АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Миролюбивые анабаптисты

Читайте также:
  1. Анабаптисты в Англии

Далеко не все анабаптисты в Голландии примкнули к мюнстерскому движению или даже разделяли куда более умеренные и миролюбивые взгляды Мельхиора Гофмана. Благодаря уже упоминавшимся братьям - Дирку и Оббе Филипсу, анабаптизм начал развиваться и в ином направлении, которое не угасло даже в пору жестоких преследований, а в лице Дирка Филипса, впоследствии ставшего известным под именем Дирка Голландского, анабаптистское движение в Голландии приобрело одного из главных выразителей своих интересов, крупного богослова и церковного деятеля.

Братья Филипсы родились в семье священника в Леевардене и, вероятно, получили неплохое образование по меркам того времени. Оббе был цирюльником и хирургом (в XVI веке совмещение этих двух профессий считалось вполне обычным делом), а Дирк был связан с францисканцами и, возможно, даже получил богословское образование. Оба брата были крещены "апостолами" Яна Матгийса в декабре-январе 1533-34 годов, после чего Оббе сразу же назначили старшим, возложив на него целый ряд обязанностей и дав право рукополагать других лидеров движения.

Оббе не принял революционного учения Яна Матгийса и вскоре сумел собрать вокруг себя новую группу потенциальных лидеров, стремившихся к более серьезному и ответственному изучению Писания. Они отвергали насилие и не признавали пророчеств, повлекших за собой мюнстерскую трагедию. Однако на этом духовные искания Оббе не закончились. Он упорно трудился над восстановлением порядка в рядах анабаптистского движения, порой становясь даже излишне строгим законником. Но несмотря на все его усилия по преодолению анархии, собственного разочарования в анабаптизме после Мюнстера он преодолеть так и не смог, и в 1539-40 годах отошел от движения, предварительно рукоположив в лидеры своего брата Дирка, Дэвида Йориса и Менно Симонса. Вероятно, после этого Оббе стал спиритуалистом и, уйдя исключительно во внутреннюю духовную жизнь, более официально не примыкал ни к одной церкви. О его жизни после ухода из движения мы знаем крайне мало. Известно лишь, что жил он в Ростоке на севере Германии и умер в 1568 году. Единственным письменным документом, оставленным Оббе, является его исповедь, объясняющая причины ухода от анабаптистов.

Дирк был верным соратником Оббе в деле противостояния революционно настроенным анабаптистам мюнстерского толка. С распространением его писаний в анабаптистской среде авторитет миролюбивого течения стал расти и укрепляться, и Дирк вполне мог бы заменить брата в роли руководителя движения, если бы в то же время в группе не выдвиулся еще один лидер - Менно Симонс, которому суждено было стать наиболее важной фигурой в истории первого поколения голландских анабаптистов.

Менно Симонс

Менно Симонс стал анабаптистом через десять с лишним лет после первого крещения в Цюрихе 21 января 1525 года и примерно через шесть лет после того, как "апостолы" Мельхиора Гофмана начали свою проповедь в Нидерландах. Родился он в небольшой деревушке Витмарсум, в северной голландской провинции Фрисланд. Родители его, по всей вероятности, были фермерами. Менно учился на священника и в 1524 году был рукоположен утрехтским епископом, но греческий знал плохо, а древнееврейского не знал вовсе. После рукоположения его назначили на приход, где кроме него было еще два священника. Располагался приход в небольшом городке Пингьюм, в миле к западу от его родного Витмарсума.

Впоследствии, вспоминая эти первые годы своего священства, он писал, что проводил время в "игре в карты, выпивках и прочих забавах, составляющих привычное занятие всех прожигателей жизни". Менно не совершал тяжких аморальных поступков, а просто жил бездумно, тратя время на всякие пустяки. Однако уже в те годы молодой священник стал размышлять и сомневаться в некоторых догматах римско-католической церкви. Особенно его беспокоил вопрос о физическом присутствии Плоти и Крови Христовой в евхаристии. Возможно, что тут на него оказали влияние сакраменталисты, которых в Голландии было немало. Поскольку ни молитва, ни покаянная исповедь не смогли избавить его от сомнений, Менно обратился в поисках ответа к Св. Писанию. Этот шаг, по его собственному признанию, он совершил под влиянием учения Лютера. Самостоятельное исследование Библии привело Менно к выводу о ложности учения католической церкви относительно пресуществления хлеба и вина во время мессы в Плоть и Кровь Христову. Кроме того, благодаря своим библейским штудиям и размышлениям над Писанием, Менно стяжал среди прихожан репутацию евангелического проповедника.

Вскоре еще один догмат стал вызывать у него сильные сомнения. Началось все с того, что Симонс узнал о казни одного из "апостолов" Гофмана Зике Фриркса (Снайдера). Фрирксу отрубили голову неподалеку от Леевардена за то, что он повторно крестил себя. Менно тут же обратился к Св. Писанию, но так и не смог найти там однозначного основания для практики крещения младенцев. Тогда он начал изучать писания реформатов - Лютера, Бусера и Буллингера, но обнаружил, что приводимые ими аргументы в пользу крещения младенцев однозначно не подтверждаются Св. Писанием. Однако, несмотря на все свои сомнения, Менно Симонс по-прежнему оставался католическим священником. Более того, к тому времени его повысили в сане и перевели в его родной город Витмарсум. Именно там по-настоящему укрепилась его репутация евангелического проповедника, поскольку Менно часто приходилось выступать перед народом, обличая мюнстерских еретиков, распространявших в народе свое учение. Менно знал лидеров мюнстерского движения и даже пытался вести с ними переговоры, но, при всем уважении к их фанатичной преданности своей вере и искренности, нисколько не сомневался в том, что они заблуждаются, и в своих проповедях публично пытался объяснять прихожанам всю ошибочность их взглядов.

Поворотный момент в жизни Менно также оказался непосредственно связан с мюнстерской трагедией. Группа из примерно трехсот повстанцев, направлявшаяся на помощь осажденным сторонникам Бокгольда, захватила монастырь неподалеку от Витмарсума. Там бунтовщики были окружены войсками епископа. В итоге большинство из них были убиты, а остальные захвачены в плен и казнены. Считается, что среди повстанцев был и брат Менно Петер Симонс. На этот раз Менно решил перейти от слов к делу. По многим пунктам он был согласен с бунтовщиками, но решительно отвергал их слепой фанатизм. И все же он испытывал внутренний разлад - ведь в то время как эти, во многом близкие ему по взглядам люди, блуждая, как овцы без пастыря, шли к неизбежной гибели, он, прекрасно все понимая, жил в тиши и комфорте и даже укреплял свою репутацию яркими обличениями мюнстерского движения. Менно обладал типичным для его народа фризским характером - неспешным и основательным, но одновременно решительным и твердым. Решение созревало нелегко, но после долгой внутренней борьбы он, наконец, сделал свой выбор и порвал с прошлым.

В публичном заявлении, сделанном 30 января 1536 года, Менно объявляет о начале своего нового служения Христу, а затем скрывается из родного города с помощью мирных анабаптистов, чьи взгляды ему были очень близки. В течение следующего года Менно занимается изучением Св. Писания и много пишет. Несомненно, что именно в течение этого периода ему удалось окончательно сформировать ту систему взглядов, которой он неукоснительно придерживался в последующие двадцать пять лет вплоть до самой смерти. Через год уединенных трудов Менно посетила небольшая делегация анабаптистов из шести-восьми человек, попросившая его стать лидером их общины. После некоторых колебаний и раздумий о последствиях столь небезопасного шага как возглавление преследуемой религиозной группы Менно Симонс согласился взять на себя это служение и был рукоположен Оббе Филипсом, от которого несколько ранее принял и свое новое крещение.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)