АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основное о познании и знании бытия

Читайте также:
  1. БУДУЩЕЕ – ВСЕ, КТО ВОВЛЕЧЕН В СФЕРУ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ, ИСПЫТЫВАЮТ СЕЙЧАС СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. СКОРО ВАМ ОТКРОЕТСЯ ДРУГАЯ СТОРОНА СОБЫТИЯ.
  2. Бытие - это какая-то полнота бытия. Когда мы живем наполовину, поверхностно, то мы существуем, но не бытийствуем.
  3. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания.
  4. Выберите основное отличие реорганизации в форме разделения
  5. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании
  6. Д-т 20 «Основное производство» (23, 25, 26 и др.) - К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»
  7. Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 20 «Основное производство».
  8. Движение, пространство и время как атрибуты бытия.
  9. Дворцовые перевороты: основные герои, даты и события.
  10. Диалектический характер бытия. Законы диалектики.
  11. Законность как основное начало гражданского судопроизводства.
  12. ИММУНИТЕТ СОЗНАНИЯ – ЭТО СОЗДАНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ЗАЩИТНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ПУТЁМ ДОВЕДЕНИЯ ПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Гогузев А.В.

(Опыт логико-теоретического анализа).

 

В наше время существующие научные знания и философские представления позволяют составить, с моей точки зрения, следующее самое общее теоретическое представление по вопросу чтó есть ощущения и чтó есть основанное на ощущениях человеческое познание и знание бытия.

 

Ощущения есть определённое «видение» объективной реальности (ОР) организмом (имеется в виду, конечно, ощущения вообще, а не только зрительные ощущения). «Вид» ОР в ощущениях организма возникает от взаимодействия ОР и средств ощущений организма и определяется, с одной стороны, ощущаемым, т. е. ОР, с другой стороны, средствами ощущений данного организма. ОР сама по себе «вида» как такового не имеет.

Ощущения нельзя понимать как образ- копию ОР (любой степени схожести копию). Как образ- копия ОР ощущения были бы своего рода повторением «вида» ОР. Ощущения следует понимать как субъективный образ ОР; «субъективный» – значит «образ- некопия», образ, определяемый по содержанию отражаемым и вместе с тем средствами отражения.

Ощущения как субъективный образ ОР, определяемый, с одной стороны, ощущаемым, т. е. ОР, с другой – средствами ощущений данного организма, необходимы и достаточны, с одной стороны, для выработки на их основе чувственного восприятия организмом ОР как своей среды, вместе с тем выработки знания элементов среды с их свойствами и необходимых действий своих в связи с этим знанием, с другой стороны, для совершения успешных практических действий на основе чувственного восприятия ОР и своих знаний (с задачей, с одной стороны, удовлетворения потребностей организма, с другой – обеспечения своего существования и существования потомства).

 

Становление сознания в филогенезе (вместе со становлением, с одной стороны, человека, с другой – общества) как совместного знания индивидов в обществе происходило за счёт выражения внутреннего знания животных особей в сообществе («предчеловека») через доступные чувственному восприятию и пониманию (знанию значения) членов сообщества (в итоге – общества) условные знаки (в итоге – слова в системе языка). Внутреннее знание особей таким путём преобразовывалось в совместное знание человеческих индивидов, выраженное в понятиях.

Понятия как форма человеческого знания бытия (ОР) по своей сущности есть возникающие у индивида при восприятии условных знаков, с одной стороны, представления чувственных образов восприятия ОР, с другой стороны, мыслительные представления индивидов о бытии как знания, выраженные словами и другими знаками в системе языка.

Знание индивидов, выраженное в понятиях, т. е. посредством условных знаков, подобно изображению зрительных образов ОР, выполненному индивидом посредством, например, острого камня и стены пещеры, карандаша и бумаги, красок, кистей и холста, цветных камешков, выложенных на какой-то поверхности и т. п. Поэтому человеческое знание бытия, основанное на ощущениях и выраженное в понятиях, (т.е. посредством условных знаков), надо понимать как своего рода изображение ОР. При этом, человеческое знание бытия (изображение ОР в понятиях) по отношению к самому бытию можно понимать лишь как субъективный образ ОР, т. е. нельзя понимать как образ- копию ОР.

Человеческое знание бытия как изображение ОР в понятиях есть результат целостного процесса, с одной стороны, природного, с другой стороны, общественного – процесса отображения ОР как познания бытия людьми. Этот процесс начинается с взаимодействия органов чувств человеческого организма с ОР и получения организмом в результате природного процесса ощущений как «видения» ОР организмом. На основе ощущений у индивидов в условиях общественного существования в процессе и в результате, с одной стороны, мышления, с другой – практического взаимодействия с ОР, вырабатывается чувственное восприятие ОР как знание «вещей с их свойствами» (частей ОР) и вместе с тем вырабатываются мыслительные представления об ОР как знания «с чем (с какими частями ОР и в связи с какими их свойствами) что и как надо делать», выраженные словами и другими знаками в системе языка. В результате индивиды в обществе имеют совместное знание бытия (ОР) в качестве изображения бытия в понятиях.

Человеческое знание бытия есть, с одной стороны, знание индивида. Оно заключается в знании чувственно воспринимаемых «вещей с их свойствами», вместе с тем в знании своих потребностей и своих действий с вещами для удовлетворения потребностей; с другой стороны, знание индивида заключается в знаниях «с чем, т. е. с какими вещами и в связи с какими их свойствами, что и как надо делать для удовлетворения своих потребностей». Человеческое знание бытия, с другой стороны, есть общее знание индивидов в обществе. Оно заключается в знаниях, которые можно выразить формулой: «Что (т. е. какие части бытия) как устроено (т. е. какие имеют свойства) – что и как поэтому (в связи с имеющимися у них свойствами и свойствами людей) с ними надо делать (с одной стороны, для удовлетворения потребностей индивидов в обществе и вместе с тем обеспечения существования индивидов и продолжения человеческого рода; с другой стороны, для создания, сохранения, распределения и использования общего (общественного) продукта – предметов потребления и средств их создания, и для обеспечения функционирования индивидов в качестве членов общества; вместе с тем для создания и обеспечения функционирования необходимых для этого общественных отношений и общественных институтов)».

 

Содержание сознания людей, с одной стороны, есть результат познания бытия людьми как сложного и противоречивого непрерывного общественно-исторического процесса выработки и накопления знаний в результате процесса отображения бытия в понятиях, начинающегося с ощущений. С другой стороны, содержание сознания людей есть результат практики, т. е. результат создания определенных предметов потребления («духовных»), которые создаются для удовлетворения определенных потребностей индивидов и вместе с тем, чтобы вызывать определенные действия, требующееся поведение индивидов как членов общества. Эти предметы потребления как и знание бытия, существуют в понятийной форме, следовательно, являются также изображением бытия в понятиях. Но это изображение бытия в понятиях создается вне выше определенного процесса и не с целью выработки адекватного изображения (только и необходимого для успешной практики), поэтому не может быть признано «знанием бытия» как таковым.

Содержание сознания в целом определяется как «человеческое знание бытия» только в том смысле, что это не бытие, а изображение бытия в понятиях. Философы, вырабатывая теоретическое представление о бытии как таковом и о познании бытия людьми, должны рассматривать именно и только человеческое знание бытия, отличая его от вышеуказанных предметов потребления (это, прежде всего, литературно-художественные произведения, религиозные и идеологические учения; к последним могут относиться и определенные философские учения).

 

Для практики людям необходимо знание свойств частей бытия («свойства» здесь и далее – в самом широком смысле, т. е. в том смысле, что познание есть выявление свойств познаваемого). Часть бытия со свойствами отличными от свойств других частей бытия есть часть-целостность бытия и поэтому объект человеческого познания с задачей выявления её свойств. Научно-теоретическое познание бытия в соответствии с формулой «что как устроено – …» поэтому выступает в форме исследования отдельными науками частей-целостностей бытия как объектов исследования с задачей выявления свойств каждой из частей-целостностей бытия. Результатом и итогом научно-теоретического исследования частей-целостностей бытия и вместе с тем объектов исследования наук является теоретическое изображение свойств частей-целостностей бытия (объектов) в целостных системах научно-теоретических понятий. (Надо иметь в виду, что научно-теоретическим изображением в понятиях объекта с его свойствами можно признать именно и только целостную систему взаимосвязанных нераздельных понятий, через которые последовательно выявлены свойства данной части-целостности бытия).

 

Далее рассмотрим с точки зрения логики, что должно представлять собой научно-теоретическое изображение в понятиях объекта с его свойствами.

Отобразить объект в понятиях – значит выявить его свойства.

Поэтому отображение объекта в понятиях можно представить как разделение объекта-целого на свойства- части.

Необходимо заметить, что изображению в понятиях объекта как целого (результат и итог отображения в понятиях объекта как целого) соответствует лишь такое разделение объекта-целого на свойства-части, при котором свойства-части, сколько бы их ни было выделено, вместе составляли бы объект-целое, т. е. изображение в понятиях данного объекта. При этом разделение объекта-целого на свойства-части (анализ) должно быть вместе с тем соединением свойств-частей в объект-целое (синтез), т. е. в изображение объекта в понятиях. В самом деле, изображение объекта в понятиях как итог выявления при отображении объекта его свойств есть целое, состоящее из частей (свойств), а не части-свойства – результат лишь анализа – из которых затем составляется целое (изображение объекта), т.е. производится синтез.

Таким необходимым разделением может быть лишь раздвоение целого-объекта на части-свойства и раздвоение в свою очередь выделенных частей-свойств. В самом деле, выделенные путем последовательного раздвоения части-свойства целого-объекта вместе составляют целое-объект, сколько бы их ни было выделено; в результате их выделения целое-объект остается тем же целым, только состоящим теперь из частей-свойств (изображение объекта в понятиях), т.е. их выделение есть анализ и вместе с тем синтез.

Части-свойства, выделенные путем раздвоения целого-объекта или раздвоения полученных в результате раздвоения частей-свойств, имеют следующие особенности. Они взаимообусловливают и взаимоопределяют друг друга: выделяя одну, тем самым выделяем и другую; определив одну как «это», другую должны определить как «не это», т.е. не какая-то другая, а другая «это» (неотделимая от «это»). Вместе с тем они взаимоисключают одна другую: каждая выделяется как бы за счет исключения из целого другой; если одна определяется как «это», то другая определяется как «не это» (противоположность «это»). Они - отдельные части целого, но вместе с тем они не отделимы одна от другой (так как при их разделении целое перестает быть целым, а они перестают быть частями данного целого).

Две части-свойства, выделенные путем раздвоения целого-объекта (или раздвоения таким путем выделенных частей-свойств) и, следовательно, имеющие указанные особенности, будем называть сторонами -свойствами.

Изобразить объект-целое в понятиях – значит выявить путем анализа (и вместе с тем синтеза) свойства-стороны и свойства-стороны выявленных свойств-сторон. Если выявленные свойства-части объекта-целого нельзя признать свойствами-сторонами (не имеют вышеуказанных особенностей) то, значит, свойства-части объекта-целого выявлены неточно (части-свойства вместе не составляют целое-объект как изображение объекта; следовательно, и анализ не является вместе с тем синтезом). А это означает, что адекватное изображение в понятиях объекта как целого не получено. Вскрытая необходимость выявления свойств-сторон и свойств-сторон выявленных свойств-сторон при теоретическом исследовании объекта есть закон адекватного изображения в понятиях объекта как целого. Этот закон можно определить как «закон анализа объекта-целого на свойства-стороны» (или как «закон анализа-синтеза»).

 

Мы рассмотрели изображение в понятиях объекта как абстрактного целого. Теперь рассмотрим изображение в понятиях объекта как части-целостности бытия.

Свойства-части, на которые объект как целостность и часть бытия разделяется при изображении в понятиях, выражают имеющееся строение объекта и происходящее движение объекта. Отсюда, объект как целостность и часть бытия изображается в понятиях как строение и как движение.

Объект как строение изображается в понятиях через выявление свойств, выражающих элементы строения. Значит, объект как строение и как целостность можно представить как разделяющийся при изображении в понятиях на свойства-части, выражающие элементы строения. Следование закону адекватного изображения в понятиях объекта как целого при изображении объекта как строения будет заключаться в выявлении при теоретическом анализе объекта свойств-сторон, выражающих элементы строения.

Свойства-стороны, выражающие элементы строения, в дальнейшем будем называть сторонами.

Учитывая особенности сторон-свойств, показанные выше, необходимо отметить, что стороны нельзя выделить и рассмотреть при теоретическом анализе объекта, отделив их друг от друга. Стороны сосуществуют или существуют только вместе в изображении объекта. (Отсюда выражение, необходимо применяемое при теоретическом анализе объекта: с одной стороны, «это», с другой стороны, «другое», т.е. «не это»). Изображение объекта как строения и целостности, выявляющее стороны, можно выразить следующей формулой: объект есть «это» и вместе с тем «не это».

При теоретическом анализе объекта стороны следует рассматривать по отдельности, но не разделяя. Это положение можно выразить следующей формулой: рассматривается «это» (и вместе с тем «не это»); рассматривается «не это» (и вместе с тем «это»). Стороны сторон также следует рассматривать по отдельности, но не разделяя. Это положение можно выразить следующей формулой. Стóроны стороны «это»: рассматривается «ЭТО» (и «не это»); рассматривается «это» (и «НЕ ЭТО»). Стороны стороны «не это»: рассматривается «НЕ ЭТО» (и «это»); рассматривается «не это» (и «ЭТО» ).

Объект как движение невозможно изобразить в понятиях, не «остановив» движение, т.е. можно изобразить, лишь представив объект через сменяющиеся состояния; значит, объект как движение и целостность можно представить как разделяющийся при изображении в понятиях на свойства-части, выражающие состояния. Следование закону адекватного изображения в понятиях объекта как целого при изображении объекта как движения будет заключаться в выявлении при теоретическом анализе свойств-сторон, выражающих сменяющиеся одно другим состояния.

Изображение объектов в понятиях как движения и целостности можно выразить формулой: объект есть «это» (состояние) и вместе с тем «не это». Но смена одного состояния другим означает переход одного состояния в другое; и этот переход можно представить как одновременное существование одного состояния и другого, его сменяющего. Значит, выражение «вместе с тем» в формуле следует заменить на выражение «одновременно». (Это выражение показывает не просто нераздельность состояний-сторон, а именно переход одного состояния в другое).

 

Изображение в понятиях объекта как движения в соответствии с формулой: объект есть «это» и (одновременно) «не это» (состояние) и изображение в понятиях объекта как строения в соответствии с формулой: объект есть «это» и (вместе с тем) «не это» (элементы строения) – представляют собой, суждения, определяемые в «Формальной логике» как недопустимые при изображении бытия в понятиях противоречия. Однако, это мнимые противоречия, так как представляют собой противоречия лишь по форме выражения, тогда как по содержанию это НЕ противоречия, запрещаемые формальной логикой как неадекватные изображения в понятиях бытия (неадекватные по форме и вместе с тем по содержанию).

Данные противоречия как противоречия лишь по форме выражения «содержательная логика» и «формальная логика» (стороны логики как способа получения путем мышления адекватного изображения в понятиях бытия при его отображении) вместе, в своем единстве, с одной стороны, обусловливают (вызывают к жизни именно как противоречия), с другой стороны, допускают (позволяют, разрешают). Допущение противоречия лишь по форме выражения (мнимого противоречия) со стороны содержательной логики (и вместе с тем формальной логики) заключается в следующем рассуждении и выводе: нельзя не признать, что объект есть «это», так как … (следует содержательное обоснование); но нельзя не признать и что объект есть «не это», так как… (следует содержательное обоснование); следовательно, надо признать, что объект есть «это» и «не это».

В качестве примера изображения объекта как целого рассмотрим изображение явления «Перемещение тела». «Перемещение тела» как строение: в «это» время тело находится в «этом» месте – в «другое» время тело находится в «другом» месте. Иначе говоря, с переменой (течением) времени изменяется местоположение тела. Особенность изображения объекта «Перемещение тела» как целого в том, что изображение объекта как строения не является по форме выражения противоречием («это»). Это только подтверждает, что противоречие при изображении объекта как целого мнимое. «Перемещение тела» как движение: в процессе перемещения в любое время тело находится в каком-либо месте (состояние «это») и (одновременно) не находится в каком-либо месте (состояние «не это»). Здесь, наоборот, по форме выражения явное противоречие («не это»). Его допущение содержательной логикой (и вместе с тем формальной логикой): нельзя не признать, что «Перемещение тела» как процесс (действие) означает (есть), что в любое время тело находится в каком-либо месте, так как с течением времени изменяется местоположение тела; но нельзя не признать, что «Перемещение тела» как процесс означает, что в любое время тело не находится в каком-либо месте, так как местоположение тела в процессе перемещения в любое время изменяется. Следовательно, надо признать, что «Перемещение тела» есть: «в любое время тело находится и не находится в каком-либо месте».

 

Таким образом, понимание познания бытия как ИЗОБРАЖЕНИЯ бытия (ОР) в понятиях и рассмотрение изображения в понятиях объекта с его свойствами как целого и как части-целостности бытия позволило выявить ПРИРОДУ ДИАЛЕКТИЧНОСТИ, необходимо проявляющейся при логико-теоретическом анализе конкретных объектов познания. Без понимания познания бытия как ИЗОБРАЖЕНИЯ в понятиях объектов познания (с их свойствами), понимаемых как выявленные ЧАСТИ-ЦЕЛОСТНОСТИ бытия (ОР), была возможность только показать логическую необходимость диалектичности мышления и его результатов (необходимость «диалектики», «диалектического» «тождества противоположностей» «противоречия» – по Гегелю) при познании бытия (его частей-целостностей в качестве объектов человеческого познания), а природа диалектичности оставалась непознанной. Поэтому диалектичность, порождаемая процессом отображения частей-целостностей бытия и изображения их в понятиях в соответствии с ЛОГИКОЙ (с одной стороны, «содержательной», с другой стороны, «формальной»), т. е. в соответствии со «способом получения путем мышления адекватного изображения бытия в понятиях» (к которому относится и вскрытый мной закон), ошибочно признавалась в «марксистско-ленинской» философии присущей самому бытию (ОР) («закон познания И закон объективного мира» – по Ленину).

 

Человеческое знание бытия (ОР) как изображение ОР в понятиях – результат процесса отображения ОР (бытия) – определяется, с одной стороны, отображаемым, т. е. ОР, с другой стороны, средствами отображения ОР. Отсюда, человеческое знание бытия, с одной стороны, нельзя не признать показывающим бытие таким, какое оно есть само по себе, с другой стороны, нельзя не признать не показывающим бытиетаким, какое оно есть само по себе; следовательно, надо признать показывающим и вместе с тем, не показывающим бытие таким, какое оно есть само по себе. Говоря другими словами (для краткости), «человеческое знание бытия тождественно и (вместе с тем) нетождественно самому бытию».

 

Итак, мы выяснили: признать, что ощущения есть образ- копия ОР нельзя. Выяснили вместе с тем, что человеческое знание бытия как результат целостного процесса отображения ОР в сознании и как изображение бытия в понятиях (субъективный образ ОР) нельзя признать тождественным самому бытию, а следует признать тождественным и вместе с тем нетождественным. Следует ли отсюда, что философ, рассматривая человеческое знание бытия, не может выработать теоретическое представление о самом бытии (как таковом, т. е. об устройстве бытия как целого, о свойствах существующего вообще)? Ответ на этот вопрос будет получен в ходе моего дальнейшего исследования. Здесь пока можно и нужно утверждать лишь следующее. Философ, рассматривая человеческое знание бытия (содержание сознания людей), может выработать теоретическое представление о бытии как таковом, каким его можно теоретически представить при рассмотрении человеческого знания бытия, т. е. каким бытие «является» при отображении в понятиях, а не какое бытие есть само по себе. Возникает вопрос: можно ли это теоретическое представление, т. е. философское знание бытия как такового с его свойствами, признать достоверно-истинным знанием (адекватным изображением) в принципе? Вместе с тем возникает и второй вопрос: как может быть использовано это знание людьми (знание бытия как такового не самого по себе).

 

Познание бытия (объектов) людьми и практика людей – стороны целостного природно-социального процесса человеческой деятельности. Результаты этого процесса, т. е. с одной стороны, истинное знание как знание, соответствующее объектам познания (и практики), с другой стороны, успешная практика как успешное практическое взаимодействие индивидов с объектами практики (и познания) взаимообусловливают и взаимоопределяют друг друга.

По своей сущности познание бытия людьми как сторона процесса человеческой деятельности осуществляется людьми для практики и вместе с практикой. Поскольку и насколько в реальности (в проявлении сущности) это так и есть, постольку и настолько люди вырабатывают при познании объектов (познания и практики) истинное знание объектов с их свойствами (адекватное изображение) как знание, соответствующее объектам (практики и познания).

По своей сущности познание бытия людьми неотделимо и вместе с тем отделимо от практики. Отсюда, и результат познания бытия людьми по своей сущности есть истинное и вместе с тем неистинное знание бытия, т. е. адекватное и вместе с тем неадекватное изображение объектов с их свойствами в понятиях. Отсюда, в реальности (в проявлении сущности) человеческое знание бытия обнаруживается как адекватное (и вместе с тем неадекватное) изображение объекта с его свойствами в понятиях и как неадекватное (и вместе с тем адекватное) изображение объекта с его свойствами в понятиях. (В «Марксистско-ленинской философии» это показано через понятия «истины и заблуждения», «абсолютной и относительной истины).

 

Итак, достоверно-истинным знанием в принципе можно признать только знание определённой части-целостности бытия с её свойствами как знание объекта познания и практики. Следовательно, философское знание, т. е. знание бытия как такового, вырабатываемое при рассмотрении человеческого знания бытия как знания объектов познания и практики с их свойствами, не может быть признано достоверно-истинным знанием в принципе. Но это означает, что философское знание, в отличие от человеческого знания, не может служить практике в принципе. Очевидно, что философское познание и знание должно служить человеческому познанию частей-целостностей бытия с их свойствами как другой стороне деятельности. Иначе философское познание было бы бесполезным для деятельности людей, стороны которой – познание частей-целостностей бытия с их свойствами и практика.

Надо заметить, что, если бы люди, познающие части-целостности бытия, на опыте убедились в том, что для познания частей-целостностей бытия с их свойствами, т. е. для достижения при познании истинного знания (адекватного изображения в понятиях) необходимо применение философского знания, то пришлось бы признать, что философское знание служит человеческому познанию бытия и через это знание – практике; следовательно, есть достоверно-истинное знание в принципе.

Философское знание могло бы служить познанию бытия людьми (и вместе с тем практике) только в качестве знания метода достижения при познании бытия истинного знания бытияадекватного (и вместе с тем неадекватного)» изображения в понятиях) (кратко – метода познания бытия).

Очевидно, что познание бытия людьми на этапе становления и на этапе донаучного движения и развития осуществляется при неосознанном применении метода познания бытия. Так же очевидно, что философское познание на первом этапе движения и развития вырабатывает знание метода познания бытия лишь в той его части, для применения которой люди, познающие бытие непосредственно ради практики и вместе с практикой, не нуждаются в специальном его знании. Становясь научным и относительно отделяясь от практики, познание бытия как научно-теоретическое познание «что как устроено – …» нуждается в знании метода научно-теоретического исследования объектов познания (и практики).

Далее рассмотрим вопрос о возможности для философского познания выработать это знание и тем самым стать необходимым для человеческого познания бытия (и вместе с тем для практики).

Очевидно, что частями-целостностями бытия и вместе с тем объектами исследования наук могут быть признаны лишь части бытия, на которые бытие разделяется объективно, а не по желанию познающих бытие людей. Это подтверждается и тем, что в процессе и в результате движения и развития в каждой из наук происходят поиск и уточнение того, чтó является объектом исследования данной науки. Без уточнения этого и в итоге точного определения науками своих объектов исследования, т. е. без выявления частей-целостностей бытия, на которые бытие разделяется объективно (при его отображении в понятиях), достижение науками истинного знания свойств конкретных частей-целостностей бытия невозможно.

Философ как субъект философского познания, рассматривая содержание сознания людей как человеческое знание бытия и вместе с тем истинные человеческие знания бытия (удостоверенные как истинные исторически всей практикой человечества), вырабатывает теоретическое представление о бытии как таковом, т. е., с одной стороны, о свойствах существующего вообще, с другой стороны, о свойствах всего существующего вместе взятого как целого, иначе говоря, об устройстве бытия. Философское теоретическое представление об устройстве бытия и должно включать в себя представление о том, как и на какие части-целостности разделяется бытие объективно (при отображении в понятиях), что есть часть-целостность бытия как таковая с её свойствами и как объект исследования. То, что это теоретическое представление есть знание бытия как такового, каким бытие «является» при познании людьми (при отображении в понятиях), а не какое оно есть само по себе, и позволяет использовать это знание в человеческом познании бытия.

Философ, рассматривая исторические результаты познания бытия людьми – истинные человеческие знания бытия, с другой стороны, рассматривая человеческое знание о процессе и результате «познания бытия людьми» (об одной из частей-целостностей бытия) вырабатывает теоретическое представление о способе получения при познании бытия истинного знания бытия.

Итак, философское познание, заключающееся в рассмотрении и теоретическом анализе содержания сознания людей - человеческого знания бытия и вместе с тем результатов познания явления «Познание бытия людьми», по-видимому, может выработать знание, необходимое людям для достижении при познании частей-целостностей бытия – объектов познания и практики – истинного знания свойств частей-целостностей бытия; иначе говоря, может выработать знание метода познания бытия людьми как метода достижения истинного знания свойств частей-целостностей бытия при научно-теоретическом их исследовании.

Когда познание бытия людьми становится (и в итоге станет) строго научным познанием – а это означает, что каждая из наук в качестве объекта исследования будет исследовать одну или несколько из выявленных частей-целостностей бытия, применяя знание метода выявления частей-целостностей бытия и достижения истинного знания их свойств – философское познание, как вырабатывающее знание этого метода, становится стороной научного познания бытия людьми. Другая сторона – науки. Функция наук в их совокупности – выработка знания, необходимого, в конечном счёте, людям для практики; функция философского познания – выработка знания, необходимого наукам для выполнения ими их функции.

 

Рассмотрим как бытие разделяется (при отображении в понятиях) на части-целостности и что есть «части-целостности бытия».

Отображение бытия начинается с ощущений. На основе ощущений в процессе и в результате практического взаимодействия индивидов с внешним бытием вырабатывается, с одной стороны, чувственное восприятие бытия как существования вещей с их свойствами («свойства» - в самом широком смысле), с другой стороны, выраженное в понятиях знание «чтó (т. е. какие вещи) как устроено (т. е. какие имеют свойства) – что и как поэтому с ним (т. е. с этими вещами в связи с такими их свойствами) надо делать».

Обнаруживается, с одной стороны, сходство, с другой стороны, отличие свойств вещей. Знание «чтó как устроено – …» есть знание множества вещей со сходными свойствами, означиваемых (знак и значение) конкретным понятием («это»); знание чтó кáк устроено» есть знание сходных свойств (этих), имеющихся у вещей, означиваемых понятием «это» и позволяющее отличать вещи с «этими» свойствами от вещей с другими свойствами (соответственно, и означиваемых другими понятиями).

По сходству свойств, с одной стороны, и по отличию свойств, с другой стороны, вещи, с одной стороны, объединяются в группы (и группы групп) как означиваемые одним и тем же понятием, с другой стороны, разделяются на группы (и группы групп) как означиваемые разными понятиями. В итоге все когда-либо воспринимавшиеся и знаемые людьми (означиваемые понятиями) вещи разделяются на две всеохватывающие группы как означиваемые двумя понятиями: «живое» и «неживое».

Для означивания вещей двух всеохватывающих групп можно использовать и другие термины. Поэтому будем использовать термины «организм» и «вещество», поскольку они указывают именно на вещи с разными свойствами.

Обнаруживается, что свойства вещей, означиваемых понятиями «вещество» и «организм», с одной стороны, различны, с другой стороны, тождественны. Обнаружение тождественности свойств вещей двух всеохватывающих групп может быть обусловлено только тем, что рассматриваются свойства вещей как таковых. Но это значит, что в понятиях «вещество» и «организм» отображается существование, с одной стороны, вещей (как таковых) с их свойствами, с другой стороны, «не-вещей». Существованием «не-вещей» и обусловлено обнаружение различия свойств вещей, означиваемых понятиями «вещество» и «организм», а следовательно, и обнаружение сходства и отличия свойств вещей, поскольку вещи (как таковые) тождественны по свойствам.

Таким образом, в понятиях вообще бытие отображается как существование «вещей» с их свойствами и вместе с тем «не-вещей», существование которых обусловливает сходство и отличие свойств вещей, следовательно, и обнаружение разделения бытия на отдельные вещи с их свойствами (при отображении).

Очевидно, что существование «не-вещей» осуществляется в существовании вещей и их свойств (и обнаруживается лишь в результате теоретического анализа отображения бытия в понятиях).

Итак, бытие (каким оно «является» при отображении в понятиях) есть, с одной стороны, существование вещей с их свойствами, с другой стороны, существование «не-вещей» с их свойствами, осуществляющееся в существовании вещей и их свойств.

Разберемся в том, что же такое «не-вещи».

Благодаря существованию «не-вещей» все вещи разделяются на группы и группы групп как означиваемые конкретными понятиями, и, следовательно, знаемые как «эти» с «этими» свойствами или «другие» с «другими» свойствами. В итоге все вещи разделяются на две группы как означиваемые понятиями «вещество» и «организм».

Таким образом, все вещи, т. е. всё существующее, значит бытие, рассматриваемое, с одной стороны, (со стороны существования вещей) разделяется на две части с «этими» и «не этими» свойствами («вещество» и «организм») как рассматриваемое вместе с тем с другой стороны – со стороны существования «не-вещей». Следовательно, «не-вещи» есть части-целостности бытия (на которые бытие разделяется при отображении в понятиях).

«Не-вещи» как выявляющиеся при отображении части-целостности бытия будем называть «явления». Как выявленная часть-целостность бытия явление изображается в конкретном понятии (системе теоретических понятий) как «это» с «этими» свойствами или «другое» с «другими» свойствами. («чтó кáк устроено – …») Конкретное явление, изображаемое в конкретном понятии будем называть «качество». Означиваемые конкретным понятием «это» вещи со сходными свойствами «этими» имеют свойства качества «это».

Вещи со свойствами одного качества можно рассматривать как тождественные по свойствам, следовательно, как одну вещь со свойствами качества «это».

Отсюда, явление надо рассматривать, с одной стороны, как одну отдельную вещь (со свойствами качества «это») с другой стороны, как совокупность множества вещей (со свойствами качества «это»).

Итак, бытие при отображении в понятиях разделяется прежде всего на две части-целостности: явление «Вещество» и явление «Организм».

Анализ группы вещей, означиваемых понятием «организм», выявляет ещё одну часть-целостность бытия.

Среди группы вещей, означиваемых понятием «организм», выделяется группа, вещи которой в соответствии с их свойствами, с одной стороны, означиваются понятием «организм», с другой стороны, означиваются не понятием «организм», а понятием «человек», следовательно, имеют свойства качества «Не-организм». Выявление свойств качества «Не-организм» означает выявление еще одной части-целостности бытия – явления «Человек».

Это особое явление, так как вещи, означиваемые понятием «человек» имеют, с одной стороны, свойства качества «Организм», с другой стороны, свойства качества «Не-организм». Явления «Вещество» и «Организм» осуществляются в существовании вещей, причём, вбирают в себя все вещи. Отсюда, явление «Человек» как, с одной стороны, качество «Организм», с другой стороны, качество «Не-организм» осуществляется в существовании вещей и вместе с тем не осуществляется в существовании вещей.

Обнаружение тождественности свойств вещей, означиваемых понятиями «вещество» и «организм» обусловлено тем, что свойства вещей можно рассматривать как свойства вещей как таковых. Следовательно, обнаруживается существование вещей как таковых. Существование вещей как таковых из-за тождества их свойств можно представить как существование вещи как таковой (одной). Отсюда, свойства вещей как таковых можно представить как свойства качества «Вещь как таковая». Таким образом, выявляется ещё одна часть-целостность бытия: явление «Вещь как таковая». Однако, данная «не-вещь» (явление) есть вместе с тем вещь (как таковая). Качество «Вещь как таковая» обозначим термином «Материя». Тогда выявленная часть-целостность бытия будет: явление-вещь «Материя».

Надо заметить, что эта часть-целостность бытия обнаруживается только чисто теоретически, поскольку при отображении бытия в чувственных восприятиях, с одной стороны, и в понятиях – с другой, отображается существование лишь множества вещей со сходными и отличными свойствами, а существование вещи как таковой только выводится логически. Однако, выводится логически на основании обнаружения, с одной стороны, тождества свойств всех вещей, с другой стороны, различия свойств вещей, означиваемых понятиями «вещество» и «организм», т. е. выводятся логически на основании обнаружения существования вещей (как таковых) и «не-вещей» (явлений). Значит, существование явления-вещи «Материя» возможно. Если учесть, что бытие не только имеет строение, но и изменяется (развивается), то можно представить существование множества вещей со сходными и отличными свойствами как результат изменения вещи-явления «Материя»; следовательно, как результат перехода качества «Вещь как таковая» из состояния «вещь одна» («это») в состояние «множество вещей» («не это»); состояния тождества существования вещи и явления («Материя») в состояние различия существования вещей и явления («Вещество»). Последнее означает, что появилось сходство и отличие свойств вещей (и вместе с тем возможность разделения вещей на группы и группы групп, означиваемые отдельными понятиями). Родилось явление «Вещество» как качество «Множество вещей (со сходными и отличными свойствами)»

Далее можно представить, что изменение части (группы) вещей со свойствами качества «Вещество» при определенных условиях их существования приводит к появлению вещей со свойствами другого качества, т. е. качества «Не-вещество». Рождается явление «Организм».

Изменение части (группы) вещей со свойствами качества «Организм» при определенных условиях их существования приводит к появлению вещей, с одной стороны, остающихся вещами со свойствами качества «Организм», с другой стороны, приобретающих свойства качества «Не-организм» («Личность»). Рождается явление «Человек».

 

Рассмотрим более подробно явление-вещь «Материя».

Данная часть-целостность бытия есть вместе с тем бытие в целом в его исходном качественном состоянии. Это качественное состояние бытия заключается в том, что следует определить как «тождество свойств-сторон бытия как такового». Это, прежде всего, тождество «вещи» и «явления». Переход бытия из «этого» качественного состояния в «не это», т. е. в состояние «различие свойств сторон», есть вместе с тем появление различия «вещей» и «явления» и означает рождение явления «Вещество»… (Таким образом, явление-вещь «Материя», по сути дела, есть то, что понималось в философии как «субстанция» – как то, из чего всё).

Дальнейшее движение бытия как такового, можно представить, в соответствии с логикой, лишь как переход из состояния «не это» в состояние «это», а именно в завершающее качественное состояние «это» – завершающее цикл развития бытия как такового (бытия как целого); вместе с тем – начало следующего цикла (как переход состояния «это» в «не это»).

Логика не позволяет признать за бытием как таковым ни начала, ни конца. Вместе с тем логика не позволяет представить бытие, с одной стороны, неизменяющимся, с другой стороны, изменяющимся иначе как тем способом, который определяется как «развитие». Представлять изменяемость бытия как такового иначе, значит представлять как то, что Гегель назвал «дурная бесконечность»; вместе с тем значит не признавать (фактически, объективно) единство бытия как такового (единство мира).

Я в своём исследовании, выведя понятие «явление-вещь «Материя»», логико-теоретически обосновал, с одной стороны, материальное единство бытия (каким бытие предстает при теоретическом анализе отображения бытия в понятиях), с другой стороны, изменяемость бытия как развитие бытия в целом, отсюда, и всеобщую связь явлений. Вместе с тем я показал, что в соответствии с логикой необходимо признать: бытие не имеет ни начала, ни конца и вместе с тем имеет начало и конец (так как конец цикла развития есть одновременно начало следующего цикла развития). (Современная «Космология» как одну из возможных моделей Вселенной представляет модель, соответствующую моему логико-теоретическому пониманию бытия как такового).

 

Итак, выявлены четыре основные части-целостности бытия: явление-вещь «Материя», явление «Вещество», явление «Организм» и явление «Человек». Очевидно, что остальные т. е. неосновные части-целостности бытия и вместе с тем объекты исследования наук могут быть выявлены в результате научно-теоретического исследования (анализа) основных явлений в соответствии с методом получения адекватного изображения в понятиях частей-целостностей бытия при отображении бытия людьми.

Но это не значит, что части-целостности бытия в реально-историческом процессе выявляются таким путем. Выявление частей-целостностей бытия происходит в процессе и в результате исторического движения и развития познания бытия людьми как познания, с одной стороны, человеческого, с другой стороны, философского. Вышеуказанным путем выявление частей-целостностей бытия и объектов исследования наук может быть лишь проверено и уточнено в конце определенного этапа исторического движения и развития познания бытия людьми.

Далее некоторые соображения насчёт того, что такое «неосновные» части-целостности бытия.

Неосновные явления можно, по-видимому, разделить на входящие и производные. Входящие, так же, как и основные, осуществляются непосредственно в существовании вещей; вещей, означиваемых отдельным конкретным понятием и тем самым объединяющихся в отдельную группу, входящую в основную группу групп. Например: явление «Животный организм» – неосновное как входящее.

Производные явления осуществляются, с одной стороны, в действиях (взаимодействии) вещей, с другой стороны, в отношениях между вещами. Они обнаруживаются как явление-действие (и вместе с тем отношение) и как явление-отношение (и вместе с тем действие). Например, явление «Общество» – производное.

«Общество» как явление-действие (и отношение): познавательные и практические действия индивидов, с одной стороны, по удовлетворению своих потребностей и вместе с тем по обеспечению собственного существования и существования потомства, с другой стороны, по созданию, сохранению, распределению и использованию общего (общественного) продукта – предметов потребления и средств их создания, и по обеспечению функционирования индивидов в качестве членов общества; вместе с тем по созданию и обеспечению функционирования необходимых для этого общественных отношений и общественных институтов.

«Общество» как явление-отношение (и действие): отношения зависимости индивидов (в деле удовлетворения своих потребностей и т. д.), с одной стороны, друг от друга, с другой стороны, от природной и общественной среды.

 

Из понимания человеческого знания бытия как результата отображения бытия – изображения бытия в понятиях – вытекают следующие соображения, имеющие большое значение для философского осмысления знаний, вырабатываемых при научно-теоретическом исследовании явления «Вещество» (и к нему относящихся «неосновных»), т.е. знаний, вырабатываемых, прежде всего, «Физикой» (и «Космологией».

«Видение» в ощущениях бытия – это частичное, ограниченное «видение» бытия. Бытие как «видимое» человеческим организмом и, соответственно, чувственно воспринимаемое индивидом определим как «наша реальность». Очевидно, с другой стороны, «наша реальность» – это часть бытия со стороны существования вещей, ограниченная пределами «видения» бытия человеческим организмом в ощущениях. Тогда бытие вне пределов «видения» человеческим организмом в ощущениях и, соответственно, недоступное чувственному восприятию индивида определим как «не наша реальность».

Становление способа изображения бытия в понятиях, выявленного впоследствии философами в качестве логики, происходило на основе отображения бытия как «нашей реальности». Понятийное мышление в соответствии с логикой на определённом этапе движения и развития познания бытия и практики позволило выявлять среди образов чувственного восприятия бытия проявления бытия как «не нашей реальности» (за счёт создания и применения необходимых машин и приборов), и люди стали вырабатывать знание бытия как «не нашей реальности» (знание «микромира» и «мегамира» при исследовании явления «Вещество»).

Философское рассмотрение и сравнение знания бытия как «нашей реальности» и как «не нашей реальности может привести (и приводит) к представлению о различии свойств бытия как «нашей реальности» и как «не нашей реальности». Как известно, наука «Физика» показывает «макромир» (бытие как «наша реальность») как реальность только «трёхмерного пространства и необратимого времени» (т.е. времени, непрерывно текущего «вперёд», так что «настоящее» вещей всегда между их «прошлым» и «будущим»), а «микромир» и «мегамир» - как реальность не только «трёхмерного пространства и необратимого времени»; показывает «макромир» как реальность одного типа причинно-следственной связи, а «микромир» и «мегамир», как реальность другого типа причинно-следственной связи и т.д.

Но так как способ изображения бытия в понятиях (логика) вырабатывался на основе отображения бытия как «нашей реальности» и определяется, с одной стороны, свойствами бытия как «нашей реальности», с другой стороны свойствами наших средств отображения, то надо признать одно из двух: или свойства бытия как «нашей реальности» и как «не нашей реальности» одни и те же (свойства бытия как такового), или логика неприменима при отображении бытия как «не нашей реальности», т.е. адекватное изображение бытия как «не нашей реальности», применяя логику, люди получить не могут. Так как практика показывает, что адекватное изображение в понятиях бытия как «не нашей» реальности люди получают, то надо признать, что свойства бытия как «нашей реальности» и как «не нашей реальности» одни и те же (свойства бытия как такового со стороны существования вещей).

Дело всё в том, что при отображении бытия как «нашей реальности» получается изображение одного рода («это»), а при отображении бытия как «не нашей реальности» получается изображение другого рода («не это»). Это обусловлено тем, что изображение в понятиях бытия как «не нашей реальности» основано не на чувственном восприятии бытия как «не нашей реальности», а на чувственном восприятии проявления «не нашей реальности» как восприятия определённых вещей «нашей реальности» (чувственном восприятии, получаемом за счёт применения необходимых машин и приборов). С другой стороны, если при отображении бытия как «нашей реальности» есть непосредственное соответствие отображаемого (т.е. бытия как «нашей реальности») и средств отображения (наших), то при отображении бытия как «не нашей реальности» этого соответствия нет. В результате изображение в понятиях бытия как «не нашей реальности» (изображение как таковое) отличается от изображения в понятиях бытия как «нашей реальности»; отличается и по форме, и по содержанию. Различие изображения как такового по содержанию и выражается в таком изображении бытия как «не нашей реальности», какое создаёт видимость различия свойств бытия как такового (рассматриваемого со стороны существования вещей). Эта видимость неизбежно принимается за действительность философами, не осознающими, что человеческое знание бытия есть изображение бытия в понятиях, т. е. субъективный образ ОР, следовательно, философами, осознанно или неосознанно принимающими человеческое знание бытия за образ- копию ОР и исходящими (объективно) из представления, что человеческое знание бытия тождественно самому бытию.

Отображение бытия как «не нашей реальности», дающее изображение бытия в понятиях другого рода, чем изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» и вызвало в конце XIX начале XX века, с одной стороны, замешательство среди физиков, принимавших до тех пор человеческое знание бытия за образ-копию ОР, с другой стороны, отказ части физиков как философов от понимания человеческого знания бытия не только как образа- копии ОР, но и как образа объективной реальности (возврат к философским идеям Беркли, Юма и чуть подправленного, как представлялось, Канта).

 

Ошибка материалистов (даже диалектических материалистов Энгельса и Ленина) обусловлена тем, что они не осознавали необходимости теоретического различения «философского» и «человеческого» познания бытия, а поэтому смешивали (объективно) вопрос о соотношении между ощущениями и основанном на них человеческим знанием бытия и бытием (ОР), т. е. вопрос, касающийся представления о возможности для философов выработки знания самого бытия (как такового) с вопросом о возможности для людей вырабатывать в результате познания, основанного на ощущениях, истинное знание бытия как ОР, т. е. знание, дающее возможность успешного практического взаимодействия людей с частями бытия – объектами познания и практики. Энгельсу и Ленину представлялось, что не признавать ощущения и основанное на них знание ОР за образ- копию ОР, значит, оставлять возможность для понимания человеческого знания ОР не как объективной истины, значит, оставлять возможность сомневаться в получении людьми при познании истинного знания свойств ОР, в том числе, истинного знания свойств бытия как такового (устройства мира, свойств существующего вообще), следовательно, сомневаться в верности материалистического мировоззрения. Но то, чего они опасались (и поэтому отстаивали понимание ощущений и человеческого знания бытия как образа-копии ОР) произошло с частью физиков на рубеже веков, когда физики пришли к исследованию ОР за пределами доступности человеческому чувственному восприятию и к теоретическому выражению этих исследований, т. е. к изображению в теоретических понятиях ОР за этими пределами. А произошло это потому, что физики были стихийными материалистами, понимавшими вырабатываемые ими теории как теоретические изображения ОР, так или иначе, по существу, копирующие ОР, т. е. понимали как образ- копию ОР. Именно из-за такого ошибочного понимания своих теорий, объяснение противоречия между теоретическим изображением свойств ОР в «старой» физике и теоретическим изображением в «новой» физике они стали искать на пути отказа от понимания теоретического изображения бытия как образа ОР, т. е. на пути отказа от признания научных теорий объективной истиной (вместо того, чтобы искать на пути отказа от понимания теорий как образа-копии). Они отождествляли, не осознавая того, понимание теорий как образа ОР с пониманием как образа-копии, т. е. иного понимания образа ОР, чем понимание как образа-копии у них не было. А с позиции такого понимания образа ОР объяснить и разрешить выявившееся противоречие было объективно невозможно.

Ленин не увидел реального противоречия между двумя «физиками», поскольку как философ-материалист был непоколебимо убеждён, что научные теории любого содержания, выраженные в любой понятийной форме, как объективно-истинное знание бытия есть образ-копия ОР, так как ОР (бытие) бесконечна и бесконечно многообразна по своим формам. В философских исканиях физиков он увидел только отход от материалистической теории познания. Он не понял, что этот отход обусловлен поиском пути объяснения, разрешения (объективно) противоречия между изображением бытия в понятиях (субъективный образ ОР) как «нашей реальности» (изображением одного рода) и как «не нашей реальности» (изображением другого рода). Именно понимание человеческого знания бытия как изображения ОР в понятиях, т. е. не как образа- копии ОР, позволяет, при стремлении к объяснению этого противоречия (объективно), с одной стороны, не пойти по пути отказа от понимания человеческого знания бытия как образа ОР, с другой стороны, увидеть это реальное противоречие и осознанно, в системе теоретических понятий объяснить его, а главное, вывести из этого объяснения необходимые следствия, крайне важные для философского осмысления научных теорий «Физики» и «Космологии».

 

В связи с разделением знания бытия на изображение одного рода («это») и другого рода («не это») общее положение о соотношении между человеческим знанием бытия (изображением) и самим бытиём (отображаемым) «знание бытия тождественно и нетождественно самому бытию» необходимо конкретизировать следующим образом: изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» тождественно (и нетождественно) отображаемому («это»); изображение в понятиях бытия как «не нашей реальности» нетождественно (и тождественно) отображаемому («не это»). Верность такой конкретизации подтверждается вышеуказанным обстоятельством: при отображении бытия как «нашей реальности» непосредственное соответствие отображаемого и средств отображения есть, а при отображении бытия как «не нашей реальности» этого соответствия нет.

Сущностное положение «изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» тождественно (и нетождественно) отображаемому» объясняет объективную видимость, вызывающую уверенность людей (и части философов) в том, что они чувственно воспринимают и знают (выражая знание в понятиях) бытие таким, какое оно есть само по себе.

Сущностные положения, с одной стороны, «изображение в понятиях бытия как «не нашей реальности» нетождественно (и тождественно) отображаемому», с другой стороны, «изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» тождественно (и нетождественно) отображаемому» показывают философу, что на основании изображения в понятиях бытия как «не нашей реальности» (научно-теоретическое знание «микромира» и «мегамира») нельзя представлять бытиё (каким оно «является» при отображении в понятиях) как разделяющееся на два или множество типов бытия с отличающимися свойствами (на два или множество «миров»).

Философу надо осознать, что при наших средствах отображения изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» необходимо показывает бытие как «это»: только «трёхмерное пространство и необратимое время», а как «не нашей реальности» – как «не это»: не только «трёхмерное пространство и необратимое время». Научно-теоретическое положение «трёхмерное пространство и необратимое время» надо понимать не как единственно верное определение свойств бытия и не как неверное определение свойств бытия, а как необходимое изображение бытия как «нашей реальности», а возможное (и возможно верное) научно-теоретическое положение «n-мерное пространство и обратимое время» надо понимать не как неверное и не как единственно верное определение свойств бытия, а как необходимое изображение бытия как «не нашей реальности» при наших средствах отображения.

 

Так как при отображении бытия как «не нашей реальности», в «Физике» и в «Космологии» познание осуществляется, прежде всего, через применение понятий и законов «Математики», а знание выражается непосредственно в физико-математических формулах, то надо разобраться в вопросе что есть математика и почему так происходит.

Бытие имеет качественную и количественную стороны. Научно теоретическое познание бытия людьми есть познание частей-целостностей бытия с их свойствами; каждой из частей-целостностей как определенного качества («что как устроено – …»). Поэтому следует признать, что познание бытия людьми происходит как отображение бытия в понятиях с качественной стороны (и вместе с тем с количественной стороны). Познание бытия как отображение бытия в понятиях с количественной стороны есть познание, подчиненное познанию с качественной стороны; как самостоятельное не существует.

Способ получения адекватного изображения бытия в понятиях путем мышления с качественной стороны (и вместе с тем с количественной стороны) есть то, что определяется как «логика» (с одной стороны, «формальная», с другой, «содержательная»). Ее выявление и исследование – задача философского познания. Способ получения адекватного изображения бытия в понятиях путем мышления с количественной стороны (и вместе с тем с качественной стороны) есть то, что выявляет и исследует наука «Математика».

Познание бытия как научно-теоретическое исследование определенных явлений (выявленных частей-целостностей бытия и поэтому объектов исследования) происходит как отображение частей-целостностей бытия с их свойствами в целостной системе теоретических понятий «с качественной стороны (и количественной стороны)» и «с качественной стороны (и количественной стороны)»; происходит с применением, с одной стороны, логики, с другой стороны, математики (системы понятий и законов, выявленных «Математикой»).

Для исследования одних явлений отображение в понятиях «с качественной стороны (и количественной стороны)» имеет большее значение, для других меньшее; соответственно и применение математики имеет разное значение при исследовании разных явлений (разных объектов исследования).

Наибольшее значение отображение в понятиях «с качественной стороны (и количественной стороны)» имеет для исследования явления «Вещество» (и производных от него). Это явление исследуют, с одной стороны, «Физика» (как включающая «Химию»), с другой стороны, «Космология». Здесь отображение в понятиях явления «с качественной стороны (и количественной стороны)» и «с качественной стороны (и количественной стороны)» имеет равное значение. Поэтому эти науки не могут обходиться без изображения в понятиях данной части-целостности бытия посредством языка «Математики», т. е. изображение в понятиях здесь несет, с одной стороны, качественный смысл, выражаемый в специальных понятиях (в системе понятий) данной науки, с другой стороны, количественный смысл, выражаемый посредством понятий «Математики».

В связи с разделением знания бытия на изображение в понятиях бытия как «нашей реальности» и как «не нашей реальности», т. е. на изображение одного рода («это») и другого рода («не это»), научно-теоретическое знание явления «Вещество» (и производных от него) как изображение в понятиях «нашей реальности» («макромира») надо признать изображением в понятиях данной части-целостности бытия «с качественной стороны (и вместе с тем с количественной стороны)», а как изображение в понятиях «не нашей реальности» («микромира» и «мегамира») – «с качественной стороны (и вместе с тем с количественной стороны)». Это обусловливает различие изображения в понятиях (изображения как такового) явления «Вещество» как «нашей реальности» и как «не нашей реальности», с одной стороны, по форме, с другой стороны, по содержанию.

Различие «по форме (и по содержанию)» заключается в следующем. Изображение в понятиях данного явления как «макромира» осуществляется непосредственно в специальных понятиях науки «Физика», построенных с использованием понятий математики, поскольку включают в себя физико-математические формулы; изображение в понятиях данного явления как «микромира» и «мегамира» осуществляется непосредственно в физико-математических формулах, построенных при посредстве математики как способа получения адекватного изображения бытия в понятиях «с количественной стороны (и вместе с тем с качественной стороны)». «Перевод» знания как изображения в физико-математических формулах в знание как изображение в словесно выраженных специальных понятиях, показывающих свойства явления «Вещество», дает изображение в понятиях, которое выступает, с одной стороны, как логически противоречивое, с другой стороны, как лишающее возможности представить его содержание наглядно («это»). Этого нет при изображении в понятиях явления как «макромира» («не это»).

Применение математики как способа получения адекватного изображения бытия в понятиях с количественной стороны (и вместе с тем с качественной стороны) при исследовании явления дает исследователям логико-математические формы, которые, соединяясь с полученными опытным путем качественно-количественными данными (верными, точными), позволяют получить адекватное изображение данной части-целостности бытия с ее свойствами при данном ее качественном состоянии (так как эта часть-целостность бытия находится в движении, развитии). Точнее говоря, по существу это будет изображение в понятиях, которое следует определить как адекватное (и неадекватное) изображение объекта, с другой стороны, как нетождественное (и тождественное) отображаемому, т.е. бытию как «не нашей реальности» (изображение, выраженное физико-математическими формулами).

Очевидно, что способ получения адекватного изображения бытия в понятиях с количественной стороны (и вместе с тем с качественной стороны) заключает в себе все формы, необходимые для получения адекватного изображения бытия при любом его качественном состоянии. Отсюда, возможность получения изображения бытия в понятиях как «не нашей реальности» в физико- математических формулах в качестве различающихся «моделей» реальности. Однако «адекватным (и неадекватным) изображением» данных свойств при данном качественном состоянии реальности логика позволяет признать только одну «модель» реальности. Какую именно – можно решить только на основании полученных опытным путем верных, точных физико-математических данных (результатов экспериментов и измерений).

 

Философское познание как исследование явления «Отображение бытия в понятиях» выявляет свойства бытия (каким бытие «является» при отображении в понятиях), выражая их в понятиях, в том числе в понятиях «пространство» и «время». В философских понятиях «пространство» и «время» выражаются свойства бытия со стороны существования вещей, т.е. свойства вещи как таковой. Следовательно, с философской точки зрения, «пространство» и «время» (т.е. свойства вещей как таковых) одни и те же, значит, одинаковы для всех вещей (как таковых).

Отсюда вытекает следующее:


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)