АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы 15 страница

Не менее ясно высказывались и свидетели на процессе по реабилитации французской героини, состоявшемся в 1456 г. Так, Жан Бреаль писал о том, что Жанна – как и Христос – покинула своих родителей ради высшей цели128. Ему вторил Тома Базен, утверждавший, что так должен был поступить любой истинный последователь Спасителя129. Эли де Бурдей отмечал, что Жанна была весьма набожна и крестилась каждый раз, когда ее посещали «голоса». Если бы ей являлись демоны, они не смогли бы с ней общаться, а потому она одержала победу, действуя по наставлению ангелов. Точно так же и Христос силой крестного знамения одержал победу над силами ада130. Та же мысль высказывалась и в прошении о пересмотре дела Жанны, написанном от имени ее матери и братьев: «Вслед за св.Бернаром мы должны воспринимать как великое чудо Господа то, что Он сумел привести все человечество в христианскую веру с помощью небольшой горстки простых и бедных людей. Точно также мы можем сказать, что если молодая девушка смогла поднять дух своих сторонников и обратила в бегство своих врагов, это должно быть расценено как Божье чудо»131.

Таким образом, уподобляя Жанну самому Иисусу Христу, авторы – в том числе и самые ранние – усиливали тему победы, которую принесет (или принесла) французскому народу его новая предводительница, вооруженная штандартом, дарованным Свыше. Образ «Девы со знаменем» прочитывался французами как образ победителя, о чем свидетельствует подавляющее большинство текстов, в которых упоминался ее штандарт. Так, описывая взятие Турели автор «Дневника осады Орлеана» с восторгом сообщал, что прикосновение древка знамени к стене главного городского форта послужило королевским войскам знаком наступления, после которого укрепление было отбито у англичан132. Связь между знаменем Жанны и победами французов подчеркивал и Персеваль де Каньи: «Все крепости подчинялись ему (королю – О.Т.), потому что Дева всегда отправляла кого-то, находящегося под ее знаменем, к жителям этих крепостей, чтобы сказать им: «Сдавайтесь на милость Царя небесного и доброго короля Карла»133. А автор «Хроники Турне» искренне полагал, что знамя Жанны и ее «сила» суть одно и то же134.

Итак, знамя являлось для современников символом уже одержанных либо еще предстоящих Деве побед. И все же подобные взгляды исповедовали прежде всего сторонники Жанны д’Арк. Конечно, ее судей на процессе 1431 г. тоже весьма интересовало знамя как возможный источник военных успехов их подопечной135, но связывали они этот интерес с возможностью обвинить Жанну в использовании магического амулета136, каковым им и представлялся ее штандарт137.

Уподобление французской героини Иисусу Христу на рисунке Клемана де Фокамберга никак не укладывается в данную схему. Если сравнение ее штандарта со знаменем Спасителя у Парижского горожанина еще можно объяснить изменчивостью его политических симпатий138, то секретаря парламента исследователи всегда традиционно причисляли к лагерю англичан139. Данная характеристика основывалась прежде всего на анализе его собственного «Дневника», в котором сторонники дофина (а затем короля Карла VII) последовательно именовались «врагами» (ennemies).

И с этой точки зрения «портрет» Жанны д’Арк, исполненный на полях рукописи, приобретает особое значение. Не зная подробностей уже начавшего складываться мифа о Деве и ориентируясь лишь на известные ему библейские образцы и аналогии, Фокамберг изобразил свою героиню в образе победительницы, второго Иисуса Христа, предсказав таким образом поражение той политической партии, к которой вроде бы принадлежал.

Впрочем, данную когда-то секретарю Парижского парламента характеристику следует, возможно, переписать140 – как это было сделано совсем недавно в отношении не менее известных «бургундских» авторов, Ангеррана де Монстреле и его верного «продолжателя» Жана де Ваврена141. С критикой традиционной оценки их сочинений, навязанной современной историографии еще Жюлем Кишра, выступила французская исследовательница Доминик Гой-Бланке142. С ее точки зрения, нет никаких оснований полагать, что Монстреле и Ваврен были настроены по отношению к Жанне резко негативно - скорее, их стиль следовало бы назвать в высшей степени нейтральным143. Как мне представляется, это определение в полной мере относится и к Клеману де Фокамбергу. Его портрет «Девы со знаменем» служит тому весьма красноречивым подтверждением.

 

Ольга Тогоева


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)