АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поп-арт и общество потребления

Читайте также:
  1. III. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
  2. XIII. Сведения о соблюдении Обществом кодекса корпоративного поведения
  3. Акционерное общество
  4. Акционерное Общество «Имсталькон»
  5. Андское общество
  6. Библейское общество
  7. Библейское общество и перевод Библии на русский язык.
  8. Библиотечное сообщество как фактор развития библиотековедения
  9. В результате изучения раздела «Человек и общество»
  10. В своей заключительной колонке экономист Александр Аузан объясняет, какие ценности мешают российской модернизации и как школа, суд и общество потребления могут ей помочь.
  11. Вавилонское общество
  12. Взаимоотношения Казахстана с мировым сообществом.

 

Как уже было сказано ранее поп-арт – это ответ искусства на «общество потребления» и «массовое общество». Развитие этого художественного направления было обусловлено теми изменениями, которые произошли в мире. Поп-арт, стал не только ответом, но и отражением того общества, в котором он возник. Он наглядно показывает, что середина 20 века явилась переломным моментом во всей истории человечества. Весь окружающий мир стал другим, начиная от производства товаров потребления до общения и связи людей между собой. Изменилась мировая карта и политическое устройство большей части планеты.

Если проследить на временной шкале те события, которые происходили в мире в тот период, когда появился поп-арт и достиг своего расцвета, то станет, почему этот стиль столь отличался от всех предыдущих.

Клаус Хоннеф, в своей книге «Поп-арт» дает такую хронологию, где приводит события влиявшие на творчество художников поп-арта, в период его становления и расцвета.

  Подписание Варшавского Договора. Вступление Федеративной Республики Германия в НАТО. В Касселе впервые прошла выставка современного искусства «Documenta». Билли Уайлдер снимает фильм «Зуд седьмого года» с Мерилин Монро. Умер Альберт Эйнштейн.
  От несчастного случая погиб Джексон Поллок.
  В Советском Союзе запущены первые искусственные спутники Земли («Спутник – 1» и «Спутник – 2»). Федеральные войска США защищают право чернокожих детей ходить в государственную школу.  
  Принятие новой конституции Республики Франция. «EXPO – 58» в Брюсселе. Миc ван дер Роэ строит в Ньй-Йорке Сигрэм-Билдинг.  
  Продолжительность перелета из Парижа в Нью-Йорк на сверхзвуковом самолете «Боинг – 707» сокращается до 8 часов. Гюнтер Грасс пишет роман «Жестяной Барабан». Жан-Люк Годар, французский кинорежиссер Новой Волны, снимает фильм «На последнем дыхании».
  На конференции 10 держав по разоружению в Женеве восточные и западные державы отклоняют взаимные предложения. Немецкий архитектор Ханс Шароу строит здание филармонии в Берлине. Оскар Нимейер начинает застройку бразильской столицы – Бразилиа. Альфред Хичкок снимает фильм «Психо». Во Франции появляется новый реализм.
  Самоубийство Эрнеста Хемингуэя. Президентом США становится Джон Ф. Кеннеди. 13 августа в ГДР начинается сооружение стены между Восточным и Западным Берлином. Группа «Битлз» гостит в гамбургском «Star Club». Первый пилотируемый космический полет в СССР: 12 апреля Юрий Гагарин облетает Землю.
  Кризис на Кубе. Смерть Мэрилин Монро. Первый пилотируемый космический полет в США. Первый телевизионный спутник-транслятор «Телстар».
  Появление движения «Флюкус» в Германии. Убийство Джона Ф. Кеннеи в Далласе, штат Техас. Расовые беспорядки в США. Ингмар Бергман снимает фильм «Молчание». Появление на рынке первых камер быстрой съемки типа «Кодак Инстаматик».
  В Великобритании к власти приходят лейбористы. Начало войны во Вьетнаме. Жан-Поль Сартр отказывается от Нобелевской премии.
  Усиление военного вмешательства США во Вьетнаме. Смерть Ле Корбюзье. Развитие языка программирования Бэйсик.
  Немецкие (студенческие) организации объединяются во Внепарламентскую оппозицию (АРО). Микеланджело Антониони снимает фильм «Блоу-ап». «Культурная революция» в Китае. В галереях появляются произведения минимализма. Хепенинги становятся формой художественного выражения.
  Убит Че Гевара. В США появляется лэнд-арт. В Италии возникает «арте-повера» («бедное искусство»). В Западном Берлине во время демонстрации против приезда шаха Ирана убит студент Бено Озенрог. Южноафриканский хирург Кристиан Барнард проводит первую пересадку сердца человеку.
  Убийство Мартина Лютера Кинга в Мемфисе, штат Теннесси. Поражение «Пражской весны». Студенческие беспорядки в Германии, Бельгии, Японии, Мексике, Югославии, Польше и во Франции; в Берлине совершено покушение на Руд и Дучке. Стэнли Кубрик снимает фильм «Космическая одиссея 2001 года». Смерть Марселя Дюшана.
  Сэмюел Бекетт получает Нобелевскую премию. Рок-фестиваль в Вудстоке. Сверхзвуковой реактивный пассажирский самолет франко-английского производства «Конкорд» совершает первые пробные полеты. 21 июля американский астронавт Нил Армстронг становится первым человеком, ступившим на поверхность Луны.

 

Даты, которые были выделены автором я соединила в таблицу. Из них видно, как сильно менялся мир, во время появления поп-арта, причем во всех сферах: изменились технологии, общественная жизнь и политика.

Если сопоставить даты, то в год смерти Мэрилин Монро Уорхол начинает писать ее многочисленные портреты, серийные изображения, создавать иконографию ее образов. В тот же год он пишет доллары. Джеймс Розенквист, также со смертью актрисы создал ряд работ, в которых ее лицо разделено на части.

Если проводить параллели, то свобода шестидесятых и при этом тиражирование чувств, вдохновляют художников. Примером может служить то, что в 1964 году, в год начала войны во Вьетнаме, появляется легендарная «LOVE» Роберта Индианы. Впервые она увидела свет в виде рождественской открытки Нью-Йоркского Музея Современного Искусства. В 1965 году изображение сделали знаменитой скульптурой, которая сейчас находится в Индианополисском музее, копии которой позже были поставлены в Нью-Йорке и многих других крупных мировых центрах. В 1966 году знак был впервые реализован, как живопись, а в 1973 году напечатан на восьмицентовой почтовой марке Почтовой службы США.

 

Так что такое «общество потребления»? Чем оно отличается от «массового общества»? И почему именно с этими двумя понятиями неразрывно связан поп-арт?

Массовым является то общество, для которого характерна прежде всего высокая урбанизация, развитые и развивающиеся СМИ. Непременными элементами массового общества являются всеобщее образование и демократизация политики. Тем не менее, в данной модели, не предполагается высокой степени образованности большинства населения, речь скорее идет о грамотности, базовых знаниях и среднем образовании. Демократичность данного общества так же спорна, так как массовое общество может возникнуть и в авторитарных и тоталитарных режимах. Идея массового общества начала развиваться в 1920-х годов и развивалась вплоть до 1960-х, когда и получил свое развитие поп-арт. Можно с точностью утверждать, что начиная с 1950-х годов в западном мире общество было массовым, так как отвечало всем указанным параметрам и, кроме того, отражало идею массовости в культуре, в ее широком понимании.

Одной из особенностей массового общества является то, что социальные связи сокращаются и рвутся. Отдельный индивид становится обособленным и при этом безликим, устойчивые, а общезначимые ранее нравственные ценности перестают оказывать на него влияние.

Для индустриального общества характерна сильная вертикальная и горизонтальная социальные мобильности, что дает большое движение масс. По этой причине все сложнее говорить о том, что социальный и личностный статус человека формируется на уровне определенной социальной группы.

В массовом обществе разрушаются институты общения среди соседей, коллег, религиозного общения, общения в некоем «своем круге». Главным уровнем на котором общается индивид становится семья и некоторые близкие друзья, на этом круг замыкается. Человек воспринимает окружающих его людей не как общество, частью которого он является, а скорее как разрозненных индивидов, в равной степени не похожих на него. Тем не менее, именно в массовом обществе, как ни в одной другой модели, индивид обезличивается. Индустриализация стирает различия между продуктами производства. Люди покупают одинаковы товары, произведенные одними и теми же крупными компаниями, они одеваются в одних и тех же магазинах, смотрят те же передачи по телевидению, ездят в тех же поездах и машинах, пролистывая те же газеты, журналы.

Становясь одиноким, не имея возможности идентифицировать себя с той или иной социальной общностью. В результате чего, потребность в самоутверждении переносится на государственный, национальный уровень того общества, в котором живет этот человек. Поэтому политика становится важной для человека. Миллионы людей начинают особо остро относиться, как к любому конфликту внутри государства, так и в международном масштабе. Такое восприятие дает возможность манипуляции сознанием индивида, с помощью средств массовой информации.

То, как строится и как функционирует массовое общество описал Хосе Ортега-и-Гассет в своей книге «Восстание масс». Автор пишет о том, что в общество изменилось. Произошло то, что он назвал «восстанием масс»: «Этот феномен – полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не способна управлять собой, а тем более обществом, речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом серьезном из возможных»[7].

Хосе Ортега-и-Гассет говорит о том, что людей не стало больше, но стало больше тех, кто хочет быть в центре событий и это массы. Он утверждает, что масса – это «средний человек». Количественное определение множества переходит в качественное. Такое качество не имеет хозяина, оно ничейно и отчуждаемо. Это человек лишь настолько, насколько он повторяет общий тип массового человека, не отличается от остальных. Автор объясняет восстание масс тем, что «средний человек» больше не считает, что он должен тесниться в стороне, пока остальные делают политику и создают искусство, как это было раньше, понимая, что он недостаточно осведомлен в этих проблемах. Ортега-и-Гассет, пишет, что с приходом «гипердемократии» массы начинают считать, что они вполне компетентны, чтобы управлять общественной жизнью.

У человека массы появляется все то, что ранее было доступно лишь элите, у него есть свободное время и он жаждет развлечений. Приоритет человека из правового идеала становится мироощущением.[8] Общество должно давать массам все то, чего они от него требуют. Мир богат и теперь нет разницы кто богаче. Сфера услуг, потребления, продукция, новые технологии сделали жизнь «среднего человека» зачастую удобнее и комфортнее, нежели жизни некоторых правителей предыдущих эпох. Идея постоянного накопления материальных блага становится культом. Уверенность в том, что в будущем товары будут дешевле и лучше, а доходы выше и более просты в приобретении в массовом обществе несомненна.

У человека массы есть две основные черты: постоянный и беспрепятственный рост того, чего он хочет получать от жизни и неблагодарность и отсутствие интереса к тому, что облегчило его жизнь.

Именно здесь «массовое общество» начинает быть связанным с «обществом потребления», а зачастую и полностью включать его в себя.

«Общество потребления» возникает тогда, когда общественные отношения начинают строиться на принципе индивидуального потребления. Общество потребления ставит в основу прежде всего материальное благо, без которого его существование невозможно. Это создает соответствующую систему ценностей и идейных установок, которые сконцентрированы на постоянном потреблении товаров и услуг, не для того, чтобы удовлетворить потребность в них, а ради самого потребления и процесса потребления. С ростом благосостояния общества, с образованием массового общества, количество человек, разделявших эти принципы постоянно росло.

Общество потребления – это порождение капитализма. В других условиях оно не имеет смысла и не может возникнуть. Поп-арт также является чисто капиталистическим явлением и уже одно это говорит об их связи.

Технический прогресс 20 века сделал общество потребления возможным. Сытым обществом управлять проще, дайте массам то чего они хотят, создайте иллюзию их влияния, и они пойдут за вами. Структура потребления к середине 20 века кардинально изменилась, что обусловлено возрастанием доходов населения и общим экономическим подъемом 1950-х годов, особенно в США.

Снижение продолжительности рабочего дня, дало массам увеличение количества свободного времени, которое они могли потратить на потребление товаров и услуг, на покупки и развлечения, которые ранее были недоступны. Потребление индивидуализировалось, каждый человек в отдельности подбирает себе потребительскую корзину, но что лежит в ней? Классовая структура на момент середины 20 века размывается. И элита и низшие прослойки среднего класса потребляют продукцию одних и тех же марок, делая их культовыми.

Отсюда и появляются серийные работы Энди Уорхола, который до того, как пришел в мир искусства, работал рекламным художником и создавал образы, которые успешно притягивали «среднего человека» к товарам.

Символом времени становится бутылка Coca-Cola, которую потребляют и «любят» все. Наряду с газированным напитком стоят серийные портреты Мэрилин Монро, скончавшейся и моментально ставшей символом поп-арта. Образ притягательной блондинки тиражируется не в меньшей степени, чем сладкий напиток. Мэрилин потребляют все. Поп-арт часто использовал образы того, что уже отработано или стало обыденностью, потеряв свой блеск. Причем это не обязательно товары, в случае с Мэрилин или Элвисом Пресли – это личность и образ человека. Другой легендарной работой Энди Уорхола стала банка супа «Сampbell’s», которая также являлась массовым товаром.

 

 

Впервые термин «общество потребления» ввел Эрих Фромм еще в 1920-х годах. Он последовательно показывает образ человека, который живет и соответствует этому обществу в своих книгах «Бегство от свободы», «Иметь или быть» и «Здоровое общество».

В «Бегстве от свободы» Фромм показывает, что человек не хочет брать ответственность за свою жизнь, он боится ее, имея внешнюю возможность свободы он не имеет внутренней.

В «Иметь или быть» он выводит формулу, которая фактически является идеологией общества потребления: «Я есть то что я потребляю и я есть то, чем я обладаю». Человек замещает себя, свою личность, вещами, которые он выбирает. Кроме того, Фромм пишет о том, что возможно наивысшим удовольствием для человека в индустриальном обществе является не только обладание материальными благами, но обладание живыми существами, в первую очередь другими людьми.

В «Здоровом обществе» Фромм говорит о том, что люди живут в экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием. Продуктивность сельского хозяйства ограничивается в целях «стабилизации рынка», несмотря на то, что есть миллионы людей, нуждающихся в тех самых продуктах, производство которых ограничивается. Он также отмечает, что 90 процентов абсолютное большинство населения является грамотным, телевидение, радио и печатные СМИ доступны всем, но они не знакомят человека с лучшими произведениями, а лишь вместе с рекламой транслируют ему «низкопробный вздор», сообщения, которые далеки от реальности, изобилующие садистскими фантазиями, которыми не стал бы заполнять свой досуг культурный человек.

Неотъемлемыми предметами общества потребления являются кредитные карты, бонусные акции, индустрия красоты, крупные бренды, скидки постоянным покупателям, супермаркеты и т. д. В «обществе потребления» культура потребления тесно переплетается с экономикой. Важнейшую роль в «обществе потребления» играет реклама, она дает бизнесу возможность постоянно повышать продажи, увеличивать обороты, получать сверхприбыль.

Подробно проблемы и устройство «общества потребления», которое сложилось в развитых индустриальных странах к 1970-м описывает Жан Бодрийяр, французский философ-постмодернист, писатель, социолог, культуролог и публицист, являющийся одной из самых крупных фигур современной гуманитарной науки. Его работа вышла в 1970 году и в ней отразилось влияние общества потребления на искусство и феномен поп-арта, как их соединения.

В предисловии к работе он говорит, что французы должны дождаться 1968 года, чтобы узнать о том, что они живут в обществе потребления, в то время, как Америка узнала об этом уже на 12 лет раньше. Бодрийяр дает краткое, но емкое определение обществу потребления: «Обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа»[9].

Бодрийяр пишет о том, что в обществе потребления массовая культура не дает людям культуры, как таковой, а предлагает культурную переподготовку. Она представляет собой необходимость постоянно «быть посвященным», знать, что происходит в мире, но не предполагает наследственного достояния трудов, мыслей, традиций, а также непрерывной практики критического размышления. Бодрийяр пишет, что в связи с тем, что образ больше не представляет собой сущность объекта, то можно ли говорить, что логика потребления исключает высокий традиционный статус художественного изображения? Поп-арт стремится соответствовать серийному, индустриальному производству, что значит искусственному и сфабрикованному характеру окружения. Автор задается вопросами, является ли поп-арт искусством несвященного, искусством чистой манипуляции? Или же несвященным искусством, не творцом, а лишь производителем объектов?

Поп-арт, по мнению Бодрийяра, явился концом перспективы, творческого жеста, воспоминания, свидетельства и, что важнее, «ниспровержения мира и проклятия искусства». Поп-арт интегрируется в новый мир, мир потребления. Отсюда вывод, что поп-художники поступали очень логично. Если общество растворяется в своей мифологии, в нем нет критической перспективы самого себя, то оно может иметь только искусство, идущее с ним на компромисс. Поэтому, художники поп-арта рисуют объекты, так как они видят их в своем окружении, так как именно в этом виде они функционируют мифологически. В этом искусстве есть очевидное признание обществ потребления, признание того, что истиной предметов является их марка.

В поп-арте примиряются объект живописи и живопись-объект. Расположенный к объектам и понимающий силу коммерческого успеха, поп-арт первым открывает свое положение искусства-объекта, уже «обозначенного» и потребленного. Здесь есть двусмысленность и непоследовательность.

Желая быть искусством банального, поп-арт сталкивается с проблемой, что предмет банален только до тех пор, пока не становится значащим, как это происходит в обществе, которое является массовым и сконцентрировано на потреблении. Желание поп-художников сделать свою практику искусства не сакральной невыполнимо, потому что чем больше они предпринимают к этому попыток, тем более общество воспринимает это как обратное.

Поп-арт спокоен, он не требует ни глубокого понимания, ни сильного эмоционального вовлечения. Его отличительной чертой становится наивная очарованность, нечто схожее с детским любопытством.

Бодрийяр также отмечает, что зачастую у людей смотрящих на работы в стиле поп-арт возникает улыбка или даже смех. Но чем она вызвана? Автор считает, что той невозможно отличить эту улыбку от той, которая вызвана юмором или коммерческим соучастием. Поп-арт как бы подмигивает зрителю. Такая улыбка заключает в себе всю его двусмысленность: «это не улыбка критической дистанции, это улыбка сделки»[10].

Таким образом появляясь в конце 1950 -1960х, во время экономического подъема в странах Западной Европы и США, поп-арт вливается в этот мир, черпая вдохновение из супермаркетов, огромных тиражей газет, самого ощущения массовости и принципа потребления. По сути, поп-арт отражает в себе реалии своего времени. Он ставит предмет в центр, как ставит его в центр мироздания общество потребления и тиражирует его, бесконечно копируя, пока не сотрется его индивидуальность, подобно тому, как массовое общество усредняет людей. Человек превращается в массовый бренд, такой же как банка готового супа или бутылка Coca-Cola.

Предметы повседневности, которые изображает поп-арт часто бываю иронично переосмыслены художниками. Поэтому, на многих картинах поп-арта показаны предметы в гиперболизированной, измененной форме. Таковы работы Класа Ольденбурга. К примеру, «Сладости 1» стали важным документом в истории поп-арта. Художник выполнил 9 фигур из гипса, имитировавших сладости в витрине магазина, среди них: черничный пирог, несколько шариков мороженного, банановый сплит, засахаренное яблоко, пирожное и торт. С первого взгляда на картину видно, что эти предметы несъедобны и представляют собой некую пародию. Здесь есть насмешка над экспрессионистской скульптурой. В то же время, в работе есть явная отсылка к традиции голландского натюрморта, в котором отражались искусность художников, жизнерадостность заказчиков, воспевалась красота предметов потребления – еды и посуды, но присутствовал и намек о бренности всего этого, намек на смерть.

 

Люди, их проблемы и жизни, во многом построенные на привычных моделях взаимоотношений тоже становятся товаром, который им продает масс-медиа. Стандартные случаи из их жизни, подобно тому, как даются советы в женских глянцевых журналов, показал в своем творчестве Рой Лихтенштейн. В работах этого американского художника, который вдохновлялся комиксами, показаны сцены из жизни их персонажей. В большей части работ фигурируют понятные с первого взгляда типы персонажей, будь то наивная блондинка, знойная брюнетка, влюбленная пара, сильный мужчина, военные и т. д. Такими же являются и эмоции, которые выражены стандартными для комиксов приемами и фразами- облаками. Однако, картины поп-художника не были просто повторением комиксов. Лихтенштейн вырывал картинки и фразы из контекста, в чем и заключалось отстранение поп-арта. Те смыслы, которыми были нагружены изображения в оригинале исчезали, при этом становились фрагменты комиксов непонятными и часто смешными.

 

 

Время расцвета поп-арта совпадает с появлением первых рок-звезд, битломанией, холодной войной, массовостью, развитием рекламы и СМИ. Поэтому, он отдает дань окружающему его миру и становится схожим с ним.

В своей книге «Поп-арт и потребление», Каролина Карьерро пишет о том, что поп-арт представляет мир как сгусток нарастающей предметности. Этот стиль, по мнению автора, лишь обманывает нас своим простым оптимизмом, создавая и поддерживая миф потребления. Он возникает в недрах потребительской культуры, которая оказывается самой благоприятной средой для рассмотрения «мифа» благосостояния от момента его создания до наступления упадка.

Колористическое разнообразие предъявляемых объектов, пластика, ярко выраженный характер каждого из них, по мнению Карьерро, приобретает апокалипсический смысл «кризиса приватности» - то есть потери человеком самого себя в мире вещей, его «выпадение» из истории. Поп-арт не демократизирует искусство, он не говорит открыто, он стремится во что бы то ни стало удержаться в этом потребительском мире, затерявшись в растущей массе товаров, испытывая определенный риск выпадения из современной культурной трансцендентности. По утверждению автора, дешифровка знаков поп-культуры предполагает разрушение иллюзии первозданности ее объектов, которая с самого начала внушалась простотой их восприятия.

Человек в массовом обществе и обществе потребления стал находиться в системе, где его окружает огромное количество субъектов - предметов. Они имеют ужасающую скорость обращения. В таком обществе чаще возникают невротические патологии, так как исчезает надежда на счастье. Его иллюзия растиражирована, она продается и рекламируется. Человек, замкнутый в мире товаров и услуг, одинокий, с ограниченным кругом общения, привыкший выполнять лишь привычные действия привязан к расслабляющему, умиротворяющему и интимному пространству дома. Однако в своем маленьком домашнем мире он продолжает потреблять, до него доносятся потоки рекламных сообщений, телепередач, мыльных опер, новостей посредством появившихся каналов связи, таких как телевидение и уже привычное радио.

Поп-арт отражает и эту сторону индустриального мира. На картинах поп-арта человек присутствует лишь опосредованно, либо как знак и по сути тот же товар (Мэрилин Монрое, не только у Энди Уорхола, но и у других поп-художников, например, «Моя Мэрилин» Ричарда Гамильтона) или же, как наивное отражение американской мечты (Рой Лихтенштейн: «Девушка с лентой»).

Как пишет Каролина Карьерро: «Можно сказать, что поп-арт вступает на сцену, когда итог уже подведен, он предлагает такое эстетическое потребление реальности, которое ничего ей прибавляет и нисколько ее не обедняет».[11]

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)