АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 6 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Мама ρ д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы мышления в совр. науке, М., 1964; Г о ρ­с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.

АНАЛИТИКА (от греч. αναλυτικός— аналитический, от άνάλυσις — разложение, расчленение), исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуж­дение принимает доказательный характер. В этом зна­чении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела логич. науки. В «Топике» и «Второй Аналити­ке» логика (или в широком смысле слова диалектика) выступает как учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А. ограничивается строгими силлогистич., т. е. доказательными, рассуж­дениями. У Канта смысл термина изменяется: А. есть часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом А. толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гно­сеология, анализ рассудочного познания.

• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А. С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с. 82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,

1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,

1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, Μ., 19762, гл. 5, § 8.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит философию к ана­лизу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в ка­честве единственно правомерного метода филос. иссле­дования и направлен на то, чтобы выявить действит. ситуации употребления языковых средств, порождаю­щие филос. проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич. характер, либо предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность философии как самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего рода разоблаче­ние и преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма в совр. философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд. представители и груп­пы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австра­лии.

Внутри А. ф. можно выделить два направления: логи­ческого анализа философию, к-рая в качестве средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую философию, отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, раз­личные умонастроения: в то время как философия ло-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23

гич. анализа считает себя философией науки и представ­ляет линию сциентизма в совр. бурж. философии, сто­ронники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л. культа науч. знания и отстаивают «естест­венное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и Мура как определ. метод разработки филос. проблематики в противопо­ложность спекулятивному системосозиданию, харак­терному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую роль в формировании исход­ных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат» Витгенштейна, оказавший значит, влияние на форми­рование логического позитивизма. Хотя последний и можно рассматривать как форму А. ф., сами его предс­тавители не считали анализ самоцелью, а использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н. унифициров, науке. Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые средства науки, обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.», вытесняющего тер­мин «неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма, с невозмож­ностью упразднить классич. филос. проблематику, осу­ществить всеохватывающий анализ «языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-идеологизировать» философию. Для А. ф. характерна тенденция, сохранив идею анализа как «антиметафи­зики», максимально освободиться от к.-л. содержат, предпосылок филос. характера, в т. ч. от гносеологич. постулатов раннего неопозитивизма (напр., принципа верификации), рассматривать анализ как чистую тех­нику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определ. концепциями знания. Тем самым совр. А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как филосо­фии, подмене филос. исследования логико-лингвис-тич., логико-семантич. анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам филос. характе­ра. При этом для совр. А. ф. характерно стремление сочетать анализ с идеалистич. филос. концепциями, которые традиционно считались антитезой неопозити­визма.

• Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. фило­софии, Тб., 1960; Геллнер Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М., 1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; К о з л о в а М. С., Философия и язык, М., 1972; Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. фило­софия, М., 1978, гл. 2; P a p A., Elements of analytic philosophy, Ν. Υ., 1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕ­НИЯ, разделение суждений (утверждений, предло­жений) в зависимости от способа установления их ис­тинности; аналитическими наз. такие суждения, ис­тинность к-рых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов, элементарных высказываний), син­тетическими наз. такие, истинность к-рых обосновы­вается посредством обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.

Разделение на А. и с. с. намечается уже у Лейбни­ца, различавшего «истины разума» и «истины факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную формулировку этого разделе­ния и сами термины «А. и с. с.» дал Кант по отношению к суждениям с субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80). Синтетич. суждения, по Канту, могут быть как апостериорными, так и ап­риорными (см. Апостериори и априори). Противопоста­вив свою позицию Канту, логич. позитивисты отож-

АНАЛИТИЧЕСКИЕ

дествили класс синтетич. истин с классом эмпирич. «предложений наблюдения», а аналитические истолкова­ли на основе конвенционально устанавливаемых пра­вил языка (не содержащих знания о мире).

В совр. логике и методологии науки, использующих идеи логич. семантики, аналитичность понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных семантич. правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыко-вым факторам. При этом аналитичность связана с ис­ходными предпосылками рассмотрения мира, постули­руемого семантикой данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики данно­го языка нового знания, порождённого освоением внеш. информации о мире. Т. о., различение аналитичности и синтетичности фиксирует реальную методологич. проблему — выделение исходных оснований построе­ния языков науки и той эмпирич. информации, к-рая в них используется.

* Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; К а р н a n Р., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Ш в ы ρ ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.

АНАЛОГИЯ (греч. αναλογία — соответствие, сходство), 1) сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в к.-л. свойствах. При умозаключении по А. знание, по­лученное из рассмотрения к.-л. объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее дос­тупный для исследования, менее наглядный и т. п.) в к.-л. смысле объект. По отношению к конкретным объектам заключения, получаемые по А., носят, как правило, лишь правдоподобный характер; они являются одним из источников науч. гипотез, индуктивных рас­суждений (см. Индукция) и играют важную роль в науч. открытиях. Если же выводы по А. относятся к абст­рактным объектам, то они при определ. условиях (в частности, при установлении между ними отношений изоморфизма или гомоморфизма; см. Изоморфизм и го­моморфизм) могут давать и достоверные заключения. См. также Моделирование.

2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов католич. схоластики, полу­чил особое развитие в неосхоластике (Пшивара и др.); обосновывает возможность познания — путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное различие их природ.

АНАМНЕСИС (греч. άνάμνησις — припоминание), тер­мин платоновской философии, обозначающий состоя­ние человеч. души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоми­нания — сверхчувств, идеи — образцы того, что в чувств, мире выступает только в виде подобий. Учение об А. опирается на орфико-пифагорейское представле­ние о бессмертии души (псюхе) и объясняет возможность правильного представления (άλη&είς δοξαι), к-рое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания развита Платоном в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне»(72е—76е), привлекается в «Федре» (250 b-d).

• H u b е г С. Е., Anamnesis bei Plato, Münch., 1964; E b e r t T h., Plato's theory of Recollection Reconsidered, «Man and World», 1973, p. 163—81.

АНАРХИЗМ (от греч. αναρχία — безначалие, безвлас­тие), мелкобурж. общественно-политич. течение, про­возглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политич., экономич. и духов­ной власти. Основой анархистского мировоззрения яв­ляется бурж. индивидуализм, субъективизм и волюн­таризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— выворо­ченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анар­хизма» (ПСС, т. 5, с. 377). Характерным для А. явля­ется: враждебное отношение ко всем разновидностям гос. власти (в т. ч. пролетарской), защита мелкой част­ной собственности, мелкого землепользования, непо­нимание роли крупного произ-ва, отказ от всех легаль-

ных форм политич. борьбы и проповедь тактики «пря­мого действия», «пропаганды фактом», требование не­медленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич. строя, отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его гос-ва в построении социализма. Будущий строй А. пред­ставляет в виде федерации производств, ассоциаций, коммун, к-рая якобы только одна может гарантиро­вать политич. и экономич. свободу личности.

А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отд. фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стои­ков, в христ. движении 9 в. (Армения), в идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах философов-просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц. революции. Впервые сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ, писатель У. Годвин.

Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Теоретич. обоснова­ние А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудо-на, М. А. Бакунина, утопич. мелкобурж. теории к-рых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 19 в. А. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, к-рый для обоснования доктрины А. использовал позитивист­скую философию и данные естествознания. После ко­роткого подъёма в 1872—79 А. входит в полосу кризи­са, к-рый выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или бурж. республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич. тактикой вождей 2-го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й мировой войны анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции (Кро­поткин, Г. Эрве, Ж. Грав и др.).

В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с. 15). Нек-рое оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905—07. Большое значение в идейном разгроме А. имели работы Ленина, вскрывше­го порочность анархистских теоретич. положений и практики. Οκτ. революция 1917 показала всю несостоя­тельность А., к-рый выродился в антисоциалистич., контрреволюц. течение, нередко — в прямой банди­тизм («махновщина»).

Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционно­му» А. Он лишь ревизовал осн. положения его твор­цов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (сво­бодному, вольному) обществу. Идеологию совр. А. ха­рактеризует враждебное отношение как к бурж., так и к социалистич. формам гос-ва, частично воспринимае­мое нек-рыми левоэкстремистскими группами. Но попыт­ки преодолеть перманентное противоречие между тео­рией и приложением её к формам человеческого обще­жития, а также выработать организац. основы либер-тарного движения не увенчались успехом. А. сохра­няется в ряде стран Зап. Европы и Америки (федера­ции, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобрита­нии и нек-рых др. странах), но влияние его все более утрачивается.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; е г о ж е, Кон­спект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за работой, там же; Ленин В.И., А. и социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; Π л е х а н о в Г. В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е, А. исоциализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах А., М., 1974; Корноухов Ε. Μ., Борьба партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о-m i n С о l o m е г Е., Historia del anarquismo espanol, v. 1—2, Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2, P., 1975; The anarchist reader, ed. by G. Wood­cock, N. Υ., 1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P 1979; Reinventing anarchy: what are anarchists thinking these days?, L., 1979. Е. В. Старостин.

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — дух, душа), тер­мин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, к-рый считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникнове­ния религии, созданной «дикарём-философом» в резуль­тате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. В соответствии с характерным для архаич. ве­рований антропоморфизмом (наделение явлений окру­жающего мира свойствами человека), духи персонифи­цировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей, способностью вредить людям (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности — дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), жи­вого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, оду­шевлённого и неодушевлённого (ср. обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за владельцем). Анимистич. представления — элемент всякой религии. См. также Дух, Душа. АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, орга­низации, от греч. ά — отрицат. частица и νομός — за­кон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социаль­ной системы, в к-рой они действуют, и означает: 1) со­стояние общества, при к-ром для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и само­разрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) от­сутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без чувст­ва солидарности с конкретной группой; 3) несоответст­вие, разрыв между универсальными целями и ожида­ниями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, к-рый рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленно­го», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это об­щество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, ли­шённых богатства, власти, высокого престижа, неиз­бежно оказываются в конфликте с социальными норма­ми или расценивают свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую очередь, рассматрива­ется как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий. В социологии преступности, откло-

АНОМИЯ 25

няющегося поведения и массовых движении эмпириче­ски изучаются такие противоречивые элементы сознания аномич. личности, как чувство беспомощности, изоля­ции, пустоты, безответственность и отсутствие мораль­ной цели, с одной стороны, а с другой — авторитаризм, этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление мно­жества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

• Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ, 1912; Социология преступности, пер. с англ., М., 1966; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.), 1957; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y., 1964; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiolo-

gical dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965, v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. Υ., 1971.

АНСEЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия,— 21.4.1109, Кентербери, Англия), тео­лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уве­ровать, но верую, дабы уразуметь». В противополож­ность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил т. н. онтологич. доказательство бога, выводя­щее его бытие из самого понятия бога как всесовершен-ной сущности, необходимо включающей бытийствен-ность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к не­посредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В полеми­ке об универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич. рационализм А. проявил­ся в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воп-лощения бога в человеке.

• Opera omnia, v. 1—5, Edin.— Roma, 1946—51; Monologion, lateinisch-deutsche Ausg. v. F. Schmitt, Stuttg.— Bad, 1964.

• История философии, т. 1, M., 1940, с. 425—30; B a r t h K., Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes..., Münch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd l, Münch., 1957.

АНТАГОНИЗМ (от греч. άνταγώνισμα — спор, борьба), одна из форм противоречий, характеризующаяся ост­рой непримиримой борьбой враждующих сил, тенден­ций. Термин «А.» в значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра и зла), в филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В та­ком же значении он применяется в биологии, матема­тике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в рабовладельч., феод., капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к со­циализму, показал, что А. разрешаются путём классо­вой борьбы, формы и содержание к-рой определяются конкретно-историч. условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения являются «... последней антагонистической формой обществен­ного процесса производства...» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчёр­кивал, что «антагонизм и противоречие совсем не од­но и то же. Первое исчезнет, второе останется при со­циализме» (Ленинский сб. XI, 1929, с. 357). См. так­же Противоречие.

«АНТИ-ДЮРИНГ», название, под к-рым вошло в исто­рию классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в нау­ке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мел­кобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма — диалек­тич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. «Здесь разобраны величай­шие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержатель­ная и поучительная книга» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 2, с. И, прим.).

Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоре-тич., но и прямой политич. необходимостью. В 1875

АНСЕЛЬМ

Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь вульгарного материализма, по­зитивизма и идеализма, выступил с собств. разновид­ностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только что объединившейся с.-д. партии Германии. При таких об­стоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счёл своим парт, долгом дать бой но­воявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Разнообразие воп­росов, о к-рых рассуждал в своих сочинениях Дюринг, дало Энгельсу возможность, наряду с обстоят, крити­кой взглядов Дюринга, развить в положит, форме марк­систские взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Эн­гельс начал работать над ним в сер. 1876. В рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, написал Маркс. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде боль­шой серии статей в центр, органе с.-д. партии газ. «Vorwärts». После введения в 1878 исключит, закона против социалистов книга в Германии была запрещена.

Соответственно трём составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трёх осн. отделов: «Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является борьба за последоват. диалектич. ма­териализм. «Либо последовательный до конца материа­лизм, либо ложь и путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а ж д о м параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).

Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает законо­мерность смены осн. периодов в истории филосо­фии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.— идеалистич. диалектика классич. нем. фи­лософии — материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создало науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, для вы­работки таким путём учения о прибавочной стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — ма­териалистич. пониманию истории и теории прибавоч­ной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с тем здесь показано, как развитие ес­тествознания и развитие классовой борьбы обусловли­вают развитие философии (гл. 1).

В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы мате­риализма и диалектики, а также материалистич. пони­мания истории. С самого начала он формулирует по-следовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам человек — продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются меж­ду собой. Мышление есть отражение бытия. Даже ак­сиомы и понятия математики абстрагированы из дейст-вит. мира (гл. 3). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс. истина осу­ществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит в его материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время суть осн. формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и дви­жение без материи. Движение есть способ сущест­вования материи. Движение поэтому так же несотво-римо и неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Раз­личные формы движения (механическое, физическое, химическое, биологическое) являются предметом изу­чения различных наук (гл. 6—7). Все науки можно раз­делить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого

мышления — формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, про­водит глубокую аналогию между соотношением формаль­ной логики и диалектики и соотношением элементар­ной и высшей математики. Но диалектика — это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, че­ловеческого общества и мышления (гл. 13). Осн. зако­ны диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12—13). С точки зрения материалистич. диалекти­ки Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10), соотношение свободы и необходимости (гл. 11).

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет политич. экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и поли­тич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. револю­ции и революц. роль насилия при смене старого общест­ва новым (гл. 2—4). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, ка­питала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. 5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассмат­риваются нек-рые проблемы истории политэкономии.

В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теории науч. социализма, показывает, что науч. социализм является теоретич. выражением пролет. движения и ха­рактеризует будущее, коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание ис­тории, вскрывает осн. противоречие капитализма — про­тиворечие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организа­цией произ-ва на каждом предприятии и анархией произ-ва во всём обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит своё разре­шение в пролет. революции. Пролетариат берёт власть в свои руки и превращает средства произ-ва в об­ществ. собственность. Анархия в произ-ве заменяется планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно уско­ряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в произ­водит. труде. Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противопо­ложность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и от­мирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди стано­вятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.

«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в работах В. И. Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг, 1878; Цюрих, 1886; Штутгарт, 1894).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)