АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурная антропология и социология

Читайте также:
  1. V. Герменевтика и структурная антропология
  2. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  3. Антропология, как научная дисциплина (13.02.2013)
  4. Возрастная антропология
  5. Вопрос 14. Философская антропология М.Шелера
  6. Вопрос №6: Антропология инглиизма.
  7. Глава 3. Социально-культурная сфера
  8. Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  9. Движение мирового сообщества к системе глобального управления. Глобальная социология.
  10. Историческая и культурная география Италии
  11. К теме 3. Общество как целостная социокультурная система
  12. Коммуникативная кратковременная и культурная долговременная память

Социо­логия складывалась как наука о формах совместной жизни людей: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты, социальные связи, социальные механизмы их поддержания и изменения, основные формы социальности. Центральной катего­рией социологии является общество (социальная сис­тема), обозначающая формы связей между совместно живущими и взаимодействующими людьми, как пра­вило, на общей территории.

Как отмечали А. Кребер и Т. Парсонс, долгое вре­мя понятия «общество» и «культура» использовались как практически синонимичные. Культура в работах Тайлора и Боаса и общество в работах Конта, Спенсе­ра, Вебера, Дюркгейма означали примерно одно и то же — биологически ненаследуемые аспекты совмес­тного существования людей. Но наступил период, когда проведение терминологических различий ока­залось необходимым, и авторы вносят свои предло­жения. Понятие «культура» они относят к порождае­мым и транслируемым символическим системам, в том числе ценностям, идеям, как факторам, организу­ющим отношения людей с окружением. Понятием «общество» («социальная система») они обозначают системы (структуры) отношений между индивидами и коллективами[12].

Социология связана с изучением форм человечес­кой социальности. Здесь люди рассматриваются как работающие, производящие, потребляющие существа, вписанные в систему общественного разделения тру­да. Соответственно, строится концепция общества, представленная через структуры воспроизведения со­циальных действий и взаимодействий и расслоения со­циокультурных групп. Выделяются также формы меж­личностных и межгрупповых отношений, значимые с точки зрения поддержания и разрушения «ткани» со­циальности (кооперация, конфликт, интеграция, дисси­пация и т. п.) и механизмы их целенаправленного ре­гулирования (институты, нормы в их структурно-фун­кциональном, но не конкретно-содержательном плане). Культурная антропология стала наукой о содержании совместной жизни и деятельности людей: сходные и специфичные для различных человеческих сообществ способы адаптации к природному окружению, друг к другу, технологии жизнеобеспечения и взаимодей­ствия, символические системы и оценочные критерии.

Различие между дисциплинами, как его обозначил Л. Уайт, состоит в следующем: «Социология — наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индиви­дов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.)». Иными словами, она имеет собственный предмет исследования — содержа­ние общественной жизни[13].

Социологи обычно рассматривают культурные системы в качестве производных от социальных сис­тем. В культурной антропологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой цело­стности — культуры.

Психологическая антропология и психология. Различие между психологией и психологической ан­тропологией заключается в предмете изучения. Пси­хология связана с изучением психических состояний и процессов, с одной стороны, и уникальных особен­ностей личности — с другой. В психологической ант­ропологии исследуются разделяемые членами сооб­щества психические характеристики — личностные черты, стереотипы поведения, психические отклоне­ния. Психологов интересует психика человека в её собственных закономерностях. Для психологических антропологов особый интерес представляют психи­ческие аспекты связей человека с окружением. И ес­ли объектом изучения в психологии является индивид, то в рамках психологической антропологии — это индивид в среде.

М. Фуко считает, что место психологии в познании человека «там, где живое существо, расширяя область действия своих функций, своих нейромоторных форм, своих физиологических закономерностей и в то же вре­мя приостанавливая и ограничивая их, открывает себя к самой возможности представления»[14]. Иными слова­ми, здесь речь идет о внутриличностных процессах.

С позиции психологической антропологии для по­нимания человека важно интересоваться не столько его личностными качествами, сколько знать, что он делает, как и для чего. Ответы на эти вопросы можно найти только в ситуационном контексте. Люди принимают участие в межличностных ситуациях для достижения тех целей, реализации тех интересов и потребностей, которые неосуществимы без взаимодействия с други­ми. Значимость одновременного удержания в поле исследовательского внимания характеристик как индивида, так и среды, обнаруживается уже в работах Л.С. Выготского, А. Валлона, Ж. Пиаже при изучении формирования личности в динамике познавательных процессов. Позже, в начале 60-х годов XX в., Р. Вуд-ворс и Р. Уайт показали, что мотивационные факторы, являющиеся движущей силой поведения, следует ис­кать в области взаимодействий индивида со средой, а не за её пределами; что такое взаимодействие, выра­жающееся в поведении, порождает условия и предпосылки для личностного развития. Таким образом, ос­новным предметом психологической антропологии являются не компоненты психики, но само взаимодей­ствие индивида со средой.

 

Современные проблемы динамики культуры


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)