АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 9 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

В июне 1912 Л. переезжает в Краков, откуда было удобнее осуществлять руководство работой партии

в России. В работах этого времени («Критич. заметки по нац. вопросу», 1913; «О карикатуре на марксизм...», 1916, и др.) Л. развивает данное Марксом и Энгельсом решение нац. вопроса применительно к эпохе империа­лизма и назревавшего в Европе революц. кризиса. Од­новременно Л. пишет ряд произв., в к-рых разрабаты­вает вопросы истории обществ. мысли в связи с разви­тием освободит. движения. В ст. «Памяти Герцена» (1912) он выдвигает марксистскую концепцию развития рус. освободит. движения, указывая на три осн. его этапа (дворянский, буржуазно-демократический и про­летарский). В ст. «Историч. судьбы учения Карла Маркса» (март 1913) Л. даёт периодизацию истории марксизма, а в ст. «Три источника и три составных ча­сти марксизма·» (март 1913) анализирует историч. кор­ни марксистской теории, к-рая возникла «...как пря­мое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (там же, т. 23, с. 40).

В годы 1-й мировой войны Л. ведёт борьбу за объеди­нение интернационалистов всех стран, за создание Коммунистич. Интернационала.

Политич. борьба Ленина была тесно связана с тео­ретич. работой. В нояб. 1914 он закончил для Энцикло-педич. словаря Гранат ст. «Карл Маркс», в к-рой дана всесторонняя характеристика учения Маркса. На пер­вый план в теоретич. занятиях Л. выдвигается диалек­тика, её осн. категории, её история и отношение к прак­тике. Л. конспектирует «Науку логики» и параллельно первую часть «Энциклопедии филос. наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по филосо­фии истории», сочинения Фейербаха («Изложение, ана­лиз и критика философии Лейбница») и Лассаля («Фи­лософия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд др. книг по философии и естество­знанию. Эти конспекты и заметки составили содержа­ние восьми тетрадей, озаглавленных Л. «Тетрадки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой се­рии относится и написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские филос. конспекты, заметки 1914—15 (их изучение позволяет предположить, что Л. собирался написать спец. труд о диалектике) имеют огромное значение для развития марксистской философии, указывая пути «...диалек­тической обработки истории человеческой мыс­ли, науки и техники» (там же, т. 29, с. 131). Л. разраба­тывает материалистич. диалектику как единственно правильную теорию развития, к-рая формулирует «общие законы движения мира и мышле-ния» (там же, с. 156). Из них Л. особо выделяет закон единства и борьбы противоположностей — «сущность», «ядро» диалектики. В ленинских конспектах и фраг­ментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологич. и гно-сеологич. аспектов и категорий диалектики. Развивая осн. положения марксистской историко-филос. концеп­ции, Л. подчёркивает необходимость строгой истори­чности в оценке филос. учений прошлого, выдвигает важнейший принцип выявления как их гносеологи­ческих, так и социальных, классовых корней. Обоб­щающая характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике» (см. «Философские тетради»).

Работа Л. над проблемами философии имела большое значение для анализа империализма, для дальнейшего развития теории социалистич. революции. На основе анализа империализма в ряде работ 1915—16 и прежде всего в кн. «Империализм, как высшая стадия капита­лизма» Л. разработал учение о революц. ситуации, развил дальше марксистскую теорию революции. Ещё

ЛЕНИН 307

раньше (ст. «Марксизм и ревизионизм», 1908) Л., опро­вергая различные догмы 2-го Интернационала, пока­зал, что для осуществления пролет. революции вовсе не обязательна пролетаризация большинства населе­ния страны. В ст. «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (авг. 1915) он выдвинул положение, к-рое блестяще подтвердилось развитием мировой револю­ции: «Неравномерность экономического и политиче­ского развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма пер­воначально в немногих или даже в одной, отдельно взя­той, капиталистической стране» (там же, т. 26, с. 354). В работе «О карикатуре на марксизм и об "империали-стич. экономизме"» Л. писал: «Все нации придут к со­циализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность дик­татуры пролетариата, в тот или иной темп социали­стических преобразований разных сторон обществен­ной жизни» (там же, т. 30, с. 123).

Узнав о Февр. революции 1917, Л. сразу принима­ет меры для возвращения на родину. Он пишет для «Правды» пять «Писем из далека» (опубликовано тогда было только первое), в к-рых говорит о неизбежности перерастания бурж.-демократич. революции в социа­листическую и рассматривает вопросы пролет. гос. устройства.

3(16) апр. 1917 Л. приезжает в Петроград. В напи­санных на другой день «Апрельских тезисах» Л. про­возгласил курс на победу социалистич. революции, выдвинул идею республики Советов как гос. формы диктатуры пролетариата, наметил ряд политич. и эко-номич. преобразований, к-рые она должна осущест­вить. Л. указывает на материальные предпосылки социализма, созданные развитием капитализма («Грозя­щая катастрофа и как с ней бороться», сент. 1917, «Удер­жат ли большевики государственную власть?», сент.— окт. 1917, и др.), защищает от ревизионистских искаже-ний развивает марксистское учение о революции, о диктатуре пролетариата, о путях построения бесклас­сового общества и фазах его развития.

Значит. место в работах Л. накануне революции и после её победы занимает марксистская теория гос-ва, соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как гос. формы диктатуры пролетариата, опре­деление перспектив и условий отмирания гос-ва («Госу­дарство и революция»,1917, «Пролет. революция и ре­негат Каутский», 1918, «Тезисы и доклад о бурж. демократии и диктатуре пролетариата», март 1919, лекция «О гос-ве», июль 1919, и др.).

Л. был вождём Великой Окт. социалистич. револю­ции, ознаменовавшей собой новую эру в истории чело­вечества. В работах этого периода Л. раскрыл творч., созидат. характер социалистич. революции, определил её осн. задачи. С победой революции ленинская поли­тика партии большевиков, методологич. основанием к-рой является материалистич. диалектика, стала по­литикой Сов. гос-ва. «Наступил именно тот историче­ский момент,— писал Л.,— когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется прак­тикой, проверяется практикой» (там же, т. 35, с. 202).

Л. сформулировал основы внеш. политики социали­стич. гос-ва в период, «... когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государ­ства» (там же, т. 39, с. 197), и показал, что принцип лирного сосуществования является и будет основным в отношениях Сов. гос-ва с капиталистич. странами. Указывая па огромное революционизирующее влияние первого в мире социалистич. гос-ва, Л. вместе с тем ре­шительно отверг авантюристич. идею «подталкивания», «экспорта» революции.

ЛЕНИН

Разрабатывая основы экономич. политики Сов. гос-ва («Очередные задачи Сов. власти», апр. 1918; «О „левом" ребячестве и о мелкобуржуазности», май 1918, и др.), Л. видел в осуществлении всенар. учёта и контроля, в повышении производительности труда, организации соревнования необходимые условия перехода к плано­мерному социалистич. строительству, то «особое звено» в цепи историч. событий, ухватившись за к-рое можно «удержать всю цепь», осуществить социалистич. пре­образование России. Развивая теорию науч. коммуниз­ма, Л. указал на принцип демократич. централизма как основу хоз. строительства, социалистического государства.

По инициативе Л. в 1919 был основан Коммунистич. Интернационал. Обобщая опыт социалистич. революции в России, Венгрии и др. странах, он развил тезис о разнообразии форм перехода к социализму, разработал тактику единого рабочего фронта в борьбе против ка­питализма.

Большое внимание уделил Л. зародившимся уже в первые годы революции формам коммунистического труда, анализу к-рых посвящена его работа «Великий почин» (июнь 1919). Важнейшее значение имеет данное в этой работе определение классов.

Обобщая двухлетний опыт Сов. власти, анализируя и развивая понятие диктатуры пролетариата как со­циалистич. гос-ва переходного периода, рассматривая соотношение диктатуры и демократии и т. д., Л. ука­зывал на руководящую роль партии в системе дикта­туры пролетариата и на необходимость укрепления союза пролетариата с крестьянством, в к-ром он видел осн. условие победы социализма («О диктатуре проле­тариата», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», окт. 1919, и др.).

Л. выступил против возросшей в коммунистич. дви­жении опасности «левого» оппортунизма, раскрыл его мелкобурж. природу и сектантский характер, догма­тизм и субъективизм, незнание диалектики или неуме­ние применять её в политике пролет. партий («Детская болезнь "левизны" в коммунизме», апр.— май 1920), Разрабатывая основы стратегии и тактики междунар. движения в новых условиях, Л. указал на растущее значение революц. теории, к-рая «...не является дог­мой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (там же, т. 41, с. 7). В опы­те политич. борьбы большевистской партии Л. видел «образец тактики для всех».

Л. развил теорию социалистич. культуры, раскрыл реакционность попыток «пролеткульта» отгородить культуру пролетариата от лучших традиций общечело-веч. культуры. Определяя осн. задачи культурной ре­волюции, Л. показал, что строители коммунистич. об­щества должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историч. развитии («Задачи союзов молодежи», окт. 1920). В ряде работ Л. обосновал теорию коммунистического воспитания трудящихся, указав на необходимость расширять общественно-преобразующую деятельность масс как средство их развития. В работах «О профессиональных союзах...» (дек. 1920), «Еще раз о профсоюзах...» (янв. 1921) и др. Л. софистике и эклектицизму фракцио­неров, «формальной, схоластической» логике, с позиций к-рой они подходили к анализу действительности, про­тивопоставил логику «диалектическую».

При переходе к мирному строительству Л. разрабо­тал новую экономич. политику как единственно воз­можную в условиях преобладания мелкотоварного про-из-ва форму строительства социализма [«О прод. на­логе», апр. 1921; выступления на 10-м съезде, 9-й кон­ференции РКП (б) и др.].

В марте 1922 Л. написал для журн. «Под знаменем марксизма» ст. «О значении воинствующего материа­лизма», в к-рой дана программа деятельности комму­нистов на теоретич. фронте. Внимательное изучение

достижений естествознания, разоблачение бурж. фило­софии, сплошь и рядом спекулирующей на этих достиже­ниях, творч. изучение теоретич. наследия прошлого, всестороннее развитие диалектики, последоват. борьба с религией — вот важнейшие пункты этой программы. Л. обосновал необходимость союза философов-марк­систов с представителями совр. естествознания.

Обобщая опыт нац. строительства, Л. выдвинул идею создания СССР, разработал принципы построения единого многонац. социалистич. гос-ва как доброволь­ного союза суверенных наций. Л. внёс новый элемент в теорию социалистич. революции, указав на значение нац.-освободит. борьбы народов Востока для освобож­дения всех трудящихся.

Будучи уже больным, Л. продиктовал ряд докумен­тов («Письмо к съезду», «О придании законодат. функ­ций Госплану», «К вопросу о национальностях...»), в к-рых рассмотрел важнейшие вопросы внутр. полити­ки, предложил предпринять «...ряд перемен в нашем политическом строе» (там же, т. 45, с. 343), укрепить единство партии, усовершенствовать парт. и гос. аппа­рат. Особое значение Л. придавал правильной нац. политике, указывая на её значение не только для Сою­за Сов. Республик, но и для колон. и зависимых наро­дов.

К янв.— февр. 1923 относятся последние статьи Л.: «О кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Л. вновь обратил внимание коммунистов на вред догматич., педантского подхода к марксистской теории, призвал их глубже овладевать революц. диалектикой. Подчёркивая общие и специфич. черты социалистич. революции в России, Л. показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения бесклассо­вого общества.

Творч. развитие Л. диалектич. и историч. материа­лизма, дальнейшая разработка учения о материи, законов и категорий диалектики, проблем теории по­знания, закономерностей обществ. развития, филос. вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, науч. атеизма составило новый, ленинский этап в исто­рии марксистской философии.

Работа Л. в сфере философии неразрывно связана с развитием им и др. составных частей марксизма — политэкономии и науч. коммунизма, с его политич., революц. деятельностью. В творч. развитии марксиз­ма Л. видел необходимое условие действенности рево­люц. учения, ключ к теоретич. и практич. решению задач рабочего класса, коммунистич. партии, социали­стич. гос-ва.

* ПСС, т. 1—55. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; О 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ле­нина. Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979, М., 1979; Брежнев Л. И., О Ленине и ленинизме, М., 1981; В. И. Ле­нин. Биография, М., 19816; В. И. Ленин. Биографич. хроника, т 1—12—, М., 1970—82; Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1—5, М., 1968—69. Я. П. Коликов.

ЛЕНИНИЗМ, учение В. И. Ленина, гениального про­должателя революц. дела и учения К. Маркса и Ф. Эн­гельса, творчески развившего в новых историч. усло­виях все составные части марксизма — философию, по­литэкономию, науч. коммунизм; Л.— новый этап в раз­витии марксизма; Л. находит дальнейшее творч. раз­витие в теоретич. деятельности КПСС, всего мирового коммунистич. движения. Л.— это «...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи кру­шения колониализма и победы национально-освободи­тельных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммуни­стического общества» (К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, 1969, с. 5). См. Марк­сизм-ленинизм.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).И.1891, Троице-Сергиев посад, ныне За-

горск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл статьями о практич. по­литике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Во­сток, Россия и славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием Данилевского, харак­теризуются выделением трёх стадий циклич. развития— первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторич­ного «упрощения» и «смешения», что служит у Л. дополнит.

обоснованием идеала «красочной и многообраз­ной» росс. действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».

Мировоззрение Л. имело охранит, направленность. Предугадывая грядущие революц. потрясения и счи­тая одной из гл. опасностей бурж. либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополу­чия, Л. проповедовал в качестве организующего прин­ципа гос. и обществ. жизни «византизм» — твердую монархич. власть, строгую церковность, сохранение крест. общины, жёсткое сословно-иерархич. деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульм. странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политич. экс­пансии на Бл. Востоке как средства превращения России в новый историч. центр христ. мира Л. наде­ялся затормозить процесс «либерализации» России и уберечь её от революции.

• Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобио­графия, в кн.: Лит. наследство, т. 22—24, М., 1935.

• Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преоб­раженский П. Ф., А. Герцен и К. Л.,«Печать и револю­ция», 1922, кн. 2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum Mönchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision! di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.

ЛЕ ПЛЕ (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.4.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совер, Кальвадос,—5.4.1882, Париж), франц. социолог, экономист и горный инженер. В трак­товке социального развития сочетал идеи технологич. и географич. детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли религ. и морального авторитета — с другой.

Консервативные установки Л. П. получили выраже­ние в «социальной реформе» — программе социального переустройства путём укрепления патриархальных ин­ститутов, в частности традиционных форм семьи, воз­врата к архаич. законам о наследовании, препятст­вующим дроблению имуществ, и т. д. В качестве гл. фактора социального контроля он рассматривал семью, различая три её типа: патриархальную, нестабильную (совр. нуклеарную семью) и коренную (famille souche), где один из женатых сыновей остаётся в отцовской се­мье, а остальные получают определ. долю наследства. Понятие коренной семьи используется в совр. историч. демографии.

В историю социологии Л. П. вошёл своими эмпирич. исследованиями. Наиболее значит. его произв.— «Ев-роп. рабочие» («Les ouvriers europeens», 1855; v. 1—6, 1877—792) содержит результаты монографич. обследо­ваний неск. десятков рабочих семей: осн. объектом изучения были семейные бюджеты как выражение уровня и образа жизни. В работе развиты методы и техника контролируемого наблюдения, а изложенные в ней факты сохраняют значение для изучения положе­ния рабочего класса. Однако ограничение метода соци­альной науки монографич. описаниями отд. семей оставляло простор для произвольного подбора фактов с целью обоснования консерватизма Л. П.

Созданная Л. П. школа после его смерти расколо­лась на продолжавшую его реформаторские устремле­ния школу «социальной реформы» и более позитивист­ски настроенную школу «социальной науки» (по назва­ниям издававшихся ими журналов); им не удалось занять серьёзных позиций во франц. социологии. Во

ЛЕ ПЛЕ 309

Франции работы Л. П. оказали влияние на нек-рые на­правления в социологии (географии, детерминизм, технологии, детерминизм, католич. социология), ис­ториографии, лит-ре (П. Бурже и др.). Воздействие его концепций сказалось и в др. странах. В царской России, социальное устройство к-рой Л. П. высоко оценивал, его воззрения пропагандировал реакц. поли-тич. деятель и правовед К. П. Победоносцев.

• F. Le Play. 1806—1882; textes choisis par L. Boudin, P., 1947; в рус. пер.— Осн. конституция человеч. рода, М., 1897. * Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц., СПБ, 1895; Recueil d'etudes sociales publ. ä la memoire de F. Le Play, P., 1956.

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де-нисовка Полтавской губ.,—13(26). 11.1905, Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, слу­жил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр. языке, к-рое после доноса пришлось прекра­тить. С 1868 Л.—сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А. Некрасова. Был близок к народнич. кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л. примкнул к кружку Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в «Рус. мысли».

Сообразно изменению политич. взглядов Л.— от сочувствия революц. демократам и народовольцам че­рез либеральное народничество к бурж. либерализму — менялась его филос. позиция. В годы учёбы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и увлёкся позитивизмом как филосо­фией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним из гл. представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии Конта, Дж. С. Милля, Спенсера, через «критич. реализм» нео­кантианцев К. Геринга, А. Риля, Э. Лааса, Ф. Пауль-сена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 51). Л. пропагандиро­вал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения» в философии, отвергая все др. фи­лос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с материалистических позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв.

Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпи-рич. мировоззрением, образующим «понятие о мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией по­знавания», центр. понятием к-рой считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человече­ского и сверхчеловеческого "бытия"...» («Эмпириокри­тицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909, с. 9, 11). «Теория познавания» Л. — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по Л., «не более, как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их воспринимаю­щие и мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая её препятствием для развития мысли. Социологич. воз­зрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лав­рова и Михайловского.

«Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для эмпириокритич. ревизии фи­лософии марксизма.

Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма.

• Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.— Украинец); Этюды и очерки, СПБ, 1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.). • Ткачёв П. Н., О пользе философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же, Кладези мудрости росс. философов, там же; С о-л о в ь е в В л., Письмо к редактору. О заслуге В. В. Л. для филос. образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о в с к и и Я. Н., Материалы для исто­рии философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е в П., Памяти В. В. Л., «Современность», 1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против эмпириокритицизма в России, в кн.: История и методо-

ЛЕСЕВИЧ

логия естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв., Л., 1970, гл. 21, § 3; III к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М., 1980, с. 223—26, 275—82.

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Ка-менц, Саксония,— 15.2.1781, Брауншвейг), нем. фило­соф-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам просветит. рационализма, Л. соеди­нил их с новыми, более глубокими взглядами на при­роду, историю, иск-во, преодолев ограниченность воль-фианского рационализма в философии (см. Вольф), лю­теранской ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы реалистич. художеств. образа — вслед за Шефтсбери и др. мысли­телями 18 в., боровшимися с отвлечённостью аллего-рич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. даёт замечат. анализ сущности и средств словесного и изобразит. иск-в, положив нача­ло интенсивным размышлениям о природе различных иск-в («Критич. леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии» (Bd 1—2, 1767—69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эсте-тич. очерков, Л. доказывал соответствие драматургич. принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся нормативность по­добного хода мысли Л. шёл к углублённому постиже­нию художеств. произведений в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к но­вой трактовке художеств. символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И. Винкельманом (трактат Л. «Как представляли смерть древние» — «Wie die Alten den Tod gebildet», 1769). Наиболее значительными для Л.-мыслителя бы­ли последние годы его жизни. Не принимая филос. интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения, чувства, чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung des Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич. развития и поступат. движения человечества к совершенству.

• Gesammelte Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd 1—10, В.— Weimar, 19682; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 19042; Избр. про­изв., М., 1953.

• Меринг Ф., Легенда о Л., в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.— Л., 1934; Φ ρ и д л е н д е p Г., Л., М., 1957; Л. и современность. Сб. ст., Μ., 1981; Guthke K. S., Gotthold Ephraim Lessing, Stuttg., 19732 (библ.); S e i f e r t S., Lessing-Bibliographie, B.—Weimar, 1973; Hildebrandt D., Lessing, Münch.—W., 1979.

ЛИ -з а к о н (кит., букв.— принцип, закон, высший закон, закон природы, идеал, истина), термин кит. фи­лософии, одно из осн. понятий неоконфуцианства (записывается иным иероглифом, чем ли -этикет). В са­мом общем плане — определ. порядок, правила или система вещей, их мерило или стандарт. Впервые встре­чается у конфуцианца Мэн-Цзы в качестве принципа человеч. природы и у легиста Ханъ Фэя в значении особого закона вещей, в отличие от дао — обычного закона вещей. Сунские неоконфуцианцы (Чжан Цзай, Чжоу Дунъи, Чжу Си, бр. Чэн) видели в Л. высшее идеальное начало, в отличие от ци — материальной силы. Различия в интерпретации значения Л. и ци и их места в процессе образования Вселенной во многом определяют последующие направления кит. философии.

• Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 235—57.

ЛИ -э т и к е т (кит., букв.— приличие, сдержанность, культурность, этикет, церемония, обряд, ритуал), термин кит. философии, осн. понятие этики конфуци­анства (пишется иным иероглифом, чем ли -закон). Не имеет однозначного эквивалента в европ. языках. Первоначально означал обувь, надеваемую при совер­шении религ. обрядов, отсюда два исходных значения: установленные предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). В понимании Конфуция Л.— руково­дящий принцип, призванный устанавливать гармонич. отношения между людьми. Л. тесно связано с жэнь — человечностью, гуманностью; человек, лишённый жэнь,

не может обладать Л. и действовать в согласии с ним. Человек должен сдерживать себя с помощью Л., ибо только тогда не будет совершать неправильных по­ступков. Конфуций считал, что путь к совершенству начинается с поэзии, определяется Л. и завершается музыкой. Л. это также норма поведения в семье и гос-ве (отношения государя и подданных). Понятие Л. стало одним из определяющих принципов и норм пове­дения в Китае, вошло в нар. быт, культуру и массо­вое сознание вплоть до сер. 20 в.

• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 139—47, 153, 155; Алексеев В. М., Др.-кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; Fung Υ u - l a n, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, 146—56, 178—79; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princcton, 1963; P o l i t e l l a J., Taoism and Confucianism, Iowa City, 1067, p. 106—09.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат.liberaus — свободный), идей-но-политич. движение, объединяющее сторонников бур­жуазно-парламентского строя и бурж. «свобод» в эко­номич., политич. и др. сферах. Термин «Л.» вошёл в широкое употребление в 1-й пол. 19 в., когда в ряде зап.-европ. гос-в (Великобритания, Франция и др.) появились политич. партии «либералов», однако исто­ки Л. восходят к эпохе бурж. революций 17—18 вв. Идеология раннего Л. играла прогрессивную роль, т. к. в ней были сформулированы осн. принципы бурж. обществ. устройства, пришедшего на смену феод. обществу.

Идеи экономич. Л. высказывались ещё физиократа­ми, однако последовательно и всесторонне политико-экономич. концепция классич. Л. была разрабо­тана представителями англ. классич. политэконо­мии. Выступив с критикой феод. регламентации эко­номич. жизни, физиократы, а вслед за ними А. Смит, активно поддержали выдвинутый торг.-пром. круга­ми лозунг «laissez faire» (дословно «не мешайте действо­вать»), требовавший ликвидации цеховой регламента­ции, ограничений внеш. торговли и т. д. «Система естеств. свободы» Смита предполагала предоставление полного простора частной инициативе, освобождение экономич. деятельности из-под опеки гос-ва, обеспече­ние условий для свободного предпринимательства и торговли.

Идеологи Англ. бурж. революции 17 в. (Локк и др.) внесли существ. вклад в разработку и пропаганду идей бурж.-парламентского строя. Впоследствии мно­гие из этих идей, выдержанных в духе концепции «правового гос-ва» — конституционного правления, ос­нованного на разделении власти между исполнит. и за-конодат. органами, обеспечения осн. политич. прав граждан, включая свободу слова, печати, вероиспове­дания, проведения собраний и т. д.— вошли в идейно-политич. арсенал Л.

В 19 в. с утверждением бурж. обществ. строя в Л. постепенно стали нарастать апологетич. тенденции, из идейного наследия выбирались лишь те положения, к-рые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса. Вера просветителей в про­гресс, в торжество разума уступила место апологии бурж. здравого смысла; идеи нар. суверенитета и ра­венства были истолкованы применительно к производств.

отношениям капиталистич. общества как «ра­венство возможностей» агентов товарно-капиталистич. произ-ва. Л. выполнял функцию идеологич. обоснова­ния и закрепления в массовом сознании ценностных установок предпринимательского сознания. На про­тяжении 19 в. Л. отстаивал идею обществ. устройства, при к-ром регулирование социально-экономич. отно­шений осуществлялось бы спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». Единств. функцию гос-ва Л. усматривал в том, чтобы охранять собствен­ность граждан и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отд. производителями. Наиболь­шего расцвета Л. достиг в классич. стране пром. капи­тализма — Великобритании. Наряду с программой бурж. реформ, рассчитанных на создание благоприят-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)