АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способность к ответу или ответственность

Читайте также:
  1. IV. Ответственность за нарушение настоящих Правил
  2. VIII. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
  3. А.9. ПУБЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  4. Административная ответственность как вид административного принуждения. Применение административной ответственности, ее цели, принципы и последствия.
  5. Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  6. Анализ и синтез комбинационных схем с одним выходом и проверка их на работоспособность.
  7. Б. Платежеспособность
  8. Билет 46. Договор поставки и договор подряда: понятие, особенности, ответственность сторон
  9. В то же время, широкие слои общественности России считают необходимым усилить ответственность вплоть до смертной кары за ряд самых тяжких преступлений.
  10. ВИДЫ СЧЕТОВ ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО СЧЕТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
  11. Власть подразумевает ответственность
  12. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

- Странное слово, - заметил Ученик. - Способность к ответу! Что это за слово?

- Исторически английский язык очень гибок и часто провоцировал создание новой формулировки слова, которое влекло изменение первоначального смысла и его замену другим. Одним это нравится, дру­гих раздражает. В любом случае, это привлекает внимание. Этот раздел книги посвящен позициям, которые мы занимаем, тем способам, которыми мы реагируем на различные типы ситуаций, и тому, как мы справляемся с ними. В таких ситуациях нам открыто множество выборов, но самый важный выбор заключается в выборе между двумя вещами: обвинять ли других в том, что случилось, или взять на себя ответственность за происшедшее.

- Но мы не можем брать на себя ответ­ственность за все, - возразил Ученик, это же нелепо.

- Да, это так. Но ситуация такова, что если что-то случится с тобой (даже если и не по твоей вине или не под твоим контролем), тебе придется с этим жить. И только ты можешь повернуть все так, чтобы достичь оптимального исхода.

- Теоретически все ясно. Но как это действует на практике?

- Позволь привести тебе один пример. Ты когда-нибудь оказывался в ситуации, когда кто-то обещает тебе свою поддержку или помощь, а потом оставляет тебя одного?

- Конечно. Это не редкость.

- И что происходит дальше? Как ты реагируешь?

- Временами это безумно злит меня. Я прямо закипаю, чувствую напряжение и иногда даже позволяю себе невежливые слова в адрес этого человека. Тогда я чувствую облегчение.

- Конечно, обвинив другого в своих проблемах, можно пережить катарсис. Вопрос в другом: как это поведение, злость и фрустрация могут помочь тебе в разреше­нии ситуации?

Формулировка вопроса удивила Ученика.

- Что? Ну. Хмм. Это помогает мне сбросить напряжение. То, что ситуация сложилась именно так, - это не моя вина, и я говорю об этом.

- Но насколько это помогает тебе в жизни, а точнее, помогает ли тебе это изменить нежелательную или проблематичную ситуацию в лучшую сторону?

На несколько мгновений воцарилась тишина.

- Не совсем, пожалуй. На самом деле я иногда еще долго переживаю о том, что случилось, особенно о своих словах.

- Как вся эта негативная энергия может помочь исправить ситуацию? Ни на грош не поможет. Мой дорогой друг, мы живем в сложном мире и не действуем в одиночку. Все, что мы делаем, влияет на нас и на других. Другие также влияют на себя и на нас. Мы должны ожидать, что не всегда все бывает идеально и так, как задумано нами. Гораздо проще принять на себя ответственность за происходящее, потому что нам придется жить с этим.

- Звучит очень сложно, - сказал Ученик после паузы, - но, кажется, я улавливаю смысл.

- Это сложно поначалу. Но как только ты однажды начнешь процесс развития своей способности к ответу, ты обнаружишь, с какой легкостью и свободой ты способен делать это. Прочитай истории из этого раздела, и посмотрим, может, все это станет более ясным. Только ты можешь понять, в какой момент эти слова станут правдой.

- Все истории рассказывают о позиции?

- И о многом другом, что лежит глубже поверхности вещей и ждет твоего понимания и открытия.

 

 

4.01. Три каменщика

 

В начале XIV века в Центральной Европе проводились работы по строительству великолепного собора. Руководитель работ был священником, которому поручили следить за работой всех чернорабочих и ремесленников. Священник решил посмотреть, как работают каменщики. Он выбрал трех каменщиков, как представителей разных позиций, представленных в их профессии.

Он подошел к первому каменщику и сказал:

- Брат мой, расскажи мне о твоей работе.

Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:

- Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Мое лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.

Монах подошел ко второму каменщику.

- Брат мой, - сказал он, - расскажи мне о своей работе.

- Брат, - ответил каменщик тихим, спокойным голосом, - как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И все это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору свое умение, и он тоже одаривает меня.

Монах подошел к третьему каменщику.

- Брат, - сказал он, - расскажи мне о своей работе.

- Брат, - ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. - Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в ширину и длину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю свое умение и свое ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отраженная в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершенным, он будет стоять еще тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.

Монах удалился и некоторое время размышлял над тем, что услышал. Он уснул спокойным сном, каким не спал уже давно, а на следующий день он снял с себя полномочия руководителя работ и предложил эту должность третьему каменщику.

Первичный источник: Rachel Naomi Remeп. Kitcheп tаblе wisdom (см. библиографию).

Вторичный источник: Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli).

4.02. Или он есть, или его нет

 

Король наблюдал магическое представление. Толпа была в восторге, и король тоже. В конце представления все разразились бурными аплодисментами. А король сказал:

- Что за дар у этого человека! Его талант дан ему богом.

Но мудрый советник сказал королю:

- Милорд, гением становятся, но не рождаются. Магические умения - это результат дисциплины и практики. Этим талантам обучаются долгое время в условиях самоограничения и тяжелого труда.

Королю очень не понравилось то, что он услышал. Слова советника грозили разрушить его удовольствие от восприятия магической природы искусства.

- Ограниченная и завистливая свинья! Как ты посмел критиковать истинного гения? Как я уже сказал, человек либо обладает талантом, либо нет. Ты, конечно же, в числе последних.

Король повернулся к своей охране и сказал:

- Заточите этого человека в самой глубокой темнице. И, - добавил он, поворачиваясь к советнику, чтобы тебе не было одиноко, ты можешь взять двоих друзей, чтобы они составили тебе компанию. Подсадите ему двух поросят в качестве сокамерников.

Весь первый день своего заточения мудрый советник мерил шагами свою камеру, держа в каждой руке по поросенку. Дни складывались в недели, недели в месяцы, поросята выросли в больших жирных боровов. И с каждым днем практики мудрый советник увеличивал свою энергию и силу.

Однажды король вспомнил о мудром советнике, и ему стало интересно посмотреть, во что он превратился, сломила ли его тюрьма. И он вызвал советника к себе.

Когда пленник вошел, то король увидел человека, полного силы, который нес в каждой руке по огромной свинье. И король произнес:

- Что за дар у этого человека! Господь дал ему талант.

На что советник ответил:

- Милорд, гениями становятся, но не рождаются. Мое умение - это результат дисциплины и практики. Этот талант раз­вился благодаря длительным занятиям и тяжелому труду.

Первичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп).

Основной источник: восточное предание.

4.03. Соответствие

 

В один из дней 1456 года фермер со своим сыном и ослом отправились в большой город Норидж. Мужчина ехал на осле, а мальчик вел его за веревку. Не успели они проехать за городские стены, как услышали, что один из прохожих достаточно громко заметил:

- Это ужасно. Посмотрите, как этот мужчина расселся на этом осле, словно лорд в своем поместье, а его маленький сын бредет впереди, пытаясь удержаться на ногах от усталости.

Фермеру стало стыдно, и он спрыгнул с осла и посадил мальчика, а сам пошел впереди.

На следующей улице коробейник обратил свое внимание на это трио.

- Вы только посмотрите. Этот маленький мошенник восседает на осле, как наследник престола, в то время как его бедный старый отец тащится по грязи.

Очень смутившись, мальчик попросил своего отца сесть на осла впереди его.

Но только они повернули за угол и по­пали на новую улицу, как женщина, продающая ножки летучих мышей и жабий яд, воскликнула:

- Посмотрите, во что вырождается че­ловечество. Никакой заботы о животных. Посмотрите на этого бедного ослика. Его спинка прогнулась под тяжестью этих двух толстяков. Если бы только моя палка Была со мной... Это ужасно!

Услышав это, фермер и его сын молча слезли с осла и пошли перед ним, ведя его за веревку. Они не успели отойти на пять-десять ярдов, как услышали, что владелец лавки кричит через улицу своему соседу:

- Я думал, что я дурак, но посмотри на этих тупиц. Зачем заводить осла, если он не выполняет свою работу?

Фермер остановился и шлепнул осла по носу. Повернувшись к своему сыну, он сказал:

- Что бы мы ни делали, кто-нибудь обязательно не согласится с нами. Наверное, пора думать своим умом над тем, что мы считаем правильным, а что нет.

Первичный источник: Марк Ричардс (Mark Richards).

Вторичный источник: восточное предание. Эта версия принадлежит Идрис Шах (Idris Shah).

4.04. Еще не готов

 

Зевс и Гера сидели на небесах, обозревая тяжелое положение человечества. Гера была очень тронута бедным человеком, склонившимся под тяжестью своих проблем, его голодом и страданиями его семьи, которой уже давно было не до смеха.

- Мой повелитель, - обратилась она к Зевсу, - будь милосерден. Пошли помощь этому человеку. Смотри, он так беден, что его сандалии связаны вместе морской во­дорослью.

- Любовь моя, - ответил Зевс, - я был бы рад помочь ему, но он еще не готов.

- Позор тебе, - гневно ответила Гера. Ведь для тебя нет ничего проще, чем просить перед ним на землю мешок с золотом, чтобы все его проблемы покинули его навсегда.

- А, ну это совсем другое дело, - ответил создатель Вселенной.

Яркая молния и раскат грома пронзили безоблачные небеса. Казалось, мир замер на мгновение, но потом птицы снова защебетали свои песни, а цикады начали пиликать еще Громче.

Мешок, полный великолепного золота, лежал на дороге перед бедным человеком, который аккуратно поднял ногу и переступил через него, чтобы не повредить свои сандалии. И пошел дальше.

Первичный источник: Кики Стамиго (Kiki Stamigou).

Вторичный источник: версия этой истории представлена в Sue Kпight. NLP solutioп (см. библиографию).

 

4.05. Грамотей

Бизнесмен пригласил своего друга, школьного учителя, на прогулку на своей яхте. Стоял жаркий день, и пока бизнесмен занимался управлением и навигацией, учитель расслаблялся на шезлонге.

Некоторое время спустя учитель спросил:

- Какая будет погода, как ты думаешь?

Бизнесмен посмотрел на небо, потянул носом воздух и определил направление ветра.

- Шторм двигается, - ответил он. Учитель был шокирован.

- Ты не можешь говорить «шторм двигается». Ты должен был сказать «надвигается шторм». Друг мой, если ты не знаешь, как правильно говорить, считай, что ты потерял полжизни.

Бизнесмен просто пожал плечами и продолжил управлять лодкой, пристально вглядываясь в линию горизонта.

Некоторое время спустя, как и предсказал бизнесмен, на них обрушился сильный шторм. Подул сильный ветер, поднялись высокие волны, и маленькая яхта заплясала на волнах.

Перекрывая рев ветра, бизнесмен крикнул учителю:

- Ты умеешь плавать?

- Нет, зачем мне уметь плавать, если я живу на земле?

- В таком случае, - сказал бизнесмен, улыбаясь до ушей, - считай, что ты потерял всю свою жизнь. Мы тонем!

Первичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп).

Основной источник: восточное предание.

Несколько иная версия этой истории была опубликована в «New staпdpoiпts magaziпe», November 2000, Paris.

4.06. Спрятанное сокровище

 

Много лет назад - я тогда еще не родился, да и вы тоже, но все-таки кто-то другой жил тогда на белом свете - в отдаленной части Уэльса жил юноша. Он был пастухом и проводил дни и ночи, присматривая за несколькими овцами, которых он унаследовал от своих родителей после их смерти.

Он был очень беден, и только овцы приносили ему небольшой доход, которого хватало на то, чтобы немного поесть и одеться. Но он мечтал. Он мечтал о прекрасном будущем, где он видел себя уча­щимся в хорошем университете и использующим свои богатые познания, чтобы поразить и удивить мир. Он мечтал о таком мире, где все молодые люди могли бы посещать школы и учиться, чтобы повышать качество своей жизни. По крайней мере он поступил бы именно так.

Он очень любил овец, о которых заботился, ему нравилась красота провинции, смена времен года. Он радовался, встречая новый день, и все же он чувствовал, что жизнь может быть чем-то большим, чем это. И откуда-то он точно знал, что сможет достигнуть того, чего хочет, если не упустит свою удачу.

Летними месяцами он почти все время проводил на пастбищах, которые располагались на высоких уэльских холмах и возвышенностях. Он часто ночевал в руинах разрушенного храма, свертываясь комочком около каменных стен в том месте, где

частично сохранилась крыша. От непогоды его защищала крона огромного дуба, который много лет назад пробился сквозь каменные плиты пола, а теперь широко раскинулся, укутав старые стены.

Однажды, когда он заночевал в храме, ему приснился сон. В этом сне мальчик увидел странную фигуру, с ног до головы закутанную в бело-зеленый плащ, которая подошла к нему и произнесла:

- Почему ты остаешься в этих местах? Если ты хочешь, чтобы твои мечты сбылись, поднимайся! Не жди, пока мир поднесет тебе все, о чем ты мечтаешь. Действуй! Ты должен найти то, к чему стремишься. Отправляйся в Лондон. На лондонском мосту тебя ждет твоя удача. Там ты найдешь ее. Иди.

Эти слова запали ему в душу. Он продал овец, попрощавшись с каждой из них, и начал планировать свою поездку в Лондон. Он взял с собой немного овечьего сыра и чистой воды из уэльских родников, по стирал свою одежду, вымылся и отправился в путь. Он пересекал огромные долины, переплывал реки, шел мимо городов, огибал высокие холмы, он шел вдоль торгового пути, всегда отмечая, где находится юго-восток, пока наконец не прибыл в Лондон.

Современный лондонский мост сильно отличается от того моста, на который мы попадаем по ходу нашей истории. Раньше на нем было множество арок, и на каждой стороне моста стояли магазины и дома. На мосту всегда было многолюдно, и он жил собственной жизнью. Чего только там не было! Торговцы стояли в дверях своих ла­вок, покрикивая на работников. Мост был заполнен лошадьми и тележками, которые тянули и люди, и животные, направляясь с рынка или на рынок. Богачи ехали в каретах, а те, кто победнее, ходили пешком, разглядывая через стеклянные витрины вещи, которые им были не по карману. Казалось, что весь мир сконцентрировался здесь во всем своем многообразии. Цвета, запахи и звуки, окружавшие вас со всех сторон, указывали на то, что вы находитесь в большом городе, в центре столичной жизни.

Юный пастух прибыл в Лондон в полдень. Он никогда не видел столько людей водном месте, не слышал такого шума и гвалта и не чувствовал, что жизнь может быть столь захватывающей. Но он должен был найти свою удачу, поэтому, не тратя времени попусту, он сразу направился к мосту, на поиски своей судьбы. Он прошелся по нему в обе стороны, стараясь найти то, зачем пришел. Он ходил туда и обратно, исходил его вдоль и поперек, но никак не мог понять, что именно он потерял и теперь ищет. Весь день и весь вечер он продолжал свои поиски. Он еще искал, когда было далеко за полночь и все давным-давно разошлись по домам. Наконец, он устал и уснул, свернувшись калачиком около входа в какую-то лавку.

Ему снились его овцы, по которым очень сильно скучал.

И сладкий сон длился до тех пор, пока в шесть часов утра он не почувствовал, как кто-то пнул его.

- Эй, поднимайся, маленький ублюдок - кричал торговец, возле двери которого он уснул накануне. - Чего тебе нуж­но? Я видел, как ты ходил тут весь день и весь вечер. Ты ходил повсюду. Заглядывал во все лавки, рассматривал все камни мостовой. Даже заглядывал в тележки. Я даже хотел напомнить тебе о законе, позвав ох­рану. В какие игры ты играешь, парень? Что тебе здесь нужно?

- Я ищу свою удачу, - пробормотал пастух. - Мне приснился сон.

Торговец сделал круглые глаза. Его лицо стало более серьезным.

- Тебе лучше искать ее при свете солнца. Расскажи о своем сне.

Пастух рассказал про странную фигуру, закутанную в бело-зеленую робу.

- Этот гость сказал мне, что я найду мою удачу здесь, на лондонском мосту. И вот я продал своих овец и проделал весь этот путь из Уэльса, чтобы найти ее.

Торговец залился громким смехом:

- Не обращай внимания на сны. Они хороши для дураков, детей, старых женщин и священников. Послушайся моего совета, найди работу и живи своей жизнью. Работа и судьба, вот что имеет значение. А теперь иди отсюда.

- Но мой сон...

- Послушай, - отрезал торговец, - сны - это пустая трата времени. Это работа дьявола. Прошлой ночью мне снился сон. Поскольку он приснился мне совсем недавно, я еще помню, о чем он. Я был на одном из высоких уэльских холмов, И рядом стояла разрушенная церковь, сделанная из камня, уже почти без крыши. А в середине этих развалин росло огромное дерево. Это был дуб. И я увидел, что глубоко под землей, под кроной огромного дерева закопано сокровище, зарытое много лет назад одноглазым пиратом. Ха! Это только сон, детская фантазия. И больше ничего.

Но юный пастух уже мчался назад, к уэльским холмам, держа курс на северо-запад. Вернувшись на землю своего отца, он поцеловал землю, которую покинул много недель назад. Затем он вернулся на то самое место и начал копать.

Пастух так и не смог выучиться, но вместо этого сделал нечто другое. Он использовал свою удачу и найденные сокровища очень умело, и вскоре стал влиятельным торговцем, богатейшим в этой части страны. И следую своей мечте, он собрал лучших учителей и открыл учебное заведение для бедных. И скоро эта часть его родной земли стала такой же развитой и богатой, как другие области королевства.

Даже сегодня вы можете отыскать его статую в центре города, где он построил первую школу для бедного и непривилегированного населения. На пьедестале написаны следующие слова:

Следуйте за своей мечтой,

Стремитесь к ней,

Ваша удача может оказаться намного ближе,

Чем вы ожидали,

Поэтому замечайте все, что происходит вокруг,

Не отбрасывайте желудь только потому, Что он мал,

Ведь из него вырастет огромный дуб.

Первuчный источнuк: Хью Лаптон (Huge Luptoп) Паоло Коэлхо (Paolo Coelho), суфuстская традuция.

Вторuчный uсточнuк: Paolo Coelho, The alchemist (см. библuографuю).

4.07. Наводнение

 

Прямо в центре Америки располагался знаменитый город. Он был известен по нескольким причинам. Во-первых, потому что он был географическим центром континента. Во-вторых, потому что это был город крайностей: там было или очень-очень жарко, или очень-очень холодно; или слишком влажно, или слишком сухо, или слишком ветрено, или слишком тихо.

На севере высились горы, где вода собиралась в дождевые тучи, а тающий снег образовал реку, которая текла прямо через сердце города.

Я не знаю, читали вы об этом месте в газетах, видели ли его по телевизору или слышали о нем по радио, но несколько недель назад там случилось вот что.

В горах начались дожди. Сильные, нескончаемые дожди. Вода лилась потокам и несколько дней подряд, и вот река вздулась и вышла из берегов. Правительство было обеспокоено таким положением дел, поэтому прислало автобусы, чтобы эвакуировать всех жителей. Почти все уехали на автобусах, кроме нескольких человек, которые решили остаться в городе, потому что, по их мнению, вода скоро спадет.

Среди них был старый человек, который был совершенно непреклонен.

- Я не уеду отсюда, - сказал он спасателям, - это мой город, здесь мой дом. Я верю в господа, я вверяю себя ему. Господь спасет меня. Я никуда не поеду!

И автобусы уехали без него.

Но дожди продолжались. Уровень воды в реке поднимался все выше и выше, пока вода не затопила основания всех домов в городе. Все те, кто остался, сидели в окнах первого этажа, ожидая помощи.

Правительство по-прежнему беспокоилось за оставшихся в городе людей, поэтому послало несколько лодок со спасателями, чтобы вывезти их. И все люди перебрались к спасателям.

Кроме одного человека.

- Я не уеду отсюда, - сказал он спасателям, - это мой город, здесь мой дом. Я верю в господа, я вверяю себя ему. Господь спасет меня. Я никуда не поеду!

И лодки уплыли без него.

А дожди все продолжались и продолжались. Вода поднималась все выше и выше, пока не достигла крыш домов. На одной из них сидел старик, свесив ноги по обе стороны.

На этот раз все были серьезно обеспокоены за его жизнь и послали вертолет со спасателями, чтобы вывезти старика из города. Он опустился на город, кружа над водой и распугав всех птиц шумом вращающихся винтов. У открытой двери вертолета сидел спасатель и протягивал веревку.

- Прыгай! Прыгай! - кричал он старику - я подхвачу тебя.

Но старик не собирался улетать..

- Я не уеду отсюда, - по-прежнему

упирался он, - это мой город, здесь мой дом. Я верю в господа, я вверяю себя ему.

Господь спасет меня, я знаю. Поэтому я никуда не поеду!

Пришлось вертолету возвращаться ни с чем.

А дожди все продолжались. Вода поднималась все выше и выше, пока...

В общем, чтобы не затягивать и без того длинную историю, просто скажем, что старик утонул.

И его душа отправилась туда, куда отправляются после смерти все души. Он был страшно зол. Он был очень зол. Его бросили! И это после многих лет веры и служения! За что?

Он подошел к вратам и постучал, да так, что разбудил всех, кто в это время спал на небесах. Высокие деревянные врата открылись медленно, с громким скрипом. Старик немедленно потребовал аудиенции у господа.

-У меня есть к нему разговор. Я хочу видеть его прямо сейчас. Он оставил меня! Вы представляете!

Святой Петр, который присматривал за прибывающими к вратам душами, был высоко квалифицированным знатоком человеческого поведения.

- Хорошо-хорошо, - сказал он, уловив злость и раздражение в голосе старого мужчины - я вижу, что вы чувствуете сильную злобу, и, должен вам сказать, что окажись я на вашем месте, я чувствовал бы то же самое.

- Кончай разговоры!!! - прервал его старик. - Я хочу увидеть господа и хочу сделать это прямо сейчас! Пусть объяснит мне свое поведение.

- Хорошо-хорошо. Я посмотрю, что можно сделать, - ответил святой Петр, взвиваясь на самый верх.

- Привет, господи. Извини, что беспокою, но у меня внизу стоит парень, который утверждает, что ты подвел его. Он очень зол и хочет поговорить с тобой. Что мне делать?

- Пригласи его сюда, - ответил господь.

Святой Петр подвел старика к космическому лифту, который доставлял души в пентхауз, где обитал господь. Лифт поехал вверх. Казалось, они ехали целую вечность, но наконец двери открылись, и ста­рик лицом к лицу столкнулся с господом богом. Он снова впал в ярость.

- Господь, у меня к тебе серьезный разговор. Как ты мог так поступить со мной? Ты оставил меня. Я доверял тебе, я верил в тебя. Я думал, ты спасешь меня. А ты оставил меня!

Господь оставался спокойным и только внимательно смотрел на человека. Когда старик закончил свою тираду, господь просто сказал:

- Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что я оставил тебя? Разве ты не научился пользоваться дарами, которые я дал тебе: пятью чувствами, твоим мозгом и всеми возможностями окружающего мира?

- О чем, черт возьми, ты говоришь? - требовательно воскликнул старик.

- Сначала я послал тебе автобус, затем лодку, и наконец, я прислал за тобой вертолет. В следующей жизни научись брать на себя чуть больше ответственности за свои поступки и свою жизнь.

Первичный источник: Джулuан Рассел (Juliaп Russell).

 

 

4.08. Вера

 

Набожный предприниматель вел свой «Мерседес» сотни миль через арабскую пустыню, чтобы встретиться со святым человеком. Приехав на место, он припарковал свою машину позади простого жилища и на неделю погрузился в учебу. Он голодал, медитировал и молился семь дней и ночей, полностью вверив себя силе всемогущего бога.

Но когда он попытался найти свою машину, он обнаружил, что ее нет там, где он ее оставил. Он искал повсюду, но его «Мерседеса» нигде не было видно. Он начал горько жаловаться святому:

- Посмотри, что случилось. Я проводил дни и ночи в молитвах, и вот как господь отплатил мне!

Святой человек улыбнулся и сказал:

- Верь в господа, но не оставляй своего верблюда без присмотра.

Общий источник: восточное предание.

Ложки

 

Женщина умерла, и ее душа покинула тело и полетела к небесам. Она постучала в ворота, которые охранялись архангелом. Это была высокая и массивная деревянная дверь, и вскоре она открылась, скрипя ржавыми петлями.

Когда архангел увидел женщину, он глубоко вздохнул и сказал:

- Вот вы и пришли. Мы боялись, что это когда-нибудь произойдет.

- Что вы имеете в виду? - спросила женщина. - Почему вы боялись моего прихода?

- Понимаете, - ответил архангел, - моя работа заключается в том, чтобы направлять души людей в рай или в ад. Проблема заключается в том, что мы не знаем, куда послать вас.

- Что значит, вы не знаете, куда меня послать?

- Ну, - замялся архангел, - вы, вероятно, знаете, что для этого у нас имеются весы. Большие и точные весы, на одну сторону которых мы кладем все хорошее, что вы сделали в своей жизни, а на другую - все плохое. То, какая сторона перевесит, и определяет, куда вас отправят - в рай или в ад.

- И...

- В вашем случае в этом и состоит наша проблема, при взвешивании вашей жизни оказалось, что чаши весов абсолютно уравновешены. Такого раньше не случалось. Мы не знаем, как поступить с вами.

- Не знаете, как поступить со мной? И когда меня куда-нибудь определят? Что вы вообще собираетесь делать?

- Мы решили предоставить выбор вам. Женщина остолбенела:

- Я должна выбрать? Вы шутите, правда? Я могу выбрать, где мне жить, в аду или в раю?

- Да, - просто ответил архангел.

Наступила долгая пауза. Наконец женщина спросила:

- А в чем разница между ними?

- Между раем и адом? Материальной разницы нет, совсем никакой.

- Никакой? СОВСЕМ НИКАКОЙ? Вы шутите!

- Нет, что вы. Это не шутка. Мы хотим, чтобы вы выбрали место, которое вы хотели бы видеть вашим новым домом.

Последовала еще одна пауза. Наконец женщина спросила:

- А вы уверены, что нет никакой разницы?

- А может, вы хотите увидеть все сами и потом выбрать? - спросил архангел.

Женщина кивнула.

- С чего бы вы предпочли начать? Низ или верх?

- Давайте сначала посмотрим верх.

- Превосходно. Но он огромен. С чего бы вы хотели начать осмотр?

Женщина выглядела озадаченной.

- Позвольте, я помогу вам. Что вы любили больше всего, пока были живы?

- О, это просто. Я люблю хорошо поесть и попить.

- Значит, сначала посетим ресторан. Вы согласны?

Женщина кивнула, и они вошли в лифт. Небесный ресторан располагался на одном из верхних этажей. Еще до того как открылись двери лифта, женщина почувствовала нежнейший, сводящий с ума аромат. Этот запах нес с собой столь сильное ощущение удовольствия, что она позабыла обо всем. Когда двери открылись, она увидела длинные столы, накрытые чистыми белыми скатертями, по обе стороны от них стояли простые скамьи. На скамьях сидели дружелюбно улыбающиеся люди, упитанные, уже поевшие и беззаботно болтающие друг с другом.

На столах стояли огромные серебряные супницы, из которых и исходил волшебный аромат. Женщина вдруг поняла, что очень хочет есть, и решила попробовать еду, которая так изумительно пахла.

Но тут она заметила нечто необычное.

На столах не было приборов: ни ложек, ни вилок, ни ножей. Не было даже десертных маленьких ложечек, только длинные серебряные половники. Ручка каждого из них была неимоверно длинной, около полутора метров в длину. Архангел поинтересовался ее мнением.

- Все великолепно, - сказала она, но мне очень любопытно посмотреть на другой ресторан, действительно ли он ничем не отличается от этого.

И они вошли в лифт. Она была удивлена, не почувствовав ни изменения давления, ни повышения температуры. Еще до того как открылись двери в адский ресторан, женщина почувствовала тот же нежный аромат, что и в небесном ресторане. Тот же удивительный запах, который нес в себе обещание стольких удовольствий! Когда двери открылись, она увидела длинные столы, накрытые чистыми белыми скатертями, и простые лавки, стоящие вдоль них. Все то же, что и на небесах.

На столах также стояли большие серебряные супницы, исторгающие соблазнительные запахи. Она снова почувствовала, что хочет есть, и решила хоть здесь немного перекусить. Но, как и на небесах, здесь полностью. отсутствовали столовые приборы: не было ни ножей, ни вилок, ни чайных, ни десертных ложек, только большие серебряные половники около полутора метров длиной.

И тут она заметила некоторое отличие. Она был так увлечена ароматами кухни, элегантной простотой обстановки и странным отсутствием столовых приборов, что не сразу обратила внимание на тишину и напряженную атмосферу, царящую в помещении. На скамьях сидели люди, так же как и в небесном ресторане. Но люди на небесах были доброжелательными и упитанными улыбались и болтали друг с другом, здесь же все было по-другому.

Все люди были угрюмыми и мрачными, внимательно и с подозрением наблюдающими друг за другом. И хотя супницы были полны великолепной еды, эти люди выглядели изнуренными и истощенными, как будто они не ели несколько недель.

Женщина повернулась к хранителю врат.

- Рестораны на небесах и в аду абсолютно одинаковы. Но этот почему-то полон злых и истощенных людей. Так в чем же разница?

Архангел ответил:

- Да, я уже говорил вам, между ними нет никаких материальных отличий. Я не упомянул об отношениях. Разница в отношениях между людьми. Вы видите эти половники? Их ручки слишком длинны. Вся разница состоит в том, что в аду люди пытаются наесться сами. А враю люди кормят друг друга.

Первичный источник: анекдот.

Общий источник: существует огромное количество разнообразных версий этой истории.

4.10. Небеса и ад

 

Старый король тяжело болел и очень боялся смерти. Он позвал своего шута, чтобы тот подготовил его к путешествию в ту страну, откуда не возвращаются.

- Какова разница между небесами и адом? - спросил он.

- Что ты можешь знать о таких тонких вещах? - ответил шут. - Все, что ты знаешь, - это военные кампании, грабеж и притеснение своих соседей. Ты слишком стар, глуп и бессилен, чтобы знать что-либо о столь тонких материях.

Услышав эти слова, король впал в ярость, и повелел стражникам арестовать шута. Шута раздели и избили плетьми, привязав к скамье. Но шут оставался спокойным, как будто наказание совсем не задело его. Спокойствие шута разгневало короля еще больше. Он схватил меч и уже был готов рассечь шута от макушки до пупа, но улыбка в глазах шута остановила уже занесенный меч.

- Теперь ты знаешь, что такое ад, - сказал шут, пристально смотря в глаза королю.

- Ты рисковал своей жизнью, чтобы показать мне это? - воскликнул пораженный король. - Ты был высечен, тебя пытали, а ты даже не дернулся. Ты улыбался мне, когда я был готов выпустить твои кишки наружу. Ты не боишься смерти?

- Это и есть небеса, - ответил шут.

Первичный источник: анекдот.

Вторичный источник: одна из версий опубликована Sue Kпight, NLP solutioп (см. библиографию).

4.11. Красная кнопка

 

Крот вел машину по трассе, рядом с ним сидел его друг барсук. Крот наслаждался вождением и окружающей природой, пока другая машина, за рулем которой сидела крыса, не подрезала его машину.

Крот был разъярен. Он надавил на газ и ринулся вслед за крысой, крича, мигая фарами и отчаянно жестикулируя. Он изрыгал проклятия и крики, потемнев от гнева. Крыса же усмехнулась, показала ему неприличный жест и укатила прочь.

Весь последующий час крот находился в сильнейшем расстройстве. День был окончательно испорчен. Он чувствовал себя униженным и расстроенным, как будто кто-то поставил под вопрос его мужественность. Ему бросили вызов, а он оказался не на высоте.

Барсук сразу заметил, что происходит с его другом, но решил пока не вмешиваться. Он ждал, пока наступит подходящий момент. Наконец крот повернулся к нему и сказал:

- Меня страшно раздражают такие водители!

- Прости меня, - ответил барсук, - но мне очень интересно. Как именно ты доводишь себя до такого ужасного состояния из-за того, что сделал другой водитель?

Крот потерял дар речи. Он ожидал поддержки.

- Что ты имеешь в виду? – растерянно спросил он.

- То, что сделал тот водитель, просто предоставило нам некоторую информацию о нем. То, как ответил ты, говорит многое о тебе. Но меня интересует вот что: как ты умудряешься сам взвинтить себя до такого ужасного состояния в ответ на то, что сделал другой водитель?

В этот момент крот начал понимать, что у него есть выбор того, как именно он будет реагировать в той или иной ситуации. Он может разозлиться, если захочет, или остаться спокойным и воспринять действия другого в качестве информации, рассказывающей о его личности.

После этого случая крот стал наслаждаться вождением машины еще больше. Барсук чувствовал себя в машине крота гораздо более спокойно и в большей безопасности, а жена крота заметила, что ее муж стал менее агрессивным и напряженным.

Однажды крот сказал барсуку, что обнаружил отличное изречение в книге, которую читал.

«Никто не нажимал на вашу красную кнопку. Вы просто оставили контрольную панель открытою».

- Вот что я делал, - сказал крот, - я создавал напряжение и стрессовые ситуации.

Цитата о красной кнопке заимствована из книги Johп Griпder. Rightiпg the educatioпal coпveyor belt (см. библиографию).

4.12. Самонадеянность

 

Две машины быстро ехали в противоположных направлениях по деревенской дороге. Было позднее лето, и живые изгороди, росшие вдоль заборов, были настолько пышными, что не было никакой возможности увидеть, что находится за следующим поворотом.

Оба водителя ехали с открытыми окнами, потому что была уже середина дня. Они смотрели на дорогу перед собой. И, как это часто случается, один из водителей был мужчиной, а другой - женщиной.

Они ехали на очень высокой скорости и лишь в последнюю минуту заметили друг друга. Они ударили по тормозам и разъехались, едва не задев друг друга.

Как только они остановились, женщина повернулась к мужчине и через открытое окно крикнула:

- СВИНЬЯ!

Мужчина не заставил себя долго ждать:

- Сама КОРОВА!

Он надавил на педаль газа, завернул за угол и... врезался в большую свинью.

Первичный источник: ежедневная программа «Мысль дня» на Би-бu-си.

4.13. Что мы можем сделать?

 

Маг вел занятия в очень сложной группе. Она состояла из людей с разными жизненными ценностями и разной степенью готовности к работе. Некоторые хотели одного, другие - совсем другого. Некоторые считали, что превосходят других по своим знаниям и квалификации, и поэтому остальные тормозят прохождение программы. Другие считали остальных участников высокомерными, самонадеянными и не в меру эгоистичными. Всем казалось, что комната для занятий слишком мала. И все эти настроения усиливались.

Маг некоторое время ждал, надеясь, что динамика группы придет в норму и ситуация разрешится сама собой. Но ничего не происходило. Он приехал домой на выходные и начал продумывать стратегические шаги. Он сделал много всего, но что-то сработало лучше, чем другое.

Отвлекаясь от своих размышлений, он достал письма, которые скопились в его почтовом ящике за неделю. Из большого коричневого конверта он извлек глянцевую рекламную брошюрку тренинговой программы и быстро пробежал ее глазами.

Его внимание привлек раздел, который назывался «заметки для участников», и он вдруг поразился: как же я мог забыть о таком простом факте, что мир помогает нам, если только мы способны увидеть эту по­мощь и подсказку. Он внимательно прочел эту главу и понял, что делать дальше.

В понедельник утром, в новой и большой комнате, он написал на доске большими буквами:

Что я могу сделать...

для себя?

для других?

для ведущего?

Что Маг может сделать...

для себя?

для каждого члена группы?

Как каждый из нас может стать магом,

агентом изменения для себя и для других?

А потом он написал цитату из Олдоса Хаксли:

«Опыт - это не то, что случается с нами. Это то, чему мы позволяем с нами случиться».

Наступил долгий и спокойный момент рефлексии. И как только послание было понято, работа началась.

 

Источник: эта история была создана под впечатлением от чтения «Руководства для ведущих тренинги», подготовленного Ассоциацией Джона Сеймура.

 

4.14. Цыпленок и орел

 

Жил на свете фермер, занимавшийся разведением кур. Еще одной его страстью было скалолазание. Однажды, карабкаясь на очередную скалу, он наткнулся на огромный выступ. На этом выступе лежало гнездо, а в гнезде - три больших яйца. Орлиных яйца.

Он знал, что поступает абсолютно нелогично и, конечно, неправильно, но заманчивая перспектива оказалась сильнее разумных доводов, и он взял одно из яиц и положил в рюкзак, оглядываясь, нет ли поблизости их мамаши. Потом он спустился вниз и, вернувшись на ферму, подложил орлиное яйцо к курам.

В эту ночь мама-наседка сидела на очень большом яйце, равного которому вы не видели ни в одном курятнике. Петух был очень горд этим.

Через некоторое время яйцо треснуло, и малыш увидел свет. Он повернулся на тоненьких ножках и увидел наседку.

- Мама! - воскликнул он.

Орленок рос со своими братьями и сестрами цыплятами. Он научился всему, что должен уметь цыпленок: кудахтать и клевать зерна, тыкаться клювом в грязи, чтобы найти червячка или что-нибудь съедобное, шумно хлопать крыльями и пролетать несколько футов в воздухе, прежде чем плюхнуться в пыль. Он свято верил во все, во что должен верить цыпленок.

Однажды, на закате своей жизни, орел, который думал, что он цыпленок, поднял глаза к небу. Высоко-высоко, в прозрачных воздушных потоках, широко расставив мощные золотые крылья, парил орел.

- Кто это? - спросил старый орел, обратившись к своей соседке по ферме. - Он великолепен. Столько силы и изящества. Столько поэзии в каждом взмахе крыльев, в каждом движении.

- Это орел, - ответила курица, - король птиц. Это небесная птица. Но мы, мы просто куры, мы птицы земли.

Так случилось, что орел жил и умер курицей, потому что всегда думал, что он

курица.

Первичный источник: Fr. Anthony de Меllо SJ, quoted in Awareness, fount.

4.15. Прелести двоеженства

 

Сидя в кафе, мужчина слушал восторженные рассказы своего друга с изрядной завистью.

- Я не могу описать тебе, - расска­зывал друг, - как это прекрасно - жить с двумя женщинами. С тех пор как я завел вторую жену, я начал ощущать массу разнообразнейших удовольствий. Как рубин и изумруд, каждая по-своему прекрасна и радует глаз, и как каждый цветок издает собственный аромат, так и они украшают мою жизнь.

Мужчина решил, что его друг, должно быть, живет в раю. Он почувствовал укол зависти и тоже решил попробовать сладость других фруктов.

Несколько дней спустя он женился на второй женщине. Но когда он пришел к ней в спальню в первую брачную ночь, она начала прогонять его:

- Оставь меня одну и дай мне поспать. Иди к своей первой жене. Я не собираюсь быть лишь частью твоей жизни. Выбирай: или я, или она.

Когда же он зашел в спальню к первой жене, его ждал еще один неприятный сюрприз.

- Не думай, что я буду позволять тебе приходить сюда. Если я так мало значу для тебя, что тебе понадобилась вторая жена, даже не смей показываться здесь. Иди к ней.

Бедному мужчине ничего не оставалось, как поискать место для сна в мечети. Он улегся на полу и попытался уснуть. Но как он ни пытался, сон не шел к нему. Через некоторое время он услышал деликатное покашливание. Он поднял голову и был очень удивлен, увидев перед собой своего друга, который недавно рассказывал ему о своих двух женах.

- Что ты тут делаешь? - спросил он у него.

Друг объяснил, что уже давно ночует здесь, потому что у него серьезные проблемы с обеими супругами.

- Так почему же ты расписывал мне, как прекрасно жить с двумя женщинами?

Виновато опустив голову, друг объяснил, что ему было очень одиноко проводить каждую ночь в мечети, и он решил, что ему нужна компания.

 

Первичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп).

Общий источник: восточное предание.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.056 сек.)