АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древнерусская иконопись в художественном мире Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору)

Читайте также:
  1. Анализ чувствительности в Excel (анализ «что–если», таблицы данных)
  2. Библиографическое описание научного произведения
  3. В зале гаснут огни, 2 ученика читают по ролям, отрывок из произведения Ч.Айтматова “Белый пароход”.
  4. Вопрос. Ознакомление детей дошкольного возраста с юмористическими произведениями.
  5. Глава 1. Сохранение и развитие народных традиций в художественном коллективе
  6. Глава 2. Целостные объекты: попытки концептуального воспроизведения.
  7. Два позабытых произведения
  8. Древнегреческий роман: проблема жанра, происхождение, источники, особенности, типология, романисты и их произведения (Харитон, Гелиодор, Ахилл Татий и др.).
  9. другие (по выбору).
  10. Живопись и иконопись в 12 веке
  11. Значение произведения.

Лесков серьезно изучал иконографию, знакомился с толковыми и лицевыми иконописными Подлинниками. Писатель был собирателем икон и произведений религиозной живописи. Он написал несколько статей об иконописи, среди них – «Благоразумный разбойник», «О русской иконописи». Последняя содержала программу возрождения в России иконописания. Лесков был знаком с исследователями древней культуры (Ф. Буслаевым, В. Прохоровым). Религиозная живопись и икона в твочестве Лескова («На краю света», «Сошествие во ад»). Иконы Воскресения Христова в художественной интерпретации писателя («Благоразумный разбойник», «Сошествие во ад»). Живописание и икона в структуре повести «Запечатленный ангел».

Литература

1. Евдокимова О. В. Живописание в структуре произведений Н. С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. – Л., 1988.

2. Евдокимова О. В. Поэтика памяти в прозе Н. С. Лескова. – СП., 1996.

3. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. – М., 2003.

4. Лесков Н. С. О литературе и искусстве. – Л., 1984. – С. 187 – 196. (статья «Благоразумный разбойник»).

5. Лесков Н. С. О русской иконописи // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. – М, 1956 – 1958. – Т. 10.

6. Пауткин А. А. Апокриф и древнерусская иконопись в художественной интерпретации Н. С. Лескова («Сошествие во ад») // Вестник Московского ун-та. Сер. 9: филология. – 1995. – № 4. – С. 54 – 59.

7. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60 – 64.

 

Тема № 15

Лермонтовские традиции в лирике рубежа веков (К. Фофанов и К. Случевский)

Поэзия 1880 – 1890-х годов в научной литературе получила название «неоромантизм» и вместе с тем осмыслена как переходный период в истории русской лирики (Е. В. Ермилова, А. Ф. Захаркин, В. В. Кожинов, К. Н. Григорьян, Л. П. Щенникова). Творчество великого русского романтика М. Лермонтова оказалось созвучно настроениям конца XIX века, когда на первый план выдвинулись чувства сомнений, одиночества, разочарования, страдания и отчаяния. Мотивы и темы Лермонтова развивали А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский. Случевский в цикле стихов «Мефистофель» (1881) обращается к лермонтовской традиции изображения демона. В. Брюсов одним из первых отметил влияние на поэзию Фофанова творчества Лермонтова, он оценил поэта как продолжателя романтических традиций.

 

.

Литература

1. Белоусов А. Ф. Из истории русской «кладбищенской» поэзии: стихотворение К. Случевского «На кладбище» // Смерть как феномен культуры. – Сыктывкар, 1994. – С. 4–23.

2. Брюсов В. Я. Далекие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней // Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7 т. – М., 1975. – Т. 6. – С. 326–327.

3. Брюсов В. Я. К. М. Фофанов // История русской литературы XIX в. / под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского: в 5 т. – М., 1917. – Т. 5.

4. Бялый Г. А. [Вступ. статья] // Поэзия 1880–1890-х годов. – Л., 1972.

5. Бялый Г. А. Поэзия чеховской поры // Бялый Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 413-490.

6. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 2000.

7. Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974.

8. Григорьян К. Н. Поэзия 1880-1890 гг. // История русской литературы: в 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 91-122.

9. Долгополов Л. К. На рубеже веков. – Л., 1985.

10. Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. – М., 1974.

11. Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1975.

12. Иванов Г. В. Фофанов // Иванов Г. В. Стихотворения. Третий Рим. Роман. – М., 1989. – С. 465–470.

13. Клеман М. Фофанов // Фофанов К. Стихотворения. – М., 1939 – С. 3–29. (Библиотека поэта. Малая серия).

14. Кожинов В. В. Лирика «безвременья» (конец века) // Книга о русской лирической поэзии XIX века. – М., 1979.

15. Козырева А. Ю. Последние поэтические циклы К. К. Случевского // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. 2: история, языкознание, литературоведение. – 1992. – Вып. 4. – С. 68–75.

16. Котельников В. Я. Литература 1880–1890-х годов // История русской литературы XIX века (вторая половина) / под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1991. – С. 383–412.

17. Лебедев Ю. В. Поэзия 70-х годов // История русской литературы: в 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 584-605.

18. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д. С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

19. Мирошникова О. В. Цикл К. Случевского «Мефистофель»: проблематика, структура, жанр // Проблемы метода и жанра. – Томск, 1989. – Вып. 15. – С. 190–204.

20. Предтечи русского символизма // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

21. Русская поэзия 1880-х годов // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

22. Русские символисты: портреты и зарисовки // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

23. Сапожков С. В. К. М. Фофанов. Жизнь и житие // Литература в школе. – №3. – С. 44–50.

24. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья первая // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 48. – С. 192–219. (www.magazines.russ.ru).

25. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья вторая // Новое литературное обозрение, 2001. – № 49. – С. 148 – 183. (www.magazines.russ.ru).

26. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья третья // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 52. (www.magazines.russ.ru).

27. Слободнюк С. Л. «Правду видя в лжи…» («Элоа» К. К. Случевского) // Слободнюк С. Л. «Дьяволы» «серебряного» века (древний гностицизм и русская литература 1890 – 1930 гг.). – СПб., 1998. – С. 49 – 73.

28. Слободнюк С. Л. Предтеча. «Элоа» К. К. Случевского // Слободнюк С. Л. Русская литература начала XX века и традиция древнего гностицизма. – СПб.; Магнитогорск, 1994. – С. 24–37.

29. Смиренский В. В. Примечания // Фофанов. Стихотворения и поэмы. – М.:Л., 1962. – С. 293–327. (Библиотека поэта. Большая серия).

30. Тарланов Е. З. Библейские мотивы в лирике К. М. Фованова // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск, 1990.

31. Тарланов Е. З. Жанр баллады в поэзии К. М. Фофанова // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1998.

32. Тарланов Е. З. К. Фофанов и И. Северянин: из поэтических диалогов // Филологические науки. – 2000. – № 1. – С. 3–14.

33. Тарланов Е. З. Константин Фофанов: легенда и действительность. – Петрозаводск, 1993.

34. Тарланов Е. З. Между золотым и серебряным веком. – Петрозаводск, 2001.

35. Тарланов Е. З. Мотив «поэзия - сон» в лирике К. Фофанова // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск, 1992. Вып. 2.

36. Тарланов Е. З. Сны одиночества // Север. – 1992. – № 11 – 12. – С. 185–189.

37. Тарланов Е. З. Стихотворение К. М. Фофанова «Звезды ясные, звезды прекрасные…»: опыт интерпретации // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989. – С. 111–116.

38. Тарланов Е. З. «У поэта два царства…» // Русская речь. – 1989. – №1. – С. 8 –14.

39. Тарланов Е. З. Христианские мотивы в поэзии К. Фофанова // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков. Петрозаводск, 1994.

40. Тарланов Е. З. Чужое слово в поэзии Константина Фофанова // Русская речь. – 1992. – 1992.

41. Тахо-Годи Е. А. Данте и К. К. Случевский // Дантовские чтения, 1995. – М., 1996. – Вып. 10. – С. 69 –94.

42. Троицкий Н. А. К. Фофанов и «Народная воля» (неопубликованные стихи поэта) // Русская литература. – 1970. – № 1. – С. 168–170.

43. Устинова- Фофанова Е. К. К истории портрета поэта К. М. Фофанова работы И. Е. Репина // Искусство. – 1976. – № 6.

44. Фофанов К. М. // Русские писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1990. – Ч. 2.

45. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. – СПб., 1999.

46. Черемисин Б. Е. Жанр эпиграммы в поэзии К. М. Фофанова // Жанровое своеобразие произведений русских писателей XVIII – XIX веков. – М., 1980.

47. Черемисин Б. Е. «… Мой том давнишний». Книги и автографы К. М. Фофанова // Альманах библиофила. – М., 1985. – Вып. 18.

48. Черемисин Б. Е. Фофанов: метафорическое восприятие мира // Проблемы поэтики русской литературы XIX века. – М., 1983. – С. 133–141.

49. Черемисин Б. Е. «Сердце мое разорваться готово…» // Русская литература. – 1980. – № 3.

50. Щенникова Л. П. Русская поэзия 1880–1890-х годов как культурно-исторический феномен. – Екатеринбург, 2002.

 

Методические рекомендации

Написание контрольной работы – важная часть прохождения студентами курса истории русской литературы XIX века (третьей трети). Внимательное, вдумчивое чтение, анализ художественных текстов, активное усвоение, переработка лекционного материала, самостоятельное изучение литературы по теме позволяют студентам всесторонне освоить учебный материал. Лишь на этой основе возможна серьезная работа над контрольными работами по русской литературе.

Выбрав тему, уяснив поставленные задачи, студенты должны изучить предложенную научную литературу (особое внимание следует обратить на комментарии к ПСС писателей). Работа в библиотеке с библиографическими указателями, систематическим каталогом и т. д. поможет составить полный список литературы, необходимой для освоения темы. При изучении научной литературы, учебных пособий необходимо разобраться в общей концепции исследователя, понять принципы анализа отдельных произведений, творчества писателя в целом. При этом нужно учитывать разногласия, спорные моменты в трактовке произведения разными исследователями. Чтение текста произведения должно сопровождаться обращением к такому типу научных исследований, как комментарий к произведению. Изучение научной литературы по теме, сбор материала (например, анализ текста в заданном направлении) – это первый этап работы. Когда определиться последовательность анализа и изложения материала, будут ясны итоги исследования, можно приступать ко второму этапу – написанию текста работы, ее оформлению.

Как правило, контрольная работа по литературе состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обозначаются задачи, цели работы, освещается история вопроса, анализируются источники для самостоятельного рассмотрения темы. В заключении подводятся итоги, делаются краткие выводы из того материала, который дан в основной части. Основная часть может быть разбита на параграфы, главы и т. д., если это предполагает логическое членение темы. Композиция контрольной работы отражает логику развития мысли и должна быть стройной, продуманной. Контрольная работа обязательно содержит библиографию. Сноски и библиография должны быть правильно оформлены.

Таким образом, контрольная работа студента должна свидетельствовать о глубине усвоения учебного материала по русской литературе XIX века, о хорошем знании литературы по теме работы, о высоком уровне овладения навыками анализа художественного текста, о понимании и умении использовать основные литературоведческие категории – в целом об овладении формами и навыками научного мышления.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)