АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сообщение «Поэма о Великом инквизиторе»

Читайте также:
  1. Анна Горская поделилась своей сообщение.
  2. Владимир Мономах в Ростове Великом.
  3. Еще раз о Ярославле как о Великом Новгороде
  4. ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
  5. Информационное сообщение
  6. Информационное сообщение о визите в Москву Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича, 16-21 октября 2011 года
  7. Информационное сообщение о Высочайшем визите Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны в Москву 16-20 декабря 2011 года
  8. Информационное сообщение.
  9. Итак мы видем, что это - выдуманное сообщение с ложным иснадом, которое передавал лжец и слабый передатчик Муса ибн Тариф.
  10. Как оставить сообщение незнакомым людям
  11. Краткие сведения о преподобном Макарии Великом
  12. Крест с голубем, венчавший Софийский собор в Великом Новгороде до Великой Отечественной войны

1. Аверинцев С. Точка зрения адвоката дьявола // Искусство кино. – 1994. – № 4. – С. 3–6.

2. Сараскина Л. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 270–288.

3. Тихомиров Б. Христос и истина в поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1999. – № 13. – С. 147–177.

3. 3. 3. Темы для самостоятельного изучения
(9, 13 недели семестра)
Творчество К. М. Фофанова

Трудности в самостоятельном изучении темы связаны с тем, что долгое время творчество поэта не привлекало серьезного внимания нашей науки и представлено в исследованиях далеко не полно. Кроме того, пока можно говорить лишь о небольшом круге изданий текстов поэта. Студентам рекомендуются следующие сборники: Фофанов К. М. Стихотворения. – М., 1939. (Библиотека поэта. Малая серия); Фофанов К. М. Стихотворения и поэмы. – М.:Л., 1962. (Библиотека поэта. Большая серия). Кроме того, можно использовать электронные ресурсы.

В последнее десятилетие по-настоящему осознана значимость поэзии Фофанова для истории русской литературы, оживляется исследовательский интерес к ней, появляются новые интерпретации ее. Особенность литературной позиции поэта состояла в безусловной причастности его классическому наследию и одновременно в живом выражении им новых поэтических тенденций. Для современников Фофанова не было сомнения в силе его таланта. Стихотворение «Отошедшим» (1889) висело у Н. Лескова прикрепленным на стенке над рабочим столом. Л. Толстой писал о творчестве Фофанова: «Стихи естественные, вытекающие из особенного поэтического дарования». И. Репин, с которым поэта связывала многолетняя дружба, запечатлел на полотне его вдохновенный образ. И. Северянин, восторженно воспринимавший произведения поэта, обозначил период с 1887 года (год смерти С. Надсона) по 1895 год (появление первых изданий символистов) как эпоху Фофанова. Современный исследователь говорит в этой связи о значимом периоде «между золотым и серебряным веком» (Е. Тарланов). Эгофутуристы (И. Северянин, сын Фофанова Константин, писавший под псевдонимом К. Олимпов, и др.) создали культ поэта, они посвятили ему сборник «Оранжевая урна. Альманах памяти Фофанова» (СПб., 1912).

Широкая известность в литературных кругах приходит к Фофанову в трагический момент. Молодой Фофанов не был знаком с Надсоном, но он принял участие в его похоронах, так как поклонялся его «израненной музе». Надсон для поэта был не просто выдающимся художником, первые одобрения лирика Фофанова получила именно в оценках Надсона. Стихи, прочитанные над могилой Надсона, положили начало его славе. Первое опубликованное стихотворение поэта – «Сосуд с целебною водою Иордана» (8 июля 1881 года в газете «Русский еврей»). С этого времени поэт печатается в журналах «Литературное обозрение», «Новь», «Северный вестник», в альманахе «Северные цветы», издаваемом символистами. Первые сборники стихов выходят в 1887 и 1889 годах, затем появляются «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения: в 5 ч.» (1896), «Иллюзии» (1900).

Вопрос о месте Фофанова в русской поэзии впервые был поставлен Д. Мережковским в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892). На протяжении всего творческого пути поэта сохранялась неоднозначность критических оценок его лирики. Мережковский Фету-«эпикурейцу» противопоставил Фофанова, для которого характерны мученическая любовь к красоте, мучительные диссонансы, фантастический сон как порождение безнадежных петербургских туманов. Фофанова Мережковский называет предшественником русского символизма. В представлении критиков-современников Фофанов – это «Божьей милостью поэт» (Мережковский), самородок, имеющий непосредственный, «наивный» талант, поэт, поющий так, как поют птицы. Примечательно, что Фофанов был выдвинут на соискание Пушкинской премии, присуждаемой Академией наук, но она ему не была присуждена из-за неправильных оборотов речи, поэтических вольностей. Демократическая и народническая критика (Н. Михайловский, А. Скабичевский и др.) обвиняли поэта в отсутствии в его творчестве злободневных социальных тем. В «Истории русской литературы XIX века» под ред. Д. Овсянико-Куликовского (1917) В. Брюсов отводит Фофанову почетное место среди поэтов этого периода, указывая на развитие им традиций Лермонтова, Тютчева, Фета. Многие критики утверждали, что в поэзии рубежа веков, в том числе и в лирике Фофанова, возникают неоромантические тенденции.

О связи творчества Фофанова с классической традицией студенты могут прочитать в исследованиях, приведенных в разделе «Литература», например в указанной работе В. Кожинова, где лирика поэта характеризуется как «взрыв романтической поэтики». Рекомендованная статья Е. Ермиловой представляет творчество «восьмидесятников» с точки зрения смены литературных стилей и сочетания противоположных элементов двух стилевых систем – 1870-х и 1900-х годов.

Литература

1. Бялый Г. А. [Вступ. статья] // Поэзия 1880 – 1890-х годов. – Л., 1972.

2. Бялый Г. А. Поэзия чеховской поры // Бялый Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 413–490.

3. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 2000.

4. Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974.

5. Григорьян К. Н. Поэзия 1880-1890 гг. // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983. – Т. 4. – С. 91–122.

6. Долгополов Л. К. На рубеже веков. – Л., 1985.

7. Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. – М., 1974.

8. Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1975.

9. Кожинов В. В. Лирика «безвременья» (конец века) // Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. – М., 1979.

10. Котельников В. Я. Литература 1880 – 1890-х годов // История русской литературы XIX века (вторая половина) / под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1991. – С. 383–412.

11. Лебедев Ю. В. Поэзия 70-х годов // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1982. – Т. 3. – С. 584–605.

12. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д. С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

13. Предтечи русского символизма // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

14. Русская поэзия 1880-х годов // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

15. Русские символисты: портреты и зарисовки // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

16. Сапожков С. В. К. М. Фофанов. Жизнь и житие // Литература в школе. – №3. – С. 44–50.

17. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья первая // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 48. – С. 192–219. (www.magazines.russ.ru).

18. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья вторая // Новое литературное обозрение, 2001. – № 49. – С. 148–183. (www.magazines.russ.ru).

19. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья третья // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 52. (www.magazines.russ.ru).

20. Тарланов Е. З. Константин Фофанов: легенда и действительность. – Петрозаводск, 1993.

21. Тарланов Е. З. Между золотым и серебряным веком. – Петрозаводск, 2001.

22. Фофанов К. М. // Русские писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1990. – Ч. 2.

23. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. – СПб., 1999.

24. Щенникова Л. П. Русская поэзия 1880 – 1890-х годов как культурно-исторический феномен. – Екатеринбург, 2002.

Некоторые темы в лекционном курсе представлены обзорно (лекция 2). При самостоятельной подготовке к экзамену следует особо обратить внимание на творчество Г. Успенского и В. Гаршина. По творчеству Гаршина предлагается контрольная работа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)