АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость

Читайте также:
  1. D. Принципи виваженості харчування та поступового розширення обсягу харчових предметів, що споживаються
  2. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  3. I. Первый (и главным) принцип оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  4. I. Первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях верхней конечности является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  5. I. Поэтому первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  6. I. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
  7. II. Методологічні засади, підходи, принципи, критерії формування позитивної мотивації на здоровий спосіб життя у дітей та молоді
  8. II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам
  9. II. Основные принципы
  10. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  11. II. Оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами
  12. II.2 Принципы деятельности и функции КБ

Одни теории сменяют другие – это очевидно. Более спорным является вопрос о их соотношении. По Куну, теории несоизмеримы [17,с.140-141]. Такой вывод кажется поспешным, особенно в свете так называемого принципа соответствия, согласно которому "теории, справедливость которых установлена для той или иной предметной области, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области как предельная форма и частный случай новых теорий" [19,с.56]. Принцип соответствия, сформулированный впервые Н. Бором, особенно успешно используется в физике [20]. Выявлено достаточно много случаев приведения в соответствие математических выражений различных теорий при проведении так называемых предельных переходов или асимптотических приближений. Так, если в формулах специальной теории относительности Эйнштейна считать с = ∞ (с – скорость света), то они становятся похожими на формулы классической механики. Если в формулах квантовой механики постоянная Планка h стремится к нулю, то они становятся похожими на формулы классической физики.

Принцип соответствия широко используется и за пределами физики [20,с.139-262], но именно в последней он представлен в своей наиболее наглядной и достаточно простой математической форме, удобной для философского анализа. Сопоставим в этой связи два выражения закона сложения одинаково направленных скоростей:

 


ν = νl + ν2

(1)


 

(механика Ньютона),


(2)


 

(специальная теория относительности Эйнштейна).

Если с ∞, то ν1ν2 /c2 0, a 1 + ν1ν2 /c2 1. В результате мы превратили формулу (2) в (1). Пора задуматься над смыслом проведенных преобразований. Согласно Куну, проведенные операции не показали соизмеримость механики Ньютона и теории Эйнштейна, ибо скорости определяются на основе понятий пространства и времени, а эти понятия в двух сравниваемых теориях принципиально отличны друг от друга [17.c.140]. "Хотя устаревшую теорию всегда можно рассматривать как частный случай ее современного преемника, она должна быть преобразована для этой цели. Преобразование же является тем, что может осуществляться с использованием преимуществ ретроспективной оценки – отчетливо выраженного применения более современной теории" [17.c.141].

Другими словами, выполняя преобразования, мы оставались в рамках теории Эйнштейна. Совершить переход из теории Эйнштейна в теорию Ньютона так и не удалось – это и означает, по Куну, что теории несоизмеримы. Тем не менее проведенные преобразования небессмысленны. Возвращаясь к ним, нетрудно убедиться, что параметр с лучше не трогать. Согласно теории Эйнштейна, скорость света в вакууме является константой, следовательно, недопустимо считать эту величину равной бесконечности. Формулы (1) и (2) похожи уже в своем первозданном виде, ибо у них общий числитель. Как показал Ю.А. Петров, в численном отношении разница между формулами тем меньше, чем ближе ν1 и ν2 к нулю; при ν1 и ν2, равных нулю, формулы (1) и (2) перестают вообще отличаться друг от друга [21,с.66-67]. Это означает, что степень адекватности теории Ньютона реальным процессам тем больше, чем меньше скорости движущихся объектов.

Итак, сопоставление двух теорий дало следующие результаты. С позиций теории относительности ньютоновская механика неадекватна реальности всегда – и тогда, когда скорости движущихся объектов велики, и тогда, когда они малы. Но степень этой адекватности может быть большей или меньшей. Смысл принципа соответствия состоит в том, что более развитая теория позволяет оценить степень основательности менее развитой теории. Соотношение более и менее развитых теорий резко асимметрично: первая дает ключ к оценке правомерности второй, вторая в силу своей бедности, недоразвитости не позволяет оценить состоятельность первой.

На наш взгляд, тезис о несоизмеримости теорий был сформулирован Куном в очень резкой форме. Он прав в отстаивании своеобразия теорий, но преувеличивает его. Сопоставление теорий возможно, это делается и не без успеха. Тезис о соответствии теорий, полагаем, также часто формулируется излишне претенциозно. В принципе нельзя свести одну теорию к другой, но сопоставление их вполне возможно.

Наука – одна из сложнейших форм человеческой жизни. Все попытки свести ее к простым схемам оказываются недостаточными. Трудно оценить, сколько центров влияния она содержит, но их явно больше, чем предполагалось еще в середине XX века. Согласно американскому философу науки Л. Лаудану, наука выступает как сложная сеть суб- и координированных уровней, среди которых нет привилегированных или же более фундаментальных. "Аксиология, методология и фактуальные утверждения с неизбежностью переплетаются в отношениях взаимной зависимости" [22.c.339]. Слегка модифицируя сетевую модель научной рациональности Лаудана, науку можно изобразить в форме квадрата.

 

 

Силовые центры науки – факты, теории, методы, ценности и цели – взаимоопределяют друг друга, в зависимости от конкретной ситуации доминируют те или другие центры. История науки показывает, что в той или иной форме реализуются все возможные цепочки взаимовлияния. Рассмотрим, например, такую: факты теории методы ценности и цели. Направление стрелочек подчеркивает фундаментальность фактов в указанной цепочке. Теории должны соответствовать фактам, методы не могут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, наконец, ценности также не произвольны, ибо их реализация зависит от фактов (теорий и методов). Перепишем анализируемую цепочку следующим образом: ценности и цели методы теории факты. Теперь факты перешли из доминирующего положения в подчиненное. Далеко не все факты привлекают внимание ученого, для него интерес представляют лишь те, которые становятся актуальными в контексте наличных ценностей и целей, методов и теорий. Более того, если внимание исследователя направлено на определенные факты, то они рассматриваются сквозь призму теоретических, методологических и ценностно-целевых установок.

В науке все силовые центры взаимонагружают друг друга. Разумеется, речь здесь идет о символических нагрузках, которые не замедляют, а, наоборот, ускоряют движение науки, ибо чем больше импульсов она получает, тем тверже ее поступь. В полном согласии с принципом соответствия сообщество ученых всегда имеет возможность в новых теориях превзойти уровень старого знания.

В заключение отметим два обстоятельства.

1. В стремлении к более детальному, чем ранее, анализу соотношения теории и эксперимента нам пришлось обратиться к работам тех философов, которые проводят такой анализ. Это в первую очередь труды нео- и постпозитивистов. Что касается других философских направлений, то их философско-научный потенциал представлен в двух предыдущих главах, особенно в гл. 2.1, которую мы настоятельно рекомендуем перечитать.

2. В главе анализировался почти исключительно интерналистский, т.е. внутренний для науки аспект. Теперь настала очередь анализа экстерналистского аспекта науки, ее взаимосвязи с внешним окружением. В этом смысле ключевой является тема соотношения науки и этики.

Литература

1. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?)// Вопросы философии.– 1992.– № 6,– С. 106-114.

2. Карнап Р. Философские основания физики. – М.: Прогресс, 1971.

3. Berka К. Measurement. Its Concepts, Theories and Problems.– Dordrecht, Boston, London, 1983.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1975.– T.I.

5. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1983.

6. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М.: Политиздат, 1977.

7. Бор Н. Избранные научные труды: В 2 т. – М.: Наука, 1971.– Т.2

8. Bridgman P.W. The nature of some of our physical concepts.– N.Y., 1952.

9. Эйнштейн. А. Собрание научных трудов: В 4т.– М.: Наука, 1967.– Т.4.

10. Фок В.А. Квантовая физика и философские проблемы/ /Н. Бор Избр. науч. тр.: В 2 т.– М.: Наука, 1971. –Т. 2.– С. 648-650.

11. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М.: Прогресс, 1988.

12. Neumann J. van, Morgenstern 0. Theory of Games and Economic Behaviour. 2nd ed. – Princeton, 1947.

13. Канке ВА. Формы времени. – Томск: ТГУ, 1984.

14. Агасси Дж. Революции в науке – отдельные события или перманентные процессы?//Современная философия науки: знание, рациональность ценности в трудах мыслителей Запада. – М.: Логос, 1996.– С.136-154.

15. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

16. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ// Вопросы философии.– 1995.– № 4.– С. 135-154.

17. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.

18. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии.– 1995.– № 10.– С. 37-44.

19. Кузнецов И.В. Соответствия принцип//Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1970.–Т.5,– С. 56-57.

20. Принцип соответствия. Историко-методологический анализ.– М.: Наука, 1979.

21. Петров Ю.А. Проблема соизмеримости теорий//Философские науки.– 1986.– № 4.– С. 61-70.

22. Лаудан Л. Наука и ценности//Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М.:Логос, 1996.– С. 295-342.

 

НАУКА И ЭТИКА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)