АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные парадигмы политологии

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  3. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  4. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  5. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  6. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  7. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
  8. II. Основные принципы
  9. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  10. II. Основные цели, задачи мероприятий
  11. III ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ
  12. III. Основные направления уголовно-правовой политики

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет

парадигматический подоход. Учение о парадигме было создано американцем Куном. По его

версии, Парадигма — способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную

историческую эпоху. Члены научного соббщества за исключением мыслителей

революционеров не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма - это образец,

которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу

Опираясь на концепцию Куна можно выделить следующие парадигмы:

1) Цивилизационно - Этическая парадигма политологии

2) Теологическая парадигма политологии

3) Национально-экономическая парадигма политологии

Однако В истории политической мысли использовались и другие различные общие парадигмы

и прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-

критическая.

Условно, всю историю политической мысли можно разделить на два критерия:

1) Тип, критерием которого выступает сама природа политики

2) Тип, который можно обозначить как историко-хронологический

По критерию природы политики

• Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении

государственной власти, видит ее истоки в Божественной

воле и религиозных кодексах

(святых писаниях, заветах пророков

и т.п.).

• Натуралистическая парадигма ориентирует на рассмотрение

человека как части природы

и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической

конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.

• Социальная парадигма по существу совпадает с социологическим подходом и

истолковывает политику через влияние на нее других

сфер общества: экономики,

социальной структуры, права, культуры и т.д.

• Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы

политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе

динамики политической жизни конфликтов и т.д

По критерию историко-хронологического типа

1) Сущность античной политики (античная парадигма) заключается в

цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является с одной

стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства,

несущего деспотию и рабство, с другой стороны - противостояние рождающейся

личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей,

нравственностью общественного человека. Политические единства подразделяются на

цивилизационные и варварские а внутри единств люди классифицируются на свободных

2) Сущность европейской средневековой политики осмыслялась как противоречие

религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое

религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в

противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианского миров, ересей

и ортодоксии. Религиозная проблематика, пропитывающая все самые приземленные

заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические

общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры:

христианский, мусульманский, иудейский и языческий. Внутри миров люди делятся на

ортодоксов и еретиков.

3) Сущностью политики нового времени являются противоречия национально-

экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты

государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства

классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри

политических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)