АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ЭРУ ТРЕТЬЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Читайте также:
  1. I. Кризис понятия сознания
  2. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  3. II. Учет продажи продукции в случае момента перехода права собственности, отличного от момента отгрузки продукции покупателю
  4. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  5. XIII. ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУБСТАНЦИИ
  6. АГРАРНОЕ УСТРОЙСТВО, ОСТАТКИ ОБЩИНЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ АЛЛОДИАЛЬНОГО ТИПА
  7. Административно-правовые отношения: понятия, их особенности и виды.
  8. Анализ и обобщение подходов к определению понятия “манипуляция”.
  9. Анализ понятия дохода
  10. Армия в начале революции
  11. Б) Относительность понятия Бога у Мейстера Экхарта
  12. Базовые понятия

Для экономиста ничто не является более священным и неприкосновенным, чем имущественные отношения. Классическая экономическая теория исходит из обмена собственностью на рынках как наиболее эффективного средства развития экономической деятельности и достижения экономического благополучия. Этот стержень капитализма несет с собой ряд рабочих допущений, которые нередко рассматриваются как присущие человеческой натуре, однако на деле оказываются не более чем социальными конструкциями, подкрепляющими характерный для современной эпохи способ организации экономической деятельности.

Взять хотя бы непоколебимую веру Джона Локка в то, что частная собственность является естественным правом человека. Локк писал:

…что бы [человек] ни брал в том виде, в котором это дается природой и существует в ней, он вкладывает в это свой труд и присоединяет то, что является его собственным, и, таким образом, превращает это в свою собственность. После того как он взял это в исходном состоянии, в котором оно находится в природе, и добавил к нему что-либо своим трудом, на это перестает распространяться право совместного пользования другими людьми. Поскольку «труд» является бесспорной собственностью работавшего, никто, кроме него, не имеет права на то, что когда-то принадлежало, по крайней мере там, где оно было в достатке, и находилось в совместном пользовании другими [22].

Неважно, что подавляющую часть истории человечества люди жили племенами как собиратели и охотники и потребляли дары природы сразу же, как только добывали их. Понятие собственности в форме излишков зерна и прирученных животных появилось лишь с приходом эры оседлости и земледелия, которая датируется примерно 10 000 г. до н.э. Жизнь в эпоху палеолита была кочевой и определялась сменой времен года. Единственным имуществом была только скудная одежда, украшения, орудия труда да оружие, которые можно было носить с собой, и все это считалось собственностью всего племени.

Даже с возникновением земледелия понятие собственности имело больше племенной характер, чем индивидуальный. Несмотря на существование частной собственности, особенно в великих гидравлических цивилизациях[16], она была ограниченной и сводилась к состояниям королей и торговцев. Вплоть до XIV века в Европе землевладельцы и холопы прикреплялись к земле, а не земля передавалась в собственность людей. В соответствии с христианскими представлениями Бог безраздельно правит своим творением и просто поручает его заботам своего наместника на Земле, церкви, которая надзирает за тем, как им распоряжаются попечители на нисходящей лестнице — от владельцев феодальных поместий до рыцарей, вассалов и крепостных, — то есть за тем, что теологи называют «великой цепью бытия». Понятия купли и продажи земли — недвижимости — не существовало до принятия законов об огораживании в тюдоровской и елизаветинской Англии, которые ознаменовали конец феодальной экономики и начало рыночной эры.

Купеческие гильдии в свободных городах Европы в конце Средних веков также очень ограниченно подходили к приобретению имущества. Они устанавливали цены и количество продукции так, чтобы просто поддерживать привычный образ жизни, и не приобретали ничего сверх того, что требовалось для сохранения стабильного существования.

Первая промышленная революция ускорила производство товаров до невиданного в предыдущие периоды истории уровня, позволив ремесленникам и рабочим жить лучше, чем жили члены королевской семьи всего несколько веков назад. Восторженные экономисты эпохи Просвещения начали превозносить достоинства частнособственнических отношений на рынке и стали рассматривать приобретение имущества как естественную биологическую движущую силу, а не как социальное порождение, обусловленное конкретной коммуникационной/ энергетической парадигмой.

Рыночный механизм превратился в «невидимую руку», которая регулирует спрос и предложение частной собственности и следит, чтобы распределение этой собственности было таким же беспристрастным, как законы ньютоновской физики, управляющие Вселенной. Преследование личной выгоды, тоже рассматриваемое как присущее человеческой натуре качество, должно было гарантировать стабильный рост общего благосостояния и двигать человечество вперед по пути неограниченного прогресса. Концепции вроде caveat emptor («да будет осмотрителен покупатель») и «покупай дешево, продавай дорого» создавали контекст для новой, бинарной социальной реальности, разделившей мир на «мое» и «твое».

Зарождающаяся третья промышленная революция несет в себе совершенно иную концепцию человеческих побуждений и допущений, которые правят экономической деятельностью. Распределенный и ориентированный на сотрудничество характер новой экономической парадигмы требует фундаментального переосмысления высокой роли, отводимой прежде частнособственническим отношениям на рынках.

Быстрое и легкое установление связи между людьми через Интернет и другие новые коммуникационные каналы перемещает нас в глобальное социальное пространство и одновременно в новое временно́е поле. В результате этого доступ в гигантские глобальные сети становится не менее важным по своей ценности, чем право частной собственности в XIX и XX веках.

Поколение, выросшее на Интернете, по всей видимости, мало волнует антипатия теоретиков классической экономики к совместной творческой деятельности, обмену знаниями, опытом и даже товарами и услугами в открытых системах в целях создания общих благ. Классические экономисты, наверное, рассматривали бы такие экономические взаимосвязи как противные человеческой природе и обреченные на провал по той простой причине, что люди исходно эгоистичны, настроены на соперничество и действуют хищнически. Они должны либо эксплуатировать доброжелательность и простодушие партнеров и выезжать за счет других, либо делать все в одиночку за более высокую плату.

Эти предположения, похоже, не работают. В наши дни сотни миллионов молодых людей активно сотрудничают в распределенных социальных сетях в Интернете, добровольно отдавая свое время и знания, по большей части бесплатно, на благо других. Почему они делают это? Ради одной лишь радости посвящения своей жизни другим в уверенности, что вклад в общее благосостояние ни в коей мере не уменьшает принадлежащее им, а наоборот, многократно увеличивает их личное благосостояние.

Социальные пространства вроде Wikipedia и Facebook подрывают саму основу классической экономической теории, предполагающей, что люди — эгоистичные создания, находящиеся в постоянной борьбе за независимое существование. Коммуникационные технологии и источники энергии третьей промышленной революции несут с собой совершенно другой набор биологических стимулов — потребность в общении и поиск общности.

Ничто не отражает этот сдвиг в мышлении лучше, чем изменение нашего отношения к собственности. В новой эре понятие собственности, которое ставит на первое место приобретение материальных благ на рынках и право на исключение других из пользования ими, уступает место новой концепции собственности как права на доступ через социальные сети и совместное использование общих знаний и опыта. Наши представления о собственности так прочно прикипели к традиционному понятию и исключениям из него, что мы забыли о существовании более раннего понятия права собственности, которым люди пользовались в течение столетий, — права доступа к имуществу, находящемуся в общем владении. К нему относится, например, право плавать по рекам, собирать хворост, грибы и ягоды в местных лесах, ходить по проселочным дорогам, ловить рыбу в ближайших водоемах и собираться на городских площадях. Это более раннее понятие собственности как права на доступ и приобщение все больше оттеснялось в новое время по мере того, как рыночные отношения приобретали доминирующую роль в жизни, а частная собственность становилась «критерием оценки человека».

В распределенной, построенной на основе сотрудничества экономике, однако, право доступа к глобальным социальным сетям приобретает такое же значение, как и право иметь частную собственность на национальных рынках. Это происходит потому, что ценности, связанные с качеством жизни, становятся более важными, особенно стремление к социальной интеграции с миллионами других участников в глобальных сообществах в виртуальном пространстве. Таким образом, право доступа к Интернету превращается в новую очень значимую ценность взаимосвязанного мира.

Решение Google в 2010 г. о противодействии цензуре китайского правительства в поисковой системе является частью драматической конфронтации, разворачивающейся в международных отношениях. Противоборство началось с нападок госсекретаря США Хиллари Клинтон на Китай и другие страны, которые заблокировали доступ к некоторым веб-сайтам и частично к Google и другим поисковым системам в Интернете. Клинтон предупредила, что «на мир опускается новый информационный занавес», и дала понять, что «США ратуют за единый Интернет, в котором все человечество имеет равный доступ к знаниям и идеям» [23]. Конфронтация Google и Китая ознаменовала фундаментальный отход от традиционной геополитики, которая господствовала в отношениях между странами с момента зарождения рыночной экономики, к формирующейся биосферной политике, от которой все больше зависит судьба цивилизации в глобальной сетевой экономике.

Новые конфликты в биосферную эру все чаще оказываются связанными с правом доступа. Это изменение отражает уменьшение в глобально взаимосвязанном мире значимости собственности по сравнению с доступом.

Молодежь в Китае и других странах с ограничительными, авторитарными режимами борется за получение права доступа к социальным пространствам в глобальных сетях с такой же решимостью, которая приводила молодых людей на баррикады в XVIII и XIX веках в борьбе за право собственности. Организация фирм, занимающихся взломом межсетевых систем защиты, Консорциум глобальной интернет-свободы, создала программу, позволяющую обходить сложные системы, которые устанавливают такие страны, как Египет, Иран, Ливия, Вьетнам, Саудовская Аравия и Сирия, с тем чтобы закрыть своему населению доступ к глобальным информационным сетям [24]. Миллионы живущих в изоляции людей получили на короткое время возможность подключения к глобальному интернет-сообществу и надежду на то, что когда-нибудь и они будут иметь право всеобщего доступа, которое многие молодые люди в развитых демократических странах считают естественным.

Роль социальных сетей в свержении авторитарного правления стала очевидной в Египте в январе-феврале 2011 г., когда сотни тысяч молодых людей бросили вызов жестокому контролю Хосни Мубарака над страной и не уходили с улиц в течение 18 дней, ввергнув страну в ступор. Молодые бунтовщики, олицетворением которых является Ваиль Гоним, руководящий работник Google, использовали социальные сети — Facebook, YouTube и Twitter, — чтобы перехитрить полицию и военных и в конечном итоге свергнуть один из самых диктаторских режимов в мире.

Молодежные уличные демонстрации, организованные с использованием социальных сетей, также начались в Тунисе, Ливии, Йемене, Иордании, Бахрейне и в других районах арабского мира. Интернет-поколение требует положить конец автократическому, централизованному правлению и дать ему возможность жить в открытом, прозрачном мире без границ в соответствии с нормами и порядком социальных сетей, которые стали определять устремления молодежи повсеместно.

Волнения среди молодежи в авторитарных странах будут лишь усиливаться со временем в контексте отстаивания права быть частью глобального сообщества, которое начинает обмениваться знаниями, заниматься коммерцией и общаться через национальные границы. Интернет превратил биосферу в новую политическую границу и попутно сделал традиционную геополитику в значительной мере анахронизмом.

В горизонтальном мире даже интеллектуальная собственность, краеугольный камень капитализма, сдает позиции. Поскольку «информация любит свободу распространения» в мире Интернета, авторское право и патенты все больше игнорируются и обходятся. Когда значительная часть коммерческой и социальной жизни общества проходит в открытых сетях, интеллектуальная собственность становится во всех отношениях отжившей и бесполезной условностью. Звукозаписывающие компании первыми в полной мере ощутили эффект распространения материалов, защищенных авторским правом, в открытой среде. После того как миллионы молодых людей стали свободно обмениваться музыкальными файлами друг с другом в Сети, компании попытались защитить авторское право путем подачи исков против музыкальных пиратов и создания систем ограничения доступа с новой технологией шифрования, но все безрезультатно.

Книгоиздатели и авторы все чаще размещают целые главы новых, защищенных авторским правом книг в свободном доступе в Интернете в расчете привлечь читателей и заинтересовать их в приобретении. Но результаты не обнадеживают. Поскольку в Интернете циркулирует огромный объем бесплатной информации по каждому мыслимому вопросу, которая к тому же постоянно обновляется и пополняется, любые попытки наложить ограничения и взимать плату за защищенные материалы оказываются малорезультативными, если не бесполезными. То же самое происходит и с газетами. Молодежь больше не покупает ежедневные газеты и еженедельные журналы, а предпочитает заходить на бесплатные сайты вроде Huffington Post и читать новости там. Многие ведущие газеты и журналы пытаются снизить привлекательность бесплатной информации, предоставляя бесплатный онлайновый доступ к собственному контенту в надежде, что рекламодатели будут платить за размещение объявлений на их веб-сайтах.

На протяжении четверти века биотехнологические компании старались патентовать открытия в области генетики человека, животных и растений, то есть монополизировать генетические коды живых организмов на Земле и, таким образом, получать огромные прибыли в сельском хозяйстве, энергетике и медицине. В последние годы, однако, в стремлении сформировать более прозрачный и ориентированный на сотрудничество подход к исследованиям молодые ученые стали открывать сообществам генетиков в Интернете доступ к информации о новых открытиях, стимулируя обмен знаниями в области биологии. Авторское право и патенты, похоже, вряд ли сохранятся в существующей форме в открытом, ориентированном на сотрудничество мире, где право на всеобщий доступ берет верх над эксклюзивным правом собственности.

Аналогичным образом право на свободный и открытый доступ к возобновляемым источникам энергии — солнечной и ветровой энергии, геотермальной энергии, энергии волн и приливов и т.д. — все больше и больше превращается в объединяющий лозунг для молодого поколения, преданного идее экологически устойчивого образа жизни и служения биосфере. Традиционное право немногочисленных гигантских компаний и правительств владеть и распоряжаться источниками энергии на основе ископаемого топлива, характерное для первой и второй промышленных революций, будет в 2050 г. выглядеть странным в глазах молодых людей, которые выросли в условиях экономики третьей промышленной революции. Они будут считать энергию Земли общественным благом — как и воздух, которым мы дышим, — принадлежащим всему человечеству.

Обеспечение всеобщего доступа и гарантии права каждого человека на земле на участие в жизни глобального сообщества открывает двери для невероятного расширения общения людей. Борьба отдельных людей и общества в целом за обеспечение права доступа в будущем, по всей видимости, не уступит по масштабу борьбе за обеспечение права собственности в прошлом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)