АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАЗАХСКОГО ХАНСТВА ХV – XVIII вв

Читайте также:
  1. A) основание Казахского ханства
  2. B) Ханства Абулхаира
  3. CXXVIII
  4. LXXVIII
  5. LXXXVIII
  6. XVIII ВЕК — ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
  7. XVIII ст., з одного боку, - століття, в якому Україна втратила політичну автономію, а з іншого, відбувся розквіт української культури, яка йшла в ногу з Європою.
  8. XXXVIII
  9. XXXVIII
  10. XXXVIII
  11. XXXVIII 1 страница
  12. XXXVIII 2 страница

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО

 

1. Рассмотрите вопрос «Система правления в Казахском ханстве» по таблице, представленной в «Приложении».

Административная, гражданская, судебная, военная власть на территории всего ханства принадлежит Великому хану, из династийной ветви чингизидов. Но вместе с тем, хан не обладает реальной силой. В его непосредственном подчинении ханская гвардия – толенгыты, которые в мирное время выполняли хозяйственные функции в ханском ауле. В ханстве не было постоянного войска, в случае воны созывалось ополчение. При хане действовал Ханский совет, в который входили султаны и родоправители. Раз в год хан собирал курултай, на котором решались военные, посольские, земельные вопросы.

В Казахском ханстве параллельно существовали две власти – аристократическая и авторитетная. Первая опиралась на элиту закрытого типа – власть чингизидов – торе. Вторая опиралась на элиту открытого типа, основанную на опыте и авторитете – власть биев и родоправителей.

2. Правовые вопросы наиболее кропотливо стали разрабатываться весь 17 в., и завершились при хане Тауке в своде законов «Жеты жаргы». Этот свод законов разрабатывался наиболее известными биями 17 в., и включал в себя следующие разделы:

o Земельный закон, в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

o Семейно-брачный закон устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

o Военный закон регламентировал воинскую повинность, формирование подразделений и выборы военачальников.

o Положение о судебном процессе обговаривал порядок судебного разбирательства.

o Уголовный закон устанавливал наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

o Закон о куне также устанавливал наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

o Закон о вдовах регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

В области международного права действовал «Кодекс Касыма».Дополнением к кодексам служили положения съездов биев – «Ереже», «Билер сози» (судебные прецеденты).

Судопроизводство основывалось на обычном праве – адате и мусульманском праве – шариате. Судебная функция выполнялась биями-родоправителями. Особо сложные дела решались на съезде биев. В разбирательствах некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел судьи получали вознаграждения – бийлик, ханлык.

Если ответчик уклонялся от суда, то истец имел право на барымту. В законодательстве широко применялся принцип коллективной ответственности общины. Например, если ответчик не выплачивал штрафа, то он взыскивался с общины, и ей соответственно предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. В степи не существовало тюрем, поэтому не было наказания – лишение свободы. Смертная казнь применялась только в случае изнасиловании и краже чужой жены. Право исполнения приговора лежало на истце.

3. Казахское общество делилось на несколько сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Три основных сословия: белая кость, черная кость, рабы. Белая кость делилась на торе – чингизидов, по праву рождения получавших звание султан и имевших право на престол, и кожа – потомки первых проповедников ислама, имевшие более ограниченные права. Султаны не занимались производственной деятельностью, участвовали только в регулировании общественных отношений и военном деле. Кожы регулировали духовную жизнь общества, в отличии от традиционного мусульманского духовенства, выполнение этих функций зависело не от образования, а от происхождения.

Основное сословие – черная кость – семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Из их рядов появлялись бии и батыры. Бием мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и авторитетом. Часто в степи возникали династии биев, но звание не было наследным. Батыры – профессиональные военные, возглавлявшие ополчения. Это звание также приобреталось благодаря личным качествам. В мирное время могли руководить общинами или быть рядовыми общинниками.

К непривилегированной группе относились тюленгуты – военные слуги султанов. Это люди, добровольно отдавшие себя под покровительство чингизида. Часто ими становились люди, лишившиеся по разным причинам покровительства общины. Мужчина становился дружинником, его семья обеспечивала султана продукцией.

Самое низшее сословие – рабы - военнопленные. Дети рабов также становились рабами. Однако в зависимости от притока новых рабов (военнопленных), прежние рабы могли получить свободу и стать равноправными членами общины.

Внутри общины происходило выделение профессиональных групп. Наиболее престижной была группа жылкышы (коневоды). Далее шла работа койшы или шопана (чабан-овцевод). К непрестижной группе относились – жатаки (земледельцы). Это общинники, лишившиеся скота. Они оставались на зимовках – обрабатывали землю, ремонтировали землянки, загоны для скота, собирали топливо. При возможности они старались приобрести скот и вновь начать кочевать. Особенно большие группы жатаков возникали в местах, благоприятных для поливного земледелия.

4. В ХҮ –ХҮІІІ вв. в хозяйстве казахов особо ярко выделяются три направления развития скотоводства. Это кочевое скотоводство, распространненое в степных и полупустынных Казахстана. Ему характерно кочевание в четыре сезона (кытау, жайлау, коктеу, кузеу). В хозяйстве использовался скот, способный к тенебевке: лошади, овцы, верблюды. В этих хозяйствах параллельно с кочевым скотоводством развивалось обработка продукции скотоводства, кузнечное и столярное ремесло. Полукочевое скотоводство было характерно хозяйствам Жетысу, Алтая, Урала. Им характерно два сезона кочевания – кыстау, жайлау. В хозяйстве преимущественно разводили лошадей и овец, но встречается и крупный рогатый скот. Земледелие, садоводство, огородничество играют большую роль в хозяйстве. Развивается профессиональное ремесло – ткачество, ювелирное, строительство и т.п. Оседлое хозяйство развивается в южных районах Казахстана, Жетысу, долинах Иртыша, Торгая, Нуры, Иргиза, вокруг Балхаша и Зайсана. В этих хозяйствах преимущественно выращивали крупный рогатый скот, но основное значение имело земледелие.

Если в степной зоне земля и водоемы находились в общинной собственности (право пользования у каждого члена общины), то в южных районах уже сформировались формы частного землепользования. Выделяют следующие формы:

o Икта («отрезанная земля») – передача угодий во временное пользование за заслуги в военной или гражданской службе с правом сбора налогов.

o Сойургал («земля, отданная в подарок») частное, наследное землевладение с правом собирать налоги, решать судебно-административные вопросы.

o Вакф – земля, переданная мусульманскому духовенству с правом сбора налогов.

o Мильк – право представителей мусульманского духовенства на частную земельную собственность и сбор налога с населения.

В Казахском ханстве налоги выплачивали представители черной кости. Наиболее распространенные виды налогов и податей:

o Харадж – налог земледельцев,

o Баж – дорожный налог с торговцев,

o Жасак – налог кочевника-скотовода,

o Тагар – налог с горожан для продовольственного обеспечения расквартированного войска.

o Зекет – налог в виде натуральных продуктов, собираемая с мусульман за недвижимость и за право вести торговлю,

o Калан – налог на землю,

o Согым, сыбага – налог в виде определенного количества мяса.

Кроме налогов черная кость имела следующие обязанности:

o Мардикар – строительство арычно-оросительной система, ее очищение, сооружение мостов, прокладка дорог.

o Куналгы – встреча войск и его обеспечение.

o Жамылгы – организация мероприятий по случаю приезда администрации (обеспечение жильем, питанием, транспортом и т.п.).

o Уртон – содержание почтовых станций (смена лошадей, ночлег, питание).

o Асар – помощь однообщиннику в проведении сельскохозяйственных работ (строительство зимовок, сенокошение, рытье колодцев, стрижка овец и т.п.).

o Конакасы – бесплатное предоставление угощения и ночлега путнику, попавшему в аул.

o Журтшылык – окозание помощи общиннику в случае уплаты им долга, штрафа, калыма, приданного.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)