АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ивашкевич Е.Ф. (УО «Витебский государственный

Читайте также:
  1. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  2. III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТЪ
  3. А) единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
  4. Астраханский государственный технический университет
  5. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.
  6. Внутриведомственный государственный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
  7. Восточные славяне в догосударственный период
  8. ГБОУ ВПО Сургутский государственный университет
  9. ГБОУ ВПО Сургутский государственный университет
  10. Глава 38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  11. Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства российской федерации о рекламе
  12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 121

Конституционная регламентация социально-культурных прав в европейских странах

Ивашкевич Е.Ф. (УО «Витебский государственный

университет им. П.М. Машерова», г. Витебск, Беларусь)

 

Положение любого государства в мировом сообществе во многом определяется состоянием культуры, науки и образования, конституционным законодательством в этой области. В Основном законе каждой страны обнаруживаются «следы» эпохальных исторических событий, этнических традиций, потребностей реального времени. Конституциям славянских государств, принятым в конце ХХ века, свойственна детализация регулирования социокультурной сферы.

Так, конституции ряда европейских государств гарантируют каждому челну общества на участие в культурной жизни. В частности, это может быть свобода пользования благами культуры (ст. 73 Конституции Польши), право «пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической принадлежностью» (ст. 54 Конституции Болгарии), «на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44 Российской Федерации). В Республике Беларусь в ст. 51 это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений. По Конституции Словакии (ст. 43), Чехии (ст. 34), Испании (ст. 44) гражданам гарантирован доступ к культуре и культурным богатствам на условиях, установленных законом. Статья 23 Конституции Бельгии декларирует право на культурное процветание.

Наряду с этим, нередко конституционно закрепляется обязанность каждого члена общества с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о его сохранении, «беречь памятники истории и культуры» (ст. 44, п. 3 Конституции Российской Федерации). Аналогичное положение содержится в Конституции Португалии.

Государственное управление в сфере культуры заключается в создании условий для распределения благ культуры (по Конституции Польши она является источником самобытности польской нации), ее развитии на благо общих интересов (Конституция Республики Беларусь), защите научных, культурных, художественных ценностей как духовного народного достояния (ст. 65 Конституции Хорватии), демократизации учреждений культуры, принятии мер для возвращения находящихся за пределами государства культурных ценностей народа (Конституция Украины), финансовой поддержке учреждений культуры (введении налоговых льгот, предоставлении кредитов), обеспечении сотрудничества и углубления международных культурных связей (Конституции Португалии, Грузии), в особой защите молодежи в реализации прав в культурной сфере (Конституции Испании, Португалии, Республики Беларусь). Во многих Конституциях европейских стран признано, что учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их доля призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Искусство и творчество, несущие в себе духовную память поколений, являются важнейшей составной частью культуры и служат основой процветающего будущего каждой страны. В этом плане каждое демократическое государство, упоминающее в Конституции об искусстве и творчестве, провозглашает для них свободу. Так, Конституция Македонии в ст. 47 гарантирует свободу искусства и других видов творчества, Конституция Российской Федерации в ст. 44 провозглашает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (аналогичное положение в ст. 59 Конституции Словении, ст. 68 Конституции Хорватии, ст. 54 Конституции Украины, ст. 5 Конституции ФРГ, ст. 33 Конституции Италии, ст. 17а Конституции Австрии, ст. 73 Конституции Польши). Конституция Словакии в ст. 43 закрепляет свободу научных исследований и искусства (в Конституции Сербии – свобода создания и опубликования научных и художественных произведений). Причем, по Конституции Украины государство не только содействует развитию науки, но и способствует установлению научных связей с мировым сообществом. Однако, только в постсоциалистической Венгрии закрепляется положение о том, «что только деятели науки имеют право принимать решения по вопросам научных истин, устанавливающих научную ценность исследований» (§ 70/ж, абз. 2).

Наряду с предоставляемой свободой в сфере науки, искусства и художественного творчества, многие Конституции славянских государств, являясь Конституцией последнего поколения, гарантируют защиту моральных и материальных прав, возникающих в связи со всеми видами творческой деятельности (Конституции Хорватии, Словении, Сербии, Словакии), прав на результаты творческой умственной деятельности (Конституция Чехии), защиту интеллектуальной собственности, когда никто не может использовать без согласия авторов результаты их творческой деятельности, за исключениями, установленными законом (Конституция Украины).

В условиях демократических реформ в славянских странах, бесспорно, что право на качественное образование является неотъемлемым условием успешного развития и процветания любого государства. В связи с этим основополагающие акты этих государств и текущее законодательство подробно регламентируют права граждан в сфере образования. Конституции европейских государств строят свою образовательную систему на международно-правовых актах (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года и др.), так как являясь основным естественным правом человека, право на образование имеет целью удовлетворение потребности лица в информации, средством гармоничного формирования личности.

Так, в соответствии с законом «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, а ограничения прав граждан на персональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Таким образом, одной из государственных гарантий прав граждан в области образования в большинстве государств является его общедоступность (ст. 44 Конституции Македонии, ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 70 Конституции Польши, ст. 65 Конституции Хорватии, ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 34 Конституции Италии, ст. 70 Конституции Венгрии и др.), обязательность и бесплатность основного обучения (в ст. 53 Конституции Украины государство обеспечивает бесплатное развитие и дошкольного образования), возможность получения бесплатного начального образования (Конституции Дании, Ирландии, Македонии, Хорватии, Словении), базового образования (Конституции Финляндии, Швейцарии, Швеции, Монако), общего школьного (Конституции Лихтенштейна, Венгрии), высшего бесплатного образования каждого в соответствии со способностями на конкурсной основе – в Российской Федерации, Чехии, Республики Беларусь и др. Так, в Конституции Польши в ст. 70 п. 4 говорится о создании с этой целью системы индивидуальной и финансовой помощи ученикам и студентам. Изредка государство обязательное образование на конституционном уровне ограничивает и конкретными временными рамками. Так, школьное обучение до 16-летнего возраста обязательно в Болгарии, до 18-летнего в Польше, в других странах продолжительность обязательного школьного обучения и возраст, по достижении которого посещение школы обязательно, устанавливается обычным законом. По Конституциям Португалии (ст. 74) и Греции (ст. 16) декларируется равенство возможностей при поступлении в школу. Право выбора родителями сферы обучения детей закреплено в Конституциях Кипра (ст. 20), Андорры (ст. 20), Бельгии (ст. 24), Эстонии (ст. 37), Ирландии (ст. 42) и других странах.

Нередко в Конституциях говорится об академической (университетской) автономии высших учебных заведений (ст. 70 п. 5 Конституций Польши, Чехии и ряде других стран).

В ряде случаев Конституции регламентируют общие вопросы языковой политики в области образования. Согласно п. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а п. 3 ст. 68 Основного закона гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Уникальным в европейской практике является положение Португальской Конституции о совершенно особом языке – языке жестов. Общеизвестно, что подобная система знаков существует в Российской Федерации, Болгарии и других государствах, но лишь в этой стране органы власти в соответствии с Конституцией обязуются защищать и повышать ценность национального языка жестов как проявление культуры и средство доступа к образованию и обеспечения равных возможностей для каждого.

Таким образом, основными правами в сфере образования в Конституциях славянских государств являются общедоступность, обеспечение качества образования, возможность его получения на родном языке, право на свободный выбор образования родителями для своих детей, его светскость и возможность факультативного религиозного обучения, поддержка одаренных детей, помощь учащимся, нуждающимся в специальном обучении, и другие. Так нормы об образовании относительно граждан с отклонениями в развитии закреплены конституционно в Португалии и Греции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституции зарубежных стран. Сборник. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2000. – 366 с.

2. Конституции государств Восточной Европы / Под ред. Д.А. Ковачева. – М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. – 160 с.

3. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под ред. и со вступ. Ст. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)