АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роман-эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина»: Жанровое своеобразие, история и судьба человека

Читайте также:
  1. B. Приведение параметров микроклимата и нормативным показателям
  2. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  3. II. Отрицательное влияние шумов на здоровье человека.
  4. IV. Интеллектуальная история
  5. V Акушерская история
  6. Алкоголь в самую первую очередь уничтожает талант человека, а уже потом убивает самого человека. Точнее говоря то, что осталось от этого человека.
  7. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  8. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.
  9. Археология, экология, история и архитектура
  10. Атмосфера. Её значение для человека.
  11. Аутизм: история проблемы
  12. Б) Виды микроклимата

Роман задумывался как художественный итог и синтез всего того, что Г. знал о русском человеке и о русской жизни. В лит-ре о «ЖКС» не раз писалось о том, как широка изображенная там панорама русской жизни «за 40 лет»: кризис народничества, первые успехи капитализма в России, революция 1905г, первая мировая война, преддверье революции 1917г.

Выбор в кач-ве глав.героя Клима Ивановича Самгина, т.к.: - символика языка бытовых сцен: в эпизоде рождения Клима его отец, любящий все оригинальное, пытается дать младенцу какое-нибудь редкое имя, но в результате имя дается по принципу- простонародное и ни к чему не обязывает. Так возникает указание на двойной стандарт самгинской семьи: претензии на центральное положение в современности, с одной ст., и с другой, боязнь этой современности.

Двойной стандарт: с одной ст., в Библии Клим читает «не пожелай жены ближнего своего, с другой ст., застает свою мать с любовником Варавкой. На его наивный вопрос: а почему узнают, когда правда, а когда неправда? Варавка отвечает: правду,брат, узнают по запаху, она едко пахнет. Всеобщее лицемерие. Клим приходит к мысли, что необходимо выдумывать себя, чтобы нравиться окружающим и оставаться в центре всеобщего внимания. Для Клима даже смерть бабушки оказалась полезной: мать отдала ему уютную бабушкину комнату. Клим приучается скрывать свои подлинные чувства и мысли. Он бессознательно выдает своего товарища по гимназии Инокова, разбившего стекло, чтобы произвести благоприятное впечатление на гимназическое начальство. Когда сверстник Клима, Борис, тонет, провалившись в полынью, Климу бессознательно приятно видеть несчастное и беспомощное лицо всегда высокомерного и самоуверенного Бориса. У него нет сознательного желания утопить его, и он отпускает ремень, который бросил тонущему, не из мести, а из страха, что Борис утянет его за собой. Когда кто-то из набежавших взрослых произносит фразу: да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?- она символически характеризует суть произошедшего и становится в последствии лейтмотивом, сопровождающим Клима (освободить себя от ответственности простым актом беспамятства). Позднее Клим заведет очки с дымчатыми стеклами- с одной ст., чтобы выделяться среди окружающих, с др. ст., чтобы скрыть свою отчужденность от них. Клим находит себе оправдание в словах своего учителя Томилина, который ставит во главу угла борьбу за существование (по дарвинизму). Клим полагает,что его мать заводит роман с Варавкой от скуки. Скука преобладает и в его первом любовном свидании с белошвейкой Ритой – чистая, удобная комнатка, две рюмки портвейна и деловитая фраза женщины: ну, в постельку? А через час, сидя на постели, спустив ноги на пол, она, рассматривая носок Клима, сказала, утомленно зевнув: надо заштопать. Он соглашается на скуку, т.к. она результат простоты отн-я к жизни. Мать Самгина платит Рите деньги за то, чтобы тот с уличными девицами не гулял, не заразился бы. Узнав об этом, Клим возмущается, но ненадолго, придя к выводу, что так удобнее. Клим знакомится с декаденствующей девицей Серафимой Нехаевой и проводит с ней вечер наедине. Она- карикатурное изображение философствующего сознания эпохи. Горький делает Самгина свидетелем наиболее катастрофических событий эпохи- трагедия на Ходынском поле (во время коронации Николая 2 были задавлены тысячи людей), 9-ое января, баррикадные бои в Москве. Революции Самгин, с одн.ст., не приемлет, понимая связанный с ними риск. С др.ст., в них откр-ся возможности для головокружительного взлета. Игорь Теробоев говорит ему: на все вопросы, Самгин, есть только 2 ответа: да и нет. Вы, кажется хотите придумать 3й. Этот 3й ответ связан в романе с появлением Степана Кутузова. Кутузов- сын деревенского мельника, исключен за революционную деятельность из Казанского ун-та. Клим инстинктивно к нему тянется: в кутузовщине он находит, что она оч упрощает жизнь, разделяя людей на однообразные группы, строго ограниченные линиями вполне понятных интересов. Не Кутузов является кошмаром для Самгина, а Владимир Лютов- алогичная живая личность. Как для Самгина, так и для Кутузова, люди одинаково голые. Только Самгин видит в человеке наготу биологических инстинктов, а Кутузов- инстинктов классовых. Взаимоотношения Кутузова и Самгина составляют один из важнейших идейных узлов романа. Кутузов не различает сущности Клима, но сам для него как на ладони. Самгин создает выразительный афоризм: революция нужна для того, чтобы уничтожить революционеров. Кутузов и Самгин – антиподы: Кутузов видит в истории борьбу классов, и отбирает то, что необходимо для победы в этой борьбе, Самгин- борьба всех со всеми за выживание, инстинкт самосохранения. На пикнике с участием Самгина, Лютова, Туробоева и др. неожиданно появляется мужик с деревянной ногой, который обещает поймать сома треснутым горшком с горячей кашей и демонстрирует свою неудачную попытку. Либо он глуп, либо он дурит господ- эта непостижимость простого человека и пугает Самгина. Пастернак об этом романе: запись со многих концов разом (т.е.нет никакой линейной фабулы). Герои романа сталкиваются с иррациональной неопределенностью времени, в которой они путаются и тонут. «ЖКМ»-роман в 4х томах, не окончен.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)