АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На понятие естественного права мы вышли в предыдущем вопросе, когда рассматривали формы существования морали и права в древнегреческих полисах

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. B) Количественная определённость относительной формы стоимости
  3. B) относительной стабилизацией спортивной формы
  4. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  5. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  6. F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.
  7. I. Дополните предложения глаголами, данными справа, поставив их в Imperfekt.
  8. I. Личные права и свободы.
  9. I. НОРМА ПРАВА, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  10. I. О СУЩЕСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ
  11. I. Общее понятие модернизма
  12. I. Поняття й ознаки об'єкта авторського права.

Естественное право представляет собой нравственное содержание права, которое образуют идеи свободы личности и справедливого общественного устройства. Такие идеи существуют в индивидуальном и массовом (в том числе профессиональном) сознании как критерии позитивного права, как способ мышления о праве. Вся трудность в понимании естественного права заключается в том, что философы, правоведы и юристы находили и находят разные основания права, причины и источники естественного права, мыслят о естественном праве в разных философских традициях.

Естественное право выводилось из естественного порядка и законов природы (софисты, Демокрит, Ульпиан и другие римские юристы, Т. Гоббс); источник естественного права усматривали в едином богоустановленном порядке, который господствует в природе и в человеческих отношениях (греческий и римский стоицизм, Д. Скотт, Ф. Аквинский, средневековые юристы-схоластики, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Е. Трубецкой и др). Основа естественного права усматривалась также в природе человека как существа разумного и свободного (Сократ, М. Лютер, Г. Гроций, И. Кант, П. Гольбах, П. Новгородцев, Н. Алексеев) или в социальных связях и отношениях людей (Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс, Э. Фромм и др.).

Понятие прав человека входит составной частью в корпус естественно-правовых учений, является современной модификацией понятия естественного права. Проблема того, что считать естественным правом, а что искусственным, а также генезиса и содержания понятия прав человека на сегодняшний день остается открытой. Это важная исследовательская задача для философов и теоретиков права, для юристов-практиков, и решается она на всех уровнях, вплоть до международных конференций по человеческому измерению. Здесь сильны не модели, которые пока только складываются, но отработка традиций, а иногда и прямая конвенция.

Одной из солидных традиций в понимании прав человека является та, что идет от Г. Гроция и И. Канта и через идеологию Просвещения приходит в современный мир. С долей условности эту традицию можно назвать антропологической. В рамках антропологической традиции права человека основываются на человеческом разуме. Разум – это способность, которой человек отличается от животных, путем деятельностного самоопределения организовывать, упорядочивать и познавать природную, социальную и культурную действительность. Соответственно, права человека, с точки зрения антропологической традиции, представляют собой притязания разумного человека на свободу или основные правомочия на распоряжение своей жизнью, имуществом, безопасность, достойное существование. Иначе говоря, права человека – это требование личностью определенных действий со стороны других людей, общественных организаций, государства, которые бы обеспечивали условия для удовлетворения основных потребностей личности.

Как сказано в “Декларации прав человека и гражданина” 1789 г. (один из нормативных актов Великой французской революции, вошел как преамбула в первую Конституцию Франции 1791 г.): “Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом” (Сб. док. по истории Нового времени стран Европы и Америки. 1640–1870 гг. М., 1990. С. 97).

Права человека неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют в индивидуальном и общественном нравственно-правовом сознании независимо от закрепления в нормативных актах. Права человека являются объектом международного правового регулирования. Если права человека закрепляются в законодательных актах государства, то они становятся правами гражданина данного государства. Нормы о правах человека являются конституционными. Так, гл. 2 Конституции Российской Федерации “Права и свободы человека и гражданина” является прямым перенесением норм международного права. Права человека в современном мире подразделяются на экономические, гражданские, культурные, экологические и информационные, а также на индивидуальные и коллективные права (См.: Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. I, V, IX).

И, наконец, правовая мораль представляет собой нормы и принципы, которые регламентируют, охраняют и защищают основные права человека и гражданина в конкретных отраслях материального и процессуального права. Эти нормы и принципы частично закреплены в законодательных актах государства, а частично существуют в профессионально-нравственном сознании субъектов правового регулирования. Кроме норм и принципов правовая мораль включает в себя нравственно-правовые качества субъектов правового регулирования, нравственно-правовые понятия и оценки, понимание предназначения и смысла своей профессиональной деятельности. В понимаемой таким образом правовой морали основными являются понятия юридической справедливости, профессионального долга, совести, достоинства и чести. Профессиональная деятельность и общение сотрудников ОВД регулируются именно такими нормами правовой морали, а не общеморальными ограничениями, дозволениями и запретами. Правовая мораль является предметом профессиональной этики сотрудников ОВД, а также инструментом исследования острых нравственно-правовых проблем в деятельности сотрудников милиции. Не входя в подробное обсуждение этого вопроса, отметим, что структура профессиональной морали сотрудников ОВД совпадает со структурой обычной, неправовой морали.

Важно понять, что применение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД чисто нравственных, а не нравственно-правовых критериев ведет к профессиональным ошибкам, невыполнению профессионального долга, злоупотреблению служебным положением и иным проявлениям профессионально-нравственной деформации. В нашей стране до сих пор и население, и средства массовой информации, и сами сотрудники милиции часто оценивают профессиональную деятельность сотрудников ОВД не нравственно-правовыми, а чисто нравственными нормами. Примеров тому множество. Приведем только один.

По сюжету фильма “Я сама” (1987 г.) на глазах у женщины и трехлетней дочери трое киллеров в упор расстреливают ее мужа. Следствие топчется на месте из-за того, что в ход пущены обширные связи подозреваемых. Разуверившись в правосудии, женщина приобретает пистолет, прячет дочь у родственников в деревне, выслеживает убийц своего мужа и по одному расстреливает их. Следователь, ведущий дело об убийстве мужа, задерживает женщину. Но он испытывает к ней симпатию и сочувствие. Поэтому по дороге в следственный изолятор он останавливает машину и выбрасывает в реку главное вещественное доказательство – пистолет. Очевидно, что с точки зрения профессиональной морали, следователь грубо нарушил свой профессиональный долг, а заодно и целый ряд норм уголовного и уголовно-процессуального права. Его поступок квалифицируется как должностное преступление. Примечательно, что примерно половина курсантов нашего института в пяти группах из семи, где на практических занятиях по профессиональной этике сотрудников ОВД разбиралась эта ситуация, заявили, что следователь поступил с точки зрения профессиональной морали абсолютно правильно.

С учетом сказанного, кратко рассмотрим вопрос о соотношении моральных, правовых, нравственно-правовых и организационно-управ-ленческих норм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Цель профессиональной деятельности сотрудников ОВД, как уже отмечалось, нравственно-правовая. Она заключается в охране и защите основных прав человека и гражданина, предотвращении и раскрытии преступлений против личности, общества и государства (См.: ст. 1, 2 федерального закона “О милиции”. Екатеринбург, 1998. С. 3; ст. 1, 2, 3 федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”: Научно-практ. комментарий. Екатеринбург, 1997. С. 6–10).

Цель профессиональной деятельности сотрудников ОВД определяет ее содержание, которое также является нравственно-правовым. Это содержание заключается в достижении юридической справедливости. Напомним, что современное понимание справедливости включает в себя, во-первых, равенство прав и обязанностей личностей; во-вторых, равенство граждан перед законом; в-третьих, адекватное наказание за преступление против жизни, свободы, имущества личности, безопасности общества и государства.

Так, содержанием профессиональной деятельности следователей органов внутренних дел является производство предварительного следствия по уголовным делам, что включает в себя осуществление следственных и иных действий. Напомним, что под следственными действиями понимается “предусмотренная уголовно-процессуальным законом и обеспеченная мерами процессуального принуждения совокупность операций и приемов, осуществляемых при расследовании преступления в целях обнаружения, собирания, закрепления и проверки доказательств. Следственные действия делятся на следующие виды: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов, документов; допрос подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта; обыск в помещении, на местности; личный обыск; выемка предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции; освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта; очная ставка между свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, между свидетелем и обвиняемым (подозреваемым), потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым), свидетелем и потерпевшим; экспертиза; предъявление для опознания лиц, предметов, документов, трупов, строений, участков местности, фотоснимков (для опознания лиц); следственный эксперимент” (Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. Стадия предварительного расследования. М., 1996. С. 8). К иным процессуальным действиям относятся: задержание подозреваемого в совершении преступления, истребование от учреждений, должностных лиц или граждан документов и предметов, которые имеют значение для дела, получение доказательств, которые по своей инициативе предоставили участники процесса, граждане, учреждения или организации. Все перечисленные операции являются начальным звеном в восстановлении юридической справедливости, о которой Глеб Жеглов – герой знаменитого телесериала “Место встречи изменить нельзя”, снятого по роману братьев Вайнеров, – сказал: “Вор должен сидеть в тюрьме”.

Нравственно-правовые нормы регулируют процесс общения участников уголовного процесса, которое часто бывает конфликтным. Нравственно-правовые дозволения, ограничения и запреты направлены на соблюдение прав всех участников уголовного процесса, они определяют круг их обязанностей, а также ограждают честь и достоинство потерпевшего, подозреваемого, свидетеля.

Такие нравственно-правовые нормы, во-первых, являются институциональными, они закреплены в соответствующих ст. УПК РСФСР. Последние конкретизируют конституционные нормы о правах человека. Например, в ст. 170 УПК РСФСР “Порядок производства выемки и обысков” дозволяется производить выемку и обыск только после предъявления постановления об этом, запрещается производство выемки и обыска в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства), следователю предписывается “принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение и других лиц” (УПК РСФСР. М., 1999. С. 75). Эти дозволения, ограничения и предписания являются конкретизацией ст. 23 Конституции Российской Федерации о праве каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, а также ст. 25 о неприкосновенности жилища.

Такие нравственно-правовые нормы, во-вторых, могут быть неинституциональными, то есть не закрепленными в действующем законодательстве, а стихийно сложившимися в практике уголовно-процессуальной деятельности и нравственно-правовом сознании его участников. Такие нормы в нашей стране, к сожалению, далеко не всегда соответствуют конституционным нормам о правах человека, они могут даже противоречить им. Примером может служить часто встречающееся в уголовно-процессуальной практике несоблюдение принципа презумпции невиновности в отношении подозреваемого. Другой пример – следование оперативными работниками, а иногда дознавателями и следователями, негласной норме “цель оправдывает средства”, что приводит к применению физической силы, морально-психологи-ческого давления на подозреваемого, обвиняемого или свидетеля с целью получения у них “нужных” для следователя показаний. Подобные нормы отражают особенности национального правосознания, уровень правовой культуры личности (в том числе профессиональной) и, в конечном счете, господствующие экономические отношения.

Собственно правовые и организационно-управленческие нормы (они обязательно закреплены в законах) определяют технологию, то есть способ осуществления профессиональной деятельности сотрудниками всех подразделений ОВД. Такие нормы являются средством для достижения профессиональных целей. Так, в гл. 11 УПК РСФСР определен порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого; в гл. 12 – порядок допроса свидетеля и потерпевшего; в гл. 13 – порядок проведения очной ставки и предъявления для опознания; в гл. 14 – порядок проведения выемки, обыска, наложения ареста на имущество; в гл. 15 – порядок проведения осмотра и освидетельствования; в гл. 16 – порядок производства экспертизы; в ст. 183 – порядок производства следственного эксперимента. Организационно-управленческие нормы, кроме этого, определяют структуру основных подразделений органов внутренних дел, порядок приема сотрудников на службу и увольнения с нее, порядок прохождения службы, подготовки к службе, порядок оплаты труда, предоставления отпусков и социальных льгот, гарантий социальной и правовой защищенности сотрудников, контроль за деятельностью основных подразделений ОВД, а также финансирование и материально-техническое обеспечение этой деятельности (См.: разд. II, V, VI, VII, ст. 37, 38 федерального закона “О милиции”; ст. 13, 16, 18, 19, 20, 21, 22 федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”).

И наконец, собственно нравственные нормы в профессиональной деятельности сотрудников ОВД имеют весьма ограниченную сферу применения. Во-первых, нравственные (или безнравственные) нормы определяют личную мотивацию поступления на службу в органы внутренних дел. Во-вторых, нравственные (или безнравственные) нормы определяют отношения сотрудников милиции в служебных коллективах. Рассмотрению таких нравственных отношений и норм будет специально посвящена гл. 8 нашего курса. В-третьих, нравственные нормы с неизбежностью всплывают в общении сотрудника милиции с гражданами различных категорий, в том числе с участниками уголовного процесса. Ведь и сам следователь, и подозреваемый, и обвиняемый, и свидетель – это, в первую очередь, живые люди с их пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а главное, с их особенными интересами. Здесь важно понять, что одним из критериев профессиональной культуры сотрудника ОВД является умение руководствоваться в общении с участниками уголовного процесса нравственно-правовыми нормами, а возникающие нравственные отношения и конфликты либо затушевывать, либо ставить на службу делу.

Примером сглаживания возникающего конфликта между участниками уголовного процесса может быть случай, рассказанный слушателем факультета заочного обучения.

На очередном допросе подозреваемый вел себя вызывающе и употребил в адрес следователя ругательства и оскорбления. Следователь спокойно призвал подозреваемого к достойному поведению и предупредил о дополнительной юридической ответственности за оскорбление должностного лица. В протокол допроса данный эпизод внесен не был.

Примером использования нравственных отношений между участниками уголовного процесса в интересах дела может быть другой случай, рассказанный тем же слушателем. Следователь случайно узнал, что подозреваемый неравнодушен к поэзии и перед допросом выложил на свой стол томик стихов С. Есенина. В начале очередного допроса между следователем и подозреваемым состоялось краткое и заинтересованное обсуждение творчества народного поэта. Возникшие симпатию и доверие подозреваемого следователь умело использовал для получения нужной для продвижения дела информации.

Вопросы классификации нравственно-правовых норм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, их практического использования, возникающих при этом проблемах и нравственных конфликтах, будут специально рассматриваться в следующей главе. В этой главе нам важно было выявить общее соотношение нравственно-правовых, правовых, моральных и организационно-управленческих норм в профессиональной деятельности сотрудников милиции.

В заключение отметим, что особенности отечественного правосознания и правовой культуры пока что мало способствуют четкому разделению правовых, моральных, нравственно-правовых и организационно-управленческих норм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а также оценке этой деятельности по нравственно-правовым критериям. К числу таких особенностей следует отнести приоритет защиты общих интересов, общего дела в ущерб интересам личности (что ведет к слабости правового регулирования и экспансии регулирования морального), правовой нигилизм (он традиционно присущ русскому правосознанию), слабость структур гражданского общества в современной России (См.: Семитко А.П. Российская правовая культура в пространстве Совета Европы: проблемы взаимодействия и интеграции // Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Тезисы конференции Гуманитарного университета 21–22 мая 1999 г. Екатеринбург, 1999. Т. 1. С. 16–18).

 

Сделаем выводы по главе:

1. Общее между моралью и правом прослеживается по трем основным позициям:

а) мораль и право представляют собой два основных способа нормативной регуляции сознания и поведения людей в социально-неоднородном обществе.

б) мораль и право имеют общий источник – обычаи и мифы родоплеменного общества.

в) существует смежная область, “пограничная зона” между моралью и правом – естественное право.

2. Мораль и право отличаются по предмету, целям и способам регулирования сознания и поведения людей. Отношения между моралью и правом следует определить как автономные и взаимодополнительные.

3. Субъектом правового регулирования являются представители правоохранительных органов, в том числе сотрудники ОВД. Предмет профессиональной деятельности сотрудников ОВД – сфера гражданской и экономической свободы личности и социальных групп.

4. Целью профессиональной деятельности сотрудников ОВД является защита основных прав и свобод человека и гражданина, раскрытие и предотвращение преступлений против личности, общества и государства. Поэтому профессиональная деятельность сотрудников основных подразделений ОВД регулируется не собственно моральными нормами, а нормами правовой морали.

5. Правовая мораль представляет собой ограничения, дозволения и запреты, которые регламентируют, охраняют и защищают основные права человека и гражданина в конкретных отраслях материального и процессуального права, в профессиональной деятельности и профессиональном общении сотрудников ОВД с основными категориями граждан. Нормам правовой морали принадлежит безусловный приоритет в регулировании профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудников милиции.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение морали и права.

2. Составьте таблицу отличий морали от мифа.

3. Составьте таблицу отличий права от обычая.

4. Покажите, в чем заключаются общие черты морали и права и чем они отличаются друг от друга.

5. Раскройте содержание понятия естественного права. Приведите примеры естественно-правовых представлений.

6. Определите понятие прав человека. Что такое права человека первого, второго и третьего поколений?

7. Определите понятие правовой морали.

8. Сформулируйте отличия норм правовой морали от норм обычной морали.

9. Почему нормам правовой морали принадлежит приоритет в регулировании профессиональной деятельности сотрудников ОВД?

10. Покажите, какие нормы профессиональной морали – писаные или неписаные – преобладают в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

11. Каковы причины возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД?

Тесты

1. Найдите правильное определение правовой морали:

а) это представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

б) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

в) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников правоохранительных органов с различными категориями граждан.

г) это снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.

2. Укажите основную причину возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) наличие законодательно закрепленных нравственно-правовых норм;

б) корпоративные интересы сотрудников правоохранительных органов;

в) наличие специфического объекта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, каковым является защита прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

3. Определите понятие естественного права:

а) это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;

б) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;

в) внутригосударственные нормативно-правовые акты.

4. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…

а) неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

б) институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

в) бессодержательным утверждением.

5. Допустимо ли с точки зрения профессиональной морали сотрудниов ОВД содержать обвиняемого в следственном изоляторе свыше месяца без предъявления ему обвинения?

а) да, если это отвечает интересам следствия;

б) да, если обвиняемый совершил особо тяжкое преступление;

в) нет, так как это нарушает требования статей 96 и 96 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР.

Литература


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)