АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Западное направление

Читайте также:
  1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX –НАЧАЛА XX ВЕКА
  2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  3. Западноевропейская философская мысль XX - нач. XXI в.: характерные черты, направления, представители.
  4. КОСТЮМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
  5. Музыкальное направление.
  6. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЗАПАДНОЕ МЫШЛЕНИЕ
  7. Постмодернизм как философское направление. Постмодернистская интерпретация культуры.
  8. Психоаналитическое направление.
  9. Психологическое направление.
  10. Развитие Западноевропейской интеграции.
  11. У/ психоаналитическое направление.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ Ф.

В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев, радость, созерцательность).

2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).

 

ПРОБЛЕМЫ Ф.

Начальн. период характеризуется космоцентризм ом - стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. След. период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, обществ. устройства; средневек.:теоцентризм - природа и человек как творение Бога; Нов. время: проблема. познания, науч. методов, обществ. устройствава.
5.КОСМОЦЕНТРИЗМ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

 

14. ГЕГЕЛЬ.

- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).

- В основе рац познания лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.

- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.

- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.

 


15. ФЕЙЕРБАХ

- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!

- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.

- Человек – часть вечной природы.

- Человек – психофизическое единство души и тела.

- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.

- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.

- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.

 

КАНТ

основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности

- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания

- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.

- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.

- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.

- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.

- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.

- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.


7. СОФИСТЫ. СОКРАТ.

Софистика:

- открывает новый период – рационалистический!

- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.

- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи – изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма). Всякая вещь состоит из противоречивостей.

- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать.

- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье = добродетель, зло = незнание добра.

- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина – знание, получаемое в результате диалога, беседы (в противовес софистам!)

- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).


8. ПЛАТОН

- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.

- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.

- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смыс л вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!

- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).

- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания, олигархия.


АРИСТОТЕЛЬ

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!! (а у Платона??)

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.

 

 

Ф. ПРОСВЕЩЕНИЯ

- 18 век.

- Проблема человека, гуманизм.

- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.

- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый личный интерес».

- Гуманизация межличностных отношений.

- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные качества.


23. Бытие как философская категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

 

 

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение явл. истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации.. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины - лишь разные уровни, или формы объ. истины.


10. РЕЛИГИОЗНАЯ Ф.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

жил на рубеже эр. разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел

человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением.

Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей.

- Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.


26. Чувств. и рациональное в познании

В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.


10. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ Реализм - это учение, согласно которому реальностью обладает только общие понятия, идеи (универсалии). Реализм имеет много общего с учением Платона. Согласно реализма общие идеи (универсалии) существуют в божественном разуме. Благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, а сущность вещей и есть общие понятия - универсалии. Номинализм - согласно этому учению общие понятия это только имена, названия вещей, они не могут существовать вне вещей. Общие понятия могут существовать только в вещах и в нашем разуме, благодаря способности абстрагироваться (поэтому их называют

абстракциями). Согласно номинализму общие понятия существуют после вещей как результат абстрагирования. Абстрагирование - это отвлечение от одних св-в и выделение других более существенных. Номиналисты считали общие понятия лишь обозначениями, знаками, а реально существующими является только вещи. Росцелин (11..12в) считал что понятия не существует даже в голове человека.

16. ОТЧУЖДЕНИЕ -.понятие, хар-щее, во-первых, процесс и результаты превращ-я продуктов чел. деят-ти (продукты труда, деньги, обществ. отношения), а также свойств и спос-тей чела в нечто не зависящее от людей и господствующее над ними. Во-вторых, превращ-е к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искаж-е и извращение в сознании людей их реальных жизн-х отношений.

. В период разложения первобытного общ-ва появл-ся частные интересы, обособление начинает преобладать над общением. С развитием общ-ва происходит его атомизация (т.е появ-ние частных лиц, не связанных отношениями личной зависимости). Внеэкономическое принуждение сменяется экон-им, появл-ся личная независимость и новая форма зависимости - вещная. Производятся вещи, предназначенные не для личного потребления, а для продажи. Причины отчуждения :1.Появление разделения труда, к-ое превращает чел-ка в частичного чел-ка. 2.Машинная техника. Труд отчужден от лич-ти, ей не принадлежат средства производства; процесс труда не явл-ся творческим, не позволяет личности реализовать свои способности, не выступает средством её развития. Происходит отчуждение личности, т.е. потеря человеческой сущности и перенос её на предметы, товары. 3. Разрыв в общении. Человек – это одинокая, обособленная личность, человеческие миры не пересекаются Отчуждение возможно преодолеть, но для этого необходимо создавать условия для развития личности. С этой целью на 1-ый план ставят свободу личности.

 


18.СКОВОРОДА Г. С, (1722-94) - украинский просветитель-демократ, философ, поэт. Сын малоземельного казака. Образование получил в Киево - Могилянской духовной академии (1738-41; 1744-50). Отказавшись от духовной карьеры избрал путь странствующего проповедника- философа. На мировоззрение С. оказали воздействие идеи платонизма, стоицизма, патристики, философов нового времени (Лейбница и др.), Феофана Прокоповича и Ломоносова. В решении осн. Вопроса философии С. допускал колебания между материализмом и идеализмом, но во многих проблемах стоял на материалистических позициях. Дуалистические колебания С. привели его к созданию теории “трех миров”, объемлющих собой все существующее: “макросом” (природа), “микросом” (человек), “мир символов” (Библия), причем каждый из них состоит из двух натур - “внешней” (материальной) и внутренней (духовной). С. старался снять протеворечия между духовным и материальным началами путем объединения понятий “бог” и “природа”, считая их тождественными, что типично для пантеизима. С. признавал беспредельность человеческого познания, но связывал исследование природы с необходимостью внутреннего самоанализа и признанием “мира символов. С. резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя враждебное церкви гелиоцентрическое учение Коперника (“Потоп змиин”, 1791, и др.), высмеивал порочность и тунеядство священников. Этические проповеди самого С. были облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии “любви и добродетели”. Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового обществ С. считал моральное начало.


25. ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. К подобным исследованиям еще не применялся термин ”Д.” Первоначально этим термином (dialektike techne - “искусство диалектики”) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия,возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает ”Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Развитие диалектики продолжали Платон и неоплатоники. В философии феодального общества - в схоластике - Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро

Позже Кант указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел впервые после Декарта - идею развития в познании природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая диалектика Гегеля. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.


21. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. (философия существования)- иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в 20 веке как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшиеся большим влиянием в 40-60 гг. Идейные истоки Э. - философия жизни, феноменология Гусселя, религиозно - мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический(Сартр, Камю, Бовуар).

Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э. - это реакция на рационализ эпохи Просвещения и немецкой классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 - в начале 20в. По мнению экзистенциалистов, основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т.ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования в силу чего такой подход ”безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность вне личной, “объективной” научной мысли. Э., таким образом противопоставляет философию и науку. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека (Бердяев).


20. ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗ-ЗМ. Основатель ОГЮСТ КОНТ. Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность ее основной проблематики, ненужность таких ее базовых понятий, как «бытие», «материя», «сознание» и т.д. По мнению позитивистов, все это, скорее, надуманные понятия, т.к. не могут быть решены, поскольку опираются лишь на рассуждения, а не на научный эксперимент. А истинным является лишь то, что опирается на опыт, все остальное – ложно. Новая, позитивная, т.е. положительная философия станет близка к конкретным, математическим, естественным наукам. Только такая философия, выводы которой прочно опираются на данные науки, имеет право называться философией. Таким образом, в лице позитивизма в истории философии впервые предстало направление, отвергавшее все основное содержание старой философии и возможность познания мира методами отвлеченного мышления. В своем развитии П. прошел 3 этапа На первом этапе позитивизм оставался еще материалистическим учением, признававшим существование внешнего мира. На втором этапе позитивизм, принявший форму махизма, сводил всю философскую деятельность к психофизиологическим формам, чувственной основы человеческого опыта. Мир в философии махизма предстал в виде «комплексов ощущений». Это был полный разрыв с материализмом. Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, считали понятия традиционной философии ненаучными, т.к. они не могут быть проверены опытами.

 

19. БЕРДЯЕВ - виднейший представитель русской религ. фил.. Цель фил. – познать смыс бытия через субект, человека. Антропологический характер философии. Бог – истина мира, дух и свобода. Если его нет, то нет и высшей правды и цели. Если Бог восприн. вне чел, то это идолопоклонство. За социализм с человеческим лицом, общинная взаимовыручка, уважение и любовь, за каждой личностью признаётся абсолютная ценность – царство Божье на земле, богочеловечество, всеединство. Гуманизм, человеколюбие, его интересы и самореализация. Проб. гос. и церкви, личности и общества, свободы и необходимости, востока и запада.

Свобода состоит в том, что бы чел. не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или соц. необходимости, а формировал себя сам своим действием и поступком, ответственность за происходящие в мире. Вина – чувство свободного чел.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)