АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личностные детерминанты учения

Читайте также:
  1. C. развитие знаний в форме дообучения на дополнительной последовательности примеров
  2. C. развитие знаний в форме дообучения на дополнительной последовательности примеров
  3. I Курс I I семестр (полная форма обучения)
  4. I. Межличностные отношения, общение.
  5. III. Профиль обучения и отрасли экономики
  6. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочная дистанционная форма обучения)
  7. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (очная форма обучения)
  8. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.
  9. Абсолютная проницаемость. Методы получения. Способ задания.
  10. Аграрные отношения. Процесс читлучения
  11. АЗОТИСТАЯ КИСЛОТА, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ, СТРОЕНИЕ.
  12. АЗОТНЫЙ АНГИДРИД, СВОЙСТВА, СТРОЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ.

L1. Установка

Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность челове­ческой психики связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания. Так, у дошкольника объем внимания недостаточен для дифференциации даже двух мало отличающихся объектов. Восприятие в этом возрасте отличается синкретичностью — неточностью и неясностью. Объем внимания младшего школьника ограничен 2—3 объек­тами — поэтому на начальных этапах музыкального обучения ребенку трудно воспринимать и выполнять одновременно все указания педагога, связанные с фразировкой, артикуляцией, динамикой, агогикой, аппликатурой, педализацией и др. Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно. Например, Г. П. Прокофьев совершенно справедливо считает 1 От греческого слова «мнемоникой» — искусство запоминания. 2 Объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть восприняты в единицу времени.

310______________________________Бочкарев Л. Л. целесообразным разрешить ученику пользоваться педалью на начальном этапе обучения лишь после того, как слуховой ана­лиз станет чутким, а исполнительский процесс будет проте­кать без осложнений. Для того, чтобы восприятие было адек­ватным, необходимо выбрать действенную установку на выде­ление, отбор, переработку информации. Нужно не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Ус­тановки играют решающую роль как в восприятии, так и в запоминании материала. Например, благодаря сформирован­ной установке студенты учатся записывать двухголосные дик­танты в процессе трех прослушиваний [76]. В одном из наших экспериментов двум группам студентов-пианистов было предложено выучить за день небольшое про­изведение. Студенты первой группы работали над пьесой с установкой на окончательное заучивание. Студентам второй группы было сказано, что они смогут повторить пьесу перед концертом. Внезапно был проведен контрольный концерт. Ока­залось, что студенты первой группы, работавшие с установкой на окончательное заучивание, запомнили материал значитель­но лучше. Исследования свидетельствуют о том, что характер установ­ки определяет и сроки, и прочность, и качество заучивания. Работа с установкой «до концерта» дает соответствующий эффект: часто после выступления произведения забываются (особенно это характерно для учащихся музыкальных школ). Очень важно педагогу сформировать у учащегося установку на долговременное хранение материала, что способствует расши­рению исполнительского репертуара. Создание у ученика эст­радной установки на начальных этапах работы над произведе­нием обеспечивает готовность к публичному выступлению [57]. Однако часто материал усваивается учеником без установ­ки на запоминание (например, в процессе случайного, попут­ного научения). В этом случае сведения, умения, знания, на­выки выделяются и закрепляются благодаря установкам лич­ности на соответствующие ценности.

Мотивация

Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его направленностью на цели, ре­зультаты процесса учения.

Психологические основы музыкального обучения_________311 Потребность в информации, интерес к знаниям, творческая увлеченность любимым делом — вот могучие источники чело­веческой активности. Педагог должен уметь определять ха­рактер мотивации, направленности личности ученика. Напри­мер, на начальном этапе обучения мотивация исполнителя при подготовке к концерту может быть связана не только с пред­ставлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стрем­лениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттестату), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Е. И. Са-вонько с помощью оригинальных экспериментов удалось выя­вить детей с преобладающей ориентацией на самооценку и отдифференцировать их от детей с преобладающей ориентаци­ей на оценку другими людьми. Оказалось: от класса к классу увеличивается количество детей с преобладающей ориентацией на самооценку (в III классе их 55%, в VI — 69%, в IX — 76%; количество учащихся из «оценочной» группы соответственно уменьшается: 45%, 31%, 24%). По данным Е. И. Савонько, наибольшее значение самооценка приобретает в подростковом возрасте, становясь главным мотивом и регулятором поведе­ния [268]. В модифицированном виде методика Е. И. Савонько была использована нами для изучения уровня притязаний и компо­нентов музыкальности на начальном этапе музыкального обу­чения [59]. Многочисленные исследования российских психологов сви­детельствуют о том, что узколичная мотивация при всем раз­нообразии ее типов не обладает, за редким исключением, та­кой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устрем­лений, мотивов, связанных с самим процессом учения, а так­же в исправлении «отрицательной мотивации». 1 Детям предлагались задачи, подобранные по возрастающей труд­ности. Показателем самооценки была степень трудности выбираемых учащимся задач. В специальной серии учеников предупреждали, что оценки будут ставиться с учетом количества правильно решенных задач, независимо от трудности. Эта серия позволяла выявить пре­имущественную ориентацию ребенка (на оценку или самооценку).

312_____________________________Бочкарев Л. А. Отечественная литература располагает интересными рабо­тами, посвященными проблемам формирования мотивации, которые могут быть использованы педагогами-музыкантами [49, 250,351].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)