АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Партийное, комсомольское, молодежное антифашистское подполье

Читайте также:
  1. Молодежное добровольчество
  2. Партийное, комсомольское, антифашистское подполье.

Во вражеском тылу активно действовало партийное подполье. С первых дней войны под его руководством создавались боевые антифашистские комсомольско-молодежные подпольные организации и группы в Барановичах, Орше, Гродно, Гомеле, Бобруйске, Бресте, Могилеве, Мозыре и многих других населенных пунктах. Некоторые организации удалось сформировать заблаговременно, другие — после захвата территории войсками вермахта.

В конце июня 1941 г. в Минске были созданы первые подпольные организации, которыми руководил Минский подпольный городской комитет КП(б)Б под руководством мужественного патриота И. Ковале- ва. Антифашистское подполье объединило более 9 тыс. жителей города тридцати национальностей, а также представителей девяти европейских стран. За годы оккупации подпольщики вывели в партизанские отряды более 10 тыс. семей минчан, в том числе около тысячи семей смертников из минского гетто.

30 июня 1941 г. Центральный Комитет КП(б)Б принял директиву № 1 «О переходе на подпольную работу партийных организаций районов, занятых врагом». В ней определялись задачи подполья, формы построения и связи, подчеркивалась необходимость соблюдения строжайшей конспирации.

Наиболее активно действовали подпольщики Минска. Они устраивали взрывы, поджоги и другие диверсии на коммуникациях врага, выводили из окружения раненых бойцов и командиров Красной Армии, оказывали им помощь, распространяли листовки.

Летом — осенью 1941 г. начали действовать подпольные антифашистские группы в Гродно под руководством Н. Волкова, К. Василю-ка, Н. Богатырева, В. Розанова. Участники групп помогали бойцам и командирам Красной Армии, которые оказались в фашистском плену, записывали и распространяли сводки Совинформбюро.

Во время боев под Москвой в декабре 1941 г. диверсии на Минском железнодорожном узле снизили пропускную способность его магистрали почти в 20 раз. В Гомеле подпольщики взорвали ресторан с находившимися там немецкими офицерами. В Оршанском железнодорожном депо активно действовала группа К. Заслонова. С ее помощью было выведено из строя несколько десятков паровозов, неоднократно парализовывалась работа станции.

Подпольная борьба была трудной и вместе с тем ответственной задачей. Трудной — в силу новизны, отсутствия кадров, владеющих опытом нелегальной деятельности; ответственной — так как партийному подполью предстояло стать непосредственным организатором и руководителем народной борьбы в тылу врага.

Подпольщики уделяли большое внимание агитационно-пропагандистской работе среди населения в тылу врага. В январе 1942 г. в Минске было налажено издание периодического листка «Вестник Родины», газеты «Патриот Родины», листовок. К концу года в Беларуси издавалось около 20 подпольных газет. В мае 1942 г. выпускалась газета «Звязда» (органа Минского городского подпольного комитета КП(б)Б). Редактировал ее В. Омельянюк (погиб 26 мая 1942 г.). Массовым тиражом в Беларусь доставлялись газета «Савецкая Беларусь», агитплакат «Раздавим фашистскую гадину!», фронтовая газета «За Савецкую Беларусь». С 1 января 1942 г. начинает работать радиостанция «Советская Белоруссия». 18 января 1942 г. в Москве был проведен антифашистский митинг белорусского народа, который транслировался по радио. На нем выступили писатели М. Танк, К. Чорный, секретарь ЦК комсомола С. Притыцкий и др.

На бойцов подполья возлагались большие задачи: разведка, распространение листовок, газет и прокламаций, ознакомление населения с призывами партии и правительства СССР, диверсионные акты на промышленных предприятиях и транспорте, организация сабота-жей, всемерная помощь партизанскому движению.

Работа подпольщиков была сопряжена с чрезвычайными опасностями, так как в населенных пунктах располагались вражеские гарнизоны, штабы, разведывательные и контрразведывательные органы. Каждый неверный шаг мог привести, а подчас и приводил к гибели подпольщика и даже к раскрытию всей организации. Поэтому приходилось действовать, соблюдая строжайшую конспирацию, в одиночку или небольшими группами, каждая из которых специализировалась на каком-то одном деле: либо печатании и распространении прокламаций, либо разведке, либо террористических акциях и диверсиях.

Самой тяжелой для подпольщиков оказалась первая военная зима и весна 1942 г. Отсутствие опыта, пренебрежение к конспирации привели к провалу многих подпольных организаций. Серьезные нарушения в нелегальной работе допускали члены подпольной организации «Военный совет партизанского движения», которые работали в тесном контакте с Минским городским комитетом партии. Вопреки всем правилам конспирации ее руководящее ядро издавало письменные распоряжения, устанавливало дежурства в штабе, а значит, большинство членов организации знали друг друга. Все это и дало возможность проникшему в ее ряды вражескому агенту выявить многих подпольщиков. В результате минскому подполью был нанесен огромный урон: в марте — апреле 1942 г. германские спецслужбы арестовали свыше 400 человек, разгромили типографию, многие конспиративные квартиры. Невосполнимыми были потери в руководстве подпольем. Немцы схватили членов городского комитета партии С. Зайца и И. Казинца, секретаря Г. Семенова. Вплоть до начала мая нацисты подвергали арестованных изощренным пыткам. Вскоре жители Минска увидели страшную картину: на деревьях и телеграфных столбах были повешены 28 руководящих работников подполья. 251 подпольщик был расстрелян. Крупные провалы отмечались и в других местах.

Нередко подпольщики по заданию подпольных партийных организаций или партизанского командования устраивались на работу в военные и административные учреждения противника, демонстрировали показную лояльность «новому порядку». Это позволяло им выведывать секреты военного характера, выявлять изменников Родины, провокаторов и шпионов, предупреждать население о готовящихся облавах, а партизан — о карательных акциях. Самым ужасным для подпольщиков был даже не постоянный риск, а сознание того, что все вокруг считают их предателями. Но ради победы над врагом патриоты шли на такой шаг.

Первые серьезные испытания не сломили подпольщиков. Они все более приспосабливались к чрезвычайно опасным условиям, действуя как в одиночку, так и небольшими группами. Согласно правилам конспирации,их членам ужене сообщались пароли и явки других групп. Подпольщики стали получать задания по цепочке через руководителя, связанного с уполномоченным из центра. Отрабатывалось функциональное распределение обязанностей внутри организаций. Все это повышало боевые возможности подполья и его устойчивость.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)