АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Негреев_14_(2011_05_29)_2_Ислам

В исламской традиции главное и самое интересное – это учение. Ислам делит все на 5: 5 столпов, 5 молитв и 5 вещей, в которые должно верить. Об этом говорится еще в Коране – 5 вещей, которыми определяется Ислам:

  • вера в Бога
  • вера в ангелов
  • вера в писания
  • вера в пророков и посланников божьих
  • вера в Судный День

 

Бог в Исламе описывается в традиционных теистических понятиях. Он всемогущ, вездесущ, един, прост, совершенен. Это нормальный теизм. Теизм – понятие во многом философское. Например, Бог должен быть простым, если он совершенен, п/что совершенство предполагает исключительно простоту, сложность не может быть совершенна. П/что всегда будет более сложное и менее сложное, а следовательно – несовершенное. Это простое философское размышление. И все эти понятия/качества Бога – они все связаны между собой строго логической нитью, все подчинены вполне здравому размышлению. Исламская традиция до конца разделяет эту философию, связанную с понятием теизм: «Бог ваш – Бог единый, нет другого Бога, кроме него – милостивого, милосердного». Он совершенен, у него есть 99 прекрасных имен, и принято именовать его в этих именах. Почему 99? Вопрос неясный. Большая часть из них даны еще в Коране, другие – в Сунне. Последнее имя Бога – говорится, что оно известно только Богу, и что станет известно только в конце времен. Либо считается, что последнее имя Божие – это само слово «Аллах». Либо просто говорится, что имен нечетное количество, п/что Бог нечет, и он любит нечет. У Аль Бухари в хадисе сказано: «У Бога 99 имен, 100 без одного. Кто помнит их наизусть – войдет в Рай. Бог – нечет, и он любит нечет». У Бога множество атрибутов. Бог един со своими атрибутами, со своими свойствами, в каждом из своих свойств он представлен полностью, п/что каждое из этих свойств представляет совершенство, а совершенство не может быть несовершенным. И т.д.

 

Важно, что Бог в Исламе – это Бог, и он личность, он лицо. Он не просто какая-то космическая сила, он не просто что-то. Он всемогущ, и это проявляется во всем. Он сотворил мир в 6 дней. Коран не имеет строгой последовательности, как в Библии, где строго рассказано – первый день творения, второй, третий. В Коране все раскидано, и не сказано даже – что и в какой день было сотворено. Просто упомянуто 6 дней. В эти 6 дней было сотворено все. И подчеркивается, что Бог сотворил и не устал. Это такая антитеза христианства. В Библии сказано: «И в 7-ой день почил от дел своих». И христианская традиция всегда видела в этом дне – день сегодняшний, т.е. то, что происходит сейчас. В этом есть большой соблазн – сказать, что Бог как будто бы устал. Коран подчеркивает, что – нет, не устал. Мы сотворили мир в 6 дней и не устали, - говорит Коран.

 

У Бога нет разницы между словом, мыслью и делом. У него это все одно. И поэтому Бог творит мир словом – тоже, как и в христианской традиции. Он зовет мир словом «будь», что можно сравнить с библейским – «И сказал Бог – да будет свет, и стал свет». То есть параллели очевидны.

 

Почему так важно, что в Боге слово, мысли и дело – едины? В этом и есть главное отличие человеческого бытия от бытия божественного. Это в нас не едино, - мы говорим одно, думаем другое и делаем третье. И так постоянно. А в Боге – все одно, и это есть «правда». Мы часто не понимаем слово «правда», и этот призыв – быть правдивыми во всем – это просто красивое слово. А на самом деле, этот призыв правды необходим каждому человеку, и потому он во всех религиях присутствует, п/что это уподобляет человека – Богу. У человека есть только одна проблема – у него это все растянуто во времени, и поэтому ему нужно сначала подумать, потом сказать, потом сделать. И у него есть повод свернуть с этого пути. Но именно тогда, когда в тебе объединяются все три положения, то только тогда ты становишься подобен Богу. П/что это у Бога все едино. В этом Ислам неуникален. Это сказано и в Зороастризме, да и в Христианстве.

 

В чем же различие? Бог творит мир в 6 дней, но по сути своей, сотворив мир, он не остановился. Он продолжает творить мир ежемгновенно. Более того, все, что происходит в мире – это творение и творение постоянное. Мир вообще не имеет никакой самостоятельности. У него нет никакого антологического статуса, он вообще неавтономен от Бога. Более того, его вообще нет! Но нет – не в том смысле, что он не существует, а в том, что нет в будущем. Его Бог все время творит, каждое мгновение этот мир творится Богом. Эти законы, которые действуют в этом мире – законы причинно-следственной связи, законы детерминизма – их нет на самом деле, бог поддерживает их иллюзию. Бог поддерживает привычку. Спичка сгорает не оттого, что она чиркнута о черкаш! Нет причинно-следственной связи. Она сгорает оттого, что ее спалил Бог. Так же и цветок прорастает не оттого, что была посажана луковица, которая проросла и дала росток, а оттого, что ее произрастил Бог. И это произрастание происходит постоянно. То, что нам кажется закономерностью, - лишь иллюзия, которую Бог поддерживает. И в любой момент Бог может нарушить ход привычных событий.

 

Вот такая эта грань, п/что мир – это одно, а Бог – это другое. Мир в исламе существует, он конкретен, реален, но совершенно не самобытен. Поэтому, в Исламе почти не развивается позитивная наука. Европейская наука строилась на вполне христианских принципах (потом она христианство отвергла), изначально посыл был такой – мир автономен от Бога, мир обладает целым рядом механизмов, которые Бог запустил, и которые автономно от Бога функционируют. И на основании этого, появилась наука, которая стала эти механизмы изучать. А в исламе нет такого посыла. И это отличие. Поэтому Ислам = покорность. Покорность – именно потому, что Бог довлеет над всем, п/что иначе невозможно. Ничего не принадлежит тебе и миру. Ничего – не самодостаточно. И поэтому – все от Бога – и смерть, и зло. Ислам – это традиция, которая действительно до конца может сказать – на все воля Божья. В Христианстве эта фраза корректна, но с целым рядом оговорок.

 

Дальше Бог творит человека. Он творит ангелов и творит человека. «Мы сотворили человека из сгустка» - говорит Коран. Также его зовут Адам. Он из земли. Но он сотворен не по образу и подобию божьему. Но отношение в Исламе к человеку исключительное. И это видно из предания о падении ангелов. Когда Бог творит человека, он созывает ангелов и говорит – поклонитесь ему. И ангелы кланяются – все, кроме одного, который говорит, что Я лучше, п/что я – из огня, а он – из глины. Так произошло отпадение Шайтана.

 

Впрочем, в суфизме взгляд на Сатану вообще удивителен и уникален. Суфизм – это исламская мистика, которая приблизилась к индийской с идеей растворения личности в Боге, с идеей упразднения самого себя и т.д. Халадж (последователь и идейный лидер суфизма) говорил, что Сатана – первый почитатель Бога, и вообще – первый правоверный. Что потому он и не поклонился человеку, что только Богу нужно было поклоняться. И что даже теперь он, своего рода, выполняет функцию мученичества, п/что он пошел на изгнание ради своей любви к Богу. Халаджа в итоге казнили.

 

В Коране даже есть упоминание, что человек даже дает имена, что он вроде бы властвует над землею, что он действительно царь зверей, венец творенья, но не по образу Божьему.

 

Между человеком и ангелом есть еще одна категория существ – это джины. Они тоже из огня, они что-то наподобие людей, они живут на земле, у них тоже есть свободный выбор, чаще упоминаются в негативном контексте. Джин – что-то наподобие низших духов, которые живут среди людей и в дела людей могут вмешиваться.

 

В Коране сказано, что человек сотворен лучшим сложением, что сотворен по своему собственному образу. И это явно антитеза Христианства. Но это не все. В традиции христианства человек – существо незаконченное, существо с вектором, существо, призванное к совершенству. А так как совершенен только Бог, то – призванное к соединению с Богом. Человек – это динамика, у которой есть высшая цель в виде совершенства, и есть образ божий, чтобы реализовать подобие Божие, чтобы достигнуть этого. А дальше - уже живи, как сможешь. И это главное, что отличает христианство и ислам, п/что в исламе четко сказано, что человек не только образ Божий, но он еще и сотворен изначально несовершенным. И ни к какому совершенству он не призван, призван только к покорности, к послушанию. Коран – «поистине, человек сотворен малодушным». То есть человек уже таким сотворен, сотворен малодушным изначально. Вот в христианстве принято винить человека. Идея падшести, идея греха для того и существуют, чтобы объяснить человеку, что «ты – проблема». А ислам говорит, что – нет. Более того, Коран даже не ругает человека. Вся слабость человека, она – изначально от Бога, т.е. он – просто такое существо.

 

Коран 28.68: «И Господь наш творит, что желает и избирает. Нет у них выбора»

Коран 37.96: «И Бог создал вас и дела ваши»

 

Этими аятами в исламской традиции была поставлена проблема свободы воли – есть ли она у человека? Бог полностью стоит над миром, он творит каждое мгновение, он также полностью стоит над человеком, п/что человек – полностью в его власти и до конца. Но это понятие Бога, которое стоит над всем и выше всего, оно требует, чтобы его воля была абсолютной. А это возможно только тогда, когда твоей воли нет.

 

В Христианстве – Бог, творя человечество, как бы умАлил себя, уменьшился, смирился. Он ограничил свою волю волей людей. И поэтому в христианстве даже нельзя до конца сказать, что Бог всемогущ. Он конечно всемогущ, но это всемогущество он сам ограничивает, создавая другую волю. И чтобы именно этого не происходило, исламская традиция говорит, что нет у них вобора.

 

Вопрос свободы воли в исламе очень сложен. Это очень неустойчивый вопрос. Что мешает человеку жить, как свинья, и просто говорить, что это воля Божья? Но этого не происходит! Были направления в исламе, которые говорили, что воля человека – это нечто самодостаточное. Они доминировали в исламском мировоззрении 200-300 лет – т/н мутазилиты, даже имели влияние на халифов. Но потом их выгнали, говоря, что это христианское влияние, вернулись к традиционному исламу и учение о свободной воле посекли очень сильно.

 

В итоге, получается, что бог творит все, кроме одного – маааленького посыла внутри – «Да/Нет». Это единственное, что от тебя зависит. То есть людей убивает не пуля, а воля. Грех – это воля. Зло – это воля. Если ты достал пистолет и выстрелил в кого-нибудь, то вот это желание – оно с тебя, а все остальное сотворил Бог (пистолет, пуля, смерть). Коран 2.286: «Не возлагает Бог на душу ничего невозможного для нее. Ей – то, что она присвоила, и против – то, что она присвоила».

 

Ислам всегда говорил христианству одно – что вы – очень дерзкие. Что ваша претензия на образ божий и на свободную волю – это слишком много. В христианстве всегда у человека остается возможность сказать Богу – «нет», и потом не сетовать, и не спрашивать – «а где Бог?» В Евангелие это выражено страшными словами, где Христос говорит – «вот я стою и стучу. И кто откроет?» Не вламываюсь, на врываюсь – нет! Вот это право человека – выслать Бога за пределы собственной жизни и собственного мира и жить без него. И это никак не влияет на собственное счастье и несчастье – никак. Ты можешь просто жить, и не факт, что тебя ТАМ накажут. В исламе это неприемлемо. Это ставит человека на один уровень с Богом. В христианстве, как не странно, бог и человек поставлены на один уровень, в силу того, что у человека есть свободная воля. И если Бог говорит – я хочу, а человек сопротивляется, то ничего не складывается, п/что Бог – не насильник.

 

Разница между христианством и исламом в этом идеале, в этом представлении о человеке, его позиции, которую он занимает в этом мире. Это разница между отношениями отец-сын и отношениями друзей. В Исламе – высшее, до чего доходит человек – это быть Вали Аллах = другом божьим. Но отношение к другу божьему не подразумевают равенства и тождества. (Собака – лучший друг) И поэтому ислам не очень много говорит о любви между богом и человеком. В Коране подчеркивается, что Бог любит человека, что он милостивый и милосердный, но любовь человека к богу ответная в Коране не обсуждается. Бог любит человека, а человек должен любить закон – шариат, но не бога в ответ. П/что взаимная любовь – это любовь, предполагающая подобие двух и некоторое единство между ними. В исламе – бог любит человека, но эта любовь из разряда, как я люблю свою собаку, но это никак не подразумевает моего единства с ней. Христиане тем и отличаются, что они могут сказать богу – мы с тобой одной крови – ты и я. Эта фраза продиктована тем, что называется в церкви евхаристия. Но эта фраза обоих ко многому обязывает. Если ты с ним одной крови, то ты должен как-то соответствовать. Митрополит Антоний Сурожский писал, что «если Бог не пришел когда-то на землю и не умер, как человек, то ему не оправдаться». Т.е не оправдаться перед человеком за то, что происходит в мире. Это дерзость, на которую ислам не способен. Это не хуже и не лучше.

 

В Исламе достижение Бога – это именно приобретение нового статуса. Ты стал другом божьим, т.е. ты достиг высоты. А в христианстве – любое достижение какого-то статуса – это возвращение к истокам, это не приобретение нового, а реализация старого.

 

Отношение к греху совершенно другое. То, что названо в христианстве отношением к греху и падшестью, в исламе – личное дело Адама. В Коране даже прямо сказано, что вот не ешь от этого дерева – не потому, что в день, в который съешь – умрешь, а просто не ешь и все! Чтобы не быть тебе неправым. Но Адам нарушает, уходит с прямого пути, совершает именно ослушание. Чтобы стать другом божьим, нужно ему подчиниться, покориться. В исламе – особенность – богу невозможно не покориться. Там бунтовать-то нельзя, в том смысле, что бесполезно. В рамках исламского мировоззрения – бунт против Бога невозможен. Поэтому, никакого Вани Карамазова в Исламе не будет! Там нет смысла бунтовать. Покорность – это даже не то, к чему ты призван, это форма твоего существования, то – как ты есть.

 

Грех Адама не стал не причиной смерти, не причиной падения мира, ни вхождения зла в мир. Все вот эти неполадки мира – они от Бога. Христианство говорит, что это человек, и его свинский поступок, опорочил и уничтожил все вокруг. Ислам говорит, что все от Бога. Причина того, что происходит в мире – только Бог, не человек. И поэтому потом Адам с Богом помирился, он один из праведников.

 

Бог все время посылал писания в мир – и Пятикнижие Моисеево, и Новый Завет, т.е. слова Христа. Все это признанно, и признанно, что это совершенно нормальные писания, открытые Богом. Но! Эти писания были искажены. Христиане их исказили тем, что сказали, что Христос – сын Божий. Иудеи исказили тем, что сказали, что Узайра – сын Божий (что это значит – непонятно, ведь в самом иудаизме никакого Узайры нет). Все эти писания искажены, но в своей основе они имеют Коран. А Коран – вечен. И поэтому Тора – это Коран, Евангелие – Коран, только в искаженном состоянии.

 

Тоже самое касается и пророков бога. Бог постоянно посылает миру своих посланников – и Авраам, и Моисей, и Иисус – все это посланники божие в мир, но все они были неправильно поняты миром. Их выслушали и исказили. Евреи исказили по-своему, христиане – по-своему. А Мухаммед – самый лучший и самый правдивый пророк в силу того, что самый последний. Парадоксальным образом, но ислам живет в логике эволюционизма. Те есть Мухаммед потому лучший, и потому правильный – п/что последний. И в диалогах между мусульманами и христианами этот аргумент встречается с самых древних времен.

 

Но среди всех особое место занимает Иисус. Он упомянут в Коране не так часто. Авраам упоминается в Коране 502 раза, Моисей – 245, Иисусу отведено всего 93 аята. Главная разница в том, что Иисус – не просто человек, но только человек, т.е. не бог и не сын божий. Это главное отличие между христианством и исламом. Иисус действительно уникален. Наверное, Мухаммед берет эту уникальность из каких-то христианских сообщений. Ясно одно, что Иисуса почитают в исламе очень высоко. Это в Коране обосновано.

 

Во-первых, все люди, когда рождаются, их касается Сатана (нет падшести, нет грехопадения, но Сатана почему-то касается), даже не касается, а «колет», - и от этого все младенцы орут в детстве. Однако же Сатана не коснулся Иисуса при рождении и матери его. (Иисус рождается без греха, а в католической традиции – и богородица – без греха) В исламе нет категории падшести, греха нет, но есть какое-то такое предание, что Сатана всех касается.

 

Во-вторых, Иисус так же как в Евангелие рождается без отца. Только он не зачинается богом, а бог творит его подобно Адаму во чреве матери прямым повелением. Поэтому, Коран тоже называет Иисуса новым Адамом (как и в христианстве). Только причины разные. В христианстве – он – новый Адам, новое творение, все, кто пьет его кровь, ест его тело, те в нем пребывают и становятся новым Адамом в том плане, что – очищенным. А в исламе он – новый Адам, п/что он технически появился таким же способом.

 

Есть целый ряд глаголов в арабском языке, которые применяются к богу – «творить», «воскрешать», «оживлять». Нет ни одного существа в Коране, к которым бы эти глаголы использовались, кроме Иисуса. Он творит несколько чудес в Коране. 1 – он лепит глиняную птичку и вдувает в нее жизнь, и она оживает (творит птичку). 2 - он воскрешает умершего. 3 – он исцеляет прокаженного. В Коране он назван Духом, Мессией. «Мессия – Иисус – сын Марии – есть только посланник Бога. Есть слово его, низведенное им в Марию, есть Дух его». Таких несостыковок довольно много.

 

Та смерть, которой умирает Христос в христианской традиции, неприемлема для ислама. Поэтому, мусульмане говорят, что этой смерти не было, что бог забрал Иисуса живым на небо, и Иисус жив. И он вернется. Это будет – одно из знамений приближения судного дня. Но вернется человеком, не судьей, как в христианстве (пришествие его будет видно от востока до запада, и от севера на юг). Нет, он тихо, как человек придет, будет жить. У него будут дети, жена. У него даже есть могила, п/что он умрет (она есть сейчас уже в Медине).

 

Судный День часто в исламской традиции называют просто часом. Просто час, который непременно придет и придет внезапно. Это представление о судном дне и о том, что со всех все спросится, было главной частью проповеди Мухаммеда, самой ранней. Во время этого судного дня должно произойти воскресение умерших, которое произойдет как бы, как второе творение. То есть бог повелит, и все воскреснут. Коран – «он вас сотворил впервые, также вы и вернетесь. К нему ваше возвращение всех, по обетованию бога истинного. Вот он начинает творение и потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые уверовали и творили благое по-справедливости. А те, которые не веровали, для них – питье из кипятка и наказание мучительное за то, что они не веровали». Порой, это воскресение называется вторым творением.

 

Каковы пять знамений? 1 – Коран 27.82: должен выйти из земли говорящий зверь, некий Дабха. 2 – Коран 44.10: небо произведет явный дым. 3 – Коран 54.1: расколется Луна. 4 – выйдут на свободу народы гога и магога. Они выйдут и должны распространить бесчестие. 5 – придет Иса. Его функция будет в том, чтобы победить эти народы гога и магога, чтобы остановить бесчестие.

 

Позднее, уже после Корана (не в коранической традиции) появляется предание о некотором Даджале (что-то на подобие Антихриста). С ним тоже Иисус воюет и побеждает. Есть еще предание о Махди. В древних текстах говорилось, что нет Махди, кроме Иисуса. Потом Махди становится каким-то даже автономным персонажем, который помогает Иисусу. Иисус во втором своем пришествии и Махди очень напоминают иудейского Машааха и зороастрийского Сааушьянта. То есть, это классический мессия, человек, царь праведный, который должен придти в мир, установить праведность в этом мире, остановить бесчестие. И потом будет Суд. Так же, как вот это стояние перед горой Арафат. Хорошим – хорошее, плохим – плохое.

 

 

То, что ислам может быть привлекательным в религиозном плане, действительно так. Ислам кажется страшным, грозным только стороннему наблюдателю. Нам из своих европейских глаз кажется, что это все дикость. Но ислам очень пластичен, он может приспосабливаться. А главная черта в том, что ислам не требует от человека совершенной любви. Не требует, потому что, видимо, знает, что человек на это не очень способен. Единственное, что он требует от человека – быть человеком. Ничего сверхчеловеческого, ничего совершенного – нет. Зато, если ты живешь в законе, то ты в праве сказать, что ты – праведник. А в христианстве – как ты не крути, ты все равно несовершенен. Насколько бы высоко ты не поднимался, ты понимаешь, что это не предел, что нужно еще и еще. Христианство – это вектор, это не статика, это не что-то законченное. Это именно постоянный призыв к совершенствованию и постоянное недовольство собой. А ислам позволяет спокойно жить и быть собой довольным, удовлетворенным. Христианином порой быть невыносимо тяжело, п/что иногда кажется, что это невозможно, и от этой невозможности просто опускаются руки. А ислам дает хорошую, четкую, твердую, законническую систему, в которой можно жить нормально, и которая жить тебе не мешает. Это религия для тех людей, которые не могут жить в этой любви постоянной, и каком-то постоянном совершенстве, для тех, кому достаточно закона. Ницше постоянно кидает в пику христианство, что христианство забирает у человека жизнь. Вот ислам точно не забирает жизнь!


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)