АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Л. Н. Толстого (лекции 10–14, практические занятие 4)

Читайте также:
  1. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
  3. В. Набокова, Л. Толстого, Н. Гарина-Михайловского
  4. В67. Политическая деятельность и литературное творчество Ксенофонта, особенности исторического изложения, метода и стиля Ксенофонта.
  5. Вводное занятие.
  6. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV
  7. Вопрос. Методика знакомства дошкольников с творчеством поэтов и писателей.
  8. Восьмое занятие
  9. Гармония и творчество
  10. Генеалогическое древо Л.Н. Толстого
  11. Глава 11 ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
  12. Глава 2. Практические мероприятия организационно-партийной работы АГФ НДП «Нур Отан»

Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Жанровое своеобразие трилогии Толстого. «Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Оппозиция естественного и искусственного, природы и цивилизации в рассказах «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», «Три смерти», в повести «Казаки». Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Циклическая повторяемость «обшей идеи», созревание «мысли народной» в раннем творчестве Толстого. Н. Чернышевский о художественных принципах писателя.

Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция Толстого. Проблема «истории и искусства» в творческом сознании писателя: «сущность выразима только искусством, тоже сущностью» (Толстой). Создание писателем сложного типа романической структуры. Философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов: «Жизнь – тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле» (Толстой). «Война и мир» как роман «большого захвата», «широкого дыхания», всезнания («нужно знание всех подробностей»). Толстовский пафос верного изображения жизни («строгое повествование истины») и постижения полноты и целостности бытия. «Замок сцепления» частного и исторического, личного и общего в романе. Поэтика названия. «Война и мир» как «роман-поток» (Н. Гей): художественное постижение «динамического целого» жизни. Толстовский принцип «сопряжения» и нахождения «узла жизни». «Война и мир» как «роман-эпопея» (концепции А. Сабурова, А. Чичерина и др.). «Мысль народная» в произведении. «Мысль семейная» в «Войне и мире» как универсальная категория: «род человеческий развивается только в семье» (Толстой). Система персонажей романа. Сюжетно-композиционные особенности. Эпилог романа «Война и мир» и проблема романного завершения. Своеобразие толстовского психологизма («диалектика души», художественное исследование полноты сверхличного опыта, общего чувства жизни, изображение текучести, многомерности, мнослойности характера, автобиографизм, «мелочность» и «генерализация»).

История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и толстовская трактовка этой темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа. «Мысль семейная» как художественный «эквивалент» «мысли народной» при изображении кризисной эпохи (В. Одиноков, Н. Гей). Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности романа. Мотивная структура. Мотив поиска истины. Линия Анны и линия Левина в романе. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героев, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». Система событий в романе, когда преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание». Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в романе «Анна Каренина»; основные концептуальные метафоры: «пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др. Жанровое своеобразие романа: «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей), социально-психологический роман и др. жанровые концепции.

Начало мировой славы Толстого, совпавшее с «переломом» в мировоззрении писателя («перестройкой всего миросозерцания»). Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Исповедь» и др.). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Восприятие христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). Толстой и Церковь. Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Толстой-драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).

Замысел романа «Воскресение» («коневская повесть», планы создания большого эпического полотна). Разные редакции произведения. Определение Толстым в конце 80-х гг. главных направлений своей деятельности: «… Надо записывать две вещи: 1) весь ужас настоящего, 2) признаки сознания этого ужаса». Взаимосвязь личного и общего как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности (изображение выхода человека за пределы обособленного, замкнутого на себе существования). Основная сюжетная ситуация романа – неустойчивое равновесие противоположных начал в мире и в человеке (Н. Тамарченко). Кризисные ситуации в романах Достоевского и Толстого (сходство и различия). Поэтика названия. Мотивная структура произведения. Изображение «воскресения» не как результата, а как процесса, пути, ведущего к «воскресению». Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен «путь жизни» заблуждающегося человека: «Исполнение учения – в движении» (Толстой). Идея «пути жизни», переданная рядом устойчивых в творчестве Толстого архетипических мотивов (мотивы пробуждения от «сна жизни», зрячести – слепоты и др.). Жанровое своеобразие романа («роман-трактат», «роман-эксперимент», «роман-пролог» и др. жанровые определения «Воскресения»).

Поэтика поздней повести Толстого. Философская природа, «исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Сочетание художественной образности и публицистичности. Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета повестей «Холстомер», «Крейцерова соната». Традиции патерикового жития в «Отце Сергии». Притчевое начало повести «Смерть Ивана Ильича». Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности (Н. Фет). Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Архетипические мотивы «После бала». Повесть «Хаджи-Мурат». Архаический тип сюжета повести «Фальшивый купон». «Доказательство» художественными средствами нравственного принципа «непротивления злу насилием». Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев). Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)