АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Год. Принят Закон «О борьбе с терроризмом»

Читайте также:
  1. A. Законодательство в области медиа
  2. I. ЗАКОН О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОДУКТАХ.
  3. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  4. II-ой закон
  5. II. Закон Брюстера.
  6. II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  7. III. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  8. IV. ЗАКОН О БЛАГОЧЕСТИВОМ ПОВЕДЕНИИ
  9. IX. ЗАКОН МУЖАЕТ
  10. IX. Законодавство про працю
  11. MAD MAX BRANCH приглашает вас, ваших инструкторов и спортсменов принять участие в ежегодном ВЕСЕННЕМ БУДО-ЛАГЕРЕ
  12. V. Цивільно-процесуальне законодавство

Предисловие

Ограничивать права журналистов, ссылаясь на борьбу с терроризмом - это, конечно, не российское изобретение. Первым государством, где осознали, как удобно прикрываться термином «терроризм», стал, видимо, Израиль, который камуфлировал под контртеррористические операции неоднократные вторжения в Ливан, пусть даже в таких случаях средствами борьбы с террористами выступали танки и бомбардировщики. Так оказалось более приемлемо для мирового сообщества. Кроме того, именно в Израиле придумали, как ограничивать возможности журналистов непосредственно на месте: офицеры армии Израиля получили право объявить Closed military area (то есть закрытой военной зоной) любую территорию на Западном берегу или в Секторе Газа, запретив туда доступ журналистам на время проведения спецоперации.

Впоследствии этот способ ограничения журналистской работы - под предлогом борьбы с терроризмом - взяли на вооружение и другие страны. Причем задолго до 11 сентября. Например, Сирия, которая, подавляя исламистский мятеж местного отделения «Братьев-мусульман» в Хаме в 1982 году, запретила доступ в осажденный город иностранным журналистам. Позднее подключилась Россия в Чечне, США и Великобритания в Ираке и Афганистане и пр.

Слишком уж очевидны преимущества, которые получает государство, маскируя войну под другие, не определенные международными юридическими нормами понятия, - контртеррористическую операцию, действия по наведению конституционного порядка, или - последнее изобретение российских силовиков - СКПО (специальную комплексную профилактическую операцию, под которую были замаскированы боевые действия в Ингушетии летом 2007 года). Под предлогом борьбы с терроризмом журналисту отказывают в праве на общение с «другой» стороной, которая лишена статуса воюющей, кроме того, журналисту ограничивают возможности находиться и собирать информацию в зоне ведения боевых действий.

По российской традиции после каждого крупного теракта появляется очередная законодательная инициатива по ограничению прав журналистов на их освещение. Первые попытки внести радикальные изменения в антитеррористическое законодательство появились после теракта на Дубровке в ноябре 2002 года. Госдума внесла изменения в закон «О средствах массовой информации» и «О борьбе с терроризмом» (Владимир Путин их не подписал).

Вторая волна реформ антитеррористического законодательства началась после теракта в Беслане. 30 ноября 2004 года в Государственную Думу был внесен законопроект «О противодействии терроризму», где также прописывались новые нормы ограничения прав журналистов. Из последнего, третьего варианта закона эти поправки исчезли.

Кроме того, совершенно отдельная правоприменительная практика ограничений деятельности журналистов сложилась на территории Чечни. Правовой статус происходящих там событий постоянно меняется, однако общий тренд остается одним и тем же - максимально ограничить журналистам возможность самостоятельного поиска информации. Например, введенная во время Второй чеченской войны Росинформцентром практика аккредитаций, которую руководитель этого органа Александр Михайлов впоследствии сравнивал с ознакомительными поездками писателей на строительство Беломорканала. (Шестидневная поездка 120 советских писателей по «Беломорско-Балтийскому каналу имени Сталина» по случаю его открытия в августе 1933 года. Беломорканал строился силами 100 тысяч заключенных. Результатом поездки стала книга «Канал имени Сталина», написанная 36 писателями, где воспевалась перековка строителей-заключенных под чутким руководством чекистов).

Учитывая, что боевые действия с осени 2004 года распространились с территории Чечни и на другие регионы Северного Кавказа, можно прогнозировать распространение практики ограничения деятельности журналистов по «чеченской схеме» на весь Северный Кавказ.

Между тем, опасаясь дальнейшего расширения террористической активности, российские власти продолжают разрабатывать новые ограничения для работы журналистов по освещению терактов. В октябре 2005 года в Москве прошел так называемый Антитеррористический форум журналистов «Будущее без терроризма, терроризм без будущего», на котором сотрудники ФСБ предложили проводить мастер-классы для журналистов по освещению терактов. В 2007 году в Москве начали действовать курсы для журналистов «Бастион», и силовики, под чьим патронажем проводятся занятия, усиленно лоббируют запрет выезда в горячие точки журналистов, не получивших корочек «Бастиона».

Именно поэтому мы провели не только юридический анализ антитеррористического законодательства, затрагивающего работу СМИ, но и рассмотрели практику ограничения доступа журналистов к информации в районах боевых действий и на местах терактов. Кроме того, мы провели сравнительный анализ с законодательством различных стран - США и Великобритании.

 

год. Принят Закон «О борьбе с терроризмом»

Этот закон был принят после первой чеченской войны, и в нем, конечно, были отражены те уроки, которые вынес Кремль из особенностей работы со СМИ во время этой войны. Стоит учитывать, что кремлевские чиновники неоднократно говорили: первая чеченская война была проиграна едва ли не по вине журналистов. Следовательно, на будущее (а в неизбежности новой войны на Кавказе тогда не сомневался уже никто) нужно было принять меры, чтобы этого больше не случилось.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)