АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная тематика лекций , семинаров и контрольных занятий

Читайте также:
  1. II. Тематика курса
  2. II.Примерная тематика курсовых работ
  3. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  4. IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  5. IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
  6. IV. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
  7. IV. Результаты контрольных испытаний
  8. VII. Самоанализ проведенных лекций и практических занятий
  9. VIII. Места занятий, оборудование и спортивный инвентарь
  10. АКТ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУДОБСТВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ПЕРЕРЫВА ЗАНЯТИЙ, ОТСРОЧКИ ИЛИ РОСПУСКА НАСТОЯЩЕГОПАРЛАМЕНТА 10 мая 1641 г.
  11. Анализ статистических данных. Построение контрольных листков
  12. Аудиторных занятий

МОДУЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (первая треть)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Модуль 1

 

Система баллов по дисциплине

 

Студенты обязаны самостоятельно выбрать приемлемый алгоритм прохождения курса. И решить, на какую оценку\балл они могут претендовать, посчитав примерное количество баллов, необходимое для достижения того или иного результата. Претензии о малом количестве набранных баллов не принимаются. Пропущенные занятия (лекции, семинары и т.п.) «отрабатываются» путем наращивания баллов по другим испытаниям, по выбору.

В качестве аванса все студенты получают сразу по 152 балла. Этот аванс необходимо, как минимум, отработать в течение семестра. Максимум – набрать в два раза больше. СТУДЕНТ, по уважительным причинам (необходимо наличие медицинской справки) отсутствовавший на семинаре или лекции не лишается авансового балла, если на следующем занятии покажет преподавателю, соответствующие конспекты.

Таблица соответствия баллов и шкалы оценок по 5-ой СИСТЕМЕ
271 – 300 баллов_______________________________________ ________отлично
211-271 балл___________________________________________________ хорошо
151 – 210 балл________________________________________ удовлетворительно
150 и ниже_________________________________________ неудовлетворительно

1. Чтобы получить «автоматом» оценку, соответствующую «удовлетворительной», необходимо посетить все лекции (9 лекций x 1 балл=9 баллов), семинары (10 семинаров x 11 баллов без выступления=110), присутствовать на спецсеминаре «научно-исследовательские эссе» (11 баллов), пройти «семинар-тестирование» (набрав по сумме заданий не менее 11 баллов), на семинаре «проверка конспектов лекций и выписок к семинарам» получить за степень прилежания (старания и усердия) не менее 11 баллов. ИТОГО: 152 баллов, что соответствует нижнему пороговому значению за «посредственный результат» в обучении. Верхний порог удовлетворительной оценки – 210 баллов. Студенты, набравшие ниже 150 баллов, претендовать на выставление «удовлетворительной» оценки автоматом не могут, с них снимаются все накопленные баллы. Они сдают в обязательном порядке (в конце семестра) обычный экзамен, на котором они должны подтвердить свои знания на оценку не выше чем «удовлетворительно».

 

Студенты, не удовлетворенные выставленной оценкой «3», могут ее попытаться повысить до «4» двумя способами:

 

1. В течение семестра, в установленные преподавателем сроки, путем сдачи экзамена с учетом набранных баллов в течение семестра. Полученные в этом случае экзаменационные баллы плюсуются с семестровым результатом. Максимальное количество баллов, которые имеет вам право поставить преподаватель на экзамене 62. При этом семестровый результат должен быть не ниже 152 баллов.(152 балла +62 балла= 214 баллов). Но это в идеале. В реальности он должен быть как можно выше. Ибо 62 балла - это отличная оценка. При таком низком семестровом балле, 62 балла получить на экзамене такое количество баллов отстающему студенту бывает практически нереально. А любой результат ниже 62 баллов лишает его права на оценку «хорошо» и возвращает его к «удовлетворительной» оценке.

2. В течение семестра, в установленные преподавателем сроки, путем сдачи экзамена с отказом от всех набранных баллов. В этом случае студент сдает экзамен, как говорится, с чистого листа. Но в этом случае результат может быть непредсказуемым: можно получить и «хорошо», но есть риск получить и «двойку». Оценка в этом случае заносится в ведомость по факту набранных баллов ТОЛЬКО на экзамене.

 

 

Таблица (минимум для «троечников»)

 

                      11эсс 12тесты 13конспекты    
                                               
                                               

 

1 графа – номера занятий. С 1 по 9 лекции, с 1 по 10 семинары, 11 – семинар по эссе, 12 –семинар-тестирование, 13 – семинар по конспектам, 14 – экзамен для студентов, повышающих оценку с «4» до «5», 15 – экзамен для студентов, повышающих оценку с «3» до «4»

2 графа – минимальные баллы

***************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

2. Чтобы получить автоматом оценку, соответствующую «хорошей», необходимо посетить все лекции (9 лекций x 1 балл=9 баллов), семинары (10 семинаров x11 баллов без выступления=110 + получить бонусы за выступление на семинарах.

 

Бонусы за работу на семинаре:
Активность (подсчитывает тьютер): 5 баллов – за одно выступление, 6 баллов – за два выступления, 7 баллов – за три выступления, 8 баллов – за четыре выступления, 9 баллов – за пять выступлений, 10 баллов – за шесть выступлений, 11 баллов- за семь и более выступлений.
Содержательность выступлений (добавляет при необходимости преподаватель): до 5 баллов персонально за персональное участие.  

 

подготовить эссе к спецсеминару «научно-исследовательские эссе» (до 24 баллов), пройти «семинар-тестирование» (набрав по сумме заданий не менее 11 баллов) на семинаре «проверка конспектов лекций и выписок к семинарам» получить за прилежание (старание и усердие) (до 24 баллов). ИТОГО: 210-211 баллов, что соответствует нижнему пороговому значению за «хороший результат» в обучении. Верхний порог «хорошей оценки» – 271балл.

 

Студенты, не удовлетворенные выставленной оценкой «4», могут ее попытаться повысить до «5» двумя способами:

 

  1. В течение семестра, в установленные преподавателем сроки, путем сдачи экзамена с учетом набранных баллов в течение семестра. Полученные в этом случае экзаменационные баллы плюсуются с семестровым результатом. Максимальное количество баллов, которые имеет вам право поставить преподаватель на экзамене 62. При этом семестровый результат должен быть не ниже 210 баллов.(210 баллов +62 балла= 272 балла). Но это в идеале. В реальности он должен быть как можно выше. Ибо 62 балла – это по максимуму отличная оценка. И получить на экзамене такое количество баллов студенту бывает практически нереально. А любой результат ниже 62 баллов лишает его права на оценку «отлично» и возвращает его к «удовлетворительной» оценке.

2. В течение семестра, в установленные преподавателем сроки, путем сдачи экзамена с отказом от всех набранных баллов. В этом случае студент сдает экзамен, как говорится, с чистого листа. Но в этом случае результат может быть непредсказуемым: можно получить и «хорошо», но есть риск получить и «двойку». Оценка в этом случае заносится в ведомость по факту набранных баллов ТОЛЬКО на экзамене.

 

*********************************************************************************************************************************************************************************************************************

 

3. Чтобы получить автоматом оценку, соответствующую «отличной», необходимо посетить все лекции (9 лекций x 1 балл=9 баллов), семинары (10 семинаров x11 баллов без выступления=110 + получить бонусы за выступление на семинарах.

 

Бонусы за работу на семинаре:
Активность (подсчитывает тьютер): 5 баллов – за одно выступление, 6 баллов – за два выступления, 7 баллов – за три выступления, 8 баллов – за четыре выступления, 9 баллов – за пять выступлений, 10 баллов – за шесть выступлений, 11 баллов- за семь и более выступлений.
Содержательность выступлений (добавляет при необходимости преподаватель): до 5 баллов персонально за персональное участие.  

 

подготовить эссе к спецсеминару «научно-исследовательские эссе» (получив бонус до 24 баллов), пройти «семинар-тестирование» (набрав до 24 баллов), на семинаре «проверка конспектов лекций и выписок к семинарам» получить за прилежание (старание и усердие) до 24 баллов на оценку «отлично». ИТОГО: не менее 271 балла, что соответствует нижнему пороговому значению за «отличный результат» в обучении. Верхний порог «отличной оценки» – 300 баллов.

 

Примечание:

В ряде случаев, преподаватель оставляет за собой право поощрять наиболее талантливых и заинтересованных в учебе студентов (претендующих на «отличную» оценку) персональными бонусами до 40 баллов. Либо, чтобы убедиться в правильности выбранного решения, дать студенту, претендующему на отличную оценку, дополнительное задание.

*********************************************************************************************************************************************************************************************************************

  1. ШКАЛА ОЦЕНОК на экзамене (из расчета 62 баллов максимум)

 

Оценка Тест(10вопросов) Фабульный пересказ Ответ на вопрос При сложении сумма
  14 балов (не менее 9 правильных ответов из 10) 10 балов 30-38 не менее 54 баллов, но не более 62
  11 баллов (не менее 7 правильных ответов из 10) 7 баллов 20-29 Не менее 38 баллов, но не более 47
  4 балла (не менее 5 правильных ответов) 2 балла 10-19 Не менее 16 баллов, но не более 25
      - Менее 10 баллов

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Модуль 2

Примерная тематика лекций, семинаров и контрольных занятий

 

Лекции (9 лекций)

 

Лекция 1 Литературная ситуация первой трети XIX века(примерно соответствуют 1 и 2 вопросам из «списка вопросов к экзамену»)
Лекция 3. Крылов, Грибоедов, Рылеев (3, 6, 7) Лекция 4. Жуковский и Батюшков (4-5 вопросы) Лекция 5-6 Пушкин (8-16 вопросы)
Лекция 7. Лермонтов (18-21) Лекция 8-9 Гоголь (22-26)   Примечание: 1. в рамках предложенных тем могут читаться, как обзорные лекции, так и монографические, посвященные отдельному жанру или литературному памятнику. 2. Лекции, отмененные не по вине студентов (праздничные дни, субботники и проч.) засчитываются как проведенные, за них все студенты автоматические получают 1 балл     2. Семинары и контрольные занятия (15 занятий)   Занятие 1 (организационное)     Занятие 2   Роман «Евгений Онегин» (история создания и эпоха)   (по книге Лотмана Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983 (год издания может быть иным)   1. Выписки: используя справочную литературу, дайте определение следующих терминов: роман, роман в стихах, творческая история, прототип, строфа, онегинская строфа, комментарий и его виды 2. Выписки: хронология работы Пушкина над романом (стр.16-17) 3. Выписки: внутренняя хронология романа (стр.18 -23) 4. Выписки: проблема прототипов (23-31) 5. Выписки: дворянский быт онегинской поры (стр.36-111)   Ко 2-му, а также к 3-5 занятиям необходимо скачать (см. раздел "документы" в группе «В контакте») заархивированную папку под названием «Евгений Онегин»).   Разархивировать ее. Она состоит из 3 папок и 2 файлов. В папках содержатся цифровые версии книг, рекомендованные к семинарам по роману «Евгений Онегин». Файлы содержат библиографию и рекомендации к 3-5 занятиям.   № 1. Лотман Ю.М. Комментарий к роману А С Пушкина 'Евгений Онегин', 1983, Книга профессора Тартуского университета Ю. М. Лотмана (первое издание в 1980, неоднократно переиздавалось, есть издания непосредственно и в сборниках работ Лотмана о Пушкине. Очень широко представлен в сети, в нашей папке представлен в различных форматах –doc, txt, pdf,). Ю. М. Лотман исходит из представления об «исключительной сложности структурной организации “Евгения Онегина”, в котором «текст и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном отражении, перекликаются намеками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять “Евгения Онегина”, не зная окружающей Пушкина жизни, — от глубоких движений идей эпохи до “мелочей” быта — невозможно. Здесь важно всë, вплоть до мельчайших черточек». Именно поэтому в центр комментария выдвинута именно бытовая сфера, хотя Ю. М. Лотман одновременно касается и других сторон современной Пушкину действительности, представление о которых необходимо для адекватного понимания текста романа. Более того, не ограничиваясь построфным комментарием, он вводит большой раздел «Очерк дворянского быта онегинской поры», помогающий создать у читателя «Евгения Онегина» цельное представление о бытовом укладе эпохи, так или иначе отразившемся в нем.     № 2. Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С.Пушкина Евгений Онегин. М., 1932 Пособие для учителей представителя московской культурно-исторической школы, профессора Н. Л. Бродского: ""Евгений Онегин". Роман А. С. Пушкина", пятикратно изданное (1932, 1937, 1950, 1957, 1964) и ставшее классическим в советском литературоведении. «Евгений Онегин», — писал Бродский, — «итог раздумий гениального представителя побежденного класса и отражение картин давно умершего быта — для нашего времени стал своего рода “Божественной комедией” Данте: так много в нем архаики; подробностей, требующих разъяснения; терминов, мало кому понятных; деталей, без специального комментария остающихся темными» Такой «палеонтологический» подход характерен для комментария Бродского, особенно в его первом издании: роман Пушкина, хотя и признается «вершинным памятником дворянского искусства прошлого века», рассматривается прежде всего как произведение, навсегда отошедшее в прошлое и целиком ему принадлежащее» В последующих изданиях автор освобождает свой комментарий, хотя и не до конца, от свойственного советскому литературоведению 30-х годов вульгарного социологизма, очень заметного в его первом издании. В сети и в нашей папке представлено первым изданием в формате DJVU (для электронных библиотек, для чтения необходимо скачать специальную программу, например, DjVu Reader.)   № 3 Набоков В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Спб.1989В сети и в нашей папке представлено первым изданием в форматах DJVU и FB2(для электронных библиотек, для чтения необходимы скачать специальные программы, например, DjVu Reader, CoolReader и др.), а также txt. Имеет фундаментальное значение прежде всего для англоязычных читателей. Много в комментарии Набокова объяснений реалий, непонятных прежде всего для иноязычного читателя, переводов русских произведений, упомянутых в «Евгении Онегине», и т. д. — то есть того, что рассчитано прежде всего на знакомящихся с пушкинским романом в переводе. Есть здесь и свои издержки: излишне подробные рассуждения, неоправданные домыслы, иногда слишком резкая полемика с предшественниками (особенно достается Бродскому). Но всë это искупается любовью к своему предмету, глубиной знаний писателя, тонкостью наблюдений. Особенно интересны для нас сближения пушкинского текста с соответствующим западноевропейским материалом разных эпох, как, например, интересные параллели к предсмертной элегии Ленского, дополняющие те, которые были установлены прежде. Любопытны также наблюдения Набокова над своеобразным взаимоотражением (эхо) внутри пушкинского текста (например, «Теперь сомненья решены…» и «Ее сомнений Мартын Задека не решит…» и т. п.). Большим достоинством комментария Набокова является и то, что наряду с основным текстом широко комментируются и варианты, обычно оставляемые комментаторами «Евгения Онегина» в тени: писатель выделяет их в особые разделы своего комментария. Правда, Набоков обходит, к сожалению, пушкинские примечания к роману и даже отзывается о них довольно пренебрежительно.     Занятия 3 -5   Комментированное чтение «Евгений Онегин» ( на каждое занятие выносится комментирование только первой главы романа)   Прежде чем приступить к письменному комментированию, внимательно прочитайте файл «Как готовиться к семинарским занятиям» из разархивированной папки «Евгений Онегин» Далее: 1. Прочитать рекомендуемую к занятию главу романа или его части, обратиться к книге Лотмана (и не переписывая ее) сделать из нее выписки, содержащие комментарии к тексту романа строго по строфам. Выписки должны быть лаконичными и отражать суть комментария ученого. 2. Комментарии Бродского и Набокова (учитывая при этом, что комментаторы далеко не всегда комментируют одно и то же, подчас споря или дополняя друг друга) при необходимости использовать как дополнительные, когда Лотман либо не комментирует ту или иную строку или слово, либо у Бродского или Набокова есть информация, которая отсутствует у Лотмана. 3. На занятии обязательно должен быть текст романа, а также,по возможности, необходимо принести на занятие один из комментариев (в бумажном виде, либо на электронном носителе, используя ноутбук, планшет и другие электронные устройства), который можно будет использовать при ответе в иллюстративном порядке (как устное дополнение к вашим выпискам) Все строфы обозначены у Пушкина римскими цифрами. Для облегчения перевода в арабские используйте таблицу:   Пример комментирования:   Комментируем первую строфу, начиная с первой строки: Мой дядя самых честных правил Комментарий к этой строке у Лотмана большой… «Первая строфа романа, представляющая прямую речь героя, вводит читателя непосредственно в середину действия, которое получает, однако, продолжение лишь в конце главы с LII по LIV строфу. В. М. Жирмунский считал одним из отличительных признаков «байронической» поэмы то, что «внезапный зачин вводит нас ех abrupto <т. е. «вдруг». — Ю. Л.> в середину действия <...>, а все предварительные условия драматического конфликта (т. н. «Vorgeschichte») сообщаются задним числом, как объяснение уже совершившихся перед нами событий» (Жирмунский В. Байрон и Пушкин. Л., 1978, с. 55). Однако подчеркнуто-бытовой и сатирический характер эпизода EO придавал «байроническому» зачину пародийный характер. С этим же связано и нагнетание в первой строфе фразеологизмов разговорной речи, резко ощущаемых, благодаря начальной позиции и контрасту с элегическим эпиграфом: «самых честных правил», «не в шутку занемог», «лучше выдумать не мог», «пример другим наука».. Упоминание «черта» вносит в речь героя «щегольской» оттенок, являясь калькой с французского «Que diable t'emporte». В народной речи той поры слово «черт» обязательно заменялось эвфемизмами «прах тя побери», «провал тя побери». Чертыхание — постоянный признак речевой маски щеголя в сатирической литературе XVIII в. (ср. из письма Щеголихи: «...ты это славно прокричал — чорт меня возьми!» — Сатирические журналы Н. И. Новикова. М. — Л., 1951, с. 312). Восклицание, смысловая значимость которого подчеркнута помещением его в заключительный стих строфы, имеет еще одно значение: в момент работы над началом романа Пушкин был увлечен романом Ч. Р. Метьюрина «Мель-мот-скиталец». Роман начинается тем, что молодой Джон Мельмот отправляется «к умирающему дяде, средоточию всех его надежд на независимое положение в свете» (Метьюрин Ч. Р. Мельмот-скиталец. Л., 1976, с. 7), а кончается тем, что Скитальца уносит дьявол. Восклицание Онегина вносит, с одной стороны, в сюжетное начало романа элемент пародии, а с другой — раскрывает параллель Онегин — Мельмот как элемент самооценки героя, на которую автор смотрит иронически. Встречающееся в комментариях к EO утверждение, что выражение «самых честных правил» — цитата из басни Крылова «Осел и мужик» («Осел был самых честных правил»), не представляется убедительным. Крылов использует не какое-либо редкое речение, а живой фразеологизм устной речи той поры (ср.: «он набожных был правил...» в басне «Кот и повар»). Крылов мог быть для П в данном случае лишь образцом обращения к устной, живой речи. Современники вряд ли воспринимали это как литературную цитату» Сокращаем и оставляем главное, примерно так: «Первая строфа вводит в середину действия и имеет подчеркнуто бытовой и сатирический характер в сравнении с байронической поэмой, используются разговорные фразеологизмы по контрасту с эпиграфом,строфа завершается шокирующим включением в текст ругательства Чертыхание — постоянный признак речевой маски щеголя в сатирической литературе XVIII в.» (Лотман) Дополнение из Бродского: «ироническое применение стиха из басни Крылова «Осел и мужи» - «осел был самых честных правил». Лотман оспаривает эту точку зрения и считает, что это распространённый фразеологизм, а не цитата. Дополнение из Набокова:Строфа I воспроизводит смутно-дремотные обрывки его мыслей: «Мой дядя… честных правил… осел крыловский честных правил… истинный дворянин, но, в общем-то, дурак… лишь теперь уважать себя заставил, когда занемог не в шутку… не мог лучше выдумать — всеобщее признание… да поздно… другим хорошая наука… я и сам могу тем же кончить…» После этого переходим ко второй строфе: Так думал молодой повеса…   Занятие 6   Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:творческая история и структура, комментированное чтение (по книге Мануйлова В.А.. Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Комментарий.. – М.-Л., 1966 1. Выписки: Первые отклики из двух станов (стр 7-11) 2. Выписки: Предшественники и современники Печорина в русской и мировой литературе (стр.11-16) 3. Выписки: Творческая история романа (стр.16 -20) 4. Выписки: Спор о творческом методе (стр. 20-28) 5. Выписки: Образ Печорина, его оценка и судьба в истории русской литературы (стр.28-38) 6. Выписки: Жанр, построение, стиль романа (стр. 38 -55) 7. Выписки: комментарии к главе «Княжна Мери» (стр.156 -251)     К 6 занятию необходимо скачать (см. раздел "документы" в группе «В контакте») заархивированную папку под названием «Герой нашего времени»).     Занятие 7   Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»»: работа Гоголя над 1 и 2 томом поэмы, комментированное чтение (по книге Смирновой –Чикиной Е.С. Поэма Гоголя «Мертвые души» Комментарий. – Издание второе, исправленное, Л., 1974) 1. Выписки: Работа Гоголя над первым томом (стр. 5-26) 2. Выписки: «Мертвые души» как поэма (стр.27-47) 3. Выписки: Работа Гоголя над вторым томом(стр 199-229) 4. Выписки: комментарии к главам 1-4 (стр.47-88.)     К 7 занятию необходимо скачать (см. раздел "документы" в группе «В контакте») заархивированную папку под названием «Мертвые души»).   Занятие 8   Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: творческая история, комментированное чтение (по книге С.Фомичева Комедия «Горе от ума. Комментарий– М., 1983)   1. Выписки: творческая история (стр. 7-22) 2. Выписки: проблема заглавия (стр. 22- 32) 3. Выписки: действующие лица (стр. 32-37) 4. Выписки: место действия (стр. 37-40) 5. Выписки: комментарии к 1 главе (стр. 40 – 84)     К 8 занятию необходимо скачать (см. раздел "документы" в группе «В контакте») заархивированную папку под названием «Горе от ума»).   Занятие 9   Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: творческая история, комментированное чтение (по книге М. И. Гиллельсон и И. Б. Мушиной. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий – Л., 1977) 1. Выписки: история создания (стр. 10-23)
  1. Выписки: история восприятия и изучения (стр.23- 61)
  2. Выписки: комментарии к заглавию и эпиграфу. а также к 1 и 2 главам (стр.61-98)
  К 9 занятию необходимо скачать (см. раздел "документы" в группе «В контакте») заархивированную папку под названием «Капитанская дочка»).   Занятие 10     Вариативное занятие. Тема будет сообщена дополнительно.     Занятие 11   «Научно-исследовательские эссе по русской литературе первой трети XIX века»   1. Только для студентов, претендующих на высокие баллы. Для остальных необходимо обязательное присутствие. 2. За каждым студентом закрепляется определенная тема (произведение, не обязательно входящее в обязательный список литературы) 3. В толковых словарях и энциклопедиях приводят несколько общих признаков эссе: относительно небольшой объём, свободное изложение проблемной сути, некоторая афористичность, разговорная интонация, образное мышление. Но это самые общие черты. В том эссе, которое предлагается вам написать, необходимо проявить не только вашу индивидуальность (это как бы само собой подразумевается), но и ваши первоначальные знания в области литературоведения. Поэтому примерный алгоритм может быть таков: а) Прочитайте внимательно текст произведения (все тексты сейчас доступны в интернете) б) Проанализируйте имеющуюся по этому произведению литературно-критическую литературу. В том числе и учебную. в) Попытайтесь кратко и лаконично определить место этого произведения в творчестве писателя и в истории русской литературы, выявить его художественное своеобразие (это может быть жанр, стиль, необычные герои, авторская позиция и т.д.). г) Попробуйте живым и нетрафаретным языком выразить свое отношение к этому произведению, описать те или эмоции или мысли, которые возникли при чтении этого произведения, в том числе и в связи с современностью. При этом вы должны избежать так называемой копипасты (механического копирования «чужого слова» из интернета). Все ваши эссе будут проверяться на «плагиат». Если вам необходима цитация, не поленитесь поставить фразу в кавычки и сделать ссылку на книгу или сайт внизу эссе в разделе «использованные источники». В противном случае не только высокие, но и обычные баллы за эссе исключены. Вам может быть поставлена оценка «ноль». 4. Ваше эссе не должно превышать объем 6 страниц печатного (не рукописного!) текста, но быть не менее 3 полных страниц в стандартном редакторе Microsoft Word 12 шрифтом через 1,5 интервала. 5. Ваша работа должна иметь титульный лист (в свободной форме), где необходимо написать название произведения, вашу фамилию и номер группы. 6. Работу эту надо выполнить в течение марта-месяца, и до 1 апреля (после 1 апреля работы приниматься не будут). Это необходимо для того, чтобы выделить лучшие работы, лучших студентов, которым будет предложено выступить со своими эссе на семинаре. 7. В бумажном виде эссе представлять не нужно. Файл с материалом нужно правильно наименовать (образец: «Петрова РЛ-12-1») и отправить мне любым удобным для вас способом: через группу «В контакте», но лучше по электронной почте (rusfilolog@yandex.ru или rusfilolog@rambler.ru). 8. Бонусы (за сданные в положенные сроки тексты эссе): Критерии: самостоятельность, оригинальность, достаточный охват прочитанных литературно-критических материалов по произведению, глубина анализа и нетрафаретность выводов, продуманность структуры работы, логическая стройность в системе аргументации, корректное использование источников (при необходимости цитирования и ссылок), точность в использовании фактов, образность языка. Эссе соответствует большинству критериев, рекомендовано к докладу на семинаре – 21-24 балла Эссе соответствует ряду критериев, есть отдельные недочеты, рекомендовано к докладу на семинаре – 15-21 балл Эссе соответствует ряду критериев, но в целом не оригинально и несамостоятельно, не рекомендовано к докладу на семинаре – 11 баллов Эссе не соответствует большинству критериев, содержит грубую копипасту – 0 баллов Набранная сумма не плюсуется к авансовой, а покрывает ее.   Занятие 12 «Тестовая работа по русской литературе»   1. Выполняется в аудитории в течение академической пары (1 час 30 минут) 2. Проводится в виде письменной контрольной работы, включающей в себя два задания. - собственно тестовое задание из 10 вопросов - дополнительное задание – как можно подробнее пересказать фабулу (последовательно развернутые в произведении основные эпизоды) одного из четырех произведений, по выбору студента.   Правильные ответы на менее, чем 5 вопросов - 0 баллов, от 5 до 6 правильных ответов - 5 баллов, от 7 до 8 баллов - 11 баллов, от 9 до 10 – 14 баллов   Дополнительное задание на тестировании (шкала баллов) Незнание большей части эпизодов или отказ от задания 0 (ноль)баллов Самое общее (поверхностное) представление 2 (два) балла Вполне достаточное (хотя и не детализированное) представление 7 (семь) баллов Детализированное представление 10 (десять) баллов   Данные по двум заданиям суммируются. Максимальное количество баллов 24 Набранная сумма не плюсуется к авансовой, а покрывает ее.   примерные образцы тестовых заданий
  1. выбор правильного ответа на знание ключевых эпизодов произведения, например, начала произведения или его финала:
Какова судьба Мцыри в финале одноименной поэмы Лермонтова? А) попал в плен Б) закончив исповедь, умер Б) совершил побег из монастыря В) вступил в бой с барсом 2. выбор правильного ответа на знание системы героев произведения: (По циклу "Вечера на хуторе близ Диканьки") Кто рассказал историю об Иване Федоровиче Шпоньке? а) Степан Курочка б) Рудый Панько в) Фома Григорьевич г) панич или "Надменный временщик, и подлый, и коварный…"- писал К. Рылеев: а) о Бенкендорфе б) о графе Воронцове в) о графе Аракчееве г) об Александре I 3. Определение героя по портретной, речевой характеристике, по ключевым фразам: "Молчалины блаженствуют на свете" Приведено высказывание а) Гончарова б)Чацкого в)Герцена г)Софьи или (По роману "Герой нашего времени") Он "был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок, одна нога была у него короче другой, как у Байрона, в сравнении с туловищем голова его казалась огромной… и т.д." Чей этот портрет? а) Азамата б) Грушницкого в) Вернера г) Печерина 4. дополнение пропущенного: (По комедии "Горе от ума") "И золотой мешок, и метит…" Вставьте пропущенное слово а) в командиры б) в адмиралы в) в генералы г) в бригадиры. 3. определение последовательности глав, частей,эпизодов, героев Укажите правильную последовательность посещения Чичиковым помещиков: А) Ноздрев, Манилов, Плюшкин, Коробочка, Собакевич В) Манилов, Коробочка, Ноздрев,Собакевич, Плюшкин Г) Собакевич, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Ноздрев Д) Коробочка, Ноздрев, Манилов, Собакевич 5. Определение ключевой предметной детали характеризующей героя: (По "Мертвым душам") Что предлагает своему гостю Коробочка перед сном? а) почитать книгу б) выпить наливки в) прогуляться г) почесать пятки 6. Определение правильного произведения по конкретной цитате: "За дело общее быть может я паду…" /примечание: можно проводить не одну, а несколько строчек из стихотворения/. Из какого стихотворения Лермонтова приведены эти строки: а) Андре Шенье б) Молитва в) Смерть поэта г) Нищи Занятие 13 «Проверка конспектов лекций и выписок к семинарам» (подведение предварительных итогов и выставление баллов «автоматом» без экзаменов)  
  1. Проходит в аудитории в течение академической пары (1час 30 минут).
  2. Тетради должны быть грамотно оформлены (на титуле стоять Ф.И.0. студента, номер группы; Перед каждой лекцией и семинаром написаны дата проведения и номер в порядке хронологии (1, 2,3 … и так далее),
  3. Заинтересованные студенты, пропустившие лекции и семинары, должны их письменно отработать (самостоятельно или опираясь на конспекты согруппников, сделав пометку, что это письменная «отработка») Преподаватель имеет право задать вопросы по отработанным конспектам с целью выяснения уровня усвоения материала.
  4. За неделю до семинара тьютер должен собрать тетради (лекционные и семинарские) у студентов группы и просмотрев конспекты, выставить за них предварительные баллы, а также при необходимости дать краткое обоснование выставленным баллам (например, отметив номера отсутствующих лекций или семинаров и т.п.).
  5. Тьютер сам определяет дедлайн (то есть день сдачи конспектов), после которого студенты не имеют право требовать от тьютера дополнительной проверки, если они не успели к сроку сдачи.
  6. Тьютер обязан подписать баллы в тетрадях студентов.
  7. Для упрощения работы тьютер должен занести полученные баллы на отдельную страницу и распечатать (Ф.И.О., лекции, семинары, сумма)
  8. Шкала:
А) Высокий уровень подготовки (достаточно полные и содержательные материалы всех занятий, соответствует оценке «отлично») –20- 24 балла максимум (складывается из двух составляющих: не более 12 баллов за лекционные тетради, и не более 12 баллов за семинарские, авансовые 11 баллов в этом случае не суммируются с общим баллом. Например: лекционная тетрадь – 10 баллов, семинарская – 10 баллов. Общая сумма: 20 баллов, которая замещает авансовую сумму в 11 баллов. Б) Средний уровень подготовки (не всегда полные и содержательные материалы, хотя и все) - 16-19 баллов, не более 8 баллов за лекционные тетради,не более 11 баллов за семинарские тетради, авансовые 11 баллов также не суммируются с полученным результатом, а замещают его. В) Низкий уровень подготовки -(не всегда полные и содержательные материалы, есть пропуски, но не более 3-х) – 12-15 баллов, не более 6 баллов за лекционные тетради,не более 9 баллов за семинарские тетради, авансовые 11 баллов также не суммируются с полученным результатом, а замещают его. Г) Очень низкий уровень подготовки – (формально оформленные материалы, пропусков не более половины занятий) – 11 баллов (в графе остается авансовый балл) Д) Неудовлетворительный уровень подготовки (формально оформленные материалы, пропусков более половины) – авансовый балл игнорируется/отбирается Преподаватель имеет право освободить тьютера от проверки тетрадей и назначить на проверку другого студента, например, старосту.Преподаватель на семинаре имеет право скорректировать выставленные тьютером баллы, проверить тетради выборочно, или полностью довериться оценкам тьютера, а также задать студентам вопросы по конспектам лекций и семинаров. Набранная общая сумма не плюсуюется к авансовой, а покрывает ее.   Занятие 14   «Письменный экзамен для тех студентов, которые не удовлетворены балльной оценкой «хорошо» и претендующих на оценку «отлично»», и тех, кто получил балльную оценку «удовлетворительно» и претендующих на оценку «хорошо»»   На экзамен в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке студент должен принести тетрадь готовности к сдаче экзамена, в которой он должен письменно (в виде кратких планов-конспектов) отразить подготовку к 27 экзаменационным вопросам курса (не менее 27 страниц обычного тетрадного формата, не менее 1 страницы на 1 вопрос).   1. Экзамен принимается в письменной форме по выбранному студентом билету, время на подготовку в течение академической пары 2. Структура билета: А) один экзаменационный вопрос (смотри список вопросов к экзамену) Б) Тестовое задание, предназначенное для проверки содержания прочитанной литературы, состоящее из 10 вопросов (смотри список обязательных к прочтению художественных текстов) В) письменный фабульный пересказ (или другими словами, пересказ последовательно развернутых в произведении основных эпизодов) конкретного произведения.   ПРИМЕР БИЛЕТА   1. Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма. 2. Тестовое задание: Из какого стихотворения В.Жуковского эти строки? «Уже бледнеет день, скрываясь за горою; шумящие стада толпятся над рекой;усталый селянин медлительной стопою идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой».А)Сельское кладбище Б)Вечер В)Лалла Рук Г)Невыразимое Кто из сподвижников Е.Пугачева предлагает повесить Петра Гринева? А)Чумаков Б) Белобородов В) Хлопуша Г) Швабрин и так далее 3. Перескажите фабулу (последовательно развернутые в произведении основные эпизоды, желательно пронумерованные 1…, 2…3.. и так далее) не менее одного или нескольких из нижеперечисленных произведений (по выбору) А) «Борис Годунов» Пушкина Б) дума «Иван Сусанин» Рылеева В) поэма «Боярин Орша» Лермонтова Г) «Станционный смотритель» Пушкина     Занятие 15   Письменный экзамен для тех студентов, которые не выполнили учебный план в соответствии с балльной системой и тех, кто отказался от учета баллов   На экзамен в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке студент должен принести тетрадь готовности к сдаче экзамена, в которой он должен письменно (в виде кратких планов-конспектов) отразить подготовку к 27 экзаменационным вопросам курса (не менее 27 страниц обычного тетрадного формата, не менее 1 страницы на 1 вопрос).   1. Экзамен принимается в письменной форме по выбранному студентом билету, время на подготовку в течение академической пары 2. Структура билета: А) один экзаменационный вопрос (смотри список вопросов к экзамену) Б) Тестовое задание, предназначенное для проверки содержания прочитанной литературы, состоящее из 10 вопросов (смотри список обязательных к прочтению художественных текстов) В) письменный фабульный пересказ (или другими словами, пересказ последовательно развернутых в произведении основных эпизодов) конкретного произведения.   ПРИМЕР БИЛЕТА   1. Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма. 2. Тестовое задание: Из какого стихотворения В.Жуковского эти строки? «Уже бледнеет день, скрываясь за горою; шумящие стада толпятся над рекой;усталый селянин медлительной стопою идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой».А)Сельское кладбище Б)Вечер В)Лалла Рук Г)Невыразимое Кто из сподвижников Е.Пугачева предлагает повесить Петра Гринева? А)Чумаков Б) Белобородов В) Хлопуша Г) Швабрин и так далее 3. Перескажите фабулу (последовательно развернутые в произведении основные эпизоды, желательно пронумерованные 1…, 2…3.. и так далее) не менее одного или нескольких из нижеперечисленных произведений (по выбору) А) «Борис Годунов» Пушкина Б) дума «Иван Сусанин» Рылеева В) поэма «Боярин Орша» Лермонтова Г) «Станционный смотритель» Пушкина   Примечание: Семинары, отмененные не по вине студентов (праздничные дни, субботники и проч.) засчитываются как проведенные, за них все студенты автоматические получают 11 баллов. За первое организационное занятие все присутствующие получают 11 баллов.  

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Модуль 3

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)