АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

от 13 июня 2012 г. по делу N 2-1887-33-837

Читайте также:

    НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    от 13 июня 2012 г. по делу N 2-1887-33-837

     

    Судья - Борисова В.И.

    Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

    председательствующего - Бабкова В.В.,

    судей областного суда - Соколова С.Б. и Есаковой С.В.,

    при секретаре - П.,

    с участием прокурора - Степановой Е.И.,

    с участием представителя Администрации Великого Новгорода - С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июня 2012 года по докладу Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 марта 2012 года, которым удовлетворено заявление прокурора Великого Новгорода и постановлено признать постановление Администрации Великого Новгорода от 16 августа 2010 года N 3620 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" (в редакции постановления Администрации Великого Новгорода от 30 августа 2010 года N 3835 "О внесении изменений в Порядок отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода") противоречащим федеральному законодательству и недействующим;

     

    установила:

     

    Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Великого Новгорода от 16 августа 2010 года N 3620 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" (далее по тексту - Порядок), указав в обоснование, что в соответствии с разделом 2 названного Порядка безнадзорные и бродячие домашние животные, находящиеся в общественных местах, подлежат отлову в целях предупреждения и распространения болезней, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения. Пункт 3.4 Порядка предусматривает экстренное удаление животных, представляющих опасность для окружающих, путем эвтаназии (проведения инъекции с применением специальных препаратов (веществ) и с помощью метательного или пневматического оружия); при использовании и применении этого оружия специалисты руководствуются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии". Указанный пункт Порядка противоречит положениям ч. 1 ст. 5 Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области", ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    Кроме того, прокурор считает оспариваемое постановление вынесенным с нарушением требования закона и подлежащим признанию недействующим полностью, поскольку в соответствии с федеральным законодательством установление порядка отлова и содержание животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.

    Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

    В апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывается, что федеральным законодательством обязанность по отлову, содержанию, изоляции и использованию домашних животных прямо не отнесена ни к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ни к полномочиям других органов местного самоуправления, а потому Администрация Великого Новгорода полномочна устанавливать порядок отлова, содержания и изоляции безнадзорных животных и предусматривать расходы на осуществление вышеуказанных действий. Вывод суда об отсутствии у Администрации Великого Новгорода таких полномочий не основан на законе и противоречит обстоятельствам дела. В связи с этим Администрация просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации Великого Новгорода - С., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, полагавшего, что положения оспариваемого постановления противоречат федеральному и областному законодательству, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года) наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям отнесены, в том числе, меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

    Согласно п. 1 ст. 29 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

    На основании указанного выше, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, следует признать, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

    В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (N 4979-1 от 14 мая 1993 года), ст. 3, 4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

    Положения ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года) предусматривают, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 49 пункта 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

    Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

    В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

    Сославшись на вышеуказанные положения законодательства, суд пришел к выводу о том, что нормативно-правовое регулирование санитарно-эпидемиологических мероприятий, к которым, в том числе относятся и вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

    На основании этого, посчитав постановление Администрации Великого Новгорода от 16 августа 2010 года N 3620 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" принятым за пределами полномочий, предоставленных органу местного самоуправления, суд признал его противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

    Между тем, с таким выводом суда нельзя согласиться. Он противоречит обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

    Так, ни один из вышеприведенных нормативных правовых актов, на которые суд сослался в решении, прямо не предусматривает в числе санитарно-противоэпидемиологических мероприятий отлов безнадзорных животных, а также не возлагает непосредственно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по установлению порядка отлова, содержания и использования таких животных.

    Кроме того, в Новгородской области правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, в том числе в части определения порядка отлова, содержания использования безнадзорных животных, осуществляется на основании Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области" (N 656-ОЗ от 21 декабря 2009 года).

    Право наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации на основании соответствующих законов субъекта Российской Федерации предусмотрено статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

    Согласно п. 4 ст. 5 Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области" органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок отлова безнадзорных домашних животных, их содержания, изоляции и использования, а также заключать в порядке, установленном федеральным законодательством, договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на проведение мероприятий по отлову безнадзорных домашних животных. Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона, предусмотрен ст. 6 Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области".

    Таким образом, законом субъекта Российской Федерации - Областным законом "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области" органу местного самоуправления (в настоящем случае - Администрация Великого Новгорода) в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", переданы полномочия и предусмотрено финансирование для осуществления государственных полномочий по установлению порядка отлова безнадзорных домашних животных, их содержания, изоляции и использования.

    При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое прокурором постановление Администрации Великого Новгорода от 16 августа 2010 года N 3620 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему законом субъекта Российской Федерации полномочий. Порядок принятия нормативного правового акта, в том числе правила его опубликования, Администрацией соблюдены.

    Оснований для признания постановления недействующим полностью по указанным в решении суда мотивам (отсутствие полномочия у органа местного самоуправления на принятие и издание нормативного правового акта) не имелось. В связи с этим решение суда, как не основанное на законе, подлежит отмене.

    Вместе с тем, судебная коллегия считает, что заявление прокурора в части признания противоречащим законодательству пункта 3.4 постановления Администрации Великого Новгорода "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" является обоснованным и подлежит удовлетворению.

    Так, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить законам субъектов Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 5 Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области" безнадзорные домашние животные, находящиеся в общественных местах, подлежат отлову в целях предупреждения и распространения болезней, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения. Основываясь на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности, запрещаются методы отлова с применением технических приспособлений и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.

    Разделом 3 "Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода" установлено, что отлов и транспортировка бродячих и безнадзорных животных осуществляется, основываясь на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм нравственности, порядка и спокойствия населения (п. 3.1); отлов осуществляется только на основании устных и письменных заявок (п. 3.2); отлову подлежат все бродячие и безнадзорные животные (пункт 3.3).

    При этом в силу п. 3.4 названного Порядка до создания условий для временного содержания, изоляции и использования отловленных животных отлов по поступившим заявкам, а также экстренное удаление животных, представляющих опасность для окружающих, производится путем эвтаназии (проведения инъекции с применением специальных препаратов (веществ) и с помощью метательного или пневматического оружия); при использовании и применении этого оружия специалисты руководствуются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

    Как видно из содержания вышеуказанной нормы Порядка, она разрешает при отлове и удалении животных, в числе других способов, использование метательного и пневматического оружия, что прямо запрещено Областным законом.

    Таким образом, как верно указано в заявлении прокурора, пункт 3.4 Порядка вступает в прямое противоречие с приведенными выше требованиями ч. 1 ст. 5 Областного закона "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Новгородской области", то есть нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим.

    С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

     

    определила:

     

    Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 марта 2012 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить частично.

    Признать пункт 3.4 Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 16 августа 2010 года N 3620 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных и бродячих животных, их содержания и изоляции на территории Великого Новгорода", противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

     

    Председательствующий

    БАБКОВ В.В.

     

    Судьи

    СОКОЛОВ С.Б.

    ЕСАКОВА С.В.

     

     

     

     


    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)