АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Просвещения

Читайте также:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  2. I. Идеализм и натурфилософия
  3. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  4. I. Экономический материализм как философия и наука
  5. II. Философия и жизнь
  6. II. Философия Шеллинга
  7. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. III. Философия и наука
  9. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  10. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. IX. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ МЕТАФИЗИКОЙ?
  12. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах раз­витие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк – родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвеще­ния–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его свето­носной силы, пронизывающей мглу и хаос. «Имей мужество мыслить самосто­ятельно!» – таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отста­лости, она вступила в период первоначального капиталистического накопле­ния. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

1688–Славная революция в Англии–1789–начало Французской революции. Просвещение зародилось в Англии, и было идеологической подготовкой французской революции.

В Англии разработаны проблемы личности(«теория разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе(уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.

Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье.

Пьер Бейль (1647-1706) – был аристократом и гугенотом. Пытался доказать, что все верующие(лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.

Жан Мелье (1664-1729) – обычный пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер(1694–1778) – публицист аристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!» (Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). «Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится» (Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии (Локк: сознание человека–“fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо(1712–1778) – происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства – частная собственность. Неравенство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчиняются). Тирания – высшая степень неравенства (диктатор обманывает и народ, и государство).

Кант

Иммануил Кант (1724 – 1804) - родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных направления философии Канта:

1. «Звездное небо надо мной» - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии.

2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие).

В философском развитии Канта различают 2 периода:

- «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

- «критический». 1770 г. – защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

«Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта.

«Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

«Критика способности суждения» 1790

Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума».

Задача ф-фии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.

Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии.

Мир, в принципе, непознаваем (тетрадь).

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Кант различает

- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт.

- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет двойственный характер.

- категории или «интеллектуальные синтезы»

- время и пространствокак априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами» и «способами действия», которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.

Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.

Формы чувственности – пространство и время

Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)

- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)

- качества (реальность, отрицание, ограничение).

- отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)

- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).

Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Цель ф-фии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный».

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.

Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Конкретный опыт предполагает определенную априорную основу опыта, «возможный опыт», который содержит чувственные элементы опыта и наделяет их определенными значениям, которые не происходят лишь из чувственных созерцаний. «Все наше познание начинается с опыта», но «познание не исходит из опыта». Познание имеет два источника: эмпирический и априорный.

Этика.

Должна заниматься вопросами:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. Теория долга: «ты можешь, ибо ты должен».

Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество.

Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Т.о. идеи Бога и бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует.

Разум теоретический – его анализ. это пропедевтика (от греч. «обучаю предварительно»)

Разум практический – воление, нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… на ничто на небе…».

Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля – способность определять себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы.

Законы природы – царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воля автономна. Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится в априорной структуре практического разума. Бог, бессмертие души – условия, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться свободным. Нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии.

Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы.

Основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных.

Согласно его формуле автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характера прямой зависимости. Отличие автономно мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства».

Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».

Нравственный закон – это закон внеэмпирический, т.е. мы знаем о нем априори.

Реальность свободы гарантируется тем, что она является условием морального закона.

Фридрих Гегель

 

1770- 1831 – кульминация немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника, закончил Тюбенгенский университет, был домашним учителем, затем – профессором Йенского университета, затем был ректором Берлинского университета.

Осн.работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исходный пункт философии Гегеля – тождество бытия и мышления. В этом тождестве сплавлена религия и опыт человеческой деятельности. У Бога – тоже сознание. Бытие не столь значимо, как сознание бога.

На основе объективного идеализма – дух и сознание вне человека – Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий в философии.

Впервые, Гегель представил весь природный, исторический и духовный миры в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии, и попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Он систематически изложил диалектическое миропонимание и соответствующее ему диалектический метод исследования. В идеалистической форме Гегель сформулировал категории и законы диалектики. Это категории качества, без чего объект не может существовать, и количества, которое безразлично к объекту до определённого предела. Он сформулировал понятие меры, как единства качества и количества.

Рассмотрел сущности и явления – отверг Кантовское противопоставление (непознаваемость). Сущность у Гегеля является, а явление – существенно (в нём каждый раз есть что-то от сущности). Он отверг Кантовский агностицизм. Сформулировал три закона диалектики:

1) з-н перехода количественных отношений в качественные: при изменении количественных отношений, нарушении меры, происходит переход в качественном отношении (вода существует в температурном пределе – от 0 до 100 градусов).

2) з-н отрицания: отрицание может быть голым – уничтожением, а может быть диалектическим – при нём нечто из отрицаемого сохраняется, и объект переходит в другое качество. Тут существует такая триада: тезис – утверждение чего-то, антитезис – отрицание этого состояния, синтез – отрицаемое содержание на новом витке воспроизводится в новом качестве.

3) з-н единства и борьбы противоположностей: единство и борьба противоположностей – причина развития. Это же присуще духу. В начале существует тождество – в нём потенциально содержится различие. Далее различие усиливается – возникает противоположность – противоположности взаимодействуют, борются – это ведёт к трём исходам: взаимное уничтожение, уничтожение одной из сторон, компромисс.

Исходя из диалектики сущности и явления, Гегель отверг Кантовское учение о вещи в себе. Он говорил, что в природе вещей нет преград для познания: «всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Гегель считал, что категории, т.е. высшие понятия – объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, т.е. абсолютная идея, абсолютный дух. Существуют три стадии развития абсолютного духа:

1) субъективный дух

2) объективный дух

3) абсолютный дух.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, а цель – в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит три этапа:

1) пребывание абсолютной идеи в собственном лоне – в стихии чистого мышления – это логика, в которой идея раскрывает своё содержание в системе категорий и законов диалектики.

2) развитие идеи в форме бытия природы.

3) развитие идеи в мышлении и истории человечества. – это история духа. На последнем этапе, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Всю мировую историю Гегель разделил на 3 эпохи:

1) Восточную

2) Античную

3) Германскую

Вся система философии Гегеля и каждая её часть строится в соответствии с законом отрицания отрицания, и имеет три раздела: логика, философия природы, философия духа.

Логика: учение о бытии, о сущности, о понятии.

Философия природы: механизм, химизм, организм.

Философия духа: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Содержание первых разделов – тезис, вторых разделов – антитезис, третьих разделов – синтез.

 

Логика предшествует истории и природе и творит их. Она делится на учения о бытии, сущности и понятии. Бытие и сущность представляют ступеньки, по которым понятие поднимается к всеобщности и полноте. В логике развитие идёт в форме абстрактных логических категорий. Чистая абстрактная мысль о бытии стремится получить своё содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а определённое бытие. Оно, на следующей ступеньке, выступает как нечто определённо сущее – или как качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества, что представляет собой меру. От бытия, как явления, происходит переход к глубоким внутренним закономерностям – т.е. к сущности. Здесь действует закон о взаимопроникновении к противоположности – их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие – соотношение противоположностей. Они – противоположности – соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречие – источник развития, а действительность – единство сущности и существования. Сущность – основание существования. Необходимость, с которой происх. развитие, осознаётся в понятии. Необходимость тем самым превращается в свободу. А свобода – осознанная необходимость.

Истина представляет собой совпадение мысли с объектом, что достигается в идее – единстве понятия и предмета.

 

Карл Маркс

 

1818 – 1883. Родился в городе Трир в семье адвоката. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Боннского, а потом – берлинского университета. Увлекался младогегельянством, был сотрудником газеты. Жил в Брюсселе, Лондоне – сблизился с Энгельсом.

Работы: «Экономика. Философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Тезисы о Феербахе», «Манифест компартии», «Критики полит. экономии», «Капитал» и ещё много работ.

Заслуга Маркса – создал философию диалектического и исторического материализма, как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философию марксизма связывают с политэкономией и научным социализмом.

Первый источник марксизма – немецкая классическая философия, потом английская политэкономии (Риккардо, Смитт), и французский утопический социализм.

Маркс совершил переворот по отношению к Гегелю. Он стал считать, что материя – не отблеск идей, а идеи – материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Диалектика стала считаться закономерностью материального мира а не мышления, как у Гегеля.

Маркс связал философию с интересами пролетариата – рабочего класса – отсюда поставил перед философией новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а стремиться преобразовать его. Надо преобразовать общество на основе сознательной революционной деятельности. Маркс распространил материализм на общество. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности – практики. Центральной идеей классического марксизма является материалистическое понимание истории.

Он даёт определение материалистического понимания истории. Материализм не стоит понимать вульгарно. Суть вот в чём: всё держится на понятии производственных отношений. Идеи производственных или эк. отношений – они не зависят от сознания – зависят от производительных сил и техники. Если есть опр. машины, станки, технологии – то и будет крестьянское хоз-во или фабрика и т.д.

Итог в соц. сознании:

1) понятие производственных отношений стало объективным источником идеи, духовного творчества и т.д.

2) производственные отношения позволили в обществе отделить более значительное от менее значительного. Более значительное и образовало производственные отношения. В этих отношениях была заметна правильность и повторяемость. Это позволило сформулировать понятие общественно-экономической формации как некой целостности, в которой существует базис – производственные отношения, над которым – надстройка (дух и т.д.). Формация – обобщение порядков различных стран. Основное значение понятия общества – социальное устройство государства.

3) установление зависимости всех общественных отношений от производственных, а последних – от производительных сил, позволило взглянуть на историю как на естественный исторический процесс развития и смены общественных формаций.

ФЕЙРБАХ

Немецкий философ

Главные труды: «Сущность христианства» (1841), «Основные положения философии будущего», «Лекции о сущности религии».

Ф. уделял много времени теологическим вопросам. Он не считал, что Бог обладает реальным существованием, он есть лишь проекция родовой человеческой сущности. Чем более совершенным представляется Бог, тем менее совершенным кажется человек самому себе. Этот процесс достигает завершения в христианстве. Ф. призывает к тому, что отчужденная человеческая сущность должна быть возвращена с небес самому человеку. Это не означает отказ от религии. Она остается, но становится религией человека. Человек должен стать Богом другому человеку. Божественность человека может проявиться лишь в «диалектике Я и Ты», выявляющей его родовую природу. Главным «родовым» отношением между людьми Ф. считал любовь между мужчиной и женщиной. Он придавал любви фундаментальное значение. Любовь, как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. «Истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей». Антропология Ф. стала переходным пунктом от спекулятивной метафизики первой трети XIX века к марксизму и философии жизни, наряду с позитивизмом второй половины XIX.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)