АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНСТИТУТИВНЫЙ 273

Читайте также:
  1. I. Стиль социальной науки
  2. XVIII. ТЕОРИЯ НАУКИ
  3. А) Рационализм против эмпиризма
  4. Иммануил Кант о свободе и времени
  5. Клеточное ядро.
  6. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269
  7. Миф как семологическая система.
  8. О СВЯЗИ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РАССУДКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РАЗУМА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ СПОСОБНОСТЬЮ СУЖДЕНИЯ
  9. ПОЗНАНИЕ - ЭТО ПРИПОМИНАНИЕ
  10. Понятие недействительной сделки
  11. ПРАВОВОЙ ФОРМЫ И РЕШЕНИЯ
  12. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ 543 8 страница

понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как идеалы, организующие и на­правляющие силы, регулятивные принципы этого про­цесса, выражая его устремлённость к окончат., абсо­лютной, предельной завершённости, т. е. символизи­руя высшие цели познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич. реализации высших, предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь речь идёт не о вос­приятии-овладении предзаданным (природой), не о под­чинении и приспособлении, а о творении иного, сверх­природного миропорядка, в нек-ром смысле несораз­мерного природе. В сфере морали идеалы обретают конститутивное применение.

• см. к ст. И. Кант.

КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуи­ционистская логика; 2) ветвь логики, в к-рой изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструк­тивных объектах и процессах (см. Конструктивное на­правление) и строится соответств. семантика. В К. л. отвергается исключённого третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому ┐┐ А влечёт А для любого суждения А; ┐есть знак отрицания). От интуиционистской логики, также отвергающей названные логич. положения, К. л. отли­чает использование при задании смысла логических операций понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности сформулированный А. А. Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л. конструктивный процесс не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.

КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в матема­тике и логике, подход в основаниях этих наук, при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими рассуждениями об этих объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконеч­ности. Конструктивными наз. объекты, являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из др. знаков), относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция отождествления), либо сложными (но обязательно конечными) знаковы­ми конструкциями, возникающими в результате к.-л. конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном счёте на оперировании с элементарными конструктивными объ­ектами и протекающий по чётким правилам дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов [примерами объектов, возникающих в конст­руктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л. алфавите, конечные таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо исчислениями как системами порождающих пра­вил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким процессам допускает абстракцию потенциальной осу­ществимости (позволяющую, напр., рассуждать о фор­мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угод­но сложных формальных логич. выводах), но не абст­ракцию актуальной бесконечности. Это приводит к фи­нитной установке (см. Финитизм), состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств всех натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич. плане подоб­ная установка влечёт отказ от применения исключённо­го третьего принципа к бесконечным совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания (позволяющего умозаключать от опровер­жения допущения о несуществовании нек-рого объекта к утверждению о его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич. (теорети-

КОНСТРУКТИВНАЯ

ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и логикой, реализуемой в системах «искусств. интеллекта».

Конструктивные процессы и соответств. им конструк­тивистские тенденции неотделимы от истории матема­тики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает складываться в первые десяти­летия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильбер­та и появлением интуиционизма (с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после возникновения совр. теории эффективной вычислимо­сти (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х гг. в СССР сложилась оригинальная форма К. и., соз­данная А. А. Марковым и развитая его учениками (Н. А. Шанин и др.). См. также Конструктивная логи­ка.

• M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН СССР, т. 42); его ж е, О логике конструк­тивной математики, М., 1972; Шанин Η. Α., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р. Л., Рекурсивный математич. анализ, М., 1970, с. 7—76.

КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был сек­ретарём Сен-Симона, затем — экзаменатором и репе­титором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К., излагающие основы философии позитивизма, отно­сятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер. под назв. «Курс положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию меж­ду эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о при­чине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущно­сти, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. раз­вил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяю­щих в конечном счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления объясняются па основе религ. представлений; вторая, метафизич., стадия заме­няет сверхъестеств. факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — крити­ческая, разрушительная, она подготовляет послед­нюю — позитивную, или науч., стадию, на к-рой воз­никает наука об обществе, содействующая его рацио­нальной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого

обществ. строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ. развития. Значит. место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по степени уменьшения их абстракт­ности и увеличения сложности.

Осн. соч. К. второго периода — «Система позитивной политики» («Systeme de politique positive...», v. l—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мис­тицизма. В качестве «социальной физики» социология должна, по К., обосновывать науч. политику, прими­ряя принципы «порядка» и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология высту­пает как «позитивная мораль», относящаяся не к инди­виду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой «религии человечества», подробно изображая её культ и катехизис. Социологич. и политич. идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., т. 33, с. 138 и т. 39, с. 326—27). Позитивист­ские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр. благодаря изложе­нию их в соч. Э. Литтре, Дж. С. Милляи Г. Спенсера.

• Du pouvoir spirituel, P., 1978; в рус. пер.— Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910—13.

• Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 57—74; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99—141; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, L., 18662; Levy-

В г u h l L., La Philosophie d'A. Comte, P., 1900; 0 s t w a l d W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; O o u h i e r H., La Jeunesse d'A. Comte et, la formation du positivisrae, v. l—3, P., 1933—41; L а с r o i χ J., La sociologic d'A. Comte, P., 1956; S t e i n h a u e r M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisen­heim am Glan, 1966.

КОНТЕКСТ (от лат. contextus — сцепление, соедине­ние, связь), относительно законченный по смыслу отры­вок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отд. входя­щего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и методологии науки К. понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в целом.

КОНТИНУУМ (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый π математике, естествознании и философии. В математике под К. понимаются беско­нечные множества, количественно эквивалентные мно­жеству действит. чисел. Мощность, или кардинальное число, таких множеств, по гипотезе создателя теории множеств Г. Кантора, непосредственно следует за кар­динальным числом счётного множества, т. е. множества, эквивалентного множеству всех натуральных чисел. П. Коэну (США) удалось доказать независимость кон­тинуум-гипотезы от остальных аксиом теории множеств, хотя проблема установления истинности или ложности гипотезы остаётся открытой. При геометрич. интерпре­тации действит. чисел К. может быть представлен с помощью точек числовой прямой (или оси абсцисс). Поскольку множество всех точек любого отрезка такой прямой эквивалентно множеству всех действит. чисел, К. можно интуитивно представить в виде любого отрез­ка или непрерывной линии поверхности.

В физике под К. понимается идеализированная мо­дель единого физич. пространства-времени. Она полу­чается путём отождествления точек геометрич. К. с точ­ками физич. пространства-времени и определения на гео­метрич. К. метрич. отношений и функциональных связей посредством мысленного воспроизведения дви­жений твёрдых тел (в классич. механике) или световых сигналов (в теории относительности). В соответствии с представлениями общей теории относительности метрич. структура пространственно-временного К. де­терминируется распределением плотности вещества и излучения во Вселенной. Континуальная модель физич. пространства-времени — результат становле­ния и развития классич. математики и классич. (не­квантовой) физики.

Понятие К. как одно из уточнений категории непре­рывности имеет важные методологич. функции. Напр., Лейбниц считал, что непрерывность обладает онтоло­гия, статусом («природа не делает скачков») и выступает необходимым условием истинности законов природы. В рамках диалектико-материалистич. исследований понятие К. используется для анализа принципа при­чинности, соотношения части и целого, прерывного н непрерывного, конечного и бесконечного и др. • Коэн П. Д ж., Теория множеств и континуум-гипотеза, пер. с англ., М., 1969; Π а н ч е н к о А. И., К. и физика. (Фи-лос. аспекты), М., 1975.

КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и цен­ностей, оппозиционных господств. бурж. культуре. В 60—70-х гг. понятие К. получило специфич. трактов­ку как наименование идеологии «мятежных» социаль­ных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявле­ния К. выглядели как истерич. отрицание культуры, т. е. как антикультура, в целом К. этого периода отра­зила стихийный бунт мелкобурж. сознания против цен­ностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократич. варианта бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов ме­щанского материального благополучия, накопитель­ства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социаль­ного конформизма и т. п., а также против «абсолютист-

ских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового образа жизни». К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, к-рое бы от­крывало перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свобод­ных от диктата внеш. необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К. от­водит природе особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное начало, источ­ник естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной» пустыне как воплоще­нию искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека получает в К. внесоциальную трак­товку, а социально-политич. революция отвергается как «не отвечающая» условиям высокоразвитого капита­лизма, формирование свободного общества связывается в К. прежде всего со становлением «новой чувственно­сти», высвобождением подсознат. сил и влечений, раз­витием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истол­ковываемым в мистич. духе. Средства достижения по­ставленных целей — употребление наркотиков, ре-лиг. экстаз, неформальные связи между людьми, объе­динёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.

В К. 60—70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация обществ. отношений, свя­занная с фетишизацией науки и техники, бюрократи­зацией обществ. жизни, ростом отчуждённости инди­вида от общества, кризисом институтов социализации и нек-рыми др. явлениями, наиболее остро прочувство­ванными молодёжью из средних слоев. Вместе с тем К. явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой реальной практич. альтернативы господств. бурж. культуры. Нек-рые её элементы со временем сами становятся частью «культурного истэблишмента» и слу­жат средством манипулирования общественностью в ру­ках господств. класса.

• 3 а м о ш к и н Ю. Α., Μ ο т ρ о ш и л о в а Н. В., Нек-рые совр. тенденции в развитии сознания амер. «новых левых», в кн.: Историч. материализм как теория социального позна­ния и деятельности, М., 1972; Мельвиль А. Ю., «К.», ее эволюция и ее совр. критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Д а-выдов Ю. Η., Ρ о д н я н с к а я И. Б., Социология К. Кри-тич. анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections on the technocratic society and its youthful opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and transcendence in postindustrial society, Garden City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the breaking point, Boston, {1970]; D i с k s t e i n M., Gates of eden. American culture in the sixties, N. Υ., [1977].

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ, см. Социальный конт­роль.

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, регрессивный обществ. про­цесс, выступающий как прямая противоположность революции; представляет собой реакцию свергнутого (свергаемого) класса на социальную революцию и на­правлена на реставрацию или сохранение отжившего обществ. и гос. строя.

Поскольку господствующий класс никогда доброволь­но не отдаёт власти, постольку К. в той или иной форме неизбежно сопровождает всякую революцию. Са­мим своим развитием, отмечал К. Маркс, революция порождает К. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 7).

Иногда К. берёт верх и революция терпит поражение (Революция 1848—49 в Германии, Парижская Коммуна 1871, демократич. революция 1930-х гг. в Испании). Случается, что временная реставрация старых поряд­ков уже не может устранить глубоких преобразований, осуществлённых революцией (реставрация Стюартов в Англии в 17 в., победа термидорианской реакции, а затем и реставрация Бурбонов во Франции). Когда в итоге острой борьбы реакц. силы подвергаются разгро-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)