АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИДЕОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ, ПОЗНАНИЕ

Читайте также:
  1. Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога
  2. Вопрос 2. Мышление и чувственное познание. Сенсуализм и рационализм.
  3. Истина, которую содержит настоящая философия, есть
  4. КРИТИКА ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ
  5. Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
  6. Научное познание
  7. Научное познание
  8. Научное познание / Развитие науки
  9. Познание
  10. Познание
  11. Познание - высшая форма отражения объективной реальности.
В этом разделе мы коснемся еще одной сферы, которая всегда оставаласьвне поля зрения официальной психологии. Со времен Дарвина и Дьюи человеческое мышление рассматривалось только вконтексте его инструментального значения, интерпретировалось как феноменсугубо функциональный и мотивированный. Немногочисленные данные,опровергающие эту точку зрения, получены нами главным образом посредствоманализа таких крупных продуктов мышления, как различные философские системы.Именно в философском продукте с наибольшей очевидностью проявляется теснаявзаимосвязь с неповторимым характером его автора (192). Совершенно очевидно,что пессимистическую философию Шопенгауэра мог обосновать только самыйотчаянный пессимист, каким и был Шопенгауэр. Было бы наивным считать ееплодом чистого разума, результатом совершенно безличной рационализации;любой психолог, имеющий хотя бы малейший опыт анализа детского творчестваили рассказов ТАТ, поймет недостаточность подобных интерпретаций. Продолжаяэту параллель с творчеством, скажу, что и великие творения Баха, и полотнаРубенса тоже при желании можно отнести к разряду хитроумных способов защиты. Феномен запоминания тоже может быть сравнительно немотивированным,подтверждением чему становится способность к латентному научению, в большейили меньшей степени свойственная всем человеческим существам. Шумиха,поднятая зоопсихологами вокруг проблемы латентного научения, на самом делене имеет никакого отношения к делу, так как исследователям истинночеловеческого, по большому счету, решительно все равно, обладают крысы этойспособностью или нет. Что касается людей, то здесь мы можем сказатьнаверняка ҫ каждый из нас постоянно чему-то учится. Относительно поднятой нами проблемы можно вспомнить исследованияАнсбахера, который обнаружил, что детские воспоминания тревожных,неуверенных людей, как правило, связаны с неприятными ситуациями ипереживаниями. Со своей стороны могу добавить, что по моим наблюдениямтревожные люди чаще видят тревожные, страшные сны. Мне кажется очевидным,что воспоминания и сны отражают общее отношение человека к миру, то естьэкспрессивны по своей сути. Надуманны и неплодотворны попытки увидеть в нихисключительно функциональные явления, интерпретировать их как способудовлетворения желаний. Мы так привыкли к словосочетанию "поиск истины", "борьба за правду",что уже не мыслим себе истину без поиска, а правду ҫ без борьбы. Но вреальной жизни нередки случаи спонтанного постижения истины, без усилий, безнапряжения, без борьбы. Если экспериментальная ситуация требует отиспытуемого той или иной мотивации для решения поставленной перед нимзадачи, это еще не служит доказательством обязательной мотивирован-ностимышления, ҫ скорее уж следует говорить о тривиальности или надуманностиэксперимента. Мышление здорового индивидуума, живущего в хорошем, здоровомобществе, во многом приобретает свойства восприятия ҫ оно может приниматьформы рецептивного созерцания и спонтанного постижения, может быть легким,ненапряженным, нефункциональным, немотивированным. Мышление, в таком случае,не служит удовлетворению потребности, а является органичным продолжением ивыражением здорового бытия, оно так же естественно, как улыбка на лицесчастливого человека, как благоухание цветка, как сок спелого плода.

ГЛАВА 15


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)