, которые заметны не сразу. По этой причине Маг должен рассматривать информацию в ее естественном контексте, поскольку ничто не существует и не чувствует в вакууме.

2. Маг должен всегда понимать, что его знание условно, что всегда можно найти и открыть нечто большее, что всегда существует более чем один способ достижения какого-либо результата.

3. Маг делится своими знаниями. Поэ­тому он выбирает просвещенный путь для оказания помощи другим и достижения бессмертия.

4. Маг всегда следует четырем правилам: уважение к себе, уважение к другим, забота об экологии и ответственность за свои действия.

5. Настоящий Маг верит, что ничто из существующего не истинно, но действует так, как если бы это было истиной. Он доверяет проявлениям своих чувств, чтобы правильно интерпретировать свою реакцию, и он всегда рассматривает, какой выбор был бы наиболее предпочтительным для конкретной ситуации.

- Ты хорошо выучился, - сказал Маг. - Все, о чем ты упомянул, является причиной того, что маги коллекционируют и используют истории. Все истории содержат правду и неправду, каждая история завершена в своем контексте, существует в собственной реальности. Каждая история отражает некоторую систему, карту мира, и, как любая карта, она завершена внутри себя, но в то же время является неполной, потому что отражает только одну из возможных перспектив. Истории используются нами как способ увидеть и понять наш мир в новом свете, с новой точки зрения, - продолжал Маг. - Изменяя наших читателей и слушателей через осознание ограниченности их карты, мы делаем возможным достижение инсайта. Зная это, ты должен понять, насколько важным и могущественным инструментом для развития креативности и увеличения возможностей выбора в нашей жизни являются истории. И почему маги, разыскивая новые волшебные средства, столько времени про водят в книжных магазинах.



 

 

Об этой книге

 

Люди часто спрашивают меня: «Где вы находите истории?» Истории находятся повсюду: в книгах и газетах, фильмах и ежедневных событиях, в сознании и на устах людей, и прежде всего в нашей собственной жизни.

Эта книга является коллекцией некоторых историй, анекдотов и метафор, которые я использовал для работы в усло­виях самого разнообразного коммуника­ционного контекста. Истории могут быть использованы, чтобы подтвердить, изме­нить или расшатать чью-либо позицию, идею, верование, видение, поведение, навык, привычку или цель. Истории могут быть использованы в таких контекстах, как обучение, бизнес, коммуникация, презентация, здоровье, самосовершенствование, взаимоотношения, искусство, спорт, лич­ностное развитие и терапия и, конечно, просто для удовольствия.

История, нашедшая отклик, всегда влияет на наше видение мира, изменяя его, как если бы мы рассматривали мир через стекла разного цвета. Истории подводят нас к тому, чтобы взглянуть на нашу жизнь и опыт таким способом, который изменяет привычную перспективу, уровень и фокус восприятия. История, как объектив фотоаппарата, может приблизить или отдалить события от субъекта. Фильтры могут быть использованы, чтобы через объектив истории изменять цвета, настроение и энерге­тический уровень. Как и все магическое и волшебное, истории могут изменять или расшатывать уже устоявшуюся точку зрения, привычную карту мира и, выталкивая нас из ограниченного пространства стереотипов, приводят к новому пониманию и новым открытиям.

‡агрузка...

Истории, приведенные в этой книге, могут быть использованы в разнообразном профессиональном и личном контексте, а также просто для развлечения.

 

 

Установление рамок и значение

 

Вне рамок, установленных вокруг контекста, информация не имеет смысла. Рассмотрим следующую ситуацию. Огромное грозовое облако нависло над землей и почти полностью закрыто солнце. Что может значить эта ситуация? Мы не сможем сказать ничего определенного, до тех пор пока не сформулируем контекст этой ситуации, пока не создадим соответствующую рамку.

Это может означать неблагоприятный день для служителя культа солнца. Или прекрасное время для проращивания семян. Это может быть полной катастрофой для фермера, чья пшеница уже созрела и готова к уборке. И в то же время эта туча может стать благословением для путешественника в безводной пустыне.

Истории, приведенные в этой книге, прозвучат более удачно, если будут приведены в соответствие с каким-либо контекстом. Например, в ситуации, когда человек зацикливается, фиксируется на переживании тяжелого воспоминания о прошлом или неприятного опыта в настоящем, может быть использована следующая история.

 

Два монаха-пилигрима прошли уже много миль, избегая людских поселений и следуя правилу монахов, которое запрещало им разговаривать с людьми и прикасаться к женщине. Они не желали попутчиков, поэтому выбирали окольные пути и спали на земле.

Шел сезон дождей, и, поскольку им предстояло пересечь реку, они надеялись, что она не очень разлилась и ее можно перейти вброд. Приблизившись, они увидели, что река вышла из берегов. Они решили найти перевозчика, который доставил бы их на другой берег в своей лодке. Но, обойдя окрестности, они не заметили никаких признаков лодочника. По-видимому, лодку сносило сильным течением, и он остался дома.

Однако там была женщина.

Она была великолепно одета и прикрывалась зонтиком. Она обратилась к монахам с просьбой помочь ей пересечь реку, потому что ее дело было неотложным, а река в этом месте хоть и была быстрой и холодной, но неглубокой.

Младший пилигрим проигнорировал ее просьбу и продолжал оглядываться по сторонам. Старший ничего не сказал, посадил женщину на плечи и перенес через поток. На противоположном берегу он аккуратно поставил ее на землю, так что она даже не промочила ноги.

В течение следующего часа, пока монахи пробирались через густой и влажный лес, юный монах бранил старшего, высказывая свое презрение к его поступку и обвиняя его в нарушении правил и данного обета. Как он посмел? Как он мог? О чем он думал? Кто дал ему право так себя вести?

Вскоре они вышли на открытое место, и старый монах остановился и пристально посмотрел в глаза юного спутника. В воздухе повисла тишина.

Наконец, его глаза засветились мягким светом, и он тихо сказал: «Брат мой, я оставил эту женщину на том берегу час назад.

Ты же до сих пор несешь ее на себе».

Эта фиксация является той рамкой, которая придает истории ее силу и значение.

Установление рамки для любой истории из этой книги остается на ваше усмотрение. Фиксация на событии приведена лишь как одна из возможных рамок для этой истории. Эта книга полна магии, и значение и смысл каждой истории будут зависеть от того, в каком контексте вы ее рассказываете, кем являетесь вы и для кого она звучит.

 

 

Значение и интерпретация

 

Лучшие из историй всегда многослойны и допускают богатейший набор интерпретаций. Некоторые истории могут содержать внутри себя противоречивые значения, как, например, история, названная «Каменотес», интерпретируя которую можно сделать два абсолютно разных вывода. В зависимости от личного опыта и заинтересованности каждый читатель будет воспринимать историю, метафору или анекдот по-разному, вкладывая различный смысл.

Возможно, слово «метафора», использованное в этой книге, нуждается в некотором пояснении. Я рассматриваю все истории этой книги как расширенные метафоры. Они действуют мощно, но косвенно, они являются отличным средством представления опыта в неожиданном или непривычном свете, в новой перспективе.

Метафора - это не просто поэтический или риторический прием, это мощное средство изменения опыта человека и его системы восприятия. Если мы используем метафору, которая выражает какое-то понятие, мы сделаем возможным различные способы понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир[2].

Понимание определенной связи между понятиями переносится на другую систему понятий («пересечение» или «перенос» - таково значение древнегреческого слова «метафора»). Эта новая рамка предполагает, что мы переоцениваем привычное понимание изначального понятия. Наша способность думать о собственных мыслях позволяет занять метапозицию, а значит, рассмотреть оригинальную ситуацию «сверху», В перспективе, более ясно и мудро.

Одной из особенностей метафоры, которая делает ее столь мощным средством воздействия, является способность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия, требующие дополнительных разъяснений, в более простые и конкретные формы. Метафора позволяет выйти за пределы абстрактных материй и перевести мысль в чувственную, непосредственно переживаемую форму. Возможно, как раз об этом писал в первой главе своей книги Леонард Шлейн.[3]

 


Сила историй

 

Каждая история создает собственный мир. И в каждой истории сочетается внутренняя логика, сопровождающаяся внешним выражением посредством слов (левое полушарие) вместе с аспектами творчества, связями и образами, которые выражаются посредством интонаций и эмоций (правое полушарие). Таким образом, оба полушария нашего мозга (неокортекс) стимулируются. Эти факты влияют на наше понимание следующего: привлекательности историй как проводников смысла, запоминаемости историй, их пригодности для людей разного возраста, разной культуры и информационных стилей общения.

На более глубоком уровне истории являются архетипами. Истории, метафоры и мифы передают историю, культуру, ценности и обычаи людей. Они являются своеобразным социальным клеем, который используется для введения, инструктирования и изменения читателя или слушателя. А поскольку они задевают самые глубокие аспекты общественного опыта, они действуют на сознательном и бессознательном уровне, отправляя свои «сообщения» как прямо, так и косвенно, незаметно для адресата. Истории связаны с бессознательным, поскольку тревожат нас и бросают вызов комфортному представлению о себе или собственной идентичности, нашему программированному поведению или привычной карте мира. Или, наоборот, укрепляют их.

Истории действуют через пространство и время. Библейские притчи, коаны Цзен или анекдоты суфистов - все они отражают современные ценности, образцы поведения и контекст. Истории связывают прошлое с настоящим и устремляют их в будущее.

Связывая время и контекст, идею и понятие, поведение и ценности, истории делают чрезвычайно интересным для слушателя предсказание последующих мыслей и действий. Подходящей современной иллюстрацией этому может послужить так называемая «мыльная опера». Каждый эпизод заканчивается на моменте неразрешенного кризиса, который оставляет нервные узлы мозга зрителя в открытом, возбужденном состоянии. Поскольку мозг

стремится к упорядоченности и завершённости, эта неясность должна быть устранена. Зритель пересматривает всю информацию, имеющуюся у него на данный момент, и выстраивает продолжение эпизода в соответствии с возможным исходом. Режиссер мыльной оперы сформировал способность к ответу, к ответной реакции.

Попытка предсказания гарантирует, что аудитория будет заинтересована в просмотре следующего эпизода, и тогда возбуждение будет снято[4].

 

В литературе писатель может открыть сразу несколько таких элементов в преде­лах одной истории, как, например, в тра­диционном романе, где все они разрешатся в финальном эпизоде. В большинстве современной литературы в основу пьесы могут быть положены неопределенные принципы[5], поэтому предлагается множество способов торможения возбужденного нейрона. Без такого завершения у вас не получится истории. Останется лишь набор разрозненных и бессвязных фактов[6].

 

 

Использование историй

 

Истории столь привлекательны, потому что находят свой путь к читателю самыми разнообразными и иногда непредсказуемыми путями. Потому что они связывают различные уровни и сами предлагают раз­нообразные способы их использования. Вот лишь некоторые способы применения историй, приведенных в этой книге:

1. Просто для удовольствия.

2. Для изменения состояния, настроения или уровня энергии человека или группы людей.

3. Для переформулирования проблемы.

4. Чтобы увидеть поведение или пози­цию в новой перспективе.

5. Для разрушения ограниченного взгляда на мир.

6. для изменения неприемлемого поведения.

7. Чтобы предложить разумную и полезную модель поведения или восприятия.

8. Чтобы ненавязчиво преподнести некоторую точку зрения.

9. Чтобы продемонстрировать, что проблема не уникальна и не нова.

10. Чтобы развить креативность.

11. Чтобы продемонстрировать неадекватность логической причинности: коаны.

12. Чтобы активизировать нервные центры, пробудить мозг и внести информацию в открытое сознание, которое ждет завершения.

13. Как введение, очерчивающее ключевые моменты или мысли, которые будут развернуты позднее.

14. Как итог или обзор уже преподанной информации.

15. Для открытия новых возможностей и значений.

16. Для организации дебатов или дискуссии.

17. Для изменения или укрепления существующего взгляда на мир.

18. Чтобы привлечь аудиторию к по­вторению некоторых моментов истории, с целью усовершенствования языковых структур или словаря.

19. Для поощрения вовлеченности и вмешательства аудитории.

20. Чтобы рассказать поощрительную историю аудитории.

21. Чтобы развить навыки самопрезентации и публичного выступления.

22. Чтобы продемонстрировать некоторые аспекты структуры, присущие эффективной коммуникации.

23. Чтобы продемонстрировать систематическую природу человеческих взаимоотношений.

24. Чтобы продемонстрировать, как люди реагируют на встречу с картой мира, не соответствующей их собственной.

25. Чтобы почувствовать недостаток чего-либо.

26. Чтобы разогреть групповой аппетит.

27. Чтобы вызвать интерес.

28. Чтобы сделать некоторую мысль более запоминающейся.

29. Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.

30. Продемонстрировать, что вы намерены ориентироваться на творческое развитие группы в такой же степени, как и на ее инструктирование.

31. Для сопровождения Мультисенсорной коммуникации.

32. Чтобы удивить людей.

33. Чтобы познакомить их с мудростью иной культуры.

34. Чтобы продемонстрировать, насколько взгляды и мудрость других культур схожи, и в то же время отличаются от нашей.

35. Чтобы ввести аудиторию в состояние легкого транса или сна.

36. Чтобы возбудить активность правого полушария.

37. Чтобы пробудить к работе оба полушария мозга.

38. Чтобы перевести активность с уровня бета-волн (сознательные) процессы к альфа-волнам (легкий транс или состояние сна). Альфа-излучение в большей степени подходит для введения информации наиболее глубоком, подсознательном уровне и для интеграции и закрепления уже предъявленного материала[7].

39. Чтобы ввести информацию, минуя уровень осознания.

40. Чтобы продемонстрировать, насколько своеобразно каждая личность интерпретирует информа­цию и как это соответствует ее собственной карте мира и жизненному опыту.

41. Чтобы продемонстрировать, что «восприятие - это проекция»: наша карта мира определяет то, как мы воспринимаем мир.

42. Чтобы оправдать написание книги.

43. Чтобы оправдать чтение книги.

44. Чтобы установить связь между прошлым, настоящим и будущим.

45. Чтобы сделать информацию более содержательной и запоминающейся.

46. Чтобы развить навыки визуали зации.

47. Чтобы сделать абстрактное конкретным.

48. Чтобы достучаться до бессознательного.

49. Чтобы развить осознание сенсорной базы языка и опыта.

50. Чтобы развить понимание роли и силы метафоры в историях, а также

в коммуникации в нашей обыденной жизни.

51. Чтобы повысить значимость следующего этапа коммуникации, остановив настоящий на незавершенном, но критическом моменте истории: эффект Шахерезады.

52. Чтобы взять сложную идею и «сделать ее настолько простой, насколько вы сможете, но не чрезмерно» (Эйнштейн).

53. Чтобы бросить вызов самодовольству.

54. Для укрепления культурной точки зрения, позиции, системы ценностей или верований.

55. Чтобы изменить парадигму.

56. Чтобы создать игру.

57. Как основа для драматизации.

58. Чтобы создать персонажей, сюжет или живописную картину (пока воображаемую ).

 

Искусство рассказывания историй

 

Рассказывание историй - это искусство, которое заложено в способности каждого к достижению цели. для развития этого искусства нужна практика и внимание к обратной связи, которую вы получаете. Существуют четыре типа обратной связи. Первый - это смотреть и слушать рассказчика, которого вы признаете как мастера в этой области. Спросите себя: « Что такого он сделал, что произвело на меня столь большое впечатление? Как он добился этого?»

Если вы сможете обнаружить, что он сделал, вы сможете моделировать его поведение. Если это работает у него, это вполне может сработать и у вас. Это обратная связь, которую вы даете себе.

Второй тип обратной связи дают вам другие, когда вы рассказываете истории. Для этого вам нужно установить зрительный контакт и держать все ваши чувства открытыми, чтобы отмечать все те реакции, которые вы получаете по ходу рассказывания историй. Соответствовала ли реакция аудитории той, которую вы ожидали на этом этапе? Хороший рассказчик подобен накатывающей на берег волне. Вы погружаете слушателей в легкий транс, напоминающий сон наяву, и, когда вы добиваетесь этого, вы с легкостью можете перемещать слушателей из одного состояния в другое. Обратная связь в этом случае будет главным образом невербальной. Естественно, это не означает, что аудитория будет пассивной. Могут проявляться самые разнообразные мыслительные и эмоциональные процессы. Чем внимательнее вы наблюдаете за аудиторией, тем больше информации о достигнутом результате вы получаете.

Третий тип обратной связи - это обратная связь, которую вы даете самостоятельно после того, как рассказали историю. Что пошло не по плану? Что я мог сделать

вместо этого? Какой вариант был бы наиболее удачным? Какими ресурсами я обладал, но не воспользовался? Что изменило бы использование этого ресурса? Например, было ли мое дыхание глубоким? На­сколько успешно я структурировал свою историю? Мог ли я сделать это лучше?

Правильное ли время я выбрал для своего рассказа?

Если же все прошло великолепно, поздравьте себя с этим и все равно отрефлексируйте произошедшее. Что я сделал, чтобы достичь такого успеха? Можно ли было сделать ситуацию еще более эффективной?

Рассказывание историй - это путешествие, и дорога к совершенству не имеет конца. Вы всегда имеете возможность сделать еще лучше.

Четвертый тип обратной связи - это реакция окружающих (о которой вы просите или естественная), которая высказывается после того, как история прозвучала. Бывает трудно принять тот факт, что такая обратная связь полезна. С любой точки зрения она не является истинной, потому что один человек оценивает вас со своей точки зрения, в собственной перспективе под влиянием момента. Вы можете обра­тить на нее внимание, интегрировать ее в свою историю, поразмышлять над ней или отвергнуть. Это информация, которую вы всегда можете принять или отвергнуть.

Может быть очень полезным пригласить кого-нибудь, кто специально оценил бы ваше «выступление», присутствуя вовремя вашего рассказа и дав потом обратную связь. Если вы сделаете это, то лучше попросить его дать специфическую обратную связь - на основании одного или двух элементов. Например, был ли установлен зрительный контакт с аудиторией? Был ли мой голос достаточно громок? В достаточ­ной ли степени я выдерживал общий тон и эмоциональный настрой истории? Хорошо ли использовал тишину и паузы? Насколько мои телесные проявления поддерживали те или иные моменты истории? В противном случае на наблюдателя обрушится огромный поток информации, которую нужно будет оценить, и тогда выводы будут слишком общими и малополезными.

По поводу обратной связи и того, как ее использует чемпион, смотрите историю «Три шага к успеху» (1.08).

 

***

 

Хорошим рассказчиком не рождаются, хорошим рассказчиком становятся. Это навык, которому можно научиться. В начале этого раздела была отмечена важность практики. Некоторые вещи могут оказаться бесполезными для вас. В процессе практики некоторые навыки будут развиваться и изменяться. Так, например, однажды вы станете настолько близко знакомы с «правилами» рассказывания историй, что сможете нарушать их. Все хорошие правила имеют определенную цель. Если вы знае­те, какова эта цель, и можете ее достигнуть, вы можете нарушить и изменить правило, чтобы следовать другой цели или цели более высокого порядка, чем первоначальная. В этом случае знание и чувство цели играют большую роль. Эту точку зрения поддерживает история «Кувшин»(1.03).

Прежде чем начать, если это возможно,

организуйте пространство вокруг, чтобы создать максимально комфортные отношения между вами и аудиторией, чтобы окружающая обстановка поддерживала и сопровождала смысл и настроение истории. Псuxогеографuя осуществляет значительный вклад в то, насколько мы эффективны в конкретном пространстве: температура, освещенность, расстановка мебели, визуальные стимулы и социальные отношения, как в пределах аудитории, так и между аудиторией и рассказчиком.

Убедитесь, что все необходимые вам материалы находятся под рукой.

Прежде чем рассказать историю в первый раз, повторите ее пару раз, опираясь на составленный скелет истории (смотрите далее). Прежде чем рассказать ее публично, пробегите в голове ключевые моменты истории.

Обеспечьте себе время, чтобы привести себя в соответствующее расположение. Введите себя в то состояние, которым, как вам кажется, должна открыться эта история. Если вы хотите быть спокойным, подумайте о том времени, когда бы это ни произошло, когда вы были абсолютно спокойны. Не важен контекст, главное, что вы находились в состоянии покоя. Как только вы установите связь с этим воспоминани­ем, дайте себе время услышать звуки памяти и увидеть ее образы. Эти знаки и сигналы памяти помогут вам перенести чувство спокойствия, которое вы переживали

когда-то, в настоящее. С практикой вам будет хватать лишь мимолетной мысли об этом состоянии, чтобы вернуть это чувство в настоящее. Конечно, вы можете использовать эту же технику, если хотите достичь состояния активности, интереса, энергич­ности, принятия или любого другого эмо­ционального настроя. Эта техника успешно используется многими людьми, преуспевающими в бизнесе, искусстве и спорте.

Наконец, прежде чем начать, успокойте дыхание, сделайте его равномерным, опустите его в область живота, пока вы не почувствуете, как вас охватывает расслабление и ваши плечи и грудная клетка расслабляются. Вы сможете достичь лучшего голосового и эмоционального настроя, если будете правильно дышать. Это также успокоит вас и придаст вам чувство уверенности и контроля над ситуацией.

Отмечайте переходы от активных моментов истории к моментам тишины и уделяйте время установлению зрительного контакта. История нуждается в ритуалах, и важно, чтобы слушатели поняли, что произошло изменение контекста, что нечто началось. Цель подобных действий та же, что и выстрел, дающий старт Гран-при, или при поднятии занавеса, или при взлете космической ракеты. Волнение и ожида­ние - это два момента, которых нужно достичь, прежде чем вы начнете.

Рассказывать историю всегда более предпочтительно, чем читать ее. Эффективный рассказчик вдыхает жизнь в историю через собственную идентификацию с ней. Умение хорошо читать историю – это более сложный навык, поскольку он предполагает, что вы интерпретируете чью-то историю, нежели даете собственную версию оригинала.

Отличным способом сделать историю вашей является создание скелета оригинальной истории и использование его как базы для построения вашей собственной интерпретации. Этот пример основан на истории о двух монахах, которая была использована во введении.

Двое монахов

Женщины: не говорить, не прикасаться

Сезон дождей

Разлившаяся река

Женщина

Старый монах переносит ее

Молодой - игнорирует

Один час в режиме нон-стоп

Наконец

Я... Ты

В совокупности с несколькими повторениями ваш мозг больше ни в чем не нуждается, чтобы память была активизирована и эта структура запомнилась. Возможно, эмоциональных и интеллектуальных процессов отбора тех слов и фраз, которые вы используете для построения скелета, будет достаточно, чтобы история накрепко осела в вашей памяти. Не стремитесь максимально наполнить скелет информацией. Когда вы будете рассказывать историю первые несколько раз, вы можете иметь этот скелет перед глазами, записав его на небольшой карточке и положив ее перед собой. Или же напишите его большими буквами и повесьте на противоположной стене за спинами аудитории так, чтобы вам было хорошо видно, ориентируйте свой взгляд вовне, ноне вниз и не внутрь себя.

Если вы имеете в своем распоряжении только скелет истории, вы должны довериться себе, чтобы найти подходящие сло­ва и идеи, которые будут новыми каждый раз, как вы будете рассказывать историю. Она будет рассказана вашими собственными словами. Это позволит вам наполнить историю жизнью. Вы будете находить слова, и это будет успокаивать вас и внушать уверенность. Как если бы вы пересекали реку, перепрыгивая с одного камня на другой, ваш рассказ будет наполнен динамикой изменений и ощущением драматических моментов. Вы будете делать естественные паузы, чтобы собраться с мыслями, и у вас появится время, чтобы связать реальность и эмоциональный мир вашей истории с визуальными, аудиальными и эмоциональными процессами вашими и аудитории.

Не торопитесь. Вы должны говорить медленнее, чем при обычной речи, и для некоторых из вас это может показаться некомфортным. Однако существует несколько существенных причин, почему медленная речь предпочтительнее нормальной. Если вы читаете, то имеете возможность выбирать собственную скорость восприятия и можете перечитать параграф, если что-то не поняли. По ходу вашего рассказа слушатель должен делать всё то же самое в том темпе, который задаётся рассказчиком. Рассказывая наши истории, мы пытаемся нарисовать перед внутренним взором слушателей некоторые картины, стремимся, чтобы они услышали голоса наших героев, чтобы они связали историю с собственным эмоциональным состоянием и оно изменялось бы с течением истории. А для всего этого требуется время. Это время вы предоставляете своим слушателям посредством тишины, пауз, которые позволяют им воспринять то, что было сказано, и связать это с собственным опытом, решить, что они чувствуют по этому поводу сейчас, и принять будущее, то, что случится потом. И таким образом вы установите более глубокую связь между собой, рассказчиком, и ими, слушателями.

Выбирайте истории, которые оказались значимыми для вас, в которых вы соприкоснулись С реальностью истории и установили эмоциональный контакт с ней. Это естественным образом выразится в тоне вашего голоса, в силе ваших слов, которые будут пропитывать каждый поворот сюжета. То же справедливо для громкости и темпа. Это позволит вам быть естественным и рассказывать историю так, как вы ее переживаете.

Важно установить зрительный контакт со всей аудиторией, иногда скользя по глазам слушателей и задерживаясь на три-пять секунд на ком-либо или же удерживая в поле зрения всю аудиторию сразу. Это свяжет вас со слушателями и даст вам своевременную обратную связь относительно ваших действий. Если вы работаете в группе, то контакт, удерживаемый менее трех секунд, часто не замечается. Если он длится более пяти секунд, это может вызвать смущение.

Обратите внимание на то, в какое состояние вы хотите ввести свою аудиторию. Должна ли эта история вдохновить их или же успокоить, заинтересовать их или бросить им вызов? Или необходимо все вышеперечисленное, но на разных этапах истории? Какую цель преследует эта история на индивидуальном, социальном, культурном, образовательном и политическом уровнях? Когда вы будете четко знать цель, вы с большей вероятностью достигнете желаемого успеха.

Ищите истории в газетах, книгах, на телевидении, радио и в фильмах, а особенно в анекдотах и курьезных случаях из вашей собственной жизни. Экспериментируйте с пересказом одной и той же истории разными способами и с изменением истории с целью достижения некоторого результата или получения конкретной реакции.

Всегда держите в уме, что ваша эффективность как рассказчика зависит от нескольких ключевых факторов. Во-первых, от рамки, в которую вы помещаете свою историю. Во-вторых, от умения воздержаться от высказывания собственной интерпретации, чтобы слушатели могли выработать собственные. В-третьих, от вашей вовлечённости в процесс. В-четвертых, значение любой истории зависит от того контекста, в котором вы ее рассказываете, от того, кто вы и кто ваши слушатели.

О других моментах, необходимых для подготовки к рассказу притч, метафор и историй, вы можете прочитать в истории «Воин Света» (1.13).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.)