АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Читайте также:
  1. II. Используемые сокращения
  2. Адаптация персонала, ее виды. Необходимость сокращения периода адаптации.
  3. Безусловные рефлексы.
  4. В последние годы достаточно чётко проявляется тенденция сокращения расходов при проведении визитов на высоком уровне
  5. Локальные и условные экстремумы функций многих переменных
  6. М.Ф.Х. и классификация мышечных тканей. Гладкая мышечная ткань: источники развития, строение, иннервация. Структурные основы сокращения мышечных клеток. Регенерация.
  7. Меры по сокращения времени на устранение неисправностей грузовых и пассажирских поездов, произошедших в пути следования
  8. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ
  9. Определения и сокращения
  10. Особые случаи сокращения слов и словосочетаний, часто встречающихся в библиографическом описании
  11. Приёмы сокращения библиографических ссылок
  12. Принятые сокращения

 

Arch. Pap. — Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, hrsg. von U. Wilcken.

BGU — Ägyptische Urkunden von den Königlichen Museen zu Berlin. Griechische Urkunden, 1895 и сл.

BrunsBruns C. G. Fontes iuris Romani antiqui. Ed. 7, Tübingen, 1909.

CIG — Corpus inscriptionum Graecarum.

CIL — Corpus inscriptionum Latinarum.

DessauDessau H. Inscriptiones Latinae selectae. В., 1892 и 1902.

Ditt. Or.Dittenberger W. Orientis Graeci inscriptiones selectae. Leipzig. 1903, 1905.

Ditt. Syll.Dittenberger W. Sylloge inscriptionum Graecarum. Leipzig, 1898—1901.

P. Amh.Grenfell P., Hunt Ar. S. The Amherst Papyri. L., 1900—1901.

P. Fior.Vitelli. Papiri Fiorentini, documenti. 1906.

P. Gen.Nicole. Les papyrus de Genève. 1896—1906.

P. Giss. — Griechische Papyri im Museum des Oberhessischen Geschichtsvereins zu Giessen. Leipzig — В., 1910—1912.

P. Lond.Kenyon. Greek Papyri in the British Museum, I—V, 1893—1917.

P. Münch. — Papyri der Münchener Sammlung (Arch. Pap. 1, 468 ff.).

P. Oxy.Grenfell and Hunt. The Oxyrhynchos Papyri, I—XVII. 1898—1927.

P. Teb.Grenfell — Hunt — Smyly — Goodspeed. The Tebtunis Papyri. 1902—1907.

W.Mitteis L., Wilcken U. Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskunde. Erster Band. Historischer Teil. Leipzig, 1912.

W. Ostr.Wilcken U. Griechische Ostraka aus Ägypten und Nubien. Leipzig, 1899.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

 

Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1975.

Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892.

Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

Гарнак А. Сущность христианства // Общая теория европейской культуры. Спб., 1911. Т. 5.

Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

Голубцова Н. И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

Каждан А. П. От Христа к Константину. М., 1965.

Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.—Л., 1964.

Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М., 1974.

Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1960.

Лившиц Г. М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Лукиан. Избранное. М., 1987.

Нахов И. М. Мировоззрение Лукиана Самосатского. М., 1951.

Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959.

Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. М.—Л., 1926.

Розенталь Н. Н. Социальные основы языческой реакции императора Юлиана // Известия АН СССР. Серия истории и философии. 1945. Т. 2. № 5.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913.

Шестаков С. Речи Либания. Казань, 1914.

Alföldi A. A Conflict of Ideas in the Late Roman Empire. Oxford, 1952.

Anderssen G. Logos und Nomos. Die Polemic des Celsos wider das Christentum. В., 1955.

Baldwin В. Studies in Lucian. Toronto, 1973.

Betz H. D. Lucian von Samosata und das Neue Testament. В., 1961.

Bides J. Vie de Porphure. Leipzig, 1913.

Hoffmann E. Piatonismus und Christliche Philosophie. Stuttgardt, 1960.

Kleffner A. J. Porphurius der Neoplatoniker und Christenfeind. Paderborn, 1896.

Momigliano A. (ed.). The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Oxford, 1963.

Peretti A. Un intellectuale greco contro Roma. Firenze, 1946.

Rougier L. Cels. P., 1925.

Rougier L. Le conflict du Chréstianism primitive et de la civilisation antique. P., 1974.

Simon M. La civilisation de l'antiquité et le Chrestianism. Arthaud, 1972.

Studien zur Literatur der Spätantike, hrsg. von Ch. Gnilka und Schetter. Bonn, 1975.

Walker W. A history of the christian church. N. Y., 1959.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Некоторые работы А. Б. Рановича по истории христианства были переизданы в его книге «О раннем христианстве» (М., 1959).

 

[2]В книге А. Б. Рановича не приведены сочинения христиан-гностиков, с которыми ортодоксы вели ожесточенную борьбу. Основные произведения этих групп были найдены уже после второй мировой войны в Южном Египте. На русском языке они опубликованы в книге «Апокрифы древних христиан». М., 1989 (составители И. С. Свенцицкая и М. К. Трофимова).

 

[3]См.: История Европы. М., 1988. С. 132.

 

[4]Только в Италии, по мнению Е. М. Штаерман, «начинали ощущаться некоторые признаки если не упадка, то застоя» (см. там же. С. 566).

 

[5]Подробно обстоятельства находок, содержание рукописей, организация кумранской общины, связь ее с христианством разобраны в книге И. Д. Амусина «Кумранская община» (М., 1975).

 

[6]См., например: Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964. С. 223.

 

[7]См., например: Робертсон Дж. Евангельские мифы. М., 1923.

 

[8]См.: Древс А. Миф о Христе. М., 1923—24; он же. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930.

 

[9]Bultmann R. Die Geschichte der synoptischen Tradition. В., 1963; Dibelius M. Die Formgeschichte des Evangeliums. Tübingen, 1966.

 

[10]См.: Крывелев И. А. Христос: миф или действительность? М., 1987.

 

[11]Такой точки зрения придерживался, в частности, J. Klausner в своей книге «From Jesus to Paul» (N. Y., 1945).

 

[12]Ориген, по-видимому, читал подлинный текст Флавия, поскольку он пишет, что Флавий не признавал Иисуса Христом. Евсевий Кесарийский знал уже переработанный текст (IV в.).

 

[13]Так, сообщение Тацита считал подлинным С. И. Ковалев, по вопросу об историчности Христа — сторонник мифологической школы (см. его книгу «Основные вопросы происхождения христианства». С. 34—35).

 

[14]См.: Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1958. С. 59.

 

[15]Вифиния — область в Малой Азии.

 

[16]См.: Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. С. 40. Правда, сам автор относил эту «политичность» прежде всего к западным представителям исторической школы, однако это было характерно и для советских историков христианства.

 

[17]Указатель сокращений см. на с. 463.

 

[18]Для упрощения набора здесь почти везде применяются обычные, круглые скобки. Скобки же как знак пунктуации заменялись запятыми или тире.

 

[19]Титул «август» часто присваивался тому или иному месяцу, если на него выпадал день рождения императора.

 

[20]Александрия.

 

[21]Здесь и далее речь идет о том, что под предлогом взыскания казенных недоимок чиновники взыскивали свои собственные долги, причем использовали закон, в силу которого имущество недоимщика могло быть конфисковано даже в том случае, если оно успело перейти путем продажи в третьи руки.

 

[22]Т. е. в том случае, если за долги мужа казне было конфисковано приданое жены, оно подлежит возврату жене, как пользующейся правом преимущественного взыскания в первую очередь даже перед казной.

 

[23]Незаконно, поскольку за такую землю полагалось платить только подати.

 

[24]Речь идет, по-видимому, о том, чтобы стратеги, покидая свой пост, отчитывались в своей работе.

 

[25]По налоговым делам. Речь идет о том, что ретивые администраторы, несмотря на решение префекта в пользу налогоплательщиков, при следующей раскладке вновь вносили его в список плательщиков.

 

[26]Податной инспектор.

 

[27]Т. н. idios logos.

 

[28]Т. е. обвинять в сокрытии подлежащего обложению имущества.

 

[29]Т. е. чтобы доносчик отвечал за ложный донос.

 

[30]Речь идет, по-видимому, о таких внесметных взысканиях, где возможны злоупотребления доверием.

 

[31]Земельный налог с угодий, подвергавшихся разливу Нила, был соответственно выше, чем налог с неорошаемой земли.

 

[32]Слух о предстоящем измерении земли, естественно, вызывал опасение введения земельного налога.

 

[33]6 июля 68 г.

 

[34]Начальника конницы.

 

[35]Т. е. чтобы иметь возможность в качестве военачальника путем насилия взыскать свои деньги.

 

[36]В другом письме к Аттику (VI, 2) Цицерон рассказывает, что Скантий держал в осаде запертый в курии саламинский сенат, пока пять сенаторов не умерли с голоду.

 

[37]В месяц, т. е. 12 процентов годовых.

 

[38]Т. е. Цицерон вопреки закону допускал взимание сложных процентов.

 

[39]Т. е. 48 процентов годовых.

 

[40]Габиниев закон запрещал взимать более 12 процентов годовых; это затрудняло саламинцам получение займа.

 

[41]В письме к Аттику (VI, I, 5) Цицерон пишет: «Теперь о саламинцах. Это будет для тебя такой же новостью, как и для меня. Я никогда от него (Брута) не слышал, что эти деньги его. А между тем это было так. Скантий и Матиний были подставными лицами».

 

[42]Что вексель, незаконно выданный, будет иметь силу.

 

[43]Где предусмотрены незаконные 48 процентов годовых.

 

[44]Текст испорчен; по-видимому, сенат признал заемное письмо имеющим силу.

 

[45]106 талантов.

 

[46]Т. е. не вынес никакого решения.

 

[47]58 г.

 

[48]Сравни с № 1.

 

[49]На восстановление Рима после пожара 64 г.

 

[50]33 г.

 

[51]Личная казна императора.

 

[52]Т. е. жалобщикам.

 

[53]Между городом и откупщиками.

 

[54]Торговцы обязаны были обменять у менялы вырученную мелочь на серебро, уплачивая по 1 ассу за денарий, т. е. получая 1 денарий не за 17, а за 18 ассов.

 

[55]Мина=100 драхм или около 100 денариев.

 

[56]Чтобы таким образом обойти закон.

 

[57]Тиберия в 14 г.

 

[58]В то время денарий составлял 16 ассов.

 

[59]А не земельными участками.

 

[60]Дворцовая гвардия.

 

[61]Имя Германик носил, в частности, командовавший тогда армиями брат Тиберия, да и сам Тиберий.

 

[62]51 г.

 

[63]Гн. Домитий Агенобарб и М. Фурий Камилл — 32 г.

 

[64]В Южной Италии. Сообщение относится к 60 г.

 

[65]Из текста видно, что Алита — жена Илариона; возможно, принимая во внимание все известное нам о быте и обычаях Древнего Египта, что жена действительно приходилась ему сестрой.

 

[66]По-видимому, группа товарищей, отправившихся вместе с Иларионом из Оксиринха в Александрию на заработки, возвратилась домой.

 

[67]17 июня 1 г. до н. э.

 

[68]Т. е. в награду за рождение детей.

 

[69]Фидеикомис — завещательное распоряжение, юридически не оформленное, рассчитывающее на совесть наследника.

 

[70]23 февраля 133 г.

 

[71]Низкопробное серебро.

 

[72]29 апреля 155 г. Дальше пропущена неразборчивая подпись.

 

[73]3 июня 111г.

 

[74]13 июля 113 г.

 

[75]25 апреля 115 г.

 

[76]Telos agoranomias — сбор на содержание агоранома (заведующего рынком).

 

[77]24 января 113 г.

 

[78]Смысл непонятен.

 

[79]29 октября 31 г.

 

[80]Prosdiagrophomena, а при натуральных взносах — prosthema означает прибавку к налогу, идущую на покрытие расхода по содержанию налогового аппарата, в частности на выписку квитанции, приложение печати и т. п.

 

[81]22 сентября 53 г. Августом мог называться любой месяц, если на него приходился день рождения цезаря (см. выше), и уж во всяком случае месяц тот, первый месяц египетского года.

 

[82]4 октября 179 г.

 

[83]См. примечание 1 к № 30.

 

[84]22 февраля 38 г.

 

[85]29 июня 146 г.

 

[86]4 мая 10 г. до н. э.

 

[87]Поклажа — верблюда или осла — служила единицей измерения. Ср. примечание 3 к № 64.

 

[88]76/77 г.

 

[89]Таким образом, налог с аруры (0,275 гектара) составлял 20 драхм (драхма=4,25 грамма серебра).

 

[90]11 ноября 18 г. до н. э.

 

[91]4 сентября 42 г.

 

[92]С конца II в. часто имя императора при датировке пропускается и заменяется двумя черточками.

 

[93]39/40 г.

 

[94]1 декабря 60 г.

 

[95]20 июля 68 г.

 

[96]25 сентября 121 г.

 

[97]82 г.

 

[98]66/67 г.

 

[99]27 июля 29 г.

 

[100]23 августа 78 г.

 

[101]Многочисленные статуи цезарей воздвигались за счет принудительных сборов с населения, причем, судя по сохранившимся квитанциям эпохи Траяна, расход раскладывался на всех граждан поровну (2 драхмы 4 обола).

 

[102]Речь идет, по-видимому, о раскладке расхода на возведение общественного здания. Вилькен полагает, что это промысловый налог на занятие ремеслом плотника; в этом случае термин «merismos» нужно понимать как рассрочку, а не раскладку.

 

[103]8 октября 162 г.

 

[104]25 июля 130 г.

 

[105]11 ноября 146 г.

 

[106]В декларации для исчисления налога.

 

[107]24 июля 66 г.

 

[108]Артаба — 39,3 литра.

 

[109]2 июня 193 г.

 

[110]140 г.

 

[111]5 июня 216 г.

 

[112]Т. е. скрылись. В данном случае кандидаты на должность сборщика скрылись, не ожидая исхода жеребьевки.

 

[113]20 июля 186 г.

 

[114]10 июля 118 г.

 

[115]Слова «до сих пор» означают, что в этом месте кончается цитируемое просительницей ее прежнее заявление и копия судебного решения.

 

[116]По-видимому, квитанции об исполнении трудовой повинности заготовлялись в виде бланков вперед на год; затем на бланке уже проставляли дату произведенной работы и имя работника.

 

[117]Пять дней — обычная норма для этого рода повинности (penthemeros). В других районах выполненная работа по очистке каналов после обычных разливов измерялась в кубах: единицей измерения служил naubion (?), впоследствии 3 куб. локтя (локоть — 525 мм).

 

[118]Эры Селевкидов — 137 г.

 

[119]18 апреля.

 

[120]За единицу измерения в дальнейшем принимается поклажа верблюда или осла (см. № 35). В данном случае дается общее указание для перевода существующего тарифа, когда товар перевозится в телеге.

 

[121]Т. е. давно уже состоящих в рабстве.

 

[122]Обозначение товара неразборчиво.

 

[123]В первом лице здесь, надо полагать, приписка председателя.

 

[124]Сушеные фрукты занимают меньший объем и имеют меньше веса, таким образом, метод исчисления налога путем перевода на сушеные фрукты является льготой для фруктоторговцев.

 

[125]Копт соединял дорогу в Александрию с дорогой через пустыню к Красному морю (порт Вереника).

 

[126]10 мая 90 г.

 

[127]Т. е. 668 39/64; все дроби выражались в виде суммы простых дробей: 1/2+1/4+1/8+1/16 и т. д.

 

[128]Земля рассортирована по размеру причитающихся с нее натуральных арендных взносов или земельного налога, исчисленных в артабах пшеницы; действительным размером взноса надо считать в данном случае 5 артаб, в дальнейшем соответственно — 4, 3, 2, 1/2 и т. д. Что касается 1/12, то она всюду прибавляется в виде специальной прибавки на содержание налогового аппарата и «на поход».

 

[129](Городской?) Речь идет об участках, платящих по 1 1/4 артабы.

 

[130]Ekphorion.

 

[131]Epigennema, т. е. сверх твердой арендной платы (надо полагать, натурой) арендатор внес клеруху еще, полностью или частично, часть урожая, превысившую обычную среднюю норму доходности земли.

 

[132]Месяц тот начинается, собственно, 29 августа; название — август — присвоено первому месяцу года не столько по календарным соображениям, сколько из уважения к власти предержащей.

 

[133]Ср. № 6.

 

[134]Здесь и в дальнейшем отдельные участки имения, плотины и сооружения обозначаются по имени какого-то лица (в данном случае Индия) с указанием размера участка.

 

[135]Продано 10 керамиев, но цена указана не на керамий, а на metretes (2 керамия).

 

[136]Дидим постоянно указывает, особенно когда он нанимает рабочих со стороны, чем были заняты в то время четверо постоянных работников, по-видимому рабов. В пользу последнего предположения говорит то, что им нигде не выписывается зарплаты, как и самому Дидиму. То, что один из них называется, как и хозяин, Эпимах, может быть случайностью, но возможно, что он — раб, принявший имя хозяина. С другой стороны, Гор, которого величают по отчеству, не мог быть рабом, если только его так не называют в отличие от упоминаемого в дальнейшем Гора, сына Ясона.

 

[137]Речь идет о т. н. ssebach, который египетские феллахи применяли как удобрение до последнего времени.

 

[138]Кеннон, Вилькен и другие полагают, что здесь и в дальнейшем «pais» означает не «раб», как обычно в таких случаях, а «мальчик», так как последним поручаются легкие работы — сопровождение поклажи и полка. Но в таком случае ставка 2 1/2 обола при ставке взрослого рабочего 3 обола слишком высока. О найме рабов на работу за плату упоминается и в других источниках.

 

[139]Работы по укреплению плотин, исправлению прорывов, регулированию воды, надзору за ходом воды после разлива Нила занимают в этот месяц много внимания у Дидима.

 

[140]Эпимах, Евдемон, Гефестиан и Теон уплатили сообща за раздел участка 12 драхм и рабочему-надсмотрщику 20 драхм. На долю Эпимаха приходится четверть: 3 и 5 драхм.

 

[141]Серебром 62 др. 3 об. + медью 85 др. 2 об. (серебром 71 др. 1 об.) = серебром 133 др. 4 об.

 

[142]Таким образом, заработная плата рабочего, получавшего 3 обола в день, равнялась стоимости 1/20 артабы пшеницы (около 1,5—2 литров). В дальнейшем отчет свидетельствует о падении стоимости денег: артаба пшеницы стоит не 10, а 11 драхм, рабочие получают по 4 и 5 оболов, раб (мальчик) — 3 обола; драхма (серебром) приравнивается не к 6, а к 7 оболам.

 

[143]Вилик — раб, управляющий имением.

 

[144]См. аннотацию к № 172.

 

[145]Закон этот, вызванный кризисом сбыта вина, был отменен частично: старые виноградники остались, но закладывать новые было запрещено.

 

[146]«Обремененные долгом» — должники, вынужденные отрабатывать свой долг вследствие неплатежеспособности.

 

[147]Двадцатая часть выкупной суммы, которую отпущенный на волю раб вносил в казну.

 

[148]Знаменитый гладиатор.

 

[149]Тога с красной оборкой, которую носили сенаторы и высшие магистраты.

 

[150]Золотой перстень был признаком принадлежности к сословию всадников.

 

[151]Т. е. сделал его своим наследником наряду с цезарем, которому знатные люди обычно завещали долю наследства.

 

[152]Жена Тримальхиона — Фортуната.

 

[153]Аристократическая фамилия.

 

[154]Ср. Мф., 13:13, 12.

 

[155]Т. е. несовершеннолетний (несовершеннолетние носили длинные волосы).

 

[156]Т. е. одному из 6 старшин (севиров) коллегии культа Августа. Эта должность была открыта и для вольноотпущенников.

 

[157]Смысл: Собелл пишет стихи о банях Понтика в надежде, что тот угостит его ужином.

 

[158]Гай кругом в долгах, и утренние визиты кредиторов его мало радуют.

 

[159]Ревматическая боль в руках.

 

[160]После попойки.

 

[161]В тексте грубо: «nec cunnum lingis».

 

[162]Чтобы почваниться обилием нарядов.

 

[163]30 июня.

 

[164]Речь идет о членах второго триумвирата 43 г. до н. э.

 

[165]150 000 000 литров.

 

[166]Публичные женщины, жившие на окраине, у городских стен.

 

[167]В оригинале грубо: «dominis bibentis ebrium regit penem».

 

[168]См. аннотацию на с. 58.

 

[169]1 июля был квартирный сезон в Риме.

 

[170]Вацерра, нищету которого описывает Марциал, еще пытается удержаться на поверхности, делать хорошую мину, сохранить «квартиру» в Риме.

 

[171]Имя нищего, упоминаемого в «Одиссее».

 

[172]Квартал нищих.

 

[173]Мелкая рыбешка.

 

[174]См. прим. 1 к № 86.

 

[175]Нищие, как обычно в больших городах, стояли на мосту.

 

[176]Невольничий рынок.

 

[177]Т. е. поняли бы силу своей численности.

 

[178]Около 600 руб.

 

[179]Магистраты, ведавшие благоустройством, продовольствием и полицейской охраной г. Рима.

 

[180]Servi publici.

 

[181]Faber — рабочий, главным образом по металлу. Как раз эти fabri, по мнению многих европейских ученых, были исключительно свободными наемными рабочими.

 

[182]Имя владельца раба.

 

[183]28 января 1 г. до н. э.

 

[184]Рабы обычно называют господина по имени (praenomen) с прибавлением «наш». Здесь речь идет, по-видимому, о Л. Валузии Сатурнине, умершем в 56 г.

 

[185]Консул 16 г.

 

[186]Такого рода коллегии, объединяющиеся на почве выполнения посмертных обязанностей, упоминаются у Плутарха (synapothanoumenoi).

 

[187]Около 130 руб.

 

[188]Союзниками называлось население присоединенных к Риму провинций в Италии, не пользовавшееся политическими правами.

 

[189]Речь идет о восстании Спартака.

 

[190]24 г.

 

[191]64 г.

 

[192]Operatius — здесь, очевидно, раб. Этот текст важен тем, что устраняет сомнение насчет значения часто встречающегося термина «operatii». Между тем многие буржуазные ученые, не признающие и не понимающие рабовладельческой формации, спекулируют на этом термине, указывая, что речь идет о свободных рабочих.

 

[193]Номенклатор — раб, докладывавший имена посетителей; при множестве рабов, которых хозяин по именам не знает, нужен, по словам Плиния, специальный номенклатор для них.

 

[194]Здесь, очевидно, описка вместо «ты получишь».

 

[195]1 марта 155 г.

 

[196]9 июня 136 г.

 

[197]Dies natalis — день рождения: как и в христианских святцах, римские боги и герои имели каждый свой день.

 

[198]27 ноября.

 

[199]1 января 133 г.

 

[200]Т. е. похоронные обряды будут совершены не над трупом умершего, а над его изображением.

 

[201]Один из рабов Статилия (I в.).

 

[202]«Locus datus decreto decurionum» — «место отведено распоряжением декурионов» — такова обычная формула на большинстве надгробных памятников.

 

[203]За сто денариев в месяц, т. е. около 10 процентов годовых.

 

[204]1 октября 149 г.

 

[205]«Dis manibus» — «богам манам» — это посвящение духам предков неизменно встречается почти на всех римских надгробных памятниках, в том числе в первые века христианства, и на христианских.

 

[206]Жертвоприношение покойнику и украшение могилы венками.

 

[207]16 января.

 

[208]См. выше, с. 105.

 

[209]16 августа 206 г.

 

[210]Т. е. в самый ранний срок, как только начинается приемка хлеба на казенный склад.

 

[211]См. прим. к № 38.

 

[212]26 июля 207 г.

 

[213]20 ноября 211 г.

 

[214]«Aureus antoninianus» и «argenteus minutulus philippaeus» — новые монеты, выпущенные Каракаллой.

 

[215]Работники — преимущественно рабы и вольноотпущенники — монетного двора. Возмущение было вызвано, по-видимому, попытками Аврелиана стабилизовать валюту и мерами против хищнической фальсификации монеты.

 

[216]Конечно, здесь речь идет не о «благодеянии доброго императора». Разорение крестьянства и натурализация хозяйства делали совершенно безнадежным взимание денежного налога золотом. Выпуск золотых монет в 1/3 золотого был нужен для того, чтобы требовать уплаты налога все же золотом.

 

[217]Сообщения Дионисия относятся к V в., но и в эпоху самого Дионисия старый взгляд сохранил силу, как об этом свидетельствует нижеследующий отрывок из Цицерона.

 

[218]Т. е. когда они разбросаны.

 

[219]Условные имена, как мы говорим: Иван, Сидор и т. д.

 

[220]Другого раба взамен убитого или искалеченного.

 

[221]Помпоний Мела, современник Сенеки.

 

[222]Ибо в последнем случае завещатель мог иметь в виду только инвентарь колона. Наследник в этом случае должен был откупить инвентарь у колона, чтобы таким образом выполнить волю завещателя, отписавшего по завещанию не принадлежащее ему имущество.

То обстоятельство, что юристы только сомневаются в праве завещать имущество колона, показывает, что колон фактически не считался хозяином своих орудий производства.

 

[223]Т. е. сдающий владельцу определенную долю урожая. Hygin., р. 205: «В некоторых провинциях сдают определенную часть урожая: одни — пятую, другие — седьмую».

 

[224]Inquilinos, т. е. постоянных жителей. То не могут быть рабы, ибо раба по римскому праву можно, конечно, завещать и продавать без земли. Приходится признать, что речь идет о колонах.

 

[225]По-видимому, речь идет не об оценке самих колонов как товара (в эпоху Марка Аврелия это вряд ли возможно), а об установлении размера недоимок и прочих обязательств. Возможно, что имеется в виду чисто условная оценка для формального выполнения воли завещателя, хотя бы и незаконной. Во всяком случае, сама постановка вопроса о том, можно ли завещать колонов без земли, свидетельствует о закрепощении их.

 

[226]Т. е. который платит аренду деньгами.

 

[227]Колону принадлежит только снятый урожай: хлеб на корню, плоды на дереве не являются собственностью колона, а за повреждение их иск может предъявлять только владелец земли. Но вор, сорвав плод, тем самым сделал колона его собственником.

 

[228]В декларации цензору.

 

[229]Т. е. сухой обмолоченный хлеб.

 

[230]Нечто вроде выборного старосты колонов.

 

[231]Слова, помещенные в скобках и нарушающие контекст, надписаны впоследствии поверх строки.

 

[232]Прокураторы, механически копируя lex Manciana, начинают с середины, не заботясь о разъяснении, кого они разумеют под словами «из них».

 

[233]«Villa magna» означает просто «Большая вилла». Варий — вероятно, один из прежних владельцев имения.

 

[234]Римляне при землеустройстве нарезали землю правильными квадратами или прямоугольниками. При этом, конечно, получались неиспользованные отрезки (subseciva), сдаваемые на льготных условиях.

 

[235]Кондукторы — крупные арендаторы, пользовавшиеся трудом рабов или колонов. Вилик — управляющий (из рабов) имением непосредственно от владельцев.

 

[236]Секстар — 0,55 л; один улей давал от 6 до 18 секстаров.

 

[237]Термин этот нигде больше не упоминается; он означает, по-видимому, земельные участки вне имения; чтобы колоны не уклонялись от уплаты медового налога, перенося ульи за пределы имения, закон устанавливает за это штраф в виде конфискации всего хозяйства.

 

[238]При Домициане был издан закон, запрещающий насаждение новых виноградников ввиду перепроизводства винограда. Напротив, разведение оливок поощрялось.

 

[239]По отдельным словам, сохранившимся в испорченных строчках, видно, что речь идет о праве передачи по наследству прав колона на надземные блага (superficies) — плоды и т. п. — на не находящейся в его владении или пользовании земле.

 

[240]По-видимому, «вправе распорядиться землею по-своему».

 

[241]Смысл этого пункта: если участок заброшен, кондуктор уже в первый год предупреждает колона, что если он в течение двух лет не возобновит возделывание участка, то лишается права на него; в случае формального, при свидетелях, отказа со стороны колона кондуктор или вилик отдает участок новому колону, и прежний работник не вправе заявлять претензии и жалобы.

 

[242]Здесь резчик пропустил несколько слов; надо дополнить: «обременять повинностями сверх нижеуказанных» (или вроде того).

 

[243]Т. е. на каждый вид работы (пахота, сев, уборка) по 2 дня на человека.

 

[244]Имеется в виду не охрана от расхищения, а надзор над сообщением правильных данных о фактическом урожае.

 

[245]Saltus обозначает императорское имение, которое в административном отношении не входило в состав муниципии и управлялось особыми прокураторами, преимущественно из вольноотпущенников и рабов. В данном случае прокуратором был, видно, упоминаемый дальше Андроник.

 

[246]Резолюция императора на прошении колонов адресована Лукуллу (вероятно, дворцовому коменданту — префекту претория), который доложил прошение.

 

[247]Император собственноручно ставил, конечно, только подпись.

 

[248]Собственноручная приписка на подлиннике письма Аристона и Хризанфа.

 

[249]13 сентября.

 

[250]Т. е. надпись.

 

[251]Эти консулы по другим источникам неизвестны.

 

[252]Т. е. дарить или продавать землю можно только вместе с колонами. Закрепощение колонов, их прикрепление к земле закончено.

 

[253]Надпись малограмотна, и смысл ее не везде понятен.

 

[254]«Саббатисты», по-видимому, означает не полноправных членов коллегии — иудеев, а случайных посетителей службы или прозелитов. Бог в дальнейшем именуется не собственным именем, а «Sabbatistes» («Субботник»).

 

[255]Смысл этой нелепой по конструкции фразы остается невыясненным.

 

[256]См. аннотацию к № 191.

 

[257]100 драхм.

 

[258]«Митрагирты», нищенствующие бродячие жрецы.

 

[259]Змея — атрибут бога-целителя Асклепия.

 

[260]Элевсинские мистерии в Афинах начинались с возгласа «halade, mystai» — «к морю, посвященные».

 

[261]По-гречески — dades.

 

[262]Т. е. Александр изображал возлюбленного Луны — Эндимиона.

 

[263]П. Сервилий Исаврик был проконсулом Азии в 48 г. до н. э.

 

[264]Эскулап.

 

[265]Отсюда и определяется дата постройки ворот и начертания подписи.

 

[266]Христианский император наделяется титулом divus, как и его языческие предшественники.

 

[267]Даем отрывок.

 

[268]Афродита — эллинизированное название сирийской богини Ма, которую римляне называли просто Magna Mater — Великая Мать.

 

[269]Сравни Мк., 5:41.

 

[270]Филострат, передавая это чудо, пытается найти для него разумное объяснение: девица, дескать, была не мертвая, а лишь мнимо умершая. Здесь почти буквальное совпадение с текстом евангелия (Мк., 5:35—42).

 

[271]Намек на миф о дочерях Даная, которые в брачную ночь перебили своих женихов. Аполлоний вообще изображается активным противником Домициана и заговорщиком.

 

[272]Пифагорейцы не ели мяса, носили одежду и обувь только из растительных тканей и налагали иногда на себя обет молчания.

 

[273]Т. е. не показывали на своего господина.

 

[274] Вергилий. Энеида. VIII, 304.

 

[275]«Сила» в тексте понимается в смысле богословском, так же как и христианское богословие знает «силы», «престолы» и т. п.

 

[276]«Власть» (exousia) — также гностический термин, означающий внутреннюю интуицию как следствие гносиса.

 

[277]Отдельные преследования христиан проводились местными властями и до массовых гонений; многие мученики были реально существовавшими христианами, не пожелавшими отречься (Прим. ред.).

 

[278]26 июня 250 г.

 

[279]Папирус, по-видимому, представляет собою лист, вырванный из официальной книги, куда заносились такие акты за определенным номером.

 

[280]19 г.

 

[281]Речь идет о пожаре Рима в 64 г.

 

[282]Т. е. цареубийц.

 

[283]Здесь игра слов: area означает «площадь» и землю под посевом. За то, что язычники не хотели предоставить христианам area для кладбища, бог их наказал неурожаем.

 

[284]Фронтона.

 

[285]Воскресенье.

 

[286]Памфлет Лукиана «О кончине Перегрина» полностью включен А. Б. Рановичем в работу «Античные критики христианства» (см. с. 248—263). — (Прим. ред.)

 

[287]Как указывалось во вводной статье, А. Б. Ранович стоял на позициях мифологической школы и отрицал историчность Иисуса, в то время как Цельс в ней не сомневался (Прим. ред.).

 

[288]В квадратные скобки включены слова Оригена, коими он вводит цитату из Цельса.

 

[289]В главе 32 Ориген, снова возвращаясь к этому месту из Цельса, цитирует его вольно и несколько иначе: «[мать Иисуса выводится] уличенной в прелюбодеянии и рожающей от некоего солдата, по имени Пантира». Отголоски этого мифа встречаются и в Талмуде, см. с. 211—213.

 

[290]Гал., 6:14.

 

[291]Товарищества, сообщества.

 

[292]Большинство современных ученых датируют «Дидахе» более ранним временем; во всяком случае, этот источник отражает отношения в христианских общинах, существовавшие на рубеже I и II вв. (Прим. ред.).

 

[293]Иудеи.

 

[294]Emplesthenai, собственно «наполнения» пищей (при евхаристии).

 

[295]По-арамейски: «господин пришел».

 

[296]Christemporos, т. е. извлекающий выгоды из своей принадлежности к христианству.

 

[297]Semnotatos angelos, здесь, так же как и в приведенном выше отрывке № 198, означает, по-видимому, Иисуса.

 

[298]«Сын есть дух святой» имеется только в латинском переводе; в греческом тексте и в другом древнем латинском переводе (Cod. Palatinus) эти слова отсутствуют. Однако здесь, во всяком случае, древняя традиция. Независимо от этого, из самой притчи видно, что автор «Пастыря» излагает христологию, несогласную с установленным впоследствии церковным учением о троице, так как у него наряду с рабом, ставшим сыном божьим, существует другой, «родной» сын божий. Обозначение Иисуса «ангелом» также свидетельствует о наличии в «Пастыре» иной религиозной традиции. Явно подражание герметическому «Пэмандру» (ср. № 178 и 198), где также выступает «ангел», посредник и посланец бога. «Пастырь людей» отражает влияние ранней египетской христологии.

 

[299]По-видимому, речь идет о богатом урожае и оживлении торговли.

 

[300]Максим был папой (епископом) александрийским между 264 и 282 гг. Этим определяется дата письма, так как на самом папирусе дата сохранилась не полностью — год как раз отсутствует.

 

[301]2 июля.

 

[302]Politike, т. е. публичная женщина. Смущенные таким неподобающим знакомством богословы и филологи — Гарнак, Дейсман, Барденгевер, Вилькен и другие — толкуют поэтому politike как собственное имя «Политика» и видят в этом письме отзвук гонений на христиан при Деции. Более близкое к истине толкование дал А. Дитерих.

 

[303]В греческом, как и в древнееврейском, языке каждая буква имеет численное значение, заменяя цифру. Поэтому слово часто заменяли его числовым зачением. Знаменитое 666 в Апокалипсисе составляет, по-видимому, числовое выражение еврейского — Нерон Цезарь (NRON KSR=50+200+6+50+100+60+200=666).

 

[304]Chreistianoi chreistiano.

 

[305]Для правильного понимания текста Светония о волнениях «impulsore Chresto», в чем церковники видят доказательство историчности Иисуса, важно отметить, что имя Chrestus было довольно обычным и часто встречается в надписях.

 

[306]Конец I века до н. э.

 

[307]В квадратных скобках помещены разночтения и глоссы в рукописях Талмуда; в круглых скобках — вставки переводчика, необходимые для понимания крайне сжатого талмудического текста.

 

[308]Иудейский царь Александр Янай (104—76 до н. э.) преследовал фарисеев.

 

[309]В рукописях мюнхенской и флорентийской и в старых изданиях до XVI в. здесь прибавлено: «назарянин».

 

[310]Т. е. на призыв Ш. бен Шетах Иошуа решил вернуться в Иерусалим.

 

[311]Греческое слово «xenia» означает «гостиница» и «трактирщица», отсюда и получилось qui pro quo.

 

[312]В ритуале анафемы (херема) участвуют трубачи, трубящие в бараний рог (шофар).

 

[313]Середина II в.

 

[314]Р. Эл. бен Гирканос жил в конце I — начале II вв.

 

[315]Мин, или по-русски миней, означает по-еврейски «род», «сорт» и соответствует в богословском языке греческому haeresis — ересь. По-видимому, этим общим термином обычно в Талмуде обозначают христиан, которых Талмуд прямо не называет.

 

[316]Шемоне-эсра, главная часть еврейской литургии, которая читается трижды в день.

 

[317]Около 80 г. был руководителем Академии в Явне.

 

[318]Такой специальный абзац существует в молитве «шемоне-эсра».

 

[319]Самуил читал молитву с амвона, и, очевидно, пока он силился вспомнить забытые строки, народ ждал.

 

[320]Речь идет о том, можно ли в субботу, когда по талмудическим правилам писать воспрещается, царапать на теле слова или буквы. Раввины считают, что можно, ибо все равно ничего связного при помощи царапины нельзя изобразить. Р. Элиэзер в защиту своего мнения ссылается на то, что бен Стада нацарапал у себя на теле египетские магические тексты.

 

[321]Конец I — начало II вв.

 

[322]По-еврейски megadela; здесь каламбур, намекающий на евангельскую Магдалину.

 

[323]Каламбур: в оригинале stath-da — Стада.

 

[324]III—IV вв.

 

[325]В обоих случаях в оригинале одно и то же слово.

 

[326]В оригинале «peloni» — «имярек», так обычно в Талмуде и в комментариях к нему из цензурных соображений именуется Иисус.

 

[327]Иероним (ок. 350—420 гг.) — один из важнейших западных отцов церкви. До принятия христианства получил обширное светское образование. Впоследствии — монах и аскет. Написал ряд церковно-исторических книг, поучений и проповедей, перевел Библию с древнееврейского языка на латинский.

 

[328]Странствующий, бродячий монах.

 

[329]В числе методов борьбы с монтанистами церковь пускала в ход и кровавый навет.

 

[330]Эбиониты — от еврейского «эвьон» (нищий) — Тертуллиан ошибочно выводит из собственного имени Эвион.

 

[331]Ареопаг — совет, один из древнейших судебных органов Афин.

 

[332]Это утверждение Тацита противоречит другому, высказанному им в следующем параграфе, о том, что иудеи не ставят никаких кумиров и статуй.

 

[333]Подробнее о гностиках см.: Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1978.

 

[334]Критику христианами античной культуры разбирает В. В. Бычков. См. его книгу «Эстетика поздней античности» (М., 1981. С. 39—78).

 

[335]О неоплатонизме см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980; Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975; Оргиш В. П. Античная философия и происхождение христианства. Минск, 1986.

 

[336]Отрывок из Апокалипсиса Петра опубликован в книге А. Б. Рановича «Первоисточники по истории раннего христианства» (см. наст. издание, с. 215—217). Использование его Порфирием говорит о том, что апокриф был достаточно популярен на рубеже III—IV вв.

 

[337]Мне представляется, что А. Б. Ранович недооценивает личность Юлиана, называя его заурядным политиком и посредственным писателем. В советской литературе есть и другое мнение; так, С. И. Ковалев говорит о необычайно богатой, разносторонней и гибкой натуре Юлиана (см.: История Рима. Л., 1986. С. 687).

 

[338]Основатель этого учения Арий отрицал единосущность бога-отца и бога-сына.

 

[339]Об этих призывах см.: Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С. 260—261.

 

[340]См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 88.

 

[341]Как сказано в гностическом Евангелии от Фомы (52): «И не наливают молодое вино в старые мехи, чтобы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, чтобы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв» (перевод М. К. Трофимовой). Аналогичные речения есть и в Новом завете.

 

[342]В другом месте (adv. indoct. 14) Лукиан рассказывает о почитании реликвий Протея.

 

[343]Протей — морское чудовище —

«…морской проницательный старец,

Равный бессмертным Протей, египтянин, изведавший моря

Все глубины и царя Посейдона державе подвластный…

Разные виды начнет принимать и являться вам станет

Всем, что ползет по земле, и водою, и пламенем жгучим».

(Одиссея, IV, 384—386, 417—418).

 

[344]Греческий философ Эмпедокл (ок. 494—434 гг. до н. э.), по преданию, погиб, бросившись в кратер вулкана Этны.

 

[345]Т. е. киники (Kynes по-гречески «собаки»).

 

[346]Актеон — мифический греческий охотник, которого богиня Артемида в наказание за то, что он видел ее купающейся, превратила в оленя, и его растерзали собственные собаки. Пенфей, бывший, как и Актеон, потомком Кадма, оскорбил бога Вакха и был наказан тем, что вакханки, в том числе мать Пенфея, приняли его за зверя и растерзали его.

 

[347]Город в провинции того же названия в Пелопоннесе, в Южной Греции.

 

[348]Гимнасий — учебно-воспитательное учреждение, где занимались гимнастикой, слушали лекции философов и риторов (Прим. ред.).

 

[349]Талант — мера веса: 20 470 г; как денежная единица 1 талант (серебра)=60 мин=6000 драхм (приблизительно 2000—2500 руб.).

 

[350]Диоген — известный философ-киник, который своей борьбой против условностей и чувственных удовольствий подал повод к многочисленным анекдотам о нем. Его учителем и формальным основателем кинической школы был философ IV в. до н. э, ученик Сократа Антисфен.

 

[351]Гераклит (ок. 544—475 гг. до н. э.) — греческий философ, один из основоположников диалектики. В его философии, проникнутой материалистическими тенденциями, центральное место занимает учение о вечном движении и борьбе. В древности он прослыл меланхоликом, который «все оплакивал, осуждая незнание всей жизни и всех людей» (Ипполит, Philosoph, 4, 1). Материалист Демокрит, напротив, «над всем смеялся, считая все у людей достойным смеха». (Ср. Сенека, de ira II, 10, 5: «Гераклит всякий раз, когда выступал, плакал, всех жалел… Демокрит, говорят, напротив, никогда не появлялся в обществе без смеха»).

 

[352]Поликлет — скульптор V в. до н. э., достигший величайшего мастерства в передаче движений. Он написал трактат «Канон», где разработал теорию идеальных пропорций человеческого тела (Прим. ред.).

 

[353]Следующая фраза в тексте, по мнению важнейших филологов, испорчена; мы ее поэтому опускаем. Попытки Гесснера, Беккера, Кобета, Фрицше и других исправить текст см. у Кейма: Celsus' Wahres Wort. S. 147—148.

 

[354]Слова «все достояние» вставлены переводчиком.

 

[355]Кратет, философ-киник, ученик Диогена, следуя принципам своей философии, роздал свое имущество.

 

[356]По-гречески «adiaphora» — термин, которым киники обозначали суетное, земное.

 

[357]Музоний Руф — философ-стоик, близкий к киникам, в 65 г. был изгнан Нероном из Рима. Дион Златоуст, оратор и философ-киник, в 87 г. был изгнан из Рима и Италии и вынужден был долгое время вести полную лишений жизнь скитальца. Репрессиям подвергся и философ Эпиктет, изгнанный из Рима в 89 г.

 

[358]Имеется в виду софист и политический деятель Герод Аттик (101—177 гг.).

 

[359]В городе Олимпии раз в четыре года производились общеэллинские игры («олимпиады»), по которым греки вели свое летосчисление.

 

[360]Геракл сжег себя на вершине Эты, причем его молодой друг Филоктет поднес факел к костру.

 

[361]См. прим. на с. 337.

 

[362]Греческая легенда гласит, что некий Герострат, чтобы обессмертить свое имя, сжег храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света.

 

[363]Все это — атрибуты киников.

 

[364] Софокл. Трахинянки // Софокл. Драмы, М., 1914. Т. 3. Согласно греческому мифу, жена Геракла дала ему платье, пропитанное отравленной кровью убитого им кентавра Несса; вызванные этим страшные мучения заставили Геракла сжечь себя.

 

[365]Онесикрит, участник походов Александра Македонского, написал совершенно фантастическую историю Александра, где выражал свое восхищение индийскими аскетами.

 

[366]Старинный прорицатель, под именем которого ходила в Афинах книга оракулов.

 

[367]Илиада. XIV, 1.

 

[368]Судьи на состязаниях.

 

[369]Крытая колоннада, находившаяся позади храма Зевса Олимпийского.

 

[370]Стадия, стадий — мера длины: 177,6 м.

 

[371]В древности циркулировал слух, что Сократ был в интимных отношениях с прекрасным юношей Алкивиадом, будущим знаменитым афинским политическим деятелем.

 

[372]Эак — один из судей подземного царства.

 

[373]Большинство современных исследователей признает дату 177—178 гг. (Прим. ред.)

 

[374]Об отношении А. Б. Рановича к проблеме историчности Иисуса см. во вводной статье (Прим. ред.).

 

[375]Сократ (ок. 469—399 гг. до н. э.) — крупный греческий философ-идеалист, проповедовал нравственное совершенствование личности путем самопознания. Как сторонник олигархического переворота, был привлечен к суду и приговорен к смерти. В античной литературе Сократ обычно изображается как мученик идеи.

 

[376]Гераклит (см. прим. на с. 250), несмотря на материалистические тенденции, которыми проникнута его философия, не сумел отказаться от идеи бога, включающего, по его учению, все бытие. Но он решительно отвергал антропоморфных богов, их храмы и изображения. Из его труда «Peri physeos» сохранились отрывки, изданные Дильсом (в «Fragmente der Vorsokratiker» и отдельным изданием). На рус. яз. см.: Маковельский А. Досократики. Б. м., 1914.

 

[377] Геродот. История. I, 13. Геродот — древнегреческий историк, «отец истории» (ум. ок. 425 до н. э.), автор сохранившейся «Истории» в 9 книгах. Геродот много путешествовал, изучил много источников, но отнесся к ним некритически, и его труд содержит много неправдоподобных сообщений и даже явно сказочные мотивы.

 

[378]Имя часто в представлении верующих само по себе обладает магической силой; поэтому имя божества хранится втайне; в частности, неизреченным до сих пор верующие евреи считают имя Яхве. В магических заклинаниях какого-либо божества обычно применялась в числе прочих и формула: «Я знаю твое (тайное) имя». (Цельс, говоря о демонах и заклинаниях, прежде всего имеет в виду христиан-гностиков. — Прим. ред.)

 

[379]Метрагирты — нищенствующие жрецы фригийской Великой богини-матери Кибелы. Они бродили с переносным ковчегом по деревням и городам, занимались гаданием и знахарством и выпрашивали милостыню.

 

[380]Митра — в религии древних персов бог солнца, посредник между верховным богом и землей, предводитель небесного воинства. Впоследствии, в эпоху эллинизма, Митра воспринял черты бога-спасителя; культ его получил во II в. н. э. большое распространение в Римской империи, особенно в армии. Сабазий, или Сабадий, — фригийское божество; его оргиастический культ на эллинской почве отчасти смешался с культом Диониса.

 

[381]Геката — древнегреческая богиня, имевшая разнообразные функции и связанная с адскими силами; ее сопровождают страшные призраки, души мертвых, не получивших погребения, и т. п. Геката играла большую роль в колдовстве.

 

[382]Ср. Мф., 9:22.

 

[383]Ср. 1 Кор., 3:19.

 

[384]Одризы — фракийское племя; их главный город — Орестия (ныне Адрианополь). Самофракия — небольшой остров возле Фракии, центр мистериального культа кабиров. По всей вероятности, из Фракии получил распространение и культ Диониса.

 

[385]Элевсин — небольшой город в Греции, на берегу моря, недалеко от Афин; знаменит как центр мистерий богини Деметры, игравший большую роль в политической жизни афинского государства. Гиперборейцы — сказочный северный народ, «святой и блаженный». Галактофаги («молокоеды») — сказочный народ, упоминаемый в «Илиаде» (XIII, 6), впоследствии их смешали со скифами. Друиды — жрецы древних кельтов. Геты — фракийское племя. Лин — один из героев греческой мифологии, сын Аполлона (по другой версии — Урании), погибший насильственной смертью. Он считался сочинителем жалобных, похоронных песен и музыкантом, обучавшим Геракла музыке. Музей — мифический божественный певец, которому греческая легенда приписывает религиозные песнопения. Орфей — также мифический поэт, чаровавший своей игрой и пением. Мифы об Орфее в течение долгого времени пользовались весьма широким распространением в различных областях Греции, Южной Италии, Македонии, Малой Азии и др. Сохранились довольно многочисленные орфические гимны, богословские, эсхатологические и другие произведения, а также надписи, свидетельствующие о широком распространении орфических общин. Ферекид — греческий писатель VI в. до н. э., полубогослов-полуфилософ, автор книги о природе богов, от которой дошли некоторые отрывки. Зороастр (Заратуштра) — легендарный основоположник древнеперсидской религии. Пифагор — математик, астроном, философ VI в. до н. э.; его жизнь и учение окутаны сетью легенд. Пифагора считали основоположником замкнутых мистических общин (преимущественно в Южной Италии); в центре религиозно-философского учения пифагорейцев — мистика чисел, представление о теле как темнице души; отсюда аскетизм и ряд пищевых запретов.

 

[386]В греческом мифе о всемирном потопе главный герой, праведник Девкалион, и его подруга Пирра — единственные люди, спасшиеся от потопа.

 

[387]Фаэтон — в греческой мифологии сын бога солнца Гелиоса; получив однажды от отца разрешение проехать вместо него по небу на солнечной колеснице, он по неосторожности вызвал мировой пожар.

 

[388]Как сообщает Ориген (I, 28), Цельс для начала выводит на сцену иудея, от лица которого ведется рассуждение до II, 79.

 

[389]Имя Пантера, которое упоминается и в Талмуде, где Иисус назван Иошуа бен Пандира, связано, по-видимому, с какой-то не дошедшей до нас легендой, вышедшей из кругов, враждебных христианству. Фраза, включенная нами в скобки, — вариант предыдущей и взята Оригеном, по-видимому, из другого места книги Цельса.

 

[390]Даная — в греческой мифологии дочь царя Акризия, которая была заточена отцом в медной горнице, под землей; однако она там зачала от Зевса, явившегося к ней в виде золотого дождя, и родила героя Персея. Меланиппа — возлюбленная морского бога Посейдона, от которого родила бога ветров Эола. Ауге родила от Геракла героя Телефа, была вместе с новорожденным брошена в ковчеге в море, но спасена мизийцами. Антиопа — одна из возлюбленных Зевса, родившая от него близнецов.

 

[391]Мф., 3: 16—17.

 

[392]Тетрарх (собственно — властитель четвертой части провинции) — титул менее значительных подвластных Риму царьков и князей.

 

[393]Илиада, V, 340.

 

[394]Персей — сын Зевса и уже упомянутой Данаи. Амфиарай (Амфиарей) — божественный провидец, герой многих греческих мифов, первоначально — сам божество. Эак — один из виднейших эллинских героев, сын Зевса и Эгины. Минос — мифический царь Крита, сын Зевса и Европы.

 

[395]Ин., 2:18.

 

[396]Обол — медная монета (3—4 коп.), шестая часть драхмы.

 

[397]Дуновение как магический прием сохранилось доныне и в чине крещения, где священник предлагает воспреемнику: «дунь и плюнь на него» (на дьявола).

 

[398]Это свидетельство Цельса — ценное доказательство того установленного путем анализа евангелий факта, что евангелия до их канонизации подверглись многочисленным переработкам.

 

[399]Согласно греческому мифу, фиванский царь Пенфей запретил устройство празднества в честь Диониса-Вакха; в наказание за это Вакх внушил вакханкам, участницам вакхических таинств, растерзать Пенфея, которого приняли за дикого зверя. Об этом рассказано в трагедии Еврипида «Вакханки» (здесь цитируется ст. 498).

 

[400]Аид в древнегреческой мифологии — подземное царство, обитель мертвых, отсюда слово «ад».

 

[401]Замолксис — бог гетов во Фракии. Позднейшая эллинская рационалистическая традиция превратила его в человека, раба Пифагора, и объявила его «просветителем» Фракии, чудесным образом исчезнувшим с земли. Рампсинит — мифический царь Египта. Миф о схождении Рампсинита в преисподнюю приведен у Геродота (II, 122). Протесилай — один из героев троянского похода, павший в бою первым, был отпущен из подземного царства на один день на землю для свидания с молодой женой. Геракл, или Геркулес, — величайший эллинский герой-богатырь, занимающий видное место в сонме эллинских и римских богов. В числе приписываемых ему в мифологии подвигов (из них 12 — основных) значится сошествие в ад, откуда он вывел трехголового пса Цербера, охранителя ада. Тесей, «житие» которого написано Плутархом, — главный национальный герой и покровитель Аттики; в числе множества подвигов Тесея греческая мифология сообщает также о его сошествии в ад.

 

[402]Популярная в греческой литературе поговорка о споре, который «выеденного яйца не стоит». Основана она на анекдотическом споре о том, кому принадлежит право укрыться от солнца в тени осла, — владельцу его, которому «принадлежит» и тень, или нанимателю.

 

[403]Древнегреческий бог-целитель, сын Аполлона; во II в. н. э. культ Асклепия не только как целителя, но и как спасителя получил распространение в Риме. Главное святилище Асклепия в Эпидааре привлекло множество богомольцев, жаждавших исцеления; сохранилось много надписей о чудесных исцелениях в храме и обетных приношениях Асклепию. Храм Асклепия в Трикке, в Фессалии, раскопан в 1903 г.; на острове Кос, у малоазиатского берега, также сохранились остатки храма Асклепия. Пергам, крупный город в Мизии (М. Азия), столица одноименного царства, как видно из данных раскопок, имел множество эллинских святынь.

 

[404]Аристей, уроженец о. Проконнез в Мраморном море, «чудотворец» и автор поэмы, содержавшей сказочные описания мифического северного народа аримаспов. Чудесные легенды об Аристее приведены у Геродота (IV, 14—15).

 

[405]Имеется в виду некий Гермотим, мифы о котором не сохранились.

 

[406]Клеомед, по преданию, в 486 г., нечаянно убив в кулачной борьбе своего противника, был лишен венка; в отчаянии он (как библейский Самсон) разрушил колонны, поддерживавшие крышу школы, что повлекло за собой много жертв; спасаясь от наказания, он укрылся в храме, где спрятался в ящик; когда ящик был взломан, Клеомеда в нем не оказалось, и дельфийский оракул разъяснил, что Клеомед взят живым на небо (ср. Ill, 33).

 

[407]Представление о том, что евреи — выходцы из Египта, было распространено среди древних историков, пытавшихся, таким образом, рационалистически истолковать миф об исходе из Египта. Археологические открытия последнего времени доказали полную беспочвенность мифа о пребывании евреев в Египте и об исходе их.

 

[408]Корибанты — свита фригийской Великой матери, богини Кибелы; их оргиастические шествия сопровождались оглушительным шумом, который производили, очевидно, в качестве магического средства против враждебных духов.

 

[409]С утверждением античного рабовладельческого общества древние родовые боги и боги природы приобрели в мифологии человеческие черты; с другой стороны, рационалистическая философия толковала богов «эвгемеристически» (по имени греческого философа IV—III в. до н. э. Эвгемера), как обожествленных людей. Этот исторически неверный, идеалистический метод объяснения мифов имеет сторонников и теперь среди буржуазных ученых; в частности, известный английский исследователь Дж. Фрэзер склонен допустить, что даже такие боги, как Осирис и другие, могли быть историческими лицами. Диоскуры — братья-близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс), древние боги-спасители; в греческой мифологии они изображаются как дети Зевса и Леды.

 

[410]Цельс не допускает мысли, даже с точки зрения христиан, чтобы Иисус явился во плоти; он допускает лишь, что он явился в виде призрака. Ориген ему возражает (III, 33), что Иисуса видели по-настоящему (kat’ aletheian).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.18 сек.)