АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет)

Читайте также:
  1. I. Герменевтика культуры
  2. I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  3. I. Общие работы по теории культуры
  4. I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
  5. АВТОРИТЕТ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. Авторитет учителя физической культуры
  7. Анализ организационной культуры ОАО «Монди СЛПК»
  8. Арабоязычная средневековая философия и её роль в формировании европейской культуры.
  9. Арх. культуры верхнего палеолита Евразии.
  10. Арх. культуры Котокомбной общности.
  11. Арх. культуры Мариупальской обл.
  12. Аспекты организационной культуры

Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945 гг.) создал оригинальную концепцию культуры, в основе которой - анализ значе-ния игры в генезисе мировой культуры. Две книги прославили этого мыслителя: «Осень Средневековья» и «Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»». В культурологии Хейзинги можно вы-делить три аспекта: во-первых, историографический анализ эпохи позд-него Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в; во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов; в-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тотали-таризмом. Игра находится не только у истоков возникновения искусст-ва, считает Хейзинга, она выступает основанием всей культуры. Именно игра является критерием оценки разнородных феноменов культуры - права, науки, религии, философии.

Культуроформирующая функция игры вытекает из характера са-мой деятельности человека. Человек, по мнению Хейзинги, с начала своего рождения есть «существо играющее». В ходе преобразования материального мира человек в сознании «проигрывает» собственную деятельность. Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки, «по-эзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой». Общественно - политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат уто-пические идеи. Таким образом, во всех многообразных культурных яв-лениях Хейзинга усматривает игровой элемент. С его точки зрения, иг-ре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, «несерьезная» деятельность, во-вторых, она - фантазия, напрямую не связанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра «играется» по правилам (поэтому она учит человека следовать определенным нор-мам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты). Итак, культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, но по мере развития человеческой истории игровой эле-мент видоизменяется, игровая природа остается лишь в поэзии, праве, формах политической жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в XVIII в., когда возобладали прагматизм и рационализм. С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в ХХ в. Современный человек уже не знает игру как культуросози-дающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в ин-дустрии развлечений массовой культуры как раз и является свидетель-ством утраты игры, как основы культуры. Известный испанский мыслитель экзистенциалистского направле-ния Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) считал, что культура являет-ся тем направлением, которое человек придает развитию своих при-родных жизненных задатков. Таким образом, в его концепции культура предстает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная активность, подчиняющаяся двум императивам – требованию жить и требованию быть нравственным. Исходя из этого, Х. Ортега-и-Гассет выдвигает тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной. Свою концепцию он называл «ра-циовитализм» (от лат. ratio - разум и vitae - жизнь). Как и многие другие западные философы, Ортега-и-Гассет видел углубление кризиса западной цивилизации, однако дал собственный «рецепт» ее спасения, основанный на понимании им культуры, близком хейзинговскому. Подобно Ницше, Фрейду и другим, Ортега считал, что культура не должна находиться в конфронтации с жизнью. Для него истинной культурой является лишь «живая культура», сущность которой состав-ляет спонтанность и отсутствие прагматической направленности. «Жи-вая культура», будучи личным достоянием человека, осознается им как спонтанная внутренняя потребность. Только «живая культура», как часть индивидуального бытия человека, способна сдержать экспансию массовой культуры. Причину кризиса современной ему культуры Ортега видит в «вос-стании масс». Восстание - это не революция, так философ называет омассовление культуры, унификацию всех сторон общественной жиз-ни, включая духовную. Под «массой» он понимает «среднего заурядно-го человека». Характерные черты массы - агрессивность, аморализм, отсутствие духовности, внутренней потребности в культуре, высший диктат для нее - сила. К причинам омассовления общества Ортега от-носит демократизацию и успехи науки, обусловившие доступность со-циальных и материальных благ, обеспечивающие высокий уровень по-требления в современном обществе, а также рост народонаселения. По-явление «массового человека» с его «ценностями» породило соответст-вующий ему тип культуры. Только «живая культура», будучи частью индивидуального бытия человека, убежден Ортега, способна спасти гибнущую «фаустовскую» цивилизацию, сдержать агрессивную экспансию массовой культуры.

Концепция культуры П. Сорокина. Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динами-ка» представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение от-дельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Базовым принципом культуры является ценность. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее ми-ровоззрение. В соответствии с этим критерием им выделяются три ос-новных типа культуры:

1. Идеациональный - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности. Все, что человек видит, слышит, непосредственно переживает, считается несущественным, непрочным, случайным. К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего, европейское средневе-ковье IX-XI вв. К этому же типу культуры, считает Сорокин, мо-жет быть отнесена греческая культура с VIII в. до кон. VI в. до н.э. и культура брахманской Индии. 2. Идеалистический - смешанный, промежуточный между первым и третьим, т.к. основным принципом его является признание того факта, что реальность частично сверхчувственна и частично чувст-венна, т.е. идеалистическая культура ориентирована и на Бога, и на человека. Мысли человека к идеальному разумному миропорядку, который возможен и частично существует на Земле. Искусство изображает главным образом положительных личностей, истори-ческих деятелей, людей, преданных идеалу. Из поля зрения ис-ключаются низменные темы болезни, нищеты, преступности. Нау-ка формирует мировоззрение, воспитывает. Мораль акцентирует долг перед обществом, а не личное счастье. Церковь входит в зем-ные дела. К такому типу культуры Сорокин относит западноевро-пейскую культуру XII-XIV вв. и греческую культуру классическо-го периода. 3. Чувственный (сенситивный) – эта культура признает реальным, значимым данный в опыте мир. Этот тип культуры характеризует-ся непосредственным чувственным восприятием действительно-сти. Человек ценит комфорт, ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестествен-ной. Идеалом человека становится личное счастье. Социальные институты апеллируют к «природе человека», к его естественным потребностям. Для сенситивной культуры, которая начинает раз-виваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории «есте-ственного права», «общественного договора», «разумного эгоиз-ма», утилитаризма. Цель общества – достижение «максимальной суммы счастья», «суммы добра». Искусство отделяется от церкви, служит удовлетворению чувственных потребностей. Наука изучает мир опытными методами. Возникает индуктивная философия, раз-виваются медицина, биология, технические знания. К такому типу культуры Сорокин относит и греческую культуру классического периода. Современную культуру Сорокин определяет как чувственную и оценивает ее негативно. Вместе с тем сам кризис культуры он рас-сматривает как необходимый, но мучительный этап зарождения новой, совершенной, прогрессивной культуры. Сорокин верил в прогрессив-ное развитие человечества, на смену утратившей гуманный характер культуре, считал он, должна прийти культура иного типа, которая бу-дет основана на новых созидательных ценностях и откроет новые воз-можности для самореализации человека.

2.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)