АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовая советская песня 1930-х годов и песня военных лет

Читайте также:
  1. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  2. АРХІВНА СПРАВА В ЗАХІДНІЙ УКРАЇНІ, НА БУКОВИНІ ТА ЗАКАРПАТТІ У 1920-1930-Х РР.
  3. Б) среднегодовая стоимость имущества
  4. Безработица в России периода с 90-х годов до нашего времени.
  5. Борьба СССР за коллективную безопасность в середине 1930-х гг.
  6. В последнее время участились задержания мормонских миссионеров на территории российских закрытых военных баз
  7. В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.
  8. Вагово-ростовий показник угодованості
  9. Вигодовування грудної дитини. Харчування дітей, старших однорічного віку
  10. Внешняя политика советской страны в сентябре 1939 - июне 1941 годов
  11. Вхождение Казахстана в состав России – как результат множества политических, военных, социально-экономических и других факторов.
  12. Глава 3. ДОСТИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ 1990-2010 ГОДОВ.

 

1. Каковы причины возникновения массовой советской песни в 1930-е годы?.

2.. Массовая советская песня 1930-х годов и песня военных лет: в чем их общность и отличие? Покажите на примерах.

3. Тематические разновидности песен военных лет.

4. Как бы вы определили место песни среди тенденций развития поэзии? Обратитесь ко всем примерам пособия.

5. Выделите наиболее известные песни 1930-х годов (5 – 7). Определите их основные темы. Кто были наиболее известны как авторы песен 1930-х годов?

6. Как вы объясните возвращение в конце ХХ века песен военных лет. Какие это песни? Какое место они занимают в иерархии литературного процесса (элитарная литература, классика, беллетристика, массовая культура). Предложите иные варианты.

Александр Фатьянов

СОЛОВЬИ

 

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна -

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

Но что война для соловья -

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Ведь завтра снова будет бой,

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

Пусть солдаты немного поспят.

Немного пусть поспят...

1942 год

НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ

 

На солнечной поляночке

Дугою выгнув бровь,

Парнишка на тальяночке

Играет про любовь.

Про то, как ночи жаркие

С подружкой проводил,

Какие полушалки ей

Красивые дарил.

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка сама

О том, как черноглазая

Свела с ума.

Когда на битву грозную

Парнишка уходил,

Он ночью темной, звездною

Ей сердце предложил.

В ответ дивчина гордая

Шутила, видно, с ним:

Когда вернешься с орденом,

Тогда поговорим.

Боец средь дыма-пороха

С тальяночкой дружил,

И в лютой битве с ворогом

Медаль он заслужил.

Пришло письмо летучее

В заснеженную даль,

Что ждет... Что в крайнем случае

Согласна на медаль.

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама,

О том, как черноглазая

Свела с ума.

1942 гол

НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА

 

Ничего не говорила,

Только с нами до речки дошла.

Посмотрела - как будто рублем одарила,

Посмотрела - как будто огнем обожгла.

Расставаясь, оглянулась,

На прощанье махнула рукой.

И такою улыбкой тогда улыбнулась,

Что вовек не забыть нам улыбки такой.

Даль сегодня прояснилась,

Первой роте сегодня ты ночью приснилась,

А четвертая рота заснуть не смогла.

1942 год

 

А. Сурков

 

В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твои и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега,

До тебя мне дойти далеко,

А до смерти – четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

 

Поэзия «старшего поколения» (А. Ахматова и

Б. Пастернак)

 

Вопросы и задания к циклу А. Ахматовой «Ветер войны».

а) Выделите жанры поэзии военных лет, где это возможно. Какова их семантика в цикле?

б) Каковы особенности образа Ленинграда в этом цикле? Можно ли говорить о присутствии «петербургского текста» русской литературы в цикле «Ветер войны»?

в) Назовите основные мотивы цикла (прощания с милыми, духовного противостояния войне, нравственной стойкости и мужества, «питерских сирот», матерей – сыновей – дочерей; смерти и памяти о погибших, и др.)

г) Выделите христианские мотивы и образы («Статуя «ночь» в летнем саду», «Победа», цикл «Луна в зените»).

д) Определите символику образов: «ветер войны», «ночь» и др. Трансформируются ли они по сравнению с ранним творчеством поэта?

Борис Пастернак

Ожившая фреска

 

Как прежде, падали снаряды.

Высокое, как в дальнем плаваньи,

Ночное небо Сталинграда

Качалось в штукатурном саване.

Земля гудела, как молебен

Об отвращеньи бомбы воющей,

Кадильницею дым и щебень

Выбрасывая из побоища.

 

Когда урывками, меж схваток,

Он под огнем своих проведывал,

Необъяснимый отпечаток

Привычности его преследовал.

 

Где мог он видеть этот ежик

Домов с бездонными проломами?

Свидетельства былых бомбежек

Казались сказачно знакомыми.

 

Что означала в черной раме

Четырехпалая отметина?

Кого напоминало пламя

И выломанные паркетины?

 

И вдруг он вспомнил детство,

детство,

И монастырский сад, и

грешников,

И с общиною по соседству

Свист соловьев и

пересмешников.

Он мать сжимал рукой сыновней.

И от копья архистратига ли

По темной росписи часовни

В такие ямы черти прыгали.

 

И мальчик облекался в латы,

За мать в воображеньи ратуя,

И налетал на супостата

С такой же свастикой хвостатою.

 

А рядом в конном поединке

Сиял над змеем лик Георгия.

И на пруду цвели кувшинки,

И птиц безумствовали оргии.

 

И родина, как голос пущи,

Как зов в лесу и грохот отзыва,

Манила музыкой зовущей

И пахла почкою березовой.

 

О, как он вспомнил те полянки

Теперь, когда своей погонею

Он топчет вражеские танки

С их грозной чешуей драконьею!

Он перешел земли границы,

И будущность, как ширь

небесная,

Уже бушует, а не снится,

Приблизившаяся, чудесная.

 

Вопросы и задания к поэзии Б. Пастернака.

1. Как связана поэзия Пастернака с предшествующим творчеством?

2. Христианская и мифопоэтическая символика: миф о драконе, образ Георгия Победоносца, мотив рыцарства, материнский архетип. Тема молитвы.

3. Особенности изображения природного мира: мотив чуда жизни, весны, образы птиц и их функции.

 

 

Поэзия Великой Отечественной войны

Развернутый план для самостоятельного изучения и список обязательных текстов

 

1. Период войны как особое состояние мира. Общие чер­ты литературы военных лет.

Объясните смысл родо-жанровой перестройки в литературе военных лет и место поэзии в ней.

11. Назовите жанрово-стилевые тенденции в поэзии и их различия, выделив характерные жанры.

1. Публицистический стиль (клятва, плакат, воззвание). Покажите миромоделирующую функцию жанра на материале стихов: особенности выражения авторской позиции, образ национального мира: пространственно-временная организация, основные образы и мотивы (призыва и воззвания, ненависти и мести), характер реализации конфликтной системы, лексико-семантические, синтаксические и ритмико-интонационные особенности.

Тексты: М. Исаковский Священная война, К. Симонов «Убей его!», А. Яшин Клятва, А. Сурков «Детей не ждет тепло родного крова», «Человек склонился над водой»; П. Шубин Наша земля, А. Твардовский Клятва над кровью, А. Ахматова Мужество.

 

2. Повествовательные жанры (баллада, рассказ, разговор, история, легенда). Причины востребованности и поэтика баллады: тематические разновидности (баллада о дружбе, баллада о подвиге, баллада о предательстве), особенности субъектно-объектной организации – соотношение субъекта речи и объекта изображения, сочетание конкретности и символического обобщения. Способы раскрытия внутреннего мира личности, героическое и трагическое, трансформация жанровых черт баллады (интрига и фабула, фантастика и сверхъестественное, трагическое и героическое). Онтология войны в балладах А. Недогонова (Гильза, Баллада о железе, Гнездо).

Тексты: А. Твардовский Рассказ танкиста, Баллада об отречении, «Зачем рассказывать о том»; С. Гудзенко Баллада о дружбе, Л. Ошанин Баллада о Сергее Кускове, Баллада о смерти, Волжская баллада, Баллада о матери; И. Уткин Баллада о Заслонове и его адьютанте; М. Исаковский Старик; В прифронтовом лесу, Девичья песня, К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; Сын артиллериста и др.

 

3. Исповедальные жанры (письмо, диалог и внутренний монолог, дружеское послание). Назовите особенности стилевой тенденции: изображение духовного мира личности, адресаты лирики, поэтика женского образа и эстетика любви, формы воплощения авторского сознания, ритмико-интонационная структура.

Тексты: О. Берггольц Сестре, «Я буду сегодня с тобой говорить»; К. Симонов Открытое письмо, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша»; А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; И. Уткин «Если я не вернусь дорогая», «Стою в смятеньи у порога», «Ты пишешь письмо мне»; М. Исаковский «Враги сожгли родную хату».

4. Поэзия «фронтового поколения» (границы понятия ). Особенности эстетики: реабилитация натурализма, романтические коллизии и физиологическое изображение человека на войне, исследование социальных противоречий, разрушение жанровой системы и поэтика фрагмента, усложнение образности, тема жизни и смерти, идея жертвенности и избранничества поколения, особенности психологизма.

Тексты: П. Коган Лирическое отступление; С. Гудзенко Перед атакой, Мое поколение, Подрыв­ник, «Мы не от старости умрем», «Я был пехотой в поле чистом»; С Орлов «Его зарыли в шар земной», «Когда под пулями лежишь»; А. Межиров «Воспоминания о пехоте», «Человек живет на белом свете», «Десант­ники», «Музыка», «Медальон», «Я хочу сообщить»; М. Дудин «Соловьи»; Б. Слуцкий «Есть!», «Воссоздать сумею ли, смогу», Кельнская яма.

 

111. Общие черты поэзии: образы-архетипы и их роль в создании национального образа мира, мотивы песни и дороги, образы детей, особенности изображения природного мира. Общие мотивы поэзии: героизма и предательства, женской верности, детства ивойны, мести и ненависти, от­каза от индивидуального счастья, воинского братства, муж­ской дружбы и жертвенности во имя нее.

«Вечные темы» в поэзии К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»).

Экзистенциальные мотивы в поэзии О. Берггольц: быт и бытие в цикле «Твой путь».

Образы культуры в поэзии Д. Кедрина («Колокол»).

 

1У. Песня как основной жанр поэзии военных лет. Массовая советская песня и песня военных лет. Проблема типологии, особенности поэтики жанра.

 

У. Образ войны в творчестве поэтов «старшего поколения». Цикл А. Ахматовой «Ветер войны»; стихи о войне Б. Пастернака («Ожившая фреска», «Смерть сапера»).

 

 

Литература

 

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. стиль. Поэтика. М. 1987.

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л. 1990. (Глава о стихах военных лет).

Акаткин В. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: Статьи. Воронеж, 2006.

Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Но­вый мир. 1994. № 4.

История русской литературы XX века (20—90– годы). Основные имена. М., МГУ. Учебное пособие, 1998.

История русской советской поэзии. 1941 —1980. Л., 1980. Гл. 1,2.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006.

«Идет война народная…». Литература Великой Отечественной войны (1941 – 1945). М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996.

Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М., 1997.

Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, за­втра. М., 1981. Гл. «Эпос Великой Отечественной».

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. П. Современная русская литература. В 3-х кн. М., 2001. Кн. I.

Лейдерман Н.Л. От мифов о войне к правде о человеке // Урал. 1995. № 10 – 11.

Македонов А. Творческий путь А. Твардовского. М., 1981.Гл. 5.

Мусатов В. В. История русской литературы пер. пол. XX века (Советский период). М., 2001.

Пьяных М. Эпос и лирика воюющей России (Ал. Твардовский и О. Берггольц) // Звезда. 1995. № 5. С. 166 – 174.

Поэтический пантеон победной войны. М., 2005.

Павловский А.И. Советская философская поэзия: Очерки. Л., 1994.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.

Синявская Е. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101 – 109.

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)