АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к определению структуры социологии

Читайте также:
  1. А) по определению концентрации растворов
  2. Анализ объема структуры и качества строительно-монтажных работ
  3. Анализ структуры почвы
  4. Анализ структуры рисунка.
  5. Анализ структуры технического состояния основных фондов
  6. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  7. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  8. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  9. Бытие как хаос и как порядок: горизонтальные и вертикальные структуры.
  10. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  11. Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции
  12. Вильфредо Парето и его место в социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:
1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни
2) теории — совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы
3) методологии — системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход — целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Третий подход — масштабный — делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая — сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

 

3. Основные функции социологии.

Функции социологии.
1. Познавательная. Она заключается в накоплении знания об обществе, о его процессах и структурных элементах. Важное значение этой функции определено ускорением темпов развития общества
2. Прогностическая. предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.
3. прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества
4. Ценностно-ориентирующая человека. Гуманистическую. Она находит свое проявление в следствие того, что социология разъясняет то, какие условия необходимы человеку для самореализации, показывая, каким образом можно полностью реализовать собственную социальную сущность.
5. Мировоззренческая.Социология, изучая современное общество, создавая полную картину социальных процессов и отношений, формирует систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, а также отношение самого человека к себе и к социальной действительности

 

4. Социология в системе социально – гуманитарного знания.
Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию общества, которая выступает как теория всех других гуманитарных наук;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология).Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.


5. Основные этапы развития социологии как науки.

XIX в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества – позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40—80-е гг. ХГХ в.

У истоков социологии стояли представители социальной философии, политэкономии, математики и эмпирических социальных исследований. Благодаря им постепенно выкристаллизировалось понимание общества как системы взаимодействий людей,возникла потребность в создании новой науки об обществе – социологии.

Эволюция социологии с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. на втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления.Институализация социологии, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгей-ма (1858–1917) – автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества – гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864–1920), В развитии социологии этот период был периодом кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

20—60-е гг. XX в. характеризуются стабилизацией. Это начало бурного развития эмпирической социологии.На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился функционализм социолога Т.Парсонса (1902–1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости.Последователь М. Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916–1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в США.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 1960-х гг., характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего земли и человечества.

 

6. Социальная стратификация и дифференциация.

Социальная стратификация. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Критерии стратификации:доход,власть,образование,престиж.

Соц.диф.-разделение общества на различные соц.группы,которые занимают в нем разное положение. Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

7. Особенности социальной структуры современной России.

-сложился многочисленный предпринимательский слой

-появились новые престижные виды деятельности,что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему

-полярное расслоение общества.РАСТУЩАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

-формирование среднего класса,ядро которого образую высокопродуктивные соц.категории(предприним.,менеджеры…)

-широкая маргинализация общества

-нарастание соц. Различий по территориям страны

Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной ориентации,
идет интенсивная смена элит. На общественную сцену выходят новые социальные группы, массовые слои изменяются, расширяется "социальное дно", все более криминализируются экономические отношения. С источниками структурирования складываются и его новые механизмы, вызванные введением частной собственности, капитализацией хозяйственных отношений, урбанизацией, перестройкой коммуникаций, ростом национального самосознания и др. Они привели к возникновению групп предпринимателей, фермеров, крупных и мелких собственников, высококвалифицированных менеджеров, увеличили разнообразие этнокультурных групп (казачество) и стилей жизни, не сводимых к традиционным классовым характеристикам.

 

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного Российского общества:

 

- социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

 

-размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);

 

-процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.

-усложнение соц.структуры общесвта

-маргинализация общества

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

8. Малые группы и их типология.

— это немногочисленная группа (не­сколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные кон­такты, а отношения регулируются неформальными ин­ститутами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обез­личенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социаль­ным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влия­ния (проблема лидерства). Существует бесчисленное количество определений малых групп.

Типология малых групп

Деление малых групп на виды возможно по разным критериям.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы­ - это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Неформальные группы -это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Пример: дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.

Условные группы -это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.

Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

 

9. Личность и индивид в обществе.

Личность — общеупотребительное слово и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Индивид — человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. Индивидные свойства не являются личностно формируемыми, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личностным и профессиональным качествам, поскольку они составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

 

10. Проблемы социализации личности.

Социализация - это процесс, благодаря которому отдельный человек приобщается к образу жизни своей группы и более широкого сообщества посредством обучения тем правилам и изучения тех идей, которые содержатся в данной культуре.

Вся проблема социализации личности может быть выражена как отношение между личностью и социальными институтами общества. Какой бы аспект социализации мы ни взяли, всюду мы сталкиваемся с необходимостью вхождения личности в систему социальных институциональных отношений. Например, получение высшего образования сопряжено с такими институциональными формами деятельности, как подача заявления, прохождение экзаменов и конкурсного отбора, обучение вузовским дисциплинам, подготовка дипломной работы и т.п. Все это - предусмотренные обществом формы отношений в сфере высшего образования. По такой же логике развиваются социальные отношения в других областях человеческой деятельности: в труде, спорте, искусстве, на военной службе, в политике и т.д. Итак, между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности - это социализация, т.е. объективное и субъективное вхождение в социум, привыкание к определенному структурному порядку. Со стороны общества это - институционализация отношений, конституирование системы норм, регулятивов и принципов, с которыми личности будут согласовывать свое индивидуальное поведение. Личность и общество взаимно обуславливают свое бытие.

 

11. Социальные организации и социальные институты.

Соц.орг.-Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей. Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация ». «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции»

Социальные институты— это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Термин употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д. Основные функции, которые выполняет СИ.: 1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль. Деятельность СИ. определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий

Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

 

12. Социальный статус: понятие и виды.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций.

Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Значит, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.

Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.) Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый.

Предписанный статус – это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д.

Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей самого индивида. Во многих отношения граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Поэтому, социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения этих функций.

 

13. Социальные роли и ролевой набор.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с од­ним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, ста­тус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, кон­сультант промышленных фирм и правительства, администра­тор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведе­ния. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и на­ставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил:-чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая яв­ляется скорее неформальной ролью мудрого советчика, стар­шего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации со­циальных отношений.

 

14. Девиантное и делинквентное поведение.

Девиантное - отклоняющееся поведение которое несоответствует требованиям соц.норм.1.опасное для общества,2.полезное 3 безразличное.

Деликвентое -совокупность преступных действий индивида.

1.деструктивное(приносящее вред самой личности суицид.нваркомания.алкоголизм)2.ассоциальное (наносящее вред обществу-терроризм,нарушение прав человека.)

Причины девиантного:

-биологические причины(синдром маленького чел-ка)

-психологические (умственные дефекты)

-социологические(изменение в обществе накладывающий отпечаток на человеке)

15. Теории социальной мобильности.

Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. По мнению П.А. Сорокина, мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.

Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

Положение человека в социальном пространстве определяется: 1) его отношением к социальным группам, с которыми он взаимодействует; 2) отношением групп друг к другу внутри популяции; 3) отношением данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства.

В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур: 1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества); 2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса.

Типы (виды) мобильности: 1) вертикальная – перемещение индивида или группы по "социальной лестнице" вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) (первое может быть связано с повышением квалификации, назначением на более высокую должность, получением более высокого дохода, второе – с увольнением, банкротством и т.д.); 2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.); 3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером; 4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился); 5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель); 6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром); 7) индивидуальная; 8) групповая и др

Вертикальная мобильностьизменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Горизонтальная мобильностьизменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.
Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

 

16. Структура и типология обществ.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического равновесия

. В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений.

Структура общественной системы выступает но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Типология общества.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм (Спарта, Пруссия, царскую Россия, нацистскую Германия, Советский Союз). Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (древние Афины и современные западные демократии).

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

 

17. Основания типологизации обществ в социологии.

Типологизация - метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного).

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений). Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства.
Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда, неформальным регулированием взаимодействий.связанностью членов отношениями, примитивной системой управления общностью.
Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.
Индустриальное общество это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом..

 

 

Отличительные черты постиндустриального общества:

* переход от производства товаров к экономике услуг;
* возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
* главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
* контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
* принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

 

18. Понятие и сущность социального конфликта.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе,

которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных

субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти. Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических

изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между

потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или

разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии

понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо

сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других

ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание,

нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

 

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе,

которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных

субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти. Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических

изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между

потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или

разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии

понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо

сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других

ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание,

нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

 

 

20. Типология социальных конфликтов.

Социальный конфликт - это всегда следствие социального неравенства. По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:
1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
4). Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.
По формам конфликты можно разделить на:
- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.
- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).
Конфликты по протеканию делятся на:
- кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);
- продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

 

21. Социология религии.

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического

Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии.

Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля.

Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализа религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии.

Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма.

 

22. Социология гендерных отношений.

Гендерная социология — отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп.

В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества.

Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender — «пол»), введенный в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921—2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя — анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.

Т. Лакер считал, что существует только мужской пол, а женский считался недоразвитой его формой.

Гален говорил, что мужской и женский организм подобны. Только у одних органы снаружи, у других — внутри. Интерсексуальность — это слияние мужского и женского полов, то есть различные мутации половых органов и функций организма, сюда можно отнести такое явление как гермафродиты как истинные так и псевдо.

В 1968 году, Робертом Столлером было введено понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников Столлер выделил понятия sex как биологический пол, и gender как пол социальный.

Позднее Лорвер Джуди в своей работе «Пол как социальная категория» рассматривал категории sex и гендер в 5-ти возможных позициях:

1.пол (sex) как биологическая категория — непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации (как предполагается, конгруэнтной с вышеназванными свойствами и с предназначением принадлежности к полу как биологической категории);

2.пол (sex) как социальная категория — предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;

3.половая (sex-gender) идентичность — осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;

4.пол (gender) как процесс — обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих — в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;

5.пол (gender) как социальный статус и структура — гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку

 

23. Социология молодежи.

Социология молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Социологию молодёжи следует отличать от ювенологии — комплексной дисциплины, изучающей молодёжь как социально-возрастную группу и объединяющей социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический, этический и другие подходы

Понятие «молодёжь» В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

подростки до 18 лет

молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет

молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Таким образом, молодёжь:

наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

отличается определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;

является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

как социальный слой — является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другим девиациям.

 

24. Социология семьи.

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья — социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют и гомосексуальный или однополый брак — брак между лицами одного пола. Также традиционно науке выделяют еще 3 формы брака, различающихся своей структурой:

Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, данная форма брака преобладает в современных развитых обществах.

Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами. Выделяют две формы полигамии: полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

Групповой брак — брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами.

Существуют и альтернативные браки, которые обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом отношения супругов юридически не оформлены.

 

25. Социология общественных связей и отношений.

Общ.связь - совокупн.зависимостей между людьми,реализованных через соц.действия,ихвзаимные отношения,которые объединяют людей в соц.общности. Структура соц.связи:субъекты связи,предмет связи,механизм.

Види соц связей:

Соц контакты,соц действия,Соц.взаимодействие(интеракция)соц отношения.(Отношения между людьми осущ.в соответствии с законами соц.организации общ-ва)

Многообразие связей составляет структуру общ.отношений.

Общ.отношения-устойчивая система,ограниченная определёнными нормами.Элементы:субъекты,объекты,потребности,интересы,ценности.

Соц.отношения функцианирую в рамках системы соц институтов,и регулируются,механизмом соц.контроля.

26. Теории этничности в социологии.

Особое место в межнациональных отношениях занимает вопрос о самоидентификации каждого человека с этнической группой, поскольку решение его становится основой принятия того или иного решения, осознания ценности и приемлемости определенного стиля поведения, готовности поддержать избранное общественное или политическое движение.
ответе на главный исходный вопрос - в какой области надо искать факторы, ответственные за возникновение этничности - все авторы открыто выражают согласие с конструктивистской теорией этничности, более точно, с инструменталистским ее воплощением (напр., с. 11). Инструменталистская модель, представленная, например, Коэном, предполагает, что возникновение этнических групп должно интерпретироваться как проявление более глобального социального феномена - политического и экономического неравенства. (В противовес этому, создатели конкурирующих подходов, такие, как Митчелл или Гирц подчеркивали значение культурной неодинаковости.) Этничность для инструменталистов - это групповая стратегия, с помощью которой обеспечивается доступ своих членов к ограниченным ресурсам, и затрудняется их переход в руки не-членов.

 

27. Социология глобализации.

Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем Г. выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу

Г. - это признание растущей взаимозависимости современного мира, главным следствием которой является значительное ослабление (некоторые исследователи настаивают даже на разрушении) национального государственного суверенитета под напором действий иных субъектов современного мирового процесса - прежде всего транснациональных корпораций и иных транснациональных образований, например, международных компаний, финансовых институтов, этнических диаспор, религиозных движений, мафиозных групп и т.д. Не связанные, в отличие от национальных государств, условиями международных договоров и конвенций, эти транснациональные образования оказываются в более выгодном положении, перераспределяя в свою пользу властные полномочия. Основной сферой Г. является международная экономическая система (мировая экономика), т.е. глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом. Успех глобальных корпораций в значительной мере опирается на признание их продукции потребителями разных стран. Даже в странах с высоким уровнем развития товарного национализма продукция глобальных корпораций находит успешный сбыт по причине ее относительной дешевизны и качества. Кроме того, огромные прибыли глобальных корпораций позволяют вкладывать гигантские средства в рекламу, внушающую потребителям, что это именно те товары и услуги, которые им нужны. Глобальные производство и сбыт формируют глобального потребителя - "гражданина мира", который во всех странах ищет и находит одно и то же, наслаждается одним и тем же. Г. представляет собой комплексную тенденцию в развитии современного мира, затрагивающую его экономические, политические, культурные, но в первую очередь информационно-коммуникационные аспекты. Так, мощным двигателем процесса Г. стали электронные СМИ. Спутниковое телевидение, получающее все большее распространение, ломает национальные границы, превращает постоянно растущую часть населения Земли в одну гигантскую телеаудиторию, которая смотрит одни и те же фильмы, любит и знает одних и тех же звезд, стремится к одним и тем же символам материального успеха

Другой важной составляющей процесса Г. выступили современные информационные технологии (Интернет, компьютерная связь, мультимедиа и т.п.), позволившие транснациональным организациям размещать различные составляющие производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты. Следующий уровень Г. - унификация менеджерской стратегии и тактики, разрабатываемой для глобального рынка без попыток адаптации управления к местной специфике.

Таким образом, Г. предполагает также и тенденцию к унификации мира, к жизни по единым принципам, приверженности единым ценностям, следованию единым обычаям и нормам поведения. (Индивидуальные феноменологии во все большей степени релятивизируются в глобальной системе координат.) Г. фундирована социальным состоянием, когда символические практики приоритетны по отношению к материальным, начинает доминировать Г. символических обменов, освобождающих (уже в силу своей природы) социальные отношения от пространственных референций. Г. ведет к взаимному уподоблению социальных практик на уровне повседневной жизни. Именно этот аспект Г. является традиционным объектом критики защитников национальных культурных традиций от эскалации западной, и прежде всего американской, информационной продукции. Они полагают, что Г. информационно-коммуникационных процессов ведет к нивелированию самобытности культур в различных странах и подчинению СМИ не гуманитарным, а коммерческим интересам.

 

28. Социология культуры.

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида

Социология культуры, культурсоциология - в первом значении (С.К.) подразумевается специальная социологическая теория (отрасль социологического знания), во втором (К.-С.) - специфическая парадигмальная область социологического знания. В обоих случаях речь идет об исследовании культуры, ее феноменов и динамики концептуальными и методологическими средствами социологии с целью установления зависимостей между ними и социумом, его феноменами и динамикой.

 

29. Социология коммуникации.

Социология коммуникаций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».

Существует, в основном, три фактора, влияющих на развитие социологии коммуникаций:

Социальные изменения — влияют на тему исследований.

Техника — появление новых средств массовой коммуникации.

Новые методы исследований — стимулируют появление новых исследований.

 

30. Социология инноватики.

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.055 сек.)