АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и

Читайте также:
  1. C) нерационально время
  2. E. Удлиненное время кровотечения
  3. I. Семья как социальный институт
  4. II. ДИАГНОСТИКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ.
  5. II. Место и время находки текста.
  6. III. Требования охраны труда во время работы
  7. III. Требования охраны труда во время работы
  8. III. Требования охраны труда во время работы
  9. S: Семья состоящая из мужа, жены и детей считается ___________ семьёй.
  10. T0 - время проведения робот ( часы)
  11. XVI. Во время проповеди
  12. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.

ВВЕДЕНИЕ

В земле Новгорода найдено 20000 деревянных находок.— Более 800 предметов создано народными художниками.-.— Бытовое искусство Х—Х1У вв.— Художественнля, утваръ.


Археология Новгорода открыла неизвестный и не-виданный доселе мир деревянных вещей древней Ру-си. Мир этот многообразен и крайне интересен. Он дал нам новый источник информации по истории русской культуры и искусства X—XV вв.

Достоянием науки стали древние машины и слож-ные орудия труда, корабли и сани, дома и служеб-ные постройки, предметы домашней утвари в мебель, точеная и резная посуда, игрушки детей и игры взрослых, языческие идолы и музыкальные инстру-

менты

Все эти предметы найдены на Неревском раскопе в мощном напластовании культурного слоя, вырос-шего в Новгороде за 1000 лет, начиная с середины X в. Культурный слой Новгорода структурно состоит из двух пластов. Верхний — могдностью 1,5—2 м — состоит из сыиучей сильно перекопанной земли, до-вольно сухой, с нормальной аэрацией и с вкраплени-ями камня, стекла, керамики, строителыюго гцебня и т. д. В этом пласте органические вещества, и в том числе дерево, не сохраняются. Он датируется време-нем от второй половины XV в. до современности. Ни-же идет второй структурный пласт земли мощностью 4—6 м, совершенно ненарушенный, очень плотный, вязкий, темного, иногда коричнево-зеленоватого цве-та, с большим количеством навоза, древесных щепок, угля, золы и коричневого перегноя. Этот пласт земли довольно влажен, и в нем очень хорошо сохраняется дерево. Он начинается от материка, т. е. хронологиче-ски определяется временем от середины X до второй половины XV в.

На Неревском раскопе за 12 полевых сезонов с 1951 по 1962 г. собрано более 20 000 деревянных предме­тов, хорошо определимых археологически 2.

Они найдены в культурном слое живого, беспре-рывно существовавглего города. А в таких условиях в земле оказываются лишь вещи потерянные, брошен-ные или оставшиеся на месте после разрушения дома или иного сооружения. Поэтому среди огромной мас-сы находок 97 % разрушены, т. е. до нас дошли облом-ки разной сохранности, включая и маленькие фраг-менты.

Кроме того, необходимо заметить, что бросают или легко теряют вещи обычные, рядовые, массовые. Когда мы говорим, что достоянием науки стали древ­ние машины, корабли, мебель, посуда, музыкальные инструменты и т. п., — это значит, что в руки архео-

1 Описание этих вещей см.: Б. А. Колчин, 1968. 2 Б. А. Колчин, 1964, стр. 3.


лога нопала деталь машины, часть мебели, обломок сосуда или музыкального инструмента.

Деревянные вещи в культурном слое Новгорода сохраняются благодаря высокой влажности земли. Следовательно, сами вещи имеют тоже очень высо-кую влажность, доходящую до 300—400%. Влажная древесина, вынутая из земли, при свободной сушке на воздухе значительно деформируется, искажается форма предмета, трескается поверхность и довольпо часто предмет просто разрушается. Поэтому древеси­на, вынутая из культурного слоя, должна быть ста-билизирована, т. е. каким-то физико-химическим путем переведена в естественно сухое состояние и закреплена.

Проблема стабилизации мокрой археологической древесины оказалась очень сложной. Предложено не-сколько методов стабилизации 3, но все они для мас-совой практики пока еще оказываются мало пригод-ными.

Лучпгие вещи из коллекции деревянных находок Новгородской экспедиции хранятся в аквариумах с водой. Всего в аквариумы положено более 6000 пред­метов. В это число входят и все находки резного дере-ва.

Желательно, чтобы консерваторы и реставраторы музеев и научно-исследовательских институтов Со-ветского Союза значительно усилили работы по изыс-канию методов стабилизации древесины. Хотя архео-логическая древесина довольно хорошо сохраняется и в аквариумах с водой — многие вещи находятся в воде уже более 15 лет, но это очень затрудняет широ-кое изучение этих находок, их реставрацию и тем более показ в музейных экспозициях. Нужны, и как можно быстрее, серьезные поиски в этой области с постановкой разносторонних физико-химических ис-следований.

В коллекцию новгородского археологического де-рева входит более 800 предметов, украшенных резь-бой или иным видом орнамента, которые в той или иной степени отражают бытовое искусство древнего Новгорода4.

В основной массе это обломки многочисленной по-вседневной посуды, отдельные частично сломанные де-тали домашней мебели и утвари, разные предметы архитектурного убранства дома и горницы, детские

3 А. М. Hosen^vist, 1959; М. Н. Кислов и 0. Н. Чистякова. 1962; В. Е. Вихров, 1959; И. Л. Ногид и А. И. Поздняк, 1965; 5. Aиcиst, 1967.

4 В это количество не входят технические игрушки, Их найдено более 600.


\

 


игрушки, предметы языческого культа, детали саней и кораблей и другие подобные предметы. Перед нами предстают обыкновенные, рядовые предметы городского быта. Это очень важно, так как наша задача заключается в том, чтобы показать массовое бытовое искусство жителей Новгорода.

Форма, вид, конструкция и назначение деревянного изделия, а также качество материала и кон­струкция инструмента еще в X в. определили несколько формальных направлений декоративной трактовки замыслов художников. Эти формальные приемы вырабатывались в практике народа в течение многих предшествовавших столетий.

В древнем Новгороде мы встречаем уже в завершенных формах развития бытовую и архитектурную орнаментику на плоскости, объемную бытовую скульптуру, роспись красками и резьбу по бересте.

Задачей настоящего тома Свода археологических источников является систематизация и максимально полная публикация резного дерева Новгорода X— XV вв. Проследить историю развития искусства художественной резьбы по дереву в Новгороде за этот период и проследить связи новгородского прикладного искусства с искусством народов Запада и Востока в задачу автора не входило.

Датировка всех находок нами устанавливается стратиграфически по залеганию предмета в пласте и в ярусе. Четкая стратиграфия культурного слоя на раскопе, отсутствие поздних перекопов позволяют с довольно высокой точностью относить ту или иную находку к определенному строительному ярусу, соответствующему ярусу деревянной мостовой Великой, Холопьей и Кузьмодемьянской улиц Неревского рас­копа. Ярусом мы называем часть культурного слоя, образовавшегося за время существования одного горизонта деревянной мостовой. Датируя находку каким-либо ярусом, мы определяем время, когда данная вещь попала в культурный слой города, т. е. определяем верхнюю границу времени бытования данного предмета.

Даты постройки деревянных настилов Великой, Хо­лопьей и Кузьмодемьянской улиц, установленные методом дендрохронологии, таковы5:

28-го   яруса — 953 г.  
27-го   '" — 972 г.  
26-го   " — 989 г.  
25-го   " — 1006 г.  
24-го   " — 1025 г  
23-го   " — 1055 г.  
22-го   " — 1076 г.  
21-го   „ — 1096 г.  
20-го   " — 1116 г.  
19-го   " - 1134 г.  
18-го   „ - 1161 г.  
17-го   " — 1177 г.  
16-го   " — 1197 г.  
15-го   " — 1224 г.  
14-го   " — 1238 г.  

5 В. А. Колчин, 1963, стр. 5.


 

13-го   " — 1268 г.  
12-го   " — 1281 г.  
11-го   " — 1299 г-  
10-го   " — 1313 г.  
9-го   " — 1340 г.  
8-го   " — 1369 г.  
7-го   " - 1382 г.  
6-го   " — 1396 г.  
5-го   " — 1409 г.  
4-го   " — 1422 г.  
3-го   " — 1429 г.  
2-го   " — 1446 г.  
1-го   " — 1462 г.  

В Новгородской экспедиции принят трехчленный паспорт6. Первые одна или две цифры обозначают ярус, следующие одна или две цифры обозначают: пласт и затем идет номер квадрата, в котором найден предмет7. Вот, например, ручка ковша с головой дракона 28-36-155. Это значит, что фигурка дракона относится к 28-му ярусу, т. е. она попала в культурный слой в период между 953 и 972 годами и найдена в 36-м пласте в квадрате И\|» 155.

Материал внутри тома свода мы рассматриваем по формальным признакам декоративной обработки вещи. Выделяются разделы:

а. Бытовая резьба, где нами рассматривается плоскостная орнаментика посуды, утвари, орудий труда и т. п. (Я» 1—108).

б. Раздел архитектурной резьбы, где рассматри­вается тот же вид орнаментики, но только на предметах архитектурного убранства дома и его интерьера (Л» 109-188).

в. В особый раздел мы выделяем предметы малой бытовой скульптуры (К° 189—251).

г. Отдельно рассматриваются детские игрушки, а также предметы игр взрослых (М 252—289).

д. Еще раздел посвящается росписи на дереве и бересте (.14° 290—313).

Для удобства пользования рисунками и фотографиями Свода каждая художественная вещь описывается под определенным порядковым номером8.

Главной составной частью нашего Свода являются
таблицы рисунков и фотографий конкретных вещей
и орнаментальных мотивов с подробным описанием
орнамента и предмета. Кроме того, даются полные
выходные данные и паспорт предмета. На 48 таблицах тома Свода мы публикуем более 300 лучших художественных находок из дерева или их орнаментальных деталей. Настоящий выпуск Свода является вторым томом серии публикаций «Новгородских древностей».

6 Б. А. Колчин, 1959, стр. 6.

7 Поквадратный план Неревского раскопа опубликован в первом томе «Новгородских древностей» (В. А. Колчин, 1968).

8 В подписях под таблицами порядковый номер дан в скобках.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

Виды древесины, шедшей в пластическую обработку.— Техника резъбы.—Контурная резъба.—Выемчато-трехгранная резьба.— Плоскорелъефная резъба.— Прорезъ.— Роспись красками.— Инструменты


В декоративном искусстве, самом массовом из всех искусств, художественной обработке дерева принадлежит первое место. В каждом доме новгородцев имелись произведения бытового искусства. Чаши и ложки, лавки и столы, гребни и шкатулки, конские хомуты и корабельные уключины, прялки и юрки, детские игрушки и шахматы были украшены тем или иным узором или имели форму, соответствующую с наибольшей выразительностью практическому назначению и художественному замыслу вещи.

На Неревском раскопе нами вскрыто в слоях X—XV вв. около 500 жилых домов. И почти в каждом доме или около каждого дома мы находим произве­дения бытового искусства в металле, глине, стекле и главным образом в дереве.

Тесно связанное с повседневной жизнью народа бытовое искусство являлось почти единственным видом художественного творчества, доступным широкому кругу людей. Умение обработать кусок дерева, свободно владея таким инструментом, как нож, было доступно и взрослому и подростку. Резчик по дереву был одновременно художником и исполнителем. Довольно часто он был и потребителем этого произведе­ния.

Технический и художественный строй бытового искусства в древней Руси был создан еще до принятия Русью христианства. К концу X в. прикладное искусство Руси, и в частности искусство резьбы по дереву, пришло с большим запасом художественных образов, со своим стилем орнаментики, со своими техническими и конструктивными приемами '.

В X и XI вв. декоративное искусство было тесно связано с языческим мировоззрением и с народными обрядами, которые художественно олицетворяли силы природы. В бытовом искусстве еще очень сильна была языческая символика. Излюбленными являлись звериный и растительный орнаменты, фигуры которых вписывались в узоры лент плавной бесконечной плетенки.

В конце XI—начале XII в. бытовое искусство в Новгороде начинает освобождаться от магического содержания и старую символику перекрывают уже эстетические принципы и понятия красивого. Но в геометрический узор XII—XIII вв., более строгий и скупой, включаются еще многие формы языческих символов. Например, одна из формальных групп в виде радиального расчлененного круга, системы кругов и их секторов, сегментов, радиусов и крестов, обозначающих древний языческий символ солнца, живот-

Б. А. Рыбсмов, 1951, стр. 406.


ворящего светила, дошла в народном искусстве до наших дней2.

Дерево, наиболее массовый и универсальный материал из всех материалов, известных человечеству. В древнем Новгороде оно было основным и господствующим материалом в жизни новгородцев. Древесина наиболее податлива для всех видов технической обработки при изготовлении и оформлении изделия. Особенно дерево удобно для пластической обработки его фактуры. Поэтому декоративное искусство новго­родцев, имея дерево своей постоянной материальной основой, могло успешно развиваться, процветать и быть массовым художественным ремеслом.

Как мы увидим ниже, новгородцы обогащали искусством очень многие вещи, входившие в их бытовой и трудовой крут,— от резной и яркой игрушки до затейливо обработанного посоха и строгого намогильного креста.

Состав древесины, шедшей в пластическую обработку, по видам был довольно широк. В первую очередь он отвечал конструктивным требованиям того или иного изделия. Среди предметов, покрытых каким-либо видом резьбы, мы встречаем изделия из сосны, ели, лиственницы, дуба, березы, самшита, можжевельника, яблони, ясеня, клена и липы.

Все эти виды древесины, как я уже сказал, в пер­вую очередь удовлетворяли требованиям технических условий изделия. Но был среди них один вид материала, отвечавший первую очередь требованиям художника. Это древесина липы.

Диагностический анализ древесины новгородской коллекции, проведенный профессором В. Е. Вихро-вым3, показал, что из 27 художественных предметов, покрытых резьбой (были отобраны именно художественные вещи), были сделаны из сосны 4, из ели 4, из березы 3, из лиственницы 1. из яблони 1 и из липы 14. Из липы были сделаны орнаментальные доски от мебели, художественные шкатулки, крышки коробов, пряничные доски, накладные розетки и т. п.

Для резных работ липа считается наилучшим мате­риалом и позволяет выполнять самую сложную и тонкую орнаментику. Древесина липы имеет белый цвет с легким желтоватым оттенком. Она легкая, равномерно усыхающая и очень мягкая. Физико-механические свойства липы довольно низки, но ее древесина имеет однородное строение, поэтому она легко режется, хорошо колется, гладко строгается и мало растрескивается. Будучи хорошо высушенной, она мало чувстви-

2 В. П. Воронов, 1924; Л. А. Динцес, 1951; 5. Я. Даркевич, 1960, стр. 56; Я. Я. Соболев, 1934.

3 В. Е. Вихров, 1958; В. Е. Вихров и Б. А. Колчин, 1962.


Рис. 1. Инструменты для резьбы по дереву

1 — фигурное тесло 12-8-690, 2 — нож Ил-28-87 (XI в.),3 — лезвие от колодочного наструга Ил-19-123 (XII в.), 4 — долото 21-18-609, 5 — фигурная стамеска 17-22-1180,6 — сверло 13-20-2096, 7а~7б — лучковые циркульные резцы 17-18-1101, 23-28-2063, 8 — скобель одноручный 21-25-1295, 9 — резец 18-20-1047, 10 — лезвие фигурного резца-клюкарзы 19-21-855


тельна к изменениям влажности воздуха, и поэтому изделия из липы не деформируются.

Технической основой всех видов новгородской резьбы по дереву является система выемок, так или иначе выраженных и органически связанных с мотивом и смысловым значением орнамента. Новгородское искусство резьбы технически выражалось главным образом резьбой в глубь материала. Рельефная резьба почти отсутствует.

В декоративной обработке дерева как плоскости новгородцы применяли несколько видов резьбы — контурную, выемчато-трехгранную, плоскорельефную, прорезную.

Контурная резьба является одним из самых распространенных видов бытовой резьбы. Резец четко и смело очерчивает на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая на дереве в два приема узкую двугранную канавку — порезку. Изображение получает тонкое линейное очертание. Контурная резьба очень похожа на гравировку.

Графика контурной резьбы характерна четкостью и твердостью прямых, ломаных и кривых линий, заостренностью их пересечения и наличием при этом мелкой узорной детализации. Контурные линии в сочетании с узорными деталями являются постоянным элементом для исполнения различных каемок, поясков и других форм, расчленяющих отдельные части общей композиции. Этим приемом выполняются многие геометрические узоры, и прежде всего плетеный орнамент и атрибуты в разнообразных изображениях, и, наконец, на плоскость доски наносятся основные разнообразные пластические изображения. Острые, четкие и выразительные линейные порезки создавали контур рисунка любого образа. Контурная резьба являлась как бы графикой в приложении к деревянным поверхностям предметов. Контурной резьбой предметы украшались уже в X в.

Распространенным видом была выемчато-трехгранная резьба. Основную орнаментальную роль здесь играет треугольник. Из доски вырезаются малые трехгранные пирамидки. Эти треугольные в плане вырезы располагаются в определенном ритмическом порядке и сочетании. Основными орнаментальными элементами в выемчато-трехгранной резьбе являются расчлененные круг и квадрат. Часто в этой технике выполняются полоски и окаймляющие пояски. По-лоски заполняются рядами треугольников или ром-биков, и их иногда окаймляют контурными линиями. Внутренние расчленения кругов имеют несколько вариантов, но в основном рисунок имеет лучистый ха-рактер и всегда связан с центром круга. Этот орна-ментальный мотив несет в себе древнейшее символи-ческое изображение солнца. Выемчато-трехгранная резьба в Новгороде бытует уже с X в.

Широкое применение в новгородской орнаментике имела плоскорельефная резьба. На поверхности дере­ва рисунок узора обрезается по контуру боковыми гранями, перпендикулярными к плоскости. Дерево на участках между узорами выбирается, в силу чего фон орнамента попижается с разной степенью глубины. Часто границы рельефного рисунка немного сглажи-ваются. На поверхности плоского рельефа наносят различной техникой (например, контурной резьбой) дополнительные узоры. Например, у плетенки, выпол-


ненной плоскорельефной резьбой, каждая полоса (ряд) плетения членится продольными порезками на отдельные ремни. Плоскорельефная резьба в Новго­роде широко применяется уже в середине X в.

Применяли новгородские резчики по дереву и про-резь. В основном прорезная техника применялась в архитектурной резьбе. Техническим признаком про-резной техники резьбы являются орнаментальные отверстия разных форм и, самое главное, разнообраз­ных сочетаний. Орнаментальные отверстия в сквоз-ной резьбе явились как бы дальнейшим развитием выборки фона в плоскорельефной резьбе. Часто, про-резь ограничивается нанесением на гладь доски круг-лых, овальных, ромбовидных или более сложной фор-мы отверстий, которые сами создают ритм орнамента. Но в Новгороде получила развитие и прорезь, где от­верстия лишь выявляли рисунок узора в виде симмет-рично построенных растений со стилизованными вет-ками и листьями, со спиральными завитками и лепестками. Прорези в такой резьбе делались долотом, стамеской, резцом и ножом. Наиболее древняя про­резь в Новгороде встречена в слоях XI в.

Нож, прямые и полукруглые стамески, долото, ре-зец и игла являлись главными инструментами новго-родского искусства резьбы по дереву. Применялись и другие режущие инструменты, такие, как топор, пила, сверло, циркульный резец и т. п. (рис. 1).

Все эти инструменты в древнем Новгороде дела­лись из высокоуглеродистой стали и обрабатывались термически. Получались закаленные, очень твердые, а следовательно, очень острые режущие лезвия4.

Высокое качество режущего инструмента, т. е. его остроту и рациональность формы, мы покажем на примере ножа и фигурного резца.

Специальные ножи для резьбы по дереву имели особую форму режущего лезвия. Острый режущий конец лезвия был оттянут вниз с таким расчетом, чтобы острие находилось значительно ниже оси руко-ятки ножа. Таким ножом удобпее резать орнамепт и обрабатывать объем. Кроме того, сама технология конструкции ножа позволяла иметь всегда очень ост-рое лезвие. Лезвие ножа тем острее, чем болыпе угле-рода в стали, из которой оно сделано. Но из высоко­углеродистой стали, которая в закаленном состоянии очень хрупка, цельный нож сделать нельзя. Русские кузнецы создали несколько технологических схем, сочетающих в изделии высокоуглеродистую сталь (на лезвии) с мягким железом (в клинке и обухе). Таких схем было несколъко: слоистые пакеты, торцо-вая наварка, косая наварка и т. п. Остроту новго-родского ножа X—XI вв. можно сравнить лишь с ост-ротой современной хорошей «опасной» бритвы5.

В ииструментарии новгородских мастеров были и стальные резцы с фигурным желобчатым лезвием в форме перевернутой буквы П, так называемые клю-карзы. Такие резцы необходимы при обработке пло-скорельефных орпаментов и в объемной резьбе для подбора фона и обработки сложных криволинейных поверхностей. Здесь мы наблюдаем тот же конструк-тивный принцип сочетания мягкого железа — основы лезвия с высокоуглеродистой наваркой на острие.

4 В. А. Колчин, 1959, стр. 23. 5 Там же, стр. 54.


ГЛАВА ВТОРАЯ

Бытовая резъба.— Чаши X в.— Крышки коробов.— Ложки. Пряничные доски.— Прялки и юрки.— Копылы и грядки. Хомуты.— Гребни. — Церы.— Пеналы и вешалки.— Булавы


Бытовая резьба по дереву в древнем Новгороде была широко представлена на таких предметах, как столо-вая посуда, кухонный инвентарь, пряничные доски, гребни, шкатулки, пеналы, церы. Украшались и ору-дия труда — чесала, ткацкие юрки и ряд других пред-метов. Описание орнаментальных мотивов мы будем вести по группам предметов.

Посуда. Основная массовая посуда для хранения и подачи на стол пищи изготовлялась из дерева. В подавляющем количестве посуда была точеная, т. е. делалась на токарном станке. Резной посуды делали сравнительно мало. Резали вручную в основном только ложки, ковши, уполовники и несколько видов фигурных сосудов.

В Новгороде бытовало более 20 видов точеной по­суды. Уже сама форма многих сосудов являлась художественным произведением с высокой декоративностью. Типологию форм деревянной посуды мы изучили в Своде «Новгородские древности. Деревянные изделия» *. Новгородские точеные сосуды в подавляющей массе ничем не покрывались. В натуральном цвете текстура клена и ясеня, из которых делали сосуды, выглядела очень эффектно и нарядно. Каких-либо дополнительных украшений на массовой посуде не делали, хотя техникой росписи красками и техникой художественного выжигания новгородцы владели в совершенстве. Несколько сосудов, покрытых краской или расписанных жанровыми сюжетами. в Новгороде найдено.

Художественной резьбой новгородцы покрывали лишь ложки, уполовники, ручные и резные чаши и некоторые сосуды других видов.

В X и XI вв. в Новгороде были распространены низкие одноручные чаши для напитков. Они всегда вырезались из корневищ или березового капа. Всего найдено 22 чаши. Все чаши имели по одной плоской ручке длиной 3—6 см. У некоторых чаш верхняя лицевая сторона ручек украшена резьбой. Наиболее интересна орнаментация на девяти чашах.

1. Чаша из клада ковшей от братчины середины X в. (28-31-317). Плоская ручка треугольной формы имеет длину 6 см и ширину 12 см. Она оформлена в виде трех рядов волют, схваченных в середине коль-цом (табл. 1,1). Техника резьбы плоскорельефная с небольшим неглубоким фоном. Контурные порезки довольно глубокие, завиток сделан порезкой.

2. Чаша из этого же клада. Ручка размером 5,5 X Х3,5 см покрыта орнаментом лшпь в средней части. Орнамент состоит из дугообразных линий, выполнен-

1 Б. А. Колчин, 1968.


ных контурными порезками. Внутри полосы с неболь­шим перехватом вырезано несколько переплетаю-щихся линий.

3. Чаша из слоев середины X в. (28-35-1402). Диаметр чаши 14,5 см. Ручка треугольной формы с перехватом у основания имеет длину 6 см и ширину 4 см. Вся верхняя сторона ручки покрыта геометри-ческим узором, выполненным неглубокими контур­ными порезками. Поверхность ручки разделена на четыре пояса, внутри которых вырезаны стрельчатые арочки. Края ручки обрамлены тремя контурными линиями.

4. Чаша из слоев конца X в. (26-30-2064). Сохра-нилась ручка с неболыпой частью стенок. Ручка треугольная с перехватом, размером 5X6 см. Кон­турными линиями нанесен сложный узор из перепле-тдющихся 8-видных петель. Две основные полосы узора в середине перехвачены кольцом (табл. 1, 8).

5. От чаши конца X в. (26-26-957) сохранилась только ручка. Высота ее 6 см, ширина 8 см. Контуром ианесен растительный узор, состоящий из трех сое-диненных в пучок трилистников (табл. 1).

6. Чаша начала XI в. (25-27-1837) более крупного размера, чем все остальные. Диаметр чаши 20 см, цлина ручки 8,5 см, ширина 9 см. Ручка имеет до­вольно сложное очертание — в сечении это квадрат, поотавленный на угол, верхний и нижний углы его охвачены двумя скобами, связанными в середине двумя петлями. Контурный узор сделан глубокой, уверенно нанесенной линией (табл. 1,2).

7. Очень интересную резьбу имеет чаша середины X в. (28-31-901). Она найдена на самом материке в неглубокой яме. Чаша сохранилась полностью, но была разломана на несколько кусков. Диаметр чаши 17 см, высота 4,3 см. Ручка плоская треугольной фор­мы размером по высоте 4,5 см и шириной у основа­ния 10 см. Вся лицевая сторона ручки покрыта орна­ментом в виде треугольных фигур, вытянутые концы которых уходят под такие же фигуры, расположен-ные рядом (табл. 2, 2). Таким образом, каждая фигу-ра своими сторонами прикрывает три вытянутых угла соседних фигур, а ее три угла уходят под другие фигуры. Техника резьбы плоскорельефная. Кромв того, каждая фигура по контуру очерчена неглубокой линией. На ручку нанесено всего 19 фигур. На обо-ротной стороне чаши и ручки панесены, вероятно как памятные знаки владельца, три фигурът двулубцев — знаков Рюриковичей. Очень оригинален рпсунок ор-намента. Если для многих декоративпых мотивов новгородской резьбы мы можем найти аналогии в славянском или византийском прикладном искусст-


 

 


ве, то в данном случае аналогию мы находим лишь в орнаменте средневековой Ирландии3. Еще две на-ходки с подобной орнаментацией известны в Поль-ше4.

8. Обломок резной чапти середины X в. (28-32-128). Сохранился только резной венчик с ветчатым орна-ментом. В небольшом рельефе вырезан узор из полу-овальных лепестков, окаймленных неглубокой лини-ей. Ширина лепестка 1,2 см.

9. От этого же времени сохранилась резная ручка от неболыпого черпачка (28-26-537). Длина ручки 11 см. Она вырезана в виде двух закрученных жгу-том полос. Полосы внутри заполнены насечками.

10. В слое середины XII в. (19-29-1381) найден неболыпой целый резной сосудик типа малой чаши диаметром 8 см. Сосуд с тремя ручками. Каждая руч­ка в месте крепления к стенке сосуда имеет форму руки с пятъю пальцами. Рука как бы придерживает чашу. Сделана оиа в высоком рельефе.

11. Плоская ручка от чаши начала XIII в. (15-19-1494) покрыта узором плетенки. Переплета-ются три овала: два удлиненных и один, приближа-ющийся к квадрату. Плетенка двухременная.

12. Следует отметить еще одну резную чашу кон-ца XIII в. (12-19-1921). Чаша диаметром 12,5 см тонкостенная, по внешней стороне венчика имеет круговую орнаментальную полосу пшриной 2,2 см, сложный растительный узор изображен переплете-нием 8-видных фигур, концы которых образуют пет-ли (табл. 1, 12).

Бондарная посуда, применявшаяся чаще всего на


15. На одной из крьтшек кадки серецииы XIII в. (13-20-1441) был нанесен бесконечной полосой пле-теный узор, образующий четыре петли. Орнамент на­несен контурной линией.

16. Некоторые большие короба, в которых хранились одежда и белье, иногда закрывали тонкими деревянными крышками. Такая крышка найдена в слоях XIV в. (9-14-1312). Крышка имела диаметр 42 см и толщину 1,2 см. Гладкая, чисто обработанная по-верхность доски была украшена резным орнаментом. По кругу диаметром 26 см были вырезаны в рельефе 6 5-видных переплетающихся завитков. Глубина фона около 0,4 см. Вне этого кольца имелись еще следы четырех тонких колец, сделанных неглубоким контуром, и, судя по фактуре дерева, они были покрыты в свое время какой-то краской (табл. 2, 4).

Ложки. На раскопе найдено более 650 ложек. Из них около 18%, т. е. более 120 штук, украшены резьбой. Следует заметить, что в Новгороде ложки во все века делались из клена, а древесина клена имеет очень красивую текстуру, и ложки, употреблявпшеся без какого-либо покрытия, были уже достаточно красочны. Резной орнамент шейки или головки черенков делал ложку более нарядной и превращал ее в предмет прикладного искусства.

Существовало несколько традиционных приемов орнаментации ложки. Наиболее массовым, бытовав-шим в XI, XII и XIII вв., был прием украшать гдейку ложки резным пояском с узором гглетенки. Так ук-рашено более половины всех орнаментированных ло­жек (62 ложки, т. е. 52%). Вот размещение их по


Ярус                                              
Количество                                     —   —        
Яо векам                                                                            
%   1,5                                                                           1,5  

кухне, в хозяйстве двора и амбара, украшалась резь-бой в значительно меныпей степени, чем другие предметы. Но несколько находок от бондарных сосу-дов декорированы резным орнаментом.

13. Крышка с замком от кадки X в. (27-26-523) вся покрыта резным узором. Диаметр крышки 28 см. Вдоль края крышки кольцом вырезан пояс шириной 4 см. Внутренняя часть кольца орнаментирована тре-угольными фигурами, близкими к рисунку резьбы на ручке чаши 28-31-901. В отличие от узора на чаше, этот орнамент нанесен только контурными линиями (табл. 2, 3).

14. Клепка от болыпой кадки XIV в. (8-13-1129) диаметром не менее 60 см была украшена с наруж-ной стороны резным рисунком. Вдоль одного края клепки шла зигзагообразная линия, образованная вы-боркой треугольничков техникой трехгранной резь­бы. По дпугой кромке шла линия с поперечными по-лосами. В средней части клепки шел узор из 8-вид-ных завитков (табл. 1, 13). Композиция орнаментапо высоте разрезалась поперечной полосой, ниже кото-рой, вероятно, шел подобпый же узор.

2 7. Strzygoи>ski, 1029; /. НатШоп, 1933. 3 Н. О^ет НепсЪеп, 1933.

4 РР. Но1иЪош1сг, 1956, стр. 317; П. Вагпусг-Сир1еп1ес, 1959, стр. 97.


ярусам. Другой прием — это орнаментация головки ручки ложки. Так украшали ложки только в XIII в. Всего таких ложек найдено 15 штук (12%). Осо-бый прием орнаментации имели дорожные ложки X—XI вв. У них покрывалась резьбой короткая уплощенная ручка. Всего таких ложек найдено 10штук, т. е. 9%. Остальные 27% орнаментированных ложек имели индивидуальные мотивы орнамента. У этих ложек украшались не только ручки, но и сами лопасти. Резным орнаментом ложки украшали уже в X в., продолжали их украшать в XI и XII вв., и особенно много орнамеитированных ложек встречено в слоях XIII в. В начале XIV в. орнаментированные ложки среди наших находок абсолютно исчезают. Здесь сказались не столько вкусы покупателей, сколько законы товарного ремесленного производ-ства.

Из массовых серий орнаментированных ложек мы опишем только наиболее характерные и художест-венно выразительные.

17. Ложка целая первой половины XI в. (24-29-141). Легкая, изящно сделанная, она имела ручку длиной 16,5 см. Шейка, т. е. мосто перехода ручки в лопасть, украптогга рельефттым пояском, ко-торый, немного выступая, окаймляет черенок. На нем техникой плоскорельефной резьбы вырезана

 


 

 

 

трехрядная плетенка. Полоса плетенки двухремен-ная (табл. 3, 5). Саму плетенку окаймляют бортики, тоже двухременные. Ширина пояска 2,4 см, а непо-средственно плетенки—1,6 см.

18. Сохранились черенок ложки и часть лопасти (22-24-878). Крутая восьмирядная плетенка образо-вала поясок шириной 4,3 см; диаметр пояска 1,1 см. Окаймляющих бортиков нет, поясок сделан только из полос плетенки.

19. Целая ложка начала XII в. (20-27-2065). Ор-наментированный поясок шириной 4 см разбит на два ряда, внутри каждого вырезана трехрядная двух-ременная плетенка. Бортики сделаны из двух тон-ких валиков (табл. 3,31).

20. Почти целая ложка первой половины XII в. (19-24-108) имела поясок шириной 2,6 см. Внутри линейных бортиков вырезана пятирядная плетенка. Поясок выполнен в рельефе (табл. 3,14).

21. Целая ложка середины XII в. (18-27-1370) имела поясок шириной 2,5 см. Поясок окаймлялся четырьмя линиями контурных порезок сверху и сни-зу. Плетенка четырехрядная двухременная (табл. 3,34). Орнамент сделан контуром прямо на черенке.

22. Черенок ложки середины XII в. (18-21-8). Ши­рина пояска 2,4 см, окаймление полосками, плетенка четырехрядная одноременная.

23. Массивная ложка второй половины XII в. (17-20-1541). Ширина пояска 3,5 см, его диаметр 2 см. Поясок, окаймленный двумя бортиками из ва­ликов, украшен трехрядной плетенкой (табл. 3,1), ширина полосы плетенки 0,8 см. Орнамент выполнен в рельефе.

24. Ложка конца XII в. (16-15-527). Сохранилась почти полностью. Плетенка глириной 1,8 см сверху окаймлена четырьмя линиями из порезок, а снизу полосой, заполненной зигзагообразной линией. Пле­тенка четырехрядная одноременная. Узор выполнен контуром.

25. Целая ложка второй половины XIII в. (12-19-118). Поясок из плетенки окаймляется полосками, заполненнымп зигзагообразной линией. Следует за-метить, что все ложки XIII в. имеют только такие полосы, окаймляющие плетенку.

26. Ложка частично разрушена (12-19-212). Поя­сок ширшгой 4 см окаймляется зигзагообразными линиями. Плетенка из широких полос, четырехряд­ная.

27. Черенок ложки первой половины XIII в. (14-20-2101). У шейки ручка украшена пояском шири­ной 3,3 см. Окаймляющая полоска с зигзагообразпы-ми линиями. Плетепка четырехрядная двухременная выполнена техникой плоскорельефной резьбы. Ос-тальная часть черенка до самой головки украшена орнаментальными полосами: две полосы двухрядной плетенки и две полосы в виде зигзагообразных ли-ний. Конец ручки ложки окаймлен орнаментальной полосой (табл. 3,35).

Дорожные ложки XI в. с плоской узорной ручкой на раскопе размещались так:

26-26-1099 23-30-746 22-31-1428

25-26-1062 21-23-554 21-29-97

23-25-1549 22-31-1399 20-20-2006


28. Ложка самого конца X в. (26-26-1099). Сохра­нилась целиком. Верхняя плоская сторона покрыта узором из трехрядной плетенки. Орнамент выполнен контурными линиямп. Плетенка внутри полосы име-ет овальные насечки (табл. 3,21).

29. Ложка с частично разрушенной лопастью (23-30-746) имеет широкую плоскую ручку. Ширина ручки 3,5 см, длина 7 см. Вся верхняя сторона укра­шена плетенкой с заполнением в виде решетчатых ромбов (табл. 3, 19).

30. Черенок ложки конца XI в. (22-31-1399) укра­шен тремя продольными орнаментальными линиями. Линии заполняются узором в виде последовательных треугольничков с неглубоким фоном.

16-18-1058 14-16-1568 14-16-1606 13-20-1342 12-13-1927
8-12-1042 10-12-1899 12-17-1007 12-10-610 11-13-913

С болыпим профессиональным мастерством орна-ментированы резные коковки у ложек XIII в. Ложек с резными коковками найдено 15 штук. По ярусам они распределялись так:

13-18-1302

13-16-1609

13-16-1607

12-21-871

13-22-992

31. Целая ложка хорошей сохранности с орнамен­тальной головкой найдена в 13-м ярусе (13-16-1607). Коковка ложки сделана трехъярусной. Сначала шел поясок с 8-видными завитками, затем из него выхо-дило шесть вертикально стоящих лепестков, на кото-рых лежал шарик с пуговкой (табл. 3,25). Общая высота коковки была 4,5 см, диаметр шарика рав-нялся 1,3 см.

32. Другая целая ложка (12-13-1927) имела не-сколько иную коковку. Вместо пояска с завитками шел валик, из которого вырастало 4 лепестка. На верху лепестков находился шар с пуговкой. Высота коковки 3,2 см.

33. У обломка черенка ложки 16-го яруса (16-18-1058) коковка имела свой вариант — поясок запол-нен был узором плетенки, затем шли шесть лепест­ков, на которых располагался шар. Высота коковки была 5,5 см (табл. 3,24).

Несколько ложек имели иную форму коковки.

34. Черенок ложки 13-го яруса (13-16-1609) имел коковку следующей формы: сначала шел узорный поясок, а из него выходила проросшая почка.

35. Другой черенок 10-го яруса (10-12-1899) имел еще более сложную коковку: после неболыпого вали-ка шли три букета лепестков, выходящих один из другого. Высота коковки 6 см (табл. 3,22).

Найдено несколько ложек с оригинальпой индиви-дуальной орнаментикой ручек.

36. Ложка конца X в. (26-21-1700) в середине гладкой рукоятки имела рельефный узор в виде сед-ла (табл. 3,13). Длина орнаментальной части 2,8 см. 37. Черенок ложки 20-го яруса (20-21-876) имел рельефный поясок с двухрядной плетенкой и ма-ленькой пуговкой. Высота коковки равна 3,4 см (табл. 3,11).

38. Черенок ложки середины X в. (28-32-149) кро-ме простой коковки-пуговки имел еще семь резных поясков, украшенных треугольными нарезками (табл. 3,15).

 

39. Ложка конца XI в. (21-26-165) кроме пояска у шейки черенка имела подобный поясок на конце че-ренка, завершавшегося мордой фантастического зве-ря (табл. 3,26).

40. Необходимо отметить ложку 12-го яруса (12-13-1044) с очепь оригинальным широким пояском размером 5,5 см (табл. 3,27).

Несколько ложек было с орнаментированными ло-пастями. Они были покрыты геометрическим или растительным узором. Орнамент выполнен техникой контурной резьбы с очень тонкими порезками. Вот паспорта этих ложек: 28-31-317, 22-27-102, 13-12-1945, 9-15-1128, 13-11-703, 8-11-406.

41. Ложка середины X в. (28-31-317) найдена вместе с чашами языческой братчины. Сохранился небольшой фрагмент лопасти размером 7X4 см. Внешняя сторона лопасти покрыта тремя рядами ле-пестков, отходящих от шейки черенка. У второго и третьего поясков каждый лепесток покрыт елочкой. ' Узор выполнен техникой тонкой порезки.

42. Ложка XI в. (22-27-102). Сохранилась лопасть с частью черенка. На внутренней поверхности лопа­сти по контуру ложки проведены два овала и внутри них изображен четырехконечный мальтийский крест в виде четырех треугольников (табл. 3, 36).

43. Болыная ложка XIII в. (13-12-1945). Сохрани-лись лопасть, немного обломанная, и часть черенка. Украшены обе стороны лопасти. На внутренней сто-роне лопасти по контуру проведена полоска из двух линий, заполненная заштрихованными треугольнич-ками. Во внутреннем пространстве нарисованы пря-мая полоска и два сегмента, покрытые густой пере-крестной штриховкой. У черенка на шейке имелся орнаментальный поясок. Оборотная сторона ложки орнаментирована полосками, проходящими по кон­туру и через середину. Полосы заполнены, как и на лицевой стороне, заштрихованными треугольнич-ками.

44. Ложка середины XIV в. (9-15-1128). У лопасти этой ложки с внутренней стороны нарисован симметричный узор, состоящий из омегообразной фигуры со спиральными завитками на концах. Неширокие полоски узора заполнены маленькими треугольниками.

Описанные нами четыре ложки могли быть покры­ты красочной росписью. Краска на этих находках не сохранилась, но техника исполнения узора аналогична технике нанесения рисунка у расписных ложек (см. ниже). Если у расписных ложек не сохранилась бы краска, они выглядели бы так же, как и эти. Поэтому мы считаем возможным сделать предположение об их росписи краской.

45. Ложка XIII в. (13-11-703) была украшена на оборотной стороне лопасти неболыпим резным узо­ром в виде переплетающейся ветки. Узор сделан глу-боким контуром.

46. У болыной ложки XIV в. (8-11-406) на внеш-ней стороне лопасти были проведены три продольные довольно глубокие полукруглые полоски, являвшиеся как бы продолжением черенка. Эти малйзнькие кан-нелюрки очень оживили ложку.

Пряничные доски. Все пряничные доски, найден-ные на раскопе, имеют один и тот же орнаменталь­ный мотив — крест. Найдено пять досок целых и од-


на обломанная. Вот их паспорта: 18-23-68, 13-15-438, 13-15-1807, 11-12-1829, 10-10-475, 3-9-226.

47. Целая пряничная доска найдена в слоях второй половины XII в. (18-23-68). Опа имела круглую фор-му диаметром 13 см, толщина доски 2 см. На доске вырезан процветший четырехконечный крест (табл. 4,1). На перекладине сидят две симметрично распо-ложенные птицы, похожие на голубей. Крест и пти-цы вырезаны на глубины 0,5 см. Ширина линии кре-ста 0,7 см. На оборотной стороне доски имеются две потайные прорези для крепления к доске ручки.

48. Целая доска (немного обломан угол) найдена в 13-м ярусе (13-15-438). Доска квадратная разме­ром 7,2X6,8 см. Вырезан шестиконечный процветший крест. Крест окаймляет рамка из двух контурных по-лос с насечками. Порезки глубокие, шириной око-ло 0,4 -см. На обратной стороне доски посредине рас-положен бортик, в середине которого вырезано отвер-стие для ручки (табл. 4,2).

49. Болыная пряничная доска найдена в слоях этого же яруса (13-15-1807). Форма доски квадратная, размером 19X19 см. На доске вырезан процветший чотырехконечный крест с развитыми побегами. По углам рамки, окаймляющей крест с внутренней сторо­ны, вырезаны контуром концентрические дуги. На обратной стороне доски имеются два отверстия для ручки (табл. 4,4).

50. Целая пряничная доска найдена в слоях конца XIII в. (11-12-1829). Изображен четырехконечный крест на фоне косых линий. Изображение заключено в рамку. Размер доски 8X7,5 см. Глубина контурной выборки изображения около 0,5 см (табл. 4,3).

51. Обломок пряничной доски найден в 3-м яру­се (3-9-226). На нем, вероятно, был также вырезан процветший крест. Сохранилось лишь основание креста.

Среди орудий труда прядильно-ткацкого производства, покрытых так или иначе резьбой, на раскопе найдены юрки, прялки, веретена, чесала.

Юрок. Это приспособление для снования нити в ви­де неболыного круглого стержня. На раскопе в слоях XIII и XIV вв. найден 81 юрок. Более 27 штук покры-ты разнообразными узорами. Круглая палочка юрка являлась очень удобной основой, которую можно бы-ло украсить разными орнаментальными элементами. Широко были заимствованы мотивы из архитектур-ной резьбы. На юрках мы встречаем такие орнамен-тальные формы, как валики, бусины, полочки, дынь-ки, бочонки, полувалики и т. п.

Основные виды резных юрков приведены на рис. 2. Опишем наиболее интересные формы.

52. Юрок 7-го яруса (7-12-22) цилиндрической фор­мы, длина 8,5 см, диаметр 1,4 см. Орнаментирован че-тырьмя поясками, состоящими из двух круговых ря-дов треугольников. Треугольники сделаны небольшой выборкой (рис. 2,1).

53. Юрок 5-го яруса (5-11-73) украшен более слож-но. Длина юрка 7,5 см, диаметр 1,3 см. На цилиндри-ческом стержне вырезана асимметрично одна дынька. Кроме того, проведены три нояска, аналогичные пояс-кам предыдущего юрка, и добавлен еще один широ-кий поясок с крестообразным заполнением (рис. 2, 2).

54. Юрок 6-го яруса (6-12-1334) длипой 10 см и ди­аметром 1,5 см сделан из нескольких звеньев. Край-


ние цилиндры к середине немного сужаются, потом идут два цилиндрических валика и между ними нахо-дится дынька. Валпки украшены косои и ломаными линиями (рис. 2,3).

55. Юрок 2-го яруса (2-1-1606) имеет длину 11 см и диаметр 1,3 см. Цилиндрические концы юрка сразу переходят в тонкие полукруглые валики, между кото-рыми расноложена очень удлиненная бочка (рис. 2,14).

56. Юрок 6-го яруса (6-9-1207) длиной 9 см и диа-метром 1,3 см сразу с концов переходит в разные де-тали: круглый валик и битрапецоидную бусину; такое сочетание повторяется три раза (рис. 2,13).

57. Юрок 3-го яруса (3-4-1581) длиной 11 см и диа-
метром 1,3 см состоит из четырех удлиненных бочон-
ков с промежуточными валиками посредине. Средний
валик трехчленный, боковые — двучленные
(рис. 2,10).

58. Юрок 8-го яруса (8-13-362) имеет длину 11 см и диаметр 1 см. У юрка резные только концы в виде полукруглых валиков, повторяющихся трижды (рис. 2,9).

59. Юрок 5-го яруса (5-5-1631) длиной 10 см и диа-метром 1,7 см. Его стержень состоит из четырех утол-щенных бочонков, разделенных между собой пояска-ми из двух валиков (рис. 2,4).

Чесала — это длинные ножевидные орудия с зубча-тым лезвием, служили для прочесывания куделей льна. Массивным рукояткам чесал часто придавали стилизованную форму коня. Таких рукояток найдено 8 штук. Вот их паспорта: 12-17-1250, 8-13-1266, 5-8-1030, 4-7-1220, 9-13-1312, 10-16-2100, 5-9-1177, 8-9-1975.

Тело рукоятки, представляющей собой как бы туло-вище коня, всегда делалось с немного вогнутой спин-кой (табл. 5,5). Иногда на ней вырезалось седло (4-7-1220, 10-16-2100). Голова коня делалась в виде вытянутой морды с вырезом внизу, изображающим рот.

Резных прялок с художественной резьбой найдено только две: 10-17-1341 и 8-7-1979.

60. Прялка середины XIV в. (8-7-1979) с малой лопастью была покрыта резьбой с обеих сторон. Лице-вая сторона орнаментирована лучше. Лопасть имеет форму овала, оканчивающегося сердцевидными фигу-рами. Овал оконтуривает неширокая полоса, запол-ненная в средней части треугольниками, образующи-ми зигзагообразную линшо, у лопасти прялки сдела-ны спиралевидные завитки. В центре изображен четырехугольник. Обратная сторона орнаментирована проще: кроме контурной линии по краю еще нанесе-ны треугольники и несколько геометрических фигур. Длина лопасти 15,8 см (табл. 5,5).

61. Лопасть прялки начала XIV в. (10-17-1341) ук-рашена резным контуром примитивной фигурки чело-вечка (табл. 5,6).

Сани. У саней резьбой украшали копылы и грядки. Вероятно, украшались спинка сиденья и передок. Сказать определенно, что та или другая резная доска относятся к домашней мебели или деталям са­ней, трудно, поэтому в нашем томе Свода резные декоративные доски мы рассматриваем в главе архи-тектурной резьбы. Здесь же мы коснемся копылов и грядок.


Орнаментированные копылы встречены только в слоях второй половины XI и первой половины XII в. Копылы саней украшали резьбой только в течение немногим более 100 лет. В слоях XIII и XIV вв. сре-ди 200 найденных копылов нет ни одного резного.

Санных копылов, украшенных резьбой найдено 17. Вот их паснорта:

23-25-924   21-24-958   18-16-1704  
23-20-487   21-23-958   18-16-1699  
22-20-495   22-23-958   18-17-999  
22-20-537   22-21-503   22-23-930  
21-23-891   18-19-955   20-25-222  
21-23-862   18-15-1713      

Все копылы украшены резной плетенкой, нанесен-ной линиями из глубоких порезок. Композиция узора довольно традиционна и различается в некоторых частных деталях. Основа узора — это вытянутое вверх по конылу нереплетение двух-трех нолос. Каж-дая полоса состоит из четырех линий, расположенных по две линии по краю. Опишем четыре копыла, у остальных копыльев орнаментация повторяется.

62. Копыл середины XI в. (23-20-487) хорошей сохранности, высотой (от верха нолоза до низа гряд­ки) 15 см и шириной в нижней части 8 см. Копыл от открытых обычных саней. Рисунок состоит из че-тырехрядной плетенки с замкнутыми концами. Ши-рина полосы орнамента 1,8 см, в верхней части копы­ла ширина полосы соответственно уменынается. Кон-турные порезки рисунка глубокие и четкие.

63. Копыл второй половины XI в. (22-20-495) со-хранился совершенно целым, размеры копыла 14,5 X Х8,5 см. Плетенка более крупная (табл. 5, 4). Онаоб-разуется разомкнутой с одного конца восьмеркой, перехваченной петлей. В нижней части копыла в пространстве между двумя основными полосами вы-резаны еще две узкие полоски. Контурные порезки четкие.

64. Копыл середины XII в. (18-15-1713) имеет несколько иную схему плетения полос. Она представ-ляет переплетение двух разомкнутых с одного конца восьмерок. В верхней части пространство между кон­цами плетенки заполнено мелкой насечкой из ромби-ков.

65. У копыла середины XII в. (18-16-1699) рису-нок плетения представляет собой две восьмерки. Нижний конец весьмерки имеет зубчатую форму. Контурные порезки довольно глубокие и четкие.

Резные грядки саней найдены в тех же слоях, что и резные коиылья, — в слоях XII в. Рисунок их ор­намента одинаков.

66. Грядка иайдена в 19-м ярусе (19-20-928), со-хранилась в длину на 69 см, ее высота 4 см, ширина 5 см. Стенки бруса грядки закруглены. Отверстия для копылов расположены довольно часто, через 13 см. Резной орнамент представляет собой переплетения разорванных восьмерок со скобками. Ширина полосы 2 см. Полоса образуется из четырех линий, по две ли­нии по краям. Порезки контурные, глубокие.

67. В слоях XIV в. найдены два полоза с резными узорами на боковых поверхностях (4-8-1228 и 8-11-407). Сохранились лишь небольшие обломки длиной до 1 м без головки. Определение, что это по-лозы, нами сделано на основе формы сечения брусь-




 




 




 




 




 




 




13

 


16

..",„'" Рис. 2. Юрки

1 — 7-12-22 (52); 2 — 5-11-73 (53); 3 — 6-12-1334 (54), 4 — 5-5-1631 (59); 5 — 6-9-1540; 6 — 1-4-1209; 7 — 8-й ярус, яма на Кузъмодемьяиской улице; «—1-4-1280; 9 — 8-13-362 (58); 10 — 3-4-1581 (57); 11 — 9-8-576; 12 — 3-5-1545; 15 — 6-9-1207 (56); 14 — 2-1-1606 (55); 15 — 6-9-1538; 16 — юрок с ниткой


ев — оиа трапециевйдная. Кроме того, пазы для ко-иылов не сквозпые. Оба бруса украшсны узором пле-тенки с острьши углами.

68. Из конского снаряжения, сделанного из дерева, резьбой покрывались только клешни хомутов. Резные дуги среди археологических находок не встречены. Наиболее интереспа резная клешня хомута, найден-ная в слоях конца XIV в. (6-4-2017). Клешня обыч-ной формы и размеров с боковой и торцовой сторон украшона плетенкой и 8-видными завитками. Техни-ка резьбы контурная, иеглубокими порезками. Пле-тенка на боковой сторопе четырехрядная. Полоса ор-намента очерчена двумя линиями (табл. 5,7). На заднем торце клешни вырезаны 8-видные завитки, всего 17 завитков.

Из деталей кораблей, иайденных на раскопе, укра-шены резьбой лишь уключины. Стоит обратить вни-мание на уключину нрежде всего с точки зрения ее декоративпости в целом. По форме и чистоте изготов-лепия пекоторые уключпны являются произведения-ми прикладного искусства.

69. К таким уключинам можно отнести уключину X в. (26-30-145). На уключине опорный рог и кольцо с отверстием для ремня вырезаны скульптурно, с вы-соким художественным вкусом. Верхняя сторона рога украшена поперечными насечками.

70. У другой уключины X в. (28-33-146) весь рог покрыт узором очень тонкой плетенки.

71. Наиболее интересна уключина XIII в., найден-ная на Ильинском раскопе (Ил-17-21). Ее рог вы-резан в виде морды дракона с полуоткрытой пастью (табл. 5). Отверстия для ремня в роге для ремня оформлены как ноздри дракона.

Гребни. На Неревском раскопе найдено 299 двусто-ронних деревянных гребней. Они обнаружены в слоях всех веков, кроме XII в. В подавляющей массе гребни делались из привозной древесины — самшита. Свет-ло-желтая мелкослоистая древесина самшита имела очень красивую текстуру, напоминающую слоновую кость. Подавляющее большинство самшитовых греб­ней ничем не покрывали. Новгородцы предпочитали естественную фактуру самшита какой-либо орнамен-тике. Но все же некоторая часть гребней иногда укра­шена геометрическим и растительным узорами. На раскопе собрано более 40 орнаментированных греб­ней. Вот их паспорта:

26-30-884 11-12-1835 9-12-1561 22-23-1627 11-17-1170 9-5-687 20-23-1517 11-10-1057 8-15-1322 16-21-1184 10-14-44 8-7-1883 15-18-1577 10-12-1031 9-10-1968 13-11-968 11-14-18 8-10-1812 14-14-1091 10-12-1893 9-14-377  

15-21-1142 10-16-1369 7-15-113 11-10-1047 10-15-2094 10-15-1291 13-14-1980 10-11-1940 14-18-280 13-18-1289 10-10-473 9-16-201 13-14-1055 10-12-1603 12-18-28 13-18-1266 7-10-1534 13-18-180 11-14-1644 6-10-339 11-16-243

Следует обратить внимание на то, что мода на резные самшитовые гребни в Новгороде была распрост
ранена в XIII и XIV вв., в основном в первой полови-не XIV в. Главным узором болыпинства гребней яв-лялся циркульный орнамент. Он состоял из разных серий болыпих, средних и малых концентрических окружностей, выполненных циркульным резцом. Вто-рой вид орнаментации — это сочетание циркульного орнамента с прорезными узорами. В основе этих узо-ров были ромбы в разных сочетаниях. Третий вид — это резные узоры в виде плетенки, волнистых линий и т. п. и наконец четвертый вид — это сочетание цир­кульного или растительного орнамента с жанровыми изображениями человека, льва или другого живот-ного.

Вот описание некоторых гребней с наиболее типич-ной и оригинальной резьбой.

72. Гребень самшитовый 9-го яруса (9-5-687). Гребень обычного размера 6,6X6,7 см, обе гладкие стороны украшены циркульным орнаментом: три больших круга и расположенные между ними розетки из четырех маленьких кругов (рис. 3,4). Боль-шие круги очерчены тремя окружностями, их диа-метр 1 см. Диаметр малых окружностей 0,5 см. Полоса орнамента сверху и снизу очерчена узкими полосками из двух контурных липий.

73. Гребень 14-яруса (9-14-377) имеет ширину 7,8 см и украшен циркульным орнаментом. Орна-ментальная полоса состоит из двух больших кругов, расположенных по краям гребня. Каждый круг очер-чен четырьмя окружностями. В середине на равных расстояниях нанесены три круга среднего размера, которые окаймляются маленькими окружностями диаметром по 0,2 см. Орнаментальная полоса окайм-лена линиями, состоящими из четырех прямых поре-зок с поперечными нарезками внутри.

74. Самшитовый гребень 9-го яруса (9-10-1968) с широкой (3 см) средней полосой. Орнамент прорез-ной. В основе узора лежит ромбовидное отверстие. Отверстия, сочетаясь по три и четыре, образуют фигу-ры ромбов и треугольников (табл. 4,6).

75. Гребень самшитовый 13-го яруса (13-14-1980) имел узор посредине и по бокам. Основа узора — это волнистая рельефная линия (рис. 3, 8). В средней части прямоугольная полоса орнамента имела три волнистые линии, а по бокам гребня нанесено той же техникой по одной линии.

76. Самшитовый гребепь 10-го яруса (10-10-473) имел более тонкий и сложный орнамент: в центре композиции в кругу вырезана фигура льва техникой плоскорельефной резьбы. Диаметр круга 1,5 см. Фи­гура льва, песмотря на столь малые размеры, выреза­на довольно реалистично, уверепной техникой (рис. 3, 1). По бокам от фигуры идет обычная циркульная орнаментация. Украшены обе стороны гребня.

77. Гребень конца XIII в. (10-11-1940) украшен с двух сторон разными композициями. Одна орнамен-тальная полоса состоит из двух 8-видных завитков со сложными лепестками. Орнамент нанесен очень тонким резцом (возможно, иглой) с профессио-нальным мастерством. На другой стороне той же тех­никой вырезаны два завитка, между которыми рас-положен круг диаметром 1,8 см. В кругу с болыпой портретной индивидуалыюстью изображена челове-ческая голова (табл. 36, 2, 3).

78. Самшитовый гребень 10-го яруса (10-12-1603)


 

 


Рис. 3. Орнаментальные мотивы гребней

1 — 10-10-473 (76); 2—13-18-180; 3 — 10-11-1940 (77); 4 — 9-5-687 (72); 5 — 8-10-1812; 6—8-7-1883; 7 — 20-23-1517; 8—13-14-1980 (75); 9 — 10-12-1893; 10 — 14-18-280; 11 — 11-10-1057; 12 — 7-10-1534...-.,.


I I

имел длину 7 см. На лицевой стороне шириной 1,7 см нанесен довольно сложный узор: в центре компози-ции в круге вырезана техникой плоскорельефной резьбы фигура льва. Лев стоит на передних лапах с поджатыми задними и поднятым хвостом. По бокам от этой фигуры расположена композиция из пяти ма­леньких кружков, далее болыпой круг, заполненный четырьмя маленькими кружками. На торцовых боках гребня нанесен циркульный орнамент.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.053 сек.)