АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Василий Лебедев-Кумач

Читайте также:
  1. Василий Юрчишин (57)
  2. Слободсков Василий Михайлович (в док-те ошибочно – СлАбодсков), к-ц,

Жанрово-стилевые тенденции в поэзии Великой Отечественной войны

Практикум к курсу «История русской литературы ХХ века:

1920 – 1950-е годы»

 

Составитель: доктор филол. наук,

профессор О.А. Дашевская

 

Томск – 2011


 

Введение

 

В методическом пособии собран и систематизирован обширный материал поэзии Великой Отечественной войны, который представлен в антологиях по поэзии этого исторического периода или в конкретных авторских сборниках (поэзия А. Твардовского, К. Симонова и т.д.). Практикум преследует цель дать общую картину развития поэзии 1941-1945 годов и первых послевоенных лет, выделить продуктивные тенденции ее развития и жизнеспособные моменты, важные для дальнейшего развития литературы, выявить наиболее значимые имена и произведения.

Развитие поэзии периода войны как особого этапа развития литературы определяется внеэстетическими факторами: онтологическая миссия человека – спасение нации как этноса (России и советского государства) – определяет перестройку литературного процесса в 1941 – 1945 годах. В нем ведущее место занимает поэзия: во-первых, потому что это наиболее мобильный род литературы (отвечающий сверхзадаче исторического времени), во-вторых, наиболее эмоциональный, напрямую выражающий самосознание и мироощущение человека; в-третьих, массовый, который доступен и понятен всем, актуален для каждого.

Распределение материала обусловлено целью пособия: представить жанрово-стилевую картину развития поэзии Великой Отечественной войны. В связи с этим предложены два принципа систематизации текстов. С одной стороны, выделены жанрово-стилевые тенденции: 1) публицистические жанры, или поэзия публицистического стиля; 2) повествовательные жанры; 3) исповедальные жанры, или лирика индивидуального переживания. С другой стороны, необходимым основанием становится «поколенческий» подход: поэзия «фронтового поколения» и поэзия «старшего поколения» (стихи о войне Б. Пастернака, А. Ахматовой). Выделяемые жанрово-стилевые тенденции отличаются рядом критериев: а) набором жанров, б) формами воплощения авторского сознания, в) характером мотивов и образов, г) особенностями стихотворной организации, а также лексическими и синтаксическими особенностями.

В отдельный параграф вынесена песня – ключевой жанр поэзии этих лет; она представляет и особое поэтическое «ответвление», и вместе с тем растворена в других жанрово-стилевых тенденциях.

Структура пособия. Оно включает тексты, вопросы и задания к ним; развернутый план практического занятия; список литературы.

 

 

Жанрово-стилевая картина развития поэзии Великой Отечественной войны

 

 

Публицистические жанры

 

Василий Лебедев-Кумач

 

Священная война

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как война,

Идет война народная,

Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

 

Не смеют крылья черные

Над родиной летать.

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать.

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!.

 

Алексей Сурков

 

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

 

 

Анна Ахматова

 

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

1942

Михаил Светлов

КЛЯТВА

 

Вор сорвал с нашей двери запор.

Мы из тех, кто стреляет в упор!

Старожилы победных боев,

Мы из племени большевиков!

Всей земли боевая пора!

Встанут древние воды Днепра

И, пока не затопят врага,

Никогда не войдут в берега!

И земля за врагом поползет

Всеми топями пинских болот,

Всею пылью широких дорог,

Чтоб пути разглядеть он не мог.

Это нашей республики дом!

Это все мы скопили трудом

Разве гору с собой унесешь?

Разве русскую землю возьмешь?

В нашем доме врагу не житье!

Я клянусь, государство мое, -

Ярость воина, тяжесть свинца

Во врага погрузить до конца!

Жизнь моя, пронесись, пролети,

Выполняя приказ, сквозь бои,

Закаляясь в дыму и в огне,

В общей клятве родимой стране!

1941год.

 

Вопросы и задания к текстам:

 

1. Определите жанры публицистического стиля в приведенных примерах.

2. Проанализируйте 1 – 2 стихотворения и покажите миромоделирующую функцию жанра в аспекте особенностей выражения авторской позиции, форм реализации конфликта, образа национального мира и образа врага, характер развития лирического сюжета, пространственно-временную организацию.

3. Назовите основные образы и мотивы (призыва и воззвания, ненависти и мести), а также особенности языковой структуры (изобразительные средства, лексико-семантические, синтаксические и ритмико-интонационные особенности).

4. Выявите общие черты публицистического стиля и их индивидуальное проявление.

5. Покажите общее и отличное в клятве А. Ахматовой. Сохраняется ли связь поэта с мировоззрением и эстетикой акмеизма и в чем она выражается?

 

Повествовательные жанры

 

Александр Твардовский

РАССКАЗ ТАНКИСТА

 

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти - двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Они примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

-Да где же, где?... - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

1941 год


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)