АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ МОЗГОМ

Читайте также:
  1. I.3.5.Государственное управление по-большевистски
  2. А. Стратегическое управление человеческими ресурсами (СУЧР)
  3. Автоматическое управление.
  4. Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
  5. Административное управление
  6. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей доверительное управление имуществом в России
  7. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлением экономической и социальной безопасности, Межведомственной комиссией (МВК) и секцией научного совета.
  8. Б) управление карьерой
  9. Б. Передача активов наследства и управление наследством
  10. База практики - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
  11. БЕСПРЕДЛОЖНОЕ ДВОЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  12. Взаимосвязь между мозгом и телом

Ричард Бендлер. Используйте свой мозг для изменений

--------------------------------------------------------------- Перевод: Лев Миникес--------------------------------------------------------------- Посвящаю своей матери Итак, Вашему вниманию предлагается перевод очередной книги поНейро-Лингвистическому Программированию. На сей раз -- соло РичардаБэндлера, который вместе с Джоном Гриндером возглавляет это сравнительноновое (около двадцати лет от роду) направление в практической психологии. Явыбрал именно эту книгу потому, что она открывает серию изданий, посвященных"субмодальностям" -- большому, многообещающему и почти самостоятельномуразделу НЛП. Субмодальности -- заслуга прежде всего Бэндлера и его ближайшихпоследователей, Стива и Конниры (в английском произношении -- Коннирэй)Андреас. Полезность модели субмодальностей для любой внутренней работыдоказана блестящей практикой; что же касается ограничений этой модели -- обэтом после некоторой тренировки у Вас сложится собственное впечатление. Как и при переводе ИЗ ЛЯГУШЕК -- В ПРИНЦЫ, я старался максимально точнопередать живой язык ведущего и участников семинара. Мне представляется важным получить доступ к характерным особенностямречи (а значит, и личностей) и Джона, и -- в данном случае -- Ричарда, дажеиногда в ущерб классическим канонам русского языка. Это, мне кажется,немаловажно для понимания достоинств и изъянов всего НЛП, вокруг которого внашей стране в последние годы разгорелось много (кажется, постепенноутихающих?) страстей, результат бушевания которых неоднозначен. Специальных терминов в этой книге очень мало; те же, что есть, частичнообъяснены в тексте, частично понятны из контекста. (Тем не менее я все жерекомендую Вам найти и прочитать ИЗ ЛЯГУШЕК -- В ПРИНЦЫ, первуюопубликованную нами книгу по НЛП, в конце которой приведен составленный мноютерминологический словарь). Так что -- читайте, сомневайтесь, создавайте собственную модель исубмодальностей, и всего НЛП; а для этого -- самое главное -- пробуйте иэкспериментируйте с любым знанием, которое сочтете значимым и полезным длясебя и для тех, кому Вы захотите помочь в процессе внутренней работы иизменения. Читая эту книгу, Вы как минимум получите удовольствие. Значит, времяуже не будет потеряно зря. А если оно не будет потеряно вовсе, а будет спользой потрачено на овладение чем-то НОВЫМ и полезным Вам и окружающим --значит, вы не зря сейчас перевернете следующую страницу. Приятного путешествия! ЛЕВ МИНИКЕС

ВВЕДЕНИЕ

Сколь часто вам приходилось слышать высказывания типа "У нее блестящеебудущее" или "У него было яркое прошлое"? Подобные выражения -- это более,чем метафоры. Они представляют собой точные описания способа мышленияговорящего; эти описания являются ключом к познанию того, как полезнымобразом изменять структуру вашего собственного опыта. Например, прямо сейчасотметьте, как вы рисуете для себя картину предстоящего вам приятногособытия, а потом сделайте эту картину ярче и заметьте, как меняются вашиощущения. Когда вы увеличиваете яркость этого изображения, вы сильнее"стремитесь" к нему? Большинство людей сильнее реагируют на более яркиекартины; некоторые сильнее реагируют на более тусклые изображения. Теперь возьмите приятное воспоминание из своего прошлого и буквальносделайте цвета ярче и контрастнее. Как наличие "яркого прошлого" меняетинтенсивность вашей реакции на него? Если, раскрашивая свое воспоминание вболее яркие цвета, вы не замечаете разницы в ощущениях - попробуйте увидетьего в черно-белом варианте. В то время как изображение теряет свой цвет,ваша реакция, скорее всего, ослабевает. Вот еще одно типичное выражение:"Добавьте немного света в свою жизнь".Подумайте о другом приятном переживании, и буквально осыпьте этот образмаленькими сияющими искорками -- и обратите внимание, как это влияет на вашуэмоциональную реакцию. (Вот о чем знают специалисты по телерекламе идизайнеры одежды с блестящими деталями). "Оставьте свое прошлое позади" -- обычный совет по поводу неприятныхсобытий. Выберите воспоминание, которое все еще заставляет вас плохо себячувствовать, -- а потом отметьте, где вы его сейчас видите и сколь далеко отвас расположено изображение. Возможно, оно находится перед вами, довольноблизко. Теперь возьмите этот образ и физически отодвиньте его далеко засебя. Как это меняет ваше отношение к этому воспоминанию? Таковы некоторые, самые исходные, примеры простоты и силы новыхпаттернов НЛП -- "субмодальностей", разработанных Ричардом Бэндлером запоследние несколько лет. Одной из самых ранних моделей НЛП была идея"Модальностей" или "Репрезентативных систем". Мы думаем о любом событии,используя репрезентации в системах восприятия -- зрительные (образы),слуховые (звуки) и кинестетические (ощущения). В последние десять лет набольшинстве НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, быстрых ипрактических способов использования этого знания о модальностях дляизменения состояния и поведения. Субмодальности -- это более мелкие элементывнутри каждой модальности. Например, некоторыми из зрительныхсубмодальностей являются яркость, цвет, размер, расстояние, расположение ифокус. Знание о субмодальностях открывает целое новое царство способовизменения, еще более быстрых, простых и конкретных. Впервые познакомившись с НЛП осенью 1977 года, мы отложили в сторонубольшую часть своих занятий, чтобы изучить эти захватывающие и быстрые новыеспособы изменять поведение. В то время Ричард Бэндлер и Джон Гриндерсотрудничали в разработке этой новой очень многообещающей области. НЛПучило, как проследить внутренние процессы человека, обращая внимание нанеосознаваемые движения глаз; как за несколько минут изменять старыенеприятные эмоциональные реакции и многому другому. Теперь, спустя семь лет, все эти обещания сдержаны -- как и многиедругие. Все основные идеи и техники НЛП выдержали проверку временем, как иболее жесткую проверку в процессе обучения их практическому применению. НЛПчасто описывается как сфера деятельности, находящаяся на переднем крае наукиоб общении и изменении. НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное наинформатике и компьютерном программировании -- однако еще более тщательноукорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП,может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом илинаблюдениями за другими людьми. Новые субмодальные техники, описанные и преподаваемые в этой книге,являются даже более быстрыми и мощными способами совершения личностногоизменения, чем более ранние методы НЛП. Существуют только три главныемодальности, но внутри каждой из них много субмодальностей. Субмодальности-- это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодируетопыт. Субмодальные техники изменения можно использовать для непосредственноймодификации программного обеспечения человека -- тех способов, какими мыдумаем о своем опыте и реагируем на него. Некоторые критики утверждают, что НЛП слишком "холодно" и "технично" ичто, хотя оно может срабатывать с простыми привычками и фобиями, -- оно некасается "центральных экзистенциальных проблем". Нам будет интересна реакцияэтих критиков на методы изменения отношений и убеждений, показанные в главах6 и 7. Эта книга открывает столбовую дорогу к практическому новому способупонимания того, как работает ваше мышление. Что более важно, она преподаетпростые конкретные принципы, которые вы можете использовать, чтобы"управлять собственным мозгом". Она учит тому, как изменить ваш собственныйопыт, если вы им недовольны, и как еще усилить наслаждение, если в вашейжизни все в порядке. Многие из нас способны взять известные принципы и приспособить ихполезным образом или время от времени вносить маленькие новшества. Особыйгений Ричарда Бэндлера состоит в его бесподобной способности раз за разомформулировать новые принципы и делать их доступными остальным. Его чувствоюмора может иногда показаться язвительным и самонадеянным -- в частности,когда оно направлено в сторону психологии и психиатрии (хотя и другие"эксперты" получают свою долю!). Это становится по крайней мере частичнопонятно, когда вы осознаете, что, хотя метод лечения фобии/травмы за 10минут при помощи НЛП был впервые опубликован более шести лет назад,большинство психологов продолжают верить, что лечение фобии требует месяцевили лет разговоров и лекарств (и нескольких тысяч долларов). Нам хорошознакомо чувство горечи, возникающее, когда нам говорят:"Это невозможно" -- вто время как мы сотни раз демонстрировали "это", а также учили многих другихрегулярно "это" выполнять. Когда -- в любой отрасли промышленности -- появляется крупноетехническое новшество, по всему миру предприниматели стремятся немедленновоспользоваться новым методом -- поскольку знают, что в противном случаеконкуренты вышвырнут их из бизнеса. К сожалению, в областях типа психологии-- где профессионалам платят больше, если они тратят больше времени нарешение проблемы -- инерция гораздо сильнее. Поскольку вознаграждаетсянекомпетентность, в этих областях новые и лучшие методы гораздо дольшестановятся частью основного потока. Эта инерция в сфере психологии вызывает сожаление и у многих других.Сальвадор Минучин, широко известный новатор в области семейной терапии,сказал недавно:"Как люди реагировали на наши (научные) открытия? Защитойсвоих собственных парадигм. В ответ на новое знание всегда встает вопрос отом, как человеку продолжить заниматься теми вещами, которым его учили". Несмотря на эту инерцию, в сферах психологии и психиатрии существуетмного исключений -- профессионалов, стремящихся узнать о любых методах,которые, сделав их работу более быстрой, качественной и точной, могутпринести пользу клиентам. Мы надеемся, что эта книга найдет свой путь в вашируки. Несколько лет назад мы узнали о новом направлении, которое исследуетгений Ричарда Бэндлера, и поняли, сколь полезны всюду могли бы быть этиновые техники людям, если бы они были известны более широко. Однако ксозданию этой книги нас привело в первую очередь наше собственное восхищениеи взволнованность субмодальностями. Нашим исходным материалом были аудиозаписи и транскрипты большого числасеминаров и тренингов, проведенных Ричардом в последнее время. Затемпоследовал длительный процесс сортировки и организации этой массы материала,собственного экспериментирования с ним и обучения ему других для того, чтобыприйти к более богатому пониманию. Наконец, основываясь на том, чему мынаучились, мы собрали этот материал в форме настоящей книги. Мы постаралисьсохранить живой стиль и дух оригинальных семинаров, вместе с темодновременно реорганизуя и выстраивая материал так, чтобы его стало прощепонять в письменной форме. Большинство книг в быстро развивающихся областях к моменту напечатанияустаревает лет на пять-десять. Большей части материалов этой книги околотрех лет. Сейчас на продвинутых НЛП-семинарах преподается много других,более новых субмодальных техник, и Ричард продолжает их разрабатывать. Один из основных принципов НЛП состоит в том, что порядок илипоследовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияетна их значение. Порядок глав в этой книге тщательно продуман. Посколькубольшая часть материала последующих глав предполагает, что у вас естьинформация и опыт, предъявленные в предыдущих главах, -- ваше пониманиебудет много полнее, если вы прочтете их по порядку. Другой основополагающий принцип НЛП заключается в том, что слова естьлишь неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело -- прочесть о забивании гвоздяв доску. Совсем другой опыт -- почувствовать молоток в своей руке и услышатьудовлетворяющее "чпок", когда гвоздь входит в кусок мягкой сосны. Еще одинопыт, однако, -- почувствовать дрожание и вихляние молотка и увидеть, каксгибается гвоздь, когда вы слышите "бэннь", сообщающее вам о незаметномсучке. Паттерны в этой книге -- это инструменты. Как любые инструменты, ихнужно использовать, чтобы понять полностью, -- и практиковаться в ихиспользовании, чтобы делать это с надежной эффективностью. Вы можете быстропролистать эту книгу, если хотите лишь получить представление о том, что вней написано. Но если вы действительно хотите уметь пользоваться этойинформацией -- непременно опробуйте ее на собственном опыте и с другимилюдьми; или ваше знание будет лишь "академическим". КОННИРА АНДРЕАС, СТИВ АНДРЕАС Апрель 1985 КТО ЗА РУЛЕМ? Нейро-Лингвистическое Программирование -- это слова, которые я изобрел,чтобы избежать необходимости специализироваться в той или иной области. Вколледже я был одним из тех людей, которые не могут решиться на что-либоодно, -- и решил продолжать в том же духе. В числе прочего НЛП представляетсобой способ наблюдать человеческое обучение. Хотя куча психологов исоциальных работников используют НЛП, чтобы делать то, что они называют"терапией", я считаю более правильным описывать НЛП как образовательныйпроцесс. По сути, мы разрабатываем способы научить людей пользоваться ихсобственными мозгами. Большинство людей не пользуется собственными мозгами активно ипродуманно. Ваш мозг похож на автомат без кнопки "выкл.". Если вы не займетеего каким-нибудь делом, он просто будет жужжать и жужжать, пока ему ненадоест. Если вы поместите человека в камеру сенсорной депривации, гдеотсутствуют внешние стимулы, -- он начнет генерировать внутренние. Если вашмозг слоняется без дела из угла в угол -- он наверняка начнет делатьчто-нибудь, и ему, похоже, все равно, что именно. Вам, может быть, не всеравно -- но не ему. Например, случалось ли вам когда-нибудь просто бродить взад-вперед,обдумывая собственные дела, или похрапывать -- как вдруг ваш мозгвысвечивает такую картинку, что вы накладываете в штаны от страха? Скольчасто люди просыпаются среди ночи от того, что только что вновь пережилиэкстатически приятный опыт? Если у вас был неудачный день, то потом ваш мозгпокажет вам яркие повторы -- снова и снова без конца. Мало того, что у васбыл плохой день; вы можете загубить весь вечер -- а, возможно, еще и частьследующей недели. Большинство людей на этом не останавливается. Сколь многие из васдумают о неприятных вещах, случившихся давным-давно? Как будто бы ваш мозгговорит:"Давай еще раз! У нас еще час до обеда, давай подумаем о чем-нибудьпо-настоящему мрачном. Может быть, нам удастся разозлиться по этому поводуна три года позже, чем стоило бы". Вы слышали о "незавершенном действии"?Оно завершено; вам просто не понравилось, что из этого вышло. Я хочу, чтобы вы узнали, как вы можете научиться изменять собственныйопыт и получать какую-то власть над тем, что происходит в вашем мозгу.Большинство людей являются рабами собственных мозгов. Они как будтоприкованы к заднему сиденью автобуса -- а за рулем кто-то другой. Я хочу,чтобы вы научились управлять собственным автобусом. Если вы не укажетесвоему мозгу примерное направление, он будет либо ехать, куда глаза глядят-- сам по себе, -- либо другие люди найдут способы управиться с ним за вас;а они могут не всегда иметь в виду ваши сокровенные интересы. Даже есливсегда -- они могут их неверно понять! НЛП представляет собой возможность изучить субъективность -- нечтоужасное, как мне говорили в школе. Мне говорили, что истинная наукарассматривает вещи объективно. Однако я заметил, что больше всего на меня,похоже, влияет мой субъективный опыт, и мне хотелось знать что-нибудь о том,как он устроен и как он влияет на других людей. На этом семинаре я собираюсьпоиграть с вами в кое-какие умственные игры, потому что мозг -- моя любимаяигрушка. Скольким из вас хотелось бы иметь "фотографическую память"? И скольмногие из вас снова и снова живо вспоминают неприятные переживания прошлого?Это определенно делает жизнь немного сочнее. Если вы идете смотреть фильмужасов, и возвращаетесь домой, и садитесь -- акт усаживания будет стремитьсявернуть вас прямо в кресло кинотеатра. Сколь многие из вас испытывали этопереживание? И вы заявляете, что у вас отсутствует фотографическая память!Она у вас уже есть; вы просто не используете ее направленным образом. Есливы способны демонстрировать фотографическую память, когда дело касаетсявоспоминания прошлых неприятностей -- то, похоже, было бы хорошо, если бы вымогли намеренно использовать часть этой способности для более полезныхпереживаний. Сколь многие из вас когда-либо думали о чем-то, чего еще даже непроизошло, -- и заранее плохо себя из-за этого чувствовали? Зачем ждать? Стем же успехом можно начать расстраиваться сейчас, верно? А потом, в концеконцов, этого в действительности не происходит. Но вы не упустиливозможности это пережить, не так ли? Эта способность может также работать по-другому. Некоторые из вас лучшепроводят отпуск до того, как отправляются в отпуск в действительности -- апотом, приехав, заполучают разочарование. Разочарование требуетсоответствующего планирования. Вы думали когда-нибудь о том, на какоеколичество хлопот вам нужно пойти, чтобы разочароваться? Для этого вы должныдействительно тщательно все спланировать. Чем больше планирования, тембольше разочарования. Некоторые идут в кино, а потом говорят:"Ну, это простоне столь хорошо, как я думал, что это будет". Это вызывает во мне вопрос:если у него в голове крутился такой хороший фильм, зачем он пошел в кино? Кчему идти, сидеть в помещении с влажным полом и неудобными стульями, чтобыпосмотреть фильм и потом сказать:"У меня даже нет сценария, но в собственнойголове я могу это сделать лучше". Такого типа вещи происходят, если вы позволяете своему мозгу работатькак попало. Люди больше времени тратят на обучение пользованию кухоннойпечью, чем собственными мозгами. Особый акцент на целенаправленномиспользовании вашего мышления иными способами, чем вы уже это делаете, --отсутствует. От вас ожидается, что вы "будете сами собой" -- как будто у васесть выбор. Здесь вы в тупике, поверьте мне. Я полагаю, можно было быстереть электрошоком все ваши воспоминания, а потом превратить вас в кого-тодругого -- но результаты, которые я видел, были не очень соблазнительными.Пока мы не найдем что-то вроде машины для вычищения мозгов -- я думаю, вам,видимо, придется ограничиться собой. И это не так плохо, поскольку вы можетенаучиться пользоваться своим мозгом более функциональными способами. В этоми состоит НЛП. Когда я только начал преподавать, у некоторых возникло такоевпечатление, что НЛП поможет людям программировать мышление других людей,чтобы контролировать их и сделать их менее людьми. Они, похоже, считали, чтопреднамеренное изменение человека каким-то образом уменьшит человечностьэтого человека. Большинство людей очень даже хотят преднамеренно изменитьсебя антибиотиками и косметикой -- но поведение считается чем-то другим. Яникогда не понимал, как изменение кого-либо и делание его более счастливымпревращает его в менее человеческое существо. Но я действительно замечал,сколь многие люди очень компетентно доставляют своим мужьям, или женам, илидетям -- или даже абсолютно незнакомым людям -- неприятные переживания,просто "оставаясь самими собой". Иногда я спрашиваю людей:"Зачем бытьнастоящим собой, когда можно быть чем-то действительно стоящим?" Я хочупознакомить вас с некоторыми из бесчисленных возможностей научения иизменения, доступных вам в том случае, если вы начнете использовать своймозг преднамеренно. Было время, когда кинопродюсеры делали фильмы, в которых компьютерысобирались взять власть в свои руки. Люди начали думать о компьютерах не какоб инструментах, а как о вещах, заменивших людей. Но если вы видели домашниекомпьютеры, то знаете, что их программы решают задачи типа наведения порядкав вашей чековой книжке! Эта операция на домашнем компьютере занимает раз вшесть больше времени, чем если делать это обычным образом. Вы не толькодолжны записать счета в чековую книжку; потом вы должны прийти домой иввести их в компьютер. Вот что превращает домашние компьютеры в садовыесажалки -- то, куда вы вставляете цветы. Пока игрушка новая, вы сыграете внесколько игр и через некоторое время запрете ее в чулан. Когда заходятдрузья, которых вы давно не видели, вы вытаскиваете ее обратно, чтобы онимогли поиграть в игры, которые вам надоели. Вообще-то это не то, чтопредставляет собой компьютер. Но тривиальные способы, какими люди используюткомпьютеры, очень похожи на тривиальные способы, какими люди используют своисобственные мозги. Я постоянно слышу, как люди говорят, что лет около пяти обучениепрекращается, -- но у меня нет доказательств, что это правда. Остановитесь иподумайте об этом. Между пятью годами от роду и до сего момента сколькимабсолютно бесполезным вещам вы научились -- не говоря уже о полезных?Человеческие существа обладают поразительной способностью учиться. Я убежден-- и собираюсь убедить вас, одним способом или другим, -- что вы по-прежнемуобучающиеся машины. Хорошая сторона этого состоит в том, что вы можетеобучаться быстро и в совершенстве; плохая -- в том, что вы можете учитьсявсякой дряни с точно той же легкостью, как и полезным вещам. Сколь многих из вас преследуют навязчивости? Вы говорите себе:"Хотел быя суметь выкинуть это из своей головы". Но не удивительно ли в первуюочередь то, что вы это в свою голову заполучили! Мозги и впрямьфеноменальны. Они заставляют вас делать абсолютно поразительные вещи.Проблема с мозгами не в том, что они не могут учиться -- как нам слишком ужчасто говорят. Проблема с мозгами в том, что они учатся слишком быстро ислишком хорошо. Например, подумайте о фобии. Это поразительная вещь --умение не забыть обязательно перепугаться при виде паука. Вам никогда ненайти фобика, глядящего на паука со словами:"О черт! Я забыл испугаться".Есть на белом свете несколько вещей, которыми вы хотели бы овладеть с такимже совершенством? Наличие фобии -- это колоссальное достижение в научении,если подумать о ней таким образом. И если вы исследуете личностную историю,то часто обнаруживаете, что это было научение с одной попытки: человекупотребовался лишь один мгновенный опыт, чтобы научиться чему-то таккачественно, чтобы запомнить это на всю оставшуюся жизнь. Скольким из вас читали про Павлова, и его собак, и колокольчик, и всетакое? И у скольких из вас прямо сейчас выделяется слюна? Им требовалосьповесить на собаку сбрую, и звенеть колокольчиком, и без конца кормить ее --чтобы обучить этой реакции. Все, что вы сделали, -- это прочитали об этом иу вас та же реакция, что была у собаки. Это пустяк -- но это показательтого, сколь быстро может обучаться ваш мозг. Вы умеете учиться быстрее, чемлюбой компьютер. О чем нам нужно знать больше -- это о субъективном опытенаучения, так чтобы вы могли управлять своим обучением и лучшеконтролировать собственный опыт и то, чему вы учитесь. Вам знаком феномен "нашей песни"? Во время, которое вы провели с кем-тоочень значимым, у вас была любимая песня, которую вы слушали постоянно.Теперь всякий раз, когда вы слышите эту песню, вы думаете об этом человеке ивновь испытываете те приятные чувства. Это работает точно, как Павлов ислюноотделение. Большинство людей понятия не имеют о том, сколь простосвязывать таким образом переживания или сколь быстро вы можете этогодобиться, если делать это систематически. Однажды я видел, как терапевт за один сеанс сделал агорафобика. Он былмилый, благонамеренный человек, любящий своих пациентов. У нет были годыклинической подготовки -- но не было ни малейшего представления о том, чтоон делает. Его клиент пришел с конкретной фобией высоты. Терапевт предложилэтому парню закрыть глаза и подумать о высоте. А-а-п -- парень краснеет иначинает дрожать. "Теперь подумай о чем-то, что тебя ободрит". Ф-ф-у-у.Теперь подумай о высоте. А-а-п. "Теперь подумай о том, как ты спокойноведешь машину". Ф-ф-у-у. "Теперь подумай о высоте". А-а-п. Этот парень кончил фобическими ощущениями по поводу почти всего в жизни-- что часто называют агорафобией. То, что сделал терапевт, было блестяще --в некотором смысле. Он изменил ощущения своего клиента путем связыванияпереживаний. Вот только сделанный им выбор ощущения, подлежащегогенерализации, в мои представления о наилучшем выборе не вписывается. Онпривязал панические эмоции этого человека ко всем тем контекстам его жизни,которые производили ободряющий эффект. Вы можете использовать в точностиэтот же процесс, чтобы взять приятное ощущение и генерализовать его таким жеобразом. Если бы этот терапевт понимал процесс, который использовал, то могбы обернуть его на сто восемьдесят градусов. Я видел, как то же самое происходит в супружеской терапии. Женаначинает жаловаться на какой-нибудь поступок мужа, и терапевтговорит:"Смотрите на своего мужа, говоря это. Вам нужно находиться в глазномконтакте". Это свяжет все те неприятные эмоции с видом мужниного лица -- такчто всякий раз, глядя на него, она будет их испытывать. Вирджиния Сатир применяет в семейной терапии тот же процесс, ноповорачивает его в обратную сторону. Она расспрашивает пару о важнейшихмоментах первых дней их ухаживаний, и когда они зарумянятся -- тогда оназаставляет их смотреть друг на друга. Она может сказать что-нибудь вроде:"Ия хочу, чтобы вы осознали, что это тот же самый человек, в которого вы былитак глубоко влюблены десять лет назад". Это связывает с лицом супругасовершенно другое чувство, обычно куда более полезное. Одна пара, пришедшая на встречу со мной, какое-то время была на терапииу кого-то другого, но они все еще воевали. Раньше они постоянно воевали дома-- но когда они пришли ко мне, это происходило только в офисе терапевта.Возможно, терапевт сказал что-то вроде:"Теперь я хочу, чтобы вы приберегливсе свои схватки для наших совместных сеансов, чтобы я мог наблюдать, как выэто делаете". Я хотел понять, с чем были сопряжены ссоры -- с терапевтом или с егоофисом, поэтому провел с ними эксперимент. Я выяснил, что если они приходятв офис терапевта в его отсутствие, то не спорят; но если он проводит сеанс уних дома -- спорят. Так что я просто сказал им, чтобы они больше невстречались с этим терапевтом. Это было простое решение, которое уберегло ихот больших расходов и множества неприятностей. Один из моих клиентов не мог разозлиться, потому что он бы тут же жуткоиспугался. Можно было сказать, что у него была фобия злости. Оказалось, чтокогда он был ребенком, то всякий раз, когда он злился, его родителиприходили в ярость -- и его испуг длился до середины следующей недели; такчто эти два ощущения связались друг с другом. Он вырос и пятнадцать лет жилотдельно от родителей -- но продолжал реагировать таким образом. В мир личностного изменения я пришел из мира математики и информатики.Компьютерщики обычно не хотят, чтобы что-либо в их окружении имелокакое-либо отношение к людям. Они относятся к этому, как к "пачканию рук".Им нравится работать с блестящими компьютерами и носить белые лабораторныекуртки. Но я обнаружил, что нет лучшей модели того, каким образом работаетмой мозг -- особенно в смысле ограничений, -- чем компьютер. Попыткизаставить компьютер что-то сделать -- неважно, сколь это "что-то" просто --очень похожи на попытки заставить что-то сделать человека. Большинство из вас видели компьютерные игры. Даже простейшие из нихпрограммировать достаточно трудно, потому что приходится пользоваться темиочень ограниченными механизмами общения, которыми снабжена машина. Когда выпоручаете ей сделать нечто, что она в состоянии сделать, -- ваша инструкциядолжна быть организована в точности таким образом, чтобы информацию можнобыло обработать так, чтобы компьютер мог выполнить задачу. Мозги, как икомпьютеры, не относятся к типу "чего изволите?". Они делают в точности то,что им сказано делать, -- а не то, чего вы от них хотите. Потом вы злитесьна них потому, что они не делают того, что вы имели в виду им приказать!Одна из задач программирования называется моделированием -- чем я изанимаюсь. Задача моделирования -- заставить компьютер делать нечто, чтоможет делать человек. Как заставить машину что-либо оценивать, решитьматематическую задачу, включить или выключить свет в нужное время?Человеческие существа могут включать и выключать свет или решать задачи поматематике. Некоторые делают это хорошо, другие иногда хорошо, а некоторыевообще не делают этого хорошо. Моделирующий пытается взять лучшую модельспособа, каким человек выполняет задачу, и сделать ее доступной для машины.Меня не касается, действительно ли эта модель есть то, как люди решаютзадачу. Моделирующие не обязаны иметь в своем распоряжении истину. Все, чтонам нужно иметь в своем распоряжении, -- это нечто работающее. Мы -- люди,создающие поваренные книги. Мы не хотим знать, почему это есть шоколадноепирожное; мы хотим знать, что в него положить, чтобы оно правильнополучилось. Знание одного рецепта не означает, что нет множества другихспособов его приготовить. Мы хотим знать, как шаг за шагом прийти отингредиентов к шоколадному пирожному. Еще мы хотим знать, как взятьшоколадное пирожное и дойти обратно до ингредиентов, когда кто-то не хочет,чтобы у нас был рецепт. Такого рода дробление информации -- задача специалиста по информатике.Самая интересная информация, какую вы можете получить, это знание осубъективности другого человеческого существа. Если некто умеет делатьнечто, то мы хотим промоделировать это поведение -- и наши модели будутмоделями субъективного опыта. "Что она делает внутри своей головы такого,чему я могу научиться?" Я не могу мгновенно заполучить годы ее опыта иобретенное в результате мастерство, но я могу быстро получить некуюценнейшую информацию о структуре того, что она делает. Когда я впервые начал моделировать, казалось логичным выяснить, что ужеизвестно психологии о том, как люди думают. Но, заглянув в психологию, яоткрыл, что эта область состоит преимущественно из огромного количестваописаний того, как дисгармоничны люди. Было несколько смутных описаний того,что значит быть "цельной личностью", или "актуализированной", или"интегрированной" -- но в основном там были описания различных типовчеловеческой дисгармоничности. Нынешний "Диагностический и Статистический Справочник III", применяемыйпсихиатрами и психологами, содержит более 450 страниц описаний того, каклюди могут быть дисгармоничны, -- но ни единой страницы, описывающейздоровье. Шизофрения -- очень престижный способ быть дисгармоничным;кататония -- очень спокойный способ. Хотя истерический паралич был оченьпопулярен во время первой мировой войны, сейчас он не в моде; его толькослучайно можно обнаружить у очень малообразованных иммигрантов, которые неидут в ногу со временем. Вы счастливчик, если можете найти его сейчас. Запоследние семь лет я видел лишь пять случаев -- и два из них я сделал сам спомощью гипноза. В настоящий момент "пограничное состояние" -- оченьпопулярный способ быть дисгармоничным. Это значит, что вы недостаточно псих,но также и недостаточно нормальны -- как будто не каждый таков! Раньше, впятидесятых, после "Трех лиц Евы", у множественных личностей их всегда былотри. Но с тех пор, как прошла "Сибилла", у которой было семнадцатьличностей, мы видим больше множественных -- и у всех больше трех. Если вы думаете, что я придираюсь к психологам, -- то ли еще будет.Видите ли, мы все в сфере компьютерного программирования такие сдвинутые,что можем привязаться к кому угодно. Любой, кто посидит перед компьютеромдвадцать четыре часа в сутки, пытаясь свести опыт к нулям и единицам, стольдалек от мира нормальных человеческих переживаний, что я могу говорить оком-то "псих" -- и это цветочки. Давным-давно я решил, что, поскольку я не смог найти никого столь жесдвинутого, сколь я сам, люди не должны быть на самом деле дисгармоничны.Что я заметил с тех пор -- так это, что люди превосходно устроены. Мне можетне нравиться то, что они делают, или им это может не нравиться -- но ониспособны проделывать это систематически, снова и снова. Они недисгармоничны; они просто делают нечто отличное от того, что нам -- или им-- хочется, чтобы происходило. Если вы создаете действительно живые образы в своем мозгу -- особенноесли вы можете создавать их вовне - вы можете научиться быть гражданскиминженером или психотиком. Один зарабатывает больше, чем другой, но ему нетак интересно. В том, что делают люди, есть структура; и если вы можетеуяснить эту структуру, то можете понять, как ее изменить. Можно еще подуматьо контекстах, в которых замечательно было бы иметь эту структуру. Подумайтеоб оттягивании со дня на день. Что если бы вы использовали этот навык, чтобыотложить на потом неприятное переживание, когда вас кто-то оскорбляет? "О, язнаю, что должен сейчас плохо себя почувствовать; сделаю это позже". Чтоесли бы вы оттянули акт поедания шоколадного пирожного и мороженого навечно-- у вас просто руки так и не дошли до них. Однако большинство людей так не думают. Подлежащая основа большей частипсихологии -- это:"В чем проблема?" После того как психолог нашел проблеменазвание, он хочет узнать, когда вы сломались и что вас сломало. Тогда ондумает, что знает, почему вы сломаны. Если вы предположите, что некто сломан, то следующая задача --выяснить, можно ли его починить. Психологов никогда особо не интересовало,как вы сломались или как вы продолжаете поддерживать состояние сломанности. Другая трудность с большей частью психологии состоит в том, что онаизучает сломанных людей, чтобы понять, как их починить. Это похоже наисследование всех машин на свалке с целью понять, как заставить машины лучшеездить. Если вы изучите кучу шизофреников, вы можете узнать, как получаетсядействительно хорошая шизофрения, -- но вы не узнаете о том, чего у них неполучается. Обучая персонал психиатрической больницы, я предложил, чтобы ониизучали своих шизофреников лишь столько времени, сколько нужно, чтобыпонять, чего те не в состоянии делать. После этого они должны изучитьнормальных людей, чтобы понять, как последние делают эти вещи, -- так чтобысуметь научить этому шизофреников. Например, у одной женщины была следующая проблема: если она что-нибудьсебе придумывала, то несколькими минутами позже не могла отличить этого отвоспоминания о чем-то, происшедшем в действительности. Когда она виделавнутреннюю картину, у нее не было способа различить, было ли это нечтодействительно ею виденное -- или же то, что она вообразила. Это сбивало ее столку и пугало сильнее любого фильма ужасов. Я предложил ей, придумываякартины, обводить их черной рамкой -- чтобы, когда она потом их вспомнит,они отличались бы от других. Она попробовала, и это прекрасно сработало --за исключением тех картин, что она придумала до того, как я дал ей совет.Однако это было хорошее начало. Как только я сказал ей, что именно сделать,-- она смогла сделать это идеально. И тем не менее история ее болезни быладюймов в шесть толщиной и содержала двенадцать лет психологического анализаи описаний того, как она дисгармонична. Они искали "глубокий скрытыйвнутренний смысл". Они слишком долго изучали поэзию и литературу. Изменение-- штука куда более простая, если вы знаете, что делать. Большинство психологов думают, что общаться с сумасшедшими трудно. Этоотчасти верно, но отчасти это еще и результат того, что они с сумасшедшимиделают. Если некто ведет себя немного странно -- его удаляют с воли,накачивают транквилизаторами и помещают в закрытые бараки вместе с ещетридцатью другими. За ним наблюдают 72 часа и говорят:"Черт! Он странно себяведет". Ну, уж из нас-то никто, конечно, не повел бы себя странно. Сколькие из вас прочли статью "Нормальные люди в безумных местах"?Социолог предложил группе здоровых, счастливых, готовых к выпуску студентовпоступить в психиатрические больницы -- ради эксперимента. У всех былидиагностированы серьезные проблемы. Большинство из них выбиралось обратно сколоссальными трудностями, поскольку персонал считал, что желание выбратьсябыло проявлением их болезни. И вы говорите о "Ловушке-22"! Пациентысознавали, что эти студенты не были сумасшедшими; персонал -- нет. Несколько лет назад, когда я присматривался к различным методамизменения, большинство людей считали, что психологи и психиатры -- этоэксперты по личностному изменению. Мне казалось, что многие из них являютсобой куда лучшие примеры психозов и неврозов. Вы когда-нибудь видели их?Как насчет инфантильной либидинозной реакции-формации? Любой, кто можетговорить на этом языке, не имеет права называть других людей психами. Многие психологи считают, что кататоники -- действительно тяжелыйслучай, потому что их невозможно заставить общаться с вами. Они просто сидятв одной и той же позиции, даже не двигаясь, до тех пор, пока их кто-нибудьне сдвинет. На самом деле заставить кататоника общаться с вами очень легко.Все, что нужно сделать, -- это треснуть его молотком по руке. Когда выподнимете молоток, чтобы треснуть еще раз, -- он отдернет руку и скажет:"Неделайте этого со мной!" Это не значит, что он "вылечился", но теперь он втом состоянии, в котором вы можете с ним общаться. Это начало. Как-то раз я попросил местных психиатров прислать ко мне странныхклиентов, с которыми у них возникали трудности. Я обнаружил, что сдействительно странными клиентами работать проще -- в конечном счете. Ясчитаю, что проще работать с отъявленным шизофреником, чем заставить"нормального" человека бросить курить, если он этого не хочет. Кажется, чтопсихотики непредсказуемы, что они беспорядочно впрыгивают в свое безумие ивыпрыгивают из него. Однако -- как и все остальное в человеческом поведении-- психоз имеет упорядоченную структуру. Даже шизофреник не проснется в одинпрекрасный день маниакально-депрессивным психотиком. Если вы изучили, какработает эта структура, то можете впрыгивать его туда и обратно. Если выдостаточно хорошо ее изучили, то можете даже сами это проделывать. Если выкогда-нибудь захотите получить комнату в переполненной гостинице -- нетспособа эффективнее психотического припадка. Однако советую вам суметь выйтииз припадка обратно, иначе комната, которую вы получите, будет обитавойлоком. Я всегда считал самым полезным подходом к психозу подход Джона Розена:войти в реальность психотика и потом испортить ее ему. Существует множествоспособов, какими это можно делать, и не все они очевидны. Например, у менябыл один парень, который слышал из электрических розеток голос, заставлявшийего делать разные вещи. Я вычислил, что, если я сделаю его галлюцинацииреальностью, -- он больше не будет шизофреником. Поэтому я спрятал динамик врозетку в своей приемной. Когда он вошел в комнату, розеткасказала:"Привет". Парень обернулся, посмотрел на нее и сказал:"Ты звучишьпо-другому". "Я новый голос. Ты думал, есть только один?" "Откуда ты взялся?" "Не твое дело". Это заставило его сдвинуться. Поскольку он обязан был повиноваться, яиспользовал этот новый голос, чтобы давать ему инструкции, в которых оннуждался для изменения своего поведения. Беря реальность в свои руки,большинство людей реагируют на нее. Когда я беру реальность в руки, я ееискажаю! Я не верю, что люди дисгармоничны. Они просто обучены делать то,что делают. Многое из того, чему обучены люди, весьма удивительно; и честноговоря, вне психиатрических больниц я встречаю такое гораздо чаще, чемвнутри. Большая часть человеческого опыта не относится к реальности -- онотносится к разделяемой реальности. Есть люди, которые приходят к моейдвери, дают мне комичные религиозные книжки и говорят, что через две неделибудет конец света. Они говорят с ангелами, они говорят с Богом - но их несчитают сумасшедшими. Но если человека поймают говорящим с ангелом водиночку -- его называют безумцем, забирают в психбольницу и до отказаначиняют лекарствами. Когда вы придумываете новую реальность -- убедитесьлучше, что у вас найдется несколько друзей, которые ее разделят; иначе у васмогут быть большие неприятности. Это одна из причин, по которым я преподаюНЛП. Я хочу иметь хоть несколько человек, разделяющих эту реальность, чтобыменя не забрали люди в белых халатах. У физиков тоже есть разделяемая реальность. За этим исключением, нетакая уж на самом деле большая разница -- быть физиком или шизофреником.Физики тоже говорят о вещах, которых нельзя увидеть. Сколькие из вас виделиатом, не говоря уже об элементарной частице? Есть отличие: физики обычнонемного более опытны в обращении со своими галлюцинациями, которые ониназывают "моделями" или "теориями". Когда одна из их галлюцинацийоказывается под угрозой из-за новых данных, физики изъявляют чуточку большежелания отказаться от своих старых идей. Большинство из вас учили модель атома, согласно которой существуетядро, сделанное из протонов и нейтронов, и элементы, летающие вокруг,подобно маленьким планетам. Еще в 20-х годах Нильс Бор получил за этоописание Нобелевскую премию. В течение более 50 лет эта модель была основойколоссального количества открытий и изобретений -- типа пластика техногахайдовских стульев, на которых вы сидите. Довольно недавно физики решили, что Боровское описание атома неверно.Меня заинтересовало, собираются ли они отобрать его Нобелевскую премиюобратно; но потом я выяснил, что Бор умер и деньги уже потратил. На самомделе изумительно то, что все открытия, сделанные благодаря "неправильной"модели, по-прежнему при нас. Ногахайдовские стулья не исчезли с лица земли вмомент, когда физики изменили свое мнение. Физика обычно предлагается какочень "объективная" наука; но я замечаю, что физика меняется -- а миростается прежним. Так что должно быть в физике что-то субъективное. Эйнштейн был одним из моих детских героев. Он свел физику к тому, чтопсихологи называют "управляемым воображением", а Эйнштейн называл "мысленнымэкспериментом". Он зрительно представил себе, как бы это было -- прокатитьсяна конце светового луча. И люди говорят, что он был академичен и объективен!Одним из результатов этого конкретного мысленного эксперимента стала егознаменитая теория относительности. НЛП отличается только тем, что мы намеренно придумываем ложь, чтобыпопробовать понять субъективный опыт человеческого существа. Когда выизучаете субъективность, нет смысла пытаться быть объективным. Поэтомудавайте снизойдем до какого-нибудь субъективного опыта.

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ МОЗГОМ


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)