АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 10. Протяженные укрепления

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

 

10. 1. Размещение и древний облик “змиевых” валов. Суммарная длина их сохранившихся отрезков, включающих насыпи и эскарпы, достигает 1000 км. По размещению, это система дугообразных защитных линий, маркирующих расширение южных пределов первоначального ядра Южной Руси. Согласно письму Бруно Кверфуртского (1008 г.) – это протяженные пограничные укрепления Владимира Святославича: строительство их поросской линии было закончено незадолго до приезда миссионера. А к концу XI в. летописи оценивали “валы” как топографические ориентиры.

Современные земляные насыпи содержат остатки бревенчатых конструкций, среди которых различаются древнерусские городни и крюковые сооружения, в IX-XII вв. применявшиеся западными славянами. Последние являются конструктивным аналогом “галльских стен”, защитными качествами которых в свое время восхищался Цезарь. Поэтому зарубежные исследователи логично считают крюковые конструкции остатками вертикальных стен. В двухрядном варианте промежуток между краевыми крюковыми панцирями засыпали грунтом, – аналогичная стена описана еще Иосифом Флавием.

Таким образом, современные змиевы валы, – это руины “длинных” стен, в каменной и древо-земляной форме хорошо известных в древнем мире.

10. 2. Расселение защитников протяженных укреплений, необходимых для возведения, ремонта и обороны протяженных стен. Их средоточием традиционно считают крепости Владимира Святославича. Но кроме побережья Стугны, между крепостями и “валами” нет топографической взаимосвяз; в змиевых валах нет следов сырца, а на Роси нет ранних крепостей. На Суле змиевы валы оказались связанными только с открытыми поселениями рубежа X-XI вв., содержащими характерный для “мужей лучших” этноопределяющий инвентарь. Разрезы городищенских валов и массовые сборы подъемного материала показали, что эскарповидное основание укреплениям придавали носители роменской культуры, переселенные из “окняженной” Владимиром северянской окраины.

На Левобережье следы ранних открытых поселений сохранились и в подслое городищ течения рр. Трубежа, Альты и Остра, где змиевы валы исчезли. На Правобережье Днепра следы поселений рубежа X-XI вв. сопровождали “змиев” вал в Вите Почтовой, Василеве, Заречье и на шести памятниках течения Роси. Как и на Суле, они связаны с уязвимыми участками пограничья, а крепости на их месте начали строить почти столетием позже.

10. 3. Вопросы датировки и оборонительной значимости протяженных укреплений. Создание большинства “длинных стен” обычно датируют рубежом X-XI вв., а укрепление Роси приписывают Ярославу Мудрому. Действительно, с эпохой Владимира Святославича их связывает размещение ранних открытых поселений и свидетельство очевидца об окончании обустройства границ к 1008 г. Археологически подтверждено, в конце XI в. руины стен обратились в путевые ориентиры. Менее убедителен взгляд о закладке поросских протяженных укреплений Ярославом Мудрым. Он обоснован неконкретным известием 1032 г. о постройке на Роси “городов”. Но после 1017 г. печенеги не угрожали пределам Руси: “бысть тишина велика в земли”. Укрепление Роси Ярославом противоречит и заложенной Владимиром Святославичем продуманной структуре южнорусского пограничья, развивавшейся на протяжении двух столетий.

Противоречия устраняются свидетельством Бруно о раннем завершении возведения стен: это увязывается и с неодинаковым применением разнотипных преград. Так, линейное закрепление рубежей архаично и менее эффективно: это свидетельство неразвитой оборонительной тактики, опиравшейся на колонистов. Участки стен одновременно создавались разноэтничными группами, применявшими собственные строительные навыки. Возведенные приглашенными профессионалами крепости Владимира являлись точечными узлами обороны с воинскими гарнизонами. Опирающиеся на них защитные методы более развитые и экономичные: они предполагали знание как путей перемещения и тактики врага, так и уязвимых точек собственных оборонительных линий. Этот защитный метод сохранился на века.

Таким образом, два типа укреплений воплощали различные тактические идеи, вызванные разновременной необходимостью их внедрения. Впервые массированно воздействовали на южное пограничье воевода Варяжко с печенегами около 980 г. В следующем году Владимир организовал удачный поход на Польшу (“длинные валы” там возводили до конца X в.), где он мог пленить носителей крюковой техники. Затем он воевал с использовавшими срубы вятичами и с прилегавшей к театру военных действий частью северян, привычных создавать эскарпы. Это похоже на спешный сбор средств и сил для ведения длительной войны. В итоге строительство протяженных линий длилось более четверти века и закончилось к 1008 г.

Новый всплеск печенежской активности вызвал к жизни военную доктрину 988 г. о постройке серии пограничных городов: их преимущества показала осада Корсуня. Южные мастера, вероятно, появившиеся в Киеве вместе с греческой принцессой, модернизировали местную срубную технику, в исходном виде закрепившуюся в русской фортификации.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)