АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О композиции и сюжетном ходе

Читайте также:
  1. N-декомпозируемые отношения. Пример декомпозиции. Зависимость проекции/соединения.
  2. Аномалии, возникающие из-за наличия зависимости проекции/соединения. Пример декомпозиции, решающий проблему. 5НФ.
  3. Беседа восьмая. О композиции концерта
  4. Беседа тринадцатая. О конфликте и сюжетном ходе
  5. Важнейшие принципы композиции анкеты
  6. Декомпозиции понятия макроконкурентоспособности
  7. Декомпозиции понятия мезоконкурентоспособности
  8. Декомпозиции понятия микроконкурентоспособности
  9. Каждый персонаж или фигура карты и каждый сюжетный ход в ее композиции служат формой выражения и проявления актуального чувства или желания клиента.
  10. Композиции из цветов
  11. Корректные и некорректные декомпозиции отношений. Теорема Хита (с доказательством). Минимально зависимые атрибуты.
  12. Неоклассика - гостиная как центр композиции

Понятие «композиция» означает обусловленное содержанием, характером и назначением построение художественного произведения, которое во многом определяет его восприятие. Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Но ведь мы имеем дело с особым видом художественного произведения - со сценарием концерта, В этом случае понятие «композиция», помимо сказанного, подразумевает не только простое установление порядка номеров (эпизодов), а еще такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его тем-поритма и эмоционального воздействия на зрителя.

Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного тематического концерта, в конкретизации его замысла, его решения.

А коль скоро сюжетный драматургический ход, как мы только что говорили, образно выражает логику развития действия, то для тог о чтобы выстроить композицию концерта, режиссер должен придумать такой сюжетный ход, который, точно и ярко выражая тему и идею концерт, позволит как бы нанизать все номера (эпизоды) на один стержень.

Поиск сюжетного драматургического хода - дело не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Приходится мысленно перебирать десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта, а также в определенной логике выстроить его сквозное действие.

Если мы обратимся к концерту, посвященному годовщине Победы, то в этом случае сюжетных ходов может быть великое множество. >го и «Эстафета славы», раскрывающая художественными средстннми тему преемственности воинских традиций. И как бы «Выпуск фронтовой газеты», в которой действенное повествование о войне и 11обеде ведется с использованием ее разделов и рубрик (по принципу «живой ппстм»). Такой сюжетный драматургический ход был применен, например, в гептра-лизованном концерте «Вечерняя Москва», который проходил на сцене Зеленого театра ЦПКиО им. Горького в Москве. В этом концерте все и его построение, и эпизоды - было связано с выпуском «сценического варианта» любимой москвичами газеты.

Это может быть «Песня», содержание и построение которой выражается соответствующими эпизодами. Скажем, «Священная война» А. Александрова на стихи В. Гусева или «День Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова. Слова этих песен от строфы к строфе несут в себе огромный драматургический заряд. Сюжетным ходом могут стать «Ожившие страницы» либо «Говорят свидетели», как цепь показаний, рассказ очевидцев событий. Причем свидетельствовать могут не только люди, но и предметы - «ожившие» памятники, стены, камни мостовой, газетные сообщения и т.п. С таким сюжетным драматургическим ходом в Ленинграде был поставлен театрализованный тематический концерт «Го-

ворят камни Ленинграда». Сюжетным ходом может стать «Поход по местам боевой славы», как путешествие по памятным, связанным с войной, местам города, села, области.

Вообще прием «путешествие», обозрение оДин из самых распространенных приемов, используемых как в театрализованных тематических концертах, так и в массовых представлениях. Можно «путешествовать» в прошлое, будущее и т.п.; на корабле, машине времени. Можно взять музыкальное произведение, вызывающее у зрителей определенную ассоциацию, связанную с каким-либо событием, выражающее его, либо сыгравшее какую-то роль в известном всем событии.

Нет нужды продолжать дальше перечисление возможных вариантов сюжетных драматургических ходов. Как и говорить о том, какую они играют роль в создании сценария и самого концерта.

Однако тот или другой сюжетный ход сам по себе останется мертвым, если фантазия режиссера (сценариста) не подскажет художественные образные пути его выражения - в построении действия каждого эпизода и всего концерта в целом.

Когда-то, теперь уже в прошлом веке, в годы, когда официально отмечались различные юбилейные даты, в театрализованном концерте, посвященном 60-летию комсомола Рязани, который назывался «Это наша с тобой биография» (это и было его сюжетным ходом), действие строилось не только по принципу раскрытия в каждом эпизоде какого-либо события из истории рязанского комсомола, но для зрителей, на их глазах, одновременно создавалась как бы летопись этих событий и дел. На порталах сцены над ступенями-площадками были укреплены два широких, подкрашенных под очень светлый мрамор, полотнища, которые по ходу концерта постепенно поднимались. В финале они целиком закрывали порталы. Во время действия, в начале, середине или конце эпизода на правые или левые ступени поднимался один из участников и писал углем дату события, о котором шла на сцене речь, и фамилии в нем участвующих. При этом не обязательно что-то произнося. Все зависело от характера развивающегося на сцене действия, от того, возникала или не возникала такая необходимость. Кстати, эти рождающиеся на глазах зрителей живые летописи дел и свершений молодых рязанцев стали главными опорными точками построения финальной мязансцены концерта.

Один "из эпизодов этого концерта посвящался войне; юношам и девушкам рязанщины, сражавшимся на фронтах Отечественной войны, и тем, кто не возвратился к родному порогу.

Вот как это было. - «..Темнота. Лучи прожекторов медленно скользят по замершим в последнем прощании юношам и девушкам (молодежный хор). В звуки войны (фонограмма): вплетается песня А. Новикова «Дороги». На экране-заднике появляются слова:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)