АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нас возвышающий обман

Читайте также:
  1. IV. АЛЛЕРГИЯ И АУТОИММУННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОЖЕ
  2. Khubulava G.G.
  3. Анатомия, физиология, первичные и вторичные элементы
  4. Виновата поза подчинения
  5. ВОЙНА В ЯСЕНЕВОМ ЛЕСУ
  6. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТЕН
  7. Врожденный сифилис.
  8. Глава 6. ... и Крушение.
  9. Глава III. Рассказ воина
  10. Глава VII. Нормы Поведения и Духовная Свобода 1 страница
  11. Диалектика
  12. История развития Trance музыки

Для некоторых людей истина омерзительна. Поэтому и считается ругательным слово «циник». А ведь это слово произошло от философов-киников, которые проповедовали освобождение от оков социальной обусловленности и призывали честно взглянуть на истинные мотивы своей деятельности. Выдержать испытание правдой может не каждый. «Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет». (Притчи 15:12). Искусство нравиться – это искусство потакать мнению людей о самих себе. «Мы считаем здравомыслящими тех людей, которые во всем с нами согласны». (Ларошфуко). «Это может быть неверным, но общепринятым. Именно это и приносит успех». (Сорас, миллиардер). «По своим прихотям будут избирать учителей». (2 Тим. 4:3).

 

*****

 

Еще более глубоко обсуждать категории добра и зла, можно только познакомившись с понятием кармы. Я не буду затрагивать вопрос: «Верите ли вы в реинкарнацию или нет?». Мы просто рассматриваем учение о карме как емкую философскую категорию, в которой непротиворечиво увязываются многие наблюдаемые явления. Несмотря на то, что большая часть западного мира подвержена христианской традиции, в официальной версии которой понятия кармы не существует, все же идеи перевоплощения разделяются значительной частью населения. Каждый человек находит эту идею не только привлекательной, но и согласующейся со многими вещами, которые он наблюдает в реальной жизни и духовных исканиях. Люди задают себе вопросы: «Если есть высшая справедливость, то почему одни исцелились от неизлечимой болезни, другие нет, хорошие люди и даже невинные дети страдают, а негодяи пышут здоровьем; кто-то трудится, как вол, и влачит жалкое существование, а кто-то не напрягается и во всем успешен?» В теории кармических взаимодействий они находят ответы на эти вопросы.

Когда-то давно один древнеримский сенатор произнес: «Верую, ибо нелепо». Перефразируя это известное выражение, имея в виду учение о карме, можно сказать: «Верую, ибо очень разумно». В конце концов, как сказал Вольтер, родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды. Немаловажную роль в широком распространении этого учения играет и то, что мы все очень хотим верить в наше перевоплощение, ведь мы все в камере смертников, и мы все не считаем себя безгрешными. Лично меня с кармическим учением еще в детстве познакомил Владимир Высоцкий:

...Хорошую религию придумали индусы,

Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Я от восторга прыгаю, я обхожу искусы,

Удобную религию придумали индусы...

 

Понятие кармы подразумевает перерождение, то есть человек и любое живое существо проживают несколько жизней (по различным учениям от трех до нескольких миллионов). Тело умирает, но бессмертная душа, обогащенная новым опытом, отработав прежние грехи или заработав новые, переселяется в новое тело с новой судьбой. В перерождение верили не только индусы, но и много других народностей в различных точках земного шара.

В соответствии с теорией кармической задолженности, каждое существо за свои поступки и помыслы несет ответственность, которая наступает в следующей жизни. А в данный момент всей своей судьбой и всем тем, что с нами происходит, мы отрабатываем прежние задолженности. Карма бывает как положительная (белая, добрая, хорошая), так и отрицательная (черная, злая, плохая). Праведными поступками мы зарабатываем хорошую судьбу, неправедными – плохую. Иногда мы пожинаем последствия своих поступков уже в этой жизни, только позже. Каждый человек рождается в тех условиях и обстоятельствах (в семье, стране, политическом устройстве), где он должен пройти свои кармические испытания. Одновременно с личной кармой он отрабатывает карму той системы, в которой родился. Обстоятельства рождения определяются так, что, отрабатывая личную карму, он вносит свою лепту в отработку кармы своего рода, нации, человечества и всех остальных групп, членом которых он является. Проходя страдания, человек отрабатывает карму и становится лучше, а делая другим добро, заслуживает добро для себя в будущем. Но тут возникает вопрос. Если человек не борется за свои блага, а отдает их другому, то он подпитывает чужой эгоизм, а значит, помогает другому заработать плохую карму. Следовательно, в следующей жизни с ним поступят точно так же. Может, благотворительность следовало бы признать аморальной и запретить, чтобы она не развращала тех, по отношению к кому проводится? Безграничная любовь, как и безграничная власть, развращает людей безгранично. Утешать безутешного, значит, делать ему хуже, ведь «любящий серебро не насытится серебром». Чем больше человеку делаешь, тем больше он будет страдать от недостатка предметов вожделения.

«Как много человеку надо, когда у него все есть!» («Русское радио»).

Делая человеку добро, мы освобождаем его от испытаний, лишаем возможности совершенствоваться. Значит, с точки зрения кармы, худшие враги – это друзья, а лучшие друзья – это враги. К лучшим учителям мы всегда неблагодарны, так как они не потакают нашим слабостям, а вскрывают наши недостатки. Именно поэтому маги-воины свободы считают, что враг – это удачная находка, так как он заставляет совершенствоваться.

Обычный человек обижается на врагов, маг-воин свободы благодарит их. «Не пренебрегай врагами, они первые замечают твои погрешности». (Антисфен из Афин).

«Если увидишь шаолиньского монаха – в любом случае ударь его. Мастеру ты не сможешь причинить вреда, ученик поблагодарит тебя за урок, а лжемонаху так и надо». «Самая опошлившаяся из всех опошлившихся вещей, что причинять боль – дурно», потому что «Ослабляя болезнь, вы ослабили больного, вы не врачи, а шарлатаны». (Ницше). «Повинуйтесь своим господам, но лелейте свою злопамятность, помня, что вы хороши, а они плохи, и вы будете наслаждаться, наблюдая, как они горят в аду», потому что «Все добродетели хотят, чтобы им заплатили». (Ницше). «По ту сторону хорошего и дурного раздается мой смех!» (Ницше).

Так что, если к нам относятся хорошо, надо подумать, полезно ли это для нас. И каковы цели тех людей, которые демонстрируют хорошее отношение. В наших повседневных манипуляциях мы часто играем на чувстве благодарности. Демонстрируя кому-либо свое расположение, мы постепенно начинаем управлять поведением этого человека. Очень трудно не поддаться таким манипуляциям потому, что необходимость платить добром за добро глубоко укоренилась в каждом из нас. Люди боятся показаться неблагодарными, невежливыми или эгоистичными, отказывая навязчивым просьбам подобного манипулятора. Ведь все хотят выглядеть хорошими в собственных глазах. Или возьмите для примера рекомендации японского топ-менеджмента. В состав качеств, по которым оценивается глава японского предприятия, входит готовность оказать любезность или услугу своим служащим. Следует понравиться служащим и завоевать их лояльность. Любая забота вызывает чувство благодарности. Считается, что руководитель многого достиг, если подчиненный приглашает его домой на семейный ужин. Любой руководитель обязательно похвастается этим достижением. Когда начальник постоянно оказывает подчиненным услугу, те чувствуют себя обязанными и готовы пойти за него в «огонь и воду». «Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло». (Ларошфуко.) Вообще, в манипуляциях нет ничего плохого, когда знаешь, что происходит манипуляция. В таком случае, это всего лишь взаимообмен, честный акт купли-продажи. Мы даем людям то, что нужно им, а получаем то, что нужно нам. Ведь забота, участие, повышение самооценки или ощущение собственной добродетельности стоят того, чтобы дать за них что-то в обмен. Просто при понимании этого процесса больше шансов, что мы не переплатим. Конечно, доброе поведение не всегда есть результат сознательной манипуляции. «Доброе поведение – это одна четверть стыда, одна четверть страха перед законом или возмездием, четверть тщеславия и еще четверть привычки». «Некоторые считают, что у них доброе сердце, но на самом деле у них лишь слабые нервы». (Мария Эбнер-Эшенбах). «Деликатность – всегда боязливость, на самом деле люди всегда эгоистичны, только боятся свою эгоистичность проявить».

 

*****

 

Однажды Бог осуществлял прием душ по поводу перерождения. Сначала к нему попали души оленя и волка.

Волк смиренно признался:

– Господи, за свою жизнь я убил и съел вместе со своей семьей тысячу зайцев, сто овец и даже трех коров. Сколько жизней мне придется теперь отрабатывать эти грехи? – Создан ты мною так, что без свежего мяса ты бы умер. Ты не убивал, ты выживал, поэтому я освобождаю тебя от грехов твоей жизни.

Следующим подошел олень.

– Господи, – сказал он, – я питался только травой, в жизни никого не обидел. Теперь я заслужил лучшего рождения?

– Ты не прав, олень. За всю свою жизнь вместе с травой ты съел миллион мелких насекомых. За это тебе следовало бы миллион раз родиться насекомым и каждый раз быть съеденным. Но раз я сам создал тебя и не наделил твое тело средствами, чтобы ты отделял траву от насекомых, и не дал тебе ума, чтобы понять необходимость этого, то тебя я тоже освобождаю от грехов прошедшей жизни.

Следующими на прием попали вегетарианец и чрево-угодник.

– Для того, чтобы ты насытился, было убито сто свиней, тысяча бройлерных цыплят и двадцать бычков, но именно для цели твоего насыщения они и жили. Поэтому весы жизней и смертей уравновешены, и ты освобождаешься от кармических последствий, – сказал Бог чревоугоднику.

Затем он обратился к вегетарианцу:

– Ты не ел мяса, потому что не хотел убивать и быть причиной чьей-то смерти. Но тебе этого не удалось. Помнишь, когда ты заболел гриппом, ты выпил лекарство и этим убил миллиард живых существ – вирусов, чья вина только в том, что у них нет иной среды обитания, кроме человеческого тела. Само твое существование приносит миллионы смертей ежедневно. Твоя иммунная система убивает миллионы бактерий только для того, чтобы ты выжил. Да и растения, которые ты поедал, живые существа. Ты поедал их плоды и зерна, а ведь это средства размножения. Однако, и ты освобождаешься от кармических последствий, потому что, когда ты умер, твое тело стало пищей для миллионов насекомых, бактерий и растений. В материальном мире все взаимно служит пищей друг другу, выжить и преуспеть можно только за счет других. Нельзя быть царем без подданных, победителем без побежденных, насытившимся без съеденных. Поэтому не пытайся избежать этого закона. Если же ты не ел мясо ради здоровья, то запомни, что понемногу и мясо полезно, а помногу и капуста вредна.

Следующими на прием попали две красивые женщины – гулящая жена и верная.

– Одинаковы ваши добродетели и прегрешения, – обратился к ним Господь, – ибо одна из вас удовлетворяла эгоизм чужих мужчин, другая удовлетворяла эгоизм мужа своего, одна страданиями заставляла совершенствоваться чужих мужчин, другая – мужа своего. Поэтому освобождаетесь от кармических последствий жизни своей.

Выглянул Бог из приемной, видит – в самом конце очереди сидит мудрец и всех пропускает. – Что же ты не идешь ко мне? – спросил Бог. – Я знаю, что независимо от того, как я прожил жизнь, ты освободишь меня от грехов, потому что человек не может увидеть всех последствий своих поступков. Ведь любой поступок одновременно несет и добро и зло. Все делается по твоему замыслу, так как же ты можешь наказать за то, что я пытался реализовать вложенное тобой? Если ты должен наказать кого-то за зло, следовательно, должен избрать и людей, которые будут орудием твоим в этом наказании. Получается, они должны делать кому-то больно, но ты не можешь наказать их за это, как исполняющих волю твою. Одного я не могу понять. Если ты все равно освобождаешь нас от кармических последствий, потому что не наделил нас полным видением всех вещей, то зачем тогда ты дал людям понятие кармы и греха?

– Любое учение не окончательно, это всего лишь очередная ступенька на пути к тому полному видению всех вещей, о котором ты говоришь. Это как плот, который может помочь тебе переплыть реку, но это не значит, что его надо таскать с собой повсюду. Ведь для того, чтобы указать на предмет, нужен палец, но когда стало ясно, о чем идет речь, необходимость в пальце отпадает.

Так сказал Бог.

 

 

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

 

Самцы любят разнообразие – смысл женской меркантильности – в чем соперничали Фрэнк Синатра и Джон Кеннеди – бриллианты по сравнению с комплиментами – новый религиозный символ

Интересная и важная дуальная пара – мужское и женское. Отношения между мужским и женским началом во Вселенной частично олицетворяются в отношениях между мужчиной и женщиной у людей. Ничего нового по этой теме уже не скажешь. Поэтому я лучше ограничусь тем, что проанализирую некоторые интересные высказывания, а также познакомлю вас с исследованиями в области гендерной психологии и социобиологии. Гендерная психология изучает взаимоотношения полов и их психологические особенности, а социобиология пытается найти биологические, заложенные природой, а не воспитанием, причины различного поведения людей в обществе. В том числе причины различий у мужчин и женщин в их отношении к миру. Любой учебник по гендерной психологии я бы начинал с двух маленьких рассказов. Первый описывает результаты научного исследования, а второй является просто притчей. Начнем с науки.

Маленьких, недавно родившихся крысят различных полов поместили в клетку. В углу клетки сделали щель, в которую с трудом можно было протиснуться. Каждое животное, которое вылезало через щель, уже не возвращали в клетку, а выводили из эксперимента. В течение нескольких дней половина крысят проявила любопытство и выбралась из клетки через щель. Для этого им пришлось проявить некоторые усилия, так как щель специально сделали достаточно узкой. Оказалось, что среди тех, кто не проявил исследовательской активности и остался в клетке, было 100 % самок, а среди тех, кто искал приключений, было 100 % самцов. Данный опыт показывает, что любое живое существо обладает врожденными поведенческими особенностями, свойственными только их полу.

Теперь притча.

В одном еврейском селении умирал от старости очень уважаемый человек – мудрец, мистик, целитель. Пришла вся деревня, чтобы помочь ему вылечиться и продлить его годы. Но ничего не помогало: ни лекарства, ни молитвы. Тогда раввин обратился к людям со следующими словами: «Бог поведал мне в молитве, что мы можем сделать только одно. Каждый из нас должен отдать часть своей жизни умирающему и тем продлить время его пребывания на земле. Пусть каждый отдаст столько, сколько сможет». Все любили умирающего человека, поэтому каждый выходил вперед и предлагал часть своей жизни. Один человек сказал: «Год», другой сказал:

«Пять лет». Кто-то сказал: «Месяц», кто-то сказал: «Один день». Один купец сказал: «Одна минута». Тогда Мулла Насреддин, который не был евреем, но тоже там был, вышел вперед и сказал: «Двадцать лет…». Никто не мог его понять, никто не мог поверить, что он готов стольким пожертвовать. «Ты с ума сошел», «Что ты делаешь?», «Не будь идиотом». Подобные слова доносились со всех сторон. Наконец, все замолчали и Насреддин смог договорить: «… от жизни моей жены!» (Лавский).

Эта притча – необходимое дополнение ко всем произведениям о романтичной любви. Об отношениях мужчины и женщины циник скажет одно, романтик – другое. И оба будут правы. Как и в отношениях любой дуальной пары между мужчиной и женщиной одновременно с бескорыстием существует эгоизм, с притяжением отталкивание, с любовью ненависть, с наслаждением боль. Природа сделала все, чтобы между двумя полами были противоречия. И друг без друга нельзя и рядом невозможно. Сложности их взаимоотношений несут глубокий космологический смысл. Если вспомнить законы: «Подобное притягивает подобное» и «Мысль материализуется», то все, что нас окружает, является отражением нашего внутреннего мира. Поэтому неразрешенные противоречия в отношениях с противоположным полом есть отражение неразрешенных противоречий между женской и мужской энергией во внутреннем мире человека. Если чело-век негармоничен внутри, значит, он будет негармоничен в своих отношениях с реальностью, и будет иметь низкую способность этой реальностью управлять. Отношения с противоположным полом – это главное поле деятельности для гармонизации энергий.

Перед тем как начать рассматривать проявления этих противоречий в жизни, надо понять, что мужчины и женщины не лучше и не хуже друг друга; просто они разные, и их описание мира совпадает не больше, чем наполовину. Возьмите тот факт, что физиологическая активность мозга отдыхающего мужчины падает на 70 %, в то время как у женщины – только на 10 %. Это особенно ярко проявляется после секса. Она хочет продолжать общение, он хочет насладиться покоем. В отношении секса много и других несовместимых особенностей. Женщина хочет подготовиться к близости с помощью ухаживаний и предварительной игры, мужчина хочет получить ее как можно скорей. Кто-то сравнил мужчину в сексе с газовой плитой, а женщину – с электрической. Мужчина быстро загорается и быстро гаснет, женщина постепенно разогревается и медленно охлаждается. Много упреков мужчинам от женщин в том, что все они кобели. Природа мужчины требует разнообразия. Оказывается, петух может в сутки совершать до 60 половых актов, но если ему оставить только одну курицу, то после пяти раз он уже не обращает на нее внимания. Подобные результаты получены и при исследовании других животных.

Самцов человека можете опросить сами. «Быть женатым на одной женщине противно природе мужчины, быть востребованной для разового применения противно природе женщины. Гарем – единственный компромисс».

При опросе молодоженов на вопрос «Чего вы больше всего боитесь в браке?» большинство женщин отвечало: «Измены». Поэтому читать о том, что мужчинам требуется разнообразие, женщинам всегда неприятно. Я понимаю, что в любом приятном чтиве завуалировано потакание. «Мы, женщины, любим честных мужчин, которые честно говорят нам то, что мы хотим от них услышать». Об отношениях мужчин и женщин можно писать по-разному, но никогда это описание не будет удовлетворять всех. Можно писать о любви, как Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» или Моэм в «Театре», или Толстой в некоторых местах «Войны и мира». Можно писать как Шекспир, Дюма, маркиз де Сад или как авторы женских любовных романов. А можно представить любовь как психоаналитическое исследование. Такие исследования обычно показывают, что подноготная любви, как и обнаженная душа, – не всегда приятное зрелище. Но надо говорить правду. А она заключается в том, что любой человек имеет множество внутренних взаимоисключающих мотиваций, между которыми происходит борьба. Среди внутренних потребностей мужчины, несомненно, есть потребность в единственной возлюбленной на всю жизнь, но она не всегда преобладает. Точно так же у женщин в различных ситуациях самопожертвование сменяется меркантильностью, нежность – сварливостью, а целомудрие – похотливостью. Если наши возлюбленные не соответствуют желаемому образу, который наш эгоизм создал в нашем воображении, это не повод для обид, но повод совершить усилие над собой, чтобы стать более счастливым. Это повод измениться и вести себя так, чтобы другой человек проявил свои лучшие качества. В этом сложность, но в этом и великий потенциал.

Нельзя сказать, что женщины не любят разнообразие, но скорее это элемент самооценки, чем природная физиологическая потребность. Внутреннюю инстинктивную потребность женщины в этом вопросе высказала еще юная Екатерина Вторая: «Превыше всего любовь удовлетворяет тогда, когда уверена в ее постоянстве». Поэтому и привлекателен для женщин институт брака, независимо от того, зарабатывает ли она самостоятельно на жизнь или нет. Замужество и материнство являются важными элементами ее общественного статуса и повышают собственную самооценку. «Смотрите – я на уровне, я не хуже других». Брак демонстрирует всему миру ее женскую ценность через востребованность, обеспечивает постоянство и помогает удержать при себе отца потомства. «Для девушки лучше плохенький муженек, чем хороший дружок». (Сервантес).

Не будь института брака, 80 % мужчин не допускались бы к сексу и размножению, потому что второй составляющей инстинкта самки, кроме потребности в постоянстве, является необходимость выбора лучшего самца. Самец отвечает за количество потомства, поэтому только единственным семяизвержением он готов оплодотворить 60–200 миллионов потенциальных яйцеклеток. Именно поэтому природа вынуждает его искать разнообразия. Самка отвечает за качество потомства, поэтому, если ей дано выбирать, она выбирает лучшего. Для этого она инстинктивно заставляет самцов конкурировать. Конкуренция выявляет самца с хорошими генами, которые обеспечат потомству наилучшие способности для выживания. В животном мире это, чаще всего, самый сильный, смелый и активный самец. У человека все не так просто.

Физическая сила, как фактор выживания, в социуме стоит далеко не на первом месте. Наибольшей приспособленностью и самым высоким уровнем биологического выживания в современном обществе обладают обеспеченные и высокостатусные мужчины. Именно они являются доминантными самцами. Сознательно женщины могут и не соглашаться с тем, что такие мужчины психологически и биологически более привлекательны для них. Но никто не будет отрицать, что в отношениях полов преуспевающие всегда находятся в более выигрышном положении, независимо от внешности, возраста и интеллекта. Иначе как объяснить результаты любительского эксперимента, поставленного двумя молодыми людьми? Через определенные промежутки времени они послали в раздел знакомств два объявления. В одном они представили соискателя как маленького, лысого и очень обеспеченного мужчину в возрасте сорока пяти лет. В другом – как высокого, спортивного сложения слесаря тридцати лет, проживающего в общежитии. В ответ на первое объявление они получали 400 писем ежедневно и собрали три мешка. По второму объявлению откликнулись только две женщины. Одна – инвалид, другая – проживающая в общежитии и работающая уборщицей мать троих детей. Так было всегда. Люди не изменились, и осуждать инстинкт все равно, что осуждать человека за то, что у него две руки, две ноги, а между ног – половые органы. «Женщина натура поэтичная, а что может быть прозаичней бедности». «Власть и слава возбуждают больше всего». «К числу эрогенных зон следует отнести так же и бумажник». (Я. Ипохорская). «Люблю упакованных мужиков». (Из подслушанного разговора на рынке).

Толстый, лысый, кривоногий, но богатый мужик критически рассматривает себя в зеркало. К нему подходит юная красивая жена и говорит:

– Дорогой, пойдем в постель. Я так тебя хочу! – Иди дорогая, я скоро приду, – отвечает тот и продолжает рассматривать себя в зеркало.

Через пять минут из спальни доносится:

– Дорогой, я тебя жду, я соскучилась. Мужик, продолжая смотреть на свое изображение, задумчиво произносит:

– Не могу понять, как можно до такой степени любить деньги…

Возможно, меркантильность (или практичность?) заложена в женщине как необходимое качество для заботы о потомстве. Не стоит также забывать о женском тщеславии. А может быть, таким поведением они пытаются компенсировать недостаток любви, как это заметил Горький: «Мужчина и женщина, два племени, вечно враждующих…– мягко говорила женщина. – Доверие, дружба и прочие чувства едва ли возможны между мной и мужчиной. Но возможна любовь… а любовь – это победа того, кто любит меньше, над тем, кто любит больше. Я была однажды побеждена и поплатилась за это… Теперь я победила и воспользуюсь плодами победы». («Варенька Олесова»).

Но все эти объяснения – ерунда. Мужчины не лучше, и пытаются тоже использовать женщин в своих интересах. Дело не в отношениях полов, а в отношениях людей вообще. Отношения подразумевают взаимообмен. А деньги и материальные блага – не единственная валюта отношений. Кроме них кому-то важен секс, или для кого-то важно избежать статуса одинокого человека. Часто востребована любовь. Каждый пытается взять от другого то, что для него важно. И чем меньше дашь, и чем больше возьмешь, тем выгоднее отношения. Хорошо, когда у тебя есть много того, что ценится. Тогда ты выбираешь среди тех, кто желает это получить. И выбираешь того, кто обладает ценностями, важными сегодня для тебя. Каждый хочет красивых, богатых и дающих любовь.

Еще одна интересная особенность заключается в том, что женский разум в силу инстинкта запрограммирован считать более привлекательными тех мужчин, которые проявляют по отношению к ним активность и внимание. Наверное, поэтому представительницы слабого пола любят напоминать, что нет недающих женщин, а есть плохо просящие мужчины. Потребность во внимании, о котором так много говорят женщины, – не каприз, а веление природы. Отсутствие внимания женщина воспринимает как эмоциональную боль, как несуществование. «Нет звука громче, чем молчание телефона».

От недостатка внимания жены «пилят» мужей. Если быть до конца откровенным, то у этого, типичного для семейной жизни, явления есть две причины. Во-первых, мужчина ведет себя так, как хотел бы, чтобы вели по отношению к нему. Он хочет, чтобы его лишний раз не трогали и чаще оставляли в покое. Но, в отличие от мужчины, лишний раз не трогать женщину – это еще сильнее ее раздражать. «Женщину гораздо больше мучает не тирания, а равнодушие». (Жан Лакан). Невнимание воспринимается как равнодушие. Поэтому умение быть активным и внимательным могут сделать мужчину привлекательным без больших денег и красивой внешности.

– Почему все лысые и маленькие такие активные, энер-гичные и сексуальные?

– Им пришлось стать такими, иначе они вымерли бы.

Вторая причина, почему жена «пилит» мужа, заключается в том, что женщина сама страдает от многообразия своих противоречивых потребностей. Известно, что мужчина ищет одного в разных женщинах, а женщина хочет совместить разное в одном мужчине.

По этому поводу есть шутка. «Как понравиться женщине? Для этого надо: ласкать, хвалить, быть отзывчивым, благоухать, ремонтировать в доме, быть защитником, говорить комплименты, быть опорой, быть кормильцем, утешать, давать деньги, покупать подарки, безумно ее хотеть, не быть навязчивым, нравиться другим женщинам, не хотеть других женщин, шутить, умиротворять, звонить, уметь предвидеть, прощать, сочувствовать, развлекать, очаровывать, делиться сокровенным, развращать, обнимать, умирать за, мечтать о, молиться на, не замечать полноты, не надоедать своим присутствием, быть всегда рядом, быть красивым, быть опрятным, быть умным, быть нежным, быть страстным, быть грубым, быть активным, быть властным, быть послушным. Как понравиться мужчине? Надо предстать перед ним голой». (А. Пиз).

Чтобы однажды понравиться женщине, достаточно обладать одним из вышеперечисленных качеств, но чтобы жить с ней долго, желательно обладать всеми, причем одновременно. А так как это невозможно, то и невозможно найти семью, где бы женщина хоть в чем-то не упрекала мужа (или не испытывала бы молчаливого недовольства). Если почитать письма, которые женщины и девушки пишут в журналы, то мы всегда сталкиваемся ни с чем иным, как внутренним конфликтом, причина которого – противоречие внутренних инстинктивных потребностей. «Я не знаю, какие парни мне нравятся. Один мой парень очень добрый и внимательный. Иногда мне это нравится. Но он какой-то стеснительный и все время спрашивает меня, что делать. И я сильно раздражаюсь на это (сохранен язык оригинала – А.Н.). Зато когда около меня останавливаются большие джипы, у меня коленки подкашиваются. Эти парни мне очень нравятся, но я их боюсь. С одним я встречалась. У него таких, как я, было несколько, и все его любили. Меня это тоже злило». Да, нет в мире совершенства. «Посоветуйте, что делать. Человек, с которым я встречаюсь, очень грубо со мной обращается. Иногда мне хочется уйти от него. Но ночью он вытворяет со мной такое, что я готова все простить. А днем я опять страдаю от его грубости. Я его и люблю и ненавижу одновременно». Действительно, страстная любовь – это ловкий биологический прием, уловка эволюции, которая заставляет нас быть с теми, с кем впоследствии очень трудно быть рядом. Проходя этот конфликт, мы становимся более гармоничными, а это и есть развитие. Не следует забывать, что во всем многообразии внутренних конфликтов участвуют не только противоречивые биологические потребности, но и наши, не менее противоречивые ограничивающие убеждения, программы поведения и социальные нормы.

Мужчины тоже не так просты, как кажутся. Кроме того, что мужчина любит глазами, в нем есть еще две программы, которые являются следствием его биологической потребности оплодотворить как можно больше самок. Точнее, две стороны одной и той же медали. С одной стороны, мужчина любит охотиться и преодолевать сопротивление, а с другой, – его возбуждает покорность. Несколько афоризмов по первой стороне медали. «Женщина-плебейка хочет выйти замуж за соблазненного ею аристократа, а мужчина прежде всего стремится к победе, подтвержденной актом физического обладания – венцом его торжества. Он самоутверждается через эту победу». (Гитин). При длительной осаде мотивирующим фактором становится уже не желание, а самолюбие. «Женщина сама стремится быть добычей, сама хочет, как писал Ницше, уснуть на груди воина-победителя, который покорил ее, как дикую кобылицу… Без этого требования природы, вместо желанной и трепетной добычи, женщина превращается просто в унитаз для отправления естественной надобности». (Гитин).

«Во время таких припадков Жак чувствовал потребность вступить в бой, победить самку, укротить ее, его охватывало извращенное желание закинуть труп женщины себе на спину, как добычу, навсегда вырванную у других». (Эмиль Золя).

«Какой-нибудь грязный бродяга, увидев элегантную, хорошо одетую женщину, пахнущую дорогими духами, отлично понимает, что любой контакт с нею, а тем более сексуальный, для него полностью исключен. … и в голове его возникает мстительная мысль победить, унизить ее мужчин, отмстить им и этой холеной самке… Способ мщения до гениальности прост – подстеречь ее в каком-нибудь укромном месте, приставить к горлу лезвие бритвы и… «оприходовать» ее, причем, желательно – для полноты мщения – еще и в рот». (Гитин). А вот покорность без насилия и сопротивления возбуждает по-другому.

Сексуальная покорность, продемонстрированная перед мужчиной, вызывает бурю положительных эмоций. Это подтверждение его мужской ценности. Предвкушение беспрепятственного обладания освобождает с помощью каких-то психологических механизмов от неимоверного подсознательного напряжения, накопившегося в каждом мужчине. «Эта хрупкая девушка, эта живая танагрская статуэтка отдалась мне во всей своей невинности, отдалась не сопротивляясь, с покорностью завороженного существа. Мгновение это показалось мне сказкой, настолько оно превосходило самые безрассудные надежды и даже силу желания». Интересно, что большинство мужчин боятся жениться на женщинах, которые показались им слишком доступными. Жизненные наблюдения, однако, показывают, что между доступностью при первых встречах и супружеской верностью в дальнейшем нет никакой связи. И бывшие недотроги часто изменяют мужьям.

 

*****

 

Женщина – это один из самых мощных факторов, влияющих на самооценку мужчины. Обладание женщинами – основной показатель в жизненном соперничестве. Иногда это мужчинами и не осознается. Достижения большого количества мужчин питались главной побудительной страстью – желанием нравиться женщинам. Автор многочисленных бестселлеров об успехе Наполеон Хилл считал, что в мире управляют самцы с повышенным уровнем тестостерона, у которых желание сильнее разума. Известно, что друзья с молодых лет – знаменитый актер Фрэнк Синатра и президент США Джон Кеннеди – откровенно соперничали в этой области. Актер значительно опережал будущего президента по количеству девушек и женщин.

Наверное, именно соперничество заставляет мужчин так ценить девственность. Обладать и знать, что ты первый помечаешь территорию, – это чистая победа. К этому стремились все. Даже в договоре с Дьяволом, приведенном в одном из средневековых трактатов, в списке земных благ, купленных за душу, предлагалась и любовь девственниц. В отношениях между мужчиной и женщиной эмоциональные составляющие сексуального инстинкта, скорее всего, имеют намного большее значение, чем физиологические. Это опровергает распространенную идею о том, что мужчина эмоционально более примитивен, чем женщина. Он точно так же всем своим существом стремится к любви и эмоциональной близости, только часто ощутить эти чувства он может совсем не от того, от чего их может ощутить женщина. Так же все вышесказанное опровергает мнение, что в отношениях полов действия мужчины в большей мере подвержены влиянию инстинкта, чем действия женщин. Если женщина не соглашается здесь и сейчас, как этого требует инстинкт мужчины, то это не значит, что она более одухотворена. Таково свойство ее сексуального инстинкта – она начинает желать мужчину только после проявления им определенных качеств. Цель такого поведения – эволюция и совершенствование вида. «Женщина – это хитроумное изобретение природы, заставляющее мужчину работать». Не надо забывать, что и женщинам приходится конкурировать.

За внимание. За то, чтобы стать той, которая вынуждает конкурировать мужчин. «Женское счастье – лысые подруги». («Русское радио»). У всех свои битвы.

Конечно, и женщины иногда вступают в спонтанные и быстрые половые связи. Это не отменяет базовых инстинктивных потребностей. Все зависит от того, под воздействием каких из них женщина в данный момент находится. Во многих животных стаях доминантный самец, одержавший победу в конкуренции, не допускает к своим самкам других, более слабых самцов. Но генетические исследования показали, что слабые самцы иногда являются отцами 30 % детенышей. Как говорится, «не успеешь отвернуться…» А как у людей? Десять лет назад в Англии провели соответствующее генетическое исследование и получили почти аналогичные результаты. Опубликовали их. Отцы резко бросились тестировать своих детей, после чего количество разводов неимоверно возросло. «Женское целомудрие – всего лишь попытка сохранить доброе имя». (Ларошфуко).

«Все-таки жаль, что я не мужчина, а то бы шлялась в десять раз больше». (Крупская – Марине Ульяновой. 1899). Примечателен пример психотерапевта Эрнеста Цветкова, приведенный им в книге «Мастер самопознания».

«Однажды на прием ко мне пришла женщина с жалобами на чувство угнетенности, подавленности, сниженное настроение. Она рассказала, что страстно хочет выйти замуж и испытывает тягостные переживания по поводу того, что ее стремление оказывается безуспешным, так как не может найти подходящей кандидатуры, хотя партнеров у нее достаточно. Я спросил ее, уверена ли она в том, что стремление к официальному признанию замужней женщины – ее истинное убеждение, на что она не смогла сразу дать ответ, и мы договорились провести эксперимент, в котором бы она приняла на себя роль замужней дамы. После чего я ввел ее в терапевтическую группу семейных отношений, где ей была предоставлена возможность полного самовыражения относительно своих фантазий и внутренних конфликтов.

С увлечением она рассказывала, как изменяет своему «супругу», испытывая при этом угрызения совести, страх разоблачения и боязнь забеременеть от одного из любовников. При этом во всех этих трех ощущениях отмечалось нечто сладостное, почти даже сладострастное. В индивидуальной беседе она высказалась, что эти чувства были бы острее, если бы она на самом деле была замужем».

«Скажем, он ради нас швыряет золото направо и налево, но почему? Либо из-за своего тщеславия и желания единолично пользоваться нами, либо из-за ревности, которая заставляет его тратить деньги, чтобы никто не посягал на предмет его страсти. Но скажи, Жюльетта, разве щедрость мужчины достаточная причина, чтобы потакать всем его безумствам? Допустим, что ему не понравится, если он увидит нас в объятиях другого, но следует ли из этого, что мы не можем себе позволить такого удовольствия? Пойдем дальше: даже если ты до безумия любишь мужчину, с которым живешь, даже если станешь его женой или самой желанной возлюбленной, будет полнейшим абсурдом добровольно приковать себя к его постели. Можно в хвост и гриву совокупляться каждый день и обходиться при этом без сердечных привязанностей. Самая простая вещь в мире – любить до потери сознания одного мужчину и до остервенения сношаться с другими». (Маркиз де Сад).

По отношению к измене у мужчин и женщин тоже есть отличия. В одном исследовании мужчин и женщин просили представить мысленно измену супруга в различных обстоятельствах. В одном случае измена представлялась просто физическим актом без эмоциональной привязанности. В другом случае просили представить не физическую измену, а проявление внимания, заботы и любви к другому. В это время снимали физиологические показатели и электроэнцефалограмму мозга. Мужчины бурно реагировали на первый вариант и очень слабо на второй. Женщины – наоборот. Таким же образом проверяли реакцию на порнофильмы. Через определенные промежутки времени мужчинам и женщинам показывали фильмы, в которых снимались либо новые, либо те же самые актеры. Мужчину больше возбуждали сцены с участием новых лиц, а женщин – с участием уже знакомых по прежним фильмам актеров.

«Женщины склонны к крайностям: они либо намного лучше, либо намного хуже мужчин». (Лабрюйер).

«Женщина необыкновенно склонна к рабству, вместе с тем склонна порабощать». (Бердяев).

«Безусловно, ваш муж имеет свои недостатки! Если бы он был святым, он бы никогда не женился на вас». (Дейл Карнеги).

«Женщина избавляется от стрессов покупками, мужчина – накопительством».

«Женщине всегда надо немного больше, чем зарабатывает ее муж». (Я. Ипохорская).

«И она любила его уже чуть меньше, потому что он любил ее чуть больше».

«Женщина престает любить, когда перестают любить ее». (Жорж Санд).

«Комплимент повышает производительность женщины вдвое».

«Для меня деньги ничто, главное, чтобы мой мужчина был веселый. Только вот как же он будет веселый без денег?» (Я. Ипохорская).

«Дороже всего обходятся непродажные женщины». (Франсуа Мариак).

«Не физиологическая потребность заставляет людей вступать в интимные отношения, а желание быть не хуже других».

«Идешь к женщине? Не забудь взять плеть». (Ницше).

«К военным людям так и льнут, а потому, что патри-отки». (Грибоедов).

Да, мы разные, и именно поэтому мир существует. Мы притягиваемся и отталкиваемся. Когда Земля вращается вокруг Солнца, на нее действуют две противоположные силы. Сила тяготения заставляет Землю упасть на Солнце, а центробежная сила требует, чтобы наша планета улетела в космос. Но Земля миллиарды лет не падает и не улетает. Мы все существуем благодаря конфликту и равновесию двух противоположных сил. Давайте искать равновесие, но не забывать, что оно подразумевает одновременно с уступками и борьбу за собственные интересы. Сочетание уступок и борьбы называется сотрудничеством. Оно же подразумевает взаимное использование недостающих качеств. Лучшая стратегия для всех – сотрудничать с представителями другого пола на всех уровнях, в любой доступной сфере и в любой форме.

Не мог нежирного есть Джек,

Не ела жирного жена,

Но вот вдвоем они

Доели все до дна.

А ведь эти различия могли бы сделать их врагами. Нет никакой необходимости превращать отношения в борьбу. Осознав различия, мы превращаем их в преимущество. Каждый хочет быть любимым, быть нужным, но из-за непонимания мужчины и женщины действуют так, что вместо любви получают друг от друга только упреки. Рассмотрим самое распространенное различие в восприятии друг друга: «Когда женщина просит совета, ей нужен не совет, а собеседник. Когда женщина жалуется, ей нужно не решение проблемы, а сочувствие». Мужчине это трудно понять. Когда она жалуется, он испытывает чувство вины, в этих жалобах он слышит укор. Это программа мальчика перед мамой, она есть у всех. Вместо того, чтобы выслушать женщину и посочувствовать ей, он идет решать проблему. А она думает, что он уходит потому, что его не интересуют то, что она говорит; она начинает переживать, что перестала играть в его жизни важную роль. Она начинает еще больше жаловаться и упрекать. Он будет говорить ей, что только ради нее он и делает все то, что он делает, и снова уходит. Он хочет принести практическую пользу. А она снова упрекает:

«Работа для тебя важнее, чем я, тебе на меня наплевать». Для нее внимание сейчас важнее решенной проблемы. Особенно больно, когда она затрагивает проблемы, решить которые не в его силах.

Женщина проявляет любовь вниманием и хочет видеть того же в отношении себя. Она думает, что ее внимание к деятельности мужа характеризует ее как заботливого человека, а он говорит: «Не лезь не в свое дело». Сам он не вмешивается в ее дела, а она обижается на то, что он невнимателен. Она хочет, чтобы ей говорили, чего хотят от нее, и считает, что нужно говорить мужу, чего она хочет от него. А он в ответ говорит: «Опять ты всем недовольна. Не нравлюсь – найди другого». Мужчине не нужны замечания, пока он не просит их, ему нужно доверие. Критику и попытку им управлять он воспринимает, как недовольство им, как несоответствие мужскому статусу. Возникает эмоциональная боль, которая выражается в гневе, обидах, чувстве вины, неуверенности в себе, что снижает эффективность его деятельности. Те же чувства возникают у женщины, когда она не ощущает внимания по отношению к себе. Если уж что-то делать для женщины практически важное, это ни в коем случае не должно делаться молчаливо, с мыслью, мол, и так видно, что я стараюсь для тебя. Ничего подобного, ей будет видно только тогда, когда с ней разделяют эмоциональные проблемы. «Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем с угрюмым остервенением работать на нее». (Ремарк).

Анекдот про эмоциональное и логическое взаимопонимание. Адам и Ева в раю.

– Адамчик, ты меня любишь?

– Люблю.

– Сильно-сильно любишь?

– Сильно-сильно.

– Сильно-пресильно меня любишь?

– Ну а кого же еще?

Обычно мужчины держат свои эмоциональные проблемы при себе. Мужчинам следует понять, что их задача – оплодотворять женщин не только физически, но и эмоционально. Если он поделится своими планами, мечтами и переживаниями по поводу любой проблемы, он не только будет больше любим. Он может получить от общения с женщиной множество интуитивных подсказок для своей практической деятельности.

Мужчина думает, что большая реальная помощь важнее маленького внимания. На самом деле самое весомое в глазах мужчины проявление любви, будь то подарок автомобиля или бриллианта, в глазах женщины не всегда весомее, чем комплимент на людях или проявление заботы. Последнее предложение можно оспорить, но если даже женщина ценит мужчину за подарки (которые должны быть регулярными для сохранения ценности мужчины) или за его общественный статус (что тешит ее тщеславие и повышает ее собственный статус), или за зарплату (что помогает заботиться о детях, «создавать уют в гнездышке», сохранить семью), то любовь она может дарить только за эмоциональную близость. Заботясь друг о друге, мужчинам и женщинам надо помнить и о том, что ко всему хорошему привыкают. В противном случае, если ты вчера проявил сто знаков внимания, а сегодня только девяносто девять, то это будет расцениваться как невнимание. «Сделаешь женщине два раза доброе дело – считай, что у тебя появилась новая обязанность». (Английская пословица).

Один мужчина занимался с женщиной сексом по три раза ежедневно. Он думал, если она ничего не говорит, значит, надо так и продолжать. Через некоторое время он выдохся и смог сделать это только два раза. Она устроила ему скандал, обвиняя его в том, что он нашел любовницу. В итоге им вскоре пришлось расстаться. Как обнаружилось через некоторое время, она сошлась с мужчиной, который занимается с ней сексом раз в месяц. И живет она с тем лысым и пожилым мужчиной долго и счастливо. Так что и в этом деле требуется гармоничное сочетание подходов. Как-то одна моя знакомая посещала курсы гармонизации семейных отношений. После очередного занятия она, захлебываясь от восторга, стала рассказывать, что теперь она знает, как надо обращаться с мужем, чтобы он стал много зарабатывать и больше уделять ей внимания. «Нужно хвалить его, разделять его интересы, не пилить, и, самое главное, не давить различными требованиями, так как это вызывает подсознательное чувство протеста, – говорила она, – кроме того, постоянные упреки вызывают у него чувство неуверенности и вины, которые мешают ему быть успешным в жизни. Нужно вести себя с ним так, как будто он уже является таким, каким я хочу его видеть». «Все это правильно, – хотел сказать я ей, – но я даю гарантию, что тебе ничего не удастся изменить в своей семейной жизни». Я этого не сказал, потому что не хотел лишать ее начального энтузиазма. Мне оставалось только наблюдать за событиями. Дело в том, что постоянно действовать таким образом практически невозможно, ведь непросто преодолеть себя в тот момент, когда возникает раздражение, ревность, злость или обида. Ведь только из-за подобных чувств мы начинаем упрекать друг друга. Именно в такие моменты и нужно изменить свое поведение. Эти моменты и являются ключевыми. Но, даже если преодолеть себя удается, этого оказывается недостаточно. Супруг не поймет вашей жертвы и будет садиться вам на голову до тех пор, пока снова не доведет вас до обид. Пока будете ожидать награды, ждать, что ваше доброе дело оценят, будет срабатывать принцип: «Доброе дело не остается безнаказанным». Но если в попытке похвалить супруга вы увидите в нем на самом деле положительные качества и в попытке быть терпимой на самом деле признаете право на его поведение, это и будет началом изменения, потому что меняться начнете вы сами, а не он. Это и будет освобождение от привязок. А если изменитесь вы, изменится и он. Это удивительный процесс. Не многим удается его запустить, поскольку приходится вскрывать собственные глубинные привязанности и ограничивающие убеждения. А как же их вскроешь, если в чужом глазу соринку заметишь, а в своем и бревна не видишь. Трудно заметить в себе как те качества, которые заставляют тебя тиранить других, так и те, что позволяют другим тиранить тебя. Обычно отношения мужа и жены со всеми их проблемами находятся на том уровне равновесия, которое соответствует их подсознательным блокам и комплексам. Изменение отношений происходит только через изменение себя. «Супружество придумано для того, чтобы научить нас справляться с проблемами, которых без супружества никогда не возникло бы». (Ливалье). У брака есть хорошие стороны: он учит терпимости, принятию описания мира другого и освобождению от собственных ограничивающих убеждений. «Семья – это хозяин, хозяйка и два раба». (Ибсен).

Из-за психобиологических различий мужчины и женщины занимают разные социальные ниши. И хотя эти различия в цивилизованном обществе сглаживаются, полного единообразия никогда достичь не удастся. «Мы предлагаем всем равные возможности, независимо от пола, – говорят в институте ядерной физики, – но принимаем на работу в зависимости от способностей, а не равенства полов». В данном институте 98,3 % работников – мужчины». (А. Пиз). Здесь нет неравноправия. Представители разных полов имеют иногда неодинаковые по применению, но всегда равные по силе инструменты для успеха в обществе. По-этому, когда женщины начинают требовать равноправия, они имеют в виду либо власть и тотальное господство над противоположным полом (мужчины тоже мечтают о власти над женщинами), либо освобождение от социальных традиций, которые мужчин ограничивают в их самовыражении не меньше, чем женщин, либо неравноправием женщины оправдывают свою неспособность к достижениям в какой-либо сфере. На самом деле, власть прекрасного пола всегда была велика, хотя бы потому, что мужчина, бедняга, почти всегда оценивает себя через призму его отношений с женщинами. Интересно, чьи права больше ущемлены в том эпизоде, когда мадам Дюбаи, любовница Людовика 15, малообразованная дочка кондитера, добилась отставки выдающегося дипломата, министра иностранных дел Этьена де Шуазеля только потому, что он был недостаточно почтителен с ней. Вся Европа удивилась.

Так бывает, и это здорово.

 

*****

 

Дополнительная иллюстрация к теме неосознаваемых мотиваций. «Если вы ненавидите, вам не могут принести такой же вред, как если вы любите...

Я прошу вас ударить меня, потому что я уверена, что вам никогда не нравился мой зад, но если вы по нему бьете, то, по крайней мере, вы каким-то образом принимаете его существование. Значит, я тоже могу его признать и сделать частью себя, и мне не нужно будет бороться за то, чтобы его отрезать. Я ощущала себя реальной только в результате воздействий, которые я могла на вас производить. Если бы я поцарапала вас и вы этого не почувствовали, тогда я бы действительно умерла. Я могла быть хорошей только тогда, когда вы это во мне видели. Я могла увидеть в себе что-то хорошее, лишь когда смотрела на себя вашими глазами. В противном случае я видела в себе лишь надоедливого плохого ребенка, изнуренного голодом, которого все ненавидели, и сама я ненавидела себя за то, что была такой. Из-за этого страшного чувства голода мне хотелось выдрать мой желудок. Мне необходимо, чтобы меня контролировали и чтобы я знала, какой вы хотите, чтобы я была. С моими родителями я не могла быть мальчиком, и они никогда не показывали мне явно, что еще они от меня хотят, кроме этого. В результате я попыталась умереть, став кататоником. Когда я была кататоником, я попыталась стать мертвой, незаметной и не-подвижной. Я думала, моей маме это понравится. Она могла бы носить меня как куклу. Поэтому я должна была умереть, чтобы уберечь себя от смерти. Человеку необходимо эмоционально умереть, иначе его неизбежно убьют собственные чувства». (А. Лейнг).

Разложили отношения между мужчинами и женщинами по полочкам, а о любви ничего не сказали. С точки зрения гармоничного взаимодействия дуальных пар, любая гармония есть любовь. Мы видим, что отношения мужчины и женщины имеют много глубоких уровней: материальные, инстинктивные, эмоциональные. Чем больше уровней затронуто в гармоничном взаимодействии, чем больше удалось объединить взаимоисключающих аспектов и интересов, тем глубже чувство любви. Все это говорит о том, что в делании любви обе стороны должны брать и обе стороны должны отдавать. Отношения между мужчиной и женщиной напоминают материально-эмоциональную сделку. Любви как сделки не избежать. Те, кто этого не понимает, являются наиболее эгоистичными людьми, не способными разобраться ни в себе, ни в потребностях своего партнера. Будучи людьми, мы не можем избежать ничего человеческого. Как бы возвышенно мы ни любили, какими бы духовными качествами ни наделяли своего избранника (избранницу), все равно в туалет мы будем ходить фекалиями, а не золотом. Любовь как высшее чувство доступно только тем, кто умеет быть гармоничным на всех уровнях.

Каждый использует другого для самооценки. На сознательном уровне нам кажется, что мы любим другого, на самом деле мы любим только само чувство любви в себе. И привязаны к объекту, от которого это чувство зависит. Когда объект ведет себя так, что чувство теряется, потеря этих прекрасных ощущений приносит нам боль, и мы начинаем ненавидеть того, кто эту боль приносит. А это тот же человек, что в свое время дал нам и любовь. От любви до ненависти один шаг только потому, что мы эгоистичны. Девушки любят писать в школьных сочинениях: «Любовь – это когда тебя понимают». То есть, когда потакают твоему самомнению и почитают твой эгоизм. А сама ты готова понимать мужчину?

Психолог Козлов в своих книгах рассуждает на эту тему просто великолепно:

– Ты хочешь бескорыстной любви? И готова сама ее давать? А чего в любви боишься больше всего? Предательства? Как же тебя можно предать, если ты любишь бескорыстно?

Ты говоришь, что любовь, это ответственность, забота и защита. Ты готова это давать или желаешь, чтобы давали только тебе? Или взаимно – тогда очки начислять и контролировать, кто сколько отдал, а кто сколько получил. А причем же здесь тогда бескорыстная любовь? Давайте откровенно говорить, мы пользуемся друг другом. Примерно так: «Вкусный ты наш! Любимый и желанный. Я тебя люблю. Очень люблю. Очень хочу. И сожру». Вы любите апельсины? Есть – да. А так – нет.

Мы пользуемся друг другом. И стесняться этого не надо. Нужно пользоваться так, чтобы использование друг друга рассматривалось как личная победа каждого. Это и есть гармония.

А что касается любви, то какая разница, за что мы любим. Мы можем полюбить за что-то или вопреки чему-то. Главное, что чувство любви есть, и оно очень привлекательно.

 

«Женщины – очень странные существа. С одной стороны, они декларируют, что все мужчины – животные, которым только одного и надо. С другой стороны, попробуй только дать ясно даме понять, что от нее тебе этого одного не надо ни при каких обстоятельствах. В лучшем случае можно схлопотать по лицу, в худшем – развить у барышни комплекс неполноценности». (Журнал Men’s Health, декабрь 2001).

«Чем отличаются отношения с проституткой от отношений с другими женщинами? Отношения с проституткой честнее». (Андрей Макаревич).

«Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже». (Шамфор).

«Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам». (Шамфор).

«Одна половина женщины создана для семьи, другая для любви». (Цветаева).

«Чтобы собраться с мыслями, мужчине нужно помолчать, женщине поговорить».

«Мужчина создан для войны, женщина для отдохновения воина». (Ницше).

«Каждый пол хочет властвовать над другим, точно так же, как человек хочет обладать и управлять желанными предметами».

«Сколько одиноких мужчин и женщин не желают сделать счастливыми друг друга из-за несоответствия уровня притязаний».

«Если мужчина умеет лучше, чем женщина рационализировать свои поступки, это не значит, что он умеет поступать более разумно»

 

Не хотелось бы, чтобы читатели усмотрели в моих рассуждениях какую-либо критику, а тем более в отношении женщин. У многих писателей и философов такой критики много. Это не удивительно. Напряжение в отношениях между полами велико, мы приносим друг другу много боли.

Сердце – любовных зелий

Зелье – вернее всех.

Женщина с колыбели

Чей-нибудь смертный грех.

(Цветаева).

Сила наслаждения и боли показывает нам, что необходимо относиться к противоположному полу с чувством величайшего почтения, как к проявлению грандиозной и могущественной силы Вселенной. Взаимодействие между мужским и женским началом есть основа творения материального мира. Я согласен с кем-то из философов, сказавшим, что главным религиозным символом нового времени должен стать не распятый Богочеловек, а гармоничный союз Мужчины и Женщины. Два противоположных пола разговаривают каждый на своем языке. Если мы научимся слушать друг друга, мы никогда не будем испытывать недостатка в чем-либо. Мы можем дать друг другу крылья, хотя чаще навешиваем друг на друга гири.

И мужчины и женщины обладают разнообразными качествами. Есть женская меркантильность, но есть и женское самопожертвование. Есть мужская агрессия, но есть и мужская забота. В каждой женщине есть мать и любовница. В каждом мужчине есть отец и любовник. Все качества не-обходимы. Меркантильность превращается в практичность и заботу о семье, агрессивность превращается в доблесть и способность защищать. Женская несобранность есть обратная сторона интуитивности, мужское упрямство – обратная сторона способности воплощать замыслы в реальность. Но как же трудно сделать все это гармоничным! Закончить данную главу хочется на веселой ноте.

Шут вошел в королевские апартаменты и увидел, что король умывается, низко склонившись над тазом. Шут разбежался и дал сильнейшего пинка его величеству в зад. Рассвирепев, король приказал тут же казнить наглеца. Немного поостыв, он сказал, что виновник может попробовать вымолить себе прощения извинением еще более дерзким, нежели нанесенное оскорбление. Шут на минуту задумался. – Ваше величество, – сказал он смиренно, – поверьте, я и не думал вас оскорблять, просто мне показалось, что это умывается… королева. (Таранов).

ГЛАВА ШЕСТАЯ

КАТАРСИС


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.)