АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Двенадцать убеждений в отношении богослужения

Читайте также:
  1. Бергер о взимоотношении личности о общества.
  2. В отношении жалоб о неоказании медицинской помощи
  3. ДВЕНАДЦАТЬ ПРАВИЛ УХОДА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ
  4. Изволение Божье в отношении вашей церкви
  5. Как квалифицировать содеянное, если виновный, совершая насильственные действия в отношении начальника, причинил тяжкий вред его здоровью?
  6. Лица состоят в отношении друг друга в родстве
  7. Методы убеждений: с точки зрения риторики, тактики и психологии
  8. Об отношении рабочей партии к религии
  9. Политика правительства в отношении искусства
  10. Права родителей в отношении детей
  11. Права родителей в отношении детей

 

1. Только верующие могут по-настоящему поклоняться Богу. Направление поклонения идет от верующих к Богу. На богослужении мы возвеличиваем Божье имя, когда выражаем Богу свою любовь и посвященность. Неверующие просто не могут этого делать. В церкви Седлбек у нас есть определение богослужения: поклонение Богу выражает нашу любовь к нему за то, Кто Он есть, что Он сказал и что делает.

Мы считаем, что есть много подходящих способов выражения нашей любви Богу. Сюда входит молитва, пение, благодарение, слушание, сбор пожертвований, свидетельство, доверие, послушание Его Слову и др. К Богу, а не человеку направлено наше внимание во время богослужения.

 

2. Для того чтобы поклоняться Богу, не нужно здание. Деян. 17:24 гласит: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет". Следовало ожидать такого подхода от церкви, которая существовала 15 лет и достигла свыше 10 тысяч по посещаемости, не имея своего здания. Я думаю, что мы ясно это показали.

К сожалению, многие церкви обуреваемы навязчивым комплексом строительства. Никакому зданию (или отсутствию его) не должно быть никогда позволено контролировать, ограничивать или отвлекать людей от поклонения Богу. В здании нет ничего плохого, если вы не поклоняетесь ему вместо Творца. Иисус сказал: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20).

 

3. В богослужении нет правильного "стиля". Иисус предъявил лишь два требования к истинному богослужению: "Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан. 4:24).

 

Стиль богослужения, которому мы отдаем предпочтение, свидетельствует больше
о наших культурных вкусах, чем о нашем богословии.

 

Я не думаю, что Бог обижается или даже переживает по поводу различных стилей богослужения, только бы они проводились в духе и истине. Фактически, я убежден, что Богу нравится многообразие! Помните, что от Него происходит все разнообразие.

Стиль богослужения, при котором мы чувствуем себя удобно, больше говорит о нашей культуре, чем о богословии. Споры по поводу стиля богослужения почти всегда носят социологический и личностный характер, облекаясь при этом в богословские термины.

Каждой церкви нравится думать, что ее стиль богослужения самый библейский. Истина же в том, что нет Библейского стиля поклонения Богу Каждое воскресенье истинные верующие во всем мире воздают славу Иисусу Христу используя при этом тысячи одинаково достойных способов выражений и стилей.

Вне зависимости от стиля, истинное поклонение Богу употребляет как правое полушарие мозга, так и левое. В нем задействованы как эмоции, так и интеллект, сердце и разум человека. Мы должны поклоняться в духе и истине.

 

4. Неверующие наблюдают то, как верующие поклоняются Богу. Неверующие могут наблюдать радость, которую мы испытываем. Они могут видеть, как мы ценим Божье Слово, как мы откликаемся на него, и как Библия дает ответ на проблемы и вопросы жизни. Они могут обращать внимание на то, как поклонение Богу ободряет, укрепляет и изменяет нас. Они могут даже ощутить в служении сверхъестественное присутствие Бога, хотя не в состоянии объяснить этого.

 

5. Богослужение - это мощное свидетельство для неверующих, если ощущается Божье присутствие и если понятна проповедь. В Деян. 2 в день Пятидесятницы Божье присутствие было столь очевидным в богослужебном собрании учеников, что это привлекло внимание неверующих по всему городу. Деян. 2:6 гласит:"... собрался народ". Мы знаем, что там, должно быть, собралось огромное множество людей, потому что в тот день были спасены 3 тысячи человек

Почему были обращены эти три тысячи? Потому что они испытали Божье присутствие и поняли проповедь. Оба эти элемента существенны для того, чтобы богослужение было свидетельством. Во первых, на богослужении должно ощущаться Божье присутствие. К Христу обращается больше людей, испытав Божье присутствие, чем от всех наших аргументов апологетики вместе взятых.

 

На истинном богослужении ощущается присутствие Божье, предлагается
Божье прощение, открываются Божьи цели и явлена Божья сила.

 

Очень мало людей, если вообще такие есть, обращаются к Христу на чисто интеллектуальном основании. Именно осознание Божьего присутствия растопляет сердца и устраняет барьеры умственного восприятия.

Одновременно богослужебное собрание и проповедь Слова должны быть понятны. В день Пятидесятницы Святой Дух чудесным образом перевел проповедь на слова, понятные каждому человеку. Собравшиеся неверующие сказали: "Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божьих" (Деян. 2:11, курсив добавлен). Их обращение произошло как следствие этой способности понимания, Хотя Божье присутствие в служении было очевидным, они бы не знали, что делать, если бы не могли понять проповедь.

Существует тесная связь между богослужением и евангелизацией. Цель евангелизации - дать поклонников Богу. Библия говорит нам, что поклонников Отец ищет Себе" (Иоан. 4:23), поэтому задача евангелизации состоит в призвании людей, поклоняющихся Богу.

Одновременно именно поклонение Богу вызывает побуждение проводить евангелизацию. Оно производит в нас желание рассказывать другим о Христе. В результате своего мощного поклонения Богу (Ис. 6:1-8) Исаия сказал: "Вот я, пошли меня!" Истинное поклонение Богу вызывает у нас побуждение свидетельствовать.

При истинном поклонении Богу ощущается Его присутствие, предлагая Божье прощение, открываются Божьи цели и явлена Божья сила. На мой взгляд, это звучит, как идеальный контекст для евангелизации! Я метил, что когда неверующие наблюдают, как верующие разумно и искренно общаются с Богом, то это и у них вызывает желание познать Его.

 

6. Бог ожидает от нас отзывчивости к страхам, проблемам и нуждам неверующих, когда они присутствуют на наших богослужебных собраниях. Этому принципу учил Ап. Павел в 1 Кор. 14. В стихе 23 Ап. Павел велит, чтобы на общем богослужении были ограничены языки. По какой причине? Говорение на языках кажется неверующим глупостью. Ап. Павел не сказал, что языки - это глупость, но что они кажутся глупостью для неверующих. "Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?" (1 Кор. 14:23).

Я считаю, что за этим советом Коринфской церкви стоит очень крупный принцип. Мысль, которую здесь выражает Ап. Павел, состоит в том, что мы должны хотеть приспосабливать практику своего богослужения, когда на нем присутствуют неверующие. Бог велит нам быть отзывчивыми на замешательство неверующих на наших богослужениях. Быть отзывчивыми к ищущим душам на наших богослужениях - это Библейская заповедь.

Хотя Ап. Павел никогда не использовал термин "отзывчивый к ищущим душам", он определенно первым выдвинул эту мысль. Он очень заботился о том, чтобы не ставить преткновения перед неверующими. Он писал Коринфской церкви: "Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией" (1 Кор. 10:32). Он также советовал церкви в Колоссах: " Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем" (Кол. 4:5, курсив добавлен).

Когда у вас дома к обеду есть гости, то разве не ведет себя ваша семья по-другому, чем когда за столом находится только ваша семья? Конечно, да! Вы обращаете внимание на нужды своих гостей, стараясь обслужить их первыми. Еда может быть та же самая, но вы берете лучшую посуду или подаете блюда с большей выдумкой. Беседа за столом обычно более чинная. Разве это лицемерие? Нет. Делая все это, вы проявляете отзывчивость и показываете своим гостям уважение. Точно так же духовная пища остается неизменной на призывном богослужении, но подается она с большей выдумкой и с учетом того, что есть гости.

 

7. Чтобы быть призывным, богослужебное собрание не должно быть мелким. Проповедь Слова не должна подвергаться компромиссу, она просто должна быть понятной. Делать служение "удобным" для далеких от церкви людей не означает менять ваше богословие; это означает изменение обстановки на служении, Изменение обстановки можно производить через то, как вы приветствуете посетителей, какой стиль используете, какой перевод Библии берете для проповеди и какой характер объявлений, которые вы делаете во время служении.

 

Делать богослужение "удобным" для далеких от церкви людей не означает изменить своё богословие. Это означает изменение обстановки.

 

Проповедь не всегда удобна; фактически, иногда Божья истина очень неудобна! И все же мы должны преподавать весь совет Божий. Призывный характер богослужения не ограничивает то, что вы должны сказать, однако влияет на то, как вы это скажете.

Как упоминалось в предыдущей главе, далекие от церкви люди не просят разбавленной проповеди, - когда они приходят в церковь, то ожидают услышать Библию. Однако они хотят услышать, как Библия соотносится с их жизнью, в понятных им терминах и в таком тоне, который показывает уважение к ним и заботу о них. Они ищут решений, а не упреков.

Неверующие сражаются с теми же глубокими вопросами, которые есть и у верующих: "Кто я? Откуда я? Куда иду? Имеет ли жизнь смысл? Почему в мире есть страдание и зло? В чем моя цель в жизни? Как мне научиться ладить с людьми?" Это, безусловно, не мелкие вопросы.

 

8. Нужды верующих и неверующих часто одинаковы. Они очень различаются в некоторых направлениях, однако очень похожи в других. Фокус внимания призывного богослужения направлен на общие нужды как верующих, так и неверующих.

 

Призывный характер вашего богослужения не ограничивает то, что вы скажете,
но влияет на то, как вы это скажете.

 

Например, и верующие, и неверующие нуждаются в познании того, какой в действительности Бог; и тем, и другим нужно понимать цель жизни; и тем, и другим нужно знать, почему и как прощать другим; и тем, и другим нужна помощь в укреплении супружеских отношений и семьи; и тем, и другим нужно знать, как справляться со страданиям, горем и болью; и тем, и другим нужно знать, почему вещизм столь разрушительная сила. Обретя спасение, христиане не перестают испытывать нужды.

 

9. Лучше всего специализировать богослужения в соответствии с их целью. Большинство церквей стремятся евангелизировать погибающих созидать верующих на одном и том же служении. Если вы отправляете смешанные сигналы, то получите смешанные результаты. Попытка попасть в две цели из одного ружья в результате дает неудачу.

Подготовьте одно богослужебное собрание для созидания верующих, а другое собрание для евангелизации не посещающих церковь друзей, которых приводят члены вашей церкви. В церкви Седлбек служение для верующих совершается вечером в среду, а призывное служение проходит в субботу вечером и в воскресенье утром. В таком случае вы можете использовать различные стили проповеди, пения, молитвы и другие элементы, которые соответствуют каждой цели.

Когда я начинал организовывать церковь Седлбек, то спросил у не посещающих людей, когда им лучше всего посещать церковь. Буквально каждый из них сказал: "Если посещать, то в воскресенье утром". Я также просил членов нашей церкви, когда им лучше всего приводить своих неверующих друзей. Они также сказали, что в воскресенье утром. Даже в сегодняшней культуре люди продолжают думать о воскресенье, как о времени, "когда ходят в церковь". Поэтому мы решили использовать утреннее воскресное служение для евангелизации, а вечернее служение в среду - для созидания.

В евангелизационных служениях нет ничего нового; только мысль об использовании воскресного утра в качестве евангелизационного служения - это недавняя вариация. В начале этого века воскресные вечера были повсюду признаны в церквях как "евангелизационные служения". Есть еще некоторые церкви, которые объявляют евангелизационное служение в воскресенье вечером, хотя едва ли приходит много неверующих. Даже верующие не любят посещать в воскресенье вечером! Они в продолжение десятилетий голосовали по этому вопросу "ногами".

 

10. Богослужение, ориентированное на ищущие души дополняет личную евангелизацию, а не заменяет ее. Людям легче принимать решение следовать за Христом, когда такое решение поддержано многими знакомыми. Призывное служение обеспечивает групповое свидетельство для поддержки и утверждения личного свидетельства членов церкви.

 

Служение, ориентированное на ищущие души, должно
поддерживать личную евангелизацию, а не заменять ее.

 

Когда неверующий посещает призывное богослужение с другом, который ему свидетельствует, то он видит множество людей и думает: "Здесь так много других людей, которые тоже верят. В этом, наверное, что-то есть".

Есть невероятно убедительная сила в свидетельстве множества верующих, которые вместе поклоняются Богу. По этой причине, чем большим становится призывное богослужение, тем более значительным средством евангелизации оно становится.

 

11. Нет стандартного пути в устройстве призывного богослужения. Это происходит по той причине, что неверующие неодинаковые! Некоторые хотят такое богослужение, чтобы ощущать себя его частью; другие хотят пассивно сидеть и наблюдать. Некоторым нравится спокойное, рассудительное служение; другим - высоко энергичное служение. Стиль, который лучше всего срабатывает в Южной Калифорнии, не будет, вероятно, получаться в Новой Англии, и наоборот. Нужны разные виды служении для привлечения разных ищущих душ.

Есть лишь три бесспорных элемента призывных богослужений: (1) обращаться с неверующими с любовью и уважением; (2) соотносить служение с их нуждами и (3) делиться Словом практично и понятно. Все другие элементы - это второстепенные вопросы, от которых церковь не должна зависеть.

Впервые я начал давать церквям советы о создании призывных богослужений около 20-ти лет тому назад.

 

В церкви огромное число неверующих
привлекает именно перемена жизни!

 

Сейчас, когда этот тип служении получил много отзывов в печати, я иногда замечаю, что люди уделяют повышенное внимание менее значительным факторам. Их беспокоит отказ от кафедры, парадной одежды, а также вопрос о том, ставить или не ставить драму каждую неделю, как если бы все это могло само по себе привести в их церковь толпы неверующих. Они ошибаются, Если бы все ищущие души искали только качественной постановки служения, то они бы сидели дома и смотрели телевидение, где в производство одной получасовой программы вкладываются миллионы.

На деле, огромное количество неверующих влечет к церкви перемена жизни людей - много перемен. Люди хотят идти туда, где меняется жизнь, где исцеляется боль и где восстанавливается надежда.

В церкви Седлбек повсюду видно перемену жизни. Почти на каждом призывном служении мы включаем свидетельство человека или супружеской пары, в жизни которых силой и любовью Христа произошла драматическая перемена. Скептикам трудно возражать против такого еженедельного парада "довольных клиентов".

Церковь Седлбек ставит в тупик предубедительное отношение к церквям, которые проводят служения для ищущих душ, фактом приведения к Христу тысяч неверующих, невзирая на самые неподходящие и трудные обстоятельства. Представьте себе церковь, которая меняет помещения, у неверующие приходят и сидят в палатке, которая замерзает зимой, где сыро и мокро в дождливую весну, которая раскалена летом и которую осенью пронизывает ветер. Представьте себе церковь, где люди ставят машину за три километра, когда это необходимо, и стоят на улице под зонтиками во время дождя для того, чтобы посетить богослужение. Когда изменяется жизнь, то проблемы, которые при других обстоятельствах могут показаться для церкви невыносимыми, решаются как пустяковые.

На каждом богослужении в церкви Седлбек мы приглашаем людей заполнять регистрационную карточку и петь псалмы. Мы собираем пожертвования. Раздаем листки с планом проповеди, на которых записаны стихи из Библии, и предлагаем время для посвящения. Хотя я слыхал от некоторых людей, что все это ничего не дает для привлечения в церковь, все же свыше семи тысяч неверующих зарегистрировали свое посвящение Христу в церкви Седлбек, а тысячи других обдумывают такое решение, когда из недели в неделю приходят снова. Значение имеет то, как вы все это делаете.

Новые подходы и приемы - это лишь средства. Для привлечения неверующих вам не обязательно использовать драму, средства массовой информации, иметь прекрасное здание и удобную площадку для стоянки машин. Все эти вопросы только облегчают. Прошу вас понять, что советы, которые я даю в следующих двух главах - это лишь общие направления и предложения на основе того, что получилось в церкви Седлбек. Не обращайтесь с ними, как с 10-ю заповедями. Даже я не стал бы делать все, что мы делаем в Седлбек, если бы был в другом конце страны. Вы должны узнать, что в ваших местных условиях получается лучше всего для привлечения ищущих душ.

 

12. Для проведения призывного богослужения нужны преданные утвержденные верующие. В 1 Кор. 19-20 Ап. Павел говорит, что когда мы в служении думаем лишь о своих собственных нуждах, то поступаем, как дети и как незрелые. Члены церкви показывают невероятную духовную зрелость, когда рассматривают нужды, опасения и проблемы неверующих и желают в служении поставить эти нужды выше своих собственных.

В каждой церкви есть постоянное напряжение между понятиями "служение" и "служить нам". В большинстве церквей, в конце концов, равновесие склоняется в сторону восполнения нужд членов церкви, потому что они оплачивают счета. Завести призывное служение означает целенаправленно повернуть весы в противоположном направлении - в сторону неверующих. Для этого нужны члены церкви, которые желают создать безопасную обстановку для неверующих за счет своих собственных вкусов, традиций и удобств. Требуется огромная духовная зрелость, чтобы добровольно уйти из "зоны комфорта".

Иисус Христос сказал: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Матф. 20:28). Пока такое отношение беззаветного служения не пропитает разум и сердце членов вашей церкви, она не будет готова начать призывное служение для ищущих душ.

 


Подготовка
призывного
богослужения

 

Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь?

1-е Послание к Коринфянам 14:23

Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
Послание к Колоссянам 4:5

Возрастая в христианской семье, я часто испытывал разочарование, когда приводил в церковь неверующих друзей. Казалось неизбежным, что всякий раз, когда я приводил с собой на служение своего друга, то именно в это воскресенье мой отец проповедовал о десятине, гости-миссионеры показывали слайды или проводилось служение, посвященное причастию - все это не то, что нужно было услышать и испытать моим неверующим друзьям.

А в те дни, когда я не приводил в церковь своих погибающих друзей, проповедь часто была о плане спасения. Я думал: "Жаль, что здесь сегодня со мной нет друзей!" Из недели в неделю я не знал, будет ли служение "безопасным", чтобы мне привести неверующих. Направление проповеди было всегда непредсказуемым, переходя от евангелизации до созидания и наоборот. Тот же подход я заметил и в церквях, которые посещал, учась в колледже. Постепенно я оставил затею приводить неверующих в церковь. Это не было сознательным решением - я просто устал от неудач.

Большинство церквей редко привлекают неверующих на свои служения, потому что члены церкви испытывают неудобство в приведении их в собрание. И неважно, как много пастор призывает членов церкви приводить в собрание друзей, и сколько начато программ посещения, результат одинаковый: большинство верующих так и не приводят своих погибающих друзей.

Почему это происходит? Есть три важные причины. Первая, как я уже упоминал, в непредсказуемости цели проповеди. Члены церкви из недели в неделю не знают, будет ли пастор произносить евангелизационную проповедь или назидательную. Во-вторых, служение не предназначено для неверующих; многое из происходящего в церкви им непонятно. В-третьих, члены церкви могут испытывать неловкость из-за качества служения.

 

Увеличить размер вашей церкви очень просто:

приводите больше посетителей!

 

Если бы вам удалось вызвать типичного члена церкви на совершенно откровенный разговор о церкви, то он, вероятно, сказал бы следующее: "Я люблю свою церковь. Мне нравится наш пастор. Лично для меня все, что происходит на наших служениях - это благословение. Церковь восполняет мои нужды, однако... мне и в голову не придет пригласить неверующих друзей с работы, потому что на служении им будет все непонятно. Проповедь предназначена для меня, пение для меня, молитвы совершаются так, чтобы мне было понятно, и даже объявления делаются для меня. Мои друзья немного поняли бы из нашего служения". По иронии, он одновременно испытывает также чувство вины, потому что не приглашает своих друзей.

Увеличение размера вашей церкви не требует интеллекта создателя ракет: вы просто должны приглашать больше посетителей! Никто не станет членом церкви, если сначала не посетит ее. Если из года в год вас посещает мало людей, то в вашей церкви будет еще меньше новых членов. Собрание людей - это еще не церковь, но для разрастания церкви нужно сначала привлечь в собрание людей.

Какой наиболее естественный путь увеличения количества посетителей в вашей церкви? Внушить членам церкви чувство вины за то, что они не приглашают друзей? Нет. Вывесить огромный плакат со словами "Добро пожаловать в нашу церковь"? Нет. Делать холодные посещения домов вашего поселка? Вероятно, нет. Провести соревнования по посещаемости? Едва ли. Использовать телевидение или рекламу? Опять не то.

Ответ вполне прост. Создать богослужение, которое целевым образом будет предназначено для того, чтобы члены вашей церкви приводили друзей. И сделать это служение настолько привлекательным, приятным и созвучным для далеких от церкви людей, чтобы члены вашей церкви с удовольствием посетили его вместе с погибающими людьми, о которых они хотят заботиться.

 

Собрание людей - это еще не церковь. Однако
для увеличения церкви вам нужно сначала привлечь людей.

 

Церковь Седлбек с самого начала предложила такое служение. Когда другие церкви начали развивать подобный подход, то для описания подобного служения начали пользоваться термином "служение для ищущих душ". Создавая служение, на которое христиане желают приводить своих не спасенных друзей, вам не нужно для увеличения посещаемости пользоваться соревнованиями, кампаниями или взывать к чувству вины, чтобы увеличить посещаемость. Члены церкви будут из недели в неделю приглашать своих друзей, а ваша церковь будет испытывать постоянный приток неверующих посетителей. В этой и следующей главе я хочу дать целый ряд практических советов о том, как устроить служение для ищущих душ.

 

Планируя проведение богослужения, помните о цели

 

Каждую неделю мы напоминаем себе, кого мы стремимся приводить: Сэма из Седлбек и его жену Саманту. Когда вам известна цель, то она будет определять многие компоненты призывного служения для ищущих душ: музыкальный стиль, темы проповеди, свидетельство, произведения искусства и многое другое.

Многие евангельские церкви в конце богослужения делают призыв к покаянию. Это указывает на то, что функционально мы связываем богослужение с евангелизацией. Однако многие не видят само разрушающей стратегии в том, что первые 58 минут служение направлено на верующих, а потом вдруг в последние две минуты внимание поворачивается к неверующим. Неверующие не будут высиживать 58 минут в служении, которое не имеет к ним ни малейшего отношения. Все служение, а не только призыв, должно планироваться с мыслью о неверующих.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)