АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ 25 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Как и этнич. самосознание в целом, Э. нельзя рас­сматривать в отрыве от истории и социально-экономич. состояния соотвотств. этносов. Межэтнич. установки зависят от степени интенсивности ц направленности культурных контактов, к-рые могут быть не только враждебными, но и дружественными. Межэтнич. гра­ницы далеко не всегда чётки и стабильны (терр. взаимо­проникновение этнич. сообществ; вариативность куль­турных и языковых характеристик; проблематичность этнич. принадлежности нек-рых членов этнич. общно-стей; взаимодействие, пересекающее границы этнич. общностей; историч. сдвиги в этнич. принадлежности и образе жизни). Процессы интернационализации куль­туры и обществ. жизни подрывают традиц. этноцент-рич. установки.

• Брмлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Мето­дологии, проблемы исследования этнич. культур. Материалы симпозиума, Ер., 1978; Кэмпбелл Д. Т., Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эво-люц. аспект, в кн.: Психология, механизмы регуляции социаль­ного поведения, М., 1979; А р т а н о в с к и й С. Н., Проб­лема Э., этнич. своеобразия культур и мсжэтнич. отношений в совр. зарубежной этнографии и социологии, в кн.: Актуаль­ные проблемы этнографии и совр. зарубежная наука. Л., 1979; Shibutani Т., К w a n К. М., Ethnic stratification. A comparative approach, N. Υ.— L., 1968; L e Vine R., Campbell D., Ethnocentrism: Theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior, N. Y., 1971; Differentiation between social groups. Studies in the social psychology of intergroup rela­tions, ed. by H. Tajfel, L., 1978.

ЭTOC (греч. ή ος — обычай, нрав, характер), термин др.-греч. философии, совокупность стабильных черт индивидуального характера. Свойственные античности представления о неизменности человеч. характера, о том, что присущий каждому человеку прирождённый нрав (Э.) определяет все его проявления, явились пред­посылкой антич. физиогномики и типологии характеров (напр., в «Нравств. характерах» Теофраста).

Древние греки, а затем и римляне приписывали опре-дел. Э. муз. ладам и стилям ораторской речи. Так, ора­тор Лисий считался непревзойденным мастером этопеи— изображения характера человека через стиль речи, вкладываемой ему в уста.

С Э. связано название этики, оформившейся в тру­дах Аристотеля как самостоят. филос. дисциплина — наука о нормах человеч. поведения.

• Süss W., Ethos. Studien zur älteren griechischen Rheto­rik. Lpn., 1910; Schmidt.1., Ethos. Beiträge zum antiken Wertempfinden, Lpz., 1941; Andersort W. D., Ethos and education in Greek music. The evidence ui poetry and philo­sophy, N, Camb., [Mass.], 1966.

ЭФИР (греч. αί ήρ— верхние слои воздуха), 1) тер­мин др.-греч. философии, один из элементов, т. н. пя­тая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). См. Квинтэссенция. 2) Э. м и p о в о й, с в е т о в о й Э., гипотетич. всепроникающая среда, к-рой приписы­валась роль переносчика света и вообще электромаг­нитных взаимодействий; представления об Э. господст­вовали в физике до появления спец. теории относитель­ности А. Эйнштейна.

ЭФФЕКТИВИЗМ, направление в филос. основаниях математики, ставившее своей задачей переосмысление «платонистской» концептуальной основы содержат. (канторовской) теории множеств с т. зр. принципов эмпиризма. Выдвинуто в кон. 19 — нач. 20 вв. в рабо­тах франц. математиков А. Пуанкаре, Э. Бореля, Р. Бэра, А. Лебега и др. Филос. значение Э. определя­лось его оппозицией к осн. абстракциям канторовского учения о бесконечном (актуальности, выбора, трансфи­нитной индукции и др.), в чём Э. явился предтечей интуиционизма и конструктивного направления. Не отказываясь от теоретико-множеств. методов мышле­ния вообще, Э. предложил программу параллельного исследования достигнутых с их помощью результатов. При этом он опирался только на «реалистические» (эф-фективистски приемлемые) абстракции как гносеоло­гически более ценные, поскольку они предполагают понятия об эффективных методах построения (порож­дения, вычислимости или индивидуальной определи-

мости) математич. объектов. В частности, эффективное построение основы арифметики (множества натураль­ных чисел) вполне обеспечивается абстракцией потен­циальной осуществимости операции сложения (прибав­ления единицы) и её предполагаемым однозначным смыслом, определяемым по индукции. Аналогично (не прибегая к абстракции актуальности бесконеч­ного) возможно эффективное введение понятия о транс­финитных ординалах (т. е. бесконечных порядковых числах) на основе эффективного понятия о росте функ­ций. Однако эффективное введение трансфинитов в це­лом или всех элементов континуума (числовой основы анализа) невозможно. Отсюда проистекает вопрос о конструктивном смысле теоретико-множеств. понятий и филос. аспект проблемы оснований, изученный Э.: как и в каких пределах непрерывное (континуум) можно отобразить дискретными средствами (арифметизиро-вать). С целью решения этих задач на основе теоретико-познават. установок Э. была создана дескриптивная теория множеств (функций), развитии к-рой в 20— 30-х гг. существенно связано с работами математиков моск, математич. школы, руководимой Н. И. Лузи­ным.

• Гейтинг А., Обзор исследований по основаниям мате­матики, М.— Л., 1936, § 2; Г л и в е н к о В. И., Кризис ос­нов математики на совр. этапе его развития, в кн.: Сб. статей по философии математики, М., 1936; Лузин H. H., Собр. соч., т. 2, М., 1958; Новиков II. С., Избр. тр., М., 1979, с. 96— 116; Вorel E., Lecons sur la theorie des functions, P., 19283.

 

 

ю

ЮДИН Павел Фёдорович [26.8(7.9).1899, с. Апраксино, ныне Горьковской обл.,—10.4.1968, Москва], сов. фи­лософ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953; чл.-корр. 1939). Чл. КПСС с 1918. Окончил Ин-т красной профессуры (1931), в 1932—38 директор этого ин-та, в 1938—44 директор Ин-та философии АН СССР; в 1937—47 директор Объединения гос. изд-в. Работал в аппарате ЦК КПСС. Гл. ред. журн. «Советская книга» (1946—53). В 1953 зам. верховного комиссара СССР в Германии. В 1953—59 посол СССР в КНР. Осн. тру­ды по проблемам диалектич. и историч. материализма, научного атеизма, теории научного коммунизма, исто­рии марксистской философии. Чл. ЦК КПСС в 1952—

1961. Деп. Верх. Совета СССР в 1950—58. Гос. пр. СССР (1943).

* Материалистич. и религ. мировоззрение, М., 1930; Марк­сизм-ленинизм о культуре н культурной революции, M., 1933; Кто такие «национал-социалисты?», Свердловск, 1942; Г. В. Плеханов, Л., 1943; От социализма к коммунизму, М.,

1962.

ЮЛИАН Флавий Клавдий (Flavins Claudius Julianus) (331, Константинополь,—26.6.363, Месопотамия, по­гребён в Тарсе), рим. император, племянник Констан­тина Великого, за обращение из христианства в языче­ство получил у церк. историков прозвище Отступник. Учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Либания, позднее стал учеником Эдесия и вошёл в круг последователей Ямвлиха — представителей пергамской школы неоплатонизма. В 355 был посвящён в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть «философом на троне», Ю. предпринял попытку возродить языч. по­литеизм в качестве новой гос. религии, избегая при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, Ю. считал необходимым создать иерар­хию жречества по типу христ. церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить её теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигае-

мый, мыслящий и чувственный, Ю. средоточием каж­дого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умо­постигаемого мира. Автор речей-гимнов, бесед, писем и др.

• Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. C. Hertlein, t.!—2, Lipsiae, 1875—76; Oeuvres completes, texte etabli et trad, par J. Bidez, v. 1—2, P., 1924—32; Письма, пер. Д. Е. Фурмана, «ВДИ», 1970, № 1-3.

* Аверинцев С. С., Император Ю. и становление «византинизма», в кн.; Традиции в истории культуры, М., 1978, с. 79—84; Bidez J., La vie de l'Empereur Julien, P., 1930.

ЮМ (Hume) Дайвид (26. 4. 1711, Эдинбург, Шотлан­дия, — 25. 8. 1776, там же), англ. философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал осн. принци­пы новоевроп. агностицизма; предшественник позити­визма. В 1739—40 опубликовал гл. соч. «Трактат о человеч. природе». В 1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в к-рой выразил претензии «но­вых» тори на роль лидеров блока двух партий англ. буржуазии. В 1763—66 на дипломатич. службе в Париже. Славу на родине Ю. принесли «Эссе» (1741) на обществ.-политич., морально-эстетич. и экономич. темы.

Теория познания Ю. сложилась в результате пере­работки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Ю. остав­лял теоретически открытым вопрос, существуют ли ма­териальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Ю. считал непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными — чувств. образы памяти («идеи») и впе­чатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и ду-

ЮМ 813

ха теоретически неразрешимой, он заменил её пробле­мой зависимости простых идей (т. е. чувственных об­разов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Ю. в кау­зальном характере процессов ассоциирования связан центр. пункт его гносеологии — учение о причинно­сти. Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей. Ю. решал её агности­чески: он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из неё невыводимо и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызываю­щий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии регу­лярного появления и следования во времени собы­тия Б после пространственно смежного с ним собы­тия А; эти факты принимаются за свидетельство необ­ходимого порождения данного следствия причиной; но это — ошибка, и она перерастает в устойчивую ас­социацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеж­дение в существовании причинности основано на вне-теоретич. вере, то в области наук о психич. явлени­ях каузальность бесспорна, ибо она действует как по­рождение идей впечатлениями и как механизм ассо­циирования. Согласно Ю., каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удаётся превратить в ветвь пси­хологии, что он и стремился осуществить в отношении гражд. истории, этики и религиоведения.

Отвергая свободу воли с позиций психич. детерми­низма и используя критику понятия субстанции, выд­винутую Беркли, Ю. выступил с критикой понятия ду­ховной субстанции. Личность, по Ю., есть «... связ­ка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику цер­кви и религ. веры, к-рой он противопоставлял привыч­ки обыденного сознания и расплывчатую «естеств. ре­лигию».

В основе этики Ю.— концепция неизменной человеч. природы. Человек, по Ю., — существо слабое, под­верженное ошибкам и капризам ассоциаций; образо­вание приносит ему не знания, но привычки. Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От это­го гедонистического принципа Ю. перешёл к утили­таризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечелове­ческой «симпатии», которое противопоставлял индиви­дуализму.

Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практич. целесообразности объекта.

В социологии Ю. был противником как феод.-аристо-кратич. идеи «власти от бога», так и бурж. договор­ных концепций происхождения гос-ва. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а по-литич. власть — из института воен. вождей, к-рым на­род «привык» подчиняться. Согласно Ю., степень за­конности власти зависит от продолжительности прав­ления и последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.

Под влиянием идей Ю. развивалось большинство по­зитивистских учений 19—20 вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистич. философии.

• The philosophical works, v. 1-2, L., 1898; Political dis-cources, Edin., 1752; The life of D. Hume, esquire, written by him­self, L., 1777; The letters of D. Hume, v. 1—2, Oxf., 1932; в рус.

ЮМОР

пер.—Сочинения, т. 1—2, М., 1065; Хатчесон Ф., Ю. Д., Смит А., Эстетика, М., 1973.

• Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; его ж е, Л. Фейербах и конец классич. нем. философии, там же т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т. 18; Виноградов Н. Д., Философия Д. Ю. ч. 1—2, М., [1905—И]; Нарский И. С., Философия Д.Ю. М., 1967; его же, Д. Ю., М., 1973; Kemp-Smith N. The philosophy of D. Hume, L., 1949; Mac N a h b G. С. D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951; L e-r о у A. - L., D. Hume, P., 1953; B a s s o n A. H., D. Hume, Harmondsworth, 1958; Z a b е е h F., Hume, precursor of mo­dern empiricism, The Hague, 1960; F o r b e s D., Hume's phi­losophical politics, Camb., 1975; Jessop T. E., A biblio­graphy of D. Hume and of Scottish philosophy from Francis Hu-tcheson to.lord Balfour, L., 1938. И. С. Нарский.

ЮМОР (англ. humour — причуда, нрав, настроение, от лат. humor — влага, жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеч. тела, определяющем четыре темперамента, или характе­ра), особый вид комического, переживание противоречиво­сти явлений, соединяющее серьёзное и смешное и харак­теризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания Ю., в отличие от иро­нии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему ду­шевному строю человека, выступает как свойство его ха­рактера.

Своеобразие Ю. связано с тем, что в противополож­ность др. формам комического, исходящим из интел­лектуально постигаемого несоответствия между пре­тензией явления и его действит. сущностью, сводя­щим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполага­ет умение увидеть возвышенное в ограниченном и ма­лом, значительное в смешном и несовершенном. Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтож­ное или смешное, то Ю., наоборот, раскрывает серьё­зность и значительность того, что кажется смешным. В истории эстетики неоднократно отмечался «субъек­тивный» характер Ю. в противоположность «объектив­ному» характеру др. форм комического. Действитель­но, в Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного ему (как в иронии, сатире, остроте и т. п.), но скорее отождествляет себя с ним. Внутр. участие в том, что представляет­ся смешным, — специфич. черта Ю. В нём нет той конвульсивной напряжённости отталкивания, к-рая ха­рактеризует др. виды смеха: внеш. выражением Ю. яв­ляется скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или амбивалентного хара­ктера: это не осмеяние, свойственное сатире, не ре-лятивистич. парение иронии, а примиряющая улыбка, часто улыбка «сквозь слезы» (Жан Поль Рихтер), выражающая внутр. принятие мира, несмотря на все его несовершенства.

Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно разработана в зстети-ке романтизма, прежде всего Жан Поль Рихтером, к-рый видел в Ю. специфически «романтич.» форму комического, выражающую контраст между бес­конечной идеей и конечным миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. — это возвышенное «наизнанку», он со­размеряет и связывает бесконечное с малым; в юморис-тич. смехе содержится и скорбь, и величие. Ю. универ­сален — это взгляд на мир в целом, а не отд. его явле­ния, и субъективен — это рефлексия субъекта, способ­ного поставить себя на место комич. объекта и прило­жить к себе мерку идеала.

Зольгер рассматривает Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в юморе. Шопен­гауэр видит источник Ю. в конфликте возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить одно через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. — впечатление намеренно смешного, через к-рое просвечивает серьёз­ное. Кьеркегор связывает Ю. с преодолением тра-

гического и переходом личности от «этической» к «религиозной» стадии: Ю. примиряет с «болью», от к-рой на этич. стадии пыталось абстрагироваться «отчаяние».

В эстетике Гегеля Ю. связывается с заключит. ста­дией художеств. развития (разложением последней, «романтич.» формы иск-ва). Характеризуя «субъектив­ный Ю.» как произвольную ассоциативную игру художеств.

фантазии, Гегель но существу отождествляет его с критикуемой им романтич. иронией и противо­поставляет ему «объективный Ю.» как внутр. движе­ние духа, всецело отдающегося своему предмету.

Гегельянец Ф. Т. Фишер, подчёркивая «примиряю­щую» функцию Ю., видит в нём «абсолютную» форму ко­мического. Для эстетики 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. характерно это гипостазирование Ю. как «эстетич. формы метафизического» (Ю. Банзен), как «самой глу­бокой» формы комического, приближающейся к траги­ческому (И. Фолькельт), или даже как единственно эстетической формы смешного (К. Грос и особенно Т. Липпс) и т. д.

В сов. эстетике Ю. рассматривается в его общест-венно-историч. обусловленности: вычленение Ю. из безличного древнейшего типа комического, становле­ние и развитие его в культуре нового времени начи­ная с эпохи Возрождения и т. д. (Μ. Μ. Бахтин, Л. Е. Пинский и др.).

* Π и н с к и й Л., Комедии и комическое начало у Шекс­пира, в кн.: Шекспировский сб. 1967, М., [1968]; R i с li­ter J. Р., Vorschule der Ästhetik, Hamli., 1804, S. 166—220; B a h n s e n J. F. A., Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1877; H ö f f d i n g H., Humor als Lebensgelülil, Lpz., 19302; G r o t j a h n M., Beyond laughter; humor and the subconsci­ous, N. Y., 1966; см. также литературу к ст. Комическое.

Ю. H. Попов

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,— 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направле­ний глубинной психологии — «аналитич. психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, раз­работал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907—12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трак­товка либидо как психич. энергии вообще, отрица­ние сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функцио­нирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wand­lungen und Symbole des Libido», 1912) Ю. исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. моти­вов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо инди­видуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечат­левшееся в структурах мозга. Содержание его сос­тавляет общечеловеч. первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика к-рых лежит в основе мифов, сим­волики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осоз­наются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Ин­теграция содержаний коллективного бессознательно­го — цель процесса становления личности (самореа­лизации, индивидуации). Осн. задача психотерапии — восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. рав­новесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о

психике как некой безличной субстанции и т. п., гра­ничащими с оккультизмом.

Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921, рус. пер. 1924), в основе к-рой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей напра­вленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др.). В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 — Междунар. об-во аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955).

• Gesammelte Werke, Bd l —17, Z.— Sluttg., 1958—76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.— Психоз и его со­держание, СПБ, 1909.

• Аверинцев С. С., «Аналитич. психология» К. Г. Ю. и закономерности творч. фантазии, «Вопр. лит-ры», 1970, № 3; J а с о b i J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,— Stuttg., 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komp­lexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975; Ford h am F., An introduction to Jung's psychology, Harmondsworth, 19783.

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взгля­дов на право и гос-во как основу, главный движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы буржуазии против феод. отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. «классическим мировоззре­нием буржуазии», к-рое приходит на смену теологич. ми­ровоззрению ср. веков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 496). Суть его может быть выражена словами Гельвеция «законы могут всё». Появление представления о праве как первооснове общества было связано с тем, что правовые формы простого товарного произ-ва, от­ражённые ещё рим. правом, оказались необходимыми и для капиталистич. товарного х-ва. Эти правовые фор­мы, пережившие смену обществ. формаций и политич. систем, были признаны наиболее прочной и совершенной основой общества. Кроме того, в период становления капиталистич. общества существенно возрастает роль права как в экономике, так и в политике. Это так­же способствовало развитию юридико-мировоззренч. представлений. Положительным в Ю. м. является под­чёркивание важности правовых начал и законности в жизни общества, антифеод. требование «заменить пра­вление людей правлением законов». Вместе с тем Ю. м. в перевёрнутом и смещённом виде изображает действит. закономерности обществ. развития; оно ведёт к право­вому фетишизму, когда реальное социальное содер­жание обществ. отношений скрывается за юридич. фор­мой (напр., за формальным равноправием фактич. не­равенство, за свободой договора — экономич. принуж­дение, и т. д.). В действительности «... общество ос­новывается не на законе. Это — фантазия юристов. Наоборот, закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интере­сов и потребностей...» (Маркс К., там же, т. 6, с. 259). На идеях Ю. м. был основан и т. н. «юридич. социализм» (А. Менгер и др.), реформистская теория о возможности превращения капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов. В условиях общего кризиса капитализма и развития ми­рового революц. процесса Ю. м. теряет господствующие позиции в бурж. идеологии. Вместе с тем усиление роли гос-ва в условиях гос.-монополистич. капитали­зма и связанная с этим активизация законодат. дея­тельности вызвали оживление установок Ю. м., в т. ч. выдержанных в духе «юридич. социализма».

• Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971, гл. 1; Мольнау К., Суеверия юридич. мировоззре­ния, в кн.: Критика бурж. политико-правовых концепций (в марксистской лит. ГДР), пер. с нем., М., 1977.

ЮРИДИЧЕСКОЕ 815

я

ЯВЛЕНИЕ, см. в ст. Сущность и явление.

ЯЗЫК, система знаков, служащая средством человеч. общения, мышления и выражения. С помощью Я. осу­ществляется познание мира, в Я. объективируется самосознание личности. Я. является специфически социальным средством хранения и передачи информа­ции, а также управления человеч. поведением.

Марксизм рассматривает Я. как обществ.-историч. явление, служащее средством выражения и объектива­ции идеального, поскольку «идеи не существуют ото-рванно от языка» (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1935, с. 99). Формирование и развитие категориаль­ной структуры Я. отражают формирование и развитие категориальной структуры человеч. мышления.

Как факт духовной культуры человечества Я. в сво­ём функционировании и развитии обусловлен всей со­вокупностью процессов духовного и материального про-из-ва, обществ. отношений людей. Вместе с тем Я. характеризуется относит. самостоятельностью, выра­жающейся в наличии специфич. внутр. закономернос­тей его функционирования и развития.

С т. зр. материализма, Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной тру­довой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действитель­ное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29). Биологич. предпосылками чело­веч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку, когда возник труд в собств. смысле, связанный с из­готовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая сигнальная система; звуки из средства выраже­ния эмоций постепенно становятся средством обо­значения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; скла­дывается относительно устойчивая связь между пред­ставлением о предмете и кинестетич. ощущениями ре-чедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплек­сов первобытные люди — по мере усложнения процесса материального произ-ва, обществ. отношений и со­знания — постепенно переходили ко всё более слож­ным обобщённым звуковым комплексам.

Возникновение членораздельной речи явилось мощ­ным средством дальнейшего развития человека, общест­ва и сознания. Благодаря Я. осуществляется специ­фически человеч. форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через Я. реализуется преемственность различных поколений и историч. эпох.

История каждого отд. Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Совр. языки складывались в связи с формированием совр. народов. Первоначаль­ные родо-племенные Я. по мере слияния племён и об­разования народностей трансформировались в Я. на­родностей, в дальнейшем, с образованием наций, воз­никают единые нац. языки.

Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи наиболее тесно свя­зан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и мыслит. процессов (соот-

ЯЗЫК

ветственно устанавливается взаимоотношение единиц Я. и мышления — чаще всего слова и понятия, предложе­ния и суждения), что связано с упрощенным толкова­нием языкового значения как непосредств. отражения объекта в зеркале Я. Значение же есть система констант речевой деятельности, обеспечивающих относит. пос­тоянство отнесения её структуры к тому или иному классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем Я., есть как бы потенциальный заме­ститель всех тех деятельностей, к-рые оно опосре-дует для человека. Я. участвует в процессе пред­метного восприятия, является основой памяти в её специфически человеч. (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ. характером труда Я. определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.

Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, являет­ся «естественной» системой знаков — в отличие от искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике), иск-ве и т.п. Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом Я., обусловливающей способ­ность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых си­стем. Др. особенность Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных уров­ней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в струк­турной лингвистике принято вычленять на материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич. уровни). Это связано с аналитизмом Я. — дис­кретностью смысла его единиц и способностью их к ком­бинированию в речи по известным правилам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)