АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Беседа семнадцатая. Из реки по имени Факт. Про документальность

Читайте также:
  1. III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
  2. Pronоuns – Местоимения
  3. V. Статистический факт.
  4. VI. Согласование имени существительного и числительного
  5. Аэропорт имени Джона Кеннеди Нью-Йорке.
  6. Беседа 1. О непреложномъ воплощеніи Бога–Слова
  7. Беседа 2. О несліянномъ соединеніи естествъ въ Іисусе Христе
  8. БЕСЕДА VIII
  9. БЕСЕДА X
  10. Беседа восьмая. О композиции концерта
  11. БЕСЕДА ВТОРАЯ. О ГРАЖДАНСКОЙ И МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
  12. Беседа двадцатая. Особенности постановки театрализованного концерта

 

Вы, наверное, обратили внимание на то, что сегодня во многих ху­дожественных произведениях все чаще и чаще используется докумен­тальный материал не только как подтверждение мысли автора, для при­дания достоверности изображаемому событию, но и как художествен­но-выразительное средство. Более того, достаточно вспомнить об ог­ромной популярности у читающего люда мемуарной литературы, чтобы понять, какое огромное значение приобрел художественно осмыслен­ный документ в наши дни.

Некоторые специалисты вообще считают, что отличительной осо­бенностью драматургии театрализованных тематических концертов, является их документальность. Трудно согласиться с такой категорич­ностью. Можно было бы перечислить множество театрализованных тематических концертов, в которых отсутствовала документальность и от этого их идейно-художественный и гражданский уровень нисколько не снижался. Например, заключительный концерт сельской художест­венной самодеятельности России, осуществленный И. М. Тумановым в Кремлевском Дворце съездов; или театрализованный тематический концерт в концертном зале Суздальского комплекса для министров культуры Ближнего Зарубежья. В них постановщики, не прибегая к конкретным документам и фактам, а художественно осмыслив события, которым эти концерты были посвящены, широко использовали прин­ципы создания путем монтажа номеров, своеобразных игровых картин-эпизодов: сельский праздник, посиделки, околица и т.п.

Вопрос включения документального материала в ткань театра­лизованного тематического концерта зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла.

Но документ, факт - не единственное выразительное средство в те­атрализованном тематическом концерте. Конечно, включение докумен­тального материала в ткань театрализованного тематического концерта - сильное выразительное средство. Прежде всего потому, что вплетен­ный в ход действия эпизода документ (документальный факт, предмет) значительно усиливает эмоциональное воздействие происходящего на сцене на зрителя. Вспомните, какое впечатление производят на вас кад­ры кинохроники, включенные в игровой фильм.

Смонтированный с художественной тканью эпизода любой дей­ствительный факт не останется просто документом, а обретает образ­ность, тем самым углубляя авторскую (режиссерскую) мысль, выявляя отношение режиссера к происходящему на сцене. В частности, доку­мент, вызывая определенные ассоциации у зрителей, может быть ис­пользован для того, чтобы подтвердить или в сопоставлении с содержа­нием происходящего на сцене события, наоборот, опровергнуть его.

Так, в одном из театрализованных концертов, когда-то поставлен­ном на сцене Рязанского областного драматического театра в одну из годовщин образования СССР, тема дружбы народов нашей страны была раскрыта и подтверждалась документальными кинокадрами о произ­водственных, культурных и общественных связях рязанцев с братскими республиками. Например, рязанские картофелеуборочные комбайны ра­ботают на полях многих республик, но больше всего в Белоруссии. Эпизод об этой республике, построенный на народных номерах - бело­русском народном танце и песне, начинался с того, что с одновременно возникшей белорусской народной мелодией на экране-портале шли до­кументальные кинокадры: работающие на полях Белоруссии картофе­леуборочные комбайны.

Или в эпизоде, посвященном Украине: на фоне возникших на дру­гом портал-экране документальных кинокадров - подписание договора о дружбе городов Рязани и Черновиц - Рязанским народным хором ис­полнялась украинская народная песня.

Создавая сценарий концерта, режиссер может использовать мест­ный материал. Отобранные им документы и факты помогут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики.

Фактическим, документальным материалом могут быть помимо ки­нокадров фотодокументы, вынесенные на сцену реальные предметы, которые стали документами эпохи (например, каска, сабля, гильза от снаряда, репродуктор-тарелка, патефон и другие музейные экспонаты), листовки, письма земляков, отрывки из дневников, газетные сообщения, указы, декреты, постановления, зачитываемые по ходу действия. Это и фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят».

Конечно, действенность документа в концерте зависит, во-первых, от того, что он несет в себе, что стоит за ним, а во вторых, как он худо­жественно осмыслен.

Для режиссера каждый факт не может иметь одинаковую историче­скую ценность. Художник не бесстрастный летописец. В отборе, в ис­пользовании и монтаже факта с художественной тканью произведения проявляется его гражданская и художественная позиция. Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль. Когда же режиссер, увлеченный обилием интересных документов, старается использовать все (а такое чаще всего бывает с неопытными режиссерами), то он то­нет, захлебываясь в них.

И вот еще о чем не надо забывать. Каждый раз, когда режиссер включает тот или иной документ, факт в эпизод концерта, перед ним возникают проблемы соотношения документального материала и худо­жественного вымысла, проблема их слияния и взаимопроникновения, которые он обязан решить.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)