АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫСШАЯ КУЛЬТУРА ДУШИ

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. XIII. ГОСУДАРСТВО КАК ВЫСШАЯ УГРОЗА
  4. XIII. Государство как высшая угроза
  5. Адукацыя і культура.
  6. Адукацыя і культура.
  7. Адукацыя, навука, культура.
  8. Адукацыя, навука, культура.
  9. Барканов М.Б. Технология и организация строительства и ремонта зданий и сооружений. – Москва «Высшая школа» 1985.
  10. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  11. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  12. Ведическая культура, современность и будущее человечества.

Когда человек развивает свои чувства, мысли и настроения так, как описано в главах о Подготовлении, Просветлении и Посвящении, он вызывает в своей душе такие же перемены, какие природа вызывала в его физическом теле. До этого его астральное и ментальное тела представляли собой еще неорганизованные массы. Ясновидящий воспримет их как взаимно проникающие, спиральные туманные вихри, окрашенные по большей части в красноватые и красновато-коричневые, а также в красновато-желтые, слабо светящиеся оттенки; по мере развития они начинают светиться желтовато-зелеными и зеленовато-голубыми тонами и обнаруживают правильное строение. Человек достигает такой правильности строения и связанных с нею высших познавательных способностей тогда, когда он вносит в свои чувства, мысли и настроения такой же порядок, какой природа внесла в его телесную организацию, и благодаря которому он может видеть, слышать, переваривать пищу, дышать, говорить и пр. Так и ученик научается постепенно дышать, видеть и т.д. душою и слышать, говорить и проявляться духом.

Здесь будут приведены несколько практических указаний, относящихся к внутреннему воспитанию, которым каждый стремящийся к духовности может следовать с успехом даже и без личного руководительства.

Прежде всего следует стремиться к сильному развитию терпения. Каждый порыв нетерпения действует парализующим и даже убивающим образом на дремлющие в человеке высшие способности. Нельзя требовать, чтобы порол нами немедленно открылись неизмеримые горизонты высших переживаний; при непобежденном нетерпении они обыкновенно и не раскрываются. Удовлетворение даже небольшим успехом и спокойствие и хладнокровие должны все более овладевать душою. Совершенно естественно, что ученик может нетерпеливо ожидать результатов, и все же он должен знать, что не достигнет ничего, пока не победит своего нетерпения. Бесполезно бороться с этим чувством обыкновенным путем. Ибо в этом случае оно только усилится, и ученик будет тешить себя мыслью, что уничтожил его, тогда как оно лишь спустилось в глубины его души, лишь тогда можно достигнуть некоторого успеха, когда отдашься определенному настроению и проникнешься им вполне. Вот это настроение: «Я должен все делать для своего душевного и духовного развития, но я буду совершенно спокойно ожидать, пока высшие силы найдут меня достойным просветления...» Если эта мысль станет настолько могущественной, что ляжет в основу характера человека, тогда он на правильном пути. Тогда это основное настроение отразится даже и на внешнем вило человека. Взгляд его сделается спокойным, движения уверенными, решения определенными, и все, что называется нервностью, покинет постепенно человека навсегда.

С виду незначительные правила могут иметь при этом большое значение. Например, кто-нибудь нанес нам обиду. Пока мы находились вне оккультного пути, мы обращали наше чувство против обидчика. Раздражение вспыхивало внутри нас. Но учеником при таких обстоятельствах овладевает следующая мысль: «Нанесенная мне обида не изменяет моей цены», и с полным спокойствием и хладнокровием он предпримет то, что найдет нужным, не допуская чувства раздражения. Дело не в том, чтобы сносить безответно каждую обиду, но в том, чтобы отвечать на обиду так же спокойно, как если 6ы обида была причиняема другому ляпу, за которого имеешь право заступиться.

Нужно постоянно иметь в виду, что оккультное ученичество заключается не во внешних событиях, а в тех тонких, невидимых превращениях чувств и мыслей, которые совершаются внутри человека.

Терпение действует притягивающим образом на сокровища высшего знания, нетерпение — отталкивающим. В спешке и тревоге нельзя ничего достигнуть в высших областях бытия. Прежде всего должны умолкнуть желания и вожделения. Эти свойства души отпугивают высшее познавание, как бы ни было драгоценно всякое высшее познание, не нужно требовать, чтобы оно являлось по нашему желанию. Кто стремится к нему ради себя самого, тот никогда не достигнет его. Необходимо, чтобы ученик даже в самой глубине души оставался всегда правдивым относительно самого себя. Не нужно ни в чем обманывать себя, нужно видеть себя в истинном свете и смотреть в лицо своим собственным ошибкам, слабостям и недочетам с внутренней правдивостью. В момент, когда ученик оправдывает себя в какой-либо из своих слабостей, он кладет себе камень на пути. Такие камни можно устранить только разоблачением самого себя. Есть только один способ избавиться от своих ошибок и слабостей, и этот способ — верно познать их.

Многое дремлет в человеческой душе, что может быть пробуждено. Даже и рассудок, и разум свой человек может усовершенствовать, если он спокойно и бесстрастно пояснит для себя, почему он слаб в том или другом отношении. Такое самопознание — правда — очень трудно, потому что соблазн самообмана неизмеримо велик. Кто приучит себя правдиво относиться к самому себе, тот откроет себе дверь к высшему велению.

Всякое любопытство должно исчезнуть у ученика. Он должен, насколько это возможно, отвыкнуть от вопросов о вещах, которые желал бы узнать для одного удовлетворения своей любознательности. Он должен спрашивать, лишь о том, что может послужить для его совершенствования. Но при этом не должна никоим образом пострадать его любовь к знанию. Он должен буквально с благоговением прислушиваться ко всему, что пополот его к этой Цели.

В особенности необходимо для оккультного развития воспитание области желания. Совсем не надо убивать в себе желания, ибо все, чего мы намерены достигнуть, мы должны и желать. И желание всегда будет исполнено, когда за ним стоит известная сила, которая исходит из верного сознания. «Не надо желать в той области, верным пониманием которой еще не овладел» — вот одно из золотых правил для ученика. Мудрый учится сначала познавать законы мира, а затем его желания превращаются в силы, которые и переходят в осуществление.

Приведем пример. Вероятно, многие желали бы из собственной интуиции узнать что-либо о своей жизни до рождения. Такое желание совершенно бесцельно, пока не усвоено познание законов, управляющих природой Вечного, и при этом познание самое тонкое и сокровенное. Но когда действительно приобретено такое познание, ученик может идти дальше, и тогда его облагороженное и просветленное желание будет служить ему только на пользу.

Никакой личный мотив не должен стоять перед учеником; лишь развивая в себе чистую радость познавания, ученик научится желать так, чтобы выполнение стало естественным следствием его желания.

* * *

Когда я прихожу в состояние гнева или раздражения, я строю в своем душевном мире перед собой стену, которая не допускает приближения ко мне сил, способных развить мое душевное зрение. Например, если меня раздражает какой-либо человек, я не буду в состоянии верно понять его душевные (астральные) проявления до тех пор, пока я еще способен раздражаться. Вся его душевная жизнь скрывается от меня моим раздражением. Однако не надо воображать, что немедленно при прекращении способности раздражаться передо мной начнут появляться и астральные явления. Для этого необходимо, чтобы предварительно развился внутренний орган зрения. Но основа такого органа зрения уже есть у всякого человека. Она остается бездеятельной, пока человек способен гневаться. Но и пробуждается орган не тотчас же, как только преодолевается гневливость. Нужно продолжать терпеливо работать для полного искоренения этого чувства, и тогда придет день, когда человек заметит, что душевное зрение его развивается. Но для этого следует победить не одну только гневливость. Многие теряют терпение или начинают сомневаться, потому что в продолжение ряда лет преодолевали некоторые свои душевные свойства, а ясновидящими все же не сделались. Это значит, что они, развив одни качества, другие заглушили в себе. Дар ясновидения наступает только тогда, когда будут подавлены все свойства, которые не позволяют проявиться дремлющим душевным способностям. Несомненно, что зачатки ясновидения наступают и ранее, но это такие нежные ростки, которые легко могут завянуть, если не продолжать заботливо ухаживать за ними.

К свойствам, которые необходимо преодолеть наравне с гневом и раздражительностью, принадлежат: робость, суеверие, склонность к предрассудкам, тщеславие и честолюбие, любопытство и излишняя общительность, различие людей по общественному положению, полу, племени и т.д. В наше время трудно понять, что преодоление таких свойств может иметь что-либо общее с развитием высших способностей. Но каждый эзотерик знает, что от этого гораздо более зависит, чем от развития интеллекта или от {шрифт выделенный}исскусственных{шрифт обычный} упражнений. Но и здесь необходимо соблюдение истинной меры и не нужно думать, что необходима безумная смелость, тогда как требуется спокойное бесстрашие, или что совсем не следует замечать различия между людьми, потому что требуется победить предрассудки относительно общественных, племенных и других особенностей. Даже и в обыденном смысле не трудно убедиться, что страх перед каким-либо явлением может только помешать ясно понять это явление и что племенные или социальные предрассудки закрывают перед нами чужую человеческую душу. Эти обыкновенные свойства ученик должен довести в себе до величайшей тонкости и остроты.

Камнем на пути оккультного воспитания является все, что человек говорит, не выяснив для себя истинного смысла своих слов. При этом надо принять во внимание нечто, что объяснить можно только примером: когда кто-нибудь мне говорит нечто и я готовлюсь к возражению, я должен стремиться гораздо более сообразоваться с мнением, чувством и даже предрассудком собеседника, чем с своими собственными мыслями относительно обсуждаемой вещи. Это способствует топкому развитию такта, который необходим ученику. Он должен перед разговором знать, насколько для другого может иметь значение, если он его мнению противопоставит свое собственное. Но это не значит, что следует воздерживаться от выражения собственного мнения; следует только как можно внимательнее прислушиваться к своему собеседнику и сообразно его мыслям строить свое возражение. Каждый раз в таком случае у ученика должна возникать определенная мысль, и эта мысль должна жить и крепнуть в нем так, чтобы стать постоянной чертой характера. Вот эта мысль: «Не в том дело, что я думаю иначе, чем другой, но в том, чтобы этот другой нашел истину, исходя из собственных ощущений, если я внесу туда нечто свое». Подобные мысли вносят в характер и в образ действия ученика мягкость, которая представляет главное средство для всякого оккультного развития. Жесткость отпугивает от ученика то, что пробуждает внутреннее зрение; мягкость, наоборот, устраняет все препятствия и открывает внутреннее зрение.

Вскоре вместе с мягкостью разовьется в душе другая черта: спокойное внимание ко всем тонкостям душевной жизни окружающих людей при полном молчании собственных душевных движений. И если ученик этого достиг, тогда душевные движения окружающих начинают действовать на него таким образом, что его собственная душа растет и, вырастая, расчленяется подобно тому, как растение развивается под влиянием солнечного света. Мягкость и молчание личного «я» в истинном терпении открывают душу астральному миру, дух — области духовной. «Пребывай в покое и сосредоточенности, закрой чувства для всего, что они доносили до тебя ранее твоего вступления в ученичество, приведи к тишине все мысли, которые прежде, подобно приливу и отливу, постоянно сменялись в тебе, будь тихим и безмолвным внутри себя и ожидай в терпении; и тогда высшие миры начнут развивать твое внутреннее зрение и твой духовный слух. Не следует ожидать, что сейчас все модно и видеть и слышать в высших мирах; это возможно не ранее, чем закончится развитие внутренних органов чувств. Настойчиво охраняя внутри себя тишину и равновесие, не принимайся за обычные ежедневные дела, не проникнувшись глубоко сознанием: «то, что должно быть, будет несомненно, когда я достаточно созрею для этого». И не пытайся по личному произволу добиваться чего бы то ни было от высших сил». Это — указания, которые каждый ученик получает от своего учителя в начале пути. Следуя им, он совершенствуется; если же он им не следует, вся его работа будет напрасна. И тяжелы они только для тех, кто лишен терпения и устойчивости. Нет других препятствий на пути, кроме тех, которые каждый может устранить, если действительно захочет. Это необходимо помнить, ибо многие создают себе совершенно неверное представление о трудностях оккультного пути. В действительности пройти первые ступени этого пути легче, чем без поддержки оккультного знания справляться с затруднениями повседневной жизни.

Следует еще иметь в виду, что здесь сообщаются лишь вещи, не сопровождающиеся никакого рода опасностями ни для телесного, ни для душевного здоровья. Есть и другие пути, которые ведут к цели быстрее, но о них нельзя говорить открыто, потому что они могут иметь известное воздействие, которое требует вмешательства опытного эзотерика, и во всяком случае они должны применяться под постоянным наблюдением. Но так как немногое, касающееся таких путей, все же делается достоянием гласности, то нужно особенно серьезно предостеречь, чтобы никто не вступал на них без личного руководительства. По причинам, понятным только одним Посвященным, эти пути никогда не могут быть раскрыты в их истинном смысле. Отрывки же, появляющиеся то здесь, то там, не могут повести ни к чему доброму, а лишь к гибели здоровья, счастья и душевного мира. Кто не желает отдать себя в распоряжение темным силам, об истинной сущности и происхождении которых он ничего не может знать, тот пусть избегает заниматься такими вещами.

Можно прибавить еще кое-что об условиях, при которых происходят упражнения ученика; потому что и это имеет некоторое значение, хотя не для всех одинаковое. Кто делает их в атмосфере, наполненной эгоистическими интересами, вроде современной борьбы за существование, тот должен знать, что эти интересы не останутся без влияния на развитие его душевных органов. Хотя внутренние законы, но которым строятся эти органы, так устойчивы, что влияние это не может быть значительным: как лилия, растущая в несоответствующей обстановке, не может обратиться в репейник, так развивающиеся внутренние глаза не могут превратиться в нечто иное, если бы даже окружающая среда и была полна эгоистическими интересами современных городов. Но, несомненно, упражнения ученика будут успешнее, если он окружит себя тихим миром и здоровой прелестью природы.

В особенно благоприятных условиях находится тот, кто может вести свое оккультное обучение среди зеленого растительного мира или в освещенных солнцем горах среди свежей простоты природы. Такая среда развивает внутренние органы так гармонично, как это недостижимо в современном городе. Несколько лучше, чем у истого горожанина, обстоит дело у того, кому хотя бы в детстве приходилось дышать сосновым воздухом и наблюдать нравы лесных животных и насекомых. Но тот, кто принужден постоянно жить в городе, не должен забывать питать свои находящиеся в развитии внутренние органы вдохновенными учениями великих Учителей человечества. Чей глаз не может каждую весну, день за днем, наблюдать, как покрываются леса зеленой листвой, тот должен вместо того давать своему сердцу возвышенные учения Евангелия от Иоанна, или Фомы Кемпийского, или Бхагават-Гиты. Многие пути ведут к вершине разумения, но необходим верный выбор.

Многое может сказать про эти пути эзотерик такого, что непосвященному покажется чудесным. Например, можно быть уже далеко на оккультном пути: можно находиться почти накануне раскрытия внутренних органов; недостает только толчка; в это время ученик попадает на корабль; перед ним развертывается великая даль океана, то спокойная, то волнующаяся, и вот под влиянием сильных переживаний повязка внезапно спадает, и он сразу делается ясновидящим. Для другого, настолько же подготовленного, повязка падает благодаря сильному удару судьбы. На человека, не вступившего на путь, подобный же удар произвел бы парализующее влияние, подавляющее всякую энергию, для ученика — он будет началом Просветления. Третий ожидает в терпении в течение многих лет, не видя заметного результата. И вдруг, во время спокойного пребывания в тихой комнате, свет загорается вокруг него, стены исчезают, делаются прозрачными, и новый мир простирается перед его раскрывшимся зрением и начинает звучать для его раскрывшегося духовного слуха.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)