АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Размещение игроков

Читайте также:
  1. I. РАЗМЕЩЕНИЕ И ПОСТРОЙКА УСАДЬБЫ
  2. В подпункте «е» пункта 32.1 слова «размещение рекламы и» исключены.
  3. В протокол матча команд возраста 1996-2000 г.р. Высшей, Первой групп вносятся фамилии не более чем 18 футболистов. Разрешена замена семи игроков. Обратные замены не допускаются.
  4. Вы согласны на размещение вашего мнения в эфире телеканала с указанием ваших фамилий/имен и публикацией фотографии?
  5. Выбор и размещение стояков
  6. Выбор места под населенный пункт. Функциональные зоны городских населенных мест и их рациональное размещение
  7. Глава 2. Размещение основных нефтяных баз России
  8. Глава VI. Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений
  9. игроков баскетбольной команды
  10. Индустриальный сектор. Главные особенности ведущих отраслей промышленности: значение, структура, размещение, проблемы иперспективы развития.
  11. Компрессорные станции (КС). Назн-е и размещение КС
  12. Лише номер»: «розміщення без харчування» (de «nur Zimmer» (5) en «room only» (5) fr «chambre seule» (5) ru «размещение без питания» (6))

24-10-2005 19:37

автор:

источник:


Я уже говорил, что в тренерской практике нет мелочей. Каждая деталь должна быть учтена и направлена на успешное выступление команды. Казалось бы, стоит ли беспокоиться о том, кто из игроков и с кем будет размещен в номерах гостиницы во время турнира. Но опыт говорит, что стоит беспокоиться и об этом.

Когда я начинал свою деятельность в рижской команде СКА, моими помощниками в управлении командой перед соревнованиями и во время турниров были ведущие игроки этой команды В. Муйжниекс, М. Валдманис, О. Хехт. Интересно вспомнить пример постоянного содружества Я. Кру-минына и В. Муйжниекса.

Валдис Муйжниекс, веселый, очень интересный, умный человек, который, кстати, сейчас закончил юридический факультет Рижского университета, пришел в нашу команду еще совсем молодым. Но влияние его на игроков нашего клуба было огромным. Покоряли его большая одаренность, чувство юмора и главным образом стойкость характера.

Взаимодействия, которые были разработаны для Кру-миньша с Муйжниексом, приносили немалую пользу рижской команде, которая пять раз была чемпионом страны. Тандем Муйжниекс - Круминып был включен в национальную сборную страны и в ее составе трижды завоевывал титул чемпиона Европы.

Так вот, Муйжниекс с Круминьшем в гостиницах всегда размещались вместе. Спортсмены вели беседы на тактические темы, договаривались, как передавать и получать мяч.

Муйжниекс досконально разрабатывал каждый шаг своей игровой деятельности, рассказывал об этом Круминьшу и требовал от него соответствующей игры. Была отрепетирована, например, такая комбинация, когда Муйжниекс выскакивал по лицевой линии из-за Круминьша и получал мяч. Внимание соперников, естественно, сосредоточивалось на гиганте Круминьше, а "маленький" Муйжниекс успевал пробежать мимо партнера, получить под щитом мяч от Гундара Муйжниекса и из-под корзины поразить цель.

Вторая их комбинация состояла в том, что Янис, отдав мяч Валдису назад, сам сразу же врывался в трехсекундную зону и получал ответную передачу. Против этого, казалось бы, всем ясного взаимодействия никто не мог ничего поделать.

Таким образом, кроме обсуждения тактических вопросов на собраниях команды, во время разборов игр и установок на матчи такие же "произв дственные" разговоры постоянно велись между игроками, поселенными вместе. Кстати говоря, мне кажется, что в последнее время во многих командах эту деталь упускают из виду.

Польза от постоянного общения Я. КруминынаиВ. Муижниекса не ограничивалась совершенствованием теоретической подготовленности нашего гиганта-центрового. Не менее важным было и влияние сильного характера Муижниекса на его мягкого, добродушного партнера. Стойкость Муижниекса, игровой фанатизм, самопожертвование, активность - все это в какой-то степени передавалось Круминыпу. Воздействие постоянного партнера на психологическую подготовку Круминьша было очень велико, и я считаю, что характер Муижниекса сыграл чуть ли не главную роль в успешном выступлении Круминьша.

Конечно, не только один Муйжниекс, но и вся команда стремилась помочь Круминьшу стать настоящим, активным бойцом. Я уже говорил и о моем тренерском воздействии на добродушного гиганта. Но, повторяю, в психологической подготовке бойца нет мелочей, и все должно быть направлено на решение главной задачи.

С размещением игроков тесно связан вопрос о психологической совместимости. Расшифровывая это понятие в спорте, обычно имеют в виду взаимоотношения игроков, которые проживают вместе, совместно тренируются и помогают один другому повысить спортивное мастерство.

Думаю, что достижение психологической совместимости игроков - процесс управляемый, и тут тренеру под силу добиться желаемых сдвигов. От психологической совместимости игроков во многом зависит успешность тренировочного процесса. В чем это выражается на практике?

Есть, к примеру, в командах игроки, которые завоевали прочное место в основном составе, создали себе большое имя, и появление других звезд они обычно воспринимают болезненно. Такие игроки не любят делить славу, им не нравится конкуренция. Поэтому в команде назревает определенный конфликт. Как тренеру реагировать на это?: Создание здоровой спорчвной конкуренции - это один из способов управления тренировочным процессом, и поэтому желательно поддерживать в команде обстановку соперничества. И в то же время нужно управлять процессом налаживания здоровых взаимоотношений между игроками. Конкуренция не должна влиять отрицательно на спортивные результаты команды. Это не значит, что двух игроков-звезд во время тренировочных сборов следует сразу и обязательнопоселять вместе, в одной комнате. Но способствовать налаживанию их взаимоотношений надо.

Для успеха дела игроки одного амплуа или одного звена должны совместно обсуждать идеи коллективной игры, тактические нюансы взаимодействий в защите и нападении. И потому расселение баскетболистов по звеньям, по игровым амплуа необходимо. Но вот беда: конкуренция обычно бывает особенно острой между игроками одного и того же амплуа.

Скажем, вызваны на сбор пять защитников, а попадут в команду только три или четыре. Поэтому соперничество между этими пятью игроками имеет определенное основание. Они начинают с предубеждением относиться друг к другу, что отрицательно сказывается и на сплоченности коллектива, и на эффективности учебных занятий. Из-за такой острой конкуренции более слабые духом могут сократить активность на тренировках и снизить спортивные результаты. В этом случае тренер, конечно же, обязан помочь игрокам наладить нормальные взаимоотношения.

Как этого добиться?

Помочь может умелое расселение игроков на сборах и соревнованиях. Если необходимо двух конкурирующих игроков разместить в одной комнате, то надо им объяснить, что если даже они и не попадут в основной состав команды, то все равно делают одно общее большое дело и в случае победы команды в турнире их также в какой-то степени отметят. Ведь они внесли свой вклад в успех команды!

Надо постараться убедить этих игроков, что вражды как таковой между ними, членами одного коллектива, быть не может. Найти хорошие качества у каждого из этих игроков и рассказать о них. Доказать, что каждый из них может принести пользу общему делу. Короче говоря, надо найти компромисс и сгладить момент неприязни. Тогда конкуренты смогут успешно тренироваться вместе.

Есть и еще некоторые нюансы, связанные с проживанием на сборах опытных игроков и новичков. В период подготовки к соревнованиям их нецелесообразно поселять вместе. И вот почему.

В последнее время в баскетболе существуют строго дозированные нагрузки в индивидуальной подготовке игроков, которые планируются на месяцы, годы, на олимпийский цикл. Естественно, у молодых игроков такая подготовка по объему и интенсивности, в силу того что им надо добиваться высокого спортивного результата, выше, чем у опытных. Ведь последние уже достигли большого спортивного мастер- ства и им, учитывая класс игры и возраст, необходимо главным образом удержать завоеванные позиции.

Так вот, если опытный баскетболист и по индивидуальному плану, и во время общекомандных занятий тренируется меньше, то это, по-моему, может отрицательно сказаться на желании молодого игрока активно и много тренироваться.

Другое дело, когда команда уже выступает в соревнованиях. Здесь опыт старожила команды, особенно его характер, психологическая устойчивость, должны обязательно использоваться в полной мере для успешного выступления команды в турнире. В этом случае тренер в первую очередь должен планировать расселение игроков так, чтобы с его помощью укрепить боевой дух команды. Не просто поселить игроков, кто с кем хочет, а сделать это так, как выгоднее команде для достижения успеха.

Приведу пример из жизни сборной команды СССР, которая стала чемпионом мира в Уругвае в 1967 году. Тогда в команде были и молодые игроки, которые впервые принимали участие в таких крупных соревнованиях, и опытные, проверенные в боях, волевые ребята. Мы, тренеры, решили, что будет целесообразно опытного, стойкого, волевого игрока Александра Травина поселить в одной комнате с молодым, психологически неуравновешенным Анатолием По-ливодой. И действительно, Травин, постоянно находясь в одном номере с Поливодой, немало помог ему.

Тот чемпионат Поливода провел мужественно, стойко. Это был, пожалуй, единственный чемпионат, во время которого Поливода почти не выбывал из строя по болезни. Травин с мел внушить ему веру в свои силы, сумел привить ему определенную стойкость.

Этот процесс тоже управляем. Травин не просто проживал с молодым игроком в гостинице и рассказывал какие-нибудь байки. И во время чемпионата и до него мы не раз беседовали с Травиным, объясняли ему, как направлять Поливоду, как помочь ему проявить в игре свои лучшие качества. И Поливода в том чемпионате в девятнадцать лет стал чемпионом мира и получил приз лучшего центрового игрока.

Другой пример. Геннадий Чечура поехал на уругвайский чемпионат, зная, что это будет для него последний турнир в составе сборной команды страны. Мы знали Г. Чечуру как лидера киевской команды Спортивного клуба армии, как ведущего игрока, который в трудную минуту умеет взять игру на себя. Этого баскетболиста мы специально поселили вместе с Владимиром Андреевым, психологически неустой- чивым игроком, который легко поддавался капризам настроения, мог неожиданно захандрить. Недостаток боевитости у Андреева не раз приводил к тому, что он в матче играл значительно ниже своих возможностей.

Чечура - довольно прямой человек, может быть, даже грубоват. Но он имел колоссальное влияние на Андреева. Мне казалось, что Андреев даже побаивался Чечуру. Воздействие Чечуры на Андреева оказалось благотворным, и первый чемпионат мира, в котором участвовал Андреев, закончился для него успешно.

Расскажу о том, как были расселены и другие игроки, ставшие чемпионами мира. Модестас Паулаускас проживал в одной комнате с Сергеем Беловым. Какая у нас тут была цель? Паулаускас на год моложе Белова, но раньше пришел в сборную Советского Союза. Литовский баскетболист раньше стал лидером и в юношеской сборной страны, и в своей команде "Жалыирис". Паулаускас сразу же стал одним из лидеров и в сборной команде Советского Союза. Это уникальный игрок, который привык смело брать игру на себя.

На уругвайском чемпионате мира мы не особенно рассчитывали на Белова, на его снайперские броски. Ведь это был его первый серьезный турнир в составе сборной! И тем не менее верили, что молодой игрок станет большим мастером.

Нам, тренерам, хотелось, чтобы Белов перенял у Паулаус-каса лучшие бойцовские качества: уверенность в своих силах, смелость, спортивную злость. И поэтому мы постарались создать условия для тесного общения этих игроков, поселив их вместе. В дальнейшем отношения двух замечательных спортсменов вылились в большую дружбу, и она в значительной степени помогла Белову обрести такой же бойцовский характер, как у Паулаускаса.

Паулаускас являлся капитаном сборной, а Белов - комсоргом. Каждый из этих парней умел повести за собой партнеров. И не только в сборной, но и в тех клубных командах, в которых они выступали на чемпионате Советского Союза.

Интересна и другая пара баскетболистов - Юрий Селихов и Геннадий Вольнов. Это игроки разноплановые, один - нападающий, другой - защитник. Но, оказавшись на сборах в одной комнате, они быстро подружились, причем не только друг с другом, но и семьями. Такая дружба способствует сплоченности и успехам команды. А в данном случае дружба игроков должна была укрепить их веру друг в друга и в какой-то степени помочь обоим баскетболистам в росте мастерства. В чем заключалась эта помощь? Селихов - психологически стойкий игрок, но до чемпионата мира прошел лишь небольшой путь в сборной СССР. И для того, чтобы он почувствовал себя уверенно, мало было одной поддержки тренеров. Вольнов в тот период был капитаном сборной команды страны и одним из самых опытных ее игроков. Он поддерживал Селихова во всех отношениях. Чувствуя заботу опытного друга, Селихов отлично сыграл на чемпионате мира. В прессинге, который команда применяла во время всего турнира, он был одним из лучших. В этом, я думаю, немалая заслуга Вольнова.

С другой стороны, Селихов и сам благотворно влиял на Вольнова. К тому времени Селихов уже получил высшее образование, окончив МВТУ. Умный, расчетливый и хладнокровный, он помогал своему другу сдерживать горячность во время игры, приобретать спокойствие и выдержку.

До этих соревнований Вольнов в матче мог выполнить очень много бросков, не особенно заботясь о том, лучший ли это путь завершения атаки. В результате многие его броски не достигали цели. Он не очень дорожил мячом и слабо взаимодействовал с партнерами при тактических комбинациях. Селихов, наоборот, был великолепным тактиком, любил и понимал позиционную игру. И вот с помощью Селихова нам удалось добиться того, что Вольнов стал бережливее относиться к мячу и удачнее участвовать в тактических взаимодействиях команды.

Конечно, первая задача тренера - содействовать установлению дружеских отношений между всеми игроками команды. Без дружбы и сплоченности коллектив не сможет добиться больших успехов. Но, однако, преодолеть отрицательное отношение отдельных игроков друг к Другу не всегда удается. И тут тренеру надо проявить тактичность, понимание реальной обстановки и не поселять вместе двух баскетболистов, неприязненно относящихся один к другому.

Если не посчитаться с желанием таких игроков и поселить их в одной комнате, то можно только ухудшить дело. Ведь в одной комнате эти баскетболисты будут не столько отдыхать, сколько мучиться от неприятного соседства. И настроение спортсменов, и эффективность их тренировок заметно снизятся, расход нервной энергии возрастет. Все это неблагоприятно скажется на спортивных успехах команды.

Психологическая совместимость игроков зависит не только от их дружелюбия. Бывает, например, и так. Вместе поселяются игроки, с симпатией относящиеся друг к другу, но это никакой пользы команде не приносит. Так происходит в том случае, когда игроки стесняются сказать друг другу правду в глаза, указать на ошибку, успокоить партнера, когда он не прав и возбужден.

Так было, например, с Е. Коваленко. Он числился новичком команды ЦСКА и считал себя не вправе критиковать игрока с большим именем - не буду называть его фамилии, - который слабо провел матчи чемпионата страны. Коваленко не только не попытался в дружеской беседе указать соседу по комнате на его ошибки и недостатки, но и постарался закрыть на них глаза. А одного тренерского давления на того игрока и даже воздействия всей команды было недостаточно.

Хочу еще раз подчеркнуть, что размещение игроков на сборах и соревнованиях должно осуществляться под постоянным контролем тренера.

Несколько раз В. Валтерс и В. Хомичус проживали вме сте, и, казалось, все шло хорошо. Но вот мы увидели, что Хомичус попал под полное влияние Валтерса. Он стал меньше тренироваться, мог пойти посидеть в бар, послушать музыку и опоздать к отбою. Нет, он не пил, но время, проводимое в баре, способствовало снижению волевого настроя, собранности Хомичуса. Конечно, это не могло не отразиться на его игре, которая на чемпионате Европы 1983 года, как, впрочем, и игра Валтерса была далеко не лучшей.

Разумеется, не следует поселять вместе игроков, которые антипатичны друг другу. Здесь нужно чутко сочетать интересы команды для сплочения ребят, укрепления дружбы, воли и для создания удобных, комфортных условий для каждого члена команды.

С. Еремин и А. Мышкин - "уральские самоцветы", как я их в шутку назвал, - были дружны и просились жить вместе в одной комнате. Так было 5-6 лет подряд, но вот тучка прошла над ними, ребята поссорились и попросили о расселении. Конечно, это огорчило меня, ведь прежняя дружба помогала игре обоих, команде. Но оба свердловчанина были непреклонны, и никакие уговоры не помогли. Правда, и Еремин и Мышкин в игре остались бойцами, помогали друг другу, но расселить их все же пришлось. Бывает и так, что игроки просто надоедают друг другу, устают от однообразия на сборах и соревнованиях, и тогда тоже следует переселение по просьбе спортсменов.

Таким образом, правильное расселение игроков преследует цель установить между ними настоящее содружество, которое также содействует воспитанию не только спортив-.IX, но и чисто человеческих качеств. О РАЗМИНКЕ

Тренер, который допускает во время занятия однообразие и скуку, вряд ли может рассчитывать на успех. Не случайно тренеры часто задумываются над тем, как сделать баскетбол красивее, эмоциональнее, обогатить его техническими и тактическими новинками. Определенную роль здесь может сыграть разминка. Она не только способствует подготовке команды физически и психологически к предстоящей борьбе, но и, как хорошая увертюра, настраивает зрителей на большое представление - интересный матч, завладевает их сердцами еще до начала игры. Вот почему очень важно специально готовить сценарий разминки, разнообразить ее, придумывать новые упражнения.

Армейцы ни разминке

Хорошо, когда каждая команда разминается по-своему, т. е. использует свои эмоциональные и оригинальные упражнения. Однако пока еще, к сожалению, многие команды выполняют одни и те же упражнения много лет подряд. Думаю, что консерватизм игроков, их привычки здесь оказываются сильнее желания тренеров.

О значении разминки для начала матча много говорить не приходится. Немало было случаев, когда пренебрежение разминкой приводило к плачевным результатам: не только комкалось начало матча, но и проигрывалась вся встреча. Например, в 1969 году на чемпионате Европы в Италии сборная СССР плохо настроилась на последний матч предварительного турнира с югославскими баскетболистами. Наши игроки размялись плохо - несерьезно, малоактивно, без желания. И с самого начала встречи югославские спортсмены захватили лидерство. Как мы ни пытались догнать их в ходе матча, ничего не вышло...

Разминка все равно что последняя прикидка у легкоатлетов. По ней тренер может судить о готовности игроков к матчу, о физическом и психологическом состоянии спортсменов. Насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованны. Может быть, одного нужно успокоить, а другого, наоборот, подхлестнуть, если он излишне медлителен на разминке. В этот момент можно внести последние коррективы в план игры, например изменить намеченный заранее стартовый состав команды, посадить на скамейку сильно волнующегося баскетболиста, а потом, когда успокоится, выпустить на поле.

Разминка сборной СССР: дриблинг на щите

Наблюдая за разминкой игроков ЦСКА, я обращал внимание в первую очередь на новичков: С. Ястребова, В. Петракова и других. Они еще не обрели настоящей уверенности в своих силах, волновались перед встречей. Это не значит, что из них не получится настоящих бойцов. Уверенность приходит с опытом. М. Паулаускас, помню, в 1965 году тоже волновался на первых матчах сборной. А за опытных баскетболистов в этом отношении я не опасался. Польза эмоциональной разминки несомненна. Но, к сожалению, такая разминка проводится еще не везде. Игроки и тренеры ряда команд привыкли к поточному упражнению "змейкой" - с одной стороны бросают, а с другой подают мяч. Потом броски с точек - и все. Такая разминка готовит баскетболистов к игре в основном физически, в меньшей мере - психологически. И, главное, не приносит эстетического удовольствия зрителям. А между тем возможностей для проведения хорошей разминки у тренеров много. Игроки высшей лиги - большие мастера баскетбола. Они могут и пожонглировать мячом, и показать эффектные, эмоциональные трюки. Более сложная разминка - с несколькими мячами, в высоком темпе, с оригинальными приемами, - безусловно, будет способствовать росту технического мастерства наших баскетболистов. А этот вопрос никогда не снимается с повестки дня.

Расскажу о нескольких сложных и интересных для зрителей упражнениях, которые включали в свою разминку баскетболисты ЦСКА.

На разминке игроки ЦСКА: передачи двух мячей в прыжке

Кто лучший дриблер? Все 12 игроков команды водят мячи в трехсекундной зоне. Каждый старается выбить мяч у партнера и укрыть свой мяч. Выбивать мяч ногой запрещается. Баскетболист, потерявший мяч, выбывает из игры. Спортсмены должны водить мяч по всем правилам баскетбола. Выход из трехсекундной зоны приравнивается к потере мяча.

Забрасывание мяча сверху вниз. Этот прием взятия корзины довольно эффектен. Игроки, получая на бегу передачу от партнера, подпрыгивают и одной или двумя руками закладывают мяч в корзину сверху. Затем это разминочное упражнение усложняется. Игрок подбегает к щиту и высоко подпрыгивает, к этому моменту мяч, подброшенный партнером, уже находится недалеко от корзины на уровне кольца. Игрок в воздухе ловит мяч и сверху вниз закладывает его в корзину.

Мяч вокруг туловища. Игроки разминаются "змейкой". Получив на ходу мяч, они проносят его за спиной, перекладывают в другую руку и атакуют корзину. Манипулировать мячом нужно на два шага, чтобы не было пробежки. Некоторые баскетболисты умудряются дважды и даже трижды пронести мяч вокруг туловища.

 

 

Когда идет игра

24-10-2005 19:38

автор:

источник:


Однажды мне довелось наблюдать баскетбольный турнир со стороны. Это был чемпионат Вооруженных Сил в Риге. По долгу службы я присутствовал почти на всех матчах и, не отягощенный заботами о своей команде, мог в непосредственной близости наблюдать за работой тренеров во времяматчей.

Из собственного многолетнего опыта я знал, что руководство командой ео время встречи совсем хте легкое дело, но то, что я увидел, превзошло мои ожидания. Даже тренер средней команды, от которой не ждут больших достижений, сидя на скамейке запасных, переживает так сильно, активно, что порой кг в состоянии управлять ни командойуни самом собой. Вот почему мне хотелось дать молодым трекерам несколько советов по управлению командой во время игры.

Итак, руководство игрой. Как должен вести себя тренер за пультом управления командой?

Возьмите наших лучших тренеров - все они по-разному сдерживают себя, свои эмоции, сидя на скамейке запасных. Наставник киевского "Строителя" В. Шаблинский был почти всегда внешне спокоен, не суетился, никогда не пререкался с судьями. Из него, как говорится, лишнего слова не выжмешь. И. Куллам из таллинского "Калева" в последние годы, наоборот, стал очень активным и, пожалуй, слишком горячится. Земляк В. Шаблинского А. Леонов из команды СКА то невозмутим и молчалив, то горяч и несдержан. А ведь это все известные в баскетболе тренеры, много сделавшие для нашего любимого вида спорта. Так где же все-таки ответ на вопрос? Как-то по моей просьбе во время игры записали на магнитофонную пленку руководство игрой одного армейского тренера. Это очень активный, шумный тренер. Прослушивая пленку, он смеялся громче и больше всех. Все 40 минут матча тренер без устали "руководил" командой. Он кричал, куда и кому передавать мяч, когда бросать по кольцу, когда обводить соперника и когда не бросать и не обводить. Он призывал бегать быстрей, возвращаться в защиту, не "фолить". Особенно суров он был к игрокам, допустившим ошибку. Здесь он не жалел ярких эпитетов. Словом, тренер "играл" вместе с командой. Он был возбужден не меньше, а больше своих игроков - ведь он "играл" за всех пятерых сразу.

Ясно, что этот тренер не видел всего рисунка игры команды, ему было не до того. Он не был способен не только предвидеть дальнейший ход борьбы, но и правильно ориентироваться в уже создавшейся ситуации, он забывал о своих резервах, о планах игры. Он только "играл". Замечания тренера не производили должного впечатления на игроков, к ним привыкли, с ними смирились. И когда у такого тренера вдруг вырывались дельные советы, они тоже не воспринимались, так как игроки их не ожидали. Сам я тоже не безгрешен в этом отношении. Помню, как погорячился в финале третьего розыгрыша Кубка европейских чемпионов. Команда рижского СКА встречалась в Праге с мадридским "Реалом". Тогда игры проводились на нейтральных полях. В первом матче в Париже мы проиграли 3 очка.

И вот началась повторная встреча. Я очень активно "включился в игру": много подсказывал, кричал, волновался. И вдруг, пробегая мимо меня, В. Муйжниекс, один из сильнейших наших игроков, член сборной СССР, сказал: "Саша (в Латвии не принято называть по имени и отчеству), не кричи, руководи игрой, а то опять проиграем". Этот холодный душ привел меня в чувство. Считаю, что мне повезло. Ведь не у каждого тренера находятся такие смелые советчики, как В. Муйжниекс! Было это в 1959 году, а запомнилось на всю жизнь.

Значит ли, однако, что тренер должен тихо, молча созерцать ход борьбы? Совсем нет.

В каких же ситуациях тренер вмешивается в игру? Когда делает замечания игрокам или меняет их, берет минутные перерывы?

Я понимаю, что управление игрой - дело субъективное. Каждый тренер, сидя на скамейке, воспринимает ситуацию на площадке по-своему. Нет таких тренеров, которые бы одинаково мыслили. Посадите на скамейку несколько разных тренеров, и каждый из них попытается вести игру так, как ему кажется лучше. Получится несколько вариантов управления командой.

Но тем не менее в баскетболе существуют определенные, можно сказать, стандартные моменты, когда тренеры обычно вмешиваются в игру. Готовых рецептов на все случаи дать невозможно, игры не бывают одинаковыми. Однако часто повторяющиеся ситуации тренер должен знать как таблицу умножения.

Прежде всего, о реакции тренера на технические ошибки игроков. Если тренер видит, что его игрок не справляется со своим подопечным и тот набирает очки, то можно, не беря минутного перерыва или тайм-аута, подсказать воспитаннику, как исправить ошибки, прямо со скамейки либо через капитана команды. Бывает, что целесообразно поменять подопечных у своих игроков. Это тоже можно сделать вместе с заменой или даже без нее.

Часто тренеры пытаются управлять командой с помощью одних подсказок со скамейки. Эти подсказки не всегда действенны. При большом шуме игроки редко могут разобрать, что говорит тренер. А ему бывает нужно внести поправки в тактику игры, заменить систему игры в защите или нападении. Иногда требуется лишь слегка подкорректировать действия команды, например поменять амплуа игроков, по-новому разобрать подопечных соперников, когда кто-либо из своих баскетболистов не справляется с игрой в защите. Для этого действительно лучше всего подсказать со скамейки. Но если на поле вас не услышат, то нужно использовать замену или минутный перерыв.

А вот еще несколько примеров вмешательства тренера в игру. Соперники неожиданно перестроили защиту, а игроки вашей команды этого не заметили. На такой важный момент следует немедленно обратить внимание команды, если можно, то не затрачивая на это минутный перерыв. Если же неожиданный ход противника озадачил вашу команду и вы чувствуете, что план игры следует поменять, то, конечно, нужно взять минутный перерыв. Да и вообще во всех случаях, когда без ваших указаний команда не может перестроить игру, а сделать это необходимо, берите минутный перерыв.

Случается, противник резко взвинтил темп, который вашей команде не под силу, но который она вначале приняла. Соперники уходят вперед в счете. Ваше вмешательство обязательно: либо подсказка со скамьи, либо указание при замене игрока, либо, наконец, разъяснение в тайм-ауте. На мой взгляд, невмешательство тренера в тех случаях, когда соперник начинает отрываться в счете, просто недопустимо.

Хочу сказать несколько слов и о роли второго тренера в руководстве игрой. Известно, что старший тренер - главный ответчик за удачи и неудачи команды, и нет таких тренеров, на которых не давила бы эта ответственность. Старший тренер обычно весь в горниле боя-игры. На него направлен гнев и пыл трибун, особенно на полях соперника. Как говорится, до спокойной жизни ему далеко. Второй тренер в другом положении. У него и груз ответственности не столь тяжелый, и обязанности несколько другие.

В начале своей тренерской деятельности я был вторым тренером у С. С. Спандарьяна и, конечно, многому у него научился С тех пор мне пришлось многократно консультировать Ю. Селихова, В. Капранова, С. Белова в играх чемпионатов СССР, Кубков Европы, и я почувствовал, что вижу игру в роли второго тренера каким-то новым зрением значительно шире, спокойнее оцениваю обстановку, могу дать более правильный совет. Я понял, что второй тренер, если он квалифицированный специалист, единомышленник, обязан трезво мыслить и точно советовать старшему тренеру ' в принятии решений в сложных матчах. Речь тут, правда, не идет об играх с большим преимуществом, со слабым соперником или о второстепенных матчах. Если же второй тренер только фиксирует ход игры на бумаге, или бросается на арбитров, или комментирует ошибки игроков и ход игры, он не помощник.

Правильно видеть матч, его развитие, знать, какие меры принять для достижения успеха, - этому должны постоянно учиться и старший тренер и его помощники.

Если сравнить способы тренерского воздействия на команду во время матча, то по значимости их можно расположить в порядке возрастающей эффективности так: подсказка, замена и, наконец, минутный перерыв. Поэтому в дальнейшем я хочу подробнее остановиться на том, как лучше, на мой взгляд, использовать минутный перерыв.

 

Передача во время разминки тремя мячами

Добивание мяча. Игроки встают в две колонны лицом к корзине. У первых игроков по мячу. Стоящие впереди ударяют мячами о щит и убегают в конец слюей колонны.. Следующие игроки в прыжке ловят мяч на кисть и, не опускаясь на площадку, снова посылают его в щит и т. д.

Передачи двумя и тремя мячами. Сейчас уже никого не удивишь передачами двумя мячами в парах. Мы на разминке усложняли это упражнение, ставя условие передавать мяч только в прыжке. Оба баскетболиста подпрыгивают одновременно, а к моменту ловли следующего мяча снова оказываются в воздухе. И поймать и отдать мяч игрок должен одной рукой. Можно ловить и передавать мяч и двумя руками. В этом случае один игрок посылает мяч партнеру по воздуху, а другой - с отскоком от пола. Сначала это делается на месте, а потом в движении.

Стоя на месте, игроки могут передавать друг другу также три мяча - либо по воздуху, либо с отскоком от площадки. А затем делают то же самое в движении, постепенно увеличивая скорость полета мяча.

Еще интереснее упражнение в передаче трех мячей в тройках. Три игрока, продвигаясь по площадке, перекидываются тремя мячами. Наибольшая нагрузка падает на среднего игрока. Он еле успевает поворачиваться, ловя передаваемые по воздуху мячи и посылая их то вправо, то влево с отскоком от пола. Партнеры, находящиеся от него в 2-2,5 м, аккуратно пасуют ему на грудь.

Весьма любопытное упражнение продемонстрировал И. Едешко. Стоя у стены, он ударял о нее и ловил один за другим четыре мяча. Наверное, и такое жонглирование можно включить в разминку. Вот насколько богаты двигательные возможности мастеров баскетбола!

 

 

Минутный перерыв

24-10-2005 19:38

автор:

источник:


Ценность минутного перерыва в баскетболе очень велика. На 40 минут игры их дается всего четыре, по два в каждом тайме. Использовать минутный перерыв в целях управления командой следует только при полной уверенности в необходимости перерыва. Подчас лучше отказаться от тайм-аута и приберечь его на решающие минуты матча, чем растрачивать перерывы понапрасну.

Не вовремя взятый тайм-аут может обернуться против своей же команды. Например, игроки вашей команды устали, но все же лидируют. Соперники утомились еще больше. Взятый в этот момент перерыв позволит сопернику отдохнуть и наладить игру.

На Олимпийских играх 1968 года в матче с командой Югославии мы до 35-й минуты проигрывали, а на 36-й впервые вышли вперед на 3 очка. И здесь я взял минутный перерыв в надежде дать отдохнуть измотавшимся лидерам сборной СССР и наметить план спокойной концовки встречи. Тайм-аут действительно успокоил нашу команду, но он помог восстановить силы и вернуть уверенность югославским баскетболистам. Финал известен: мы проиграли.

Разберем такую ситуацию. Начинается матч. Игра у нашей команды не ладится, и соперник начинает уходить вперед, отрываться в счете. Вот уже он впереди на два, три, четыре, восемь, десять очков.... Вы чувствуете, что без вашего вмешательства изменить ход встречи нельзя. Вы резонно берете минутный перерыв и, естественно, даете указания, которые позволили бы вашей команде выравнять положение. Вы объясняете, в результате чего противник ушел вперед, какие были допущены ошибки и как продолжать борьбу.

Или другая картина. Вы планировали игру в матче в одном тактическом ключе, а противник навязал совсем другую игру, избрал неожиданный для вас вариант. То ли он начал прессинговать, то ли построил смешанную защиту, то ли применил еще какую-нибудь тактическую новинку. Вы чувствуете, команда не знает, что делать, а счет быстро растет в пользу соперника.

Разумеется, и в этом случае тренер не должен оставаться равнодушным. Его задача - прервать встречу или заменой или, лучше всего, минутным перерывом, если, конечно, он еще имеется в запасе. Нужно рассказать баскетболистам, что нового внес противник в игру и как против этого действовать, какие предпринять контрмеры.

Но иногда бывает и по-другому. Противник применил какую-то новинку, и тем не менее ваша команда справляется с соперниками. Может быть, играет и не очень грамотно тактически, но все же добивается успеха с помощью то ли скоростных атак, то ли дальних бросков. И счет растет в вашу пользу. Я думаю, в такой ситуации тренер не должен останавливать игру. Зато после матча, конечно, полезно рассказать, как правильно играть в создавшейся ситуации и что нужно было предпринять, чтобы успех команды был более значительным.

Вмешиваться в игру, когда это действительно необходимо, и не мешать подопечным, когда у них хорошо идет игра, - это очень важное умение тренера, которое приобретается годами опыта, горечью поражений и радостью побед. Тут, конечно, нужны еще примеры, чтобы все стало ясным.

Вспоминаю матч на Кубок европейских чемпионов 1973 года. Команда ЦСКА встречалась в Москве с итальянской командой "Иньис" (Варезе). Гости преподнесли нам тактический сюрприз. Во втором тайме "Иньис" построил зону, и мы не сразу в ней разобрались. Дело в том, что в зоне играли только четыре человека, а пятый - очень быстрый, цепкий защитник - был персонально прикреплен к С. Белову. В тот момент мы строили игру на завершающих атаках Белова. Когда он преодолевал сопротивление своего опекуна, то перед ним вырастал еще один, а то и сразу два защитника из зонного построения.

Со стороны обычно виднее. Поэтому тренеру со скамейки легче разгадать тактические секреты соперников. Как бы он ни был сам горяч, что бы ни кричал игрокам, переживая ход матча, он в то же время должен видеть что делается на площадке. И не только наблюдать, так сказать, хладнокровным взглядом, но еще и уметь предвидеть.

Заметив, что итальянцы построили смешанную защиту и наши ребята еще не разобрались в ней, я решил вмешаться. Тем более что счет стал уменьшаться: только что у нас было преимущество в 12-15 очков, а теперь оно уже сократилось до 3 очков. Я взял минутный перерыв и предложил другой план игры: Белову - уводить опекуна в угол площадки и там обыгрывать один на один, а остальным четырем нашим игрокам- смелее разбивать зонную защиту.

Нам удалось осуществить этот план И помогли в этом... сами итальянцы. Зная, что Белов тидер нашей команды, они все внимание сосредоточили на нем. Не только персонально его опекали, но и всю свою смешанную защиту обратили против нашего лидера. Итальянские баскетболисты в зоне были нацелены на подстраховку опекуна Белова. И когда другие наши игроки перешли к активным атакам, оборона "Иньиса" оказалась разорванной. Нам удалось выиграть с преимуществом в 21 очко. Неплохая победа.

"Вмешиваться в игру, когда это действительна необходимо, и не мешать подопечным, когда у них хорошо идет игра, - это очень важное умение тренера, которое приобретается годами опыта, горечью поражений и радостью побед"

Или возьмем пример использования минутного перерыва во время матча ЦСКА с киевским "Строителем" в чемпионате страны 1973 года. У киевлян неплохо действовал С. Коваленко, а команда много и успешно играла на него. Готовясь к матчу, мы планировали опекать Коваленко спереди. Кроме того, наши защитники должны были мешать задним игрокам киевской команды передавать мяч Коваленко с близкого расстояния. Но в ходе матча получилась иная картина. Наши защитники, закончив прессинговать на половине поля противника, оттягивались глубоко назад и становились в концентрированную защиту. В этой ситуации В. Милосердов опекал В. Гладуна, или Н. Погуляя, или В. Смолякова, когда те выходили на сторону С. Коваленко. Однако вся беда была в том, что Милосердов располагался где-то в середине между своим подопечным и киевским центровым Коваленко. Таким образом, он и Погуляя отпускал- тот мог беспрепятственно атаковать издали, и, по сути дела не помогал держать С. Коваленко.

Так продолжалось довольно долго. Коваленко забивал мяч за мячом. Необходимо было изменить ход встречи. Я взял минутный перерыв и напомнил баскетболистам план игры, уточнил задачи защитников. Объяснил, что Коваленко забивает не только потому, что с ним не справляется В. Петраков, но и потому, что защитники не помогают своему центровому. Ведь им нужно быстро подходить к Коваленко в том случае, когда он получает мяч. А вот пока у него нет мяча, надо держать своих подопечных так, чтобы никто из них не мог сделать передачу Коваленко. Думаю, что тогда минутный перерыв был взят не напрасно.

В баскетболе нередки такие ситуации, когда в заключительной стадии матча команды играют на равных и один-два броска могут решить исход встречи. Остается играть совсем немного... Как использовать последние, скажем, 10 секунд? Допустим, вы владеете мячом при ничейном счете или проигрываете 1 очко. В этом случае целесообразно взять минутный перерыв, чтобы рассказать, как провести последнюю, заключительную комбинацию, чтобы игроки знали, кто из них что должен делать: кто ставит заслон, кто вводит мяч в игру и т. д.

Правда, здесь есть и определенная опасность, с которой нельзя не считаться Если, скажем, ваша команда нападает и вы чувствуете, что минутный перерыв может остановить успешную атаку на последних секундах, то, конечно, рисковать не стоит. Внимательно следите за тем, как развиваются события. Как только увидите, что мяч вышел из игры, мгновенно просите минутный перерыв. Распределите роли и расставьте игроков так, чтобы последняя атака принесла вам желанный результат.

Кстати, если говорить об умении выигрывать матчи на последних минутах и секундах, то нельзя не сказать доброго слова в адрес ленинградского "Спартака". Команда очень много встреч выигрывала на последних секундах.

Вспоминается матч, который армейские баскетболисты проиграли ленинградскому "Спартаку" в Москве на чемпионате страны 1971 года. Команды занимали тогда первое и второе места в турнирной таблице.

Еще за 12 секунд до финального свистка счет был ничейный, и в этот момент И. Едешко получил право на два штрафных броска. В том матче Едешко играл неуверенно. Я взял минутный перерыв, чтобы вместе с игроками решить, как поступить. Лучшие игроки нашей команды оставались на площадке, фолов у них было не так много, как у спартаковцев. Вся лидирующая группа ленинградских баскетболистов, кроме А. Белова, уже покинула поле.

Я спросил ребят, могут ли они, игроки сборной страны - на поле у нас были И. Едешко, С. Белов, В. Андреев, - обыграть одного Сашу Белова? Они ответили, что смогут. Тогда я посоветовался с ними, стоит ли нам пробивать штрафные броски. Мы продержим мяч 12 секунд и в дополнительной пятиминутке выиграем матч. Игроки согласились со мной. Казалось, все рассчитано правильно. Но это только казалось...

Интересный момент в управлении командой. Теоретически расчет был верен, а психологический момент не бьш учтен. В каком же плане была допущена ошибка?

За 3-4 минуты до конца встречи мы выигрывали у спартаковцев что-то около 10 очков. Ленинградцы весь второй тайм догоняли нас. И их погоня увенчалась успехом. Они сравняли счет за 12-15 секунд до финального свистка. Значит, инициатива была на стороне спартаковцев, психологически они чувствовали себя победителями.

Видимо, я не учел состояния психологической подавленности наших ребят. Рассчитывал, что в дополнительной пятиминутке они смогут собраться. А получилось наоборот: у наших баскетболистов не хватило боевитости на последние минуты, и спартаковцы на нашем поле выиграли этот принципиальный матч. Вот вам минутный перерыв, который, казалось бы, должен был принести какую-то пользу.

Мяч в руках Александра Белова... Воспитанник ленинградского "Спартака" на последних секундах встречи принес победу советской сборной на Олимпийских играх в Мюнхене

Тренер команды, естественно, всегда виноват в поражении.

Если бы я не взял минутный перерыв, не советовал бы держать мяч, а сказал, чтобы пробивали штрафные за 12 секунд до конца, то один из этих двух штрафных наверняка был бы реализован. Мы бы имели 1 очко перевеса в счете. Правда, тогда оставалась опасность со стороны А. Белова. За 12 секунд он мог успеть получить мяч и сделать бросок по корзине. Но тем не менее все это рассуждения после матча. А матч мы проиграли. Значит, вина тренера в управлении командой налицо.

Бывают ситуации, когда минутный перерыв берется, так сказать, в учебно-тренировочных целях. Остается играть до конца первой половины, скажем, 7-8 секунд, и ваша команда вводит мяч из-за боковой линии. В этом случае, как и в конце матча, тоже целесообразно взять минутный перерыв, чтобы рассказать игрокам, кто должен выбросить мяч, кто и кому ставит заслон. Такие перерывы, я думаю, следует практиковать. Они приносят не только сиюминутную пользу. Баскетболисты привыкают выполнять, как говорится, "с листа", не разученные заранее комбинации, осуществлять на площадке тренерские решения. Это очень важный момент. Большой мастер должен воплотить в жизнь идею тренера, сделать тактический ход без длительной подготовки.

Как практически тренер объясняет игрокам свою задумку? Американские тренеры во время минутных перерывов часто достают макетик площадки и на нем показывают, кто куда должен двигаться и кто кому ставит заслон. Можно объяснить баскетболистам свою мысль и абстрактно, теоретически. Наши игроки в уме хорошо представляют себе ситуацию, которая возникает на площадке.

Минутный перерыв в конце первого тайма полезен не только в учебно-тренировочном плане. Такой тайм-аут нужно использовать для того, чтобы выиграть первую половину встречи, если, конечно, для этого имеются реальные условия. Психологически очень важно уйти на перерыв, захватив инициативу. А инициатива, как правило, заключается прежде всего в результате. Поэтому если команда, скажем, догоняла соперника и уходит на перерыв с разницей в счете до 2-3 очков, то это уже психологическое преимущество. А если игроки сумели достать противника и даже выиграть первый тайм, то это говорит о том, что инициатива была полностью на вашей стороне.

Иногда такая инициатива усыпляюще действует на игроков. Но все-таки владеть инициативой, а значит, верить в свои силы чрезвычайно важно, и об этом забывать нельзя. И если есть в запасе минутный перерыв, который можно использовать для завоевания преимущества в счете, для овладения инициативой, то это надо сделать.

Итак, последние минуты матча могут принести немалую пользу. И мы практически используем тайм-аут на последних минутах игры и в товарищеских, и в календарных, матчах.

В ходе встречи случается и так, что команда побеждает, но тренер замечает среди игроков какой-то разлад. Правда, не настолько, чтобы это привело к катастрофе. Брать ли тут минутный перерыв?

Приведу пример, когда такой минутный перерыв повлек за собой поражение нашей команды. То был матч первого круга чемпионата страны 1972 года между командами московского "Динамо" и ЦСКА. Игра проходила на нашем поле, во Дворце тяжелой атлетики ЦСКА. Мы выигрывали с разницей 13-14 очков. Оставалось играть 10-12 минут второй половины встречи. И вот здесь создалась тревожная ситуация. Я почувствовал, что игроки нашей команды несколько расслабились. Они стали небрежно бросать мяч по корзине, допустили несколько ошибок в передачах, не спешили возвращаться в защиту. Видимо, игроки уверовали в то, что победа уже в кармане.

Действительно, в тот момент счет матча не предвещал никаких неприятностей нашей команде. Но когда динамовцы сократили разницу в счете до 6-7 очков, я взял минутный перерыв, чтобы успокоить своих игроков. Потребовал от них провести концовку матча собранно, с большей ответственностью, с желанием.

Получилось, однако, все наоборот. Этот минутный перерыв дал понять соперникам, что команда ЦСКА растерянна, что тренер команды волнуется за исход поединка, так как вынужден использовать последний минутный перерыв во встрече. Динамовцы воспрянули духом. И, кроме того, динамовский тренер получил возможность нацелить свою команду на победную концовку. Не думаю, чтобы этот минутный перерыв окончательно предрешил исход матча в пользу динамовцев, но тем не менее нам он не помог. Команда продолжала, как говорится, катиться под откос, и мы проиграли матч.

Анализируя на следующий день, после бессонной ночи, игру команды, и прежде всего свои действия, я пришел к выводу, что мог обойтись и без этого злополучного минутного перерыва, что я как тренер допустил ошибку. К подобному выводу часто приходишь в том случае, когда команда проиграла.

Расскажу о другой ситуации, когда тренер видит, что его команда устала, но продолжает выигрывать. Тренер прекрасно знает, насколько еще баскетболистам хватит сил, долго ли они сумеют поддерживать высокий темп. Он учитывает не только их физическое, но и психическое состояние. При благоприятном для команды течении матча баскетболисты даже в процессе игры могут найти силы для того, чтобы восстановиться.

Итак, если вы видите, что игра складывается для вас удачно и соперники устали еще больше, чем ваши подопечные, то останавливать игру нецелесообразно: перерыв может больше помочь соперникам. Он даст им определенные возможности восстановиться физически и найти какие-то тактические контршансы.

Можно привести как пример встречу с командой киевского СКА в заключительном туре чемпионата страны 1973 года в Минске. Этот матч имел для нас немалое значение, потому что победа приносила нам звание чемпионов страны за три тура до конца чемпионата. В таких матчах игроки всегда волнуются. Я тоже, конечно, был взволнован не меньше баскетболистов. А дополнительная нервная возбужденность, как известно, отнимает значительно больше сил, чем их требуется в спокойной обстановке.

Был такой момент в первом тайме матча, когда наша команда никак не могла оторваться от соперника в счете. Игра все время шла очко в очко. На каждый забитый нами мяч киевляне отвечали успешным броском: то их центровой Н. Сушак, активно играя под щитом, поражал нашу корзину с близкой дистанции, то В. Новиков накрывал цель бросками со средней дистанции. Очень хорошо в этом матче играл и 3. Хромаев, защитник киевской команды.

Казалось, надо бы остановить встречу, перестроить игру, успокоить ребят, чтобы наше превосходство в мастерстве получило реальное воплощение в результате. Тем не менее я не взял минутного перерыва, и вот по каким причинам.

Я заметил, что киевляне к концу первого тайма, преодолевая наш прессинг и постоянное скоростное давление, начали уставать. И ждал, что вот-вот произойдет спад в их игре и наша команда сможет хотя бы немного оторваться в счете и выиграть первый тайм.

Так оно и. получилось. Киевляне поддерживали равенство ценой огромных физических усилий, но на 13-15-й минуте явно устали. В этой ситуации брать минутный перерыв было бы нецелесообразно: короткая передышка дала бы противнику возможность отдохнуть и восстановить свои силы. Поэтому я не остановил матча. Нашим баскетболистам пришлось потрудиться на пределе сил, но зато у нас оставались дополнительные ресурсы. Ведь мы чаще соперников делали замены, а кроме того, в физическом плане наши игроки были подготовлены отменно. Да и вообще баскетболист, который превосходит соперника по классу, по мастерству, всегда расходует меньше физической и психической энергии, чем его оппонент.

К концу тайма мы оторвались от соперников в счете очков на восемь-десять, а в итоге выиграли важный для нас матч и стали чемпионами Советского Союза.

Как я уже говорил, нецелесообразно тратить минутный перерыв на исправление индивидуальных ошибок одного игрока. Обычно здесь лучше или подсказать со скамейки, или заменить игрока. Однако сделать это не всегда удается. Бывают случаи, когда замена игрока на последних секундах матча может решить исход встречи. Вот тогда жалеть последний минутный перерыв не нужно. Минутная остановка и должна помочь новому игроку без ошибки провести концовку - так, как требуется команде, как хочет тренер.

Мне вспоминается матч первого круга чемпионата страны 1973 года с эстонским "Калевом в Москве, который закончился с разницей всего лишь в 1 очко. Наша команда очень долго проигрывала и лишь в конце встречи сравняла счет.

Наш новый центровой Н. Дьяченко ни в первой, ни во второй половине встречи никак не мог приноровиться к подвижным и техничным эстонцам, и, по существу, борьбу под щитом вел только один высокий игрок нашей команды В. Петраков. Он нередко ошибался, допустил несколько потерь при передачах мяча, промахивался при бросках по кольцу, но заменить его было некем.

Чтобы сохранить на площадке Петракова и чтобы он принес максимум пользы команде на финише матча, я взял минутный перерыв. Рассказал Петракову, как он должен опекать П. Томсона, который наделал нам очень много неприятностей в этой встрече. Объяснил, как нужно прикрывать Томсона при бросках со средней дистанции, при проходах по лицевой линии и под щитом. Напомнил также Петракову, что он должен делать в нападении.

Надо сказать, что Петраков грамотно, правильно использовал советы, минутный перерыв помог ему разобраться в своих действиях и хорошо провести концовку. Этот пример говорит о том, что иногда минутный перерыв берется и для одного игрока. Все зависит от ситуации, которая возникает на площадке.

Интересно, что в памяти прочнее сохранились не те замены, которые принесли команде победу, помогли выиграть, и не минутные перерывы, которые способствовали успеху. Эти замены и минутные перерывы прошли незаметно, на них не останавливали своего внимания ни журналисты, ни присутствовавшие на матче баскетболисты. Запомнились лишь те замены или минутные перерывы, которые были сделаны или взяты не вовремя и повлекли за собой хотя бы временное снижение эффективности игры или даже поражение. На таких моментах обычно акцентируют внимание все присутствующие в зале: пресса, игроки, зрители и т. д. И сам тренер, естественно, такие ошибки себе не прощает, не забывает, так же как и проигранные матчи.

На чемпионате страны 1958 года я бьи в качестве тренера рижской команды СКА. Матч в Ленинграде с московскими динамовцами складывался тяжело, напряженно. Мы тогда играли в основном через Я. Круминьша, нападали медленно, позиционно, настроились на неторопливую игру. Наша защита не выдерживала активности московского нападения, не успевала нейтрализовать быстрые атаки москвичей, и мы проигрывали в темпе. Поэтому я взял минутный перерыв.

Намерения мои были благими. Я собирался перестроить защиту команды, перейти к зонной обороне и потребовать от игроков более спокойной, позиционной игры, в которой в тот период времени мы были, пожалуй, лучшими в стране. Но рижане играли настолько плохо, что, взяв тайм-аут, я дал волю своему гневу и, вместо того чтобы подробно рассказать, как и что нужно делать, начал ругаться. Отчитывал за ошибки одного, второго, третьего... Стыдил за потери мяча, неудачные броски. На этот шум и крик потратил весь перерыв. А когда он закончился, капитан нашей команды Майгонис Валдманис в спокойном тоне задал мне вопрос: "А как же мы будем играть, товарищ тренер?"

М. Валдманис в то время был не только капитаном рижской команды, но и капитаном сборной СССР. Очень опытный игрок, один из выдающихся защитников страны, очень техничный, быстрый и в то же время исключительно тактичный, корректный. Он никогда не повышал голоса, не позволял себе сказать кому-либо грубое, дерзкое слово. И вот после его вопроса я так и остался стоять с открытым ртом, а команда пошла продолжать игру.

Тот эпизод многому меня научил, и впредь я уже не решался только отчитывать игроков во время тайм-аута, а тратил его прежде всего на то, чтобы исправить недостатки в игре. Минута - это всего 60 секунд, 60 мгновений. Их нужно использовать и для восстановления физических сил, и для подкрепления психической уверенности игроков в успехе команды, и для решения технико-тактических задач. Поэтому важно не терять ни секунды. Нужно, чтобы игроки не шли кое-как к своему тренеру, а быстро сгруппировывались вокруг него и внимательно слушали.

Еще один момент. Желательно, чтобы во время минутного перерыва, на этом кратком производственном совещании, вокруг тренера группировались не только те баскетболисты, которые в данный момент играют на площадке. Почему-то у нас принято давать указание только играющей пятерке. А нужно, чтобы вставала вся скамейка запасных и выслушивала замечания, которые делает тренер.

Запасные баскетболисты в любую минуту могут вступить в бой. Они обычно знакомы с установками на игру, с ее планом. Но вот указаний тренера в моменты его оперативного вмешательства в игру, изменений в плане они могут не знать, если не встают со скамейки в минутных перерывах.

Первое, что нужно сделать в тайм-ауте, это дать оценку действиям команды в целом. Сказать подопечным, что они правильно играют, хорошо выполняют задуманный план или, наоборот, не справляются с поставленными задачами, играют неверно, плохо. Затем следует оценить действия команды и отдельных игроков в защите. Отметить просчеты, допускаемые командой, и рассказать о том, как следует защищаться в дальнейшем.

После этого нужно коротко разобрать и действия в нападении. Если необходимо, то дать задание перестроить игру в нападении, объяснить, через каких баскетболистов больше атаковать. Со скамейки тренер видит, кто именно из соперников не справляется с опекой игроков, с помощью каких комбинаций выгоднее заканчивать атаки, как лучше использовать скоростные качества своих игроков.

Если команда противника, скажем, быстрее, то, может быть, следует перейти на позиционную игру. Или, например, кто-то из баскетболистов допускает ошибки в передачах, в бросках или в опеке, или проявляет излишнюю инициативу, которая идет во вред команде. В этом случае ошибающемуся игроку-уже после того, как командные замечания были сделаны, - надо сказать о его просчетах. При этом не нужно заострять внимание на неудачах или сообщать, что вот, мол, ты ошибся столько-то раз, потерял мяч, - это он и сам знает. Подобные замечания будут только еще больше его нервировать. Игроку надо объяснить, почему его ошибкимешают команде провести те или иные действия в защите или нападении. Указать эти действия конкретно. А затем объяснить причины ошибок и подсказать, как их исправить.

Тренер должен беседовать с игроками уверенно, деловито, конкретно и спокойно. Спокойствие тренера, его уверенность хорошо влияют на стойкость игроков, на волю команды.

В тайм-ауте слово имеет прежде всего тренер. Игроки тоже могут разговаривать и, мне думается, даже должны разговаривать, помогать советом и словом друг другу. Но уже после тренера.

Кстати, о разговорах игроков во время матча. Чаще всего спортсмены играют молча и не помогают один другому советами. Думается, что это существенный недостаток. Ведь наши баскетболисты встречаются с соперниками не только в своей стране, но и за рубежом, где местные команды не знают русского языка. Там такие советы, словесная взаимопомощь могут явиться большим подспорьем. Но даже тогда, когда соперники понимают ваши разговоры, все равно вовремя данный совет, короткая и негромкая подсказка помогут партнеру сыграть лучше, вернее.

В связи с этим мне вспоминается игра центрового команды ЦСКА и сборной страны Виктора Зубкова. Это был интересный, одаренный игрок. Несмотря на свой сравнительно небольшой для центрового рост (202 см), Виктор был довольно стабильным и солидным центром. Кроме высокой техники игры, и в частности замечательного броска крюком, он обладал редким умением своевременно взаимодействовать с партнерами и в защите и в нападении.

В нападении через В. Зубкова строилась вся игра. Он часто уходил далеко от щита в поле и отлично раскидывал мячи, чувствуя намерения партнеров. А в обороне возглавлял игру товарищей. Задача центрового - цементировать игру защиты. Он - стержень обороны, ее последний опорный пункт. Так же, как, скажем, вратарь в футболе. И поэтому от его действий, от умения помочь товарищам во многом зависит прочность защитных построений.

Зубков превосходно ориентировался на площадке, хорошо видел поле и всегда оказывал товарищам поддержку своими советами. Если он видел, что его партнер по защите попал в трудное положение, то подсказывал товарищу: держи, мол, лицевую линию, я тебе подстрахую середину; закрой правую сторону, я тебе помогу слева; пропусти его сюда, я здесь его встречу. Такие подсказки Зубкова во многом способствовали тому, что партнеры начинали чувствовать себя более уверенно, смелее играли в защите и оборона делалась более агрессивной, цепкой, стойкой.

Когда команда сыгрывается, подобные замечания становятся более краткими, более лаконичными. Игроки начинают понимать друг друга с полуслова. Большой мастер баскетбола должен уметь подсказывать товарищам во время матча. Это умение нужно воспитывать у игроков на тренировках, так как оно приносит значительную пользу в соревнованиях.

В заключение хочется еще раз повторить: не берите тайм-аута бесцельно, только для того, чтобы подойти к команде. Это подрывает веру игроков в полезность минутных перерывов и в деловитость тренера.

В финале чемпионата мира 1982 года мы выигрывали у команды США 7 очков за полторы минуты до финальной сирены. И здесь я взял минутный перерыв. Я сказал ребятам: "Три раза мы можем держать мяч по 30 секунд и, даже если ничего не забьем, - победим. Не рискуйте и не ошибайтесь". Казалось бы, все правильно, но ведь и соперник смог за эту минуту принять правильное решение. Американцы бросились в такой прессинг, так ошеломили наших ребят, что они умудрились пять раз потерять мяч в простейших ситуациях. И только ценой невероятных усилий мы удержали победу и стали чемпионами мира. Долго я буду помнить тот злополучный тайм-аут. Ведь он помешал команде спокойно победить и лишь обострил игру.

В чемпионате СССР 1984 года команда ЦСКА встречалась в каунасском туре с "Жальгирисом". Матч был принципиальный, за лидерство в группе. Армейцы стартовали без В. Ткаченко, и каунасцы со старта захватили инициативу, повели в счете. Уже готовился войти в игру Ткаченко, но остановки в матче не предвиделось. Тогда после забитого "Жальгирисом" мяча армейские тренеры попросили тайм-аут. В эту минуту Ткаченко был введен в бой, и картина игры сразу изменилась. Армейцы выиграли матч. И тайм-аут был как нельзя кстати.

 

Замены игроков

24-10-2005 19:39

автор:

источник:


Ситуаций, в которых тренеры заменяют игроков, так много и они настолько разнообразны, что рассказать о всех, видимо, невозможно. Я хочу остановиться на типичных, с моей точки зрения, заменах, которыми пользуются многие тренеры в наиболее часто встречающихся ситуациях.

Первый случай наиболее типичен: игрок устал и ему тре- буется отдых для восстановления сил. Все здесь как будто предельно ясно. Однако присмотритесь к действиям тренеров: каждый решает задачу по-своему. Одни дают игрокам длительный отдых, другие сажают подопечного на скамейку всего на 30-40 секунд.

Очень часто, например, заменял Александра Белова тренер ленинградского "Спартака" Владимир Кондрашин. Это было вызвано, видимо, и желанием дать сильнейшему нападающему восстановиться, и стремлением сбить темп игры, и в какой-то степени боязнью того, что без Белова, если он долго будет находиться на скамейке запасных, команда не сможет противостоять сопернику. Другие тренеры делают замены на более длительное время, дают игрокам отдыхать по 5-7 минут.

Если в команде равноценный состав игроков, то замены могут быть даже заранее запланированы. Плановые замены позволяют тренеру использовать в матче всех игроков команды, не делить их на основных и запасных. В турнирах, где требуется распределение сил на длительное время, следует особенно бережливо относиться к лидерам команды, при первой возможности давать им отдых. Применение плановых замен, бесспорно, будет способствовать успешному выступлению команды.

В сборной страны и в команде ЦСКА применялись в турнирах плановые замены. Мы выпускали на поле новых игроков звеньями - парами защитников и тройками нападающих во главе с центровым. Это позволяло поддерживать высокий темп, активно нападать, в обороне применять прессинг, играть с полной отдачей сил в короткие промежутки времени. Режим игры зависел от игровой интенсивности. Чем больше интенсивность, тем короче пребывание игрока на площадке. Благодаря таким заменам мы могли вносить коррективы в тактику игры в зависимости от стиля игры баскетболистов, от их возможностей, от их тактической и технической подготовленности и от того, как скомплектованы звенья.

Выступая на чемпионате мира в Уругвае в 1967 году, сборная команда СССР имела в своем составе две пары защитников - Ю. Селихов с А. Травиным и 3. Саканделидзе с С. Беловым. Трое защитников - Селихов, Травин и Саканделидзе - подвижные, быстрые игроки, на долю которых выпадала активная борьба с применением прессинга по всей площадке. Естественно, что такой прессинг изматывал, скажем, Селихова с Саканделидзе, и поэтому режим игры этих баскетболистов сводился к 6-7 минутам пребывания на поле с последующим отдыхом. Другая пара защитников - Белов и Травин - играла в обороне позиционно, и поэтому режим их игры был другой: 10-12 минут на поле.

Безусловно, плановые замены имеют большое преимущество перед заменами, так сказать, вынужденными. Однако нередко, особенно в ответственных поединках, когда решается судьба чемпионата, от плановых замен приходится отказываться.

Во время Токийской олимпиады 1964 года мы уже готовили игру звеньями. В нашей сборной было два состава игроков передней линии. Одно звено более быстрое, подвижное, хорошо применявшее активные формы защиты и нападения. Сюда входили А. Петров, Г. Вольнов и Ю. Корнеев. И второе звено более медленное, в котором играли Я. Кру-минып, В. Муйжниекс и Я. Липсо.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.)