АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стилистические особенности творчества телевизионных критиков

Читайте также:
  1. II. Национальные особенности менеджмента.
  2. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  3. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  4. V. Особенности оказания отдельных видов услуг(выполнения работ)
  5. V2: Женская половая система. Особенности женской половой системы новорожденной. Промежность.
  6. V2: Мужская половая система. Особенности мужской половой системы новорожденного.
  7. Автоплиплойды, особенности мейозаи хаактер наследования,Автополиплойды и т.д.
  8. Аграрный рынок. Особенности аграрного рынка.
  9. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов.
  10. Акции, их виды и особенности, курс акции.
  11. Анатомические и физиологические особенности вегетативной нервной системы
  12. Анатомические особенности важнейших органов

 

В данном параграфе мы попытаемся выявить творческое своеобразие регулярно публикуемых телевизионных обозревателей. На данное время существует немного подобных исследований. Однако речь в них идет об общей тенденции современной отечественной телекритике. Специфика работы ТВ-обозревателей постперестроечного времени характеризуется в обобщенном виде, выписаны лишь штрихи к портретам[239]. Но нет пока творческой характеристики персоналиям.

Итак, с помощью сплошного контента публикаций мы установили, что это Ю.Богомолов («Московские новости», затем «Известия»), А.Вартанов («Литературная газета», «Труд»), Л.Захаров (творческий псевдоним «Некто Б.Карлов», «Комсомольская правда»), О.Кучкина («Комсомольская правда»), Э.Николаева («Московский комсомолец»), Л.Польская («Литературная газета», эпизодически «Московские новости»), С.Тарощина («Литературная газета») и Е.Чекалова («Московские новости»). Эти люди – профессиональные критики, пришедшие в конце 1980-х годов в телевизионную критику из других ее областей: кино-, театральной и музыкальной. Необходимо также проанализировать творчество И.Петровской («Независимая газета», «Известия»), заслужившей признание в телевизионной критике и получившей в 2000 году награду Союза журналистов России «Золотое перо».

Кроме того, мы не включили в данный перечень таких авторов:

А). Специализирующихся на информационном освещении телевизионной жизни. Но назвать фамилии все же необходимо. Это В.Арутюнова, Ю.Гураускайте («КоммерсантЪ-Daily»), Ю.Зубцов («Аргументы и факты»), Ю.Крохин («Российская газета»), А.Мельман («Московский комсомолец»), А.Монахов («Комсомольская правда»), М.Подзорова («Труд»), Д.Пронина («Московский комсомолец»), Е.Рыковцева («Московские новости»), А.Тмофеевский («КоммерсантЪ-Daily») и А.Чаркин («КоммерсантЪ-Daily», затем «Известия»).

Б). Обозревателей телевизионных передач, чьи материалы эпизодически публиковались на страницах исследованных газет. Среди них В.Арсеньев («Известия»), Н.Агишева («Литературная газета», затем «Московские новости»), Е.Барабаш, О.Васильева, Е.Владимирова, Н.Горустович, Г.Заславский, Ф.Изюмов, М.Кимбен (все – «Независимая газета»), В.Кисунько («Российская газета», «Литературная газета», «Известия»), В.Кичин («Известия»), А.Крюкова («Независимая газета»), В.Львова («Комсомольская правда»), В.Разуваев («Независимая газета»), Ст.Рассадин («Литературная газета»), Г.Симанович («Известия-ТВ»), Д.Смирнова («Российская газета»), Е.Тверская («Независимая газета»), М.Топаз («Известия», «Литературная газета», «Московские новости»), Г.Черменская («Литературная газета»), А.Шарапов («Российская газета») и некоторые другие.

Анализ своеобразия творческого почерка телевизионных обозревателей мы проводим в соответствии с алфавитном порядком фамилий персоналий. Это связано с регулярными переходами некоторых критиков между редакциями.

Юрий Богомолов. Его регулярные обозрения телерепертуара появились в «Московских новостях» с 1993 года. Автор работает как в аналитических (телеобозрение, комментарии, мини-рецензии), так и в информационных жанрах (заметка и интервью). Коммерциализация эфира, увеличение развлекательных передач, качество предвыборного репертуара и многие другие темы не оставили равнодушными телеобозревателя. Кроме анализа телепрограмм минувшей недели, в своих материалах Ю.Богомолов описывает состояние всей телевизионной отрасли страны. Он касается вопросов политики, социальной жизни российского общества.

Таким образом, многие телевизионные обозрения расширяют свои границы и порой принимают черты актуального комментария к определенным (как правило, спорным) ситуациям ТВ-деятельности.

Вот, например, материал, рассказывающий о конкуренции между телеканалами. Опубликован он в середине 1995 года. Поводом к его подготовке стало приближающееся время выборов в Государственную Думу РФ. Ю.Богомолов выходит за рамки обычного обозрения эфира минувшей недели, посвящая этому всего два небольших абзаца. Его внимание – сегодняшнему дню. Публикуется расклад по четырем телекомпаниям (ОРТ, РТР, НТВ и «ТВ-6, Москва»): рекламные расценки, принадлежность к медиахолдингам, география распространения сигнала… Также обозреватель предрекает, что «в борьбе за зрителя этой осенью телекомпании, возможно, не будут постараются удивить зрителей». Понимая, что методы борьбы за высокие рейтинги телекомпаний – закрытая информация, автор негативно оценивает современное состояние отечественного телевидения. При этом используется прием сравнения: «Наше телевидение, – считает телеобозреватель, – что рыхлая почва, в которую какую гадость ни брось, что-нибудь да прорастет»[240].

Мы считаем, что в данном случае автор выступает в жанре реплики. В пользу этого жанра свидетельствует, во-первых, субъективный взгляд на ситуацию. Стремясь ее оценить, попутно исследуются несколько проблем – коммерциализация и «американизация» эфира, политические предпочтения руководства телекомпаний. И в данном случае, и во многих других своих материалах Ю.Богомолов выступает с позиции телезрителя, но, в силу профессиональной деятельности, знающего немного больше своих читателей.

Во-вторых, здесь поставлена и проиллюстрирована примерами только одна проблема, не показаны пути выхода из сложившейся ситуации. «От выборов нам никуда не деться», – констатирует критик[241].

Проанализируем выступления Ю.Богомолова:

1. Еженедельник «Московские новости». Ю.Богомолов – кинокритик, поэтому многие его телеобозрения представляют собой не только краткий пересказ программ, но и отдельные мини-рецензии на портреты героев телепередач. Критик не обделяет вниманием и фактический материал: работу ТВ в дни событий в Москве 3–4 октября 1993 года, начало вещания телекомпании НТВ, кадровые перестановки на ключевых постах телекомпаний… Рубрика «Телевидение», под которой выходят все посвященные ТВ работы, постепенно расширяется с колонки до целой полосы. Телевидение как средство массовой коммуникации и становление ТВ как одного из гражданских институтов – таковы тематические направления в работе критика. Контент-анализ публикаций показывает, что довольно часто Ю.Богомолов в своих материалах выступает, образно выражаясь, как интерпретатор деятельности лиц экрана, принципов составления сетки вещания телеканалов, рецензирует телепередачи, выявляет тенденции, предпринимает попытки спрогнозировать ситуацию в развитии отечественного телевидения на несколько месяцев вперед.

Обозреватель всегда идентифицирует себя с телезрителями. При этом постоянно использует местоимение «мы». Например: «Мы сами назначаем себе ведущих. … И мы смотримся в них, как в зеркало» [242]. Или: «Мы полностью выкладываемся по случаю реальных сенсаций (речь идет о приоритетах телевидения и предпочтениях зрителей информационных программ. – Р.Б.). Нам подавай жареное. Кто кого застрелил, угробил. … Это – детища массовой культуры» [243].

Стилистическое своеобразие материалов Ю.Богомолова периода работы в «Московских новостях», на наш взгляд, заключается следующем:

А). Широкое использование средств художественной выразительности. Сравнения, метафоры присутствуют в подавляющем большинстве его работ. Примеры сравнений: «Мы смотрим на ведущих, как в зеркало» [244], «Не телевещание, а «Будка гласности» (о работе РТР в ночь с 3 на 4 октября 1993 г. – Р.Б.)[245], и т.п.

Данные приемы, на наш взгляд, позволяют в некоторой степени упростить восприятие информации читателем, а также обогатить ее эмоционально и таким образом воздействовать на аудиторию.

Б). Четкая постановка проблемы. Содержательные анализ его работ показывает, что большинство материалов содержит в себе несколько проблем, выявленных автором в деятельности российского телевидения. Среди них, можно выделить структуру: главной является только одна проблема, остальные лишь дополняют ее и являются второстепенными. Они выявляются телеобозревателем в результате исследования главной проблемной ситуации.

Рассмотрим примеры. В мини-рецензии на телевизионную кампанию референдума 1993 года Ю.Богомолов приходит к выводу, что «и ТВ не вполне готово к диалогу». Данный тезис доказывается на нескольких примерах, подмеченных автором в ходе наблюдения за телеэфиром того времени. Попутно была установлена и составная доля главной проблемы – отсутствие на отечественном экране специальных политических дебатов. Вывод получился с негативной оценкой: «В результате никто не раскрывается до конца. А у телезрителя остается впечатление, что он смотрит «договорные» матчи» [246].

«Произвол – это непрофессионально» называется другая публикация. Но вместо авторской подписи мы видим лишь инициалы – Ю.Б. Можно предположить, что авторство принадлежит, согласно первым буквам имени и фамилии, Ю.Богомолову[247]. Речь в публикации идет о факте отмены фильма «Сталинградская битва». Указано также, что все попытки автора передачи «Киноправда», в рамках эфира которой должен был состояться показ фильма, добиться разъяснений у Председателя телекомпании «Останкино» были безуспешны. Главная проблема для Ю.Б. в материале – цензура. Заключительная фраза материала построена в виде вопроса: «Неужели Брагин – это Кравченко сегодня?..» Однако в ней мы видим авторское понимание проблемы – вопрос превращается в риторический. Второстепенной проблемой является ситуация с постоянными случаями замены «неудобных и неугодных начальству» передач в телеэфире[248].

Значительное количество материалов Ю.Богомолова посвящено оценке телевизионного эфира. Здесь предоставлены отдельные публикации-отзывы на фильмы и публицистические передачи, тематические обзоры телерепертуара минувшей недели, корреспонденции и комментарии к некоторым проектам и решениям органов власти, касающихся телевидения (например, попытки депутатов усилить контроль над государственным телеканалом, а также открыть регулярные передачи, освещающие деятельность депутатов Госдумы РФ).

В). Аргументация при оценках. Как правило, каждый тезис, предложенный в материале, не остается без доказательств. При этом телеобозреватель в аналитических материалах не ограничивается однозначной оценкой освещаемой ситуации. Он рассказывает не только о негативных, но и о позитивных моментах в деятельности телевидения прошлой. Однако негатив преобладает над позитивом. На протяжении 1990-х гг. отрицательные оценки эфиру в целом увеличиваются. Это видно даже из заголовков: «Предвыборная кампания: нулевая готовность ТВ», «Пропагандистское обеспечение военной жатвы», «Говорит и показывает Александр Невзоров», «Куклам» на смех», и т.п.[249]

Г). Субъективность взгляда на телевизионный репертуар. Значительное количество ТВ-обозрений выявляет негативные тенденции в деятельности телевидения. Много материалов, в которых соединяется деятельность телевидения и политика. В 1993 году Ю.Богомолов написал: «Телевидение давно перестало быть чем-то отдельным от нашего быта, нашего массового сознания и более того, нашего массового подсознания» [250]. По словам автора, «необходимо ответить критикам ТВ», считающим, что оно деградирует. Ю.Богомолов утверждает: «Не получится, чтобы сначала появилось высокохудожественное и высоконравственное ТВ, а следом бы и народ до него возвысился» [251].

Тему «состояние общества – состояние телевидения», как показывает контент-анализ, можно выявить в каждом материале обозревателя. Однако происходят некоторые ее видоизменения. Например, ряд публикаций посвящен взаимодействию с институтами государственной власти, в значительно количестве работ происходит разбор художественных произведений… Таким образом, можно сказать, что в каждом телеобозрении тема «общество – телевидение» конкретизируется до определенной злободневной проблемы.

В последней трети 1990-х годов телекритик со страниц «Московских новостей» и «Известий» все чаще выражает свое резкое отношение к программной политике телекомпаний, используя при этом такие эпитеты, как «противно», «грубо», «жестоко», «пошло», «убого», «ущербно» и т.п. При этом свои мысли обозреватель подкрепляет конкретными примерами. Например, вот, его реплика о засилье развлекательных передач: «Мы, зрители, имеем самую дорогую эротическую услугу – за подглядывание. Но все равно противно» [252].

Должны ли журналисты быть моралистами? Так можно озаглавить ряд работ телекритика, рассказывающий о деятельности телекомпаний в составе медиахолдингов: «Дьяволизация власти, которой мы сегодня увлекаемся, – оборотная сторона ее обожествления», – предупреждает критик[253]. Вместе с этим он освещает известные ему случаи отмены эфира для передач (сюжетов), неугодных владельцам телекомпании. При этом выражается уверенность, что факты – явления политической цензуры[254].

Д). Использование народного фольклора и ссылки на классические произведения. Встречается эпизодически. На наш взгляд, анекдоты, притчи, басни, пословицы помогают телеобозревателю создать образы героев публикаций. В подобных материалах портреты получились, в основном, с элементами иронии и с негативной оценкой. Пример: «А у него уже руки чешутся, кулаки зудят» (реакция на агитационный ролик одного из кандидатов в депутаты)[255].

2. Период сотрудничества с газетой «Известия». Период исследования здесь ограничивается 1998 – 99 годами. Как видно из контент-анализа, почти все его материалы представляют собой аналитические корреспонденции, освещающие информационно-политический аспект деятельности ТВ. Тем более что это был период перед очередными парламентскими выборами.

В отличие от стиля публикаций телеобозревателя в «Московских новостях», в «Известиях» мы отмечаем усиление экспрессии в работах Ю.Богомолова. В значительном их числе предпринята попытка не только проанализировать сложившуюся ситуацию, определить и представить читателям главных игроков в этом сегменте рынка медиа, но и спрогнозировать-моделировать ситуацию к дате выборов.

Довольно часто Ю.Богомолов рассказывает о фактах запрета передач (отдельных сюжетов) для показа в эфире или о реакции высокопоставленных чиновников на некоторые программы. Заголовки резки: «Антисемитизм надо знать в лицо», «Правда для узкого круга: Михаил Леонтьев нашел политическое убежище на Первом канале», «Четвертая годовщина ОРТ: Это праздник со слезами на глазах», и т.п. В данных материалах – освещение ситуации с «расстановкой сил» на телевизионном рынке страны накануне выборов. В поле зрения автора – переходы известных тележурналистов, новые передачи о политике, финансовое положение телеканалов[256].

Итак, выступления Ю.Богомолова в целом можно охарактеризовать как оперативные отклики на события в телевизионной жизни России. Значительное количество его работ представляют собой аналитические корреспонденции о различных проблемах отечественной телеиндустрии, а также тематические обозрения телепередач. После начала сотрудничества с «Известиями» в его творчестве усиливается тема политики.

Анри Вартанов. Его материалы можно отнести к нескольким видам телевизионной критики. Выступая с регулярными ТВ-обозрениями в профессиональной печати в журнале «Журналист», телекритик являет профессиональной («внутрицеховой») ее вид. В то же время работы, представленные на страницах «Труда», можно назвать массовой телекритикой.

В творчестве постоянного телевизионного обозревателя «Труда» акцент сделан на творческую часть передач, тогда как околотелевизионные проблемы, как правило, остаются в стороне от анализа.

В 1993 году в сетке вещания общероссийских каналов много времени занимают иностранные сериалы, которые пользуются огромным успехом у аудитории. В то же время из эфира вытесняются передачи собственного производства телекомпаний. Уже в первых обозрениях теленедели А.Вартанов останавливает внимание на обозначенной проблеме: вспомнив проблематику сериалов («Просто Мария», «Санта-Барбара» и других), он приходит к выводу, что почти все подобные произведения имеют схожую тематическую линию, являют собой продукцию невысокого качества как по техническому уровню, так и по игре актеров. «Все это приводит к однообразной сетке вещания», – утверждает телекритик. Также не исключена и коммерческая выгода: стоимость сериалов, по словам А.Вартанова, с лихвой может окупиться за счет рекламы[257].

Одной из актуальных проблем для обозревателя является тема становления рыночных отношений на ТВ. «Рынок губит ТВ-искусство», – пишет он в 1993 году[258]. В результате своих многочисленных наблюдений, А.Вартанов пришел к выводу, что классика постепенно уходит с телеэкрана, уступая место развлечениям: «Ярких примеров в искусстве сейчас нет. … Спонсоры готовы вкладывать деньги в дешевые сюжеты незамысловатого сценария» [259].

Тему снижения качества вещания А.Вартанов трансформирует в подпроблемы: конкретная передача и ее спонсор; рейтинг как главный критерий существования конкретной телепрограммы; губительность рекламной индустрии для передач о культуре. «Работники ТВ не имеют права считать себя умнее своих зрителей», – реакция критика на снижающийся уровень телевизионной продукции. Он считает, что телевидение постоянно навязывает аудитории только то, что, так сказать, вписывается «в формат» определенного телеканала. Тем самым происходит манипулирование интересами телезрителей.

Выделим и тему политики на телеэкране. А.Вартанов рассказывает об отношении депутатов к телекомпаниям, пытается разобраться, почему данная тема стала едва ли не главенствующей на современном телевидении? «Политические баталии захлестнули эфир», – делает вывод обозреватель и анализирует предвыборные агитационные ролики, выступления соискателей места в Госдуме, комментирует официальные документы и законопроекты, касающиеся деятельности телевидения. Сравнивает чрезмерное увлечение ТВ политикой с наркоманией: «Теленаркомания для нас может обернуться настоящей бедой»[260].

В другом материале телевизионный репертуар характеризуется как «торжество пересортицы»: «Все выглядит натуженным и тусклым. Старые программы были гораздо продуманнее. … И оправдание этому есть – живем-то мы в век рынка…»[261] Позиция критика заключается в том, чтобы часть средств от рекламы была направлена на подготовку высокохудожественных передач, тем более что «для многих ТВ – единственное средство приобщения к культуре»[262]. Современность, отражаемую на телеэкране, телекритик характеризует как «ненависть и уныние»: пошлость, эксцентричность, словоблудие, никому не нужные выяснения отношений, политическая возня …»[263]

Главными событиями теленедели, по А.Вартанову, становятся не передачи, а деньги, которые в эфире важнее творчества[264]. Яркими заголовками обозреватель старается привлечь внимание аудитории к проблемам телевидения: «Последние новости из-за кулис», «Эфир – территория вражды?», «Умом эфира не понять?», «Свобода!.. Печально», и т.д.

Но вместе с тем под рубрикой «Эхо теленедели» эпизодически выходят материалы с позитивной оценкой. Данное явление характерно для творческого анализа первых двух лет работы телекомпании НТВ. А.Вартанов следит за судьбой данной телекомпании с первого дня ее выхода в эфир (10 октября 1993 г.), освещая на страницах «Труда» творческие успехи и разочарования телекомпании. Прежде всего, здесь отстаивается право выбора телезрителя на получение многоаспектной информации, точек зрения, которые являются оппозиционными официальной. Оценивая качество подачи информации, обозреватель называет НТВ «нормальным телевидением»[265].

Однако в середине 1995 г., в связи с переделом телевизионной собственности, внимание обозревателя к данной телекомпании снижается. Критике подвергается диктат рейтинга и финансов, уничтожая творчество. НТВ для А.Вартанова, по его словам, перестает быть «нормальным телевидением»[266].

Кроме того, в рассматриваемых нами обозрениях эпизодически происходило сравнение эфира общероссийских и региональных телекомпаний. Понимая, что у телекомпаний на местах меньше финансовых возможностей, А.Вартанов отмечет их близость к людям, усматривает в передачах региональных телекомпаний предпосылки к возможности возрождения диалога между телевидением и аудиторией.

Помимо отсутствия диалога ТВ со зрителем, отмечается также и постепенное исчезновение человека с экрана. Речь идет о герое с его постоянными социальными проблемами. Как он их решает? Об этом, судя по отзывам телекритиков, очень мало передач. Вместо простого человека на экране все больше спонсоров, артистов и бизнесменов. С экрана ушла стилистика. Телечиновникам безразличны не только мнения зрителей, но и мнения звезд. «Господа телевизионщики, проснитесь! Вспомните, для кого существуете! – призывает А.Вартанов и констатирует с сожалением: – Не слышат!» [267]

Мы считаем, что материалы данного автора в большинстве своем можно отнести к рецензирующему типу критики.

Леонид Захаров (творческий псевдоним, как указано в одном из его материалов, «Некто Б.Карлов»). Ведущий рубрики «Теленеделя» в «Комсомольской правде» 1990–92-х гг. Постоянно выдвигает идею независимого от политиков телевидения. Данный тезис иллюстрируется фактами-примерами о не допуске в эфир некоторых журналистских телепрограмм[268]. На страницах «Комсомольской правды» отстаиваются те зачатки гласности, что обрело советское общество в первые годы «перестройки».

В каждом ее выпуске как до, так и после перерыва в середине 1991 г., читателю предлагается взглянуть за кулисы ТВ. Б.Карлов ставит проблему авторитаризма на советском телевидении, доказывая, что «В последнее время действительность вновь стала раздваиваться. В окно мы видим одну жизнь, а по телевизору – совсем другую. Деполитизированную до неузнаваемости …»[269]

Также остро стоит вопрос об аудитории. Информационная программа «Время», по автору, нивелирует все факты. Кому интересно интервью с председателем сельсовета в день, когда штурмовали телецентр в Вильнюсе (13 января 1991 г.)? Однако об этом в правительственной программе – всего несколько предложений от ТАСС:

- «Так кому адресованы все эти передачи, сообщения, показуха? О простом смертном на ЦТ давно забыли. … Почему-то складывается впечатление, что подбор материала производится одним и тем же человеком по строго установленным нормам. … Шутки – не смешные, интервью – затяжные. … А где собственно информация? Может ли она быть без конкуренции?..» – негодует автор[270].

Однако среди негативных оценок телевизионной деятельности присутствует и позитив. Например, в материале «Давайте говорить ведущим комплименты», автор вновь останавливает внимание на программе «Время»: «Программа «Время» тоже мало-помалу становится интереснее, ищет новые формы подачи и анализа материала… Мне кажется, уже можно говорить (с некоторой долей условности, правда) о зарождении рынка информации. Лично я за то, чтобы борьба за потребителя… приобретала все более решительные формы…» [271] На наш взгляд, в данном утверждении заключена кульминация мысли ведущего.

В каждом выпуске «Теленедели» критик применяет прием сравнения телепередач как между собой, так и с зарубежными их аналогами (например, «Время» и «ТСН» противопоставляются информационному вещанию каналов Си-эн-эн и Эй-би-си). По нашему мнению, данный прием является также образовательным средством, так как аудитория через данную рубрику узнает ситуацию на зарубежном ТВ, тем самым, получая до сих пор запретную властями информацию.

Семь месяцев (май 1990 – январь 1991 гг.) – таков временной период существования первой «серии» данной рубрики в «Комсомольской правде». Затем наступила пауза, нарушенная 1 марта 1991 г. самим Б.Карловым. На «чердаке» четвертой полосы в рубрике «Закрытие недели» помещен материал «От нас ушла «Теленеделя». Открывался он небольшой карикатурой: маленький теплоход дает сильный прощальный гудок. Автор так объяснил смысл рисунка: «Прощальный залп в память о безвременно почившей «Теленеделе» [272].

Данный материал – попытка подведения итогов деятельности телевидения как вида СМИ и СМК за девять месяцев выхода рубрики. Авторские выводы неутешительны:

- «Теленеделя» себя полностью исчерпала. Писать о телевидении стало столь же скучно, как и смотреть его. Здесь так и не смогли избавиться от цензуры… – обосновывает Б. Карлов отсутствие ставшей уже постоянной рубрики. – Телевидение совершило резвый марш назад…»[273]

Здесь он указывает на «ошибки телевидения», которые, на его взгляд, привели к этому: а). «Близость к Президенту»; б). «Слишком четко и громогласно сформулирован новый курс…»[274]

Несколько месяцев спустя редакция «Комсомольской правды» реанимирует рубрику «Теленеделя». С 10 сентября по 3 декабря 1991 г. по вторникам читателям предложили 10 ее выпусков. Нам понятна причина восстановления рубрики: после событий, связанных с ГКЧП, постепенно ослабла монополия, а затем и вовсе было ликвидировано Гостелерадио СССР, а также взят курс на постепенное разгосударствление телевидения в нашей стране.

Разные темы телевизионной жизни побывали в поле зрения автора: неоперативные информационные выпуски, конкуренция между редакциями, исчезновение некоторых передач из эфира, увеличение рекламы на ТВ, и некоторые другие. В каждом из материалов мы отмечаем обилие примеров из только что завершившейся телевизионной недели. В каждом материале, по нашему мнению, присутствует четкая авторская позиция. Как правило, она негативная:

- «Не надо делать из фильмов, говорящих за себя, события…» (про показанный художественный фильм «Партийный билет». – Р.Б.)[275];

- «Родилась программа «Утро»: развлекательные номера навевают сон, новости – почти все из вчерашнего «Времени», беседы скучные и беспредметные…» (мнение о первом утреннем телеканале. – Р.Б.)[276], и другие.

Но были и позитивные отклики:

- «Очень хорошо, что тезис Кравченко (бывшего Председателя Гостелерадио СССР. – Р.Б.) «меньше политики – больше развлечений» начал воплощаться в ноябрьские праздники» [277].

Но, несмотря на попытки анализа, по нашему мнению, в рубрике уже не было прежней остроты авторских суждений, присущих ее первой серии (1990 г.) На первое место вышло развлечение аудитории. Так, рассказывается об увеличении количества иностранных сериалов на российском телевидении, больше стало портретных интервью с известными читателям ТВ-персонами (У.Оттом, В.Познером, Э.Сагалаевым и другими).

Подводя итог анализу рубрики «Теленеделя» отметим, что в большинстве своем в основу изученных нами выступлений заложены информационные поводы. Анализируя телепередачи, авторы выявляют связи между передачами и позицией руководства телеканалов, параллельно информируя читателей, что интересного было на ТВ.

В своей рубрике автор широко использует средства художественной выразительности: сравнение, иронию, метафору. Он редко остается нейтральным по отношению к объекту своего анализа. В его материалах широко используется ирония («сюжетец», «искренне поздравляю все телевидение», «тяжелый случай», «доигрались» и другие). Мы охарактеризуем рубрику термином инфотейнмент – информируя, развлекать. Это особенно видно по выпускам в середине и в конце 1991 года, когда речь шла не столько о разборе телевизионных передач, сколько о влиянии иностранных сериалов на наше общество.

В данной рубрике мы отмечаем нарушение одного из принципов журналистской этики: критиковать коллег только под своей фамилией. Мы считаем, что псевдоним можно объяснить неразвитостью телевизионной критики того времени в нашей стране. Выскажем и другое предположение: авторский псевдоним вызван нежеланием ведущего рубрики портить свою репутацию в телевизионных кругах. Как пишет С.Муратов: «Время от времени газетные рецензии подвергали критике передачи и фильмы, где солнце всегда в зените, а люди не отбрасывают теней. Но это не оказывало никакого воздействия на экранную практику» [278].

Ольга Кучкина. В своих материалах она освещает несколько проблем: отношение работников ТВ к телезрителям, обращение авторов телепередач к общечеловеческим ценностям и культуре, качество демонстрируемых программ, сюжетные линии в передачах, смешение подлинности и фальши на телеэкране, взаимопереплетение политики и творчества и т.д. Критик, как правило, негативно оценивает ситуацию на современном телевидении.

В одном из первых выпусков рубрики заявлен тезис, ставший для автора основным на протяжении всего времени выхода в свет. О.Кучкина представила его в виде резюме на конец очередной теленедели: «Рынок тщеславия – телевидение, – утверждает она. – Я призываю к совести, культуре, вкусу и ответственности… Рынок тще-славия. Ни-тщета, так сказать, философии. Наши будни» [279]. Подобное настроение, как явствует из содержательного анализа выступлений телекритика, в дальнейшем будет звучать лейтмотивом почти в каждом выпуске рубрики.

Почему? Этот вопрос она задает как работникам телевидения, так и телезрителям, в том числе и самой себе. Почему усиливается политизированность ТВ, почему герои передач становятся все циничнее, почему с экрана резко уходит русская классика? Подстать темам и заголовки: «Эфир кружит головы политикам и зрителям» (негативное мнение на беседу Э.Рязанова с Б.Ельциным, а также обзор «карнавала политических клипов»)[280], «Уж не пародия ли он?..» (негативная мини-рецензия на популярный в то время в Европе сериал «Твин Пикс»)[281], «В этой вавилонской разноголосице нам всем бы не помешало дворянское воспитание» (негативное мнение на передачу «Человек недели» и обзор ТВ-программ)[282], и другие.

- «Обидно, когда умные человеческие передачи идут днем и в самое несмотрибельное время, а в смотрибельное – по-прежнему голубые и размалеванные, глупые и бесчеловечные…» – размышляет телеобозреватель. О.Кучкина выражает свое негативное отношение к низкому художественному уровню многих передач телевидения того времени. Применяя прием сравнения человека с белым холстом, ведущая задает вопрос «что мы пишем на белом холсте?» и оставляет его без ответа[283].

Наряду с выступлениями с отрицательной оценкой, анализ содержания публикаций критика показывает, что в отдельных выпусках позитивно оценивает некоторые передачи. Так, в очередном обзоре под названием «Русская медитация» О.Кучкина приходит к выводу, что люди постепенно меняются с культурологической точки зрения: слушают, читают Солженицына, верят Ахмадуллиной[284]. Иногда О.Кучкина демонстративно отворачивается от политического экрана, поворачиваясь к художникам и другим деятелям искусства[285].

Особое внимание критика здесь – обыкновенному человеку. Улавливая фальшь и наигранность в экранных образах, О.Кучкина противопоставляет этому свою «формулу успеха»: «Человеку веришь. Как всегда»[286].

В каждом выступлении телевизионного критика присутствует четкая авторская позиция по одной или нескольким просмотренным телевизионным передачам. Много сравнений (например, первый выпуск обновленного «Взгляда» сравнивается с «рыбой, которую один раз уже ели»[287]), метафор: «грязь войны обращается в мрамор» – обзор телепередач, вышедших в эфир Дня Победы[288], первомай как «море красивых знамен» – впечатление об экранном образе Праздника весны и труда[289], «В начале апреля так хочется сказать: любовь и юмор правят миром. И хочется, чтобы так было и в другие месяцы года. А то все октябрь да октябрь…» – реплика на низкий художественный уровень многих телепередач[290].

Мы считаем, что данная рубрика стала продолжением «Теленедели» Б.Карлова. У них есть как сходства, так и различия. Выявим одинаковые черты:

1. Злободневность и оперативность выступлений. В каждом выпуске рассматриваются актуальные вопросы телевизионного творчества того времени. Авторы пытаются привлечь внимание аудитории к проблемам ТВ, а не только рассказать ей, что демонстрировалось по телевидению на прошлой неделе.

2. Временной период обобщения. В материалах уделяется внимание прошлой теленеделе (иногда теледекаде). Довольно часто ведущие обращаются к примерам из истории отечественного телевидения, чтобы таким образом проследить изменения на российском ТВ.

3. Разнообразие рассматриваемых проблем телевидения нашей страны.

4. Анализ объекта исследования. Анализ содержания данных рубрик показывает, что в своих выступлениях Б.Карлов и О.Кучкина не ограничиваются пересказом содержания передач. В материалах присутствует анализ только тех программ, которые обозреватели видели лично. Каждый выпуск «Теленедели» имеет определенную тему. Например, на неделе было показано несколько передач о музыкальных фестивалях – повод для разговора о состоянии музыкального эфира отечественного телевидения[291]. Факт начала показа новых сериалов лег в основу обзора качества содержания и актерских ролей в данных фильмах[292]; праздник также мог стать поводом для обзора телепрограмм[293] и т.д. Иногда выпуски посвящаются анализу одной передачи. В каждом выпуске выявлено обоснование актуальности рассматриваемой темы.

5. Четкая авторская позиция. Рассказывая о телевизионных передачах, обозреватели не только стремятся пересказать их содержание и передать суть, но и высказывают собственные мнения. Из оценок преобладают негативные и нейтральные. Таким образом, согласно обоснованию Б. Карлова по случаю введения новой рубрики в одном из ее первых выпусков, на наш взгляд, достигается возможность единения дежурного телеобозревателя с телевизионной аудиторией.

6. Анализ передач не с профессионально-журналистской точки зрения, а с позиции обычного телезрителя. Как правило, телевизионная продукция исследуется по принципу «нравится/не нравится» ведущему рубрики. Предмет обзора разнообразен – сетка вещания телеканалов, увеличение доли рекламного времени, информационная и художественная насыщенность программ, увеличение числа иностранной ТВ-продукции, в частности, сериалов и другие спектры телевизионной деятельности. В то же время, как показывает контент-анализ материалов, не выработано четких критериев для оценки. Почти не обсуждаются и профессиональные темы: качество и виды монтажа, сценарная, режиссерская и операторская работа. Мы считаем, таким образом ведущие рубрик стремились к достижению массовости своих материалов, простоты их восприятия для всех социальных групп аудитории «Комсомольской правды».

Вместе с тем у исследуемых медиарубрик имеется несколько отличительных черт:

1. В работах Б.Карлова большей частью акцент ставится на связь телевидения с политикой. По нашему мнению, это можно объяснить сильным влиянием Гостелерадио СССР на этот вид СМИ и СМК. Немало критических замечаний высказывается в адрес программы «Время», нами отмечены также негативные выступления о скандалах, связанных с закрытием передач, вызванных к жизни эпохой «перестройки» (например, «Взгляда», «600 секунд», «Телекурьер», «ТСН» и других), цензурой или некоторыми другими репрессивными мерами телевизионного начальства по отношению к редакциям данных телепрограмм[294].

О.Кучкина, в свою очередь, особое внимание уделяет просветительской функции телевидения. Тема культуры на ТВ преобладает почти в каждом выпуске ее рубрики. О.Кучкина считает, что идеальный экран тот, в котором передачи направлены на простого человека, а героям программ присущи доброта и порядочность. Цинизм, ложь, засилье политики на экране, игнорирование интересов телезрителей со стороны ТВ не могут оставить равнодушной ведущую.

2. Разная авторская стилистика. Выше мы отмечали, что выступления Б.Карлова и О.Кучкиной, как правило, имеют негативную (реже нейтральную) оценки деятельности ТВ. Однако к таким оценкам каждый автор приходит по-своему. Б.Карлов в своих выступлениях широко использует средства художественной выразительности: сравнение, иронию, эпизодически метафору. Его субъективный взгляд на российское телевидение при изложении материала постоянно подкрепляется иронией.

В отличие от Б.Карлова, О.Кучкина более сдержанна в стиле. Собственное мнение она часто выражает даже в заголовках. Например: «Жить по-зверски очень неудобно» (о передачах, посвященных Дню семьи)[295], «Заточка журналистских языков завершена» (обзор политики на экране)[296], «Где ты, розовый Фламинго?» (негативное мнение о передачах для детей)[297] и другие. Проблема, вынесенная в заголовок, раскрывается далее на многочисленных примерах из деятельности телевидения. О.Кучкина почти не пользуется сравнением, она констатирует факты – примеры передач, работающие на ее точку зрения. Но у нее свои особенности стиля: короткие порой до двух слов предложения, много метафор, иронии, отсутствие длиннот. И все это ради побуждения читателей-телезрителей к собственному анализу о работе ТВ.

Элина Николаева. Содержательный анализ публикаций показывает, что специфику творческого почерка телекритика можно охарактеризовать по следующим пунктам.

1. Постановка и описание проблем без их анализа. В материалах предпринимается попытка констатации спорных ситуаций. Так, широко освещается процесс создания ОРТ, формирование медиахолдингов, информационная война между телекомпаниями. Приоритет отдан политическим скандалам: серия отставок Председателей РТР в 1996–98 гг., фактам судебного преследования тележурналистов со стороны государственных служащих, вопросам акционирования ведущих общероссийских телекомпаний страны, а также отдельным конфликтным ситуациям внутри редакций[298]. Часто применяются информационные жанры: заметка и интервью с авторским послесловием. При этом постоянно присутствуют мнения компетентных лиц, разъясняющие читателям суть освещаемых событий.

2. Ставка на сенсационность темы, эпатажность стиля. Многие сообщения подаются как очередной скандал на российском ТВ. Заголовки выполнены в духе тактического авторского замысла: «Любимая передача властей – съемка Попцова»[299], «Останкино»: долгая и медленная смерть»[300], «Хамские господа»[301] и т.п.Отметим также высокомерные комментарии телеобозревателя, попытки спровоцировать конфликты с известными тележурналистами.

3. В материалах преобладает резко негативная оценка деятельности российского ТВ. Это сочетается с молодежным сленгом, свободным словообращением. При этом по нашему мнению, критика телевидения основана, прежде всего, на декларативном принципе, упомянутым в одном из обозрений под рубрикой «Парад пристрастий «ТелеГазеты»: «Обзывай и отрицай, в стране можно все» [302].

Вот несколько цитат:

- «Свистопляска послевыборной ночи», «Наверное, от нечего делать и отсутствия информации в эфире периодически появлялись всякие дурацкие ранее записанные сюжеты» (мнение по поводу телеэфира в ночь после парламентских выборов 1995 г. – Р.Б.)[303];

- «Телевизионщики почувствовали власть над умами, и, как и всякая власть, хотят читать о себе только то, что всласть» (так со злой иронией и ехидно подается сообщение, что «ТВ-6, Москва» не поделились с газетой текущей информацией. – Р.Б.)[304] и т.п.

4. Попытка сведения счетов с конкурентами, вовлечение аудитории в конфликт медиахолдингов. Относится к 1997–99 гг. Иногда телеобозреватель резко отвечает не только телеработникам, но и коллегам из других газет, не входящих в медиахолдинг СМИ, близких к мэрии Москвы, особенно если последние хотя бы косвенным образом упрекают «МК». В подобных материалах на первом месте – попытка ответить противникам, убедить аудиторию, что во всем виновата политика хозяев телекомпаний. Упреки выражаются в жесткой форме, с непременной иронией и наклеиванием ярлыков, использованием нелицеприятных эпитетов, сравнений, метафор, которые иногда переходят в оскорбления («тухнущие информационщики» (про НТВ), «гадость экрана» (про передачу ОРТ) и т.п.)[305] Кроме того, нами выявлено обращение к работнику ОРТ, содержащее в себе злую иронию и сарказм. Выступление озаглавлено «Королевство кривых экранов. Почему Разбаш не хочет разорить «МК»?» Тем самым читателю дается установка на скандальность публикации и претензии на некоторую сенсацию. Суть конфликта: «МК», на взгляд тележурналиста, грубо исказила суть его интервью, и он вынужден подать в суд. Э.Николаева обращается к нему не без иронии: «Так подайте же, наконец, в суд или заберите свои слова назад. А то как-то уже надоело сидеть и дрожать от страха…»[306]

Такой же прием применяется при упоминании об олигархах-политиках, конкурентах Ю.Лужкова: Б.Березовском и В.Гусинском, а также о популярных ведущих контролируемых ими телекомпаний. Эпитеты нелестные: «Кардиналы разбушевались», «Агент ТВ 6», «Памперс для ОРТ» и т.п.[307] В данных случаях всегда только отрицательные оценки, резкая, провоцирующая стилистика и постоянная ссылка на верный политический курс Ю.Лужкова.

Таким образом, подача информации о телевидении в творчестве Э.Николаевой, как правило, сопровождается описанием или комментариями к скандалам, а также освещением слухов. При этом тональность выступлений изобилует многочисленными экспрессивными лексическими единицами. Элементы анализа нами выявлены лишь эпизодически, однако, вместо этого телеобозреватель применяет прием детализации подробностей. Мы считаем, что материалы Э.Николаевой в совокупности в целом представляют собой описательный тип критики. Однако на протяжении хронологического периода настоящего исследования увеличивалась численность публикаций так называемой «желтой» телекритики, основанной, прежде всего, на освещении подробностей внутриредакционных ТВ-скандалов и эпизодически – светской жизни известных телеперсон.

Ирина Петровская. От частного к общему – таков принцип построения материалов телевизионного обозревателя. Начиная разговор о телевидении, она заостряет внимание читателя на наиболее ярком, неординарном факте деятельности ТВ на прошлой неделе.

Как правило, тема, обозначенная в первых строках материала, определяет лейтмотив выступления телекритика. Обозреватель, создав так называемое «тело выступления», выбрав стержень для очередного разговора с читателями, как бы «нанизывает» на него выбранные примеры, работающие на основную мысль выступления. В каждом выпуске рубрики анализу подвергаются не более 3–4-х передач. Анализ содержания материалов позволяет нам сделать вывод, что все они относятся к рецензирующему виду телевизионной критики. Ведя речь о конкретной передаче, И.Петровская ее препарирует: речь идет отдельно о содержательном, информационном, художественном, смысловом уровнях. Не остается без внимания и работа режиссера, оператора и монтажера.

Рассмотрим содержательно-тематическую составляющую материалов обозревателя.

- «В отсутствие реальных экранных событий вся пресса активно обсуждает грядущие отставки и назначения телечиновников… Снова стенка на стенку», – эти строки были опубликованы спустя семь месяцев после первого выпуска рубрики[308]. Однако, на наш взгляд, в них заложено не только отношение обозревателя к ситуации вокруг отечественного телевидения того времени, но и выражена своего рода программа, задается направление для анализа деятельности телевидения.

Как явствует из анализа содержания публикаций телекритика, как правило, в обзоре передач рассматривается не только творческое мастерство их авторов. Внимание И.Петровской направлено и на другие проблемы, которые невозможно обойти в процессе анализа: отношения между руководителями телекомпаний и политиками, ситуация с финансированием ВГТРК, коррупция на ТВ и т.д.

Очень эмоционален ее ответ работникам телевидения о необходимости профессиональной телекритика в России. В материале выражено отношение к современному телевизионному репертуару:

«ТВ изо дня в день показывает анти жизнь, где митингуют, стреляют и убивают, не утруждая себя показом просто жизни. Акцентируя внимание на негативе и предлагая в качестве позитива сладкиесказочки из заграничной жизни, ТВ само того не желая, формирует образ никчемной, ни на что не способной собственной страны». Далее – сравнение: «Обижаться на критику – все равно, что обижаться на врача, поставившего жестокий, но своевременный диагноз» [309].

Много места в материалах обозреватель уделяет информационным программам. Как происходит подача сообщений об одном факте разными телеканалами? Отмечая как положительные, так и отрицательные стороны в конкуренции за зрителя, И.Петровская рассматривает подачу новостей с точки зрения обычного человека, не имеющего представления и не желающего ничего знать о внутрикорпоративных журналистских разборках, их принадлежности к хозяину[310]. Такому зрителю хочется полезной для него информации. В анализе информационных программ попутными проблемами являются политика и журналистская этика.

Так, в обозрении от 13.I.96 г. речь идет о реакции телеканалов на вылазки вооруженных отрядов боевиков в Кизляре и Чечне. Пересказав, как происходило информирование зрителей, обозреватель делает вывод о скудности информации. Кроме данного заключения, И.Петровская обращает внимание читателей на вроде бы мелкую деталь: о трагедии сообщили в программе «Телеутро» ОРТ. При этом ведущая новостей улыбалась. «В результате – нонсенс, – возмущается И.Петровская, – пустая говорильня и радостные улыбки там, где у нормальных людей слезы» [311].

В большинстве материалов в «Известиях» автор использует прием сравнения и сопоставления освещаемой проблемы с подобными примерами в истории отечественного телевидения. На наш взгляд, тем самым читателям дается понять, что анализируемая проблема, с которой столкнулось ТВ, не нова для него, но из прошедшей ситуации тележурналисты вновь не извлекли уроков. Таким образом, такой подтекст работает на отрицательную оценку творческой деятельности современного российского телевидения.

В отличие от медийных рубрик Б.Карлова и О.Кучкиной в «Комсомольской правде», для которых в первую очередь важна содержательная часть передач, в обозрениях, подготовленных И.Петровской, по нашему мнению, акцент сделан на околотелевизионных проблемах. Программы лишь вписаны в их контекст.

Как видно из анализа содержания телеобозрений И.Петровской, анализ ТВ-передач осуществляется по двум направлениям:

1. Анализ структуры собственности федеральных телекомпаний. Данное направление представлено в описательном виде. Автор рассказывает аудитории о принадлежности того или иного телеканала к определенной финансовой группе, изучает поведение ее (группы) владельца на медиарынке, выдвигает версии о последствиях некоторых президентских указов и законопроектов Государственной Думы РФ[312].

Как показывает содержательный анализ, выступления о телевидении публиковались не только под рубрикой «Теленеделя с Ириной Петровской», но и были заверстаны в экономической, политической и бизнес-рубриках газеты.

Материалы, составляющие данную часть рубрики, связаны с политической темой. Она проявляется не только когда речь идет, например, о процессе акционирования определенной телекомпании или о переменах в стане руководства телевизионных редакций, но также и при анализе информационных передач или сюжетов. На многочисленных примерах И.Петровская доказывает высокую степень политической ангажированности определенных телекомпаний, рассуждая, что власть пытается перетянуть ТВ на свою сторону. При этом всегда есть ссылки не только на недавно увиденное в информационных выпусках, но и на мнения компетентных лиц, близких к телевизионному бизнесу[313].

Среди многообразия проблем видится необходимым подробнее остановить внимание на теме выборов. Как явствует из анализа содержания, данные выступления, как правило, несут в себе негативную (реже критическую) оценки: «Телевидение – дикое поле чудес. Именно на нем произрастает то, что потом, опомнившись, с горечью пожинает общество», – пишет И.Петровская за месяц до парламентских выборов 1995 г.[314] Откликаясь на события предвыборных марафонов, обозреватель выступает с аналитическими обзорами агитационных роликов кандидатов[315], ищет смысл в новых указах Президента РФ или законопроектах, касающихся телевидения[316], освещает стоимость предвыборного эфира[317], рассказывает о громких переходах и новых назначениях в телекомпаниях[318] и т.п.

2. Обзор-анализ телевизионных передач. В данной части работ отражены проблемы, с которыми столкнулось не только отечественное ТВ, но и современное общество. Увеличение передач, подготовленных по единому шаблону, кризис творческой мысли, повлекший копирование многих развлекательных программ из зарубежа, увеличение коррумпированности и массовая продажа эфирного времени – об этих проблемах идет речь почти в обзорах И.Петровской: «Выходит, что каналы не могут отстоять даже собственную продукцию. И всем все побоку», – возмущается обозреватель[319].

Говоря о политической агитации на ТВ, отметим, что телеобозреватель усматривает нелепости даже в том, как политические ролики располагаются в рекламных блоках. «И вот рядом выбор, извините, прокладок и будущего страны»[320].

Оценивая передачи, критик рассматривает их с точки зрения полезности для аудитории, оценивает функции телевизионной продукции. Анализ содержания материалов рубрики показывает, что они в большинстве своем имеют нейтральную или негативную оценки. Высмеивая профессионалов-пиарщиков нашего ТВ и людей, которым «пришла в голову мысль, что они достойны быть избранными в высший законодательный орган державы»[321], И.Петровская уверена, что все эти нелепицы – последствия болезни роста, и Россия находится на правильном пути взросления демократии. Вот пример:

«Известия», № 163 за 6 июня: «Как звали братьев Карамазовых, или Горе без ума». Вначале мы узнаем комичную историю об «Иване Ивановиче Демидове», у которого «есть три как минимум неоспоримых достоинства: … темные очки, … начальственная должность в компании «ТВ-6 Москва» …, почтение сотрудников», – считает И.Петровская. Также читатели получают информацию о «гениальной» программе Демидова «Обоз». Но вот ирония уступает место злой сатире, когда обозреватель вскрывает смысл «просветительского» хода в очередном выпуске «Обоза». Элементарные вопросы из классической литературы, задаваемые представителям шоу-бизнеса, поставили их в тупик. Оказывается, «занятие своим делом» (по словам одной из участниц передачи) освобождает человека от какого-либо намека на присутствие интеллекта и культуры.

Свой материал И.Петровская завершает ярко и вместе с этим обличительно: «По другую сторону экрана сидят молодые зрители и утверждаются в том, что пошлость, скудоумие, бескультурье – стандарт, норма жизни, залог успеха»[322].

Ощущается переход автора от комизма, иронии и сатиры к сарказму. Однако И.Петровская верит, что есть другое телевидение, способное показать молодежи настоящую жизнь, а не ее изнанку[323].

На авторскую оценку работают и заголовки материалов. Здесь можно выделить три группы. В первой, наибольшей по количеству, содержится скрытый упрек в сторону объекта анализа: «Как ОРТ двум президентам угодило» (о приуроченном к визиту в Россию президента Белоруссии А.Лукашенко показе фильма «Ненависть: дети лжи». Оценка: «чудовищная национал-шовинистическая агитка»)[324]; «Телебизнес хочет стать честным» (корреспонденция о первом международном телерынке)[325] и другие.

Вторая группа – заголовки с эмоциональной составляющей. Например: «Раненое общество» (реплика на передачи о войне в Чечне)[326]; «Скажи еще спасибо, что живой» (о сложных взаимоотношениях тележурналистов и телекритиков)[327]; «Не надо грязи!» (обзор развлекательных передач)[328] и т.д. Особенно резкими они стали в период анализа телевизионной предвыборной кампании 1999 г.: «В бой идут одни киллеры»[329], «Защитники и угодники»[330], «Удар сковородкой по голове – новейшая информационная технология»[331], «Звери от испуга скушали друг друга»[332] и т.п. Здесь выражено отношение телекритика к объекту анализа, убеждая читателей принять точку зрения и оценку обозревателя.

К третьей группе мы отнесли нейтральные заголовки. Здесь нет упрека работникам телевидения, не показывает обозреватель и своего настроения. Как правило, в данных работах не анализируются продукты деятельности ТВ, но повествуется об околотелевизионных фактах: «НТВ нажимает на газ» (РАО «Газпром» вошел в число учредителей телекомпании)[333]; «Туда. Сюда. Обратно» (комментарий к версиям о предстоящей передаче НТВ всего 4-го канала)[334]; и другие.

Среди материалов данной медийной рубрики мы выявили работы с элементами так называемой «желтой» телекритики. Отметим две публикации. 13.IV.1996 г. в «Известиях» помещен материал «Ведущий специального назначения», суть которого заключается в критической оценке передачи А.Невзорова «Дни» (ОРТ). В результате анализа ее сюжетов, И.Петровская резюмирует: «Невзоров не изменяет своим пристрастиям к дешевому пафосу и низкопробным спецэффектам»[335].

Через три месяца, 27.VII.1996 г., эта же газета опубликовала материал «Александр Невзоров – не сволочь». Как следует из анализа содержания, тележурналист подал претензию в Судебную палату по информационным спорам против И.Петровской. Поводом стало указанное выше выступление телевизионного критика. Судебная палата согласилась с аргументами тележурналиста. Иронизируя, обозреватель утверждает, что готова возместить А.Невзорову ущерб – «предоставить один канцелярский набор». Тон резок, оценка отрицательная. Тем самым, происходит ответный выпад в сторону ТВ, заочное выяснение отношений между И.Петровской и А.Невзорова. В заключение публикации с иронией говорится, что «Невзоров – честен и порядочен, о чем имеется соответствующее решение Судебной палаты»[336].

Второй факт выяснения отношений между И.Петровской и работниками телевидения выявлен в материале от 15.XII.1996 г. Речь в нем идет о состоянии современной телекритики в России. Анализируя очередное заседание «Пресс-клуба» и программу «Телескоп», обозреватель, цитируя собравшихся в студии, старается показать, что «телевидение самодостаточно. Не нужна ему никакая критика»[337]. Иронизируя над репликой известного тележурналиста (его фамилия не указана) «Телекритика – вещь опасная. За это убивают», И.Петровская в названии материала определяет тему: «Скажи еще спасибо, что живой». Авторский вывод: «Самодостаточность телевидения ни к чему хорошему для него не приведет. Потому что самодостаточность гибельна»[338].

В своих работах И.Петровская широко использует сравнения, обращение к прошлому отечественного ТВ, фрагменты фольклора: анекдоты, пословицы, цитаты из песен. По нашему мнению, тем самым автор старается облегчить восприятие материала читателем. Значительное место в текстах также занимает ирония. Заголовки: «Голосуй, или Хрюшей станешь!» (о предвыборной агитационной акции «Голосуй или проиграешь!»), «Обманули дурака?» (обзор юмористических передач) и другие.

Таким образом, телевизионные обозрения И.Петровской, по нашему мнению, представляет собой оперативную реакцию на события в телевизионном пространстве России. Отметим отличия медиарубрик И.Петровской в «Независимой газете» и «Известиях» от подобных рубрик «Комсомольской правды».

Во-первых, И.Петровская рассматривает передачи с точки зрения их функциональной характеристики. Основные вопросы здесь – что полезного для аудитории несет тот или иной телевизионный продукт? Является ли предложенное на прошлой неделе информацией, или это только повторение пройденного, пересказанное на новый лад? Важным для анализа является также и эффект заинтересованности зрителя: «ради чего я должна смотреть эту передачу?»

Во-вторых, И.Петровская каждую анализируемую передачу помещает, так сказать, в контекст ситуации сегодняшнего дня. Для данного обозревателя характерно не только выявление творческой составляющей конкретной программы, но и анализ ее сквозь призму политической и социально-экономической ситуации в стране. Особенно это касается передач о политике.

В-третьих, как явствует из анализа содержания, в рубриках «Комсомольской правды» критика ТВ-передач ведется на субъективном уровне, т.е. по принципу «нравится/не нравится» передача. «Теленеделя с Ириной Петровской» представляет собой разбор программ по нескольким критериям: функциональная принадлежность, творческое мастерство ее авторов степень информационной насыщенности текста, качество обнародованных фактов и некоторым другим. Тем самым происходит более глубокий анализ телевизионных программ.

И.Петровская отождествляет себя с обычным телезрителем, не беря на себя роль судьи, выносящего приговор телевидению. Телекритик хочет, чтобы общество обратило пристальное внимание на этот популярный вид СМИ, жизненно важный для успешного развития самого общества.

Лидия Польская. Спецификой ее материалов мы считаем следующее:

Максимум анализа, минимум описания. Каждая авторская публикация представляет собой аналитический обзор телевизионных передач за определенное время. При этом смысловой акцент сделан на зрительском восприятии: регулярно обсуждается художественная, информационная, эстетическая составляющие вещания. Телевидение всегда рассматривается как неотъемлемая часть общества, все теснее связанное с политикой. По мнению Л.Польской, какова страна – таково и ее телевидение: «Страна в хаосе, телевидение в хаосе, в переменах и на развилке. Кажется, будто имеешь дело с черновиком, переписывать который набело никто не успевает…»[339]

Большая часть материалов Л.Польской опубликована в первой половине 1990-х гг. Направление анализа можно определить как «Общество сквозь призму телевидения». В частности, постоянно рассматриваются взаимоотношение ТВ и аудитории, усиливающийся процесс коммерциализации эфирного времени, увеличение внимания телеэкрана к зарубежным телесериалам и игровым программам. Оценка ситуации, как правило, негативная. В одном из материалов про рейтинг телепередач, Л.Польская обращается к руководителям телекомпаний:

- «Почему среднерусский читатель-телезритель … должен сострадать латиноамериканским миллионерам, вместо того, чтобы упиваться историями из богатой отечественной жизни?» [340] Через два месяца она добавляет: «Кончилось время телевидения, которое на первое место ставило политический ангажемент. Пришло время равнодушия, которое, быть может, и есть показатель здоровья»[341].

По нашему мнению, тем самым телекритик старается разобраться в ситуации, определить в первую очередь для себя моральные приоритеты, постоянно трансформирующиеся под воздействием смены политических режимов в стране. Должно ли телевидение обращать внимание на положительных героев или достаточно одной неприкрытой правды жизни? Какова основная функция ТВ в постперестроечное время? Какова роль телезрителя для работников ТВ? Данные вопросы волнуют телеобозревателя более других.

Большая часть материалов Л.Польской содержит в себе политическую тему. Так, в серии обозрений критик приходит к выводу о низком художественно-эстетическом и познавательном уровнях многих современных телепередач. Одну из причин она видит в крайне малом финансировании проектов государственных телеканалов: «Останкино» и РТР. «Откуда взяться качеству, если в бюджете этого качества не предусмотрено?» – иронизирует критик[342].

В публикациях Л.Польской регулярно применяется прием сравнения. Телевидение сравнивается с неповоротливым монстром, с чудаком, не желающим понять и принять реалии новой жизни, с джинном:

- «Пока же телевидение, как джинн, вырвавшийся из кувшина, помыкает теми, кто должен управлять процессом и определять несложные концепции. Все зависит только от профессионализма» [343].

Этот упрек, по нашему мнению, служит некоторым предупреждением работникам телевидения о неизбежных в таком случае перспективах:

- «В скором будущем, когда появится кабельное ТВ, начнут вещание частные сети, два «главных» могут затеряться. И никто не побежит искать и аукать их»[344].

- «Программа телевидения на неделю – это пока вовсе не программа, а просто перечень передач, «законченных производством» к данному моменту. К тому же перечень условный, поправки не возбраняются», – ставит «диагноз» телеобозреватель деятельности ТВ за 1991 год. По мнению Л.Польской, на телевидении, вслед за обществом, произошел крах и упадок[345]. Из заголовка материала следует, что кроме астролога, больше никто не сможет помочь стране (и федеральному телевидению) выйти из кризиса.

Скрупулезный анализ плюсов и минусов работы отечественного ТВ приводит телекритика к отрицательной его оценке. Телекритик считает, что отыскать позитивные примеры на телеэкране все сложнее.

В середине временного периода число материалов Л.Польской намного сократилось. Связано это с переходом телеобозревателя на работу в телекомпанию «REN-TV». Однако анализ ее дальнейших эпизодических публикаций позволяет нам сделать вывод о некотором изменении своей позиции, характерной для начала 1990-х гг. Например, нет того резкого отношения к навязчивой телерекламе, в нейтральных тонах речь идет о развлекательном формате вещания всего российского телевидения: «Из телевизионной рекламы сделали врага народа. Но так ли уж она плоха? Она никогда не приказывает – все зависит от вас! Реклама старательно выращивает класс покупателя» [346].

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в большинстве своем обозрения телевизионных передач Л.Польской можно отнести к проблемно-постановочному и рецензирующему типам критики. При этом критик предпринимает попытки «разобраться в принципах», определить сначала для себя, а затем и для обсуждения в материалах критерии оценок телевидения как средства массовой коммуникации.

Слава Тарощина. Данный автор начал свои постоянные телеобозрения в «Литературной газете» со второй половины 1995 года. Материалы С.Тарощиной развивают идеи, выраженные в публикациях Л.Польской: анализ художественного вещания, связь ТВ и политики, оценка творчества известных тележурналистов. Значительное количество выступлений содержит в себе критическую оценку телерепертуара. Однако наряду с выявлением и констатацией творческих проблем ТВ, телекритик предлагает свои соображения по их решению. Например, «обратить внимание на просветительские передачи, а не только на бесконечные игры, песни, танцы и пошлейшие шутки. Ведь понятно же – без просветительской функции телевидение загибается»[347].

«Отечественное ТВ, увы, пока не стало искусством возможного», – к такому выводу приходит критик, обозревая телепередачи за 1995 год. По ее мнению, телевидение можно охарактеризовать как «искусство отраженного света». Словосочетание обосновывается: «Каналы действительно разные, а вот идеи, приводящие их в движение, на редкость стереотипны и идентичны»[348]. С.Тарощина уделяет значительное место выявлению творческих идей в телепередачах.

Как показывает контент-анализ, тактической целью серии обозрений С.Тащиной, по нашему мнению, можно считать убеждение адресата в полном отсутствии интереса со стороны телевизионного руководства к пожеланиям телезрителей. «Вас обманывают», – в подтексте указывает С.Тарощина, обращаясь к аудитории.

На тактическую цель очень удачно «работают» заголовки к выступлениям. В них содержится авторское отношение к предмету критики. Применяются, в частности, такие средства художественной выразительности, как метафора и сравнение, ирония, сарказм. Приведем примеры заголовков: «Из искры возгорится пламя» (надпись над крематорием)»[349]; «Плавание в унитазе стилем баттерфляй»[350]; «Рейтинг от тещи Ганапольского»[351] и т.п.

Стратегической же целью, на наш взгляд, становится желание автора сформировать определенное общественное мнение (как явствует из текстов материалов – негативное) и таким методом добиться конструктивного творческого диалога директоров телекомпаний с аудиторией, учета мнения телезрителей при программировании сетки.

На протяжении временного периода телекритик окончательно развеивает миф о независимости телекомпаний. По его мнению, современному ТВ не подходит понятие «презумпция порядочности». На примерах доказывается, что «все моральное разбито параличом»[352]. С новыми идеалами на ТВ – «швах». Все шоу содержательно едины. На ТВ введено что-то вроде крепостного права: все, кто родился там, должен появляться постоянно. «Хоть бы Юрьев день ввели, что ли…» – с сарказмом негодует автор. – Ленивые и нелюбопытные на главных телевизионных каналах»[353].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.)