АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 12. Русская культура конца XIX – начала XX в

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. CCCР и БССР в предвоенные годы: Экономика, наука, культура, жизненный уровень.
  3. I. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯ
  4. II. Культура речи
  5. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  6. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  7. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
  8. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. XXXVI. После конца
  10. Адвентизм и американский популизм конца XIX в.
  11. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  12. Активизация политических партий и первая русская революция 1905-1907 гг.

Основные проблемы:

1. Просвещение и наука

а) Система образования.

б) Общественные науки и «Философский ренессанс».

в) Достижения в развитии науки и техники на рубеже XIX – XX вв. в России.

2. Литература «Серебряного века»

а) Критический реализм

б) Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)

3. Живопись

а) «Мир искусства»,

б) Основные направления авангардизма в изобразительном искусстве.

4. Театр и музыка

а) Новаторство в русском театральном искусстве на рубеже XIX – XX вв. в России.

б) «Русские сезоны» С.П. Дягилева.

в) Опера, симфоническая и камерная музыка на рубеже XIX – XX вв. в России.

5.Зарождение российского кинематографа.

Темы докладов и рефератов:

1. Учение В.И. Вернадского и философия «русского космизма».

2.Портрет русского ученого: К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников (по выбору).

3. Сборники «Вехи» и «Из глубины».

Определите и выпишите в глоссарий понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм.

Деятели культуры: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].

Приступая к изучению первого вопроса следует обратить внимание на то, что система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.

Изучая второй вопрос следует обратить внимание на то, что Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.

Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).

Изучая третий вопрос необходимо обратить внимание на творчество талантливых художников - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин. Определить термин «авангард».

Изучая четвертый вопрос необходимо обратить внимание на творчесвто реформатора русского театра К.С.Станиславского, который вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 году. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Пройдет десять лет, как выйдут на экраны повсюду открывающихся кинотеатров первые костюмные постановки: «Русская свадьба XVI столетия» (1908), «Ухарь-купец» (1909), «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» (1909), «Княжна Тараканова» (1910) - по эстетике лубки, перенесенные на экран.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)