АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тактические схемы и импровизация

Читайте также:
  1. III. Проверка рекуперативной схемы
  2. VII Схемы приборов и установок
  3. Блок-схемы алгоритмов. Составление блок-схем. Графическое представления алгоритма в соответствии с ГОСТом.
  4. Введение схемы оценки выполняемой работы
  5. Висячие системы покрытий в ОПЗ. Схемы мембран.
  6. Выбор главной схемы.
  7. Выбор и обоснование конструктивной схемы ПГ
  8. Выбор схемы собственных нужд.
  9. Выбор технологической схемы умягчения воды
  10. Выбор типа вентиля и составление схемы вентильного плеча
  11. Выбор элементов схемы.
  12. Гидравлические и пневматические схемы

24-10-2005 19:19

автор:

источник:


В настоящее время новейшие тактические схемы защиты и нападения стали достоянием многих тренеров и команд. Тактические секретные заготовки имеют значение лишь как фактор неожиданности, а затем к ним быстро приспосабливаются. Прессинг, будь то по всей площадке, на одной половине или на трех четвертях поля, смешанные, зонные, концентрированные защиты - все это знают очень многие игроки и тренеры. Эффективность той или иной защиты заключается не в том, что ее не знают, а в том, как она оттренирована и насколько непреодолима для соперников.

То же можно сказать и о нападении. Быстрый прорыв, позиционное нападение, строящиеся на комбинациях при помощи заслонов, приносят успех не потому, что соперник не знает, как этому противодействовать, а в силу высокого исполнительского мастерства баскетболистов, их сыгранности.

Обычно побеждают те команды, в которых больше высококлассных исполнителей, где есть виртуозы, звезды, способные творить, импровизировать. Кстати, в 70-е годы большие успехи нашего баскетбола были связаны с именами таких замечательных баскетболистов, как С. Белов и И. Едешко в ЦСКА, А. Белов и А. Большаков в ленинградском "Спартаке", 3. Саканделидзе и В. Угрехелидзе в тбилисском "Динамо", М. Паулаускас в каунасском "Жальги-рисе", А. Болошев, В. Жигилий, А. Сидякин в московском "Динамо" и т. д.

Эти звезды, способные поистине творить на поле, и создают команде преимущество. Однако лидеры не только приносят очки и победы. Своим примером они учат молодежь, двигают баскетбол вперед, привлекают к нему все новые и новые тысячи поклонников. Так что баскетбол растет в творческом плане, в плане игровой импровизации, а не в строгости и организованности схем.

В то же время если все пятеро играющих сразу вместе начнут импровизировать на площадке, то возникнет хаос. Ведь именно тактическая схема, комбинация создает на игровом поле определенный рисунок игры, порядок в расположении и взаимодействии баскетболистов.

Цель начальной стадии комбинации заключается в том, чтобы освободить одного из лидеров от постоянной опеки соперника. Например, армеец С. Белов с помощью заслона и наведения своего опекуна на второго центрового игрока создавал благоприятную ситуацию для свободного получения мяча. И вот здесь ему предоставлялось право импровизации, инициативы. Чем крупнее мастер, тем больше у него таких прав и возможностей. Получив мяч, Белов выбирал способ атаки: то ли поразить цель броском издали, то ли пройти под щит соперника с финтом или без финта и т. д. Однако если на Белова успевал переключиться кто-либо из защитников противника, а другой наш игрок оказывался свободным, то продолжение было простейшим - свободный игрок получал мяч для завершения атаки.

Другой полезной комбинацией в нападении ЦСКА был вариант позиционной атаки - так называемая система из трех заслонов. Цель этих заслонов - освобождение одного из наших снайперов для атаки со средней дистанции, чаще всего из угла площадки.

Начальное построение всего нападения 3-2. Центровой и два крайних нападающих занимали свои обычные ключевые позиции: Е.Коваленко и А. Жармухамедов - в углах площадки, в 6-7 м от кольца соперников, а центровой Н. Дьяченко- в стороне от щита в радиусе 3-3,5 м. С.Белов находился справа, в 6-7 м от щита, под углом 50-60°, а В. Милосердое - в 4-5 м от Белова, напротив щита соперников.

По сигналу одного из защитников начинал комбинацию Коваленко. Взаимодействия игроков были направлены на вывод его для атаки кольца. Первый заслон Коваленко получал от центрового. Коваленко должен был так пройти около своего партнера, чтобы следующий за ним защитник попал на этот заслон.

Второй заслон в движении для Коваленко ставил Жармухамедов. Оба игрока двигались навстречу друг другу, чтобы отсечь опекуна Коваленко. Третий заслон выполнял Белов. Он бежал в правый угол площадки, отдав предварительно мяч Милосердову, который тоже смещался вправо. Белов ставил преследователю Коваленко последний заслон, после чего Коваленко, получив от Милосердова мяч, бросал его в кольцо. Дьяченко и Жармухамедов боролись за отскок в случае неудачного броска, а Милосердов вместе с Беловым подстраховывали тылы.

Эффективность этой комбинации в первенствах СССР 2 972-1973 годов была очень высокой.

Эту же комбинацию мы проводили и для Белова или Милосердова, но в левую сторону. Здесь первый заслон ставили Коваленко или Жармухамедов, в зависимости от того, кто находился в правом углу атаки. Второй заслон выполнял центровой, и третий - крайний нападающий.

Выводить на бросок при этой комбинации можно любого игрока. Важно, однако, чтобы позиция, откуда будет произведена атака, была привычной для бросающего.

Весьма действенной остается и старинная комбинация "край - центр". Она умело выполнялась дуэтами Я. Круминьш - В. Муйжниекс, В. Андреев - В. Капранов и М. Паулаускас- А. Поливода.

Центровой подходил к крайнему нападающему, владеющему мячом в 4-5 м от кольца, под углом 45° и ставил для него заслон. Нападающий с мячом делал рывок с ведением мяча, чтобы пройти к кольцу и освободиться от опекуна с помощью заслона. Центровой, поставив заслон, быстро разворачивался и уходил к щиту, предлагая себя для атаки из-под кольца. Если защитник, опекающий крайнего нападающего, шел за ним, то, натолкнувшись на заслон, наверняка опаздывал прикрыть нападающего, и тот получал возможность либо пройти к щит)', либо выполнить бросок со средней дистанции. Если защитники пытались обменяться подопечными, то нападающие получали определенные преимущества, так как высокий центровой обороняющейся команды оказывался не под кольцом, а в поле, где его легко обыграть. В то же время высокий центровой нападающей команды, используя свое преимущество в росте, мог завершить атаку из-под щита.

Победы сборной СССР в чемпионатах Европы 1979 и 1981 годов, в первенстве мира 1982 года, в матчах с баскетболистами США были обусловлены появлением в команде таких ярких, самобытных игроков, как С. Йовайша, В. Валтерс, А. Мышкин, А. Белостенный, В. Ткаченко, С. Тараканов, А. Лопатов. С их помощью удалось подготовить и осуществить ряд комбинаций в нападении, цель которых та же, что и комбинаций ЦСКА: такие построения и взаимодействия, которые способствуют игровой дисциплине и проявлению инициативы, творчеству игрока, для которого проводится комбинация.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)