АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контакт экскурсовода с группой

Читайте также:
  1. V. По культуре речи экскурсовода.
  2. А.Контактно-побутовий
  3. Алгоритм действия при первом контакте с пострадавшим.
  4. Альфа-спираль-между NH группой 1 аминокислоты и СО другой
  5. Аналіз і синтез релейно-контактних схем
  6. Б) работа в контакте с соединениями свинца.
  7. Безконтактні логічні елементи
  8. БЕСКОНТАКТНОЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ РЕЛЕ РБД-101А-1.
  9. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
  10. ВКЛЮЧЕНИЕ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО КОНТАКТОРА БВП-5 (БВ-1)
  11. Включение контакторов ослабления поля
  12. ВОЗБУДИТЕЛИ КОНТАКТНЫХ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Успех экскурсии во многом зависит от установления дол­жного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата взаимного пони-Мания и доброжелательности, формирование которого явля­ется профессиональным делом экскурсовода.

Что же такое контакт с аудиторией? По определению пси­
хологов, контакт — это общность психического состояния
°ратора и аудитории, это взаимопонимание между выступаю­
щим и слушателями. Он возникает на основе совместной
Мыслительной деятельности, когда оратор и слушатели ре­
шают одни и те же проблемы, обсуждают одинаковые вопро­
сы: оратор — излагая тему своего выступления, а слушатели —
следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном,
а слушатели думают о другом, то, следовательно, контакт
отсутствует...


118________________ _____________________ Экскурсионное дело

Установление контакта должно начинаться уже с первом появления экскурсовода перед группой. И здесь вспоминаем ся старая русская пословица «Встречают по одежке, а прово­жают по уму». Все начинается с внешнего вида экскурсово­да. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж-не бросаться в глаза, руки — ухоженными. А.Ф. Кони совето­вал по этому поводу лекторам, что полностью относится и к современным экскурсоводам: «Следует одеться просто и при­лично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кри­чащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, не­ряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собрав­шихся начинается до речи, с момента появления лектора пе­ред аудиторией».

Однажды на одной из экскурсий произошел такой слу] чай. Экскурсовод, уже немолодой, но высокоэрудированный опытный специалист, опаздывала на экскурсию к студентам. Наконец, запыхавшись, она входит в автобус. Коротко бро­сив «Здрасьте!», резким движением снимает шапку, нарушив тем самым прическу, и, не поправив ее, начинает вступи­тельное слово. По рядам студентов пронесся легкий шум, все обсуждали внешний вид экскурсовода, и никого не интересо­вало, что же она говорит. Начало экскурсии было провалено из-за неадекватного поведения экскурсовода, невнимания К, своему внешнему виду. Экскурсоводу пришлось применить немало усилий, прежде чем она овладела вниманием аудитор рии благодаря своим глубоким знаниям темы экскурсии в умению ее преподносить.

Важную роль в процессе установления контакта с аудита рией играет вступительное слово экскурсовода. Оно должно быть ярким, содержательным, образным, несколько реклам-ным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурса^ тов, что они правильно поступили, придя на данную экскуР1 сию.

Экскурсовод с первых минут обязан быть активным. АЩ тивныи оратор всегда сильнее привлекает внимание слуша, телей, чем оратор-флегматик. «Люди должны постоянно чр' ствовать, что всем своим существом оратор стремится к об­щению с ними, что он воодушевлен поставленной целью-Настоящий контакт с аудиторией будет достигнут лишь той


Методическая часть 119

да, когда в сознании оратора он сам, аудитория и его речь сольются в неразрывное единство. Тогда удачнее подбирают­ся слова, речь становится выразительней, а у слушателей ак­тивизируется восприятие, глубже затрагиваются разум и чув­ства* (Ножин, 1973).

Конечно же, основой возникновения устойчивого контак­та между экскурсоводом и группой являются рассказ и речь экскурсовода. Только содержательный, обязательно насыщен­ный новыми сведениями, проблемный рассказ и высокая куль­тура речи экскурсовода привлекут внимание слушателей.

Для поддержания постоянного контакта необходимо учи­тывать особенности состава экскурсионной группы, что пока­зано в разделе «Классификация экскурсий» (классификация экскурсий по составу участников).

Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю груп­пу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Это невозможно. Однако впечатление контакта с каждым слушателем создает­ся, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от од­ной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-либо выде­лив именно их в группе, проверяя таким образом доходчи­вость излагаемого материала по их реакции.

Хороший контакт, установившийся между экскурсово­дом и группой, создает благоприятный фон для успешной работы экскурсовода. Когда он видит, что его внимательно слушают, адекватно реагируют на сказанное им, экскурсовод начинает говорить все с большим и большим вдохновением, излагать материал более убежденно и страстно, голос его зву­чит увереннее. Он как бы выпрямляется,'Вырастает в соб­ственных глазах и глазах слушателей.

Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно Действует на выступающего. Он начинает теряться, путаться в тексте, совершать ошибки.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех экскурсии, являются необходимым усло­вием для передачи информации, оказания желаемого воздей­ствия на слушателей, закрепления у них определенных зна­ний и убеждений.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Особенности обзорных городских экскурсий

Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граж-i дан. Количество обзорных экскурсий, проводимых турист-1 ско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. И это понятной За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают воз­можность познакомиться с основными памятниками и па­мятными местами города, важнейшими страницами его ис^ тории, со своеобразием его современного вида. Варианты об­зорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каж­дый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзор­ную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышен­ной трудности. Выделим некоторые черты, ее характеризую­щие.

Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рас­сказать о выдающихся страницах его истории, культуры, на­уки. Все в городской обзорной экскурсии должно быть под­чинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников й документов, предназначенные для цитирования, иллюстра­ции «портфеля экскурсовода» и др. Экскурсовод обязан най­ти такие стороны жизни города и такие слова, характеризу­ющие их, которые бы выгодно его окрашивали, подчеркива­ли его уникальность. И это не сложно для наших российских городов. Любой столичный, областной, и не только област­ной, город имеет только ему присущие черты: Санкт-Петер' бург и Москва, как и Новгород, Суздаль, Кострома, Казань. Челябинск, Новосибирск, Владивосток, Ростов-на-Дону, Т&* ганрог, Владикавказ, Сочи, Старый Оскол, Ханты-Мансийсй и множество других больших и малых городов России. Горо­да с их старой и современной архитектурой, памятникам*


Практическая часть



великим историческим событиям и выдающимся людям, про­мышленными предприятиями и научными учреждениями, му­зеями и выставочными галереями представляют собой неис­сякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрыва­ются различные стороны жизни города. Возникновение горо­да, история его роста и застройки, особенности планировки — одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности горо­да, об особенностях его культурного развития, без характе­ристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскур­сии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны. Для Бреста — это тема борьбы с фашизмом, показанная на примере сохранив­шихся со времен Великой Отечественной войны оборонитель­ных сооружений и памятников воинской славы, для Таган­рога - все, что связано с жизнью в нем А.П. Чехова, в Маг­нитогорске главное место займет тема индустриализации стра­ны в годы первых пятилеток и т.д.

В содержании обзорной экскурсии следует верно соблю­сти соотношение местного и общероссийского материалов. История города, достижения края должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. К примеру, рас­сказывая о военных действиях во время Великой Отечествен­ной войны осенью 1941 г. на Дону, первом контрнаступлении советских войск под Ростовом-на-Дону, нельзя не подчерк­нуть, какое значение они имели для победы Красной армии над фашистами в битве под Москвой и в длительной обороне Севастополя.

Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встреча­йся ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод за Неболыной отрезок времени должен показать руины древней кРепости, современное здание недавно построенного театра, Железнодорожный мост как уникальное инженерное соору­жение XIX в., памятник выдающемуся уроженцу города, от-


122 ___ Экскурсионное дело

реставрированное храмовое строение, набережную и речной вокзал, новый стадион и многое другое.

Все это обилие разноплановых экскурсионных объектов^ подтем налагает на экскурсовода большую ответственность как на посла своего города, от которого экскурсанты должны получать исчерпывающую, правдивую,, современную инфор­мацию, поданную с верной эмоциональной окраской. Экскур­совод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текЗ стом экскурсии и всем арсеналом методических приемов по­каза и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии.

При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, чтя многоплановый ее характер, включающий различные, зача­стую далекие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экс­курсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начи­ная со стадии сбора творческой группой литературного и фон­дового материалов.

Городскую обзорную экскурсию практически невозмоя# но построить в хронологическом варианте, она создается по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определенную свободу при разработке после­довательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.

При значительном количестве памятников, включенные в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экс­курсантов городских объектов остается неохваченным. К ни# всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответству­ющие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы $ быть готовым на них ответить. Хороших знаний, связанны* с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать вы­сокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниям, тогда ни одйй вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох.

Планом городской обзорной экскурсии нередко предУ0] матривается посещение музея. Это делается в том случае, когД8 зрительный ряд на улицах города недостаточен или ма-Ч° выразителен. В музеях чаще всего показываются археологи'


Практическая часть 123

ческие, этнографические или биографические материалы. Принято, что время, отведенное на осмотр той или иной му­зейной экспозиции, не должно превышать 30 — 40 минут, и, желательно, чтобы экскурсию по музею вел экскурсовод, про-| водящий всю экскурсию, что позволяет сохранить ее целост­ность. Об этом заранее должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соот­ветствующей его экспозиции.

Еще одной из особенностей городской обзорной экскур­сии является постоянное, крайне динамичное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые совре-I менные здания, учреждения науки и культуры, спортивные I сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и I т.п. Все эти изменения городской среды должны немедленно I отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях I о городе оказаться просвещеннее экскурсоводов.

В качестве образца для составления технологической кар-I ты обзорной городской экскурсии ниже приводится часть тех-I нологической карты экскурсии по главному городу Южного I Федерального округа Ростову-на-Дону. Данный образец мо-I жет стать примером и для составления технологической кар-I ты любой тематической экскурсии.

I

Образец титульного листа

1


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)